КЛ НХТ. Конспект лекций (на правах рукописи) Абакан
Скачать 128.85 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт искусств Музыкальный колледж 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество СД. 02 Народное художественное творчество Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине Конспект лекций (на правах рукописи) Абакан 1. РАЗДЕЛ. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества. 1.1.Понятие и сущность народного художественного творчества. Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы. Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества: 1. Устное народное творчество (фольклор). Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос. Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика. Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события. 2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора — песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: - календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни); - полевые работы (покосные, жатвенные песни); - рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни) - смерть (похоронные плачи-причитания). 3. Народный театр — театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие). 4. Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.
В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д. Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище — архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое. Современное народное художественное творчество представлено формами: - любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам); - художественная самодеятельность — форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку; - народные промыслы — это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.) Народное художественное творчество — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Следует различать понятия «народное художественное творчество» и «народная художественная культура». Народная художественная культура – воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.) Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества. Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа. А.С. Каргин предлагает следующее определение основных структурных образований народной художественной культуры. 1. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстетическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов. 2. Неофольклор - бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающейся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее второй волной в современной фольклорной культуре. 3. Фольклоризм или вторичный фольклор - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления. 4. Художественная самодеятельность - социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения части населения художественным навыкам и умениям. 5. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор - овеществленный, материализованный слой народной художественной культуры, отражающий в образно-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы. 6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхождение и связана с эпохой земледельческого календаря. 7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп. 8. Аутентичная культура - наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной сфере. Это первичная, изначальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п. Понятие «аутентичная» и «традиционная» тесно соприкасаются в характеристике народной культуры. 1.1.2. Специфические черты фольклора. Специфические черты художественной самодеятельности. Единые принципы функционирования форм народного художественного творчества. Народное искусство, фольклор представляет древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях: бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления, декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор. Это и народные умельцы, мастера, народные промыслы, художественно-исполнительские ансамбли, студии. Каждое из таких проявлений связано с подлинно народной основой: в одних случаях сохраняются традиции, в других, возможны вольные обработки народных мотивов. Художественная самодеятельность как форма народного творчества, занимающаяся созданием и исполнением художественных произведений силами любителей, активно осваивает фольклорные традиции: исполнительские приемы, выразительные средства, формы подачи материала, характер общения с публикой. Для того, чтобы успешно заниматься развитием фольклорной самодеятельности, следует учитывать специфику подлинного народного искусства. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстетическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов. Фольклор – важная часть национальной духовной культуры народа. Основная особенность нации – общность – проявляется и в народном творчестве. Так, например, по всей России распространены одни и те же песни, сказки и пословицы. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы важные для всего народа. В старом, традиционном русском фольклоре популярны были сказки о мужике и барине, потому что вопрос о крепостном праве был важнейшим вопросом русской жизни. Фольклор всех народов глубоко патриотичен. Народ заботился о защите родины. В фольклоре отразились и национальное сознание, и патриотическая гордость. Пример тому множество пословиц, песен, сказок, былин. Признавая фольклор как неотъемлемую часть живой культуры, необходимо подчеркнуть его специфическую сущность. Исследователь Давлетов К.С. выделяет следующие специфические черты фольклора: - коллективность творчества, бытование в народе; - отсутствие авторского начала; - импровизационность в рамках заданной традиции; - вариативность, наличие нескольких вариантов текстов, мелодий, сцен и т.п.; - синтетический характер – одновременное использование нескольких искусств: инструментального, вокального, хореографического, театрального. Любой народный праздник, обряд свидетельство тому. - синкретизм (сочетание) творческой и социальной деятельности; - условность действий (отсутствие сцены, декораций, традиционность костюмов, грима и т.д.); - игровая сущность (ряженые на Коляду, Масленицу; народные праздники всегда сопровождались играми). Этот же ученый определил следующие специфические черты художественной самодеятельности как одной из форм народного творчества: - имеет авторское начало; - имеет фиксированный текст драматургии или музыки; - имеет явные признаки жанровой принадлежности. Для выделения специфических черт фольклора исследователь Емельянова А.М. сопоставила два явления: фольклор или народное искусство и художественную самодеятельность:
