Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3. Тенденции развития современной семьи

  • ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЬИ И БРАКА

  • ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА

  • 2.1. История зарубежного семейного права 13 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ: КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

  • 2.2. Семейное право в России

  • Шишкина. Психология семьи. Конспекты лекций. Конспекты лекций лекция история и перспективы семьи и брака жукова М. В., Запорожец В. Н., Шишкина К. И


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеКонспекты лекций лекция история и перспективы семьи и брака жукова М. В., Запорожец В. Н., Шишкина К. И
    Дата27.10.2019
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШишкина. Психология семьи. Конспекты лекций.pdf
    ТипКонспект
    #92082
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    9
    ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ: КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
    форма как экзогамия (от греч. «экзо» – вне и «гамос» – брак), запрещающая браки внутри «своих» родов и определяющая необходимость вступать в него с членами других общностей. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
    Затем сформировался полигамный брак: многоженство (полигиния) и многомужество (полиандрия). В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
    Развитие общества, рост производительных сил определили переход к парному браку, моногамии (единобрачние: один муж — одна жена). Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца.
    В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
    В цивилизованном обществе основной формой брака является моногамия
    (один муж – одна жена).
    1.3. Тенденции развития современной семьи
    «Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX-XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих общие закономерности и достижения прогрессивного развития общества.

    ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЬИ И БРАКА
    С.И. Голод выделяет три исторических типа семьи: патриархальный
    (традиционный), детоцентристский
    (современный), супружеский
    (постсовременный).
    Патриархальный типсемьи базируется на жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, – абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания.
    Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья характеризуется малодетностью, планируемостью рождения детей, ограниченностью репродуктивного периода (5 —10 лет).
    Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Характерными особенностями такой семьи является забота о развитии каждого из ее членов как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи.
    Особенности современной семьи (С.И. Голод):
    1. Особая роль родительства, как института первичной социализации человека.
    2. Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка.
    3. Семейная система является достаточно открытой. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму.
    4. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети), которая становится наиболее типичным вариантом семейной системы.

    11
    ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ: КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
    Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют следующие психологические особенности российских семей:
    1. Высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга;
    2. Спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность;
    3. Дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи;
    4. Борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы.
    Выделяют ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявившихся в последние десятилетия (О.А. Карабанова):

    снижение рождаемости;

    диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин;

    увеличение числа разводов;

    возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях

    депривации общения с родителями и близкими взрослыми с сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.);

    демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;

    возрастание числа несовершеннолетних родителей – подростковое родительство;

    рост числа преступлений на семейно-бытовой почве;

    увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» – сознательный выбор супругов;

    ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЬИ И БРАКА

    появление так называемых «двухкарьерных » семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации.
    В последнее время возрастает количество людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни, трансформируется отношение к браку.
    Р. Зидер выделяет следующие альтернативные формы брачно-семейных отношений:

    одиночество;

    незарегистрированное сожительство;

    сознательно бездетный брак;

    открытый брак;

    внебрачный секс;

    свингерство;

    интимная дружба;

    гомосексуальность;

    групповой брак, жилые сообщества, коллективные семьи.
    Однако за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи, ее рейтинг определенно растет.
    ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА
    Если человек взял жену и не заключил с ней договора,
    то эта женщина – не жена
    Законы Хаммурапи
    Первый брак – закон, второй – прощение,
    третий – законопреступление,
    четвертый – нечестие, свинское есть житие.
    Свод канонического права 1551 г
    2.1. История зарубежного семейного права

    13
    ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ: КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
    Около восьми тысяч лет до нашей эры произошли глубокие культурные изменения, оказавшие радикальное влияние на брак. Постепенно повышалось значение владения собственностью. Одновременно развивались законы и о наследовании.
    Историки утверждают, что институт брака появился более четырех тысяч лет назад. Первая документально подтвержденная брачная церемония, соединявшая одного мужчину и одну женщину, была отмечена в Месопотамии примерно в 2450 году до н. э.
    Первыми письменными законами о браке были законы Хаммурапи – свод гражданского и уголовного права, появившийся в Древнем Вавилоне. Брак в
    Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу. Тексты брачных контрактов, нанесенные клинописью на глиняные таблички, обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов.
    Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель.
    Поскольку в браке большую роль играло имущество, в Законах Хаммурапи подробно рассматривается проблема имущественных отношений между супругами: о приданом и брачном выкупе, о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака, об имуществе жены. Брак, таким образом, являлся одновременно и экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой. Большая роль уделялась наследованию имущества детьми.
    Развод, для мужчины был допустим в следующих случаях: если жена оскорбляла мужа, унижала его достоинство, разоряла семью. Женщина могла расторгнуть брак и уйти к другому мужчине, если супруг попал в плен, и у жены не осталось средств для существования. Но если муж освобождался из плена, жена должна была вернуться к нему. Также женщина имела право на развод, если сыновья притесняли ее и оскорбляли. При этом она забирала преданое и возвращалась к отцу.

    ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА
    Во всех древних культурах жених платил выкуп за невесту, который, в случае развода по инициативе мужа, как и дети, родившиеся в браке, переходил к жене. При отказе мужа выполнять эти условия женщина могла обратиться в суд для сохранения своих законных прав.
    Постепенно женщина становилась ценностью, которая требовала гарантий.
    Это новое отношение к браку отражено в документе, датированном 135 г. н. э. и найденном в пещере у Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…».
    В Древнем Египте брак заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
    Обычай, а потом и закон наделял обоих супругов правом на расторжение брака.
    Если развод инициировал муж, то жене надлежало отдать часть ее приданого, а также часть имущества семьи. Если же расторгнуть брак хотела жена, закон также предусматривал, что она в праве получить некоторую долю семейного имущества.
    Древнеиндийские светские и религиозные трактаты («Законы Ману»,
    «Артхашастра», различные эпосы, такие как «Рамаяна», «Махабхарата») дают нам представление об индийской семье «кутумбе», как о большой и патриархальной.
    Такая семья возглавлялась Отцом, который был при этом также «гуру» - учителем, старшим в семье и руководившим ею, причеммужчинам принадлежал значительно больший объем прав. Муж имел право на расторжение брака, несмотря на то, что религиозный брак считался священным и неприкосновенным союзом мужчины и женщины, скрепленным по воле Высшей силы. Развод по инициативе жены производиться не мог, однако допускалось расторжение брака по взаимному согласию супругов, а также в случае, если один из них испытывал страх перед другим.
    В Древней Иудее браки часто заключались между двоюродными братьями и сестрами, чтобы сохранить неделимым семейное имущество. Высоко ценилась девственность, было запрещено кровосмешение, брат умершего или другой

    15
    ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ: КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
    ближайший родственник должен был жениться на вдове. Муж имел право по своей инициативе расторгнуть брак с женой. Процедура происходила следующим образом: супруг должен был направить супруге письмо, содержащее сообщение о разводе «сефер критут». После вручения такого письма муж отсылал супругу из дома. Женщина при этом возвращалась в дом своего отца, дети же оставались в доме бывшего мужа. Предполагается, что при расторжении брака муж обязан был выплатить жене некоторую денежную компенсацию.
    Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам – Афинам и
    Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.
    Спартанские женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа, несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия.
    В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой.
    Афинские женщины финансово и юридически зависели от отцов или мужей. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила.
    Первые законы Римского права о браке приписываются Ромулу. Римское право различало два вида брака: «cum manu», когда жена становилась собственностью мужа, частью его имущества, развод при таком виде брака мог производиться только по инициативе мужа; и «sine manu», в котором жена оставалась либо под властью своего отца, либо самостоятельным лицом. Такой брак необходимо было возобновлять ежегодно. Если женщина прожила в течение года в доме у мужа, то она переходила под его власть. Чтобы этого избежать, ей

    ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА
    нужно было раз в год на три ночи покинуть дом супруга. Расторжение такого брака происходило при согласии сторон, а также по заявлению мужа или жены.
    Фактически протяжении почти всей римской истории мужья, сменяя отцов, обладали абсолютной полнотой власти над женами. Как и в Афинах, муж в
    Древнем Риме имел право убить жену, не выполнявшую своих супружеских обязанностей или нарушившую строгие правила поведения. Римское право разрешало карать женщину смертью, если она изменила мужу, выпила специальное средство, чтобы прервать нежелательную беременность, или подделала ключи от винного погреба мужа.
    В конце V века н. э. Западная Римская империя была завоевана северными племенами варваров (476 г.). Эти племена постоянно вторгались и потрясали
    Римскую империю на протяжении IV и V веков. Соответственно каждое племя приносило свои представления о браке, свои брачные обряды.
    Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго карались моралью и законом. Франкские же племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует в целом ради семьи, ради экономического и сексуального удобства.
    Таким образом, тысячелетия брак был инструментом обеспечения экономической, политической и половой иерархии, главной целью брака был правильный выбор родни по линии супруга или супруги. Даже законные жены и дети были лишены многих элементов правовой защиты.
    В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов.
    В эпоху Ренессанса брак по-прежнему оставался финансово-хозяйственным соглашением.
    До конца XVIII века брак служил инструментом объединения состояний, формировании военных коалиций, закрепления минных договоров для высших

    17
    ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ: КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
    классов. Представители среднего класса заключали брак с целью обзавестись
    «связями» и решить материальные проблемы за счет приданого невесты, а низшие же классы – крестьяне и ремесленники – приобретали таким образом новых работников в семью и налаживали связи с соседями.
    Идеи Просвещения, поставили под сомнение право старшего поколения и государства диктовать условия молодым и сделали возможным свободный выбор партнера, основанный на любви, совместимости характеров, заботе друг о друге и о детях.
    В 1804 году был принят Кодекс Наполеона – один из величайших памятников истории права, который базируется на традициях Римского права, в котором сделаны попытки уравнения личных и имущественных прав мужчин и женщин, а также супругов между собой. В Кодексе, например, подчеркивалось, что «муж и жена обязаны к взаимной верности, помощи и поддержке», тем не менее, полного равноправия между ними не было: «муж обязан оказывать покровительство своей жене, а жена – послушание мужу». Расторжение брака не приветствовалось, однако оформить развод можно было по соглашению сторон.
    Права супругов были не равны: муж имел право развестись с женой в случае ее супружеской измены, но жена могла требовать развода только если муж, изменяя, держал свою сожительницу в их общем доме.
    В настоящее время в браке действует еще немало ограничений, в некоторых странах брак остается строго организуемым, находится под контролем.
    2.2. Семейное право в России
    В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине
    XIX в. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н.Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси.
    Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» — литературного памятника XVI в.

    ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА
    Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. У одних славянских племен уже сложилась моногамная семья, у других же еще сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом.
    Существовало несколько способов заключения брака:

    похищение невесты женихом без ее согласия, а позднее, по сговору с ней;

    покупка невесты у ее родственников

    привод невесты ее родственниками в дом к жениху.
    Таким образом, брак, как правило, заключался без согласия невесты, по соглашению между родственниками и женихом или его родственниками. Однако,
    Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.
    Отношения между родителями и детьми в Древней Руси, как и всюду в этот период, строились на отцовской власти. В дохристианский период жены имели свое имущество. При обручении в сговорной записи могли устанавливаться условия, определяющие права и обязанности супругов по поводу имущества в браке и после его прекращения.
    С принятием христианства происходит заимствование византийского брачно-семейного законодательства, В России начинает действовать свод законов, получивший название Кормчей книги.
    Был установлен возраст вступления в брак: 15 лет для жениха и 13 лет для невесты, не приветствовалась большая разница в возрасте, запрещались близкородственные браки, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения, а также браки при наличии другого нерасторгнутого брака.
    Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо, замужние женщины пользовались относительной свободой. Московский период ознаменовался наступлением так

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта