Главная страница

Конституционное право университетский курс


Скачать 2.7 Mb.
НазваниеКонституционное право университетский курс
Дата12.02.2023
Размер2.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKazannik_A_I__Kostyukov_A_N_Konstitutsionnoe_pravo_T_2.doc
ТипДокументы
#933376
страница19 из 40
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   40
«О некоммерческих организациях» ориентирован на регламентацию правового положения некоммерческих организаций как юридических лиц, в то время как предмет регулирования Федерального закона «Об общественных объединениях» составляют отношения по поводу создания и деятельности любых общественных объединений - не только зарегистрированных в установленном порядке и имеющих права юридического лица, но и функционирующих без государственной регистрации.

Значение самостоятельной общественной деятельности, направленной на выражение интересов граждан и достижение каких-либо социальных результатов посредством создания общественных объединений, заключается в формировании диалога последних с властными структурами в форме «демократии участия», в связи с чем общественные объединения рассматриваются в качестве определяющих компонентов самого гражданского общества.

Обобщая мировой опыт развития общественных объединений, необходимо отметить, что существуют различные модели закрепления их правового положения:

  1. индифферентно-институциональная модель, в рамках которой происходит четкое разделение функций и сфер деятельности общественных объединений и структур публичной власти, устанавливается их взаимная автономность, характерная для государств с демократическим правовым режимом. Данная модель наиболее близка Российской Федерации.

  2. конфронтационно-институциональная модель, ориентированная на противостояние общественных объединений и институтов государственной власти, между которыми возникают острые противоречия, что, например, имеет место в государствах переходного типа;

  3. коммунитарно-контрактуалистская модель, в рамках которой на основе признания близости публичных, корпоративных и личных интересов формируется и развивается политико-правовой механизм взаимного сотрудничества общественных объединений и структур публичной власти.

Общественные объединения составляют многогранный и неотъемлемый институт российского права, рассмотрение которого, в силу его значимости и масштаба распространения, необходимо осуществлять через призму достижений отечественного конституционного права.

§ 3. Конституционно-правовое положение религиозных объединений

Деятельность религиозных объединений на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

В Конституции Российской Федерации закреплены основы правового статуса религиозных объединений. В соответствии с положениями статей 13, 14 Конституции РФ, Российская Федерация является светским государством, основными принципами которого являются отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом, а также запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих цели, направленные на разжигание религиозной розни.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ, гражданам России предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения. Данные положения действуют во взаимосвязи с конституционным правом граждан на объединение.

Свобода вероисповедания в России реализуется либо индивидуально - человеком, либо коллективно - в рамках религиозных объединений, статус которых регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон о свободе совести). Закон о

свободе совести определяет основные понятия, способы и порядок реализации свободы совести, светский характер государственно-конфессиональных отношений, статус и источники правового регулирования деятельности религиозных объединений, их права и условия деятельности, органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции в данной сфере, и другие положения.

Однако данный нормативно-правовой акт является весьма противоречивым. К его существенным недостаткам можно отнести: некорректно сформулированную преамбулу, где все религиозное разнообразие нашей страны представляется как иерархия религий с признанием особого вклада православия в историю России; отсутствие гарантий и механизмов поддержки государством социально значимой деятельности религиозных организаций (например, реабилитации лиц, отбывших наказание, профилактики наркомании и алкогольной зависимости, заботы о социально незащищенных слоях населения); отсутствие правовых оснований и механизмов содействия государства религиозному паломничеству верующих.

В соответствии с Законом о свободе совести, под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: 1) вероисповедание; 2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения, в свою очередь, подразделяются на религиозные организации и религиозные группы. Среди религиозных организаций выделяются местные и централизованные.

Согласно ст. 8 Закона о свободе совести религиозная организация - это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Следовательно, религиозная организация, будучи юридическим лицом, обладает, помимо конституционно-правовой, также административной, гражданской процессуальной и гражданской правоспособностью.

Более подробно права религиозных организаций перечислены в гл. III Закона о свободе совести. В частности, религиозной организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, учреждать средства массовой информации, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, создавать учреждения профессионального религиозного образования, производить и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

Помимо специфических прав, религиозные организации обладают правами, обычно присущими юридическим лицам: например, заключают трудовые договоры с работниками; владеют, пользуются и распоряжаются своей частной собственностью.

По состоянию на 01.06.2014 г. в Российской Федерации зарегистрировано 26 865 религиозных организаций, а также 4 представительства иностранных религиозных организаций.

Религиозной группой в Законе о свободе совести признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозные группы наделены рядом прав и обязанностей в объеме несоизмеримо меньшем, нежели организации. Религиозным группам предоставлено право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Таким образом, религиозная группа обладает конституционной правоспособностью, но эта правоспособность значительно уже, нежели у организации, например религиозная группа не может производить и распространять религиозную литературу. Несмотря на это обстоятельство, Европейский суд по правам человека в последние годы уделяет все больше внимания проблемам правового статуса религиозных групп, примером чему может служить Постановление ЕСПЧ от 1 октября 2009 г. по делу «Кимля и другие против Российской Федерации».

В зарубежных странах правовое положение религиозных объединений может быть отражено в конституции (основном законе), специализированном нормативно-правовом акте и различных договорах, соглашениях.

Так, в Италии основными источниками правового регулирования деятельности религиозных объединений являются Конституция Итальянской Республики, Итальянский гражданский кодекс, Латеранский договор между Италией и Святым Престолом от 11 февраля 1929 г., Закон Итальянской Республики от 24 июня 1929 г. № 1159 «Положения о религиозной практике, допускаемой в пределах государства, и о заключении брака священнослужителями соответствующих религий», соглашения государства с отдельными конфессиями.

В Испании - это: Конституция Испании, Закон от 5 июля 1980 г. № 7 «О свободе вероисповедания», Королевский указ от 9 января 1981 г. №142 «Об организации и осуществлении регистрации религиозных объединений», Базовое соглашение от 28 июля 1976 г. между государством Испания и Святым Престолом.

В федеративных государствах, к которым относится и Россия, в зависимости от механизма распределения государственных полномочий, регулирование может осуществляться либо на общефедеральном уровне (например, Австрия, Аргентина), либо совместно федерацией и ее субъектами (например, Австралия, Индия, Канада, Федеративная Республика Германия).

В Австралии на федеральном уровне действует ряд рамочных актов, устанавливающих свободу совести и религии (например, Конституция Австралийского Союза 1900 г., Австралийский билль о правах 2001 г., Парламентский устав Билля о правах 2001 г.), а отдельные штаты принимают свои законы относительно некоторых религиозных объединений. Например, в штате Виктория приняты следующие акты: Закон о Союзе баптистских объединений 1930 г., Закон о Веслианских независимых методистах и баптистах 1838 г., Закон о Церкви Шотландии 1840 г., Закон о Пресвитерианской церкви Австралии 1900 г. и некоторые другие акты.

Принцип отделения религиозных объединений от государства нашел свое отражение в законодательстве большинства зарубежных стран, однако, в разных странах он понимается по- разному. К примеру, классическими образцами стран, где действует принцип отделения, являются США и Франция. Но если в США в основе такого отделения лежит принцип свободы каждого человека в вопросах вероисповедания, значительной автономии религиозных организаций, который объясняется фактом существования церкви на территории США до формирования государства, то во Франции этот принцип исторически сформировался в целях ограничения влияния католической церкви на общественную жизнь, и впоследствии был распространен на все конфессии.

В государствах Центрально-Азиатского региона принцип отделения религиозных организаций (церкви) предполагает исключение религиозных организаций из политической и, во многом, социальной активности, а также наличие запрета на выполнение религиозными организациями государственных функций.

Например, в Туркменистане и в Узбекистане действует императивный вариант отделения религиозных объединений, выражающийся в максимально возможном исключении религиозных организаций не только из политической, но и из общественной сфер жизни общества, тотальном контроле за религиозными лидерами и верующими. В частности, Конституция Кыргызстана закрепляет полномочие Конституционного Суда решать вопрос о конституционности деятельности религиозных объединений.

В Таджикистане, напротив, разрешено создание политических партий на религиозной или атеистической основе, а религиозные организации в Кыргызстане вправе участвовать в политической жизни, что говорит о своеобразном понимании этими странами принципа отделения религиозных объединений от государства.

§ 4. Конституционно-правовой статус средств массовой информации

Основы правового статуса организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и других средств массовой информации (далее - СМИ) установлены в ст. 29 Конституции РФ, предусматривающей гарантии свободы массовой информации, мысли и слова, запрет цензуры, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В правовом статусе СМИ указанные конституционно - правовые элементы занимают не только большой объем, но имеют определяющее, приоритетное значение по отношению к иным элементам, установленным в других нормативно-правовых актах.

Специализированным международным правовым актом, регулирующим деятельность СМИ, является Резолюция № 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы «Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека», принятая 23 января 1970 г. и собственно Декларация. Указанная Декларация определяет статус печати и других средств массовой информации, систему гарантий их независимости и меры по обеспечению ответственности СМИ.

Более детально права и обязанности СМИ регламентированы в Законе РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ). В основу данного Закона положен принцип свободы массовой информации, в нем закреплена свобода поиска, получения, производства и распространения массовой информации, а также учреждения СМИ. Подтверждено запрещение цензуры, но запрещено и злоупотребление свободой массовой информации.

К содержащимся в Конституции Законом добавлены запреты: использования СМИ в целях совершения преступлений, для разглашения государственной тайны, для распространения материалов, содержащих нецензурную брань, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Правовой статус СМИ можно определить как совокупность следующих элементов: обязательная государственная регистрация; лицензирование теле- и радиовещания; порядок выпуска средств массовой информации; обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица; обеспечение государством редакционной самостоятельности; экономическая государственная поддержка; регулирование рекламы в средствах массовой информации.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

СМИ подлежат регистрации, за исключением случаев, предусмотренных законом. Государственную регистрацию СМИ и ведение реестра зарегистрированных средств массовой информации в России осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы (Роскомнадзор).

По состоянию на 15.05.2014 г. в общероссийском реестре средств массовой информации было зарегистрировано всего СМИ 88 610, из них печатных - 65 596, электронных - 15 694, сетевых - 6220, информационных агентств - 1663.

Учредительным документом СМИ является Устав, который принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов и утверждается учредителем редакции. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, может являться юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.

Закон о СМИ также содержит термин «специализированное СМИ», под которым понимается средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила.

В числе специализированных средств массовой информации в Законе о СМИ выделяются рекламные и эротические издания. Специальный правовой режим рекламных средств массовой информации в законодательстве существует в силу п. 11 ст. 14 и п. 10 ст. 15 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

В рамках данной категории можно также выделить социально значимые средства массовой информации, специализирующиеся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, средства массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения.

В настоящее время наметилась тенденция к формированию особого правового режима научных средств массовой информации, выразившаяся в издании Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, к которым предъявляются определенные требования, обусловленные социальной ролью таких средств массовой информации.

По месту производства и распространения продукции средства массовой информации подразделяются на национальные, зарубежные и международные. В соответствии со ст. 54 Закона о СМИ гражданам России гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

В зависимости от содержания и тематики продукции средства массовой информации могут быть: официальными; научно-просветительскими; политическими; религиозными; рекламными; развлекательными. В основе такой классификации - корпоративные требования со стороны журналистского сообщества к содержанию продукции средств массовой информации.

Необходимо также отметить Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», принятый в целях своевременного и достаточно полного информирования населения посредством государственных федеральных и региональных СМИ о деятельности органов государства.

Ключевая роль в регулировании правового статуса и деятельности СМИ принадлежит гражданскому законодательству. Данный тезис справедлив в первую очередь для экономической стороны деятельности СМИ. Положительным является тот факт, что нормы Гражданского кодекса РФ распространяют свои положения на защиту нематериальных прав, в числе которых достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна.

Однако далеко не во всех зарубежных странах есть специальные законы, регулирующие деятельность печати и других СМИ. Ряд национальных правовых систем, например США, Канады, Великобритании, Голландии, Испании и Австралии не признают информационного права как самостоятельной отрасли права. В указанных странах СМИ регулируются нормами, преимущественно, гражданского законодательства. Не случайно те страны, конституции которых уделяют особое внимание свободе массовой информации, имеют специальные законы о печати. В германских землях существуют собственные (хоть и весьма схожие) законы о прессе. В Австрии и Швеции есть

Следует отметить, что даже в странах, не имеющих базовых национальных законов о печатных СМИ и правах журналистов, есть законы о телерадиовещании, регулирующие вопросы функционирования общественного и частного телевидения, а также радио, порядка выдачи лицензий и т. п. В некоторых государствах приняты законы, существенно ограничивающие сбор и распространение информации (например, английский закон о государственной тайне 1989 г.).

В зарубежных странах с демократическим режимом функции государственного регулирования в информационной сфере сводятся, в основном, к лицензированию телерадиовещания. Радиочастотный диапазон, используемый для осуществления эфирного или спутникового вещания, представляет собой ограниченный природный ресурс, в распределении которого участвует авторитетный арбитр. Органы регулирования вещательной деятельности являются независимыми, на них распространяется специальный порядок финансирования, а руководство осуществляется, как правило, коллегиально.

Члены таких органов назначаются высшими органами государственной власти совместно (Федеральная комиссия связи в США, Высший совет по вопросам радио и телевидения во Франции, Национальный совет по вопросам вещания в Польше) либо парламентом (Чехия, Исландия, Турция). В странах, где существует культура доверия органам государственной власти и, прежде всего, правительству, допускается назначение членов органов вещательного контроля лишь центральными исполнительными органами власти (Великобритания).

В отличие от аудиовизуальных СМИ, в сфере периодической печати в зарубежных странах обычно доминируют органы саморегулирования. Для осуществления контроля за соблюдением норм журналистской этики и правил делового соперничества такие органы наделяются квазисудебными полномочиями, а также полномочиями по наложению штрафов и порицаний и требованию опубликования опровержений или публичных извинений.

Глава XL

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ

§ 1. Понятие и сущность конституционных основ народовластия

Демократия в переводе с греческого дословно означает «народовластие» («власть народа»). Однако эти два термина в юридическом смысле не совпадают. Народовластие - один из элементов демократии, иначе называемый «народный суверенитет». В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства. Народ как субъект, осуществляющий власть, отделяет понятие народовластия от государственной власти.

Конституция Российской Федерации в ст. 3 устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Данное положение закрепляет в Российской Федерации принцип народовластия - принадлежности власти народу.

Принцип народовластия, несмотря на кажущуюся простоту, скрывает ряд проблем юридического характера. Термин «народ» используется в разных значениях: в широком - для обозначения населения государства или, реже, иных общностей. В узком, юридическом, аспекте под народом, как правило, понимают совокупность граждан конкретного государства.

Народ, понимаемый в широком аспекте, не может являться субъектом конституционных правоотношений. Конституция РФ гарантирует политические права гражданам Российской Федерации. Только они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Также необходимо помнить о том, что общая правоспособность граждан Российской Федерации наступает с 18 лет.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации осуществляется не всем многонациональным народом страны, а строго определенной категорией граждан России.

Понятие народовластия связано не только с источником власти, но и с целями ее деятельности. Власть в Российской Федерации имеет публичный интерес, целью ее осуществления является общественное благо.

Прогрессивное значение теории народовластия как народного суверенитета проявилось в эпоху первых буржуазных революций. Она позволила передать суверенитет социальным коллективам и тем самым опровергнуть ранее господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть, и он вверялся одному человеку («монарху божьей милостью»). Теория народного суверенитета является основным условием демократии, так как народ не может управлять собой, если он сам не обладает суверенитетом. Таким образом, существует прямая взаимосвязь понятий демократии, народного и национального суверенитетов.

Основой народовластия в западноевропейской правовой мысли выступает концепция «правления большинства». Данная концепция объясняет, как необходимо принимать решение при осуществлении выбора между различными мнениями. В соответствии с ней единственным критерием выбора является число голосов, отданное в пользу того или иного мнения. Любое мнение имеет свою ценность, но основой для принятия решения служит преобладание в определенный момент сторонников той или иной точки зрения. При этом победившая точка зрения может быть небесспорной.

Вызывает интерес реализация народовластия в Великобритании. Британская демократия никогда не отвечала критерию «правления народа». Теоретически в Великобритании принята модель представительной демократии, в рамках которой политическая власть концентрируется в руках «свободно избираемых членов палаты общин». При этом фактически ответственность за государственное управление находится в руках правительства, которое не делит право принятия решений ни с парламентом, ни с народом. Народовластие в современной Великобритании реализуется посредством существования правительства, способного учитывать общественное мнение в процессе принятия им решений, а гарантией ограничения бесконтрольной власти правительства, является установление ответственности правительства перед парламентом.

Реализация принципа народовластия в США имеет долгую историю. Несмотря на то, что изначально создание государства сопровождалось провозглашением принципа демократического устройства, сложно говорить о реальном народовластии в период становления данного государства. Всеобщее избирательное право сформировалось в США в результате принятия в течение двух столетий ряда поправок к Конституции США. В 1868 году Четырнадцатой поправкой был установлен возрастной ценз в 21 год для активного избирательного права, в 1870 году Пятнадцатой поправкой было запрещено ограничивать право голоса в зависимости от расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве. В 1920 году Девятнадцатая поправка распространила активное избирательное право на женщин, ранее не участвовавших в политической жизни государства. В 1964 году был отменен имущественный ценз при федеральных выборах (Двадцать четвертая поправка), а в 1971 году был снижен возрастной ценз на всех выборах до 18 лет (Двадцать шестая поправка).

Несмотря на отсутствие упоминания в Конституции США именно народовластия, фактически данный принцип действует в конституционном устройстве. Основанием для его реализации являются конституционные положения о естественных правах и свободах человека, а так же широкое применение отдельных демократических процедур - выборности Президента и членов Конгресса, права на суд присяжных, разделения властей, права на восстание народа при узурпации власти. В Декларации Независимости США 1974 года содержится отсылка к договорной теории возникновения государства, что также предполагает проявление народовластия.

Конституционно-правовое закрепление принципа народовластия имеется и в Основном законе Германии. В статье 20 Конституции ФРГ установлено, что «Вся государственная власть исходит от народа», а сама Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством.

Конституция Франции не упоминает принцип народного суверенитета, закрепляя в качестве основного принципа государственного устройства именно национальный суверенитет, который выражается в возможности нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах. «Французский народ, - говорится в преамбуле Конституции Французской Республики, - торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года». Основным принципом Французской Республики является правительство народа, по воле народа и для народа, а в ст. 3 Конституции закреплено, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление».

Национальный суверенитет, гласит ч. 2 ст. 1 Конституции Испании, принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства, а в частях 1 и 2 ст. 1 Конституции Греции установлено, что народный суверенитет составляет основу политического режима, а вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции.

Преамбула Конституции Японии также устанавливает, что народ облечен суверенной властью, а сама государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит

от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ.

§ 2. Непосредственная демократия в современном государстве

Конституция Российской Федерации в ст. 3 определяет, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Таким образом, в Конституции РФ закреплены две формы народовластия - прямая (непосредственная) и представительная демократия.

Прямая демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. В противовес прямой, представительная демократия предполагает осуществление власти посредством выборных представителей, выражающих волю всего народа или населения отдельных территорий.

Между тем, в науке конституционного права нет единства в определении непосредственной (прямой) демократии. Можно выделить широкий и узкий подходы к данному определению. В широком смысле непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля. При широком подходе к прямой демократии можно отнести и процесс выборов - формирования представительных органов власти.

Непосредственная демократия в узком смысле рассматривается как прямое осуществление народом функций законодательства и управления. Она фактически ограничивается такими формами, как референдум и собрания граждан. Непосредственная демократия в узком смысле - это порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для исполнения.

Прямая и представительная формы народовластия отличаются, прежде всего, субъектом правомочий: в первом случае им является непосредственно народ как совокупность граждан Российской Федерации. Во втором случае - избранные представительные органы и подчиненные им другие структуры государственной власти.

Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.

Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.

Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.

В противовес представительной демократии, прямая демократия предполагает принятие публично­властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.

В то же время прямая демократия не свободна от недостатков. В свете проблемы правосубъектности народа, нельзя говорить о равенстве «голосующего большинства» с народом, подчиненным этой

власти. Результатом прямой демократии станет диктат воли активной части электората всему народу. При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.

Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан.

Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют как способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   40


написать администратору сайта