Главная страница
Навигация по странице:

  • Среди осенних земледельческих праздников следует отметить начало жатвы – зажинки, и ее окончание – дожинки.

  • Так труд и быт, будни и праздники тесно переплетались друг с другом, способствуя сплочению людей, их единению.

  • Таким образом, народный календарь является отражением практического опыта крестьянина, метеорологических, астрономических и агрономических знаний наших предков.

  • 2. РАЗДЕЛ. Современные формы народного художественного творчества .2.1.Кружки и коллективы художественной самодеятельности, организация их работы.

  • 2.1.1.Функции художественной самодеятельности.

  • 2.1.2. Основные виды самодеятельного творчества.

  • 2.1.3. Организация работы кружков художественной самодеятельности.

  • КЛ НХТ. Конспект лекций (на правах рукописи) Абакан


    Скачать 128.85 Kb.
    НазваниеКонспект лекций (на правах рукописи) Абакан
    АнкорКЛ НХТ.docx
    Дата04.01.2018
    Размер128.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКЛ НХТ.docx
    ТипКонспект
    #13677
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Парни и девушки в праздничных нарядах собирались обыкновенно у костров, где водили хороводы, и, взявшись за руки, попарно прыгали через эти костры, думая что это избавит их от всех зол, болезней, горя; судя по удачному или неловкому прыжку, предсказывали грядущее счастье или беду, раннее или позднее замужество. В купальских кострах матери сжигали старые, снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с ними сгорели и сами болезни.

    Ильин день – праздник, отмечаемый 20 июля (2 августа) в честь Ильи пророка, с этим днем кончались, по народному выражению, летние «красные» дни и начинался поворот на осень. Один из наиболее ярких обрядов ильина дня – коллективные трапезы с закалыванием барана или быка. Он берет свое начало в дохристианских культах и имеет вполне определенное магическое значение обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье. В различных жанрах фольклора «Илья» выступает по-разному. В одних, главным образом, в обрядовой поэзии, он милостив: заботится об урожае, скоте, здоровье людей. Эта сторона его облика отчетливо проступает в обрядовом фольклоре: в щедровках, колядках, жнивных песнях, а также заговорах.

    В других жанрах, например, в большинстве легендарных сказках, в плачах, рассказах, основанных на поверьях, он выступает в своем грозном облике громовержца, карающего и немилостивого. Поверья, обряды и наблюдения, которые народ связал с Ильиным днем, отразились в многочисленных пословицах и поговорках. Большинство Ильинских сельскохозяйственных обычаев и обрядов относится к жатве. С Ильей чаще всего связывали один из древнейших земледельческих обрядов – «завивание бороды». Первоначально смысл этого обряда – обеспечение урожая на следующий год: «Вот тебе, Илья, борода, уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы».

    Таким образом, летние народные праздники: Семик, Троицин день, Иван-Купало, Ильин день сохраняют как языческий, так и христианский смысл, но в их основе по-прежнему лежат первобытная магия, заклинания в самых разнообразных формах в целях как предохранения от враждебной нечистой силы, так и гарантии человеку каких-либо ценностей: плодородия, богатства.

    В середине сентября на Древней Руси праздновались «Осенины». Рано утром женщины выходили на берег реки встречали матушку Осенину с круглым овсяным хлебом. Замечательной традицией у русского народа были так называемые «капустники», когда после сбора капусты хозяева приглашали гостей в гости. «Капустинские» хороводы водились по всем улицам. Во время игры холостая молодежь присматривалась к невестам. Девушки в эти распевали: «Уж ты вейся, ты вейся, капустка моя». К капустинским же хороводам принадлежали «Гусари» (т.е. гусепролет), во время которых в городах устраивались гулянья и гусиные бои, а в деревнях «заревницы». В именинном овине, т.е. в том, где помещался первый сноп, собиралась вся «помочь» молотильщиков у мирского угощения. Взрослые пировали, а молодежь водила хороводы. В полночь зажигали костры, в это время начиналось самое празднество. В заревницких хороводах и плясках принимали участие старые и малые. Веселье длилось до зари, отсюда и пошло название. Хороводы «заревниц» включали разнородные темы, но основное место в них занимали веселые, разгульные.

    Среди осенних земледельческих праздников следует отметить начало жатвы – зажинки, и ее окончание – дожинки.