Таким образом, фольклор и художественная самодеятельность – две самостоятельные оригинальные формы народного творчества, блоки художественной культуры общества, которые близки, так как являются формами непрофессионального «неученого» народного творчества. Правомерно рассматривать художественную самодеятельность как наследницу фольклора. Эти два явления взаимосвязаны, следовательно, имеют единые признаки и принципы функционирования. Одним из условий народного художественного творчества является свобода (внешняя и внутренняя). Это побуждает выделить в качестве решающего признака - добровольность – действие на основе собственной воли, имеется в виду внутренняя воля, желание, потребность. - духовная мотивация. Если творчество не любая активность, а стремление человека быть более совершенным, то независимо от осознанности или неосознанности внутренних потребностей в творчестве мотивы его участия не носят материального характера. А есть стремление к самообразованию и самореализации, получение удовольствия от процесса занятием творчеством, стремление выразить себя, раскрыть свои способности. Из этого вытекает следующий признак: - собственная внутренняя активность. А.С.Каргин, опираясь на перечисленные признаки, выделяет следующие принципы функционирования народного художественного творчества: - демократизм, т.е. свойственно доступно широким слоям народа; - массовость, т.е. свойственно большому количеству людей; - свобода творческого проявления; - досуговый характер. 1.1.3. Детский фольклор. Организация работы детского фольклорного коллектива. Детский фольклор – совокупность жанров народного творчества, объединенных происхождением, исторической судьбой, поэтикой, функциональностью. В широком понимании детский фольклор включает в себя: 1.) творчество взрослых для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и др.) 2.) творчество взрослых, ставшее со временем детским в силу присутствия в них игровых моментов, сказочности и фантастических образов (жанры обрядовой поэзии, образцы календарных песен, сказки, загадки, заклички, приговорки и т.п.). 3.) собственно творчество детей. Детский фольклор – устные словесные произведения, исполняемые исключительно детьми и не входящие в репертуар взрослых. Научная оправданность выделения детского фольклора в самостоятельную область творчества объясняется проявлением в нем особенностей детского мировосприятия, психологии ребенка и детского коллектива. В этом отношении ДФ является источником изучения основ народной педагогики, тесно связанной со всем укладом быта и жизни. ДФ интересен и в том отношении, что удерживает в преобразованном виде многие архаические элементы фольклора взрослых. Согласно выводу М. Н. Мельникова «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров». Исследователи выделяют следующие признаки детского фольклора:
Классификация детского фольклора. I. Бытовой фольклор. 1 гр. Краткие стихотворные двустишия и четверостишия: шуточные поздравления с обновкой, прощания при ежедневном расставании с товарищем («на прощание»), обращение с просьбой чем-нибудь поделиться («попрошайка»): Сорок восемь— половинку просим; Сорок один— ем один. (Домашняя обстановка). 2 гр. Приговорки или песенки, исполняемые вне дома— в поле, в лесу, на реке, за околицею при встрече коров, по дороге в лес за грибами и ягодами: Ставчик, бурчик, Сам каурчик, Стогом, рогом, Свинья под порогом. II. Детский календарный фольклор. Песни, приуроченные к калим-либо приметным дням в году и связанные с каким- нибудь обрядом. Рождественские припевы—колядки, масленичные песни, закликание весны (веснянки). Почти все эти обряды, несшие магическую функцию, и связанные с ними песни прежде исполнялись взрослыми или взрослыми с участием детей, но уже в начале ХIХ в. они составляют содержание детской обрядовой поэзии. С переходом в детскую среду обряд упрощался, словесные произведения принимали меньший объем и более простую форму. В ХХ столетии календарный фольклор забывается и детской средой. III. Магические тексты. Представлены произведениями календарного и бытового фольклора. Детские песенные заговоры и магические формулы: обращение к божьей коровке: Божья коровка, лети на небо. Там твои детки кушают котлетки; к улитке: Слизень, близень высуни рога, дам тебе пирога и кувшин молока. Как не высунешь рога, пестом зашибу, в острог посажу; к радуге: Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко- колоколнышко; к дождику: Дождик-дождик, пуще! Дам тебе гущи; к жучкам, к растениям, птицам и др. Магические формулы представляют собой краткие словесные произведения, которые произносятся то пением речитативом, то говорком про себя по разным поводам: с целью закрепить за собой право на находку (чуранье), с целью послать неудачу соперникам в игре (городки,бабки), обеспечить собственный успех в ней. Один-один мое счастье. Кто забьет, тому несчастье. IV. Детский игровой фольклор. Словесные произведения — составные части игры. 1 гр.: песенки, связанные с постоянными играми. Зачин игре, связки ее частей, концовки. Жмурки: - Кот, кот, на чем стоишь? - На мосту. - Что пьешь? - Квас. - Лови мышей, а не нас! 2 гр.: игровые прелюдии: молчанки, жеребьевки, считалки: Ехали татары, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, Кто промолвит, тот и съест. Кто засмеется, тот крови напьется. Жеребьевки при делении играющих на партии. - Ты будешь конь вороной, Я – барабан золотой. - Ладно. К маткам: Матки, кого надо: коня вороного |