История. Второе издание. Конспект лекций по курсу История подготовлен в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения, разработанным под руководством академика А. О. Чубарьяна
Скачать 1.43 Mb.
|
Лекция 4. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.План лекции4.1. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты.4.2. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Восток.4.3. Возрождение русской государственности вокруг Москвы.4.4. Средневековье как стадия исторического процесса в западной Европе, на Востоке и в России.4.1. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты.Образование монгольской державы. В Центральной Азии под руководством Темучина, провозглашенного в 1206 г. Чингисханом (Великим ханом), произошло объединение монгольских кочевых племен в единую, мощную державу. Среди племен, кочевавших по территории Центральной Азии, наиболее многочисленными и воинственными были племена татар. Предположительно, это и послужило причиной того, что позже на Руси новых жестоких завоевателей, пришедших с востока, стали называть монголо-татарами. Чингисхан дал своему народу письменность на основе уйгурского письма, ввел делопроизводство и суд. Жизнь этой своеобразной кочевой цивилизации регулировалась «Ясой», законодательством Чингисхана, и поучениями (биликами). Он вел непрерывные войны, разгромил и завоевал крупные государства. Монголы были номадами (кочевниками) и рассматривали оседлое население как объект грабежа. Завоевательные походы сопровождались разрушением городов, гибелью бесценных памятников культуры. Были опустошены обширные территории. Погибли сотни тысяч людей во многих странах. Монголы облагали местное население многочисленными налогами и повинностями. Власть принадлежала наместникам, которые опирались на послушных правителей из местной знати, чиновников и военные гарнизоны. Завоеватели старались привлечь на свою сторону крупных землевладельцев, купцов, духовенство. Монгольская империя представляла собой искусственный конгломерат, была создана волей Чингисхана и держалась на насилии. Очень скоро между потомками Чингисхана началась обычная борьба амбиций. Многочисленные народы, изнывая под бременем монгольского ига, постоянно восставали. В 60-е годы XIII в. от империи фактически отделились Золотая Орда и государство Хулагидов. В 1368 г. пало монгольское господство в Китае. В истории Монгольского государства начался период феодальной раздробленности. Социальная структура монголов. Чингисхан создал могучую военно-административную систему, использовал опыт скифов и гуннов.Население делилось на сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы), выставлявшие соответствующее число воинов. Военачальники были одновременно управителями. Главой государства являлся каган (хан), поставленный властвовать волею Неба. При нем был совет, состоявший из ближайших родственников и знати, а также гвардия. Чиновники ведали ханской ставкой (ордой), казной, распределением пастбищ, сбором налогов (дани), исполняли полицейские функции. Для решения наиболее важных дел представители знати и местные правители собирались на съезд (курултай). В армии царила суровая дисциплина. Осадную технику для штурма городов (стенобитные и метательные орудия) монголы заимствовали у покоренных китайцев. Монгольская армия побеждала не только благодаря своей численности, которая оценивается в 150-250 тыс. человек, но за счет отличной подготовки каждого воина. У монголов была прекрасная разведка перед боем. Монгольские войска легко преодолевали реки, брали штурмом города. Благодаря организации и энергии народ численностью около одного миллиона человек починил себе территории с населением в сто миллионов человек. Причины и направления монгольской экспансии. Монгольскую экспансию XIII века можно сравнить с варварскими нашествиями V века, которые опрокинули Римскую империю и положили конец древнему миру. В VII столетии свое слово сказали арабы-мусульмане. К концу жизни Чингисхана (1227) в состав созданной им империи входили, кроме собственно Монголии, Северный Китай, Восточный Туркменистан, Средняя Азия, степи от Иртыша до Волги, большая часть Ирана и Кавказа. Такая громадная по размерам империя возникла в истории впервые. По желанию Чингисхана его преемником стал Угэдэй (1229-1241). При нем была создана система ямской (почтовой) службы. Угэдэй построил город Каракорум (Харахорин) – столицу Монгольской империи. Внук Чингисхана Хулагу-хан основал в Иране и Закавказье государство Хулагидов. Другой внук Чингисхана Хубилай в основал в Китае монгольскую династию Юань. В 1279 г. он завершил завоевание Китая и перенес столицу монгольской империи из Каракорума в Чжунду (современный Пекин). Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. В конце 1237 г. после разгрома Волжской Булгарии монголы под руководством хана Батыя вторглись в Северо-Восточную Русь. Русские города Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и другие в то время имели по несколько тысяч жителей, могли выставить небольшое число вооруженных защитников, были взяты штурмом, сожжены и разграблены. В марте 1238 г. войска Юрия Всеволодовича в решающем сражении были разбиты на реке Сить. В 1239-1240 были разгромлены южные и юго-западные княжества. Русские северо-восточные княжества вошли в состав Золотой Орды, образовавшейся в 1243 г. Некоторые авторы считают нашествие большим набегом, кавалерийским рейдом кочевников, не имевшим больших последствий. Большинство историков считает, что нашествие и установившееся затем монголо-татарское иго изменили весь ход русской истории. В битвах с захватчиками погибло большинство дружинников, часть мужского населения и вообще жителей, особенно в городах. Из 74 городов на подвергшихся нашествию территориях 49 были разрушены войсками Батыя. Треть из них обезлюдела и больше не восстанавливалась. Уцелели Новгород и Псков, до которых монголы не дошли. Многие русские люди были уведены в рабство. Вся территория некогда мощного Древнерусского государства была поделена между соседями. В состав Великого княжества Литовского, возникшего в XIII в., вошли Полоцкое, Турово-Пинское, Волынское, Киевское, Черниговское, Смоленское княжества. Ливонский орден крестоносцев обосновался в Прибалтике и стремился к постоянным захватам русских земель. Только победы новгородцев под руководством Александра Ярославича Невского (1220-1263) над шведами в Невской битве (15 июля 1240) и ливонскими рыцарями в «Ледовом побоище» (5 апреля 1242) приостановили экспансию с Запада. После образования Золотой Орды формально русские земли в неё не вошли. Но Владимиро-Суздальская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. «Ярлыки» - грамоты на княжение русским правителям стали выдаваться в Золотой Орде. Суверенного, политически независимого, самостоятельного государства на русских землях, на политической карте Европы не стало. Сельское население лесостепи уходило в междуречье Оки и Волги, на северо-западные, северные и северо-восточные территории Руси. Осваивались земли в лесных массивах и на водоразделах рек, требовавшие больших начальных затрат труда. Появление слова «деревня» (от «драть») связано с раскорчевкой новых земель. Природно-климатические условия ведения хозяйства ухудшились. Преобладали тяжелые почвы, которые давали невысокие урожаи. Монголо-татары осуществили перепись населения в русских землях, установили жёсткую налоговую систему. В «монгольский период» экономика русских земель оказалась в состоянии стагнации (застоя). На десятилетия прекратилось строительство храмов. Исчезли десятки ремесленных специальностей. У русских людей резко упала заинтересованность в результатах труда. Развитие производительных сил происходило чрезвычайно медленно. Грабеж, угон в рабство, заложничество, жестокие наказания, карательные набеги были главными способами управления русскими землями. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. На захваченных монголо-татарами территориях образовалось четыре государства (улуса): 1) Джагатайский улус (в западной части Китая, южной части Узбекистана, Казахстана и Киргизии; 2) Улус Хубилая в Китае; 3) Улус Хулагуидов (в Иране, Ираке и Закавказье); 4) Улус Джучи, получивший позже название Золотая Орда. В составе Золотой Орды оказались предки современных казахов, башкир, киргизов, туркменов, азербайджанцев, кумыков, карачаево-балкарцев, крымских и румынских татар, поволжских татар. Русские княжества находились в вассальной зависимости от Золотой Орды. Западная часть Монгольской империи - Золотая Орда - стала преимущественно тюркским по населению государством. В XV-XVI вв. она распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировались ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV в. создал в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (1405) быстро распалась. Тюркоязычные народы широко распространены в Евразии. Не все они являются прямыми потомками древних тюрок, многие представляют собой тюркизированное автохтонное население. Общая численность тюрков в мире - около 150 млн. человек. 4.2. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока.Экспансия Запада. В начале второго тысячелетия европейские народы имели одну цивилизацию, одну веру (они были христианами) и подчинялись папе. Значительные и довольно богатые территории были заняты мусульманами. В Европе происходил постепенный подъем производительных сил. Развивались и богатели города как центры ремесла и торговли. Завершался процесс феодализации. В XI в. стал ощущаться рост численности населения, нуждавшегося в средствах к жизни. Наиболее беспокойным слоем были рядовые рыцари, нередко занимавшиеся самым обычным разбоем и готовые ввязаться в любую авантюру. К ним прибивались беглые крестьяне, бродячие торговцы, молодые искатели приключений из всех сословий. В 1095–1097 годах Европа пережила ряд неурожайных лет. Крестьяне, предоставленные самим себе, были готовы идти куда угодно в поисках лучшей доли. В этих условиях в 1095 г. прозвучал призыв папы римского Урбана II освободить «гроб господень», другие святыни, связанные с жизнью Иисуса Христа и находившиеся в Иерусалиме, на Ближнем Востоке. «Европейская земля не в состоянии прокормить всех ее обитателей», - откровенно объяснял причину первого крестового похода его инициатор. Участникам церковь обещала отпущение грехов и богатую добычу. Эти войны получили название крестовых походов, так как участники нашивали на свою одежду красный крест. Состоялось восемь крупных крестовых походов. Крестовые походы сопровождались значительными людскими потерями. В то же время христиане познакомились с более развитой восточной культурой и многое переняли. После крестовых походов Европа стала более цивилизованной. Стало ослабевать крепостное право. Нараставшее сопротивление со стороны мусульман обратило взоры католической Европы на другой Восток – прибалтийские и русские земли, заселенные язычниками и православными христианами. В конце ХII в. – начале ХIII вв. последовательно были созданы Тевтонский орден, орден Меченосцев, Ливонский орден специально для покорения Прибалтики, русского Северо-Запада. Ослабление Руси нашествием Батыя привело к оживлению агрессивных замыслов у западных соседей. Александр Невский. За 1228-1462 гг. северо-восточная Русь вынесла 90 внутренних усобиц и до 160 внешних войн, не считая довольно частых эпидемий, неурожаев и постоянных пожаров. В середине XIII в. русская цивилизация оказалась между двух огней. Князю Александру Ярославичу Невскому (1220–1263) пришлось делать поистине исторический выбор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бороться против монголо-татарских завоевателей; или, не надеясь на западную помощь, подчиниться Орде и рассчитывать на то, что, как говорили русские люди, «Даст Бог – Орда переменится». 15 июля 1240 г. Александр одержал первую свою крупную победу над шведами в битве на р. Неве. За эту победу Александр получил почетное прозвище Невский. Важным результатом победы явилось сохранение побережья Финского залива за Русью, что дало возможность продолжать торговлю с европейскими странами. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище. Талантливое командование Александра Невского и самоотверженность русских воинов привели к полному разгрому немецкого войска2. Александр Невский выработал спасительную стратегию выживания русского народа в тяжелейший исторический момент. С одной стороны, победы Александра Невского предохранили Русь от дальнейшей экспансии шведских и немецких рыцарей, защитили население северо-западных земель от политического, экономического и духовного порабощения. В сражениях с западными врагами Александр Невский не потерпел ни одного поражения. С другой стороны, Александр Невский, который четырежды ездил в Золотую Орду и получил там ярлык на великое княжение (великий князь в 1252-1263), проводил единственно спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». Он понимал, что у Руси нет еще достаточно сил для успешной борьбы с Золотой Ордой. Александр Невский после смерти был причислен к лику святых и стал одним из бесспорных героев отечественной истории3. Русь и Литва. Экспансия западной католической Европы не закончилась сражениями на Неве и Чудском озере. Руководство католической церкви продолжало политику агрессивного продвижения католицизма в восточном направлении, используя для этого изменение геополитической ситуации и предпочитая действовать чужими руками. В XIII веке начало меняться политическое положение западных и юго-западных русских земель, которые вошли в состав Великого княжества Литовского. Великое княжество Литовское было создано в 40-50-е годы XIII в. при князе Миндовге (литовцы говорят – Миндаугас) путем объединения разнообразных литовских племен. Постепенно на протяжении XIII-XV вв. происходила литовская экспансия на юг и юго-восток. В состав Великого княжества Литовского вошли земли Черной Руси (Принеманье), Полоцкая, Турово-Пинская, Волынская, Витебская, Киевская, Переяславская, Подольская, Смоленская, Чернигово-Северская земли и др. В результате такого территориального состава население Великого княжества Литовского на три четверти было русским и православным. Таким образом, в результате объединения Литвы и Западной Руси фактически сложилось балто-славянское государство. В период своего расцвета княжество занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья. В целом расширение Великого княжества Литовского и Русского проходило относительно мирно. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии. Литовцы и русские многому научились друг у друга и совместно боролись с врагами с запада и востока. Литва как второй центр объединения русских земель. В этих условиях Великое княжество Литовское могло выступать как ядро будущего объединения русских земель. Особенно энергично объединительную программу осуществлял великий князь Гедимин (1315-1341). За период правления великого князя Гедимина территория Великого княжества Литовского значительно распространилась на юг и восток. При Гедимине в составе княжества оказались Смоленская, Киевская земли, почти вся территория современной Белоруссии. Ситуация значительно изменилась после подписания Кревской унии (1385), когда произошло государственное объединение Польши и Литвы. Значительно усилилось влияние католической церкви, началось ограничение в правах православного населения западных и юго-западных русских земель. Польско-литовское государство стремилось не объединить, а поглотить русские княжества. 4.3. Возрождение русской государственности вокруг Москвы.Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Москва, основанная в 1147 г., управлялась посадником и стала княжеством только в 1276 г., когда князем стал сын Александра Невского Даниил (1261-1303). Изначально княжество по территории было маленькое. В генеалогическом отношении (по степени знатности) московские князья занимали низкое место среди других князей. Для потомков Даниила, которые, являясь ветвью рода Рюриковичей, стали называться Даниловичами, низкий «рейтинг» стал своеобразным вызовом, стимулом в политической борьбе. Каждый из московских князей внес свою лепту в исторический триумф Москвы. При Данииле (1261-1303) в состав Московского княжества вошел Переяславль, была учреждена первая в Москве архимандрития, основан Свято-Данилов монастырь. При Иване I Калите (великий князь в 1328-1340) Москва стала финансовым (сбор налогов) и религиозным (митрополит переехал из Владимира) центром русских земель. Военным центром Москва стала в 1380 г., когда почти все русские земли объединили свои вооруженные силы и нанесли поражение монголо-татарам в Куликовской битве под руководством Дмитрия Донского. В.О. Ключевский считал, что Московское государство «родилось на Куликовом поле, а не в скопидомском сундуке Ивана Калиты». Куликовская битва показала возможность победоносной борьбы с главными силами монголо-татар, и важнейшим условием этого было дальнейшее объединение русских земель. После Куликовской битвы выдача ярлыка на великое княжение перестала быть прерогативой монгольских ханов. Дмитрий Донской по завещанию как свою «отчину» без согласия хана передал Владимирское великое княжение сыну Василию I (1389-1425). Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств. Москва стала не только главным городом Северо-Восточной Руси, но и административным центром, столицей всех русских земель. Завещание Дмитрия Донского о передаче власти Василию I положило начало новому принципу престолонаследия: вместо родового принципа «по старшинству» в Московском княжестве устанавливалась практика передачи власти «от отца к старшему сыну». Такой принцип в большей степени способствовал централизации земель. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества. Москва вступила в соперничество с Тверью за великое княжение ещё в начале XIV в. при сыновьях первого московского князя Даниила Александровича. Ко второй половине XIV в. в круг наследственных владений московского князя попадают все новые уделы: Дмитровский, Галицкий, Углицкий, земли Владимирского и отчасти Ростовского княжеств. Самостоятельные когда-то князья попадали в зависимость от Москвы. Они назывались удельными, но в составе Московской Руси. Победа на Куликовом поле не решила проблему освобождения русских земель от монголо-татарского ига. Неоднократно еще совершались разорительные набеги на Русь: в 1382 г. хан Тохтамыш, в 1395 г. – сильный азиатский правитель Тамерлан, в 1408 г. – хан Едигей. Вновь и вновь восстанавливалась выплата дани в Орду. Сохранявшиеся династические споры ослабляли Русь. Эти споры стали причиной продолжительной кровопролитной феодальной войны (1425-1453), потрясавшей Московскую Русь после смерти Василия I и вступления на великокняжеский престол его малолетнего сына Василия II Васильевича (1425-1462). В борьбе за великокняжеский престол между московским и северными – галицкими князьями - победу одержал князь московский. Василий II получил полную поддержку от Московского митрополита. Русская православная церковь была заинтересована в укреплении политической власти московских князей. В 1439 г. константинопольский патриарх заключил унию (союз) с папой Римским, пошел на ряд уступок в надежде на помощь европейцев в борьбе с турками. Эти расчеты не оправдались. Европейская помощь оказалась несущественной. Многие православные христиане считали: "лучше турки, чем папа". Захват Константинополя в 1453 г. турками означал дальнейшее ослабление константинопольского патриарха. Уже с 1439 г. после Флорентийской унии высший русский церковный иерарх стал избираться в Москве, а Русская церковь стала автокефальной, то есть самостоятельной, независимой от константинопольского патриарха. Московский князь становился единственным в мире государем, способным защитить православие и всех православных христиан. Процесс централизации. Судьба Великого Новгорода. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства, имело важную особенность по сравнению с аналогичными процессами формирования централизованных государств в Европе. Европейская централизация была результатом внутренних центростремительных тенденций, с опорой на богатевшие города, на поднимавшееся третье сословие (буржуазию). Консолидация русских княжеств происходила в условиях ига Золотой Орды, под контролем ордынской администрации, зачастую при помощи ордынских войск, разорявших и ослаблявших русские земли и города. Однако ускорение объединения Руси вокруг Москвы во многом было вызвано необходимостью освободиться от ига. Таким образом, в ряду причин объединения земель Северо-Восточной Руси политические факторы преобладали над экономическими. Политическое объединение шло быстрее, чем вызревали экономические условия для устойчивого существования такого объединения. Причем, складывавшееся в условиях зависимости Московское государство перенимало все больше черт от Золотой Орды: авторитарность, структуру жесткого вертикального подчинения, карательный аппарат, систему наказаний. В русском языке появились соответствующие слова тюркского происхождения: «кандалы», «нагайка», «кабала». Происходило ужесточение политической системы. Русские князья, которые были фактически слугами ханов, зачастую подвергались унижениям, опасности быть уничтоженными своими хозяевами и потому не желали мириться с былой вольностью своего населения. Это привело к ослаблению, а затем - в середине XIV в. - и ликвидации вечевых организаций, которые могли противостоять самодержавным стремлениям московских князей. Только в Новгороде и Пскове сохранялось вече на протяжении XV в., вплоть до окончательного присоединения их к Московскому княжеству. Процесс «собирания» московскими князьями древнерусских земель заметно усилился во второй половине XV века при Иване III (1462-1505). Ему удалось создать сильное войско с мощной артиллерией. Москве подчинились Ярославское и Ростовское княжества, Великий Новгород и непокорная Тверь. В XV веке новгородская демократия слабела. Великий князь Московский в соответствии с известным принципом «цель оправдывает средства» использовал для подчинения Новгорода все методы - подкуп, подлог, насилие, хитрость, раскол. Но основная ставка делалась все-таки на военную мощь Москвы. Три раза московские рати, с 1471 по 1478 г., выступали в поход на Новгород и громили новгородское ополчение, большее по численности. Цвет новгородской вольности – посадники, бояре, «лутчие люди» - были либо истреблены физически, либо отправлены в московскую тюрьму для «перевоспитания» в духе нового времени. Вотчины и прочее имущество опальных новгородцев переписывалось на великого князя, а принесшие присягу государю направлялись на московскую службу. При таких обстоятельствах в 1478-1479 годах Новгородская республика прекратила свое существование. Все жители города были приведены к присяге московской власти. Вечевые порядки, особый новгородский суд, выборные должности, совет господ были упразднены. Символ древнего Новгорода – вечевой колокол – увезли в Москву, а новгородские вольности стали достоянием истории. Окончательное свержение монгольского ига. В последней трети XV в. Орда вступила в период раздробленности. Но татарские царевичи частенько напоминали русским «кто в их доме хозяин». Стремительные набеги татарской конницы на города, грабежи и взятие в полон все еще были реальностью. В 1472 г., когда Ахмат-хан из Большой Орды в очередной раз наведался пограбить Русь, Иван III перестал платить дань татарам. В то же время Псков подвергся нападению ливонских рыцарей, а удельные князья, братья великого князя, подняли против него мятеж. Иван III умело использовал все обстоятельства и собрал рать не меньшую, чем у хана. Московские войска, не вступая в большую схватку, маневрировали вдоль реки Оки. После взаимной демонстрации сил и отдельных стычек, что получило название «стояния на р. Угре», 11 ноября 1480 г. монголо-татарские войска отступили. Великое княжество Московское получило дипломатическое признание со стороны Дании, Ливонского ордена, Польско-литовского государства, Крымского ханства и других государств. Московское княжество приобрело полный суверенитет и стало общерусским государством. Московский князь Иван III стал с 1485 г. в своих официальных политических документах употреблять титул «государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский и иных». Сложившаяся в удельные века на северо-западе и северо-востоке Руси великорусская народность была объединена сильной рукой Москвы. Задача освобождения от власти Орды и устранения претензий Польши и Литвы на древнерусские земли была последовательно решена наследниками Калиты. Судебник 1497 г. Становление нового государства, известного как Московское царство, началось в последние десятилетия XV в. В 1497 г. Государь всея Руси Иван III утвердил общегосударственный Судебник, заменивший Русскую правду. Судебник регулировал все стороны жизни общества. Государство стремилось поддержать тех, на кого оно опиралось, - дворян-помещиков, составлявших ядро войска. Земли было много, и на протяжении длительного времени наибольшую ценность представляли рабочие руки. Поэтому все феодалы–землевладельцы стремились привлечь на свои земли крестьян или получить уже населенные государственные земли. Судебник установил единый и единственный срок крестьянских переходов от владельца к владельцу – за неделю до 26 ноября (Юрьев день) и в течение недели после него. При переходе крестьяне должны были заплатить землевладельцу за пользование его землей – пожилое. В Судебнике 1497 г. впервые использован термин «поместье» для обозначения особого вида землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. В связи с тем, что многие крестьяне не могли уплатить пожилое, они вынуждены были оставаться на землях феодалов на их условиях. Договор между землевладельцем и крестьянином заключался чаще в устной форме, но сохранились и письменные соглашения. Так началось юридическое закрепощение крестьян, которое завершилось в XVII веке. В новых исторических условиях стал формироваться розыскной или инквизиционный процесс, который вели государственные служащие. Для облегчения их работы Судебник узаконил использование пытки в качестве средства получения истины. Изменилось понятие «преступления». В Русской Правде оно понималось как «обида» и связывалась с ущербом, нанесенным лицу или группе лиц. Отныне преступление называлось «лихим делом», то есть деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка, против воли государя. Наиболее опасным преступлением против государства считалась крамола, то есть заговор, мятеж, любые действия, направленные против государства. Убийства, похищение людей, оскорбления делом или словом составляли группу преступлений против личности. Группу имущественных преступлений составляли татьба (кража), разбой, грабёж, поджог. Основной целью наказаний стало устрашение. По наиболее тяжелым составам преступлений (крамола, татьба, поджог и т. д.) предусматривалась смертная казнь. Стала применяться торговая казнь – битье кнутом на торговых площадях. Появились членовредительные наказания – урезание языка, ушей, клеймение. Гуманизм и мягкость Русской Правды осталась в прошлом. Судебник регулировал такие виды договоров, как наём, заём, кабала, обмен, а также правила наследования. Ограничивалось холопство в городах для увеличения количества «тяглецов» (налогоплательщиков) среди городского населения. Судебник 1497 г. важной мерой укрепления политического единства, усиления центральной государственной власти. Формирование дворянства как опоры центральной власти. Московские князья нуждались в большом количестве ратных людей, в администраторах для управления разраставшимся хозяйством. За службу московскому князю предоставлялся земельный участок из огромного земельного фонда, находившегося в собственности московских князей. Земельные владения московского правителя особенно выросли после присоединения к Москве Новгорода. Служилые люди испомещались по месту службы. Такие земельные владения стали называть поместьями, а их владельцев – помещиками. Юридически поместья считались собственностью князя и его военные или гражданские слуги могли сохранять поместья за собой только при условии исправной службы. Существовавшее еще со времен Древней (Киевской) Руси вотчинное землевладение сохранялось и в Московском княжестве. Однако со второй половины XV в. владение вотчиной также обусловливалось обязательной службой князю. При этом вотчина оставалась более высокой формой условного землевладения. В отличие от поместья вотчину можно было делить между наследниками, продавать. Вотчина передавалась дочерям, оставалась в роду, даже если в семье не было сыновей. Поместье же после смерти дворянина возвращалось в казну, а вдовы и несовершеннолетние дочери получали небольшой земельный надел «на прожиток». Дворянами назывались люди, жившие при княжеском дворе ещё в домонгольский период. Их, как правило, военных слуг, лично свободных, следует отличать от дворовых людей, несвободных лиц, часто холопов, прислуживавших князьям и полностью зависимых. Помещики-дворяне полностью зависели от великого князя, являлись его опорой и завидовали вотчинникам, наследственным землевладельцам. За государством сохранялся значительный фонд черных земель. Крестьяне, работавшие на черных землях, платили государству подати и назывались черносошными или волостными. (Соха – определенное количество земли, подлежавшее обложению налогами). Положение черносошных крестьян считалось предпочтительным в сравнении с положением разных групп частновладельческих крестьян. Крестьяне все чаще были вынуждены обращаться к землевладельцам за ссудой или за другой помощью. Половниками называли безземельных крестьян, получавших от землевладельца ссуду на обзаведение хозяйством и обязанных отдавать половину урожая. Серебрениками называли крестьян, которые получали в долг деньги (серебро) и должны были возвращать долг с процентами или работать за проценты. Крестьян, которые подолгу жили на землях бояр, помещиков, называли старожильцы. В условиях Московского княжества на его окраинах сохранялась категория энергичных, самостоятельных колонистов. Их называли своеземцами, так как они осваивали новые территории, были достаточно самостоятельны в ведении хозяйства и даже получали от властей соответствующее разрешение. Своеземцы считали землю, в которую было вложено столько труда, своей наследственной собственностью. Центральная и местная власти до поры до времени не трогали эту категорию населения. 4.4. Средневековье как стадия исторического процесса в западной Европе, на Востоке и в РоссииПроизводственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к личности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значительную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также выполнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной. В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось. В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в имениях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни. Политический строй представлял собой сложную иерархию, построенную на отношениях сюзеренитета-вассалитета. В духовной жизни господствовала религия, в науке - теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт. В недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз в состоянии массовой истории и паники ожидали. Господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале второго тысячелетия конкуренцию им составили университеты. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Раннее средневековье стало временем усиления роли религий, духовенства. В католическом мире папой (от греч. отец) называли епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Первым епископом римской христианской общины в I в. нашей эры считается апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV–V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов. Их основными конкурентами выступают византийские иерархи. В 756 г. при военной и политической поддержке французского короля Пипина Короткого возникает папское государство (Вотчина Святого Петра, Папская область, Равеннский экзархат). Папа помогал укрепить центральную королевскую власть, противостоящую франкской феодальной аристократии. Папа присвоил франкскому королю титул «патриций Рима» (который ранее давался лишь наместнику византийского императора в Равенне). В 800 г. папа римский произвел коронацию сына Пипина Короткого Карла Великого императором Священной Римской империи, что вызвало резкий протест со стороны Византии, которая сама считала себя наследницей Рима. В 962 г. та же процедура была проведена в отношении Оттона I, германского короля, ставшего императором Священной Римской империи. От него папа получил гарантию неприкосновенности своего престола. Папа Григорий VII в «Диктате папы» (1075) обосновывал религиозное и политическое верховенство пап над светскими государями, идею папской теократии. Он запретил симонию – приобретение церковных должностей за деньги. Ввел целибат – обязательное безбрачие всего духовенства. Боролся с императором Генрихом IV за инвеституру – право назначения на церковные должности. Был канонизирован в 1606 г. В Византии императоры в обстановке начавшейся борьбы с арабами остро нуждались в материальных и финансовых ресурсах. Но одна треть земельных площадей империи к середине VII в. находилось в руках монастырей со 100 тыс. монахов. Монастырские земли пользовались иммунитетом, были освобождены от налогов. Поэтому императоры из династии Исавров (717–843) повели упорную борьбу за подчинение церкви государственным нуждам. Этот процесс получил название иконоборчества, так как внешне гонения на церковь выразились в уничтожении икон, других церковных реликвий. Исавры считали (скорее всего, по примеру мусульман), что изображение ликов святых, Богов является проявлением чрезмерных амбиций, гордыни церковников, «превышением полномочий». По существу же «кампания против икон» служила идеологическим прикрытием осуществлявшейся секуляризации церковного имущества, которое переходило в руки государства. Земли, отобранные у монастырей, отдавались воинам. Во многом за счет монастырских богатств Византии удалось выстоять против арабов. При императоре Михаиле III (842–867 годах) гонения прекратились, но фактически восточная христианская церковь была огосударствлена, подчинена государству. Государство устанавливало размеры материального обеспечения церкви, распоряжалось церковными должностями и церковным имуществом, держало под контролем формирование духовного сословия и всю его жизнь. Византийская система отношений между светской и церковной властями официально именовалась «симфонией». Это понятие должно было означать гармоничное, заинтересованное взаимодействие и взаимопонимание. В научной литературе утвердилось определение цезарепапизм в отличие от папизма в западном христианстве. Церковь, патриархи сохраняли значительное влияние на дела общества, но при столкновении со светской властью духовная власть терпела поражения или отступала. В арабском мире VII–X вв., ислам, напротив, определял и направлял все стороны государственной и общественной жизни. В Индии буддизм не вполне удовлетворял интересам правящих кругов. В его лоне возникали разнообразные религиозные секты, которые продолжали выступать против кастовых привилегий, проповедовали идеи религиозного и отчасти экономического равенства. В противовес буддизму происходит постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В индуизме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии. В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оправдывало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими братьями, между друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должностные лица – «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански образованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность. В Японии древнейшую религию (синтоизм или «путь местных богов») в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры (тенно) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли японцы), который превратился в строго централизованную государственную религию. Буддистские монастыри превратились в крупных феодальных землевладельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что трансформировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально–экономическим условиям и быть полезными власть предержащим. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Термин «феодализм» возник перед Французской революцией конца XVIII в. и обозначал «старый порядок», связанный с сохранением абсолютной монархии, господствующего и привилегированного положения дворянского сословия и т. д. В марксизме феодализм рассматривался как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму. В исторической науке часть историков считает феодализм социально-экономической системой, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья. Другие историки находят отдельные черты феодализма в других регионах мира и в разные эпохи, а некоторые считают, что феодализм представляет собой обязательную стадию развития в истории крупных этносов. В основе феодализма находились межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и земельного собственника. Для феодализма свойственное сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом, а также рыцарская военная организация. Идеологической и нравственной основой феодализма были религии, определявшие характер средневековой культуры. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры. В Х-XI вв. после распада империи Карла Великого в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Во Франции династия Капетингов (потомков Гуго Капета с 987 г.) была слаба и не могла противодействовать феодалам, которые жили вольно и с королем особенно не считались. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Крепостные крестьяне страдали под бременем множества повинностей. После династии Капетнигов (987-1328) династии Валуа (1328-1589) удалось завершить процесс собирания французской земли и французов под своим началом. В XV веке в Западной Европе началось преодоление феодальной раздробленности, шло постепенное укрепление феодальных монархий и складывание национальных государств. Политическое объединение стало фактом в Англии, Франции, Испанском королевстве, а также в Дании, Норвегии, Швеции, Польше, Чехии и в Московском государстве. Раздробленной оставалась Италия, где процессу объединения препятствовали папы. Причинами перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам были: - вытеснение натурального хозяйства товарно-денежным хозяйством; - развитие экономических связей между разными частями страны; - рост городов и городского населения. Королей в деле централизации страны поддерживали ремесленники и купцы. Они были заинтересованы в безопасности торговых путей, отмене поборов на границах феодальных владений, в прекращении междоусобных войн. Поддерживало королей и большинство мелких феодалов, которые рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои права на владения. Почти все централизованные государства были национальными — их население принадлежало к одной народности. В централизованном государстве формировалась новая политическая структура. Страной управлял король. Он опирался на королевский совет, состоявший из представителей знати. Королевский совет обычно занимался финансовыми (сбор налогов) и судебными делами. Государство делилось на административные территории, которыми управляли не местные феодалы, а служащие короля. Новым моментом стало появление собраний представителей сословий, которые обсуждали важнейшие экономические, внешнеполитические и другие вопросы, представляя подготовленные решения на утверждение короля. В испанские кортесы, английский парламент, немецкий рейхстаг, шведский риксдаг, да и в русский Земский собор входили представители дворянства, духовенства и горожан. Крестьяне допускались в исключительных случаях. Таким образом, централизованная монархия формировалась и как сословно-представительная. В европейских государствах не было постоянных национальных армий. Наемники были дороги и не надежны. Короли постепенно создавали постоянные централизованные вооруженные силы. Развитие новых общественных отношений и изобретение нового, огнестрельного оружия ускорило данный процесс. Возрождалась пехота, тяжелая рыцарская конница приходила в упадок, появился новый род войск — артиллерия, развивалось инженерное искусство. В деле централизации новая вооруженная организация сыграла важную роль. |