    На «зажинки» не смотря на всю тяжесть летней страды, сельская женщина выходила на ниву, как на своеобразный праздник, одевалась в чистую одежду. Песни зажневные перекликались от межи к меже. Первый сноп звался «именинником» и ставился особь от других; ввечеру брала его зажинщица, шла с ним впереди своих домашних, вносила в избу и ставила в красный угол хаты. Стоял этот сноп до самых дожинок. Окончание жатвы обставлялось особой обрядностью. Существовал обычай оставлять на полосе несколько несжатых колосьев, которые завязывали узлом («заламывали бороду»). Затем их прижимали к земле со словами: «Илье на бороду, чтобы святой угодник не оставил нас на будущий год без урожая». Последний сжатый сноп украшался лентами, лоскутами, цветами. Его также ставили под образа, где он стоял до самого Покрова. По преданию, сноп обладал магической силой, сулил благополучие, оберегая от голода.

    Дождливая, хмурая и холодная осень загоняла молодежь в избы. И. Гилярова вот так описывает осенние посиделки: «Празднование Кузьмы-Демьяна покровителей семейного очага, продолжалось восемь дней. Накануне праздника девушки рядились в шабалостные костюмы: стариком и старухой. Так ходили по всей улице, пели, плясали. На второй день праздника ряженые представали в обличии парня и девушки. Кульминацией праздника был третий день. Девушки брали большой сноп, делали чучело («вязали руки») наряжали его в «шабалостный костюм», клали корыто и несли по селу. Носилки «тащили» за четыре угла с почетом. Другие девушки плакали, кричали, как по мертвому: «Милый ты наш, Кузюшка! Куда уж мы тебя провожаем, и на чужу да на сторонушку, больше тебя не увидим». За околицей чучело сжигали. Затем пекли яичницу, пили чай и принимались за рукоделие.

    Так труд и быт, будни и праздники тесно переплетались друг с другом, способствуя сплочению людей, их единению.

    Цикл осенних праздников включает Осенины, начало жатвы – зажинки, ее окончание – дожинки, а также Кузьминки, которые приходятся на позднюю осень.

    Таким образом, народный календарь является отражением практического опыта крестьянина, метеорологических, астрономических и агрономических знаний наших предков.
    2. РАЗДЕЛ. Современные формы народного художественного творчества.

    2.1.Кружки и коллективы художественной самодеятельности, организация их работы.

    2.1.1.Функции художественной самодеятельности.

    Художественная самодеятельность – явление, имеющее собственную природу и специфику. Ее собственная сложность как явления и множественность ее связей с другими явлениями определяют сложный, многообразный характер ее функций.

    Художественная самодеятельность – непрофессиональная деятельность, функционирует в сфере свободного времени, следовательно, относится к сфере досуга как часть к целому. В то же время это деятельность художественная и, следовательно, так же как часть к целому относится к художественной культуре. Наконец, это деятельность организованная, направляемая закономерностями педагогической системы. Эти черты и определяют сущность художественной самодеятельности.

    1. Основные функции досуга – это отдых, удовлетворение потребности в развлечении, развитие личности через приобщение к миру разнообразных занятий, знаний и впечатлений. В художественных занятиях в свободное время и осуществляются эти функции. Функция удовлетворения потребностей самих участников самодеятельности является ведущей в непрофессиональных художественных коллективах.

    2. Художественной деятельностью называют особый вид человеческой активности, связанный с реализацией эстетических потребностей и художественных способностей людей. Художественная самодеятельность как творческий процесс порождает два вида ценностей: художественная деятельность развивает личность участника, вместе с тем результатом деятельности этой личности оказываются продукты художественного труда.

    3. Художественная самодеятельность – не спонтанный художественный процесс, а организованная система. Главной функцией художественной самодеятельности как деятельности организованной является использование художественных занятий не для узкохудожественного развития, а для всестороннего развития человека.

    Как показывают исследования, участники творческих коллективов выделяют несколько мотивов, побуждающих к приходу в коллектив: желание больше узнать об искусстве, найти друзей, интересно проводить свободное время, сделать свою жизнь интересной, содержательной. За этим стоит всесторонняя самореализация в самодеятельном коллективе.

    Обеспечение всесторонней самореализации личности – есть генеральная функция художественной самодеятельности, объединяющая в себе и функции досуга, и функции художественной деятельности, и функции целенаправленной организации.
    2.1.2. Основные виды самодеятельного творчества.

    Общей классификации самодеятельности нет, в связи с многофункциональностью этого художественного и общественного явления. Рассматривая самодеятельность как сферу досуга, можно выделить два вида:

    1. Самодеятельность, участники которой руководствуются установкой на досуг, т.е. включение в коллектив как развлечение, отдых.

    2. Самодеятельность, участники которой относятся к занятиям в коллективе как ко второй профессии или руководствуются утилитарными установками (для подготовки к поступлению в специальное заведение, например).

    Если рассматривать самодеятельность как искусство, то можно представить ее как сложное взаимодействие следующих компонентов: профессиональное искусство, народное искусство, самодеятельное творчество, художественная критика, неорганизованная художественная деятельность.

    При таком понимании системы художественной жизни можно выделить четыре вида самодеятельности:

    1. Самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство; участники стремятся к постижению определенных видов и жанров искусства (опера, балет, киноискусство и др.) и овладевают приемами художественной деятельности, аналогичными профессиональным.

    2. Самодеятельность, ориентированная на фольклор и художественно-прикладные виды народного искусства.

    3. Самодеятельность, ориентированная на художественную критику и пропаганду искусства (например, клубы любителей искусства, в которых участники изучают, оценивают произведения искусства, выступают его популяризаторами).

    4. Оригинальные явления самодеятельности, не имеющие аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в других пластах художественной жизни. К ним можно отнести КВНовские выступления, изготовление художественных изделий из природного материала, инсталляцию.

    Можно классифицировать самодеятельность как творческую деятельность, выделяя в ней виды, различающиеся по характеру творческих проявлений личности6

    1. Авторская самодеятельность (литературно-творческие объединения самодеятельных поэтов и прозаиков, бардов, изостудии, любительское фотоискусство).

    2. Исполнительская самодеятельность. Типы исполнительских коллективов:

    А) коллектив студийного типа. Цель такого коллектива – приобщение участников к искусству, предоставление им возможности овладеть навыками исполнительства, развитие художественных способностей и всестороннее развитие. Основой работы студии является учебный процесс, обучение. Репертуар студии носит учебный характер.

    Б) традиционный коллектив, принимающий на себя функцию пропаганды искусства, создающийся для того, чтобы участники выступали перед публикой в роли исполнителей. Высшей формой коллектива такого типа являются народные коллективы. Выбор репертуара здесь осуществляется на основе иных принципов, чем в коллективах студийного типа. Если в студии преобладает ориентация на возможности и заинтересованность самих участников и репертуарное произведение имеет учебное значение, то в коллективах, занимающихся публичным исполнительством, при выборе репертуара и его распределении необходимо учитывать интересы не только участников, но и публики.

    В) коллективы народного искусства. Народное искусство представляет собой древнейших пласт художественной культуры и в настоящее время существует в различных проявлениях:

    - собственно народное искусство в его подлинном виде – искусство певцов, инструменталистов, сказителей, народных мастеров и т.д.

    - профессиональные формы организации народного искусства;

    - самодеятельность, ориентированная на народную художественную культуру.
    2.1.3. Организация работы кружков художественной самодеятельности.
    Кружок, коллектив художественной самодеятельности, декоративно-прикладного и технического творчества – добровольное объединение любителей музыкального, хореографического, театрального, изобразительного и декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото- искусства и технического творчества, основанное на общности художественно-технических интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей.

    Кружки и коллективы художественной самодеятельности – основа работы клубных учреждений. Самодеятельные коллективы могут быть образованы при учреждениях культуры (клубах, Домах, Дворцах культуры), учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, а также на предприятиях. Порядок образования кружка при государственных и муниципальных домах культуры регулируется Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения, которое содержится в приложении №2 решения коллегии Министерства культуры РФ от 29 мая 2002 г. №10 некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры». Кружки, коллективы и студии художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма относятся к так называемым клубным формированием.

    Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским, художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры, быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

    Клубное формирование создается, регулируется и ликвидируется по решению руководителя базового культурно-досугового учреждения. Каждое конкретное клубное образование действует на основании Положения, которое разрабатывается на основе устава культурно-досугового учреждения и утверждается руководителем КДУ.

    При образовании кружка необходимо иметь в виду, что творческо-организационная работа в коллективах должна предусматривать:

    - проведение учебных занятий, репетиций, организацию выставок, выступлений с концертами и спектаклями;

    - мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы;

    - добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу коллектива учреждения;

    - проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

    - накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива(планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты и т.д.) и творческой работы.

    Занятия должны проводиться не менее 3 учебных часов в неделю. Учебный час составляет 45 минут.

    Кружки художественного направления особо популярны и представлены широким спектром: кружки вокального искусства, хоровые, вокально-инструментальные, хореографические (народного, эстрадного, бального, классического танца), театрального искусства (драматические, эстрадных миниатюр, кукольные, выразительного чтения и др.), фольклорные коллективы. Кроме коллективов художественной самодеятельности создаются многочисленные технические, физкультурно-спортивные, кружки декоративно-прикладного искусства. Технические кружки дают возможность получить широкий круг знаний по различным отраслям техники: радиотехнический, авиа-, авто-, судомодельный, кружок технической игрушки, станочного конструирования и др. Большую группу составляют кружки и студии изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества: кружки живописи, рисования, кройки и шитья, художественной вышивки, резьбы по дереву, макраме, бисероплетения, кружевоплетения, бумажной пластики и др.

    Организационные вопросы являются чрезвычайно важными в работе самодеятельных коллективов. Организаторская работа должна охватывать вопросы, связанные с созданием коллектива, его внутренней организацией и деятельностью. Важнейшими из них являются вопросы подбора специалиста, создания материальной базы, методики создания коллектива, организации самоуправления в коллективе, системы занятий, планирования работы, ее учета и др.

    Непосредственной организацией коллективов и кружков занимается администрация досугового учреждения, прежде изучив потребности и интересы населения, учитывает свои финансовые возможности, материально-техническую базу. Материальную базу составляют средства на оплату руководителя, помещение для занятий коллектива, специально оборудованное, музыкальные инструменты, концертные костюмы и др. Помещение, в котором занимается коллектив, должна отвечать ряду требований: размером (количество квадратных метров) и объемом (кубатура) соответствовать численному составу коллектива, иметь достаточное освещение, хорошую вентиляцию и содержаться в чистоте. Комната, предназначенная для занятий коллектива, должна быть соответствующим образом оборудована мебелью, необходимым инвентарем, инструментами, электрическими приборами и др. вещами в соответствии с творческими задачами.

    Наличие квалифицированного руководителя является необходимым условием эффективной работы самодеятельного коллектива. Целевая направленность деятельности творческого коллектива определяет всю систему его работы. Руководитель, приступающий к организации самодеятельного кружка, коллектива, должны иметь правильное представление о целях и задачах.

    Создание творческого коллектива сложный и сравнительно длительный процесс. Он включает в себя ряд моментов:

    - предварительное обсуждение вопросов, связанных с созданием коллектива;

    - привлечение участников в коллектив и комплектование его состава;

    - первая встреча руководителя с новым коллективом;

    - проверка данных, определенных способностей у вступающих в коллектив.

    Предварительное обсуждение целесообразно провести на специальном совещании, в котором приняли бы участие все заинтересованные лица. Следует обсудить вопросы о художественно-исполнительском направлении создаваемого коллектива, о материальной базе, о системе занятий.

    Привлечение участников является одним из важнейших моментов создания хорового коллектива. Реализовывается через личные встречи, объявления, афиши, радио-, телерекламу, где должно быть указано где, когда и кем производится запись в коллектив. В тех коллективах, деятельность которых протекает при учебных заведениях и предприятиях, где систематически обновляется состав участников, необходимо периодически проводить прием новых участников. Удачные концертные выступления коллектива всегда оказываются действенным средством пополнения его состава.

    От того, как пройдет первый сбор коллектива и какое впечатление останется у желающих записаться, в значительной мере зависит успех дальнейшей работы. Это обязывает администрацию ДУ и руководителя будущего коллектива хорошо подготовиться к встрече. Первая встреча должна носить форму организационного собрания, где обсуждаются вопросы организации коллектива, расписания занятий, в соответствии с пожеланиями большинства. Возможно на этом собрании избрать орган самоуправления.

    К вступающим в самодеятельные коллективы предъявляются различные требования, которые зависят от целевой установки руководителя.

    Следующий этап в организации творческого коллектива – это работа по планированию творческой деятельности коллектива. План нужен для четкой, систематической организации учебно-творческой работы коллектива, распределения сил и времени, видения перспективы в работе. Планы бывают: поурочные, месячные, календарные, годовые. При составлении плана работы необходимо учитывать общие планы работы ДУ, крупные события, знаменательные даты и др. Годовой (перспективный) план пишется в специальной тетради по следующим разделам:

    Вводная часть, где расписываются цели и задачи самодеятельного коллектива.

    1. Репертуарный план. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным коллективом, составляет основу всей его деятельности, влияет на весь учебно-воспитательный процесс. Поэтому разработка репертуара важный и определяющий момент в деятельности творческого коллектива. Может быть оформлен таким образом:

    № №п/п

    Из какого репертуара

    (старый /новый)

    Наименование произведения,

    автор, композитор.

    Срок подготовки




    1. Учебно-творческая работа. Планируются непосредственные занятия с целью творческого развития участников коллектива.

    №п/п

    Тематика занятий

    Количество часов




    1. Учебно-воспитательная работа. Планируются мероприятия по созданию в коллективе благоприятного климата, сплоченности, мероприятия по нравственному, эстетическому воспитанию и др.

    №п/п

    Наименование мероприятия

    Срок проведения

    Ответственный




    1. Концертная деятельность. В этом разделе планируется участие в конкурсах, фестивалях, клубных мероприятиях и т.д.

    №п/п

    Дата

    Наименование мероприятия

    Отметка о выполнении


    5. Организационная работа. Планируются мероприятия доукомплектования, работа с родителями, организационная работа по созданию материальной базы и др.

    Если коллектив большой и существует за счет частичной или полной самоокупаемости, то может быть введен раздел «Организационно-хозяйственная деятельность».

    Организационно-творческая работа в коллективах должна предусматривать проведение учебных занятий, репетиций, организацию выставок, выступлений с концертами и спектаклями; накопление материалов учебно-воспитательной и творческой работы (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, программы, афиши, буклеты и др.), отражающих историю развития коллектива; оформление учебных помещений учебными и методическими пособиями.

    В работе коллективов художественной самодеятельности правильная организация учета имеет такое же большое значение, как и в любой другой профессиональной деятельности. Правильная постановка учета дает возможность адекватно оценить работу руководителя коллектива, самого коллектива. Можно сделать анализ проделанной работы, оценить достигнутые успехи, вскрыть причины ошибок.

    Учет работы кружков, коллективов художественной самодеятельности, прикладного искусства, технических, спортивных и др. ведется в особом журнале («Журнал учета работы кружков»). Он состоит из 3х частей. В первой части помещается список участников кружка и основные сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, место учебы, работы, домашний адрес, дата вступления в кружок, дата ухода из кружка. Подобные данные позволяют руководителю узнать особенности каждого кружковца, найти более правильный путь развития его творческих способностей, дифференцированно подойти к учебно-воспитательной с каждым из них.

    Во второй части журнала ведется учет посещаемости занятий кружка по форме:


    ФИО

    Число и месяц







































































    Учет посещаемости занятий кружка имеет организационно-дисциплинирующее значение и в то же время определяет фактическое количество занимающихся в кружке, что имеет особое значение, если кружок платный.

    В третьей части журнала ведется учет работы кружка, что позволяет определить содержание занятий, их систематичность и последовательность, соответствие плану работы. Одновременно эти записи служат основанием для начисления и выплаты зарплаты руководителю коллектива.

    Дата

    Краткое содержание

    занятия

    Время занятий

    Продолжительность

    занятий

    Кол-во

    присутств.

    Роспись рук-ля, старосты

    начало

    конец


    Журнал учета работы выдается Домами, Центрами народного творчества. При отсутствии готового журнала его можно сброшюровать из чистых листов бумаги и разграфить по форме. Журнал хранится в делах ДУ и не подлежит уничтожению. Заполняется ручкой одного цвета, аккуратным почерком.

    При планомерном, продуманном подходе к организации коллективного творчества людей возможна реализация поставленных задач, достигнут успех в творческой, организационной и учебно-воспитательной работе.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта