Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие социального движения, его особенности

  • Проблемы классификации социальных движений

  • Экспрессивные движения

  • Национально-освободительные движения

  • Феминистские (женские) движения

  • Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений

  • Стадии развития социальных движений

  • Стадия институционализации

  • КЛ_ТС (1). Конспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология
    Дата10.01.2023
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКЛ_ТС (1).doc
    ТипКонспект лекций
    #880483
    страница34 из 37
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37
    Тема 23. Социальные движения: сущность типы, жизненный цикл

    Часто можно наблюдать, как в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в организации и не объединенных в социальные группы. Эти коллективные действия, будут ли они пассивными или экстремистскими, неосознанными или рациональными, представляют особую разновидность социальных процессов, называемых социальными движениями.

    1. Понятие социального движения, его особенности

    Обратимся к истории. Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, американский социолог Р.Тернер в своей работе «Коллективное поведение» определяет социальное движение как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе». Несколько иную интерпретацию рассматриваемому социальному феномену дает известный французский социолог А.Турен. Он утверждает, что «социальное движение является особым типом борьбы…., это конфликтное коллективное действие, посредством которого агенты противоположных классов противостоящих друг другу в борьбе за социальный контроль над культурными ориентациями их сообщества….Социальное движение имеет, следовательно, два измерения: конфликт с противником и проект социокультурной ориентации».

    Таким образом, содержание понятия «социальное движение» органически связанно с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивления им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных сообществ, их борьба за социальный контроль. Но коллективные действия, ориентация их на социальные изменения или сохранения существующих порядков (социальной системы) в измененном виде, конфликтное соперничество с другими социальными группами всегда оказываются обусловленными групповыми или общественными интересами и целями взаимодействующих социальных групп. Исходя из этого, можно дать определение рассматриваемому социальному процессу.

    Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленных на социальные изменения им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.

    Под такое определение попадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистических, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.

    В числе наиболее характерных черт современные социальных движений социологи отмечают следующие:

    1. Специфическая материальная база: новые средние слои – интеллигенция, служащие. В числе активистов много ученных, бывших военных, студентов, преподавателей. Активизировалось участие женщин, домохозяек, верующих, священнослужителей. Молодежи принадлежит инициатива многих гражданских акций и большинства альтернативных проектов.

    2. Неприятие тех или иных условий, порожденных существующим общественным строем. Оппозиционность по отношению к политической власти, к государству.

    3. Активный поиск на практике новых форм и образа жизни с помощью разработки альтернативных проектов, организация сельских и городских коммун, групп самопомощи, жилых сообществ и т.д.

    4. Ориентация на общечеловеческие ценности: мир, жизнь свобода, человек, гуманизм, природа, занятость, - понятные для людей и разделяемые ими. Это делает движения открытыми для людей разных возрастов, верований политических и идейных позиций.

    5. Разнообразие и необычность форм борьбы и протеста, например, акции блокады и судоходства на реках, занятие стройплощадок АЭС, аэропортов, автомагистралей, заборы проб воды, воздуха и обнародование химико-биологических анализов, и т.д.

    6. Возникновение и действие по инициативе граждан; автономность движений от государства; реализация базисной демократии, что включает в себя постоянный контроль за лидерами, должностными и выборными лицами со стороны масс, сменяемость руководства любого уровня в любое время, ротацию должностных лиц; надпартийность как реакция на политику правящих партий; консенсус (обсуждение вопросов до тех пор, пока подавляющее большинство не приведет к единому мнению).

    Перечисленные особенности составляют привлекательные стороны новых социальных движений, обеспечивая им массовый характер. Вместе с тем эти черты оборачиваются и недостатками, определяя стихийность, аморфность движений, текучесть состава.

    Следует отличить социальные движения от социальных институтов. Социальные институты относительно устойчивый и стабильные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты поддерживают общественный порядок, и поэтому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культурной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему социальных отношений. Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относятся к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчиваются, и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

    Социальные движения не следует смешивать и с организациями. В большинстве случаев организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленными статусами и ролями. Социальное движение может включать в себя организацию, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социально движения и сочувствующих ему. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показывают, что значительная их часть практически полностью лишена признаков организованности. Кроме того, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах, поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, тогда как социальные движения неразрывно связанны с теми или иными изменениями в формах поведения, и неустойчивость культурных образцов можно считать обязательным атрибутом их существования. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ролей. В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в организацию или распадаюсь на несколько организаций.

    Социальные движения иногда действуют как группы давления (например, движение в поддержку депутатской группы, президента, правительства), имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, что большая часть групп давления – это не политические движения. Они стремятся выполнить общепринятые нормы и достичь ценностей, необходимых обществу с точки зрения наибольшей полезности, но с самого начала и сознательно направлены на поддержание изменений этих норм и ценностях или на сопротивление им. Случайно, и только так, социальные движения могут выполнять функции групп давления.

    1. Проблемы классификации социальных движений

    Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д. Поэтому при анализе применяется классификация наиболее общих признаков движений и выделяются их «идеальные типы».

    Политические движения. В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, социальные движения приобретают характер движений политических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие «политические движения» аналитической строгости. Этот тип движений может классифицироваться, исходя из состава основной массы участников (крестьянские, пролетарские, феминистские и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформистские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гражданского неповиновения и т.п.).

    Конкретные политические движения могут охватывать значительные массы населения в одной стране. Таковым является английский чартизм – политическое движение пролетариата в 1830 – 1850 годах, цели и требования которого были выражены в так называемой «Народной хартии» (1838 г.); аболиционизм – развернувшиеся в конце XVIII - начале XIX века в США массовое движение за отмену рабства негров; пужадизм в середине 50-х годов XX века во Франции; движение диссидентов в 1980-е годы в бывшем Советском Союзе.

    Политические движения могут распространяться и в нескольких и во многих странах, приобретая тем самым международный характер, каким было, например, анархистское движение во второй половине XIX –начале XX веках. Широко известно движение сопротивления, развернувшееся во время второй мировой войны в ряде стран Европы и Азии массовое национально-освободительное антифашистское движение против германских, итальянских и японских оккупантов, их союзников и местных пособников. В этом движении участвовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, патриотически-настроенная мелкая и средняя буржуазия, их общей целью было изгнание захватчиков и проведение в послевоенное время демократических преобразований.

    Отчетливо выраженный политический характер имел белорусский народный фронт, возникший в 1988 году. В его программных документах провозглашается, что Белорусский народный фронт – это «широкое общественно-политическое движение граждан, партий, организаций, которые выступают за демократические идеалы, за сильное независимое государство Беларусь, за социальную рыночную экономику, за национально-культурное возрождение нашего народа». На базе этого движения в мае 1993 года была создана политическая партия БНФ. Таким образом, политическое движение на определенном этапе своего развития может выделить из своего состава политическую партию. С другой стороны некоторые партии используют образ широкого политического движения как более популярный и предпочитают навязывать себя движениями, например, Народное республиканское движение во Франции, Итальянское социальное движение.

    Цели, ценности, программы действий политических движений возникают, как правило, не на пустом месте, а в той или иной степени соотносятся с существующими в данной стране или регионе политическими традициями. Это связанно с тем, что политические движения возникают в определенных национальных или политических культурах в ответ на новые социальные и политические проблемы, возникающие на определенных этапах развития общества. Так сначала рождаются либеральные консервативные, фашистские и иные движения, а на более поздних этапах развития общества (скажем, в современных социально-политических условиях) появляются неолиберальные, неоконсервативные, неофашистские движения. В условиях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурно ситуацией, появляются, пользуются особой популярностью различного рода популистские движения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполненных при существующих экономических и политических условиях.

    В русле структурно-функционального социологического подхода политического движения чаще всего рассматриваются с точки зрения их функциональности по отношению к существующей политической системе.

    Экспрессивные движения – более или менее массовые движения людей, которые относительно отчетливо понимают непривлекательность и противоречивость существующей социальной действительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а свое отношение к ней. Посредствам мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры, других форм эмоциональной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь приемлемой и терпимой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализованные, в том числе религиозно окрашенные, действия людей в Древнем Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий совершали сложные ритуалы, массовые танцы и песнопения, слушали порицателей и магов, создавали и распространяли мистические учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной с их точки зрения жизни общества.

    В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выражены в молодежной сфере. Разнообразными проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров, люберов, митьков и других молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его согласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.

    Исходя из особенностей стратегии, социальные движения можно классифицировать на движения реформ и революционные движения. Движение реформ можно рассматривать, как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединялись для борьбы реформ, необходимы несколько условий:

    а) участники таких движений должны позитивно относится к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства;

    б) они должны располагать институциональными (т.е. допускаемыми государством, правящей партией, действующим в обществе законодательством и др.) возможностями высказывать свое мнение и осуществлять активные действия в поддержку намечаемых реформ;

    в) граждане данной страны должны обладать широким набором политических прав и безболезненно подвергать критике функционирующие в обществе социальные институты, требовать реформирования содержания и форм их деятельности.

    Такие движения не могут развиваться в условиях господства тоталитарного политического режима, при котором попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Как правило, к числу реформистских относятся социал-демократические движения в Германии, Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а так же возникшие в последние годы движения в странах СНГ.

    Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функции многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных и дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Необходимо отметить что термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, такими, например, как «промышленная революция», «сексуальная революция». Но в этом случае мы имеем дело совершенно с другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальные порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего.

    Обратив внимание на то, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательно средой для революционных движений, поскольку она является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на правительство и другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становится революционерами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение.

    Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, так как и в том. И в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

    Кроме используемой стратегии движения различаются по своим целям. Например, движения сопротивления. В литературе можно встретить и другое название подобных движений – оппозиционные движения. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных которые считают, что изменения в обществе происходят очень быстро. Другими словами, движения сопротивления – это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивлениям реформам, которые включают людей своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ. Примерами таких движений могут служить движение потребителей, движение обманутых вкладчиков.

    Как мы уже отмечали ранее, движения могут классифицироваться, исходя из мотивации деятельности. В рамках данного типа движений остановимся подробнее на экологических движениях. Итак, экологические движения – массовые действия, направленные на трактовку обусловленности человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными, но и экологическими факторами, роль которых неуклонно возрастает в условиях обостряющегося «экологического дефицита», истощения природных ресурсов, вызванного усиливающимися антропогенными, прежде всего техногенными воздействием на окружающую природную среду, чреватым непредсказуемыми экстремальными ситуациями и катастрофами. Сторонники этих движений убеждены, что тенденции развития общества «не могут быть полностью поняты вне экологической перспективы». Они бросили вызов «обществу потребления», противопоставляя стремлению «иметь больше», желание лучшего «качества жизни». Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше возможностей для самореализации личности.

    Экологическое движение с самого периода своего зарождения (более полувека назад) не были однородными ни по составу участников, ни по ориентациям. В них входили и экополитики, и экотехнократы – сторонники тесного сотрудничества с государственными властями, и экоанархисты – противники властных структур, и экоальтернативисты. При всем их различии в оттенках взглядов и практических действий все-таки превалирующими выступают две тенденции.

    Первая из них – природоохранная – выраженная отчетливо в деятельности тех экологических групп, лидеры которых неохотно вовлекаются в политику, избегая участия в политических акциях. Вторая все более отчетливо выражается в деятельности и ориентациях тех объединений, включая и партии «зеленых», которые направлены на борьбу за власть, а поэтому все более отчетливо политизируются. Однако обе эти тенденции не перекрывают общих целей и интересов движения, которые в целом продолжает понимать разнообразную экологическую деятельность, в том числе и экополитику, прежде всего как охрану природы, сбережение и воспроизводство природных ресурсов. Несмотря на внутреннюю дифференциацию, мировоззренческие и идеологические принципы экологических движений, их различные модификации построены на рациональных основаниях, на вере в науку, в силу человеческого разума, на общности восприятия экологической ситуации как катастрофической, на надеждах на восстановление гармонии человека с природой.

    Далее, исходя из целей, движения могут носить национально-освободительный характер. Национально-освободительные движения – массовые действия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию национально-этнической общности права на самоопределение, на создание независимого национального государства. Такие движения широко развернулись в странах Европы и Америки в XVI – XIX веках.

    Новым этапом национально-освободительных движений стала борьба против германского и итальянского фашизма, японского милитаризма в Европе и Азии в годы Второй мировой войны. Широкое развитие национально-освободительные движения приобрели после Второй мировой войны, когда под их напором рушились колониальные империи Англии, Франции и других высокоразвитых стран.

    Своеобразной модификацией национально-освободительных движений стала деятельность народных фронтов в период развития Советского Союза в странах Прибалтики, Закавказья. В современной России возникло национально-патриотическое движение, поборники которого утверждают, что в условиях слабой государственной власти, хозяйственного хаоса и роста преступности «ярко выраженная доминанта русского национализма оказывается особо привлекательной», что в период формирования новой российской государственности «национализм превращается в важнейший фактор политической стабильности».

    Рассматривая в качестве основания для классификации состав социального движения, нельзя оставить без внимания молодежные и феминистские движения. Молодежные движения – массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных движений в основном студенческих, 60-х годов выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур.

    Иную окраску приобретает большинство молодежных движений 80-90-х годов. О каком-либо фундаментальном изменении общественного строя речь уже не идет, теперь главная цель молодежных инициатив – лозунг «оставьте нас в покое». Решающее ключевое слово в требовании сторонников этих движений автономия. Требования автономии и самоуправления в молодежных центрах, как правило, не разделяются широкой общественностью и государственными структурами, которые не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентировалась другими нормами и требованиями, чем господствующее в обществе.

    Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за управление женщин в правах с мужчинами, за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало возникновения этих движений восходит к эпохе буржуазных революций во Франции, Англии и США.

    Для первого этапа развития феминистских движений, возникшего в XVIII веке и пережившего пик своего подъема в конце XIX века, характерна весьма узкая трактовка социального равенства женщин, понимаемого только в качестве первого равенства, что нашло яркое воплощение в суфражистском (от англ. Suffrage – избирательное право) движение во второй половине XIX - начале XX века в Великобритании, США и ряде других стран.

    Новый этап феминистских движений начинается в конце 60-начале 70-х годов XX века под новым названием неофеминизма, который широко распространен ныне в странах Западной Европы (Германии, Франции, Италии и др.) и в США. В приделах этих движений существуют три основных направления.

    Консервативное направление в феминистских движениях опирается на фрейдистские концепции, которые преувеличивают материнскую функцию женщины и отрицают наличие какой-либо дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники этого направления обуславливают социальное положение женщины ее биологической сущности и утверждают, что ее основная задача – рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно восходить в круг ее интересов и жизнедеятельности.

    Иные позиции отстаивают сторонники либерально-риформистского течения в феминистских движениях. Они исходят из предложения, что добиться социального равенства женщин с мужчинами вполне возможно в рамках существующего общественного строя посредством проведения социалоно-экономических, правовых и политических реформ. Отмечая большую социальную значимость и важность материнства и детства, высокую ценность семьи, они вместе с тем выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную деятельность. Формирование подобных ориентаций обусловлено разрушением патриархальной семьи, изменением традиционной роли женщины в семье и обществе, распространением партнерских ценностных представлений.

    Наиболее резкие и жесткие требования к властным структурам предъявляют поборники радикального направления в феминистских движениях, которые стали развиваться в конце 60-х годов XX века. Они критикуют либералов за умеренные реформистские позиции, предлагают более радикальные меры во имя достижения равноправного положения женщин с мужчинами. Их теоретические представления и программы действий базируются на признании антагонизма полов. Поскольку власть, считают они, сосредоточенна в руках мужчин, современное общество, основанное на разделении и противоречии и противопоставлении людей по половому признаку, является патриархальным и должно быть радикально перестроено. Только осуществление женской революции, направленной на преодоление всевластия мужчин, способно привести к желанному равноправию и свободе женщин.

    Мы уже отмечали, что все существующие классификации социальных движений носят довольно условный характер, в чистом виде такие социальные движения встречаются редко. Одно и то же движение, например, молодежное, в зависимости от стратегии может быть как революционным, так и движением реформ, оно же может выступать в поддержку экологических организаций либо как движение в защиту мира. Более важным для нас является вопрос о происхождении социальных движений и о том, какими причинами обусловливается их появление. Итак, мы переходим к третьему вопросу нашей лекции.

    1. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений

    Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели и движения. Итак, попытаемся ответить на вопрос, каковы же основные условия, благоприятствующие для появления и развития социальных движений? К числу таких относится, прежде всего, существенные изменения в ценностях и поведения людей, иначе говоря, культурные изменения (культурные течения). Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам. В качестве примера культурных движений можно привести постепенную эмансипацию женщин, тяготению людей к материализму или, наоборот, отход от материализма к духовной жизни и религии, наблюдающейся у некоторых категорий молодых людей.

    Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие.

    Следующим условием возникновения социальных движений является социальная дезорганизация. Любое общество, входящее в полосу социально-экономических, политических, социокультурных трансформаций, оказывается в той или иной степени подверженным дезорганизации, а порой и хаосу. В таком обществе многие индивиды и даже социальные группы утрачивают привычные ориентиры, ценностные ориентации, традиционные способы идентификации. У них растет убеждение в том, что тщетно рассчитывать на какую-либо экономическую, социальную и психологическую поддержку со стороны государства и других социальных институтов данного общества. Зреющее недовольство и озлобленность подталкивают их к акциям протеста, к консолидации в различные социальные движения.

    Мощное детермирующее воздействует на возникновение социальных движений оказывает и широко распространяющаяся в кризисные эпохи развития общества социальная неудовлетворенность широких масс населения. Существует три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетворенность:

    • Относительная неудовлетворенность;

    • Ощущение несправедливости;

    • Статусная неопределенность.

    Согласно концепции относительной неудовлетворенности, разработанной английским социальным психологом С. Стауферром, люди ощущают неудовлетворенность в результате разрыва между тем, что они имеют, и тем, что могли бы иметь. Чем больше разрыв между надеждами и ожиданиями их реализацией, тем сильнее чувство социальной неудовлетворенности. Относительная неудовлетворенность широко проявляется в слаборазвитых странах, где общество сильно дезорганизовано. Люди хотят иметь автомобили, компьютеры, холодильники и многие другие вещи, хотя слабо понимают, что нужно еще и производить. Нехватка этих предметов приводит к еще большему желанию владеть ими. Однако у этих обществ существует ограниченные ресурсы обучения, образования, развития материальной базы. Кроме того, часто сельская структура населения не дает возможности развивать производство в городских условиях, что приводит к отчуждению многих людей и является основой для будущих революций и других социальных движений.

    Социальная несправедливость не является объективным фактом. Это субъективное ценностное суждение. Должен ли один человек обладать богатством в 10 раз большим, чем другой? Ответ на этот вопрос зависит от традиций и системы ценностей. Во многих странах массы населения живут в бедности, а немногие – в роскоши, фактически не платят налоги и блокируют попытки социальных реформ. Справедлива ли такая система? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Только тогда, когда члены социальной системы считают ее несправедливой и становятся разочарованными и отчужденными, на поставленный вопрос можно ответить отрицательно.

    Ощущение социальной несправедливости встречается не только у представителей беднейших или бесправных слоев общества. Некоторые группы с высоким уровнем потребления и высоким социальным статусом также могут чувствовать себя жертвами несправедливости. Люди, имеющие значительные богатства, твердо уверенны, что их накопления и привилегии являются результатом справедливого распределения, и полагают несправедливыми большие налоги и различные государственные ограничения их бизнеса. Следовательно, чувство социальной несправедливости может вызвать социальные движения, как среди бедных, так и среди богатых групп населения.

    Проведенные во многих странных исследования социальных движений показывают, что наличие у какой-либо личности трех факторов – относительной неудовлетворенности, ощущения несправедливости и статусной неопределенности – приводит к тому, что эта личность испытывает внутреннюю готовность присоединиться к социальным движениям. В связи с этим, скажем несколько слов о третьем факторе – статусной неопределенности. Такая неопределенность развивается в том случае, когда кто-то имеет несколько статусов разного ранга. Люди с устойчивым чувством статусной неопределенности наиболее часто ощущают неудовлетворенность и возможность достижения необходимого им вознаграждения.

    Итак, обобщив все социальные условия, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений, можно выделить предпосылки их возникновения. Американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл отметил пять условий, которые он назвал структурными предпосылками возникновения социальных движений:

    1. социальная неудовлетворенность;

    2. структурная блокада (барьеры в социальной структуре, которые способствуют возникновению социальной неудовлетворенности);

    3. контракты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми;

    4. уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить условия существования;

    5. наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые коллективные действия в социальных движениях.

    Когда эти основные предпосылки появляются у некоторой части общества, социальные движения и соответствующие коллективные действия становятся почти неизбежными.

    1. Стадии развития социальных движений

    Как мы уже говорили, социальные движения различаются по целям, стратегии и многим другим показателям. Однако, несмотря на то, что нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам, обычно выделяют четыре стадии развития движения: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.

    Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни нестабильности своего положения в социальной среде, которое и называется социальным беспокойством. Например, после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов в России миллионы людей оказались в незнакомой для них ситуации, когда одни стали безработными, другие возвысились за счет новых возможностей обогащения, были преданы забвению прежние ценности и привычные нормы поведения. Все это привело к возникновению сильного социального беспокойства у значительной части населения России и создало предпосылки для возникновения различных социальных движений. Стадия беспокойства приводит к тому, что люди начинают связывать свое состояние с реальными социальными объектами в такой степени, что у них возникает потребность в активных действиях, наступает стадия возбуждения.

    Стадия возбуждения. Сторонники движения собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Иногда красноречивый и популярный агитатор, затрагивающий насущные потребности многих людей, может сформировать основы движения буквально за один день. Превращение массы недовольных в эффективное социальное движение зависит также от мастерства организаторов, направляющих усилия недовольных членов общества в определенное русло.

    Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

    Стадия формализации. Те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определить причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимально достижения целей и стремиться морально оправдывать их действия. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов общества, а неопределенную причину движения – в реальную и видимую цель. Стадия формирования занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

    Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые существуют достаточно долго. При этом движении кристаллизируется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадии эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров, и члены движения чувствуют, что они поддерживают серьезное, с устойчивой идеологией, объединение, в котором они занимают определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии настолько организованно, что имеет собственную разработанную символику и кодексы и практически становятся организацией. В принципе, стадия институционализации может продолжаться сколько угодно долго.

    Большинство ученых-социологов полагают, что социальные движения заканчиваются стадией институционализации. Но в действительности для многих социальных движений это не окончательный этап. Следует помнить, что движение может прекратить свое существование на любой стадии развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся неотъемлемой его частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

    И в заключение необходимо сказать несколько слов о ресурсах социальных движений, поскольку от них во многом зависит эффективность деятельности того или иного движения. Это, прежде всего уровень сплоченности и количественный состав участников. Владение собственностью, экономическая власть, наличие денег – важнейший канал воздействия на политическую жизнь. Однако на первый план сегодня все больше выдвигается информация (знания), профессионализм и опыт, позволяющие конкретно оказывать давление на госаппарат, а с помощью экспертов научно прорабатывать и предлагать рациональные решения актуальных вопросов общественной жизни.

    Итак, социальные движения – реально существующий социальный факт, появление которого обусловлено рядом причин. Социальные движения проходят свой жизненный цикл, после чего некоторые из них заканчивают свое существование, другие же переходят в качественно новое состояние, становятся социальными институтами. Существующее многообразие социальных движений охватывает практически все стороны жизни общества, некоторые из них имеют реальный вес, государство вынужденно с ними считаться.

    Литература

    Абекромби, Н. Социологический словарь [Текст]/ Н. Абекромби, С.Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева; Под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. // М.: Экономика, - 2004.

    Американская социологическая мысль. Тесты/Под ред. В.И. Добренькова. // М.:Изд-во МГУ, - 1994.

    Валлерстайн, И. Конец Знакомого мира. Социология 21 века. [Текст]/ И. Валлерстайн: Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. Постиндустриального о-ва // М.: Логос, - 2003.

    Валентен, С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив [Текст]/ С.Д. Валентен; Л.И. Нестеров; РАН; Ин-т экономики // М.: Наука, - 2003.

    Гидденс, Э. Устроение общества [Текст]/ Э. Гидденс // М.: Академический проект, - 2003.

    Громов, И.А. Западная социология: Учеб. Пособие для вузов [Текст]/ И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - СПб.: // М.: Изд-во ДПК, -2003.

    Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб.пособие [Текст]/ Т.И. Заславская //М.: Дело, - 2004.

    Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция [Текст]/ Т.И. Заславская: Моск. Шк. Соц. И экон. Наук. - 2-е изд., испр. и доп. // М.: Дело, - 2003.

    Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.С. Комаров // М.: Аспект-Пресс, - 2003.

    Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005.

    Левада, Ю.А. Россия и варианты исторического выбора: несколько соображений о ходе российских трансформаций//Экономические и социальные перемены в России. Мониторинг общественного мнения, - 2003, - №1.

    Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология: Пер. с англ. [Текст]/ Под ред. А.А. Велика // М.: Смысл, - 2001.

    Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -

    2004.

    Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева// М..-ИНФРА, -2005.

    Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы интерпретации [Текст]/ М.Л. Бережнова, А.А. Борисов, В.Н. Ракачев и др.; Под ред. Г.И. Зверевой // М.: Аспект Пресс, - 2003.

    Найбороденко, Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России [Текст]/ Н.М. Найбороденко. - 2-е изд. // М.: Маркетинг, - 2003.

    Современная американская социология / Под. ред. В.И. Добренькова //М.: Изд-во МГУ, - 1994.

    Соколов, С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ,-2008.

    Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст]/ П. Сорокин; Пер. с англ, В. В. Сапова. - СПБ // М: РХГИ, - 2000.

    Социология общественных движений: концептуальные модели исследования. 1989-1990. -М. . - 1992.

    Социологическая энциклопедия: в 2т. [Текст]/ Рук.науч. проекта Г.Ю. Семинин // М.: Мысль. - Т.2: Н-Я, - 2003.

    Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек [Текст]/ Ф. Фукуяма // М.: Ермак, - 2004.

    Штомпка, П. Социология социальных изменений [Текст]/ П. Штомпка//М, - 1996.

    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


    написать администратору сайта