Главная страница
Навигация по странице:

  • 1

  • 862 г. среди большинства российских историков считается исходной точкой российской государственности.

  • Москва (1147)

  • История. Второе издание. Конспект лекций по курсу История подготовлен в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения, разработанным под руководством академика А. О. Чубарьяна


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по курсу История подготовлен в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения, разработанным под руководством академика А. О. Чубарьяна
    Дата05.03.2023
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория. Второе издание.doc
    ТипКонспект лекций
    #969111
    страница5 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    Лекция 3. Древнерусское государство: основные этапы исторического развития.

    План лекции.

    3.1. Возникновение древнерусской государственности (VIII-X вв.).

    3.2. Древняя Русь в период расцвета (конец X – первая половина XI вв.).

    3.3. Русские земли в XI-XII вв.

    3. 1. Возникновение древнерусской государственности (VIII-X вв.).


    Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

    Древнерусское государство возникло в период появ­ления на исторической арене других европейских государств: распад им­перии Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государ­ство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).

    Предпосылками образования Древнерусского государства были:

    • Развитие производительных сил восточнославян­ских племен.

    • Формирование соседской общины, внутриобщин­ного самоуправления, племенных правителей.

    • Развитие торговли, в т.ч. международной и межпле­менной.

    • Рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати.

    • Существование внешней опасности.

    В VIII-IX вв. восточные славяне заселили берега Невы, освоили леса на южном побережье Ладожского озера, вышли к рекам Сясь, Паша, Свирь. Восточные славяне или русские принесли в Приневье высокую материальную культуру – пашенное земледелие, высокоразвитое мастерство. Отношения с местными финно-угорскими племенами – чудь, водь, ижора, весь, карелы – носили мирный характер. Местные племена облагались данью и наравне с русскими находились под руководством князей.

    Особенностями складывания древнерусского государства были:

    Во-первых, значительное влияние Византии, одного из наи­более развитых государств того времени, наслед­ницы античной цивилизации.

    Во-вторых, с момента возникновения государства оно имело полиэтничный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос.

    В-третьих, на развитие страны оказывали влияние различ­ные религии, но в качестве государственной после эпохи язычества было выбрано христианство.

    Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

    Многие достоверные факты по истории Древней Руси добыты археологами. 26 июля 1951 г. в Новгороде на Неревском раскопе была обнаружена первая берестяная грамота. С тех пор писем на коре березы в 11 городах России найдено уже более тысячи, и 915 из них приходится на новгородские раскопы. Летом 2010 г. в Великом Новгороде и Старой Руссе было найдено более 40 берестяных грамот.

    На территории первоначальной крепости Новгорода, по мнению ученых (академики Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин и другие) находились языческое капище (место для религиозных отправлений), кладбище и место вечевых собраний. Эта территория была местопребыванием древнего племенного (или межплеменного) центра, обладающего признаками, традиционными как для Восточной, так и для Северной Европы раннего средневековья. В древности кладбище обычно служило и местом вечевых сходок, и местом суда, и местом различных административных отправлений, а также культовых празднеств и игрищ; иными словами, это, как правило, был центр племени. Недаром в русском языке словом "погост" означается и кладбище, и административный центр нескольких деревень. В русских городах жила основная масса землевладельцев-бояр, имевших обширные хозяйства в сельской местности. Они были заинтересованы в сборе и дележе дани, собираемой в прилегающих территориях. Так в городах зарождался государственный аппарат, происходила консолидация верхних слоев общества, укреплялись межтерриториальные связи, то есть развивался процесс становления государства.

    Пути возникновения городов в Древней Руси.

    Города возникали как административные центры, резиденции князей, посадников. Некоторые города вырастали из укрепленных мест, форпостов в приграничных зонах. Город, как правило, строили на холме, на месте слияния двух рек, что обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом и крепостной стеной, называлась кремлем, кромом или детинцем. Там находились дворцы князей, дворы бояр, церкви, а позднее и монастыри. К кремлю примыкала ремесленная часть города – посад. Отдельные районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности назывались слободами.

    В городах рядом с князьями и боярами старались располагаться священники. Города были сосредоточием культуры того времени, центром различных инноваций, которые постепенно проникали на другие территории. Распространителями передового опыта были люди интеллигентных профессий – переписчики книг, архитекторы, художники, врачи. Большинство грамотных людей того времени проживало в городах. На землях, прилегавших к городам, вводилось трехполье, распространялись новые сельскохозяйственные культуры, породы скота. Стали строиться ветряные и водяные мельницы. В основном в городах велось каменное, особенно храмовое строительство. Известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нашего времени от домонгольского времени. Строительное искусство достигло в Древней Руси достаточно высокого уровня и кадры наиболее квалифицированных строителей располагались также в городах.

    Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.

    Низшим звеном социальной организации славянского общества, как и на западе, была соседская (территориальная) община – мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка», которой измеряли землю при её распределении внутри общины. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственность за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.

    Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, районы земледелия расширялись. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала не нужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.

    Сельская община в русских землях возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала тысячу лет, до ХХ века. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

    Древнерусское государство в оценках современных историков.

    О становлении русской государственности много спорят. «Итак, можно наметить следующие стадии восточнославянского политогенеза. На протяжении VI-VIII вв. у славян существовала военная демократия, во времени развивавшаяся не очень динамично. Затем наблюдаем развитие вождества от более ранней, примитивной формы к более развитой (IX-X вв.)... Консолидированное вождество предшествовало формированию гражданской общины, которое приходится на период XI – первую половину XII в. В дальнейшем идёт интенсивный процесс распада сформировавшихся городов-государств на более мелкие. Процесс этот по-разному протекает в различных землях. Ни одну из этих стадий нет возможности связать с государством», - характеризует происходивший исторический процесс А.Ю. Дворниченко1.

    Согласно норманнской теории (немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, Н.М. Карамзин и др.) древнерусское государство было ос­новано варягами (викингами, норманнами, то есть скандинавами). Их в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (иль­менские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь).

    М.В. Ломоносов. Д. И. Иловайский, С.А. Гедеонов, советский академик Б.А. Рыбаков и другие доказывали, что уже в VI-VIII вв. славяне объединялись в крупные суперсоюзы. В качестве таких протогосударств назывались «Держава волынян», Куяба (вокруг Киева), Славия (вокруг Новгорода), Артания (район Рязани, Чернигова), «Русь». Антинорманнисты, сто­ронники «сла­вянской теории» считали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке раз­вития, чем разбойные скандинавы, не нуждались в их услугах.

    На Украине создателем украинского (не русского) государства счи­тают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изо­бражающий сокола, падающего на добычу, является государственным сим­волом современной Украины (выглядит как трезубец).

    Согласно «карельской версии» современного историка В.И. Паранина государство восточных славян базировалось в VI-VIII вв. на территории современного Карельского перешейка. Автор объяснял, что «ка­рельские» русы уже тогда контролиро­вали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», то есть к Черному и Кас­пийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и по­лучило отражение в летописи. Карельский перешеек в древних источниках оказался «островом», так как территорию проживания русов с востока омывало Ладожское озеро, с юга река Нева, с запада Финский зали­в, а с севера – сплошная в то время водная система реки Вуоксы.

    Полулегендарный Рюрик (время правления 862-879 гг.) пришел с дружиной в Старую Ладогу. Затем переместился в Новгород. Он стал первым правителем у ильменских словен, кривичей, веси и чуди; присоединил к своему государству племена весь, мерю, мурому; основал династию Рюриковичей, которая правила в России в 862-1598 гг. Рюрик предположительно похоронен в окрестностях Приозерска, города на берегу Ладожского озера в Ленинградской области. В 1862 г. в Новгороде в правление Александра II был установлен памятник «Тысячелетию России». 862 г. среди большинства российских историков считается исходной точкой российской государственности.

    3.2. Древняя Русь в период расцвета (конец X – первая половина XI вв.).


    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.

    В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От Балтийского (Варяж­ского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. Численность населения оценивается от 5 до 12 млн. че­ловек.

    Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую перво­начально составляли старшие дружинники. Во всех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществ­ляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессио­нальную княжескую дружину и ополчение.

    После принятия в 988 г. христианства Русская пра­вославная церковь полностью поддержи­вала государство и зависела от него, так как по Уставу Влади­мира, провозглашенного святым, получала на свое функциониро­вание 10% от всех доходов в государстве. Великие князья факти­чески назначали высшее духовенство, поощряли развитие мона­стырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

    Древнерусская семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли тер­ри­ториально-соседские (уже не кровнородственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов форми­ровались княжества («земли»).

    Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свобод­ные кре­стьянеобщинники. Общину (вервь) называли также «сотней», позже - «губой». Полноправные «люди», «мужи» вели хозяйство, участвовали в общественной жизни. Своеобразную общину составляло и население городов, среди кото­рых наи­боль­ший интерес представляют Новгород и Псков с их вечевым строем.

    Зависимые категории – рядовичи, закупы, холопы – обычно работали на князей и бояр. Изгоями на Руси называли людей, утративших свой статус по каким-то причинам.

    Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя».

    Академик Л.В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.

    Концепция общинного строя (И.Я. Фроянов) исходила из того, что в X – начале XI вв. в результате перехода от племенной организации к территориальной произошло складывание городских (городовых) волостей, составленных из главного города с пригородами и сельских округ. Эти городские волости являлись первыми формами государственности Древней Руси. Они представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Таким образом, государство возникло на общинной основе.

    Есть все основания считать, что Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские госу­дарства того периода. В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) древнерусская политическая система обладала всеми признаками, которые должны характеризовать государственность: развитый государственный аппарат, писаное право («Русская Правда»), международные договоры, границы, своя монета («златники» Владимира I и «сребреники» Ярослава Мудрого) и т.д.

    Степень внутреннего единства, прочности государственного устрой­ства Древней Руси является предметом споров. Немало сторонников имеет позиция современных петербургских исследователей И.Я. Фроянова, А.Ю. Дворниченко, кото­рые рассматривает Древнюю Русь как объединение союзов племен, своеоб­разную конфедерацию городов-государств, сложных гражданских общин. Особое внимание обращается на роль городов, ко­торые контролировали территории «волостей» и пригороды.

    Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

    По-разному происходило возникновение и развитие феодального зем­ле­вла­дения и связанное с ним закрепощение крестьянства. Во всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

    Как правило, земля первоначально предоставлялась за военную службу правителю страны, но затем становилась наследственной частной собственностью. Крестьяне не имели земли, работали в хозяйстве землевладельцев (сеньоров), оказывались от них в полной зависимости, становились крепостными, то есть их «прикрепляли» («привязывали») к земле. Такое прикрепление называется внеэкономическим, так как жить и работать на одном месте у одного и того же владельца крестьянина заставляли силой, с помощью оружия. Феодальную ренту (плату за пользование землей) составляли продукты, деньги, рабочие руки, которые крестьяне отдавали феодалам. Феодальное землевладение в Англии на­зывали ма­нором, во Франции и мно­гих дру­гих стра­нах – сеньорией, а в России – вотчиной.

    В русских землях земли было много, было куда уйти и давление со стороны князя, его администрации имело определенные пределы. Колониза­ция свободных территорий, их хозяйственное освоение происходили почти непре­рывно. От набегов кочевников спасались в ближайшем лесу. Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно.

    Проблема формирования элиты Древней Руси.

    В IХ – Х вв. основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать – дань (полюдье), судебные подати (виры, продажи) и т. д. Но земледельческие общины постепенно переходили под покровительство князя и его дружины. В Х в. появилось отдельное домениальное землевладение киевских князей.

    Каждая вотчина представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Феодальная вотчина была устойчива потому, что вела натуральное хозяйство. Феодальные дворы с их запасами продуктов являлись как бы узлами прочности, устойчивости нового общества. В случае необходимости крестьян привлекали на «барщину», т. е. на общие работы в пользу хозяина.

    В ХII – первой половине ХIII в. на первое место выходят боярские и княжеские вотчины, а также церковные, феодальные по своей сущности земельные владения. Но большинство непосредственных производителей продолжало оставаться лично свободными людьми. Они зависели только от государственной власти, уплачивая дань и иные государственные подати.

    Роль вече.

    При объединении восточнославянских родоплеменных союзов (поляне, древляне, словене, кривичи и др.) в древнерусское раннефеодальное государство племенные сходки, собрания всех одноплеменников постепенно превратились в вече – ключевой институт древнерусской демократии.

    В IX-XII вв. значительное большинство населения, во всяком случае, свободные, пол­ноправные мужчины, главы семей, “мужи”, активно участвовало в жизни общества. Общепризнанным считается, что вече, народное собрание играло значительную роль не только в Новгороде и во Пскове, но и в других крупных городах. Вечевые сходки определяли отношения с князем, решали вопросы войны и мира, финансовые, судеб­ные и некоторые другие. Известно, что в Новгороде с 1095 по 1305 г. князья менялись 58 раз, задерживаясь иногда лишь по несколько месяцев. На великокняжеский киев­ский престол 14 из 50 князей были непосредственно приглашены вечем, а прочие про­сто не вызвали возражений. Дело в том, что, например, крупный военный поход про­водился силами не только княжеской дружины, но и народного ополчения, собрать которое без всеобщего согласия было сложно. Слово «вече» происходит от «вещать, говорить». Слово «парламент» тоже происходит от глагола «говорить».

    Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.

    В догосударственный период центры управления племенами именовались «градами». В города и городки постепенно превращались многие замки-крепости. В укрепленных дворцах накапливались запасы железных орудий труда, оружия, посуды, зерна, холста, изделия из драгоценных металлов.

    В Древней Руси в городах повсеместно действовало городское самоуправление. Вечевые собрания избирали десятских, сотских, тысяцких. Князья стремились установить над городами жесткий контроль путем назначения своих специальных представителей – посадников, воевод, так называемых «старцев градских».

    В городах, большинство из которых имело от нескольких сотен до нескольких ты­сяч жителей, развивалось ремесло (более 60 специальностей), торговля. Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу Западной Европы. По технике и качеству изготовления эмали и тончайшего литья русские ремесленники опережали западных коллег.

    Старейшими городами современной России являются Ста­рая Ладога (753), Великий Новгород (859), Смоленск (862), Рос­тов Великий (862), Рязань (1095). Перед монгольским нашествием в Древней Руси насчитывали до 300 городов.

    3.3. Русские земли в XI-XII вв.


    Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.

    Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центро­стремительные, централизаторские тенденции.

    Во второй половине XI - в XII в. произошел распад Руси на от­дель­ные самостоятельные княжества. Начался период феодальной раз­дроб­ленности. Ее причинами были:

    1. Наследование великокняжеского стола происходило «по старшинству», то есть очередным великим князем становился старший в роду после смерти правителя. Политические амбиции князей вели к постоянным усобицам, к дроблению территории и власти по уделам между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей.

    2. Экономический рост в отдельных землях подкреплял политические амбиции.

    Раздробленность, разобщен­но­сть была во многих странах Европы и Азии. Но последствия были разными. Япония, ослабленная феодальными распрями, избе­жала втор­же­ния монгольских за­воевате­лей в XIII в. только благодаря своему ост­ров­ному по­ложе­нию. К тому же ками­кадзе («священный ветер») разметал флот, на кото­ром пере­возили свою ар­мию в Японию север­ные завоеватели. Китай, Индия, Арабский халифат подверг­лись раз­грому, были под­чинены. На Западную Европу, где, например, быстро распалась империя Каролингов, у ко­чевников не хватило сил, так как они были потрачены на преды­дущие экспедиции, в частности, на покорение русских зе­мель в 1237-1243 годах.

    В советской историографии было принято считать, что феодальная раздроблен­ность имела некоторые положительные стороны. Так, быстро развивались производи­тельные силы в различных землях. Если в IX–X вв. на Руси было 24 города, то в XI в. – 62, а в XII в. – 119 городов. В каждой земле развивались свои иконописные школы, строились каменные храмы с целью посрамить соседей.

