Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 7. Этнические особенности формирования антикоррупционной культуры

  • Антикоррупционная культура. Конспект лекций по курсу Основы антикоррупционной культуры. Данный материал поможет студентам при изучении, подготовке и сдаче курса


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по курсу Основы антикоррупционной культуры. Данный материал поможет студентам при изучении, подготовке и сдаче курса
    АнкорАнтикоррупционная культура
    Дата22.09.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаbztk3Dl2AUgOGsY4S1hrcN5oRm9din.pdf
    ТипКонспект лекций
    #690692
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Лекция 6. Правовая ответственность за коррупционные деяния
    Содержание:
    1) Административные правонарушения.
    2) Понятие и виды коррупционных преступлений.
    3) Кодекс этического поведения.
    Цель: рассмотреть виды ответственности за коррупционные правонарушения.
    Административные правонарушения.
    Для успешной борьбы с коррупцией следует, прежде всего, выяснить, какие основные типы и виды коррупции существуют в обществе. Наиболее общие проявления (типы) коррупции состоят из частично совпадающих групп этических нарушений (отклонений) и правонарушений.

    37
    Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются правонарушениями, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, отношения к роду
    (жузу). Все это нарушает принцип справедливости при назначении на должность и существенно препятствует решению задач, поставленных перед сотрудником.
    Коррупционные правонарушения делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и уголовные. Грань между коррупционным дисциплинарным проступком и преступлением подчас оказывается настолько слабо различимой, что даже специалисты затрудняются однозначно ответить на вопрос: где оканчивается дисциплинарный проступок и начинается коррупционное преступление.
    В Кодексе «Об административных правонарушениях» в главе 34 рассмотрены 6 видов коррупционных правонарушений: предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами (ст.676); получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом (ст.677); предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами
    (ст.
    678); осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 679); непринятие руководителями государственных органов мер по противодействию коррупции (ст. 680); принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление (ст. 681).
    Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной служб, финансовой и военной полиции.
    При выявлении факта коррупционных правонарушений граждане могут сообщить государству, позвонив на бесплатный call-центр 1424. Лица сообщившие о фактах коррупционных правонарушений или каким-либо другим образом оказавшие содействие государству в борьбе с коррупцией, будут материально поощрены в размере от 30 МРП до 100 МРП.
    Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства. В случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.
    Государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, работника правоохранительного органа

    38 наказываются в дисциплинарном порядке, вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией.
    Понятие и виды коррупционных преступлений.
    Что побуждает чиновника к коррупционному поведению?
    Любой, даже самый нерадивый чиновник, уверен, что его деятельность направлена на общественное благо и недооценивается. И в этом есть определенная правда. Сколько бы недовольства с обеих сторон (верховной власти и общества) не высказывалось, без чиновников в современном государстве жизнь превратилась бы в полный хаос. Они являются не только
    «приводными ремнями» и «шестеренками» всей социальной механики, но выполняют еще целый ряд, на первый взгляд, незаметных, но чрезвычайно важных функций. Например, есть множество факторов, которые позволяют провести параллель между обычным чиновником и квалифицированным психотерапевтом: и к тем, и к другим приходят поделиться не удачами и достижениями, а какими-то трудными или даже неразрешимыми проблемами.
    Многих занимал и занимает вопрос: страдают ли чиновники угрызениями совести? Некоторые из берущих — да, другие — нет (но страх есть у всех). Большинство находит себе какое-то веское оправдание: то в устаревшем или глупом, или даже «идиотском», законодательстве, то в далеко небезупречной деятельности своих непосредственных начальников или самого государства в лице его высших должностных лиц (в том числе, например, в процессе недавней приватизации). Тем не менее, материальный ущерб от бытового мздоимства для экономики в целом и граждан в частности не так уж велик — с большинства последних и взять-то пока нечего. От коррупционной деятельности чиновников гораздо больше страдает столь необходимое сейчас социальное партнерство населения и власти, а также внутренний имидж страны, самоуважение граждан и их отношение к государству. Поэтому моральный ущерб — невозможно даже оценить.
    Качественно меняется вся общественная нравственность, отношение к труду как единственно возможному способу достижения материального благополучия и вся социальная атмосфера, когда красть и лгать уже никому не стыдно…
    В «Уголовном Кодексе» в главе 15 «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления» рассмотрены 11 видов коррупционных правонарушений:

    злоупотребление должностными полномочиями (ст.361);

    превышение власти или должностных полномочий (ст.362);

    присвоение полномочий должностного лица (ст.363);

    незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст 364);

    воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.
    365);

    39

    получение взятки (ст.366);

    дача взятки (ст.367);

    посредничество во взяточничестве (ст.368);

    служебный подлог (ст.369);

    бездействие по службе (ст.370);

    халатность (ст.371).
    По Уголовному кодексу, к совершившему коррупционное преступление условное освобождение не применяется, также на них не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением, установлением поручительства, истечением срока давности преступления и приговора.
    Необходимо отметить, что в санкциях преступлений о взяточничестве предусмотрены только два вида наказания: лишение свободы или штраф, исчисляемый из кратности суммы взятки.
    Ужесточены санкции большинства коррупционных составов, которые предусматривают дополнительное наказание в виде пожизненного лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Обязанности вносить представления на лишение званий и государственных наград при осуждении за коррупционные преступления возложены на суды. Санкцией коррупционных статей дополнительно введен такой вид наказания, как штраф в кратном размере от суммы или стоимости взятки. За получение взятки до 50 месячных расчетных показателей (МРП) наказывать в 20-кратном размере от суммы полученной взятки, от 50 МРП до
    3000 МРП в 30-кратном размере, от 3000 МРП до 10000 МРП – в 40-кратном размере и свыше 10000 МРП – в 50-кратном размере (в 2015 году 1 МРП составляет 1982 тенге).
    Кроме того, в случае уклонения от уплаты штрафа, назначенного за получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве, штраф заменяется лишением свободы в пределах санкции этих статей Уголовного
    Кодекса.
    Необходимо отметить, что противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей и государственной стратегией для государственных органов Республики Казахстан.
    Этический кодекс государственного служащего.
    Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан введен в действие с 1 января 2016 года (приложение 2.
    Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих. Государственный служащий в трехдневный срок после поступления на государственную службу должен быть в письменной форме ознакомлен с текстом Кодекса.
    Указом также утверждено Положение об уполномоченном по этике.

    40
    Уполномоченный по этике
    - государственный служащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, а также консультирующий в пределах своих функций государственных служащих и граждан. Функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе.
    Вопросы для самоконтроля:
    1) Назовите виды административных коррупционных правонарушений
    2) Какова ответственность за уголовные коррупционные преступления?
    3) Что побуждает чиновника к коррупционному поведению?
    Лекция
    7.
    Этнические
    особенности
    формирования
    антикоррупционной культуры
    Содержание:
    1) Национальные особенности антикоррупционной культуры.
    2) Культурные факторы и коррупция.
    3) Формирование нетерпимости к коррупции.
    Цель: раскрыть национальные особенности антикоррупционной культуры.
    Национальные особенности антикоррупционной культуры.
    Успех антикоррупционной политики видится как учеными, так и практиками в социальной культуре и ментальности граждан. З. Туфан дает определение ментальности как совокупности мыслей и верований, создающей картину мира и скрепляющей единство культурной традиции . Для выявления этнических особенностей в формировании антикоррупционной культуры в
    Казахстане рассматриваются культура и ментальность единого народа страны с позиции гражданственности без выраженного выделения определенных этнических групп. Данный подход отвечает и стратегическим задачам страны, направленным на формирование единой нации, – единого народа Казахстана.
    Однако в полиэтническом и поликонфессиональном обществе, каковым является Казахстан, может формироваться система ценностей и норм как межэтнической интеграции, так и дифференциации. Эти различия и определяют то многообразие, которое сохраняется в казахстанской модели мира и межэтнического согласия.
    Ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», обозначенные
    Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым как консолидирующие казахстанское общество, являются основополагающими в выстраивании антикоррупционной культуры. Это такие ценности, как гражданское равенство, трудолюбие, культ учености и образования; светская страна –

    41 страна толерантности . Гражданское равенство обеспечивается Конституцией страны, закрепившей право каждого на труд, образование, защиту здоровья, социальное равенство. Эти принципы заложены в реализации социально- экономической, социальной и образовательной политики государства.
    Трудолюбие, культ учености и образования, толерантность как ценности закладываются не только в нормативных документах, но и в традициях, культуре, социальной мысли, ментальности народа.
    Ментальность народа, населяющего обширную территорию страны, сложилась из принципов гостеприимства и толерантности, взаимопонимания и взаимопомощи, уважения к традициям, почитания таких качеств, как справедливость, стремление к знаниям и трудолюбие. Названные качества в той или иной степени присущи и другим народам мира. Ментальность народа отражается в его повседневной практике, которая является сплетением норм и правил, основанных на традициях, верованиях, укладе жизни, хозяйственной и материальной культуре. Национальные основы формируют базовые представления о категориях рационального, иррационального, ценностного, социального поведения людей. Национальные основы проявляются в том, как осознаются и реализуются эти черты у разных народов. Эти различия также предопределяют различия в антикоррупционной культуре разных народов, так как устоявшиеся поведенческие нормы и традиции переносятся в антикоррупционную культуру.
    В традициях народа отложились рациональные формы поведения, которые могут воспроизводиться уже на иррациональном уровне в связи с тем, что проходит большое количество времени и данная практика рутинизируется. Попытки выявить в них рациональное зерно приводят к необходимости более глубокого проникновения в основы материальной и духовной культуры общества. Безусловно, ценности труда, образования, равенства и толерантности противостоят асоциальным, негативным формам поведения, к которым мы относим коррупцию. Оказание помощи человеку, чью помощь когда-то получил, может быть отнесено в ряд традиционных поведенческих норм – «долг платежом красен», «асар» и др., которые отражают взаимную поддержку и помощь на основе дружеских или родственных отношений. Это есть социальная ценность поведения человека, которая мотивирована желанием помочь в трудной ситуации, а не извлечением собственной выгоды.
    Казахстан начал
    10-летнюю кампанию по искоренению коррупции. Президент
    Нурсултан
    Назарбаев подписал
    Указ об
    Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, которая вводит борьбу с коррупцией чуть ли не в ранг национальной идеи. В тексте стратегии, говорится о том, что «акцент должен быть сделан на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями».
    Поставлена задача «сформировать нетерпимое отношение казахстанских граждан к этому социальному злу». «Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и

    42 неподкупность - нормой поведения», - говорится в тексте стратегии. Там же подчеркивается, что без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией - дело всего общества. «Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло. Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции. Обучающими антикоррупционными курсами следует охватить все учебные заведения, государственные органы и в целом гражданское общество», - отмечается в документе. Однако тут же подчеркивается, что « при всей массовости делать это следует на профессиональной основе, используя специалистов различных отраслей, которые смогут доступно и квалифицированно раскрыть механизмы получения гражданами государственных услуг, защиты своих прав и законных интересов».
    «Необходимо добиваться кардинального искоренения правового нигилизма в обществе», - заявляется в стратегии.
    В тексте также говорится о том, что антикоррупционная этика и культура казахстанского общества должны формироваться в контексте идеологии «Мәңгілік ел». Гармоничное сочетание традиционных духовных ценностей и лучших международных стандартов позволит воссоздать каноны правомерного поведения граждан. «Осознание и неприятие коррупции как чуждого национальной культуре явления - основа антикоррупционной культуры нашего общества», - отмечается в тексте. Разработчики стратегии обращают внимание на то, что поэтапное, регулярное повышение заработной платы государственного аппарата призвано повысить социальное самочувствие государственных служащих и создать условия для выполнения ими своих обязанностей на честной и справедливой основе. В документе дается определение коррупции. В частности отмечается, что «коррупция, представляющая собой сложное, исторически изменчивое, негативное социальное явление, возникла, как известно, на ранних этапах развития человеческой цивилизации». Вместе с тем, в стратегии говорится, что проблема коррупции существует во всех странах, тормозя социально- экономический прогресс, она различается лишь своими характерными проявлениями и масштабами. «При определении причин, условий и последствий коррупции должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры», - также отмечается в тексте. Разработчики стратегии признают, что антикоррупционная пропаганда, в основном, ограничивается разовыми акциями и кампаниями, шаблонными выступлениями в средствах массовой информации, недостаточно задействовано интернет-пространство.
    Отмечается, что существующее информационное поле не всегда способствует консолидации общества в формировании нулевой терпимости к проявлениям коррупции. Также в тексте обращается внимание на то, что на

    43 законодательном уровне до сих пор не разграничены нарушения норм и правил служебной этики от собственно коррупционных правонарушений, что
    «искажает реальную картину коррупциогенности, мешает концентрации усилий государства на актуальных направлениях борьбы с коррупцией и ведет к необоснованному росту коррупционного рейтинга страны». При этом отсутствует четкое разграничение между уровнями коррупционных деяний и, соответственно, применяемого наказания за их совершение. В тексте также говорится, что дальнейшая интеграция в общемировое пространство обязывают нашу страну учитывать определенные международные стандарты, принятые в вопросах противодействия коррупции.
    Вместе с тем, такие стандарты, отмечается в стратегии, должны внедряться не только с использованием рекомендаций зарубежных партнеров.
    «Международный опыт должен подлежать тщательному изучению и детальному анализу на предмет его соответствия положениям Конституции страны, сложившейся законодательной и правоприменительной практике, с учетом особенностей формирования и функционирования традиционных и присущих нашей стране правовых механизмов и институтов», - говорится в тексте. Также отмечается, что государство будет и дальше принимать все меры и создавать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях будет невыгодным и невозможным. Одной из важных таких мер станет декларирование государственными служащими не только своих доходов, но и расходов. В дальнейшем такое декларирование будет распространено на все население, что окажет положительное влияние на соблюдение законности и обеспечение прозрачности в системе государственной службы.
    Культурные факторы и коррупция.
    В существующей научной литературе можно выделить три подхода к взаимосвязи культуры и коррупции.
    Исходя из первого, сама коррупция является культурой (деловой или организационной) и должна анализироваться с точки зрения воспроизводимых внутри делового сообщества или организации символов, мифов, обычаев, представлений и базовых ценностей. Представителем такого подхода является Р. Клитгаард определяющий культуру коррупции как организационную культуру, характеризующуюся цинизмом и утратой здравого смысла. Также Р. Клитгаард предлагает «формулу коррупции», согласно которой коррупция равна монополии чиновника, плюс свободе принятия решений, минус подотчетности чиновника.
    Второй подход восходит к структурному функционализму Т. Парсонса и
    Р. Мертона. Их основными работами являются «Система современных обществ», «Функциональная теория изменения» (Т. Парсонса); «Социальная теория и социальная структура», «Явные и латентные функции» (Р. Мертона) и другие. В их понимании коррупция – это временное состояние, дисфункция в культуре, понимаемой как система ценностей, норм и установок, разделяемых членами сообщества. Она становится возможной в ситуации

    44 аномии, негативного отношения или равнодушия значительной части сообщества к социальным нормам, порождаемой конфликтом между элементами системы ценностей. В частности, аномия возникает тогда, когда в обществе превозносятся символы, якобы общие для всего населения в целом, в то время как действующие нормы и правила ограничивают или полностью устраняет доступ к легальным средствам достижения этих ценностей для значительной части населения. С этой точки зрения, пропаганда предприимчивости, предпринимательского поведения среди государственных служащих при снижении контроля за их деятельностью в начале 1990-х гг. и отсутствии законодательного подкрепления для многих сделок между администрациями и бизнесом привела к тому, что нарушаемые при этом правила стали не без оснований рассматриваться как «несовершенные и устаревшие», т. е. как правила, соблюдение которых не является моральным долгом.
    В рамках третьего подхода коррупция трактуется не как временное, болезненное состояние, а как явление, постоянно воспроизводимое культурной традицией, опирающееся на постоянные, устойчивые черты национальной культуры. Этот взгляд стал возможен в 1970-е гг. благодаря открытию сначала в странах третьего мира, а затем и в государствах Запада неформальной экономики, тесно связанной с местными обычаями и ценностями (исследования К. Харта). В своих попытках выявить влияние культуры на уровень коррупции исследователи стали прибегать к тем измерениям культуры, которые были разработаны в рамках кросс-культурной психологии такими учеными, как Г. Хофстед, Г. Триандис, Э. Холл, С. Шварц и другие.
    К примеру, Й. Андвиг вынес мнение о том, что на уровень коррупции в республиках бывшего СССР влияли свойственные им культурные различия: поведение, связанное с риском у грузин, традиция делать подарки в среднеазиатских республиках. В. Арунтанес и другие исследователи отмечают связь между подношением подарков как нормой деловых отношений и высокой контекстностью культуры. Согласно Э. Холлу, который ввел понятие
    «контекстность» в научный оборот, в высококонтекстных культурах значительная часть коммуникации протекает на невербальном уровне, а успех в переговорах зависит в большей степени от дружеских отношений и доверия сторон друг к другу, чем от положений, явно сформулированных в контракте.
    Наоборот, в низкоконтекстных культурах люди не склонны давать взаймы и не любят быть кому-то обязанными, в бизнесе они опираются на формальные отношения, законы и четко сформулированные положения контракта, отдавая предпочтение краткосрочным сделкам (культуры США, Германии и
    Швейцарии). Высококонтекстными являются культуры японцев, арабов и средиземноморцев (итальянская, испанская, турецкая), с точки зрения которых дарение подарков – необходимое условие надежных деловых отношений.

    45
    Другим культурным фактором коррупции является религия. При помощи статистических методов ряду исследователей удалось установить связь между иерархичностью преобладающей в стране религии и уровнем коррупции. Анализ 33 стран, при котором контролировались прочие характеристики, показал, что страны с высокоиерархическими религиозными системами (католичество, православие, ислам) более подвержены коррупции, чем страны с менее иерархическими религиями (протестантизм). В дальнейшем эти результаты были подтверждены на выборке из 114 государств. Д. Трейсман сравнил уровень коррупции с долей протестантов в населении каждой из 64 стран и выявил устойчивую отрицательную корреляцию между этими двумя показателями. В другом исследовании было установлено, что в странах с такими религиями и конфессиями, как католицизм, православие, ислам, буддизм и индуизм уровень коррупции выше, чем в странах с племенными религиями и реформированным христианством (протестантизм и англиканство).
    Брайен Хастид, используя статистический анализ корреляций между индексом коррупции и культурными измерениями 50 стран, пришел к выводу, что следует ожидать высокого уровня коррупции в странах с низким уровнем экономического развития, значительным контролем государства над экономической жизнью (доля ВВП, которой распоряжается государство), значительными диспропорциями в уровне доходов между группами населения, а также с особыми культурными характеристиками: большой дистанцией власти, высоким уровнем коллективизма и маскулинности. В борьбе с коррупцией он предлагает учитывать культурную специфику каждой страны: например, в культурах с высоким показателем маскулинности предоставление информации о фактах коррупции должно, по его мнению, изображаться как личные достижения, увеличивающие материальный статус; а в культурах с высоким показателем избегания неопределенности институциональные реформы должны проводиться таким образом, чтобы неопределенность ассоциировалась с теневой практикой, а снижение тревоги и риска – с чистыми, законными трансакциями.
    Таким образом, чтобы искоренить такой недуг общества, как коррупция, недостаточно поднятия экономики и упрочения государственных органов, необходимо изучение человека, как «третьей стороны» коррупционных сделок, норм и ценностей массового сознания, которые узаконивают неформальное экономическое поведение. Следовательно, можно будет полностью искоренить феномен коррупции в человеческой культуре.
    Формирование нетерпимости к коррупции
    Главнейшим элементом культуры человека выступает его правосознание - представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:
    - умение распознавать коррупцию как социальное явление;

    46
    - умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;
    - способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией, и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно- правовым нормам общества.
    Вопросы для самоконтроля:
    1) Рассмотрите три подхода к взаимосвязи культуры и коррупции.
    2) Назовите ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
    3) Каковы компетенции,
    необходимые для правообусловленного поведения?
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта