КЛ_ТС (1). Конспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология
Скачать 3.98 Mb.
|
Тема 21. Социальный процесс и изменения в обществе: классические и современные теории Общество - это система (социальная система ). Как таковое, на что уже обращалось внимание в предыдущих лекциях, оно характеризуется целостностью, устойчивостью, сохраняемостью, постоянством, преемственностью. Однако общество это система «органическая», гибкая, (подвижная, «изменяющаяся»). Первая из этих сторон общества фиксируется при помощи понятия «статистика» (социальная), вторая при помощи понятия «динамика». Динамический аспект общества как целостной и органической системы находит, в свою очередь, наиболее полное выражение в понятии процесс, а точнее, социальный процесс. Поскольку общество – это живой социальный организм, можно говорить о том, что его жизнедеятельность, вообще его бытие - это есть процесс постоянного воспроизводства, составляющих его основу межчеловеческих отношений. Более того, можно говорить о том, что в процессе своего функционирования общество претерпевает также разного рода изменения. То есть, общество, сохраняясь, постоянно изменяется. При этом изменение общества протекает как процесс во времени , результатом чего является значительное разнообразие (и количественное и качественное) обществ. Цель данной лекции – рассмотреть ряд вопросов, наиболее важных вопросов, связанных с характеристикой стороны общества, проявляющейся в функционировании и изменении его как целостного социального организма. ПЛАН Понятие социального процесса. Социальный процесс и его режимы. Социальные изменения: понятие, сущность, факторы. Виды (разновидности) социальных изменений ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО РЕЖИМЫ. Что такое процесс вообще? Термин произошел от латинского processus – продвижение. В «Советском энциклопедическом словаре» данный термин определяется как : ‘’ 1)последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2)совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (напр. Производственный процесс)’’. (Советская энциклопедия. М.,1976.С.1087). Хорошо… - это энциклопедический словарь. А что говориться о термине (понятии) «процесс» в «Российской социологической энциклопедии»(НОРМА—ИНФРА—М.М.,1999)? Повторяется практически слово в слово то, что говорится в первом из названных нами изданий. Заметим, кстати, что в данной интерпретации понятия «процесс» имеется, по крайней мере, один весьма спорный момент! Это указание на то, что процесс – это смена явлений, состояний в развитии чего—нибудь. Думается, что это не совсем так. Процесс не является фрагментом развития. Это, во—первых. Во—вторых, процесс не обязательно контролируется с развитием. Процесс – это не обязательно развитие. Это может быть и функционирование чего—либо (какой—либо системы). В таком случае говорят о процессе функционирования, а не развития, или деградации, упадка системы. Можно так же говорить о процессах изменения (прогрессивных и регрессивных). Развитие – это всего лишь один из видов ( режимов) процесса. Что же понимают под социальным процессом? Как трактуют этот последний социологи? В «Российской социологической энциклопедии » говориться на этот счет: “Процесс социальный -- 1. Последовательное изменение состояний или элементов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта. Различают: П[роцесс] с[оциальный] функционирования, обеспечивающий воспроизводство качественного состояния объекта; П[роцесс] с[оциальный] развития, обуславливающий переход объекта к качественно новому состоянию; развитие может быть прогрессивным, эволюционным и революционным; П[роцесс] с[оциальный] различают также по объекту (человечество, общество, класс, организация, малая группа), по степени управления (стихийный, естественно—исторический, целенаправленный); 2. Любая поддающаяся идентификация, повторяющаяся модель с[оциальных] взаимодействий : конфликт, кооперация, конференция (?), дифференциация и т.д. ” В целом с такой трактовкой социально го процесса можно согласится. Исключения, разве что, составляет интерпретация при таком подходе такого понятия как «развитие» , суть которого в отождествлении его с понятием изменение. Представляется, что все же это разные вещи: изменение более широкое понятие, нежели развитие. Развитие – это всего лишь вид изменения; изменение восходящее, если так можно сказать. При этом понятие «социальный процесс» имеет широкие и узкие смыслы или значения. Когда говорят о социальном процессе в широком смысле этого слова, имеют в виду процесс функционирования и изменения общества в целом, общества, как целостной системы, процесс жизнедеятельности общества вообще. В узком значении термин «социальный процесс» обозначает движение (функционирование и изменение) любого социального явления, например, семьи, какого – либо социального института, социальной организации, личности (её становление, развитие, деградация), социальной группы, культуры, в том числе и любого культурного явления, государства, гражданского общества, экономики, морали, искусства и т.д. . То есть, можно говорить о некоем глобальном социальном процессе (процесс функционирования и изменения общества в целом и даже общества мирового сообщества людей, а не только какого- то конкретного, отдельно взятого общества, скажем, российского общества, японского общества и т.д.) и социальном процессе какого – либо отдельного, частного, конкретного явления, касающегося общественной жизни людей. Можно говорить о трех режимах социального процесса. И это касается как глобального социального процесса, так и движения, т.е. социального процесса какого-либо отдельно взятого (частного) социального явления. Это – режим функционирования, режим изменения и в рамках этого последнего – режим развития и режим деградации. Режим функционирования социальной системы – это процесс воспроизводства того, что уже имеет место в социальной системе (постоянного воспроизводства системы без каких-либо, по крайней мере, качественных её изменений). Это – просто работа системы, выполнение его функций. Режим изменения – это процесс трансформирования, эволюции, преобразования социальной системы; её метаморфозы; появление у системы каких-то новых свойств, характеристик, причем не важно каких: (положительных, прогрессивных или негативных, регрессивных). Режим изменения социального процесса имеет две свои разновидности - развитие и деградация. При режиме развития происходит нарастание сложности и структурированности социальной системы, что ведет, по мнению Т. Парсонса, к повышению её адаптивности. При этом режиме система укрепляется, совершенствуется, прогрессирует: улучшается её качественное состояние, оптимальность функционирования , эффективность выполнения его своих социальных функций. Речь идет здесь о так называемой прогрессивной социальной метаморфозе. При режиме социального упадка социальная система хиреет. Направленность динамики имеет негативный по отношению к системе характер. Центробежные силы и тенденции преобладают над процессами стабилизации, укрепления, интеграции системы. Система начинает не справляться со своими функциями. В таком случае требуется качественная переделка, обновление системы, обозначающая, в конечном счете, гибель старой системы и возникновение новой. Все эти три режима функционально взаимосвязаны между собой, т. е. влияют друг на друга. Режим функционирования играет заглавную роль, поскольку начинается с зарождения системы и заканчивается с её распадом. Функционируя, система одновременно изменяется или в сторону улучшения или в сторону ухудшения. Если система функционирует нормально, то она будет развиваться, изменяться прогрессивно, если даже её функционирование не оптимально, то в системе начинают преобладать негативные, деструктивные элементы, явления и субпроцессы. И тогда всё зависит от того, что будет преобладать, какие тенденции возобладают. Как бы мы не определяли социальный процесс, как бы не интерпретировали его режимы, в частности и особенно относительно соотношения таких понятий, как «развитие» и «изменение», он как понятие фиксирует и представляет в абстрактной форме динамическую сторону социальной системы и её любых элементов. Подчеркнем, не статическую, а именно динамическую сторону социальной жизни людей любого связанного с ней явления. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ. Социальные изменения - одна из форм реально и объективно существующего, окружающего нас, людей мира. Это понятие является конкретизацией более широкого, философского понятия – «изменение». Это – коренное, атрибутивное свойство всякой реальности -- реальности вообще, как объективной, впрочем, так и субъективной, как природы, так и общества. Социальные изменения – важная проблема, как философии, так и социальной науки – социологии, в первую очередь, а так же многих других наук, изучающих социальную, общественную жизнь людей. Проблема социальных изменений была основой, пожалуй, для XIX в., для ХХ в., да, пожалуй, не меньшее значение оно имеет и для первых лет наступившего только что XXI века. В XIX и ХХ вв. интерес к ней был следствием, во-первых, осознания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ и, во-вторых, понимания значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и (неевропейскими, главным образом), так называемыми, «примитивными обществами». Понятие это весьма неопределенное, достаточно абстрактное и философическое. Видимо, поэтому оно не всегда уточняется, определяется и проявляется в словарях, учебниках и учебных пособиях по социологии. Хотя в учебном пособии Фролова С. С. и говорится что-то о социальных изменениях, никакого определения данному понятию не дается (Основы социологии: учебное пособие. М.,1997). Не дается дефиниции этому понятию и в известном социологическом словаре Аберкромби, Хилла, Тернера (пер. с англ. изд. Казанского университета, 1997.) Хотя в этом словаре имеется статья с одноименным названием «социологическое изменение». Нет определения данного понятия в «Общая социология» под ред. А. Г. Эфендиева (М., 2000). В ней говорится лишь о культурных изменениях (правда, это близкие понятия). Обратимся к тем источникам, в которых все же имеют место попытки определить рассматриваемое нами понятие в «Российской социологической энциклопедии» (общ. ред. Г.В. Осипова, М., 1999), понятию посвящено всего пять строк. Однако, определение ему дается как раз посредством этих строк. «Изменение социальное, - говорится здесь, -переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения» (с.145). Само же изменение определяется здесь как процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций, отношений (там же). А вот представлено данное понятие уже в учебнике «Социологоя» -авторский коллектив А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. (М., 1995): «понятием социальные изменения обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях между собой, а так же и с индивидами». И далее говорится, что также изменения могут быть на уровне межличностных отношений (семья), на уровне организаций и институтов (наука и образование), малых и больших социальных групп, на социальном и глобальном уровнях (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие стран и т.д.) Авторы данного учебника (а конкретнее, автор 9-ой главы, Л.Н. Московичев) замечают при этом, что «социальные изменения нельзя понимать как вообще любые изменения в обществе: это – изменения не в экономической, не в политической, духовной сферах или вообще, а изменения только лишь в той сфере, которая является объектом социологии. Это – изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий». Во-первых, тут имеет место повтор. Во-вторых, думается, что это не совсем так. По крайней мере, потому что социология изучает социальные системы более широко, нежели системы представленные какой-то одной из сфер общественной жизни людей. Это – наука об обществе в целом, об обществе как таковом, а не только о какой-то одной части общества как системы – системы не биологической, не технической, а системы социальной в единстве всех её сторон, сфер, уровней, форм проявления. И, наконец, ещё одно, на этот раз последнее из тех, которые я хочу привести, понятие «социальные изменения», определение его В. Г. Харчевой («Основы социологии», учебник. М., 1997). Указывая на то, что термин «социальные изменения» был введен недавно (ничего себе, «недавно»!) она пишет: «…социальные изменения – это важнейшие изменения социальных структур, моделей социального действия и социальной интеракции), включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах» (с. 242). Эта дефиниция, по мнению самой В. Г. Харчевой чрезвычайно широка, так как изменения, о которых тут идет речь относятся и к человеческому поведению и к культуре и к социально значимым символам. Иного, более узкого и определенного определения понятию «социальные изменения» она не дает. Она замечает, «что все (практически) ученые, так или иначе, связывают социальные изменения с понятием «социальные процессы». А процессы эти могут происходить в любых сферах общества: экономической, политической, нравственной и т.д., а их результатами являются новые социальные структуры, системы, явления и феномены».(243) Здесь мы имеем дело с несколько иной трактовкой понятия «социальное изменение» сравнительно с той, которую представляет предыдущая точка зрения.(«Социология».Учебник. Г.В.Осипов, А.В. Кабыща и др. ) Таким образом, социальные изменения - это процесс перехода от одного состояния к другому в жизни (общественной, социальной) людей, с чем бы он не был связан; процесс трансформации одной социальной системы в другую, какой бы социальной (связанной с общественной жизнью людей) системе не шла речь; процесс метаморфозы в социальной жизни людей - превращение одной её формы в другую. Изменение – это действительно процесс, только не функционирования социальной системы (любой!), а процесс метаморфозы, трансформации, перехода её в какое-то иное (не важно какое) новое состояние (лучшее или худшее, - опять же не важно!). О факторах, движущих силах и источниках социальных изменений. Фролов С.С. говорит о факторах социальных изменений. Но ничего не говорит о движущих силах и источниках социальных изменений. Эти последние термины использует В.Г. Харчева, рассматривая то, что именуется у Фролова С.С. факторами. Термин фактор она специально не применяет. Ну, да Бог с ним. Не так, может быть, это и важно! Главное, что понимать под причинами, которые вызывают изменения. А как их уж назовем - это другой вопрос. Хотя, конечно же, было бы лучше, если бы мы были более конвенциональны, консесуальны в использовании различных социологических (да, и вообще!) терминов. Так мы лучше бы понимали друг друга и быстрее могли бы устанавливать истину. К сожалению, мы нередко говорим на разных языках, как строители Вавилонской башни: Бог смешал языки строителей - следствие – недостроенная башня рухнула, погубив самих строителей. Наша отечественная социологическая наука остается недоделанной, т.е. недостроенной (по крайней мере, пока!). И одна из причин тому - наше (социологов) общение на разных языках непонимание друг друга и как следствие – недостаточный уровень развития социологии как науки и непрофессионализм многих отечественных социологов. Итак, С.С. Фролов о факторах социальных изменений. К ним он относит: 1) различного рода открытия (они входят в культуру - меняется культура - меняется социальная жизнь людей: разумеется, в том случае, когда открытия внедряются в жизнь, влияют на отношения людей); 2) изобретения - материальные (телефон, компьютер и т.д.) -собственно социальные (парламентаризм, федерализм); 3) диффузия - взаимопроникновение культур (тут же – диалог культур, культурные заимствования и т. д.). Тейлоризм (США, президентизм и т.д) Здесь можно, а может быть, если следовать своего рода моде и необходимо использовать понятие «инновация» (нововведение). В. Огборн (США) писал о трех основных формах социальных эффектов инноваций. (1) Дисперсия или множественные эффекты одного изобретения или открытия (пример: изобретение и внедрение в жизнь автомобиля - что он с нами сделал?!...). (2) Последующие или производные эффекты одного изобретения или открытия (за одним изменением следует другое, за другим третье и т.д., - на примере того же автомобиля). (3) Конвергенция или совпадение нескольких влияний различных изобретений (автомобиль породил современное производство, разные изобретения привели к созданию оружия массового уничтожения). Теперь немного о концепции движущих сил социальных изменений. В авторском представлении В.Г. Харчевой (источник уже был назван) Харчева не дает определения данному термину. Но ясно, что он означает примерно следующее: это силы, способствующие переменам. Правда, она говорит так же о сдерживающих силах – силах, противодействующих переменам. Пример из эпохи перестройки: демократы и партократы. В качестве действующих сил социальных изменений не только люди, но и различные явления, процессы (обнищание - пауперизация; рост обеспеченности, благосостояния). Далее. Но основной движущей силой социальных изменений, считает Харчева, являются: естественные желания, потребности людей (индивидов, групп самосохранения, воспроизводства жизни, потребности в пище, одежде, отдыхе и т.д.). Здесь уместно вспомнить так называемый закон возвышения потребностей – он выступает как главная движущая сила поступательного изменения (развития) общества. И, наконец, В.Г. Харчева называет в качестве одной из движущих сил социальных изменений социальные конфликты. Правда, исключительно в форме представления концепции конфликта. Что, дескать, многие исследователи (К. Маркс ,Г. Спенсер, М.Вебер, Л.Гумплович, Ф.Теннис и др.) в качестве основы социальной эволюции рассматривали конфликт .Отдавая своего рода дань Р. Парку, который усматривал в конфликте лишь одну из форм разрешения противоречий. Кроме конфликта важную роль в разрешении противоречий играют по Р. Парку (и, видимо, с этим согласна В.Г. Харчева) ассоциации и соревнование. Здесь было упомянуто понятие «противоречие». В этой связи хотелось бы заметить, что конфликт – это не форма разрешения противоречия, а скорее одна из фаз (наряду с кризисом) развития противоречия. Конфликт нередко объясняют (толкуют), как обострившееся противоречие (Пригожин А.И. « Социология организаций». М., 1995). И в продолжение вопроса о концепции «источники социальных изменений» того же автора – то бишь, В.Г. Харчевой. В.Г. Харчева связывает данное понятие (источник социальных изменений) с действием внешних причин социальных изменений. Среди такого рода причин: - Изменение спроса на рынке труда; - Технологические причины (скажем, увеличение числа учреждений, обладающих новыми технологиями): - Политические причины (скажем, смена политического курса); - Социальные причины (изменение ценностей общества и др.); - Случайные причины (землетрясение, тайфун и т.д.). Заметим, кстати, что лишь при названии данных причин социальных изменений В.Г. Харчева пару раз употребила термин «факторы» социальных изменений. 3.ВИДЫ (РАЗНОВИДНОСТИ) СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Чтобы не перескакивать от автора к автору, возвращаясь снова к нашему прежнему автору, начну данный фрагмент лекции с той же В.Г. Харчевой. А затем представим точки зрения по данному вопросу других исследователей. Она пишет, что изменения могут происходить на различных уровнях и иметь разный характер и масштаб. Их можно представить в виде дихотомических типов: эволюционное - революционное стихийное - сознательное целенаправленное - нецеленаправленное прогрессивное - регрессивное качественное - количественное добровольное - навязанное длительное - кратковременное. (См. цит. Соч. стр. 249). Автор главы «Социальные изменения и социальная стабильность» учебника «Социология», авторы Г.В. Осипов, Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. (М., 1995), Л.Н.Москвичев называют четыре вида социальных изменений. Они выделяются по тому, какие элементы подвержены перемене (трансформации). Это (1) структурные социальные изменения (скажем, семья: полигамия, моногамия и т.д., в структуре социальной группы, власти ценностей и т.д.); (2) изменения, затрагивающие социальные процессы (процессуальные изменения). Это изменения в сфере взаимодействий между различными организациями и т.д.; (3) функциональные социальные изменения (скажем, изменение функций законодательной или исполнительной власти в России, в процессе политической реформы или модернизации); (4) мотивационные социальные изменения (изменения в сфере мотиваций индивидуальной, коллективной, групповой деятельности. Переход к рыночной экономике существенно меняет мотивационную сферу большого числа населения). Разумеется, что эти виды социальных изменений взаимосвязаны между собой. Однако, с точки зрения познания – они могут и должны изучаться… и каждый в отдельности. В заключении представим ещё одну типологию (видов), видов социальных изменений. Это типология, принадлежащая таким авторам как Аберкромби, Хилл, Тернер. Они называют следующие типы или виды социальных изменений: по уровню анализа: «макро» и «микро» - изменения; по различию факторов, вызывающих изменения: внутренние и внешние (в отношении к какому – либо институту, социальной группе); с точки зрения причин социального изменения (классовый конфликт, технологическая инновация и т.д.); на основании движущих сил изменения (новаторские элиты, девианты, рабочий класс); с точки зрения характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение существующей социальной системы). В добавление следует сказать, что во всех приведенных типологиях социальных изменений почти ничего не говорится о таком виде изменения, как развитие. Хотя, скажем, В.Г. Харчева и называет пару таких видов изменений, как прогрессивное – регрессивное (здесь прогрессивное изменение можно понимать, видимо, как развитие ), однако, понятие «развитие» (социальное) она не называет. Более того, начиная раздел книги, посвященной социальным изменениям, предваряет дальнейшие рассуждения замечанием, что, якобы, было бы некорректно употреблять здесь понятие «развитие». Да! Если этим последним заменить (подменить) понятие «изменение». Однако, если под развитием понимать определенный тип или вид изменения, выделенный по такому основанию, как направленность (вектор) изменения, то было бы неправильно обойти это понятие. Дело в том, что изменения по вектору могут быть восходящими, устремленными вперед, скажем, укрепляющие систему, прогрессивными (прогрессивная фаза) или нисходящими, попятными, разрушающими социальную систему – регрессивные изменения (регрессивная фаза). Развитие – один из важнейших с точки зрения общества как социальной системы вид социальных изменений, какой бы пессимизм не навязывался нам. Вот как определяется развитие в «Российской социологической энциклопедии»: «…3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого» (Стр. 433). Представляется, что с таким определением понятия «развитие» можно согласиться. Как таковое, оно вполне применимо к социальной жизни людей (социальным системам, явлениям и процессам). ПРИЛОЖЕНИЕ Социальные изменения и идея общественного прогресса (представлен материал из «Философского энциклопедического словаря», стр. 534 – 535). Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие «прогресс» соотносительно с понятием «регресса». Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было число оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально – экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов история -- простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического процесса родилась не из христианской эсхатологии, а из её отрицания. Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был отмечен прогресс в сфере научного познания; уже Ф. Бэкон и Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе). Просветительские теории прогресса обосновали смелую ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Прогресс общества просветители выводили из прогресса человеческого разума. Теории просветителей имели телеологический характер, возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем, уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романическая историография нач. XIX в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной, органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако, этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архичных отношений. Наиболее глубокую в домарксовой мысли трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической «исторической школы». Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание Бога в истории. Марксистско – ленинская концепция прогресса характеризуется диалектико – материалистическим подходом к этой проблеме, выдвижением объективного критерия прогресса. К. Маркс подчеркивал, что «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 736). «…Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, не диалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Ленин В.И., ПСС, т. 30, с.6). Прогресс не есть какая – то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие «прогресс» имеет смысл применительно к определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.12, с. 732). Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально – исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производственных сил. Поэтому В.И.Ленин считал интересы развития производительных «…высшим критерием общественного прогресса…» (ПСС, т. 16, с. 220). Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что, в свою очередь, влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладевания обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда и степень освобождения людей из – под гнета стихийных общественных сил, социально – политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия первообщинная рабовладельческая феодальная, коммунистическая формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Однако, процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Диспропорция между прогрессом техники, производительности труда и ростом отчуждения трудящихся, отражается в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях ХХ в., прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Широкое распространение получают также различные концепции «конца истории» и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многочисленные глобальные проблемы современной цивилизации - экологическая и энергетическая, угроза ядерной войны и др.. Весьма сложен также вопрос о критериях прогресса применительно к высшим сферам духовной деятельности, напр., искусству. Возникнув на почве социальной истории, понятие прогресс было в XIX в. перенесено и в естественные науки. Здесь, как и в общественной жизни, оно имеет не абсолютное, а относительное значение. Понятие прогресса неприменимо ко Вселенной в целом, т.к. здесь отсутствует однозначно определенное направление развития, и ко многим процессам неорганической природы, имеющим циклический характер. Проблема критериев прогресса в живой природе вызывает споры среди ученых. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980. Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность. Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М., 1985. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992. |