Главная страница
Навигация по странице:

  • Отчетные концерты могут быть различных видов

  • 2.3.2. Фестивали самодеятельного творчества. Технология подготовки и проведения.

  • Классификация фестивалей.

  • Особенности фестиваля

  • Методика подготовки и проведения.

  • Специфика и формы методического обеспечения народного художественного творчества.

  • КЛ НХТ. Конспект лекций (на правах рукописи) Абакан


    Скачать 128.85 Kb.
    НазваниеКонспект лекций (на правах рукописи) Абакан
    АнкорКЛ НХТ.docx
    Дата04.01.2018
    Размер128.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКЛ НХТ.docx
    ТипКонспект
    #13677
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    2.3.1. Творческие отчеты. Организация концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности.

    Концерт (от лат. сoncerto – состязаюсь), публичное исполнение произведений различных видов искусства (музыкальных, литературных, хореографических, театральных, эстрадных и др.) по заранее объявленной программе. Творческий отчет как форма отчета о работе досугового учреждения перед населением проходит чаще всего в виде концерта, состоящего из номеров творческих коллективов, организованных на базе данного ДУ.

    В системе культурно-досуговых форм концерт занимает самое ведущее место. Концерты различных видов были и остаются самым популярным видом отдыха, позволяющим удовлетворить эстетические потребности, получить эмоциональные переживания.

    Концерт – это важный момент в творческой жизни самодеятельного коллектива, это результат деятельности, показатель сплоченности коллектива. Следовательно, концерт играет большую воспитательную роль и требует тщательной подготовки.

    Концертная деятельность творческих коллективов заранее планируется и включает в себя концерты, как составную часть комплексных мероприятий (праздники, вечера отдыха, тематические вечера и др.) внутри досугового учреждения, выездные концерты, участие с конкретными номерами, произведениями в различных смотрах, конкурсах, фестивалях самодеятельного творчества и, конечно же, отчетные концерты, как показатель творческих достижений коллектива, уровня исполнительского мастерства.

    Отчетные концерты могут быть различных видов:

    • Тематический концерт, который в свою очередь может быть сюжетным и бессюжетным, подчинен какой-то теме, например Дню Победы.

    • Сборный концерт (дивертисмент). Такой концерт представляет из себя программу из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, театральные постановки).

    • Концерты-обозрения (ревю) также состоят из различных жанров, но объединение их в единое целое достигается за счет параллельного действа, которое разыгрывают ведущие, конферансье. Примером могут служить концерты-путешествия.

    Особо нужно выделить бенефисы самодеятельных артистов, творческих коллективов, которые проводятся в честь юбилейных дат.

    В последнее время стали популярными и такие формы концертов как концерт-митинг или зонг-митинг, концерт-интервью, концерт-лекция, гала-концерт. В организации своей концертной деятельности руководители творческих коллективов должны использовать все многообразие видов концертов.

    Подготовка к отчетному концерту ведется заблаговременно и длится в течение всего творческого года. Отчетному концерту ДУ предшествуют отчетные мероприятия в творческих коллективах. Заранее определяется тематика творческого отчета, сроки проведения, место, форма. Творческий отчет может проходит в форме концерта, конкурса-смотра коллективов художественной самодеятельности, фестиваля народного творчества. Организаторами творческого отчета разрабатывается положение о смотре, фестивале, в котором указывается цель, сроки, этапы, участники, номинации, критерии оценок, порядок награждения. Руководитель как ДУ, так и творческого коллектива должен заранее планировать программу отчетного концерта. Потому важно уделить особое внимание формированию репертуара.

    Подготовка к творческому отчету ведется по заранее утвержденному плану, в котором определены мероприятия предваряющие концерт (смотр номеров художественной самодеятельности, написание сценария, работа с ведущими, художественное оформление сцены, музыкальное оформление, репетиции, реклама концерта и др.) и ответственные: режиссер, звукорежиссер, художник-оформитель и др.

    Постановщик концерта, работая над отдельным номером, разъясняет каждому участнику место и смысл его выступления. Придает каждому концертному компоненту сценическую завершенность, решает вопросы декоративного оформления, световых и звуковых эффектов, необходимых для повышения выразительности номера. Сделать все это в период сводных репетиций накануне концерта невозможно, поэтому режиссеру следует проконсультировать руководителей кружков заблаговременно. Режиссер тщательно продумывает композицию концерта, всю программу с чередованием номеров различных жанров.

    Независимо от вида концерту всегда должно быть присуще внутреннее единство. В сюжетном концерте оно достигается благодаря самой сюжетной линии, в бессюжетных существенную роль играет продуманный конферанс. Реплики ведущих обеспечивают «стыковку» номеров. Правила компоновки концертных программ исходят из особенностей восприятия и свойств внимания. Для определения оптимальной длительности номеров и концерта в целом учитывают следующие факторы: состав аудитории, сюжетность или бессюжетность концерта, содержание и жанры номеров. Лучше всего закрепляются в памяти и производят самое яркое впечатление начало и конец любого мероприятия. Поэтому не все места в концертной программе равноценны, открывают и закрывают концерт наиболее выигрышными номерами. В целом концерт должен оставлять впечатление непрерывного нарастания. Этому помогает общий тонус концерта, четкий ритм и хороший темп. Чтобы это достигнуть руководители тщательно репетируют с участниками выступления, генеральной репетиции предшествуют сводные, на которых большое внимание уделяется темпу и ритму концерта в целом: слаженной работе звукорежиссера, осветителя, монтировочной части.

    Если в концерте принимают участие коллективы из соседних сел, поселков, городов, необходимо заранее продумать вопрос с транспортом и размещением участников, подготовить отдельные гримерные, дежурных для встречи гостей. Кульминационным моментом отчетного мероприятия может быть награждение лучших руководителей коллективов, активных участников художественной самодеятельности. Поэтому заранее приобретаются ценные призы, подарки, грамоты.
    2.3.2. Фестивали самодеятельного творчества. Технология подготовки и проведения.

    Если обратиться к корням этого слова, то в переводе с французского festival— празднество, а от латинского festivus— веселый праздник. На сегодняшний день фестиваль самодеятельного творчества — это массовое празднество, включающее в себя показ (смотр) достижений в области народного искусства (музыки, театра, эстрады, танца , декоративно-прикладного творчества и т.д.). Фестивали актуальны в наше время, становятся очень популярными, собирают очень много творческих, талантливых людей.

    Классификация фестивалей.

    1. По видам народного художественного творчества фестивали бывают:

    - самодеятельного театрального искусства;

    - самодеятельного музыкального искусства: рок-фестивали, бардовской песни «Солнцеворот», горлового пения «Айтыс»,эстрадной национальной песни «От ыры», хоровых коллективов «Золотая нота» и др.

    - самодеятельного хореографического творчества;

    - фольклорные: республиканский фестиваль «Разноголосье земли Хакасской»;

    - народных промыслов.

    2. По возрастным категориям:

    - детские: «Маленькая страна»;

    - подростковые: «Новые имена» (бывший фестиваль «Большая перемена»);

    - молодежные: городской «Синяя птица», республиканский «Весна в Хакассии», рабочей молодежи «Молодость+»;

    - пожилых людей: «И вновь продолжается жизнь».

    3. По социальному статусу:

    - женские: «Весенний карнавал»;

    - семейные: «Семья России»;

    - инвалидов;

    - солдатские и т.д.

    4. По времени проведения:

    - очные;

    - заочные.

    Особенности фестиваля:

    1. Массовость— в фестивале могут принимать участие одновременно от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

    2. Интернационализм— фестивали собирают людей разных национальностей, происходит взаимопроникновение культур.

    3. Продолжительность— фестивали длятся от нескольких дней до полугода.

    4. Каждый участник может принять участие как в одной, так и в нескольких номинациях.

    5. Фестиваль носит соревновательный характер (выявляются лучшие).

    6. Для фестиваля обязательно наличие праздничной атмосферы, высокого эмоционального подъёма.

    Методика подготовки и проведения.

    Методика подготовки фестиваля схожа с методикой подготовки массового праздника, но имеет специфические особенности.

    Подготовительный этап в организации фестиваля имеет важное значение и предполагает целый комплекс мер. Для решения организационных вопросов создается оргкомитет или штаб фестиваля. В состав штаба входят несколько групп:

    • Административная группа — руководит штабом фестиваля и регулирует его работу;

    • Исполнительный комитет — отвечает за проведение номинаций и конкурсов фестиваля, пишет сценарий открытия, закрытия фестиваля, гала-концерта, подготавливает ведущих; состоит из ответственных за проведение, режиссеров, членов жюри;

    • Рекламная группа — занимается рекламой фестиваля и освещением его в средствах массовой информации;

    • Спонсорская группа — отвечает за привлечение спонсоров.

    Оргкомитет фестиваля определяет тематику фестиваля, его основные цели и задачи, сроки и место проведения, разрабатывает положение о фестивале, в котором отмечает выше перечисленное. Кроме этого в положении указывается, кто является учредителем и организатором фестиваля, кто может являться участниками, порядок проведения фестиваля, состав жюри и критерии оценки. Оргкомитет информирует участников фестиваля и жителей города о конкурсных номинациях: положение публикуется в СМИ, распространяется по различным учреждениям (учебным, культурно-досуговым и др.). В функции оргкомитета входит сбор анкет-заявок и встречи с участниками. После чего исполнительный комитет производит отбор анкет-заявок, а затем отбор самих участников.

    В рекламную группу фестиваля входят:

    - пресс-секретарь, ответственный за освещение фестиваля в средствах массовой информации;

    - маркетолог, который занимается рекламной компанией;

    - художник-дизайнер, который разрабатывает эмблему фестиваля, плакаты, буклеты, дипломы и сувениры.

    Спонсорская группа фестиваля составляет письма для спонсоров и рассылает их по предприятиям города и частным фирмам, разрабатывает положение о спонсорах, в котором указывает взаимовыгодные условия. После привлечения спонсорских средств, формируется призовой фонд фестиваля.

    Фестиваль проводится в три этапа:

    1. «Подготовительный» этап проводится с целью выявления участников фестиваля. В этом этапе проводятся отборочные туры по намеченным номинациям.

    2. «Фестивальный» этап может состоять из нескольких дней, в него входят следующие мероприятия: открытие фестиваля, конкурсные программы, работа жюри по определению победителей.

    3. «Заключительный» этап — это подведение итогов фестиваля. В этот этап входят следующие мероприятия: гала-концерт – выступление победителей (дипломантов, лауреатов), церемония награждения, закрытие фестиваля. В каждой номинации участникам вручаются дипломы за 1,2,3 места, по решению жюри могут быть вручены поощрительные дипломы. С дипломами победители получают ценные подарки и призы. Закрытие фестиваля — самое яркое событие, в котором участвуют все артисты, проводятся игры, аттракционы, завершиться все может дискотекой.

    Таким образом, фестивали самодеятельного творчества как одна из самых массовых по масштабам вовлекаемых людей форм, являются эффективным способом организации творческой деятельности людей. Кроме того, фестивали служат пропаганде различных видов народного искусства и других достижений в области культуры. Фестивали являются средоточием всего самого лучшего, интересного, развивают творческий потенциал участников. Фестивали народного творчества ставят перед собой задачи сохранения и приумножения культурных традиций, выявления талантливых исполнителей и коллективов, повышения художественного уровня исполнительского мастерства, укрепления творческих связей между различными самодеятельными формированиями, учреждениями культуры.


      1. Специфика и формы методического обеспечения народного художественного творчества.

    Система методического руководства народным художественным творчеством в каждом ведомстве своя. Но есть и общие черты. В каждом Министерстве существуют научно-методические отделы, которые направляют методическую работу на местах. В губерниях, областях создаются специальные методические кабинеты или центры. Методическое руководство в районе осуществляется через методический кабинет районного Дома культуры.

    Основу методического обеспечения народного художественного творчества составляют информация и внедрение передового опыта, анализ самой практики и, в конечном итоге, повышение квалификации специалистов народного художественного творчества.

