Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.О термине «структура»

  • 2.Социальная структура как социологическое понятие

  • 3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации

  • КЛ_ТС (1). Конспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология
    Дата10.01.2023
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКЛ_ТС (1).doc
    ТипКонспект лекций
    #880483
    страница24 из 37
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   37
    Тема 13. Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии

    Важной характеристикой общества и как социальной, и как социальной системы является его упорядоченность, организованность, структурность. Структурность - вторая сторона системности, ее второе «я». Структурность связана с дифференциацией системы на её элементы, которые образуют систему как целостность благодаря тому, что они функционально взаимодействуют между собой. Это функциональное взаимодействие элементов системы обусловливает то, что система по сравнению с любым, её элементом, каким бы важным он ни был, обладает своим особым качеством, его называют эмерджентным. Это – качество системное и именно оно придает смысл существованию любой системы как системы, а не простой совокупности образующих её подсистем или элементов.

    В данной лекции мы достаточно кратко рассмотрим само понятие «социальная структура», различные понятия этого термина, значимость его в понятийно-категориальном ряду социологии.

    План

    1. О термине «структура».

    2. Социальная структура как социологическое понятие.

    3. Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации.

    1.О термине «структура»

    «Структура (от лат. Structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях»(Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1983. С . 657 ) .

    В широком и нестрогом смысле понятие «структура» употребляется в научном и философском обиходе достаточно давно – по крайней мере, со средних веков. Оно использовалось в качестве одного из способов определения формы (форма как структура, организация содержания). В строгом смысле понятие «структура» впервые стало использоваться в химии в 19 веке в связи с разработкой теории химического строения вещества. Затем оно стало применяться в психологии («перцептивные структуры» австрийского психолога Эренфельса (1890)). В ХХ веке анализ структурных связей и зависимости занимает важное место в исследованиях языка, этнических общностей, произведений литературы и искусства, культуры в целом, в результате чего складываются специфические методы изучения разных типов структур.

    В современной науке понятие структура как правило соотносится с теми понятиями, как «система», и «организация». Если говорить о соотношении данных трёх понятий, то оно, это соотношение, смотрится, примерно, следующим образом. «Система» - это самое широкое из этих трёх понятие. Оно выражает всё множество проявлений некоторого сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции и так далее) «Структура» выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы. «Организация» же включает в себя как структурные, так и динамические характеристики системы, обеспечивающие её направленное функционирование.

    Структурные связи и отношения настолько имеют существенное значение для объектов, что в целом ряде случаев изучение структуры рассматривается как главная проблема. Кстати некоторые социологи считают, что изучение социальных структур является, чуть ли не основной проблемой социологии. При этом иногда структурное изучение объектов противопоставляется историческому. Это – не что иное как результат абсолютизации одного из подходов к изучению объекта. Кстати, порой, наоборот – абсолютизируется исторический подход в ущерб структурному. Заметим в связи с этим, что изучение объекта должно строится на основе одновременного применения как структурного (структурно-функционального), так и исторического подходов. Некоторые авторы справедливо замечают, что органически сочетаются данные подходы в социологии К.Маркса.

    Таким образом, понятие «структура» является однопорядковым (близким, синонимичным и т. д.) с такими понятиями как «организация связей», «упорядоченное устройство частей», «образец» (т.е. наблюдаемая закономерность действия или деятельности), «связи между группами и индивидами, которые находят своё выражение в их поведении» и т. д. Два последних случая из перечисленных имеют прямое (и прежде всего) отношение к социальной жизни людей и науке, которая изучает эту жизнь.

    2.Социальная структура как социологическое понятие

    Британские социологи Н. Аберкромби, С. Хилл, Брайн С.Тернер считают: «несмотря на то, что в социологии это понятие используется постоянно, более или менее подробный его анализ встречается редко». (Социологический словарь/Пер. с англ. Под ред. С. А. Ерофеева. Казань . Издательство Казанского университета, 1997. - С.299).

    Что же такое социальная структура? Этот вопрос является, как уже было замечено, чрезвычайно важным как с точке зрения социальной теории, так и с точке зрения социальной практики. Авторы книги «Социология: парадигмы и темы» (М., 1997) С. А. Кравченко, М. О. Мнацаканян, Н. Е. Покровский замечают, что в вопросе, что такое социальная структура, «… состоит вопрос всех социологических вопросов» (С. 185) и это при том что социальная структура незрима, неосязаема, даже неуловима (так же, С. 186). И в этом заключен один из парадоксов социальной жизни и её познания социальной наукой.

    Социальная структура, по мнению названных социологов, присутствует во всем, что имеет место в обществе. Она обнаруживается на макро-, мезо- и микроуровне; во всех социальных явлениях (цивилизация, государство, семья и т. д.). то есть, общество по сути своей полиструктурно.

    В книге на которую только что мы ссылались, под социальной структурой понимаются:

    1. Устойчивые связи между любыми элементами общества; устойчивые взаимозависимости, корреляции;

    2. Регулярность, устойчивость, повторяемость взаимодействий;

    3. Наличие уровней, «этажей» согласно значимости элементов, входящих в структуру;

    4. Регулирующий, инициирующий, динамичный контроль поведения элементов (С. 186).

    В социологическом словаре британского автора, на котором мы уже останавливались, говорится о сложности и значительной неопределённости понятия «социальная структура» и существовании разных подходов к его определению, да и вообще интерпретации. При этом подчеркивается, что предпочтение все же отдается толкованию социальной структуры как совокупности продолжительных упорядоченных типовых связей между элементами общества (С. 299). Основанное на таком подходе определение социальной структуры подталкивало некоторых социологов XIX века к сравнению общества с машиной или организмом.

    При этом многое зависит от того, что рассматривать в качестве элементов общества. Дело в том, что здесь нет единого мнения (хотя оно, кстати сказать, вовсе и необязательно). Так, например, А. Р. Радклифф-Браун под элементами общества как целостной системы понимает людей (отдельных индивидов). Соответственно социальная структура трактуется как комплекс общих закономерных отношений между отдельными людьми, образующими общество. С. Ф. Нейдл же в качестве элементов общества рассматривает роли (статусно-ролевой подход к трактовке социальной структуры). Значительная часть социологов, в частности и особенно функционалисты, под элементами общества понимают социальные институты как организованные образцы социального поведения (институциональный подход к социальной структуре общества). Говоря об институциональной структуре, Ю. Г. Волков и И. В. Мостовая замечают, что она – «… многомерный лабиринт, где действия и перемещения социальных субъектов осуществляются только согласно определенным правилам ролевого соответствия». (См.: Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. Социология. М., 1998. С. 186-187).

    Социальная структура имеет свои свойства. Они то как раз и зависят от того, что берется в качестве переменных – элементов системы. Так А. Д. Налетова называет среди свойств структуры:

    1.Отношение, взаимоотношения, взаимозависимость;

    2.Регулярность, внутреннее разнообразие, постоянство;

    3.Фундаментальность, существенность, контролирующее воздействие по отношению к эмпирически наблюдаемому явлению (См.: Российская социологическая энциклопедия. М., 1999. С. 542).

    Социология, по мнению уже упоминавшихся Аберкромби, Хилла и Тернера, как правило, предпочитают использовать рассматриваемое нами понятие при объяснение причин разного рода социальных явлений. Но в том случае, якобы не избежать некоторых существенных затруднений. Ведь, как уже было замечено, социальная структура не является непосредственно наблюдаемой реальностью: она, скорее, - идея, абстрактная формула. Далее. Раз социальная структура ненаблюдаема, следовательно, как понятие она не верифицируема (неверифицируемый феномен). И, наконец: «В этом понятие заложено также отрицание человеческого творческого начала и свободы, поскольку оно наводит на мысль о детерминированности человеческого действия структурами » (Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Брайан. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997. С.300.). Можно, однако, дать ответ на эту критику, продемонстрировав то (как это сделали П. Бергер и Т. Лукман), каким образом социальные структуры сами констатируются в процессе человеческой деятельности.

    Дело в том, что как считают П. Бергер и Т. Лукман, социальные структуры сами конструируются в процессе человеческой деятельности. Представители феноменологического направления в социологии настаивают на том, что исследование жизненного мира людей и связанных с ним состояния сознания должно быть выведено за скобки суждений о социальной структуре, т. е. оно не связано с существованием социальной структуры (или структур) или её причинных силах. Индивиды сами создают свой социальный мир.

    Иначе – Бергер, Лукман (в данном отношении нельзя не назвать также Щютца) недостаточно учитывают роль социальных структур. А. Э. Гидденс заявляет: социальные структуры не препятствуют действию, но скорее дают возможность действовать людям, являясь одновременно также результатом действий людей.

    Вообще дискуссия об отношениях между отдельными индивидами (их действиями) и социальными структурами занимает одно из центральных мест в теоретической социологии. Эта дискуссия ведётся по следующим вопросам: «Как возможны структуры?», «Каким образом они отделяют действия индивидов?», «Каковы пределы возможности индивидов действовать независимо от социальных структур?»

    В целом, в рамках мнений по данным вопросам можно выделить три наиболее значимых точки зрения:

    1. Структуры не детерминируют действия людей. Иногда можно услышать, что вообще никаких социальных структур не существует (некоторые феноменосоциологи, этнометодологи).

    2. Социальные структуры (эта точка зрения противоположная первой) определяют действия индивидов, и социологов должны занимать только социальные структуры.

    3. Имеет место диалектический процесс (П. Бергер, Т. Лукман): мысли, которыми мы наделяем свой мир, становятся институционализированными и превращается в социальные структуры, а структуры в свою очередь, как части систем смыслов, ограничивают действия индивидов. Пример: мужчина и женщина на необитаемом острове, сами создавшие правила взаимного общения, а также дети, родившиеся от них вынужденные считаться с данными правилами как объективными структурами.

    3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации

    В западной социологии существует целый ряд теорий, которые в качестве главного объекта своего исследования рассматривают как раз социальную структуру (социальные структуры). При этом они принадлежат к числу ведущих концепций. Исключение составляет разве что так называемое «гуманистическое направление», акцентирующее внимание на изучении сознании человека, методов понимания и интерпретации действий других людей. Эти концепции носят антипсихологический, объективистский характер и стремятся объяснить поведение индивида с точки зрения их места в социальной структуре. Это во-первых. Во-вторых, они признают детерминирующую роль социальной структуры (по отношению к составляющим её элементам). И, в-третьих, данные теории рассматривают социальные структуры не как нечто застывшее, а как динамичное целое, обладающее эмерджентным характером.

    Мы приведем здесь классификацию западносоциологических парадигм интерпретации (объяснения) социологом М. С. Комаровым. Она представлена в книге «Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. С. 335-336.»

    «Среди различных концепций социальных структур можно выделить два основных направления: теоретическое и эмпирическое. Представители первого описывают и анализируют социальную структуру, исходя из определённых теоретических допущений о функционировании и развитии общества, сторонники второго направления включают в содержание социальной структуры только наблюдаемые и фиксируемые эмпирические методы образы социального взаимодействия. В сфере теоретической социологии условно можно выделить две основные модели социальной структуры – нормативно-ценностную и категориальную. Первая представлена структурным функционализмом (Функциональный подход в социологии) и примыкающими к нему концепциями. Главной её особенностью является аналитическое разделение социальной системы и культурной системы. Социальную структуру образуют различного рода нормативно-ценностные образования – социальные институты, ролевые статусные отношения и т. п. Предполагается, что источником изменений социальной структуры выступает система культуры, в которую включаются ценности, значения, верования, символы и т. п. Категориальная модель социальной структуры представлена в настоящее время неомарксизмом и различными версиями детерминизма технологического, которые в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют классы, социальные слои, профессиональные группы и т. п. Сторонники неомарксизма подчёркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и обращают внимание на противоречия в социальной структуре, тогда как представители концепции технологического детерминизма источником изменения в структуре считают технологические инновации и полагают, что технический прогресс способен разрешить все противоречия капитализма. Эмпирические концепции социальных структур также имеют множество вариаций, из которых отчётливо выделяются две основные модели: дистрибутивная и сетевая. Первая представляет социальную структуру в виде систем взаимосвязанных социальных позиций, обладающих различными измеряемыми признаками (профессия, возраст, доход, образование и т. п.). Вариации поведения индивидов и групп объясняются занимаемой ими социальной позицией. В центре внимания исследователей стоят вопросы социальной мобильности и интегративные аспекты социальной дифференциации. Сетевая модель социальной структуры (Анализ социальных сетей) объясняет поведение индивида и группы различными конфигурациями социальных сетей, в которые они включены. Главными компонентами системы социальных сетей выступают «блоки» и «узлы» связи, отличающиеся интенсивностью и плотностью».

    В заключение, рассмотрения основных вопросов темы приведем в качестве дополнения ряд авторских определений понятия «социальная структура».

    1. А. Д. Налетова: «Социальная структура – определённый способ связи и взаимодействия элементов, т. е. индивидов, занимающих определённые социальные позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей» (Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Академика РАН Г. В. Осипова. –М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 542).

    2.Д. В. Кухарчук: «Структура социальная – совокупность, обеспечивающих её воспроизводство и развитие» (Кухарчук Д. В. Социология: Краткий курс лекций. –М.: Юрайт - Издат. 2002. С. 197).

    3. В. Г. Харчева: «Социальная структура- совокупность относительно устойчивых связей между отдельными элементами социальной системы, отражающая её существенные характеристики, фиксирующая присущие данному обществу способ разделения и кооперации труда, состояние общественных отношений» (Харчева В. Г. Основы социологии. М.: «Логос», 1997. С. 255).

    4. С. С. Фролов: «Структура социальная – внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определённым образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках» (Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. –М.: Юрист, 1997. С. 333).

    Литература

    Американская социологическая мысль. Тесты / Под ред. В.И. Добренькова. // М.:Изд-во МГУ, - 1994.

    Афанасьев, С.Л. Будущее общество: Тенденции современности [Текст]/ С.Л. Афанасьев // М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, - 2000.

    Блау, П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль. Тесты // М., - 1994.

    Валентен, С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив [Текст]/ С.Д. Валентен; Л.И Нестеров; РАН; Ин-т экономики // М.: Наука, - 2003.

    Гидденс, Э. Устроение общества [Текст]/ Э. Гидденс / М.: Академический проект, - 2003.

    Громов, И.А. Западная социология: Учеб. Пособие для вузов [Текст]/ И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - СПб.: // М.: Изд-во ДПК, -2003.

    Дюркгейм, Э. Норма и отклонения // Рубеж. - 1992.

    Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб.пособие [Текст]/ Т.И. Заславская //М.: Дело, - 2004.

    Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция [Текст]/ Т.И. Заславская: Моск. Шк. Соц. И экон. Наук. - 2-е изд., испр. и доп. // М.: Дело, - 2003.

    Кравченко, А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005.

    Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст]/ Пер. с англ. Под общ. ред. А.Б. Толстова // М.: Идея-Пресс:Дом интеллектуальной книги, - 2000.

    Левада, Ю.А. Россия и варианты исторического выбора: несколько соображений о ходе российских трансформаций // Экономические и социальные перемены в России. Мониторинг общественного мнения, - 2003, - №1.

    Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004.

    Мертон, Р. К. Социальная структура и социальная теория // Социс. - 1992. - №2.

    Парсонс, Т.О. О социальных проблемах [Текст]/ Т. Парсонс // М.: Академический проспект, - 2002.

    Резник, Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология [Текст]/Ю.М. Резник; РАН:Ин-т человека/УМ.: Наука, - 2003.

    Руткевич, М.Н. Социальная структура [Текст]/ М.Н. Руткевич // М.: Альфа - М, - 2004.

    Руткевич, М.Н. Общество как система: Социологические очерки [Текст]/ М.Н. Руткевич // М.: Алетейа, - 2001.

    Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст]/ П. Сорокин; Пер. с англ, В. В. Сапова. - СПБ // М: РХГИ, - 2000.

    Средние классы в России: экономические и социальные стратегии [Текст]/ Е. М. Абрамова, Т.М. Малеева, М.В. Михайлюк и др.; Под ред. Т. Малеевой; Моск. Центр. Карнеги // М.: Гендальф, - 2003.

    Шилз, Э. Общество и общества: макросоциологический подход [Текст]/ Э. Шилз Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с анг. -М .: Прогресс, - 1972.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   37


    написать администратору сайта