История. Второе издание. Конспект лекций по курсу История подготовлен в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения, разработанным под руководством академика А. О. Чубарьяна
Скачать 1.43 Mb.
|
Лекция 6. Московское царство в XVI-XVII вв.План лекции.6.1. Московское государство при Иване Грозном (XVI в.).6.2. Смутное время: рывок вперед или шаг назад.6.3. Власть и народ в России в XVII в.6.4. Развитие русской культуры в XVI-XVII вв.6.1. Московское государство при Иване Грозном (XVI в.).Особенности развития. Политику территориального объединения Руси завершил Василий III (1505-1533 гг.). Русь стала одним из крупнейших государств Европы. Потребности политической централизации диктовали необходимость введения новых форм управления. Боярская дума, обладавшая законосовещательными и судебными функциями, составляла важную часть Государева двора. Местное управление было представлено наместниками и волостелями и держалось на отжившей системе кормлений. Это была стержневая структура общерусского государственного аппарата. Во внешней политике молодое Московское государство отчаянно стремилось получить выход на Балтику. На западных рубежах борьба с Литвой за утраченные древнерусские земли продолжалась, но она осложнялась нарастающей опасностью на южных и восточных границах. Усиление позиций Османской империи подталкивало крымских царевичей к воссоединению с Казанским ханством и Ногайской ордой. После смерти Василия III управление государством перешло в руки бояр. Недолгое регентство Елены Глинской (1533-1538 гг.) вновь сменилось боярским правлением. Курс на централизацию страны был осложнен борьбой за власть между боярскими группировками при малолетнем царевиче Иване Васильевиче (годы жизни 1530-1584 гг.). Это ослабляло сложившуюся систему единовластия. Коронация Ивана IV. Поиск путей общественного развития. Начало реформам положила коронация на царство в 1547 г. шестнадцатилетнего Ивана IV. Принятие царского титула означало полную свободу действий русского царя как суверенного правителя, потомка византийских императоров, независимого от золотоордынских царевичей. При молодом царе составилась Ближняя дума (или Избранная рада). В неё вошли дворянин Алексей Адашев, князья А. Курбский, В. Воротынский, Д. Курлятев, Д. Палецкий, дьяк И. Висковатый и др. Реформы «правительства» Адашева носили структурный характер и были направлены на перестройку всех сторон жизни государства на принципах сословного представительства. Стали созываться Земские соборы, решавшие важные вопросы государственной жизни. Кроме Боярской думы и Освященного собора (верхи духовенства) в заседаниях участвовали представители разных групп населения. Были созданы выборные органы местного самоуправления – губные и земские старосты, другие выборные лица. Жизнь церкви определял Стоглав, утвержденный Иваном IV в 1551 г. Ход реформ. Одним из первых мероприятий власти было создание центральных органов государственного управления – приказов. Появились Челобитный, Поместный, Посольский, Ямской и др. В 1550 г. был утвержден царский Судебник вместо великокняжеского Судебника 1497 г. Из 99 статей нового Судебника 37 были совершенно новыми. Судебник 1550 г. сдерживал произвол в сфере правоотношений и облегчал контроль центральных властей над судопроизводством. Уложение о службе 1556 г. регламентировало порядок поставки военной силы служилыми людьми, обязывало вотчинников участвовать в формировании вооруженных сил. Царский выбор. Опричнина. Личность Ивана Грозного стала определяющим фактором дальнейшего развития страны, что сказалось при введении опричнины. В начале декабря 1564 г. царь отъехал в Александровскую слободу, создал там свой двор и поделил земли на опричные и земские. Было создано двойное управление в государстве, когда Боярская дума ведала земщиной с общегосударственными избами, а опричной территорией с дворцовыми ведомствами ведал царь. Опорой царя стал «опричный двор». С опричным войском Иван IV совершил карательный (тысячи людей были убиты) поход на Новгород, низложил митрополита русской православной церкви (Филиппа Колычева, вскоре убитого), произвел широкомасштабные перемещения и физически уничтожил представителей различных социальных групп. Опричнина стала способом борьбы с действительными и мнимыми противниками деспотического самодержавия, которое сам Иван, получивший прозвище Грозный, считал гарантией прочности русского государства. Внешняя политика Ивана IV. На восточном направлении после нескольких попыток Казань была взята штурмом 2 октября 1552 г. Падение Казанского ханства предопределило судьбу Астраханского ханства (1556 г.) и Ногайской орды. В 1557 г. была присоединена Башкирия. Все земли Поволжья и торговый путь по Волге оказались в составе русского государства. Победа на восточном и юго-восточном направлениях снижала уровень опасности, исходящей из Крыма. В целях обороны была возведена Засечная черта на южном направлении, южнее Оки. Присоединение Поволжья открыло новые возможности для движения колонизационных потоков в Сибирь, богатую пушниной. В продвижении на Восток были заинтересованы «охочие» люди, торговцы, купцы, промышленники. Среди них выдающуюся роль сыграли предприниматели Строгановы. Они за свой счет подготовили военный поход во главе с казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем, разгромившего сибирского хана Кучума (1581 г.). Сибирь была покорена и вошла в число российских земель во второй половине 80-х гг. В Западной Сибири стали строиться города (Тюмень, Тобольск, Сургут, Томск), возникла и система административного управления во главе с воеводами. Местное население было обложено сбором (ясак) в пользу государства, а переселяющееся на сибирские земли крестьянство принесло более высокую культуру землепользования. Но крепостного права в Сибири не было. На западных границах успешно поначалу шла Ливонская война, начатая в 1558 г. Результатом русского натиска стал фактический разгром Ливонского ордена (1560). Однако земли Ордена перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Война приняла затяжной характер и закончилась поражением с территориальными потерями. За Россией остался участок балтийского берега с устьем Невы. Причины неудач крылись в экономической отсталости России, в разорении страны опричниной, в резкой смене политического направления централизации государства. Речь Посполитая. В 1569 г. на сейме в Люблине образовалось польско-литовское государство – Речь Посполитая (дословно - республика). Объединение предусматривало установление единообразного государственного устройства, общего сейма и общей денежной системы. Это усилило позиции нового государства, хотя трансформация литовской государственности проходила длительное время, что выразилось в сохранении особого законодательства, судной системы, собственной казны и войска. Официальным языком Литвы сохранялся русский (белорусский). Поскольку в состав Литвы входили древнерусские земли с православным населением, то это осложняло отношения нового государства с Москвой. Польша стала проводником католического влияния, планов папы Римского. Со смертью последнего Ягеллона (1572 г.) наступила эпоха выборных королей. Польша стала своеобразной формой сословной монархии - шляхетской республикой, в которой монарх избирался сеймом и подписывал обязательства перед дворянством. Речь Посполитая достигает своего могущества после победы в Ливонской войне и сохраняет его вплоть до второй половины XVII в. Отношения между королевской властью и шляхтой осложнялись привилегиями последней (право вето). Ослабление центральной власти, отсутствие постоянных налогов, усиление роли местных сеймиков и дворянских корпораций привели к кризису политических институтов и усилению магнатской олигархии. К концу XVII в. Польша утрачивает свои позиции на международной арене и под давлением сильных соседей (Швеции, Османской империи) ищет союза с Московской Русью. В мае 1686 г. был заключен «Вечный мир» с Польшей, по которому она признала за Москвой земли Левобережной Украины и Смоленск. Последний Рюрикович. Реформирование государства продолжилось и при последнем царе из династии Рюриковичей – Федоре Ивановиче (1584-1598). Экономическое положение в стране постоянно ухудшалось из-за войн, последствий опричнины, народных волнений, недорода и эпидемии чумы. Посевные площади сокращались, население от голода и притеснений власти бежало на восток и юг. Ещё при Иване Грозном, начиная с 1581 г., стали практиковаться заповедные годы, т.е. годы, когда крестьянам запрещалось переходить от владельца к владельцу. Шурин (брат жены) и реальный правитель вместо Фёдора Ивановича Борис Годунов ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян (1597). Было учреждено патриаршество (1589 г.) и русская православная церковь стала полностью независимой от Константинополя. Дипломатическими мерами Борису Годунову удалось вернуть некоторые земли, потерянные в результате Ливонской войны. После смерти бездетного Фёдора Ивановича Бориса Годунова Земский собор избрал царем (1598). 6.2. Смутное время: рывок вперед или шаг назад?Причины Смуты. Самозванцы. В царствование Бориса Годунова (1598-1605) начинаются социальные потрясения, непосредственно порожденные общенациональным кризисом второй половины XVI. Выборный царь пытался получить поддержку со стороны духовенства, части дворянства, но ему не удалось завоевать расположение боярско-княжеской аристократии. Неурожаи (1601-1603) и последовавший голод привели страну к Смуте. Б. Годунова не считали законным, «природным царем». В качестве таковых стали выступать самозванцы. Народу хотелось чуда, решения своих проблем. Так, русским царем при поддержке поляков и населения смог стать Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев). Борис Годунов умер (13 апреля 1605), но его сын и наследник Фёдор был свергнут и убит сторонниками самозванца (1 июня 1605). Через год самозванец был убит и царем стал ставленник бояр Василий Шуйский (1606-1610). В 1607 г. срок сыска беглых был увеличен с 5 лет до 15. Возврату владельцам подлежали все крестьяне, записанные в 1592 г. в писцовые книги. Новый самозванец – Лжедмитрий II расположился на Тушинском лугу под Москвой и тоже управлял государством. Шведы, к которым В. Шуйский обратился за помощью, заняли северо-западные земли, включая Новгород. А поляки осенью 1609 г. вторглись на российскую территорию и осадили Смоленск. Началась иностранная интервенция с оккупацией значительной части русских земель. Возникла реальная угроза российской государственности. Поиск путей выхода из кризиса. Народное ополчение. Минин и Пожарский. 17 июля 1610 г. Боярская дума и войска свергли Шуйского с престола, сформировали временное правительство, которое получило название Семибоярщина (1610-1612). На русский престол был приглашен польский королевич Владислав. Польский отряд занял Москву. Проведение новому царю Владиславу церемонии присяги у стен Новодевичьего монастыря и вхождение чужеземного войска в Москву всколыхнули русское общество. Патриарх Гермоген призвал народ к борьбе против иноземцев, за что был замучен поляками. Возникло первое (во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким), а потом и второе (во главе с Мининым и Пожарским) ополчение. Основу патриотического движения составили местные земские миры. Против семибоярщины выступили Рязань, Коломна, Муром, Нижний Новгород, Ярославль, Владимир и др. города. После подавления народного восстания в Москве (19 марта 1611 г.) центром организации новой земской рати стал Нижний Новгород. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский создали и возглавили армию, которая в октябре 1612 г. освободила Москву от поляков4. На царство в 1613 г. был избран Михаил Романов, находившийся в родстве с последними Рюриковичами. 6.3. Власть и народ в России XVII века.Особенности сословно-представительной монархии в России. Процесс оформления сословий в России отличался от аналогичных процессов в европейских западных государствах. Во многом это было связано с иной ролью городов. Города на Руси формировались как политико-административные центры определенных территорий. В Северо-Восточной Руси городское население сильно зависело от князя. Колонизация края носила княжеский характер. Вечевые порядки были слабыми. Бороться за «хартию вольностей» было некому. Русский город XVI в. – это придаток феодальной системы. Медленно, решениями сверху оформлялись первое (дворянство) и второе (духовенство) сословия. Земское представительное собрание не носило постоянного характера, не имело четко обозначенных функциональных обязанностей, не обеспечивало прав и интересов отдельных социальных групп. Оно выросло из потребностей реформирования, а не в результате длительной борьбы сословий за свои права и привилегии, как это было на Западе. Земские соборы сыграли большую роль в начале правления Михаила Романова, но затем Романовы от них избавились. Самодержавие в Московском государстве. В годы Смуты и в правление первого Романова появился шанс прервать традицию самодержавного характера царской власти и увеличить роль коллективных начал в жизни общества. Однако эта историческая возможность не была использована. Причины крылись в особенностях социального строя России, где процесс формирования сословных групп был далек от завершения. Сознание российского человека не предполагало существование личности вообще: государь «волен» в каждом. Люди как бы являлись царской собственностью. Все вокруг принадлежало царю целиком и полностью. Просвещенность и грамотность населения были чрезвычайно редким явлением. Присутствие в народных представлениях идеи о прямой принадлежности и зависимости от государственной, царской власти способствовало укреплению самодержавных начал. Соборное Уложение 1649 г. впервые определило статус власти царя как верховного главы государства. Власть и личность царя отождествлялись с государством. Уложение устанавливало смертную казнь за посягательство на жизнь и здоровье государя, причем понятие государственной измены трактовалось очень широко. За преступления против царя, его семьи, против государства предусматривались наказания от битья кнутом и заключения в тюрьму вплоть до пыток и смертной казни. Смута поколебала народные представления о власти, но разрушить их не смогла. Бог и царь остались в прежней системе ценностей, которая способствовала укреплению византийской традиции в русском сознании. Ведущее значение в государственном управлении сохранила приказная система управления. Новый статус получили приказные люди, составившие высший служилый слой – государственную бюрократию. Ее численность постоянно увеличивалась. Сотрудники учрежденного Тайного приказа (1654) стали орудием, при помощи которого государь сосредоточил в своих руках полный контроль над деятельностью госаппарата снизу доверху. Алексей Михайлович (1645-1676) продвигал государство по пути к абсолютной монархии, при этом тщательно оберегая самодержавную традицию власти. Народные движения - Соляной (1648), Чумной (1654 г.), Медный (1662 г.) бунты, восстание под руководством Степана Разина (1667-1671) – пытались сохранить за народом право влиять на ситуацию в стране. И были жестоко подавлены. Церковь и государство. Религиозная регламентация всех сфер жизни общества и мощные экономические позиции церкви вызывали разногласия между церковной и светской властью. Церковный собор 1654 г. уполномочил патриарха Никона проводить «исправления» по древним славянским и греческим спискам. В Европе произошла Реформация, дробление католической церкви. В Московском царстве произошёл раскол. Основы православия оставались неприкосновенными. Новизна заключалась в ещё большем подчинении религиозной жизни государству. Поэтому сторонники старины яростно боролись против любых нововведений. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы. Наиболее активные раскольники во главе с протопопом Аввакумом были сожжены. Народный протест принял разные формы (восстания, сожжения в скитах, уклонение от повинностей), вовлек представителей от всех слоев населения, показав глубину общественного противостояния светским и церковным властям, государству. 6.4. Развитие русской культуры в XVI-XVII вв.На культуру XVI в. исключительное влияние оказали процессы централизации, укрепление самодержавия и православная вера. Важнейшим достижением стало начало книгопечатания на Руси при Иване Грозном. На государственные средства сооружается типография. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую книгу «Апостол» (1564 г.). Представления о русской государственности и ее происхождении, о связи ее с мировыми державами прошлого красной нитью проходят через всю появившуюся литературу («Сказание о князьях Владимирских», «Послание о Мономаховом венце», Хронограф и др.). Вопросы о самодержавной власти и ее пределах были последовательно разработаны в публицистических произведениях («Беседа Валаамских старцев, челобитные Ивана Пересветова). Высокий накал политических страстей отражала переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного, где вопрос о власти получил с разных позиций свое законченное обоснование. Две враждующие стороны сходились во мнении, что государство должно быть крепким, а царская власть - сильной. Преодоление раздробленности и образование мощного государства создали почву для распространения в русском обществе идеи «Москва – Третий Рим». Во всей полноте выдвигалась идея о Москве как хранительнице православной веры, ставилась проблема ответственности Руси за дальнейшее существование мира. Свое дальнейшее развитие получила церковная мысль, продолжились богословские споры между нестяжателями и иосифлянами, в которых звучала резкая критика официальной церкви. Нестяжатели отстаивали более свободное развитие русской мысли. В целом исход противостояния церковников имел принципиальное значение для русской духовной культуры. С критикой официальной церкви выступили Максим Грек, Федор Карпов, Матвей Башкин, Артемий, Феодосий Косой, братья Борисовы. Каждый из них имел и отстаивал свои взгляды в рамках истинной христианской веры, в которых чувствовался отзвук европейской Реформации. Иосифляне, взявшие верх в политической борьбе, жестоко расправились с оппонентами методами инквизиции. В XVI в. складывается жанр исторической песни и исторического предания. Они были посвящены выдающимся событиям того времени: взятию Казани, походу в Сибирь, войнам с Литвой. Героическими чертами наделялись Ермак и его казаки, защитники Пскова. Народное сознание нашло те формы, в которых запечатлелись эпохальные события своего времени для будущих поколений. На рубеже XV-XVI вв. итальянское Возрождение оказало свое влияние и на Россию. Особенно это сказалось на архитектуре. В Москве появились итальянские зодчие, инженеры, ювелиры, врачи и прочие мастера. Главным памятником такого влияния стал Успенский собор в Кремле, выстроенный итальянцем Фиораванти (1479). Шедевр итальянца стал образцом для русских мастеров. Архангельский собор, кремлевские стены и башни тоже строили итальянцы. Кремль до сих пор является самым узнаваемым символом России в современном мире. В каменное зодчество Московской Руси из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль. Наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Самый известный памятник шатрового стиля - собор Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного (1561). Зодчие Постник и Барма возвели его в честь взятия Казани. Это уникальное творение тесно связано с русским народным зодчеством, но оно не получило широкого распространения из-за позиции церкви. Влияние церкви сказалось и на развитии живописи. Новаторские стремления, которые проявились в иконописной традиции, были осуждены Стоглавым собором. Необходимость ориентироваться на византийские образцы сковывало творческое начало русской культуры, которая к XVII в. все сильнее стала расходиться с византийской традицией. Религиозное сознание охватывало все сферы жизни человека, определяло его поведение в быту и обществе. Русь получила от Византии идеи, которые выражали средневековое отношение к миру (исихазм). Средневековая система ценностей, а не идеалы гуманизма и рационализма формировали мировоззрение русского человека. Ренессанс до Московии дошёл очень поздно. В XVII в. наметилась тенденция к обмирщению русской культуры. Светские мотивы появились в живописи, музыке, архитектуре. Возник даже придворный театр (1672). Стало появляться организованное обучение. Усилилось западное влияние, которое проникало в систему образования из украинских и польских земель. В 40-х гг. видным государственным деятелем Ф.М. Ртищевым была организована школа при московском Андреевском монастыре. В 1665 г. открывается школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре. В 1680 г. появляется школа при Печатном дворе. Возрастает количество грамотных, особенно среди посадского населения. В 1687 г. в Москве было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее переименованное в академию), в котором изучались греческий язык и латынь, а также светские дисциплины. Возглавили академию греки, братья И. и С. Лихуды. Заметные изменения происходят в литературе того времени. На страницах книг появляется новый образ – деятельный человек. Особенно актуальны произведения, в которых осмысливаются события Смутного времени (сочинения князя И.А. Хворостинина и князя И.М. Катырева-Ростовского, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и др.). Летописи приобретают вид литературно-повествовательного произведения. Большое место в литературе уделяется разработке идее самодержавия (Ю. Крижанич) государственности (Г. Котошихин) и вопросам веры (протопоп Аввакум). Новым жанром литературы стали бытовые и сатирические повести. В них рассказывается о судьбах людей разных сословий («Повесть о Горе-Злосчастии, «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Высмеиваются негативные черты быта церковников и чиновников (повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»и др.). Накапливаются и развиваются знания по математике, медицине, астрономии, географии (русские географические открытия), экономике (торговля), военному делу. В XVII в. старейший русский учебник по арифметике был переработан. Славянские цифры уступили место арабским. Зодчество в XVII в. представлено не только каменным строительством, но и новыми видами строительных материалов (фигурный кирпич, изразцы, белокаменные детали). Сохраняется и традиционный русский стиль, и строительный материал – дерево. Наиболее знаменитой деревянной постройкой является царский дворец в Коломенском (1667-68). Стиль барокко, распространившийся в европейской культуре, достиг в конце XVII столетия и России. Он возникает в храмовой архитектуре (нарышкинское или московское барокко), в литературе (стихи С. Полоцкого). Пышность, великолепие, праздничность, возвеличивание светского начала, как особенности стиля, отвечают новым представлениям в Московской Руси. Новые тенденции утверждались в противоборстве со старыми представлениями, но победа «новизны» была необратима, благодаря преобразованиям, начавшимся в середине XVII в. |