Главная страница

История. Второе издание. Конспект лекций по курсу История подготовлен в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения, разработанным под руководством академика А. О. Чубарьяна


Скачать 1.43 Mb.
НазваниеКонспект лекций по курсу История подготовлен в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения, разработанным под руководством академика А. О. Чубарьяна
Дата05.03.2023
Размер1.43 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория. Второе издание.doc
ТипКонспект лекций
#969111
страница9 из 23
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23

Лекция 7. XVIII век в европейской и мировой истории.

План лекции.

7.1. Европейский путь: от Просвещения к Революции.

7.2. Американская революция и возникновение США.

7. 1. Европейский путь: от Просвещения к Революции.


Европейское Просвещение и его влияние на мировое развитие.

В западной Европе на смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества.

В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей.

Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 г., который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н.И. Новикову, А.Н. Радищеву в России.

Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.

Складывание системы международных отношений в Европе.

Историю международных отношений с середины XVII до конца XVIII вв. исследователи называют Вестфальской системой, которая возникла после окончания Тридцатилетней войны (1618 -1648). Начавшись на религиозной почве, война вскоре приобрела характер политического противостояния, опустошила и разорила Центральную Европу. Плодами Тридцатилетней войны смогли воспользоваться Швеция и Франция. Европейские страны окончательно признали независимость республики Соединенных провинций (Нидерланды), а также Швейцарии.

Вестфальская система была очень нестабильной, о чем свидетельствует большое количество военных конфликтов. Так, с 1667 по 1714 г. непрерывно шли войны между Францией и европейскими коалициями. C 30-х по 70-е гг. XVIII в. в Европе произошло еще несколько военных столкновений различного масштаба: война за польское наследство (1733 – 1735), война за австрийское наследство (1740 – 1748), Семилетняя война (1756 – 1763), в которой участвовала и Россия. К названным военным конфликтам следует добавить и те, которые проходили в Восточной и Юго-Восточной Европе – с участием России и Османской империи.

Для Вестфальской эпохи характерна гибкая система военных коалиций и союзов, которые были крайне неустойчивы. Период XVII-XVIII вв. ознаменовался большими социально-экономическими и политическими изменениями в Европе, становлением общеевропейского рынка, раннего капитализма и серией колониальных захватов почти по всему миру. Закладывались основы будущих колониальных империй и будущей глобальной системы международных отношений.

Проблема перехода в «царство разума».

Человек Средневековья (IV – XIV вв.) веровал во всемогущего христианского Бога и интересовался только тем, как то или иное явление соотносится с Богом. Средневековый человек не стремился изменить мир, устроенный Богом.

Потребовалось более столетия, чтобы вера в Бога постепенно перестала быть для людей устойчивой опорой в изменяющемся мире. Этой опорой в сознании людей в конечном итоге стали разум и вера в могущество человеческого гения, заменившая многим веру в Бога.

Разум человека эпохи Просвещения, начавшейся с конца XVII в., был «познающим». Познавая окружающий мир, люди действовали в соответствии с тем, что им удалось узнать и осмыслить, и новые приобретенные знания, навыки обращать себе на пользу. Наука, практический опыт, распространение знаний помогли человеку эпохи Просвещения познавать и изменять окружающий мир.

Люди эпохи Просвещения старались проявить себя на поприще науки, искусства, политики, проявляли большой интерес к ярким человеческим личностям и жизням, отданным служению людям. В эпоху Просвещения сформировались важнейшие представления о ценности человеческой личности и ее правах. Был сформулирован принцип презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению. Сложились понятия общественной, государственной и национальной безопасности. Установились консульства и представительства государств в других странах, сложились правила дипломатического протокола.

Человека эпохи Просвещения называли человеком рациональным (лат. rationalis), что означало «руководствующийся результатом». Свобода выбора и действий становится одной из главных жизненных ценностей. Человек эпохи Просвещения рационально ведет хозяйство, рационально использует рабочее и свободное время. Рациональный образ жизни ранее, чем в других странах, утвердился в Голландии и Англии, в их колониях.

В различных странах Европы с конца XVII в. постепенно формировалась новая культурная общность людей, занимающихся умственным трудом – просвещенная элита. Аристократия и значительная часть дворянства активностремилась к получению знаний. Просвещенная элита общества проявляла себя не только в духовной области, но и в правилах этикета, моде, поведении, воспитании детей (престижным было домашнее обучение и воспитание), владении иностранными языками.

Ученые XVIII в. доказали, что наука способна приоткрыть многие тайны природы и существенно обогатить жизнь людей. В этот период началось становление самостоятельных наук – физики, химии, астрономии и других, в том числе и гуманитарных.

Научная революция, совершенная Г. Галилеем (1564-1642) и И. Ньютоном (1642-1727) в механике (закон всемирного тяготения), убедила в том, что все во Вселенной построено по единому плану и управляется простыми и понятными всем законами. Английский философ Джон Локк (1632-1704) высказал мысль о том, что силы в обществе и государстве тоже должны уравновешивать друг друга. Так была сформулирована идея разделения властей (законодательной и исполнительной, парламента и короля), куда составной частью входила судебная власть.

Поиск общих законов устройства государства и развития общества продолжался и в конце XVIII-XIX вв.

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.

Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма» считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещенного монарха должна быть построена на рациональных, разумных началах, опираться на передовые идеи философов.

Деятельность просвещенных монархов носила двойственный характер. Они были просвещенными, но всё-таки деспотами.

Преобразования проводились исключительно сверху. Стремление к политической свободе, общественная активность рассматривались с большим подозрением как покушение на их власть, попытки её ограничить.

Страны просвещённого абсолютизма были разными. При этом в Англии в XVIII в. формировалась не просто просвещённая, но уже буржуазная монархия. В Польше королевского абсолютизма не было. Во Франции Людовик XV и Людовик XVI тормозили реформы и довели страну до революции.

Король Пруссии Фридрих II (1740-1786) увлекался музыкой, философией, танцами, французской культурой. Фридрих, придя к власти, отменил пытки. Он гарантировал имущественные права своих подданных, централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти, утвердил новые своды законов. Он отменил цензуру, сделал возможной свободу прессы. Пруссия являлась лютеранским государством, но при Фридрихе II прославилась исключительной веротерпимостью. Войны Фридриха II шли с переменным успехом, но в общем итоге территория Пруссии увеличилась вдвое. Именно за территориальные приобретения его назвали Великим. Он учредил Королевскую оперу (1742), Берлинскую академию наук (1744), первую в Берлине публичную библиотеку (1775). При нём был построен «прусский Версаль» - дворцово-парковый комплекс Сан-Суси. В его правление творили композитор Иоганн Себастьян Бах, математик Леонард Эйлер. Короля-философа Фридриха Великого в Германии чтут наравне с Бисмарком и К. Аденауэром.

Политика просвещенного абсолютизма была направлена на проведение реформ, модернизации общества. Сутью этого процесса стало устранение остатков средневекового строя и постепенное утверждение капиталистических отношений.

Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.

Событием, наложившим ог­ромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая французская революция 1789–1799 годов.

Во Франции, как и в Англии, во многих других странах, революция началась с про­блемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета на­цио­нальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Г. Б. Мабли, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха и других, к 80-м годам XVIII в. Франция оказалась на грани финансового банкротства.

Король Людовик XVI вынужден был со­брать представите­лей сословий – Генеральные Штаты. Этот французский парламент воз­ник еще в 1300 г., но собирался не регулярно, а с 1614 г. не собирался вовсе. Гене­раль­ные Штаты, как и англий­ский парламент в предыдущем веке, должен был санкцио­ниро­вать новые налоги. Но вме­сто этого депутаты от третьего сословия (буржуа, ремес­лен­ники, крестьяне, рабочие), со­брав­шись отдельно, провозгласили себя 9 июля 1789 г. Уч­редительным собранием, целью кото­рого стали выработка конституции, ограничение королевской вла­сти, изменение госу­дарст­венного строя Франции. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, за­хва­тило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 г. восставшие штурмом взяли главную тюрьму королевства – Бастилию5. Через год ее срыли и поставили табличку: «Здесь тан­цуют». Штурмом Бастилии началась Великая французская революция.

В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борь­бой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Происходили мно­го­чис­ленные изменения радикального характера в политической, экономической и духовной жизни на­рода. Кар­ди­нально был решен аграрный вопрос: общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без вся­кого выкупа уничто­жались все феодальные права и привилегии. В стране возникло не­сколько миллионов част­ных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государ­ства, король был каз­нен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 г. провозгла­шала Францию республикой.

В ходе революции появлялось много нового в самых различных областях жизни: но­вые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отношения ме­жду муж­чинами и женщинами, например, были сняты прежние католические ограни­че­ния на разводы. Специ­аль­ная комиссия разработала единую систему мер и весов. Науке вообще прида­валось ог­ром­ное значение, как силе, способной указать правильный путь развития на­ции.

Одновременно происходило перерождение революции. Концом революции считается 9 ноября 1799 г., когда вы­движенец революции республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил ре­жим личной дикта­туры. Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала пере­ход­ным периодом к следующему этапу развития европейской западной цивилиза­ции.

7. 2. Американская революция и возникновение США.


Война за независимость североамериканских колоний.

Британские колонисты-пуритане, как и выходцы из других европейских стран, счи­тали, что на новом месте они построят реальное Царство Божие на земле. Члены общины представ­ляли собой сплоченную, хорошо организованную силу, способную к выживанию в самых труд­ных ус­ловиях.

Американское общество, американский народ, американский характер, менталитет складывались в особых исторических условиях. Во-первых, переселенцы, колонисты прибыли на территорию, бла­гопри­ят­ную в климатическом, географическом и других отношениях. На большинстве территорий современных США не бывает засух, а северная граница проходит по параллели, пересекающей пространство благодатной Украины зна­чительно южнее Киева. В Северной Америке не было недостатка в земле, лесах, природ­ных ископаемых, бо­гатой была фауна и флора. Во-вторых, североамериканские коло­нии не знали феода­лизма. Фор­мально ими управляли губернаторы, назначенные в Анг­лии, но фактически в финансо­вом отношении эти администраторы были зависимы от управ­ляе­мого населения. В-третьих, аме­риканцев отли­чал вы­сокий уровень образования. Каждые пятьдесят семей были обязаны содержать учи­теля. Начальное образо­вание было всеобщим. В Северной Америке рано возникли высшие учебные за­ведения, которые стали кузницей кадров вож­дей нации. В-четвертых, европейских пришельцев объе­диняло про­тиво­стояние ме­стным жителям – индейцам, а также возмож­ность использовать труд тем­но­кожих не­вольников из Африки.

Северная Америка, чаще называемая Новой Англией, быстро развивалась. В юж­ных колониях преобладало земледелие, выращивались табак, кукуруза, какао и т. д. На Севере развивались промыслы и торговля. Верхушку американского общества состав­ляли про­мыш­ленники, торговцы, крупные землевладельцы-плантаторы. Средний слой составляли ремес­ленники, мелкие торговцы, учителя, священники, административные служащие (клерки), а в сельской местности – фермеры. В самом низу находились черные рабы и бе­лые кабальные слуги (сервенты).

Британские власти боялись конкуренции североамериканских колоний: вводили не­справедливые таможенные налоги, ограничительные акты в области торговли, кото­рые ко­лонисты торпедировали путем контрабандной торговли. В 1773 г. в городе Бостоне ме­стные жи­тели, переодетые индейцами, выбросили ночью в воду ящики с чаем, в стои­мость ко­торого входил налог в пользу английской казны. Через два года после «бостонского чае­пития», в апреле 1775 г. состоялось первое вооруженное столкновение колонистов с британскими войсками. Война колоний за независимость с переменным ус­пехом продол­жалась восемь лет. В 1783 г. независимость американцев была признана Англией. На стороне США вы­сту­пили Франция и Россия. Екатерина II отказала королю Англии Ге­оргу III в его просьбе на­править в Америку для подавления «мятежа» 20 тыс. русских солдат и позже провозгла­сила декла­рацию о «вооруженном нейтралитете», что ограни­чивало действия британского флота.

Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.

В Америке народ отстоял свое право самому решать свою судьбу. В Декларации неза­висимости (4 июля 1776), Американской конституции (1787), Билле о правах (1791) нашли свое воплощение ценности формирующегося буржуазного общества, провозглаша­лись права граждан, создавался республиканский строй.

К концу XVIII в. новую цивилизацию отличало сочетание таких принципиальных ос­нов как мессианство (уверенность в избранности судьбы американцев и их страны), рацио­нализм (умение реально и конкретно, разумно решать возникающие вопросы) и демокра­тизм (определившаяся тенденция совместного и активного участия народа в ор­ганизации своей жизни). Именно эти обстоятельства обусловили прогрессирующее пре­восходство Нового Света над Старым, которому пришлось вплотную столкнуться не только с этими чертами нового общества, но и с такими, как панамериканизм, экспансио­низм, изоляцио­низм, импе­риализм, то есть стремление установить гегемонию Америки над всем миром.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23


написать администратору сайта