Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе

  • 1. Семья как объект социологического анализа

  • 2. Понятие семья и его определение

  • 3. Социальные функции семьи

  • 4. Типы семейно-брачных отношений

  • 5. Историческое изменение (развитие) семьи

  • КЛ_ТС (1). Конспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология
    Дата10.01.2023
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКЛ_ТС (1).doc
    ТипКонспект лекций
    #880483
    страница29 из 37
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   37

    Выводы


    1. Социальная структура – это сложное образование. Подходить к ее определению можно различными путями: выделяя очень большие социальные группы – классы, а также более мелкие образования – социальные страты. Современная социология использует синтез классовой и стратификационной парадигм.

    2. Социальная стратификация – одна из важнейших исследовательских проблем. Ее изучение помогает проследить изменения в социальной структуре и сделать выводы об основных векторах развития социальной системы. Она представляет собой систему организации социального неравенства и является атрибутом любого общества. В основе социальной стратификации могут лежать различные основания, обеспечивающие неравноценное социальное положение. Наиболее часто среди такого рода критериев выделяют доход, власть, образование и престиж.

    3. Социально-стратификационная модель в постсоветской России сформировалась в первой половине 90-х годов, и в дальнейшем имела тенденцию к стабилизации. Изменение положения различных групп населения стало наиболее важным последствием социальных преобразований. Наиболее выраженными чертами социоструктурной трансформации стали усложнение, усиление мозаичности основных

    4. социальных групп, а также имущественная дифференциация. Резкое снижение доходов основной массы населения, консервация бедности и снижение возможностей социальной мобильности, с одной стороны, являются показателем цены проводимых в стране реформ, а с другой – определяют перспективы развития общества в ближайшее время.

    Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе

    Семья – одно из наиболее важных, сложных, своеобразных и интересных явлений общественной жизни людей.

    Важное потому, что в семье творятся индивиды, причём как физически, так и духовно.

    Сложное в силу того, что тут есть биологическое и социальное, социальное и социетальное, личное и общее, интимное и публичное, материальное и духовное, рациональное и эмоциональное, формальное и неформальное.

    Своеобразное, поскольку семья – это своего рода модель общества. Как в капле воды отражается весь её химический состав, так в семье отражается характер общества, его социальный строй и уровень развития. В известном смысле семью можно уподобить малому обществу: в ней есть экономика (хозяйство, бюджет, финансы), есть своего рода политика (властные отношения, управление, лидерство, принятие решений), культура (семейные традиции, обычаи и т. д.). Здесь есть статусы и роли; ролевые отношения; конфликты и многое другое, что повторяет общество как социальный институт, социетальную систему. В свое время некоторые мыслители рассматривали общество именно как разросшуюся вширь семью. Так было вплоть до Руссо Кондорсе, Гегеля и Конта. И хотя с этим вряд ли можно согласиться, всё же, как говорится, нет дыма без огня.

    Интересно это явление хотя бы уже потому, что все мы родом оттуда, из семьи. Более того, за редким исключением, слава Богу, - мы и творцы её (семьи). Вам, кстати, это ещё предстоит проделать.

    Изучение темы предполагает рассмотрение следующих вопросов.

    План

    1. Семья как объект социологического анализа.

    2. Понятие семьи и его определения.

    3. Социальные функции семьи.

    4. Типы семейно-брачных отношений.

    5. Историческое изменение (развитие) семьи.

    6. Семья в современном российском обществе.

    В данных вопросах представлена основная проблематика социологии семьи (разумеется, в контексте общей социологии как учебной дисциплины). К этому следует добавить разве что проблему семейных конфликтов и проблему разводов. Но об этом также будет говориться в связи с освещением вопросов, представленных в плане.

    1. Семья как объект социологического анализа

    Семья – самый древний социальный институт. Она прошла длительный путь своей эволюции: от промискуитета группового брака до моногамии – супружеской семьи; от матриархата к патриархату. Причины возникновения семьи – те функции, которые семья выполняет. Мы ещё будем о них говорить. Кравченко А. И. считает, что семья возникает потому, что у человеческих детей самое протяженное детство – оно продолжается 15-18 лет. Вряд ли только к этому сводятся причины возникновения семьи. Круг причин возникновения семьи значительно шире.

    Итак, семья древнейший и универсальный институт,… но вот парадокс – изучение семьи имеет в сотни, а то и в тысячи раз меньшую историю. Научное исследование семьи начинается всего лишь с середины 19 века. С этого момента оно прошло ряд этапов.

    Американский исследователь семьи (редактор известной антологии по браку и семье (1967)) Г. Кристенсен выделяет 4 этапа в развитии науки о семье:

    1) Предисследовательский (с античных времен до середины 19 века).

    Все что писалось и говорилось о семье до середины 19 века носило весьма умозрительный характер и выступало в форме фольклора, художественной литературы и было преимущественно философствованием о семье.

    2) Период с середины 19 века и до начала 20 века.

    Семья становится объектом большого интереса. Этот период отмечен целым рядом имён выдающихся исследователей и крупных теоретических работ о семье. Что характерно для этого периода?

    а) Исследования имеют инициативный характер (построены на интересе);

    б) Изучение семьи ведется в значительной мере антропологами и этнографами, а также правоведами. Семья является объектом междисциплинарного исследования. Её изучает философия, антропология, этнография, педагогика, социальная психология, демография, социология.

    Среди имён наиболее значимых здесь являются:

    1. Л. Морган (1818-1881), США – антрополог. «Древнее общество»(1887). Проблемы: возникновение и развитие семьи.

    2. И. Я. Баховен (1815-1887), Швейцария – историк-правовед. Проблемы: от полигамии к моногамии; от матриархата к патриархату.

    3. Дж. Мак-Леннан (1827-1881), Шотландия – адвокат. Проблемы: эндогамия и экзогамия.

    4. Ф. Энгельс (1820-1895) – философ, социальный мыслитель. Работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства»(1884).

    5. В 1888году выходит в свет работа Э. Дюркгейма (1858-1917) «Введение в социологию семьи»; в 1907 году – работа М. Вебера (1864-1920) «Супруга и мать в правовом развитии».

    Э. Дюркгейма вместе с Ф. Ле Пле (1806-1882) и Э. Энгелем (1821-1896) в западной социологии считаю первооткрывателями семьи. (Ф. Ле Пле – горный инженер; Э. Энгель - статистик).

    -Дюркгейм: закон «контракции»;

    -Ле Пле, Энгель – традиционная семья, бюджет, доходы и расходы семьи, наследование имущества.

    3) Третий период – первая половина 20 века – «Период спонтанной науки о семье».

    Особенности:

    - масса работ инициативного характера;

    - параллельно и почти независимо от теории велись эмпирические исследования (период накопления эмпирических данных).

    У. Гуд (США) в своей работе «Мировая революция и образцы семьи» (1967) писал, что со времени выхода в свет книги Ф. Тенниса «Община и общество» (1887) до 60-х годов не появилось ни одной сколько-нибудь значительной работы по социологии семьи.

    И это притом, что в это время жили и работали: Дюркгейм, Вебер, Парето, Парсонс, Хоманс.

    4) Четвёртый период – период «самосознания науки».

    Особенность: в этом периоде ведется организованная, планомерная, целенаправленная работа по построению целостной теории семьи.

    В течение 1974-1975гг. порядка 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в крупном проекте – создание единой системы объяснительных теоретических моделей семьи. Было выделено 24 исследовательских направления и написано несколько десятков тысяч работ. Персоналии: и. Ной, У. Гуд, К. Девис, Г. Кристенсен (США).

    В России начало социологии семьи положила хрущевская оттепель (середина 60-х годов). С 1968 по 1983 год в СССР было написано свыше трёх тысяч работ о семье.

    Крупный вклад в социологию семьи внесли:

    1. А. Г. Харчев (теория);

    2. М. С. Мацковский (методология и методика);

    3. А. И. Антонов (рождаемость);

    4. И. С. Голод (стабильность семьи);

    5. Л. Гордон, Э. Клопов (жизненный цикл семьи);

    6. Е. Л. Ружже (типология семейных групп);

    7. И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи);

    8. Т. А. Гурко (молодая семья);

    9. В. Б. Голофаст (функции семьи);

    10. И. С. Кон (сексуальное поведение).

    О парадигмах (подходах) социологического изучения семьи.

    Р. Хилл и Д. Хансен (США) называют 5 подходов к изучению семьи:

    1. Интеракционистский.

    Акцент: взаимодействие членов семьи (семья – закрытая система).

    Концепты: статус; межстатусные отношения; конфликт и др.

    2. Структурно-функциональный подход.

    Акцент: анализ семьи как системы (причем довольно открытой); исследование её функций в обществе и функций внутренних её элементов.

    Концепты: система; элемент; структура, функция.

    3. Ситуационный подход.

    Акцент: исследование влияния ситуации социально определяющей различные типы семейных отношений.

    Концепты: социальная ситуация; роль и другие.

    4. Институциональный подход.

    Акцент: культурно-исторический анализ семейно-брачных отношений; семья – социальный институт.

    Концепты: индивид; культурные ценности, которые разделяется индивид и др.

    5. Эволюционный подход.

    Акцент: стадии жизненного цикла семьи.

    Концепты: стадии и циклы семейной жизни; эволюция потребностей и целей и др.

    Этот, последний, подход – попытка объединить все существующие сегодня парадигмы изучения семьи.

    Н. Смелезер выделяет два подхода изучения семьи: функционалистский и конфликтологический.

    При всем различии подходов и в результате развития социальной семьи через названные выше стадии практически общепризнанными являются сегодня интерпретация семьи как объекта социологической науки, с одной стороны, в качестве социальной (малой, первичной) группы. С другой стороны - в качестве социального института. Кстати, понятие «малая социальная группа» ввел Чарльз Кули как раз применительно к семье. Эта, во-первых.

    Во-вторых, такое разграничение понятия «семья» дает возможность исследовать её как на микроуровне (малая социальная группа), так и на макроуровне (социальный институт).

    А. И. Антонов (Россия) считает, что обобщающим, итоговым в характеристике социологической парадигмы изучения семьи является признание того, что семья играет как бы посредническую роль между личностью и обществом.

    Общество

    Семья

    Личность



    2. Понятие семья и его определение

    Понятие «семья» является одним из ведущих среди понятийно-категориального аппарата общей социологии и главным (или заглавным) в той часто-социологической теории, которую принято называть «Социологией семьи».

    Существует не один десяток определений того, что такое семья.

    Остановимся на трёх группах этих определений.

    1. Расширительные толкования понятия «семья»:

    а) семья – это группа лиц, имеющих общих предков;

    б) семья – это группа лиц, проживающих вместе;

    в) семья – это группа лиц, любящих друг друга.

    Это весьма упрощённые, довольно нестрогие, иными словами, расширительные трактовки семьи.

    2. Вторая группа определений. Это – слишком, можно сказать, радикальные определения, узкие, выводящие за рамки понятия «семья» некоторые типы семейных структур; определения, служащие объектом данного понятия.

    Приведу лишь один пример. Это определение семьи, данное отечественным социологом А. М. Антоновым.

    «Семья, - пишет он, - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

    По А. М. Антонову в основе семьи лежит триединое отношение: супружество – родительство – родство.

    Это семья в строгом, слишком уж строгом, смысле ее понимания: исключи хотя бы один из элементов (любой) данного триединства и семьи нет! А что есть? Если по Антонову, всего лишь «осколочная семья», «фрагментарная семья», «семейная группа»… Все что угодно, но не семья в точном смысле этого слова.

    Семьей в таком случае не является:

    1) родители без супружества;

    2) супруги без детей;

    3) молодожены и т. д.

    Вряд ли с таким определением семьи можно согласится.

    Сегодня и у нас, и в западной социологии многие признают достаточным для того, чтобы констатировать факт существования семьи наличие хотя бы одного из элементов указанного триединого отношения: супружество, родительство, родство.

    Более того, существует взгляды, согласно которым, даже партнерство, сожительство рассматривают как семью (Баздырев К. К. «Простое управление: мужчина + женщина = семья» М., 1981.). Хотя о таких формах как «партнёрство» и «сожительство» следует всё же говорить как о формах не подлинной, а так называемой «альтернативной семьи».

    Хотелось бы отметить, что есть в отношении объема и содержания понятия «семья» приведенное определение является слишком строгим, то в отношении его логики оно далеко от хотя бы какой-нибудь строгости: в нем средством определения избирается то, что ещё предстоит определить – «семья». Понятие «семья» определяется через «семейные отношения», и таким образом через семью. То есть, это определение тавтологично.

    Таким образом, эти две группы определений представляют две крайности.

    3. Третья группа определений, думается, наиболее приемлема.

    Определения этой группы лишены крайностей. Приведем некоторые из них.

    Д. Хэбдинг, Л. Клик (США) определяют семью таким образом. «Семья – это группа людей, социально санкционированная, относительно постоянная, объединенная по крови, браку, усыновлению детей, живущих вместе и экономически связанных между собой». А вот определение семьи одного из отечественных социологов – А. Г. Харчева: «Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как членами малой группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения…»

    Теперь немного о браке.

    Сегодня многие исследователи считают, что следует различать понятия «семья» и «брак». «Брак – это комплекс обычаев, основанных на отношениях между сексуально связанной парой взрослых внутри семьи» (Мердок).

    В отечественной традиции брак определяется как семейный союз мужчины и женщины, порождающих их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

    Семья, как отмечалось ранее, это малая (первичная) социальная группа. В заключении рассмотрим понятие «семья» представим две новеллы о семье как социальной группе.

    Первая навела: семья состоит из индивидов. Индивиды – члены семьи. Как таковые они занимают определенные статусы в семье и выполняют в соответствии с этими статусами соответствующие роли (семейные роли). Между членами семьи имеют место ролевые отношения.

    Семейные роли – это разновидности социальных ролей.

    Роли подразделяются в семье на:

    1) Супружеские (жена, муж);

    2) Родительские (мать, отец);

    3) Детские (сын, дочь);

    4) Родственные (брат, сестра);

    5) Межпоколенные (дедушка, бабушка, внуки);

    6) Внутрипоколенные (старший, младший внутри поколения).

    Исполнение семейных ролей может быть как консенсуальных, так и конфликтным. Исполнение ролей зависит от правильного понимания членом семьи своего статуса, своей роли, статуса и ролей других членов семьи.

    Немного о конфликтном исполнении ролей (семейные конфликты как понятие).

    Разновидности семейных конфликтов:

    1) Ролевые конфликты: связаны с неадекватным пониманием членами семьи своей роли (плохой отец, плохая мать – делает не то, что надо);

    2) Межролевые конфликты: у одних и тех же членов семьи противоположные роли (дети - родители);

    3) Внутриролевые конфликты: женщина – хозяйка дома, но она должна и работать, добывать средства для существования семьи.

    Конфликты могут возникнуть и тогда, когда скажем, какой-либо член семьи (или все они) переносит роли своих социальных, официальных, например, должностных статусов на внутрисемейные отношения.

    Вторая новелла: жизненный цикл семьи.

    Семья как социальная группа проходит в своей истории ряд этапов или стадий, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи.

    Такими этапами являются:

    1) Вступление в брак – образование (рождение) семьи;

    2) Начало деторождения – рождение первого работа;

    3) Окончание деторождения – рождение последнего ребёнка;

    4) «Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка;

    5)Прекращение существования семьи – скажем смерть одного из супругов.

    На каждом этапе семья обладает специфическими социальными, экономическими и иными характеристиками.

    3. Социальные функции семьи

    Исследование функций семьи – это один из ведущих аспектов исследования семьи как социального института.

    Семья, как уже отмечалось, играет очень важную роль в жизни общества. Эта ее роль непосредственно реализуется через выполнение ею своих функций.

    Существуют различные списки и конкретные названия функций семьи:

    1. Хебдинг Д. и Клик Л. (США) называют 4 функции (некоторые из них в нашей, отечественной литературе делятся на несколько более дробных функций);

    2. Кравченко А. И. – 5 функций;

    3. Фролов С. С. – 7 функций;

    4. Радугины А. А., К. А. – 9 функций;

    5. Антонов А. И. – 10 функций.

    Однако при всём различии подходов, целый ряд функций семьи называется всеми авторами.

    Вот точка зрения на функции семьи американских социологов – Д. Хебдинга и Л. Клика:

    1) универсальная функция – это репродуктивная функция, суть которой в воспроизводстве населения; тут же говорится и о такой функции семьи как регулирование сексуального поведения;

    2) забота о детях и их защита;

    3) социализация (формирование норм и оценка поведения детей);

    4) любовь и эмоциональная поддержка, что, по мнению авторов, жизненно важно для семьи.

    Можно привести также точку зрения на функции семьи отечественного социолога А. И. Антонова. Она наиболее полная и охватывает сегодня практически все те функции семьи, на которые указывают все остальные авторы.

    Специфические функции:

    1) репродуктивная (воспроизводство);

    2) содержание детей;

    3) социализация (воспитание).

    Неспецифические функции:

    4) накопление и передача собственности; *

    5) передача статуса (статусная – Фролов С. С.);

    6) организация производства и потребления;

    7) домохозяйство;

    8) отдыха и досуга;

    9) забота о благополучии членов семьи;

    10) создания микроклимата, снижающего эмоциональную напряжённость и способствующего самосохранению «Я» каждого члена семьи.

    ___________________

    * У других авторов 4, 6 и 7 функции объединяются под названием «экономическая функция».

    Радугины А. А., К. А. в своем учебном пособии называют и такие функции семьи, как духовное общение и первичный социальный контроль.

    4. Типы семейно-брачных отношений

    Критериями (основаниями) типологии семейно-брачных отношений могут быть временные (исторические), пространственные, социо-культурные и иных характеристики семьи.

    I. По характеру супружества, родства браки подразделяются на такие типы:

    1. Групповой брак;

    2. Полигамия:

    а) полигиния (многожёнство);

    б) полиандрия (многомужество);

    3. Моногамия:

    а) пожизненная;

    б) разводимый брак;

    в) парная семья;

    II. Эндогамия (брак внутри своей социальной группы);

    Экзогамия (брак за рамками своей социальной группы);

    III. По характеру связи с линиями отца или матери (наследование – фамилии, имущества и т. д.):

    а) матрилинейные;

    б) патриархальные;

    IV. По характеру власти:

    а) матриархальные;

    б) патриархальные;

    в) эгалитарные;

    V. По социальному положению супругов или родителей супругов:

    а) гомогенные (супруги из одной страны);

    б) гетерогенные (из разных социальных групп);

    VI. По пространственно-территориальной локации:

    а) патрилокальные (живут у отца мужа);

    б) матрилокальные (живут у отца жены);

    в) унилокальные (живут там, где есть возможность жить);

    г) неолокальные (живут отдельно от родителей);

    VII. По количеству поколений:

    а) расширенная семья - кровнородственные (3 и более поколений);

    б) нуклеарная семья – супружеские (2 поколения);

    VIII. Репродуктивная семья (родители и несовершеннолетние дети);

    Ориентационная семья (из нее уже выделились дети);

    IX. Повторная семья (не первый брак);

    X. Неполная семья (нет одного из родителей);

    XI. По количеству детей:

    а) многодетные (4 и более детей);

    б) среднедетные (3 детей);

    в) малодетные (1-2 детей).

    Чтобы предшествующие поколения полностью замещались в обществе последующими, необходимо приблизительно 2,5 ребёнка на семью.

    А. И. Кравченко даёт такую типологию браков.

    1. Традиционный моногамный брак.

    2. Бездетный брак.

    3. Одиночное материнство.

    4. Холостячество.

    5. Коммуны.

    6. Сожительство.

    7. Вторичный брак.

    8. Свинг и групповой секс.

    9. Расширенная семья (добровольное объединение брачных пар).

    10. Групповой брак.

    11. Синтрогамный брак (что-то близкое к двоеженству или двумужеству).

    12. Открытый брак.

    13. Неравный брак.

    14. Покупной брак.

    15. Хищнический брак.

    5. Историческое изменение (развитие) семьи

    Семья – явление историческое: возникает, изменяется и развивается.

    тенденции изменения семьи как социального института.

    1. От промискуитета к упорядоченным сексуально-половым отношениям.

    2. От группового брака к парной семьи.

    3. От полигамии к моногамии.

    4. От эндогамии к экзогамии.

    5. От расширенной семьи и нуклеарной.

    6. От многодетной к однодетной и т.д.

    Остановимся на изменении семейно-брачных отношений при переходе от традиционного (аграрного) общества к обществу индустриальному (промышленному), т.е. современному обществу.

    Антонов А. И. выделяет десять отличий семьи современного общества от семьи традиционного общества.

    1) Родственно-семейные отношения

    определяют даже организацию

    общественной жизни

    Родство отделено от социально-экономической и политической жизни. Интересы родства носят уже подчиненный характер.

    2) Здесь основной экономической единицей выступает домохозяйство.

    Дом и работа разделяются, но домохозяйство, семейное производство не исчезают совсем. Появляется наемный труд; его оплата ведется независимо от семейно-родственного статуса.

    3) Незначительное психологическое разделение между семейным домохозяйством и семейной общиной.

    Здесь резкий контраст дома, семейной близости и внесемейного мира.

    4) Низкая социальная и географическая мобильность (статус и специализация наследуются)

    Высокая мобильность, особенно у тех, кто проявляет индивидуальную активность.

    5) Ценности: традиции, нормы, семейные решения, семейная ответственность, родительский авторитет.

    Ценности

    -индивидуализм,

    -независимость,

    -права личности,

    -свобода выбора,

    -личных достижений,

    -самоактуализация.

    6) Централизованная расширенная семья, состоит из трех поколений с доминированием старших.

    Нуклеарная семья: брачные узы, супружество ставятся выше родственно-родительских уз.

    7) Развод по инициативе мужа из-за бездетности.

    Инициатива может исходить как от мужа, так и от жены.

    8) «Закрытая» система выбора супруга.

    «Открытая» система выбора супруга.

    9) Жесткое табу на применение контрацепции.

    Имеет место индивидуальное вмешательство в репродуктивный цикл.

    10) Стабильно многодетные семьи.

    Эра непрерывного исчезновения многодетных семей. Малодето-центристский стиль мышления.

    Вообще существует две основные, главные тенденции в оценке эволюции семьи: прогрессистская (она связана с трактовкой общества и семьи как устойчивых явлений) и пессимистическая (теория упадка семьи).

    О некоторых концепциях того, что происходит с семьей с точки зрения на нее как на социальный институт: первая – это концепция постепенного перехода семейных функций к другим социальным институтам. У. Огборн связывает это с переходом к семье, основанной на «эмоциональной преданности»; вторая (Э. Берджес) исходит из того, что якобы сейчас семья-институт заменяется «семьей-товариществом».

    Несколько слов о феминистской идеологии. Идеалы феминизма считают:

    1. Социология семьи политизирована, она культивирует консервативный подход, утверждает подчиненное положение женщины в семье. Радикально-критическая же социология (феминистская) – объективна и исходит из равенства полов.

    2. Традиционная социология – это социология семьи как социального института (различие мужского и женского, неравенство ролей, господство мужского начала).

    В феминистской социологии различают «биологический» (sex) и социальный (гендер) пол. В ней больше используется понятия «гендер». Представления о мужском и женском в этой социологии относительны: мужчина и женщина – это функции (разделение по полу – результат господства «мужской культуры»). Феминисты за «андрогена» - двуполое существо. Но его появлению мешает навязывание бисексуальному телу, разграничение на мужское и женское начало. Эта идеология, как считает А. И. Антонов, является мистификацией истории – бегством от семьи, апологией надвигающегося разрушения института семьи.

    Литература

    Антонов, А.И. Социологии семьи. Учебник [Текст]/ А.И. Антонов // М.: ИНФРА - М, - 2005.

    Афанасьев, С.Л. Будущее общество: Тенденции современности [Текст]/ С.Л. Афанасьев // М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, - 2000.

    Верняк, Е.М. Социология семьи. Учебное пособие [Текст]/ Е.М. Верняк //М.: Дашков и Ко, - 2004.

    Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005.

    Гидденс, Э. Устроение общества [Текст]/ Э. Гидденс // М.: Академический проект, - 2003.

    Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: Учеб.пособие [Текст]/ Г.Е. Зборовский /./ М.: Гардарики, - 2004.

    Козлова, О.Н. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ О.Н. Козлова // М.: Омега-Л, - 2004.

    Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.С. Комаров // М.: Аспект-Пресс, - 2003.

    Костюченко, Л.Г., Резник, Ю.М. Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ Л.Г. Костюченко, Ю.М. Резник: независимый институт гражданского общества // М., - 2003.

    Кравченко, А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005.

    Крегер, О, Тьюсон, Дж., Типы людей. 16 типов личности, определяющих как мы живем, работаем и любим. Пер. с англ. [Текст]/ О.Крегер, Дж.М. Тьюсон // М.: Персей Вече, АСГ, - 1995

    Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004.

    Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева//М..-ИНФРА, -2005.

    Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж. Ритцер. 5 -е изд. - Спб //Питер, - 2005.

    Соколов. С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ, - 2008.

    Социология: Учебник для вузов [Текст]/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Ничепуренко, А.В. Попов. - 2-е изд. // М.: Гардарики, - 2004.

    Социология: Краткий тематический словарь / Под. ред. Ю.Г. Волкова; Ред. сост. : А.В. Лубский и др. // Ростов-на Дону: Феникс, - 2001.

    Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований» [Текст]/ Моск. Центр тендерных исслед.; Моск. Выш. Шк. Социальных и экон. наук. - 2-е изд. И М.: МЦГИ, 2001.

    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   37


    написать администратору сайта