    Междоусобицы продолжались. Влади­миру II Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь не­надолго удалось восстановить былое единство. Во второй поло­вине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. – около 30. Князья встречались и совместно дейст­вовали очень редко. По мнению современных исследователей, Русь пре­вратилась в конфедерацию, сообщество слабо связанных между собою зе­мель.

    Отрицательные последствия раздробленности были очевидны.

    Во-первых, под одними и теми же ико­нами рус­ские люди, в языковом, культурном и этническом отношении близкие друг другу, уби­вали друг друга и имущество друг друга во имя политических амбиций Рюриковичей.

    Во-вторых, Древнерусское государство находилось в весьма уязви­мом гео­полити­ческом положении – между кочевым, нена­сытным и безжало­стным Востоком и оседлым, но агрессивным и не менее безжалост­ным Западом. Для русских земель отсутствие единства было смертельно опасно. Установление принципа «каждый да владеет своей отчиной» на съезде рус­ских князей в городе Любече недалеко от Чернигова в 1097 г. фиксиро­вало факт распада единого государства на наследствен­ные владения князей из Дома Рюрико­вичей. Тем самым был подписан приговор древне­рус­скому государ­ству. Но ци­вилиза­ции, соз­данной русским народом, предстояла более слож­ная судьба.

    Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

    На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Яро­слава в 1036 г. новгородцы получили особый статус за помощь, ока­занную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактиче­ски Новгород был феодально-оли­гархической республикой, очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяц­кого. Но нов­городская демократия, как и любая другая, была относительной. Реальная власть была в руках боярско-купеческой верхушки. На территории Новгородской земли появились Вологда (1147), Кострома (1152).

    Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Влади­миро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» да­вали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024), Владимир (1108), Москва (1147) и другие. Князья этого княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюб­ский овладевали Кие­вом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Бого­любский (1157-1174) пы­тался управлять самодержавно, прекратил раз­дачу земель родст­венникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул вла­димирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (1154-1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета.

    Киев и Киевское княжество с 1130-х годов попадали в зависи­мость от владимиро-суздальских, черниговских, смоленских, га­лицко-волынских князей, не раз подвергались разорению. Значе­ние «киевского стола» упало, а титул Великого князя Киевского приобрел номинальный характер.

    Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество (на территории современной Украины).

    На западе около 1021 г. обособилось Полоцкое княжество (на тер­ритории современной Белоруссии).

    Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие государственные деятели и духовные вожди народа.

    Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

    Древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Ев­ропы. Границы русского государ­ства, ха­рактер взаи­моотношений, порядок торговых и иных контактов определялись системой международ­ных договоров. Об­ширные меж­дународные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волын­ское, По­лоцкое, Рязанское и другие княжества. Внешняя торговля играла исключительную роль в хозяйственной жизни Новгорода. Разнообразные договорные от­ноше­ния, род­ст­венные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, осо­бенно с полов­цами. Преимущественно торговыми были отношения с Волжской Булгарией.

    На этапе складывания Древнерусского государства (862-980) Рюри­ковичи расширяли сферу своего влияния, подчиняли себе все новые вос­точнославянские (земли кривичей, древлян, северян, радимичей, дулебов, тиверцев и хорватов) и неславянские (весь, меря, мещера) племена. Древняя Русь включала в себя большую часть Восточно-Европейской равнины. Олег заключил с Византией в 911 г. первый для Руси международный равноправный договор. Выдающийся полководец Святослав (?-965-972) освободил вятичей от хазар, подчинил их Руси, а Хазарский каганат разгромил в 965 г. Святослав основал Тмутаракань у Керченского пролива и Преславец близ устья Дуная.

    Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир II успешно защищали территорию своего государства, укрепили признание его границ системой договоров. Владимир I окончательно покорил вятичей, радимичей, ятвагов, присоединил земли в Галиции (Червень, Перемышль и др.). На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть ко­чевников перешла на службу к русским князьям. По имеющимся расчетам, с 800 по 1237 г. вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В следующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год. Русские правители недооценили опасность с востока. Русские полки, даже объединившись с половцами, потерпели ка­тастрофическое по­ражение на реке Калке (приток Дона) в 1223 г. от крупных передовых сил монголо-татар, которых возглавлял полководец Чингисхана. Из этого пора­жения не было сделано ника­ких выводов и монгольское нашествие 1237/38 гг. застало русские земли врасплох.

    С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинст­вом европейских государств. Большой размах приобрели родственные связи с правящими домами европейских государств. Правители княжеств в борьбе со своими родственниками по «Дому Рюриковичей» все чаще обращались за помощью к иностранным го­сударствам (Польше, Венгрии, Швеции и т. д.). Это часто сопровождалось ус­туп­ками территорий, льготами для иностранных купцов и т. д. Но в 1054 г. произошел раскол христианства. Со временем оформились католицизм и православие. Раскол сохраняется уже почти тысячу лет. Византия и Русь сблизились на основе приверженности православию.

    Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

    Важнейшее значение для складывания европейской феодальной цивилизации имело распространение христианства. Само слово «католический» с греческого языка можно перевести как «всеобщий, универсальный, всемирный». Христос адресовал свое учение всем людям. Его распространением занимались апостолы и миссионеры.

    За первые три века существования христианами стали от 5 до 20% всего населения Римской империи на всей ее территории. В Галлии обращал в христианство святой Мартин (IV в.), в Шотландии святой Колумбан (вторая половина VI в.), в Англии Августин Римский в конце VI в. В III-V вв. усилиями Евтиха, Вульфилы и других христианство распространилось среди германских племен. Между V и X вв. большинство населения Европы и близлежащих островов было крещено. После крещения королей происходило массовое крещение членов племен. Крещение водой лишь открывало длинный период христианизации сознания, принятия заповедей, учения Христа, христианской морали. Для достижения этой цели использовали проповедь, ассимиляция язычников и страх перед возможным наказанием. Духовные идеалы христианства медленно усваивались грубыми варварами, воинами и землепашцами. Сохранялось немало языческих суеверий и фактического двоеверия. Но ритуалы и предписания с внешней стороны исполнялись. Христианство помогало объединять население вокруг власти и делать его более послушным и управляемым.

    В 988 г. Древняя Русь приняла христианство. Владимир I отказался от язычества и сделал свой выбор из нескольких религий. Крещение Руси затянулось на столетия. Христианство победило более развитой догматикой, красивой службой, церковной организацией. Перенесение небесной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя.

    Культурные влияния Востока и Запада.

    Восточнославянские племена еще до принятия христианства обла­дали развитой культурой.

    Значительным было культурное влияние Византии, особенно после принятия христианства. С православием на Руси появилось каменное храмовое зодчество. Соборы украшались иконами, фресками, мозаикой. При богослужении поя­вилось церковное песнопение. Стали строиться ветряные и водяные мельницы. Известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нашего времени от домонгольского времени. Строительное искусство достигло в Древней Руси достаточно высокого уровня.

    В XI-XII вв. появились: летописание («Повесть временных лет», Псковская, Ипатьевская, Лаврентьевская и др. летописи); переводные книги; ориги­нальная древнерусская литература, в основном жития и поуче­ния («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям» и др.). В летописях появились книжные миниатюры. Получила рас­пространение письменность («кириллица»), что получило отражение в над­писях на посуде, ремесленных изделиях, на стенах соборов (граффити), в берестяных грамотах. При княжеских дворах и монастырях появились пер­вые школы. Детей обучали также частным, домашним образом. Важными центрами культуры и образованности были монастыри.

    Церковь играла важную социальную роль. Она опекала нищих, убогих, больных. С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещалось многоженство, наложничество (конкубинат). Возросла ответственность от­цов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усили­лась зависимость женщины от мужчины. При оформлении свода русского зако­нодательства – Русской Правды (первая половина XI в.) – широко ис­поль­зовались не только обычное право и княжеские решения (преце­денты), но и византийское каноническое право и нормы международных договоров. Церковь имела особый статус и юрисдикцию.

    Христианская мораль в своих идеальных устремлениях оказывала определенное умиротворяющее воздействие на жизнь русского общества. Под влиянием христианской этики формировались нормы поведения, понятия добра и зла.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта