Главная страница

лЕКЦИИ. леции. Конспект лекций профессионального модуля пм 04 Техническое исполнение конструкторских проектов в производстве мебели


Скачать 84.12 Kb.
НазваниеКонспект лекций профессионального модуля пм 04 Техническое исполнение конструкторских проектов в производстве мебели
АнкорлЕКЦИИ
Дата11.01.2022
Размер84.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалеции.docx
ТипКонспект
#328759
страница1 из 4
  1   2   3   4


Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ Трубчевский политехнический техникум

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Профессионального модуля ПМ 04 Техническое исполнение конструкторских проектов в производстве мебели

Преподаватель: Федотенкова Т.Д.

2015
Содержание курса


Введение

Конструирование мебели – необычайное интересное занятие, существующее на стыке искусства, науки и техники. Оно близко архитектуре, поскольку объект ее деятельности – мебель и есть архитектура малых форм. Слово «конструирование» образовано от латинского «построение», «составление». Конструирование занятие творческое, и как всякое творчество, оно призвано создавать новое, отражать суть времени и обогащать культуру.

Человека постоянно окружает мебель. Для большинства мебель является одним из неотъемлемых элементов привычной среды обитания. Это и облегчает разговор о конструировании мебельных изделий, и в то же время затрудняет, так как у каждого человека имеется свое, сложившееся, хотя и не всегда верное представление о том, какой должна быть мебель.

Специфика конструирования мебельных изделий требует знаний в самых различных областях: технической эстетике и материаловедении, технологии и экономике, инженерной графики, технической механике и эргономике (науке, изучающей возможности трудовой деятельности человека в какой-либо конкретной среде с целью определения оптимальных условий).

С ростом уровня жизни увеличивается уровень потребностей людей. Для удовлетворения потребительского спроса на мебельные изделия необходимо создавать разнообразные конструкции, интересные и удобные формы. Лучшие образцы мебельных изделий оказывают на потребителя воспитывающее воздействие, поскольку идеи конструктора, воплощенные в этих изделиях, несколько опережают запросы покупателя и таким образом не угадывают, а формируют их.

Рождение мебельного изделия начинается с утверждения проектного решения. Поэтому совершенствование всей системы проектирования мебели оказывает существенное влияние на ее качество. В этом направлении существуют разнообразные мероприятия: оптимальное формирование ассортимента, повышение уровня проектных разработок, дальнейшее развитие форм и конструкций с учетом прогрессивных технологий, внедрение новых методов проектирования.

В настоящее время предполагается дифференциация мебели на дешевую, обычную и дорогую. Создаются новые конструкции мебели, отличающиеся новизной функционального назначения, улучшенными потребительскими и эстетическими свойствами, повышенной комфортабельностью и экономичностью.

Решение этих задач требует от проектировщиков высокого профессионального уровня, который необходимо постоянно формировать и совершенствовать.

Тема 1.1. Общие сведения изделий из древесины

      1. Определение изделий из древесины. Классификация мебели по ГОСТ

20400-80 «Продукция мебельного производства. Термины и определения»
1.Основные функции мебели – утилитарная, эстетическая.

Назначение функций: утилитарной – организация внутреннего пространства; обслуживание технологического процесса; эстетической – передача информации; удовлетворение эстетических потребностей.

Выражение функций в мебельном изделии – в структуре и форме изделия.

2.Мебель- неотъемлемая часть интерьера; в ее форме, размерах ясно просматривается связь с архитектурно-планировочными особенностями помещения; являясь архитектурой малых форм, мебель обеспечивает художественное формирование объемов помещений, утилитарную целесообразность, внутреннее единство помещения.

Мебель – произведение промышленного искусства. Теорией его является техническая эстетика –наука, изучающая закономерности формирования и развития предметной среды. Она возникла на стыке ряда научных дисциплин: эстетики, искусствоведения, социологии, эргономики и технологии производства. Эстетическая ценность мебельного изделия заключена в удовлетворении духовных потребностей человека, в способствовании росту эстетической культуры.

Мебель- часть быта человека; она связана с человеком непосредственно или через предметы, которыми он пользуется. Поэтому она отражает особенности физиологии и психологии человека, а также предметов его быта.

Мебель преимущественно продукция массового и серийного производства, которое характеризуется широкой механизацией и автоматизацией, при этом способ производства отражается в изделии.

3.Основным материалом для изготовления мебельного изделия является древесина и древесные материалы (бруски, щиты). Основой брусковой мебели является брусок. Из него изготавливают рамки и коробки, изделия для сидения. Основой корпусной мебели является щит. Конструкции щитов различны: изготовленные по ГОСТу (ДСтП, столярные плиты), а также щиты с различным заполнением. Кроме этого имеются мебельные изделия, в которых применяют как брусковые детали, так и щитовые (кровати, столы).

4.Мебель- передвижные или встроенные изделия для оборудования жилых и общественных помещений, садово-парковых и других зон пребывания человека.

Номенклатура мебели – состав изделий для меблировки помещений определенного назначения. Определяется планировкой помещения, его назначением, содержанием трудовых и бытовых процессов, количественным и профессиональным составом людей в помещении.

Ассортимент мебели – состав и соотношение отдельных видов изделий в выпуске продукции, сфере распределения, сфере потребления. Формируется на основе изучения развития потребительских требований и спроса.

Оптимальная номенклатура и оптимальный ассортимент – лучшие из возможных при данных условиях, учитывающие влияние различных факторов.

Набор мебели – это группа изделий, связанных между собой общей архитектурно- художественной задачей обстановки помещений, с широкой вариабельностью по составу и назначению.

Гарнитур – это группа изделий, связанных между собой по архитектурно-художественному и конструктивному признакам. Состав изделий – стабилен.

5.Мебель классифицируют (ГОСТ 20400-80) по следующим основным признакам: эксплуатационным, функциональным, конструктивно-технологическим, по материалам, характеру производства.

По эксплуатационному и функциональному назначению различают следующие виды мебели: бытовая, общественных зданий.

По конструктивно-технологическим признакам:

- сборно-разборная – изделия, конструкция которых позволяет осуществить их неоднакратную сборку и разборку;

- универсально-сборная – изделия из унифицированных деталей, позволяющих осуществлять формирование мебели различного функционального назначения и размеров;

- секционная – изделия, состоящие из нескольких мебельных секций, установленных одна на другую или рядом друг с другом.

- неразборная– соединения мебели являются неразборными;

- встроенная – встраиваемую в помещение зданий;

- трансформируемая – форма и назначение которой могут меняться в процессе эксплуатации;

- корпусная – основной элемент которой – корпус;

-брусковая – основные элементы имеют брусковую форму;

-гнутая – основные элементы получены способом гнутья;

-выклейная–основные элементы плоско- или гнутоклееные;

- плетеная – изготовлена методом плетения.

По характеру производства мебель делится на экспериментальную, серийную, массовую.

Экспериментальная – образцы новых изделий, используемые для оценки на соответствие функциональным требованиям и для проведения испытаний.

Серийная – изделия, выпускаемые партиями (сериями), при этом повторение серий может предусматриваться заранее.

Массовая – выпускается в большом количестве, непрерывно в течение длительного срока и без изменения конструкции.

6.Под современной мебелью подразумевается та, которая выпускается промышленностью в настоящее время, независимо от того, когда она была спроектирована. Основы современной мебели – ее форма, конструкции, ассортимент, материал и др. – были заложены в 80-х годах. В проектировании современной мебели используются принципы унификации корпусов и элементов. Разнообразие ассортимента обеспечивается преимущественно на основе комбинаторики, за счет использования различных облицовочных и отделочных материалов, цветовых решений и приемов декорирования. Появилась офисная мебель, стало использование массивной древесины в виде рамочно-филенчатых конструкций и щитов. В отделке произошел почти полный отказ от полиэфирных лаков в пользу лаков с тонкослойным покрытием. В гамму цветовых решений достаточно прочно вошел черный цвет.

В дизайне современного проектирования мебели можно отметить следующие сложившиеся направления:

- утилитарное – характерно для проектирования простейших изделий и оборудования утилитарного назначения (полки в кладовых, решетки для ванн и т.д.);

- этнографическое – проектирование изделий ведется несколько упрощенно с использованием народных мотивов;

-демократичное – проектирование ориентировано на массового потребителя и относительно низкие цены изделий;

- авангардное – ориентировано на массового потребителя, прогрессивную технологию и материалы;

- художественное –основано на заимствовании форм исторических стилей с той или иной степенью приближения. Формы изделий мебели обычно включают элементы декора и украшений;

- элитное – характерно для изделий индивидуального заказа и, как правило, сопровождается разработкой соответствующего интерьера. Формы мебели могут включать элементы всех вышеперечисленных направлений.



      1. Требования, предъявляемые к мебели.

При проектировании изделия нужно помнить, что оно будет оцениваться с двух точек зрения – потребительской и производственной, причем они могут не совпадать. Мастерство конструктора и состоит в том, чтобы найти оптимальное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Рассмотрим комплексы требований потребительского характера.

Функциональные требования. Одно из важнейших потребительских качеств мебельного изделия – полезность. Определяется это качество тем, насколько полно изделие справляется со своей функцией. Изделия – хранилища должны быть вместимыми, обеспечивать удобство как хранения, так и доступа к ним, быть компактными. Изделия –опоры проектируют с учетом взаимности их размеров с антропометрическими данными.

Функциональными требованиями также являются гигиеничность, учет психофизиологических особенностей человека, удобство размещения изделия в интерьере и целесообразность параметров. Основные параметры мебели – размеры и масса. На размерообразование мебельных изделий оказывает влияние антропометрические данные человека, архитектурно-планировочные особенности помещения. Оптимальную массу мебели определяют два критерия – назначение изделия и физические возможности человека. Масса мебели должна способствовать ее устойчивости, но не требовать больших усилий при ее перемещении.

Полезность изделия-хранилища во многом зависит от его вместимости. Проектируя изделие нужно стремиться к ее повышению за счет рационального решения внутреннего устройства, а не счет увеличения размеров (использовать внутренние стороны дверей, выделять специальные отделения).

Удобство хранения вещей – очень важное качество изделия. Необходимо знать свойства и качество вещей: размеры, форму, массу, хрупкие они или гнущиеся, дешевые или дорогие, будут ли их складывать в стопы и т.д. С учетом этих требований проектируют емкости и отделения, приспосабливая их для удобного хранения вещей.

Удобство доступа к вещам отражает непосредственную связь человека и изделия. В современной теории проектирования разработан вопрос о зонах удобства пользования хранилищем. Расположение зон увязано с антропометрическими данными. Наиболее удобна первая (комфортабельная) зона, расположенная на высоте 720-1800мм по отношению к полу. Вторая по удобству зона (нижняя) находится в пределах от уровня пола до высоты 720мм. Третья зона (Верхняя) является труднодоступной. Она располагается на высоте более 1800мм. В ней хранят вещи сезонного пользования.

Компактность хранилищ также имеет важное значение. При проектировании нужно стремиться к решениям, которые позволили бы использовать эту площадь наиболее рационально. Приемы: 1.Использование навесных изделий; 2.Увеличение изделия по высоте; 3.Рациональная расстановка шкафов в помещении.

При проектировании изделий-опор пользуются данными антропометрии, учитывая особенности сложения и свойства человеческого организма, увязать параметры изделий, эксплуатирующихся совместно. Важное качество опор – комфортабельность (мебель для сидения и лежания).

Гигиеничность мебели определяет условия, влияющие на здоровье человека. Она связана с показателями удобства уборки изделия, отсутствием поверхности с повышенной блескостью, применением нетоксичных материалов, безопасной фурнитуры. У изделий-опор – размерообразование; изделия, имеющие мягкие элементы должны иметь оптимальные показатели тепло- и воздухопроводности, влагопоглощения.

Мебель оказывает влияние и на психологическое состояние человека. Наличие острых углов, выступающих травмоопасных элементов, неудобная форма и расположение ручек – все это влияет отрицательно на человека.

Особое место в психофизиологическом воздействии занимает цветовое решение изделия. Установлено, что цвета желтый, зеленый, голубой успокаивающе действуют на нервную систему человека, повышают работоспособность, снижают слуховую чувствительность. Синий вызывает беспокойство; фиолетовый действует угнетающе; оранжевый – бодряще; красный возбуждает. Это необходимо учитывать при выборе цвета. Цвет мебели должен соответствовать ее функциональному назначению, делая изделие психологически комфортным.

Технико-экономические требования. Новые проекты мебели должны учитывать возможность ее изготовления в условиях современного высокомеханизированного и автоматизированного производства. Взаимосвязь конструктивных решений и производства определяется понятием технологичность( комплекс характеристик, которые выявляют затраты на изготовление изделия). Чем технологичнее конструкция, тем ниже эти затраты. Технологичность изделия позволяет: организовать эффективное производство с высокой производительностью труда, рациональным использованием оборудования и материалов, повысить качество изделия. Существует два способа оценки технологичности изделия – качественный и количественный. Качественная оценка – обобщенный анализ целесообразности конструктивных решений на основе знания существующих и перспективных технологий.

Количественная оценка дает более полное представление о технологичности конструкции, так как выражается в конкретных единицах. Показатели оценки - трудоемкость и технологическая себестоимость, материалоемкость.

Технологичность конструкции мебели зависит: от стандартизации (внедрение передовых технологий); унификации элементов изделия; оптимальной точности изготовления составляющих элементов; внедрения взаимозаменяемости; конвейеризации сборки; использовании наиболее производительного и совершенного оборудования; изготовление разборных конструкций; выбора материалов.

Пути снижения материалоемкости изделий: снижение древесиноемкости изделия за счет внедрения новых эффективных материалов; выбор оптимальных размеров элементов; за счет применения нетрадиционных пород древесины (лиственница, мягкие породы).

При проектировании недорогой мебели на первое место выступают технико-экономические требования. При создании дорогой мебели важнейшими становятся эстетические и функциональные требования.

Конструктору нужно помнить, что 75% качества будущего изделия закладываются на стадии проектирования.

Прочность и надежность изделия зависит от выбора материалов, размеров элементов, способа их соединения.

Технические правила конструирования изделий мебели.

1.Конструировать изделие нужно так, чтобы неизбежные деформации отдельных частей изделия отдельных частей изделия происходили свободно, без нарушения формы и прочности всего изделия в целом.

2.При конструировании изделия из массивной древесины следует учитывать как ее положительные, так и отрицательные свойства.

3.Увеличение прочностных показателей изделия может быть достигнуто за счет селективного подбора деталей по влажности при его сборке.

4.Колебания размеров и формы деталей изделий должны быть минимальными.

5.Направление внешних сжимающих и растягивающих сил должно совпадать с направлением волокон древесины, а изгибающих – быть перпендикулярными к ним.

6.Оптимальной конструкцией детали является такая, в которой элементы детали, воспринимающие повышенные напряжения, имеют большое сечение, прочность или жесткость, а воспринимающие незначительные напряжения – наоборот. Вся конструкция должна быть равнопрочной.

7.При конструировании отдельных деталей столярного изделия из небольших по размерам элементов их необходимо подбирать так, чтобы при неизбежном изменении размеров и формы эти части уравновешивали друг друга, и деталь изменялась минимально.

8.Конструкция изделий должна не оказывать влияния на внешний вид и функционирование изделий

9.Необходимо применять рациональные способы соединений, правильно назначать допуски.

10.Размеры деталей из древесины должны корреспондироваться со стандартными размерами пиломатериалов и заготовок.

11.Следует учитывать, что при чрезмерно усложненных формах изделия усложняется процесс его изготовления; при завышенных размерах деталей увеличивается расход материалов, а при заниженных – изделие может быть непрочным

12.Изделие должно состоять из наименьшего количества деталей и элементов, отличающихся один от другого по размерам и форме, т.е. число типоразмеров элементов должно быть минимальным.

13.Технические требования к изделию должны быть оговорены в техническом задании на проектирование.



      1. Стили мебели

Стиль – своеобразное выражение духа времени, его идеологических, нравственных и эстетических ценностей.

Стиль архитектуры – совокупность характерных принципов формообразования, проявляющихся в определенный исторический период.

Мебель Древнего Египта – проста и сдержанна по форме, ее украшает строгий упорядоченный орнамент. Изделия функциональны, число их типов невелико ( табурет, ложе, стул, трон, сундук). Изделия украшали с помощью краски, пластин из благородных пород древесины, перламутра, золота. Мебельное искусство Египта реалистично, конструкция мебели логична, однако несколько однообразна, в ней часто отсутствует уравновешенность пропорций. Тем не менее именно Египту Европа обязана созданием основных форм мебели.

Мебель Древней Греции – мебель имеет четкую структуру, которая подчеркнута декором. Число видов мебели незначительно. Мебель цветная, ярко раскрашена; применяли инкрустацию, интарсию. Простота, гармония элементов и благородные пропорции изделий послужили образцами для последующих стилей.

Мебель Древнего Рима - изделия мебели вычурные, чрезмерно украшенные. Материал – бронза, мрамор, слоновая кость, серебро, золото. Видов мебели стало больше, они отвечали разнообразным запросам. Это ложа, столы, стулья, кресла, шкафы.

Мебель Византии – формы изделий по – восточному дробны, мелки и часто деформированы. Мебель отделывали роскошными материалами, перегружали украшениями. В орнаменте использовались христианские мотивы (оливковая ветвь, пальмовые листья). Появились диваны, тахты, обитые шелком. Византийский стиль оказал влияние на развитие искусства допетровской России и на стили европейского средневековья.

Романский стиль – господствовал в Европе почти 400 лет. Период отличается усилением власти церкви. Многие виды искусства были запрещены. Мебель проста, конструкции примитивны, формы громоздки. Мебель статична, располагалась вдоль стен и, как правило, прикреплялась к ним. Мир форм и красок прост и груб, орнамент примитивен, часто имеет религиозные мотивы.

Готика – зарождается новый стиль. Власть церкви по-прежнему сильна, но растут города, развиваются ремесла, торговля. Форма изделий облегченная. Мебель повторяет архитектурные формы – высокие стрельчатые башни, арки, ажурные элементы, стройные колонны, стрельчатые своды, резьба по дереву, Выросло число типов мебели. Готический стиль – важный этап мебельного искусства. Богатство форм, высокое ремесло, неповторимый орнамент, удивительная пропорциональность изделий, легкость и грациозность конструкций составили славу этого искусства.

Ренессанс (эпоха Возрождения) – в основе художественного метода этого времени лежит стремление к спокойным уравновешенным пропорциям, симметрии фасада. Мерой гармоничности форм служит правило «золотого сечения». Мебель характеризует четкая форма, ясное построение. Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, с колоннами, пилястрами, карнизами. Декоративные элементы носят умеренный, утонченный характер. Цветовая гамма сдержанна. Применяют инкрустацию, интарсию (черное и белое дерево, слоновая кость), детали в виде лап, львиных фигур, на фасадах изображают жанровые сцены.

Барокко. Декоративное начало преобладает над конструктивным. Криволинейные очертания, асимметрия, господствующая восходящая линия, усложненная композиция, обилие декора, пышность и парадность – основные особенности формообразования барокко.

Рококо. Чисто декоративный стиль, отрицающий все законы симметрии, ритма, гармонии, ему чужды прямая или правильных очертаний кривая линия. Используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк и т.д. Появляются новые типы изделий; мебель пластична.

Классицизм. Простые, строгие формы, утонченность деталей, ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Орнамент сдержан, изыскан. Главенствует прямая линия, конструкция изделия хорошо выражена. Снова применяется резьба, накладные украшения более изящны. Применяют умеренную позолоту, цветные лаки. Мебель практична и удобна.

Ампир. Вырос из классицизма, но построен на противопоставлении цветов. Он мужествен и строг, торжествен и помпезен, неподвижен. Формы изделий монолитны, угловаты.

Модерн. Стиль самобытен. В нем существовало два течения. Для форм одного направления характерны текучие плавные линии, изделия изящны, утончены. Другое направление носило более конструктивный характер. Форма изделий четкая, прямолинейна, проста построением. Стиль просуществовал недолго.

Конструктивизм. Стиль – «Дом - машина для жилья». Что означало ничего лишнего, только самое необходимое. В основе изделия лежит эстетика целесообразности, строго утилитарной формы, лишенной всякого украшения.

Современное отечественное проектирование мебели.
Под современной мебелью будем подразумевать ту, которая выпускается промышленностью в настоящее время, независимо от того, когда она была спроектирована ( мебель, которая проектируется, спроектирована или изготовлена только её образец , считается перспективной). Основы современной мебели – её форма, конструкции, ассортимент, материал, многие принципы декорирования и тому подобное – были заложены в 80-х годах. В проектировании современной мебели используются принципы унификации корпусов и элементов, разработанные еще в 80-х годах. Помимо наборов в ассортимент включают и отдельные предметы. Разнообразие ассортимента обеспечивается преимущественно на основе комбинаторики, за счет использования различных облицовочных и отделочных материалов, цветовых решений и приемов декорирования. В последние годы ассортимент выпускаемых изделий значительно пополнился за счет офисной мебели. Наиболее заметным новым направлением в проектировании и производстве мебели стало использование массивной древесины в виде рамочно-филенчатых конструкций и щитов. В отделке произошел почти полный отказ от полиэфирных лаков в пользу лаков с тонкослойными покрытиями. В гамму цветовых решений достаточно прочно вошел черный цвет, который используется при изготовлении офисной мебели, а от нее частично перешел и на бытовую.

В дизайне современного проектирования мебели можно отметить следующие сложившиеся направления:

-утилитарное; характерно для проектирования простейших изделий и оборудования утилитарного назначения.

    • этнографическое; проектирование ведется несколько упрощенно с использованием народных мотивов.

    • демократичное; проектирование ориентировано на массового потребителя и относительно низкие цены.

    • авангардное; ориентировано на массового потребителя, прогрессивную технологию и материалы.

    • художественное; основано на заимствовании форм исторических стилей с той или иной степенью приближения.

    • элитное; характерно для изделий индивидуального заказа и, как правило, сопровождается разработкой соответствующего интерьера. При этом формы мебели могут включать элементы всех вышеперечисленных направлений.

Современные мебельные конструкции за рубежом.

Основные направления работы зарубежных проектировщиков следующие: поиски интересных решений интерьера; создание принципиально новых конструктивных схем изделий; повышение комфортности изделий.

Новый подход к созданию интерьера привел к отказу от застывших симметричных форм. Интерьер с «центробежным» (вдоль стен) принципом размещения заменяется мобильным, многовариантным, изменяющимся в ходе бытовых процессов. Используются изделия с разнообразными схемами трансформации, которые делят пространство помещений на многофункциональные объемы. Создаются «диагональные» и «криволинейные» интерьеры, которые потребовали создания треугольных, овальных и других объемов.

Создаются изделия качественно отличающиеся от существующих. Это всевозможные перегородки, позволяющие расчленить помещение, имеющие два фасада с различными вариантами заполнения.

Интересна мебель так называемой свободной компоновки. Здесь можно составить самые различные варианты планировочных решений.

Комфортность корпусных изделий мебели повышается благодаря высокой степени насыщенности внутренних объемов мебели и разнообразным схемам трансформации. Ассортимент комплектующих изделий, убираемых в корпусную мебель, разнообразен ( складные и откидывающиеся кровати, выдвижные столы, приспособления для хранения одежды, обуви и т.п.). Двери шкафов выполнены как откатные полотна или распашные объемы глубиной до 255 мм. Большое значение уделяется освещению, которое монтируют в секретерные, барные отделения, в шкафы для одежды и белья, в кресла для отдыха и кровати.
  1   2   3   4


написать администратору сайта