КЛ_ТС (1). Конспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология
Скачать 3.98 Mb.
|
Тема 14. Личность. Социализация индивида Социология-это не только наука об обществе как таковом, наука о социальном. Это и наука о человеке, человеке как общественном и социальном существе; наука о человеке, живущем среди себе подобных, взаимодействующем с такими же, как он сам. Исходя из этого, тему “личность” следует рассмотреть как одну из наиболее значимых в курсе “Общая социология”. Кстати, такую же значимость проблемы личности (личность и общество, становление личности, личность как субъект общественных отношений и др.) имеют и в социологии как науке, отрасли научного знания. При этом личность-предмет междисциплинарного, более того, общедисциплинарного исследования. Социология-это лишь одна из наук, которые изучаются исследованием того, что принято называть личностью. Правда, здесь следует отметить, что социология среди наук, изучающих личность, занимает одно из центральных, ведущих мест. Ведь личность-это человек, взятый в его социальном качестве. А главной наукой, изучающей социальное, как раз и является социология. Кроме социологии, “личностная проблематика” изучается такими науками как психология (одна из центральных наук такого рода), социальная психология, этика (наука о нравственности), педагогика, культурология. Важное место “личностная проблематика” занимает в философских изысканиях. Приоритетными в социологической науке являются такие проблемы как личность и общество, личность-продукт общественного развития (филогенез и онтогенез), личность как объект и субъект общественных отношений, становление личности (социализация индивида), автономность личности и ее активное отношение к обществу и самой себе, типовые социальные характеристики личности. Целью данной лекции является социологическое рассмотрение некоторых из вопросов, связанных с понятием личности, процессом ее формирования, а также взаимоотношений с обществом. План: Понятие “личность” и его определение (социологический аспект). Структура личности. Становление личности (социализация индивида). Социальные типы личности. Двух основных констант: социальный статус и социальная роль (Дюркгейм, Вебер, Шабутани, Парсонс). Социальный статус - соотносительное положение (позиция) человеческого индивида в обществе (социальной системе). Индивид занимает в обществе одновременно несколько позиций. Дело в том, что общество-это многоплановое, многоуровневое, полифункциональное образование. Да и сам человек-существо не одномерное, а весьма сложное, находящееся одновременно во взаимодействии с множеством других людей: он – и гражданин, и семьянин, и работник, и учащийся, и, скажем, русский и т. д. Существуют такие разновидности статуса: главный (генеральный) статус; предписываемые статусы; приобретаемые; естественные; профессионально-должностные и т.д. Социальная роль. Содержание социальной роли составляет совокупность требований, предъявляемых обществом к индивиду. Социальная роль-это то, что должен выполнять человек в соответствии со своим статусом. Дело в том, что в соответствии со своим статусом человек наделяется, с одной стороны, особыми правами, а с другой - должен (призван) выполнять разного рода предписанные ему обязанности (функции). И. Кон так определяет социальную роль: “Это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе”. В книге “Человек. Цивилизация. Общество” П. Сорокин заявляет, что “роль может быть социальной лишь при наличии социальной матрицы”. Много статусов – много ролей. Каждый человек выполняет (играет) в обществе множество социально значимых ролей. Для обозначения последнего явления используют понятие “ролевой набор”. “Ролевой набор” – ключевой термин при определении личности в рамках данной теории личности. Личность – это набор тех ролей, которые человек играет в обществе. Разумеется, важной характеристикой личности является то, как социальные роли проигрываются (выполняются) человеком. Дело в том, что существуют разные виды исполнения людьми своих социальных обязанностей или ролей. Например, можно говорить о консенсуальном и конфликтном выполнении людьми тех ролей (обязанностей), которые они должны выполнять в соответствии с занимаемыми ими социальными статусами. При конфликтном варианте исполнения ролей общество применяет по отношению к индивиду соответствующие санкции – наказания. Если социальные роли человек выполняет в соответствии с существующими в обществе нормами, то общество также применяет по отношению к данному человеку санкции – правда, при этом санкции поощрительного характера. Не случайно, видимо, личность, ее богатство и особенности, своеобразие и жизнь ассоциируются с ролями, игрой, а сама жизнь – с театром и его сценой. Шекспир в пьесе “Как вам это нравится” пишет: Весь мир театр, В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той: Младенец, школьник. Юноша, любовник Солдат, судья, старик. Близкой к ролевой теории является концепция личности – она, правда, была только заявлена и вовсе не обоснована ее автором - которую предложил Маркс. Он рассматривал в качестве сущности человека не некий абстракт, присущий индивиду, а всю ту совокупность общественных отношений, которые имеют место в обществе, в котором живет данный индивид. Если сущностное в человеке понимать как личностное (социальное), то личность в соответствии с марксистской теорией - это совокупность всех тех отношений (социальных ролей), в которые человек может вступить (и вступает), имеющих место в обществе, в котором человек живет и развивается. Теперь перейдем от теории личности к самому понятию личности и тем определениям данного понятия, которые имеют в научной литературе. Несколько слов о соотношении данного понятия со смежными ему понятиями: человек, индивид, индивидуальность. Представим это соотношение графически. На схеме показана логика понятийного ряда: человек, человеческий индивид, личность, индивидуальность. ч еловек ч еловеческий индивид и ндивидуальность личность В этой связи хотелось бы заметить: личность – это не только то, что отличает одного индивида от другого, но и то, что объединяет одного человека с другим. Ведь личность – продукт общества, а оно старается сформировать человека под себя. Причем любого человека. Разумеется, не нивелируя индивидуальность. Что касается самого определения “личность” и его происхождения: возможно, данный термин произошел от “личина” (латинское) – маска актера; лицо, обращенное к аудитории, зрителям. Приведем одно из ранних определений личности: “Личность – внешнее проявление индивидуальности. То есть личность – это то, как человек воспринимается окружающими, и как он на них воздействует”. Обратим внимание, что в большинстве ранних определений личности подчеркивалось, что она, личность человека, - это комплекс каких- то черт человека, характерных для него свойств и особенностей. Теперь же обращается внимание на активность, уникальность личности. Приведем другие определения личности. Дж. Гилфорд: “Личность индивида…представляет собой уникальный набор его свойств”. И. Сорнофф (1962): “… личность – совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других”. Е. Богман, Г. Уэлш (1964): “Личность – это гипотетическая конструкция: личность потому, что мы создаем ее на основании наблюдений за поведением индивида; комплексная в силу предположения о том, что она состоит из более мелких составляющих – свойств, потребностей, я, Эго, Суперэго и т.д.” Д. Бирн (1966): “Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению”. Эффениев: “Личность – это единичный человек, как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни”. И далее: “Это – любой человек, рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни; индивидуальность присуща каждой личности”. Г. В. Осипов: “Личность – определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых (и мы добавили: социогенных) черт и социальных отношений данного общества”. А. А. и А. К. Радугины: “Личность – продукт исторического развития, результат впечатления индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения”. Приведем, наконец, определение личности из “Философской энциклопедии”140. Оно является, как нам представляется, наиболее социологическим (хотя и приводится в философской энциклопедии) и наиболее адекватным содержанию данного понятия. “Личность, - говорится здесь, - человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно – историческими условиями жизни общества”. В этом определении обращается внимание на то, что личность – это: человеческий индивид; продукт общественного развития; субъект труда, общения и познания; детермированное конкретно - историческими условиями человеческое существо. Личность в данной трактовке – это и продукт общества, и субъект его, не абстрактное понятие (существо), а существо конкретно – историческое. 2. Структура личности Личность – это сложное многоплановое, многогранное социальное явление. Поэтому важной стороной личности является ее структура – система тесно связанных друг с другом взаимодействующих элементов, образующих личность как органическую целостность. Вот некоторые авторские соображения на этот счет. Мэй Хили (США) называет 6 важных элементов личностной системы человека: свой образ себя; другие люди (их образ) – они присутствуют в нас; свое существо (своя суть); свое “Я” (психическая инстанция, отвечающая за процесс принятия решений; своя восприимчивость (реагирование на происходящее); свое тело (оно служит источником наших сил)141. Представим структуру личности по З. Фрейду. Графически она смотрится таким образом. С уперэго (Сверх – Я) Э го - Я И д – оно Ид (оно) – это инстинкты. Супер – эго – это совокупность моральных устоев общества. Это своего рода внутренний цензор. Эго – посредник, который пытается реализовать инстинкты в конкретной, реальной общественной ситуации. Эго раздирается постоянными конфликтами между инстинктами и запретами (присущими общественной морали). Оно, Эго, пытается всячески контролировать инстинкты (Ид), согласовывать их с общественной моралью. Социальное чувство, по Фрейду, - это несексуальный вариант эмоциональных отношений между членами группы (скажем, дружба – это превращенная форма сексуальности). Фрейд так определяет человека: это – окультуренное благодаря супер – Эго и обуздываемое деятельностью Эго животное. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову).
Отечественный социолог Е. А. Ануфриев к элементам личности относит также ее системные характеристики: способ осуществления в деятельности социальных качеств (образ жизни, труд, общественно – политическая, культурно – познавательная деятельность); потребности личности; способность к творческой деятельности, знания, навыки; степень обладания культурными ценностями; нравственные нормы и принципы; убеждения Главным, основным, однако, элементом структуры личности является самосознание человека. Об этом говорят большинство исследователей, занимающихся проблемами личности, ее структуры и формирования. Самосознание (понятие, а точнее, термин был употреблен еще в древнеиндийском эпосе (IX век до н.э.)) – это субстанциональная основа “Я” человека. Она проявляется в способности человека к рефлексии. В “Российской социологической энциклопедии” самосознание определяется как “… осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений”142. Сущность самосознания заключается в том, что человек (в отличие от животного), рефлексируя, выделяет себя из окружающего мира, осознает себя как автономное существо и субъект взаимодействия с другими, иными (отличными от него) существами. Самосознание человека, так же, как и его сознание в целом, формируется в процессе его взаимодействия с другими людьми. Самосознание – это способность человека посмотреть на себя глазами других, посмотреть на себя со стороны и дать себе оценку. В целом процесс формирования личности сводится к формированию данной способности, т.е. самосознания, которое, конечно же, не сводится только к способности посмотреть на себя со стороны, глазами другого. Оно, самосознание, связано и с оценкой человеком себя, контролем над собой и другими свойствами личности. “Самосознание в структуре личности выступает стержневым звеном, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития. Оно – необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отображается своеобразная история индивидуальности. Самосознание – это единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Они представлены в любом реальном проявлении самосознания. Самопознание – исходный момент и основа существования самосознания, его результат – знание индивида о себе. Это знание связано с собственным отношением к нему самого индивида. В нем отражается степень ценности конкретного итога самопознания. Именно на этой основе и формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные достижения в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе объединяются в особом образовании самосознания – в самооценке. Она становится внутренним механизмом саморегулирования действенно – волевой сферы самосознания. Имплицитно присутствуя в структуре регуляции поведения, самооценка позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяя его стиль и способы реагирования на поведение других, отношение к предполагаемой оценке своего поведения и т.д. самооценка - динамичный результат процессов самосознания. В ходе развития личности она становится глубже, более устойчивой, полнее охватывает ей психические свойства, нравственные ценности, отношения и т.д. однако самооценка не есть только отражение итогов самопознания и самоотношения, она включает всегда элементы прогноза, экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего в самооценке – существенный момент саморегулирования, включенного в процессы самовоспитания, саморазвития личности. Саморегулирование поведения функционально осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень – управление поведенческим актом на всех этапах его развертывания. Второй – действие самоконтроля, т.е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в неопределенном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Это своеобразный “отчет” личности перед собой о соотнесенности цели действия, хода его выполнения, с усвоенной и принятой системой социальных эталонов. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае необходимости изменять его, включить дополнительные условия, актуализировать потенциальные резервы личности”143. Самосознание можно рассматривать как критерий сформированности личности: личность сложилась, если ее самосознание сформировалось; она, личность, настолько сформировалась, насколько сформировалось ее самосознание. Хотя, конечно, как говорилось, самосознание, проявляющееся в “Я” человека, - это не вся личность. Самосознание – один из элементов структуры личности, ядро личности. 3. Становление личности (социализация индивида) Личностью не рождаются, личностью становятся. Это – одно из основополагающих положений современной науки о человеке как социальном существе, о личности. Процесс становления личности – это социальный процесс превращения человеческого индивида (посредством социализации) в социальное существо. Сущность этого процесса – в усвоении индивидом культуры того общества, в котором он родился и живет, в обучении культуре, правилам поведения, характерным для данной культуры. Поскольку индивид, чтобы стать личностью, должен впитать в себя весьма обширный многообразный комплекс культурных норм и правил поведения (впитать в себя и научиться жить в соответствии с ними), под социализацией следует понимать скорее процесс освоения социальных норм и ролей, характерных для данного общества, а не просто процесс обучения. Тем более, что социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается до глубокой старости. Итак, становление (формирование личности) осуществляется в процессе социализации индивида (соответственно, социализация индивида – это процесс становления его как социального существа, то есть становление его личности). Приведем некоторые определения понятия “социализация”. “Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм”144. “Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются уникальность данного индивида как личности”145. “… социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей”146. “Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни”147. “ Социализация – способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям”148. После того как были даны некоторые определения социализации, целесообразно дать некоторые теории социализации как процесса становления (формирования) личности. Они были предложены известными исследователями личности. Это – Кули и Мид, Фрейд и Пиаже, Колберг и Эриксон. Представим эти теории в версии Н. Смелзера. Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мид. Чарльз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этой интеракции люди создают свое зеркальное “Я”. Зеркальное “Я” состоит из трех элементов: того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новою прическу); того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа); того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего “Я”. Как и Кули, он считал, что “Я” – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми, в начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут начать думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего “Я”. По мнению Мида, процесс формирования личности включает 3 различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может “помогать” родителям, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли, играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего “Я”. По мнению Мида, человеческое “Я” состоит из двух частей: “Я - сам” и “Я - меня”. “Я - сам” – это реакция индивида на воздействие других людей и общества в целом. “Я - меня” – это сознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). “Я - сам” реагирует на воздействие “Я - меня” так же, как и на воздействие других людей. Например, “Я- сам” реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда – нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. “Я - сам” знаю, что люди считают “Я - меня” справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое “Я - меня”. Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого – то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и для всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого “другого” – безликого человека “со стороны”, олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным “другими со стороны”. Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Фрейд. Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой – то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Три составные части личности. Теория Фрейда выделяет три части в психической культуре личности: Ид (“Оно”), Эго (“Я”) и Суперэго (“сверх - Я”). Ид (“Оно”) – источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. “Оно” побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго (“Я”) контролирует поведение человека, в какой – то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Это руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор, подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго (“сверх – Я) – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго. В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот – не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребенка является рот. Данный период в жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией. На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их садиться на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции. Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию – подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценным по сравнению с мальчиками. После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится сношение с представителем противоположного пола. Пиаже. Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии надо научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами. Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти предметы окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестанет существовать, если они на него не смотрят. Существование этой стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой. Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают. В возрасте от 7 до 11 дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии (Элкинд , 1968). Колберг. Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже. Колберг выделял шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к переживанию эмпатии. В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы получить их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться нравственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что “это правильно”. Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей. На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать общения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Например, нельзя обманывать налоговое управление. Ведь если бы все так поступили, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть определена “ложь во спасение”, щадящая чувства другого человека. На шестой стадии у людей формируется собственной этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют в себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Наверно, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития149. Эриксон. Что же касается Э. Эриксона, то его концепцию можно представить в виде следующей таблицы. Восемь этапов развития личности по Эриксону.
При всем различии взглядов на этапы, периодизацию, а также механизмы социализации, сегодня общепризнанным является то, что социализация (в любом случае) подразделяется на первичную и вторичную. Первичная социализация – это процесс формирования личности в период взросления человека от младенчества до совершеннолетия. Этот период (этап) формирования ядра личности. На данном этапе нормы и ценности, которые должен усвоить индивид, практически навязываются этому последнему обществом. Эта социализация индивида характеризуется значительной активностью общества (группы, окружения) и значительной пассивностью самого индивида. Индивид нередко осваивает социальные роли по сильным давлением окружения, среды. Вторичная социализация связывается с дальнейшим развитием уже ставшей личности и осуществляется на основе свободного выбора индивидом своих предпочтений и свободного отказа от того, что было навязано ему. Литература Валлерстайн, И. Конец Знакомого мира. Социология 21 века. [Текст]/ И. Валлерстайн: Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. Постиндустриального о-ва // М.: Логос, - 2003. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005. Ионин, Л.Г. Социология культуры. Учебное пособие [Текст]/ Л.Г. Ионин // М.: Гардарики, - 2004. Козлова, О.Н. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ О.Н. Козлова // М.: Омега-Л, - 2004. Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.С. Комаров // М.: Аспект-Пресс, - 2003. Костюченко, Л.Г., Резник, Ю.М. Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ Л.Г. Костюченко, Ю.М. Резник: независимый институт гражданского общества // М., - 2003. Костюченко, Л.Г., Резник, Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход [Текст]/ Л.Г. Костюченко, Ю.М. Резник //М., -2003. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст]/ И.С. Кон // М.:Мысль, - 1984. Кравченко, А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст]/ Пер. с англ. Под общ. ред. А.Б. Толстова // М.:Идея-Пресс:Дом интеллектуальной книги, - 2000. Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология: Пер. с англ. [Текст]/ Под ред. А.А. Велика // М.: Смысл, -2001. Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, - 2004. Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева // М.-ИНФРА, - 2005. Олкорт, Г. Становление личности: Избр. труды [Текст]/ Г. Олкорт // М, - 2002. Резник, Ю.М., Резник, Т.Е. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) [Текст]/ Т.Е. Резник, Ю.М. Резник // М, - 2002. Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж. Ритцер. 5 -е изд. - Спб // Питер, - 2005. Соколов. С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ, - 2008. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Ж.Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. и перераб. // М.: Юрайт, - 2004. Фролов, С.С. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ С.С. Фролов// М.: Гардарики, - 2004. |