    Отличие методического руководства от административного заключается в том, что оно носит демократический рекомендательный характер. Система методического руководства строится по ведомственному, отраслевому и территориально-административному признаку. В последнее время она претерпевает существенные изменения. Отпали центральные органы методического руководства. Претерпели существенные изменения республиканские и областные органы методического руководства. Так, в нашей республике в 2002 году Центр народного творчества был реорганизован и объединен с Республиканским домом культуры, в результате образовалось Республиканское учреждение культуры «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева». Изменилась структура центра. Основные направления деятельности: организация праздников и обрядов, организация народного художественного творчества (по видам). Так существуют в нашем Центре:

    Отдел досуга;

    Сектор межнационального культурного сотрудничества;

    Отдел народного творчества: методисты: хореография, фольклор, хоровое творчество, театральное творчество;

    Отдел традиционной хакасской культуры;

    Сектор ДПИ и ИЗО;

    Организационно-методический отдел;

    Отдел кинопроката;
    Формы методической помощи самые разнообразные. Это выезды на места по оказанию практической помощи руководителям самодеятельных коллективов в решении конкретных задач, разработка методических материалов по актуальным проблемам, проектов, культурных программ, планов, сценариев, циклов мероприятий, курсы, семинары, конференции, школы передового опыта, творческие лаборатории, практикумы, конкурсы, фестивали и т.д.

    Центральное место в методической работе занимают изучение, распространение и внедрение передового педагогического опыта. Изучение опыта осуществляется путем бесед, анкетирования, наблюдения, изучения документации и материалов по организации народного художественного творчества. К формам распространения передового педагогического опыта относятся: подготовка и публикация методических пособий, брошюр, книг, рекомендаций, памяток, плакатов, буклетов. Особое место занимают также семинары., консультации, курсы, конференции, мастер-классы.

    Таким образом, основными задачами и функциями методического обеспечения народного художественного творчества являются:

    — проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества в регионе;

    — оказание постоянной научно-методической помощи коллективам народного творчества всех ведомств и организаций; разработка методических материалов по совершенствованию форм и методов воспитания;

    — подготовка методических пособий и рекомендаций в помощь руководителям коллективов художественной самодеятельности;

    — изучение, обобщение и распространение передовою опыта работы коллективов самодеятельного художественного творчества;

    — участие в организации и координации научных исследований в области народного творчества;

    — внедрение научных рекомендаций в практику деятельности коллективов народного творчества;

    — всемерное содействие развитию самодеятельного художественного творчества, повышению художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

    — осуществление мероприятий по повышению квалификации организаторов народного творчества и руководителей коллективов художественной самодеятельности.

    Для выполнения указанных задач Центр народного творчества:

    — совместно с научными учреждениями, учебными заведениями культуры и искусства на основе научных и социологических исследований, изучения опыта и анализа состояния и художественного народного творчества разрабатывает рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и развитию художественной самодеятельности в республике;

    — осуществляет постоянные связи с научными учреждениями и учебными заведениями, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов но актуальным проблемам народного творчества;

    — анализирует репертуарную и методическую литературу для художественной самодеятельности, выпускаемую издательствами, другими учреждениями; вносит предложения и рекомендации по улучшению ее содержания;

    — изучает репертуар художественной самодеятельности и вносит соответствующие рекомендации и предложения по повышению его идейно-художественного уровня;

    — разрабатывает и в установленном порядке распространяет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию самодеятельного художественного;

    — принимает участие в проведении конкурсов на создание произведений драматургии, музыки, хореографии для пополнения репертуара художественной самодеятельности, сценариев театрализованных представлений; в установленном порядке распространяет эти произведения и сценарии;

    — ведет работу с самодеятельными композиторами, поэтами, художниками и другими авторами по созданию художественных произведений для художественной самодеятельности и клубных мероприятий; отбирает лучшие из них для издания и распространения;

    — изучает фольклор республики, содействует его сохранению, творческому развитию и популяризации;

    — привлекает деятелей науки, культуры и искусства для оказания творческой и консультативной помощи коллективам художественной самодеятельности;

    — принимает участие в подготовке и проведении всесоюзных и республиканских фестивалей, смотров и конкурсов самодеятельного художественного творчества, выставок произведений самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, конкурсов любительских кинофильмов и др., проведении республиканских научно-практических конференций, совещаний-семинаров по проблемам художественного народного творчества;

    — принимает участие в разработке положений, инструкций и других нормативных документов по вопросам художественного народного творчества;

    — участвует в разработке учебных планов, программ и рекомендаций по повышению квалификации работников, клубных учреждений, руководителей коллективов художественной самодеятельности.
    Таким образом, методическое руководство осуществляется путем использования многогранной информации и экспериментальной деятельностью. (Смотри учебное пособие «Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере» Л.П. Хорошиловой стр.34.)
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта