ГОСЫ. Конструирование в дизайне среды
Скачать 404.02 Kb.
|
34ПРИНЦИП «ТЕАТРАЛИЗАЦИИ» ГОРОДСКОЙ СРЕДЫГородская среда – это сложная открытая система. Любая «система – это сущность, которая поддерживает свое существование и способность к функционированию благодаря взаимодействию своих частей» [2]. Системный подход при исследовании проблем города (дискомфорт функционального и психологического характера) предоставляет инструментарий для целостного рассмотрения сложного объекта, которым является городская среда, а также позволяет исследовать объект в различных междисциплинарных ракурсах. Элементный анализ позволяет определить следующие основные части системы города:
Говоря о характере элементов системы, следует отметить, что человек — это самый динамичный элемент городской системы. Предметно-пространственная структура города — это самый статичный и консервативный элемент, медленнее всего изменяющийся [6]. Асинхронность, несовпадение темпов развития этих элементов структуры неотвратимо приводит к возникновению и углублению противоречий между ними. Для дальнейшего анализа необходимо рассмотреть пространственную структуру города, как наиболее многосоставный элемент системы. Следует различать следующие виды пространств:
Реальное (физическое) пространство городской среды Структура современного города имеет различные слои предметно-пространственной среды, которые имеют различную скорость эволюции. У них не просто различны темпы физического старения, но различна и скорость стилевых изменений. А.Э.Гутнов предложил разделить основу городского пространства на три группы:
Данный послойный анализ дает возможность определить слой, который наиболее оперативно «способен» реагировать на изменения, происходящие в системе города. Уровень для формированияконцептуального дизайнерского пространства Для того, чтобы формировать концептуальное пространство, необходимо проанализировать характер взаимодействия основных элементов системы – «человек – реальное пространство». «Поведение различных систем зависит от того, как взаимодействуют между собой их части, а не от самих частей». Система, разделенная на части, теряет свои свойства. «Чтобы понять систему, нужно наблюдать за ней в действии» [2]. Поэтому уместно рассмотреть характер связи основных элементов системы городской среды. Диалог между человеком и предметно-пространственной средой города неизбежен и постоянен. Благодаря взаимодействию частей системы — коммуникации между человеком и городским пространством — система города поддерживает свое существование. Важным моментом в исследовании проблемы дискомфорта городской среды является исследование аспекта восприятия человеком этой среды [3]. Восприятие даже на самых элементарных уровнях выступает в форме овладения средой, позитивного в своей основе. У человека запечатлеваются те грани бытия, которые сопровождаются чувством удовлетворения, чувством осознания внешнего как личного. Жизнетворность и эстетическая цельность среды зависят от того, сколь активно ее элементы вступают во взаимодействие с человеком и друг с другом. Коммуникативность возрастает (контакты облегчаются и становятся более содержательными) в случаях, когда объекты имеют подчеркнутое знаковое, символическое, образное и метафорическое выражение. Отсутствие образной составляющей в городской структуре ведет к дезориентации в пространстве, следствием которого является функциональный и психологический дискомфорт, что приводит к нарушению взаимодействия человека со средой [3]. Чтобы обеспечить эффективную коммуникацию в системе «человек - городская среда», необходимо «обогащение среды эмоциональными и информационными стимулами, то есть создание предпосылок для творческого освоения и интерпретации человеком окружения» [4]. Образная выразительность окружения может быть достигнута путем переосмысленияпространства города, использования новых актуальных методов работы над ее преобразованием. Среди новых форм настроения и поведения горожан, отражающихся на архитектурно-дизайнерских построениях в среде, играет весомую роль «театрализация» форм жизни, усиление зрелищности средовых процессов. Феномен «театрализации среды» затрагивает все стороны средоформирования — и пространство, и оборудование, и организацию процесса. «Из-за чего это направление средового искусства сегодня — самое актуальное, так как содержит полный цикл проектных действий архитектора-дизайнера» [5]. Феномен театрализация среды реализуется в городе по-разному, в зависимости от целей и масштабов проявления. Шимко В. Т. предлагает следующие виды театрализации в городе: 1. «Театрализация образа среды» – внесение в ее визуальные характеристики черт яркости, динамичности, зрелищности, отказ от нейтральной подачи образов. обслуживающих среду процессов, предельную эмоциональную и информационную насыщенность постоянно действующих в среде состояний. 2. «Театрализация образа жизни в среде» – ориентация средового объекта на процессы информационно значимые, культурно-развлекательные, привлекающие внимание на специфические формы торговли, требующие развитой визуальной информации. 3. «Специальные театрализованные мероприятия», рассчитанные на непосредственное соучастие зрителей – карнавалы, митинги, шествия, ярмарки. Отличаются они от событий позиции 2 внедрением черт «прямой» театральности – сценария, разыгрывания «сюжетных» представлений, применения специальных элементов оборудования. 4. «Представления» с пассивным участием зрителя предусматривают разделение «зрителей» и «актеров», возведение сценических подмостков, рядов для зрителей, ограждение сценической площадки, специальное технологическое оборудование, изоляцию «театра» от прочих реалий среды [5]. Две первые позиции стремятся к постоянному пребыванию в средовых ситуациях, две вторых рассчитаны на временное, периодическое осуществление. Эти принципиальные варианты в натуре могут совмещаться, давая разнообразные конкретные сочетания архитектурных и дизайнерских форм и композиций. «Театрализация среды», искусство сценографии и средового перфоманса – современный бум, обусловленный постмодернистским характером жизни в современном городе [1]. В наши дни почти вся среда центральных районов города представляет собой сплошной праздник красок, огней, сменяющих друг друга сценок городской жизни, многократно усиленных направленным освещением, ежеминутной сменой реклам и вывесок и яркостью форм городского движения. Попавшие сюда люди являются одновременно и актерами, и зрителями этого нескончаемого «театра без границ» [5]. 36 СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА В РАМКАХ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Задание предусматривает проведение предпроектного анализа конкретной градостроительной ситуации и выявление влияния формообразующих факторов на построение внешней формы жилого здания и разработку эскиз-идеи жилого дома, исходя из комплексного учета внешних формообразующих факторов. В ходе выполнения проекта происходит осмысленное построение схемы жилой застройки конкретного участка городской территории. Проект предполагает практическое освоение темы городского жилища студентами перед курсовым проектом «Безлифтовый многоквартирный жилой дом», в котором проектирование внутренней формы жилого дома базируется на эскизной идее застройки участка, полученной в результате анализа внешних факторов. Суть настоящей работы состоит в построении внешней формы жилого здания и схемы застройки участка на основе развернутого предпроектного анализа, учитывающего природно-климатические, градостроительные, социально-культурные условия конкретного города. Цель работы — поиск идеи архитектурной композиции безлифтового многоквартирного жилого здания на основе учета внешних факторов. В ходе выполнения задания студент должен: Провести предпроектный анализ участка строительства, его окружения и места в структуре города. Участок для проектирования жилого дома предлагается кафедрой в виде ситуационного плана в Ростове-на-Дону (Шв климатический подрайон). Студент анализирует 10-15 факторов, влияющих на формирование архитектуры жилого дома. Для показа на планшетах выбирают лишь те из них, которые оказывают прямое влияние на построение схемы застройки, позволяют понять обоснованность принятого решения. Решить планировку жилого дома как первичного элемента городской застройки на уровне генерального плана. В результате поисковой работы должны быть получены объемно-пространственная композиция и схема застройки участка, рассчитаны плотность застройки и плотность населения. Основные требования к выполнению предпроектного анализа. На подготовительной стадии проектирования жилого дома в городской среде должны быть проанализированы все факторы, влияющие на формирование его архитектуры. В рамках учебного проектирования на начальной стадии анализируются лишь основные внешние условия. Предпроектный анализ включает в себя следующие аспекты рассмотрения:градостроительные условия ситуации, которые объединяют все характеристики искусственной среды обитания человека; природно-климатические условия, которые объединяют все характеристики естественной среды обитания человека; социально-культурные условия, которые вбирают в себя все пространственные проявления жизнедеятельности человека, семьи, социальных групп, общества в целом. При проектировании жилых зданий в городской среде предпроектный анализ имеет три уровня рассмотрения влияния вышеперечисленных факторов: анализ и оценка влияния планировочных особенностей города; анализ и оценка влияния окружающей городской среды; анализ и оценка особенностей участка строительства. В результате композиционного анализа городской структуры и окружающей застройки выявляется наличие градостроительного ансамбля и его влияние на участок, роль участка застройки в ансамбле, композиционная ценность окружения. Это позволит сделать обоснованный вывод о подходах к формированию композиции жилого дома и выбрать соответствующую концепцию: здание — доминанта, здание — фон, здание — элемент ансамбля или др. Анализ ориентации участка выполняется на опорном плане. На схему наносят: ориентацию по сторонам света границ участка, улиц, планировочных осей; благоприятные стороны горизонта. В результате студент определяет необходимую ориентацию здания — широтную, меридиональную, диагональную, фасады дома с благоприятной и неблагоприятной ориентацией квартир. Анализ социально-демографического состава населения проводится на основе статистических данных, выдаваемых кафедрой, и выполняется в виде таблиц, графиков и схем на опорном плане. На схемах изображают: структуру семей по величине; структуру семей по родственным отношениям; плотность населения по участкам окружающей застройки; социально-профессиональный состав населения. В результате анализа социально-демографического состава населения делается вывод о возможных типах домов, о стадии демографического развития населения окружающих районов (стареющее, растущее, стабильное), определяются пути и формы реконструкции застройки, уточняется набор культурно-бытовых услуг для населения. 37 СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА В традиционных формах ведения проектных работ освоенного понятия «проектный анализ» как такового не существует. В специальной литературе фигурируют «подготовительный этап», «исследования исходной ситуации», «предпроектные исследования» и «предпроектный анализ». Структурой выполнения работ предполагается, что процедурам собственно стадии проектирования или «стадии творческого поиска» предшествует предпроектный анализ как самостоятельная стадия. В задачи такого анализа вменяется «осмысление… объекта в системе существующей застройки…» , «создание условий для формирования идеи…» «формирование проектной концепции… и выявление ряда ограничивающих проектный процесс условий…» Таким образом, аналитическая работа и ее результаты, фактически нормативно выведены за пределы проектных действий и не могут быть оперативно соотнесены с проектными решениями, т.е. оценены и осмыслены с точки зрения проектной значимости анализируемого в этот конкретный момент материала, весомости проектных выводов и эффективности самого аналитического действия. В реальной практике проектирования, на этапе предъявления «заказчику» вариантов возможного направления ведения работ, традиционно определяемого как первый этап стадии проектирования, автор испытывает необходимость доопределения позиций и обнаружения, значимых для заказчика ценностных, культурных и т.п. ориентиров и предпочтений. В худшем случае он может вынужденно «навязывать» направление проектного поиска или принятия решения, подавляя «несведущего заказчика» собственной авторитетностью и осведомленностью. С другой стороны, разделение во времени процедур анализа и синтеза, свойственных натуралистическому подходу который «генетически» ориентирован на противопоставление объекта и субъекта, не позволяет дизайнеру в рамках средового подхода проникать в существо и содержание средовых ситуаций. Дело в том, что в средовом подходе материальный объект на который в конечном итоге направлено проектное усилие дизайнера, неотделим от потребителя или средового субъекта и во многом определяется именно им, его ценностными предпочтениями и ориентациями. Индивидуальная непосредственность средовых субъектов и уникальность исходных средовых ситуаций не позволяют нам приступить к анализу свойств и характеристик объекта проектирования без глубокого проникновения в эти ситуации и освоения тех «объективных» содержаний, которые свойственны и значимы для средового субъекта, и зафиксированы в его «картинах мира». Очевидно, такое освоение невозможно и при использовании универсальных, привычно традиционных или однажды определенных в полной их совокупности «инструментальных» средств и способов проектирования предметно–пространственной среды жизнедеятельности средовых сообществ. Структурно и морфологически средовой объект может быть как сложноустроенным (гарнитур, комплекс, ансамбль и т.п.) так и простым, т.е. представлять собой «штучное» сооружение, комплекс или вещь, но в любом случае для него будет характерна «сложноустроенность» по содержаниям, которые лежат за его формой и конкретная адресность. Под конкретной адресностью нами подразумевается принципиальная направленность проектных действий 1) на удовлетворение потребностей конкретного сообщества с его ценностными установками, предпочтениями, ориентациями и т.п.; 2) на обеспечение конкретно–действенных способов реализации жизнедеятельности (с характерными ей традициями, техниками, ритуалами и т.п.); 3) на реализацию объекта в конкретных для обитателя и среды историко–культурных условиях и реальном времени; 4) на внедрение объекта в конкретное Место с его контекстами, ландшафтом, предметным наполнением и пространственной организацией, стилем и образом, ритмом и темпом жизни и т.п.; а также 5) на дополнительное осмысление задания и разработку не менее конкретного содержания темы и собственно объекта проектирования. Объект дизайна в средовом подходе проектирования представляется нам двухслойным. В первом слое в качестве объекта рассматривается среда: непосредственно «средовая ситуация», отвечающая уникальному характеру средовых субъектов–персонажей, их ценностным установкам, убеждениям, предпочтениям и ориентациям, сообразная техникам и способам реализации персонажами сообщества жизнедеятельности с ее образом, стилем, темпом, ритмом и т.п., а также гармоничная контекстуальным особенностям Места и соответствующая формам материального воплощения. Во втором, параллельном слое, в качестве дизайн–объекта рассматривается соразмерное и сообразное средовым субъектам и средовой ситуации предметно–вещное обеспечение и пространственная организация конкретной жизнедеятельности персонажей сообщества с соответствующими формальными, стилевыми, знаково–символическими и прочими характеристиками дизайн–объекта, его фрагментов, узлов и элементов. Аналитическая работа или проектный анализ в этих слоях предполагает «объемное» выявление «средовой ситуации» и поэтому выполняется, также челночно–параллельно, по пяти основным «плоскостям» представляющим различные аспекты изначально целостной средовой ситуации. 1. На первой «плоскости» — анализ предполагает освоение дизайнером –исследователем потребительской ситуации, свойственной конкретному средовому сообществу, его группам и персонажам, т.е. непосредственному потребителю или пользователю средового объекта. 2. На второй «плоскости» — анализ предполагает освоение дизайнером исследователем урбанистической ситуации, свойственной конкретному Месту (пространству) и обитающим здесь сложившимся сообществам, их группам и персонажам, т.е. опосредованному «пользователю» средового объекта. 3. На третьей «плоскости», — анализ историко–культурной сущности средового объекта предполагает актуализацию неразрывных связей объекта исследований с его возникновением–становлением–развитием и изменением в различных исторических и культурных ситуациях. 4. На четвертой «плоскости», — анализ предполагает обнаружение и фиксацию свойственных аналогам и прототипам качеств и характеристик, соответствующих сущности исследуемого средового объекта и значимых для конкретно–определенных средовых ситуаций и средовых персонажей, и позволяющих оптимизировать обустройство и организацию их жизни и реализации деятельностей. 5. На пятой «плоскости», — анализ предметно–пространственной ситуации опирается на определяемые в предшествующих разделах ведéния проектного анализа результаты и значимые для средовой ситуации свойства, качества и характеристики проектируемого объекта, а также выделяемые его художественные, структурные, организационные, морфологические, функциональные, предметные и пространственные особенности и значения. Таким образом, проектный анализ в дизайне средового объекта нацелен на обнаружение и освоение совокупной средовой ситуации; на сравнение и сопоставление результатов аналитических действий, и экспертную оценку по обнаружению их проектной значимости; на поверку соответствия проектных предложений и решений объективным содержаниям и их значимости для средовых субъектов. При такой трактовке целей, задач и содержаний проектного анализа оказывается, что аналитическая работа и ее результаты по своей сути представляют базовую основу для всего комплекса проектных исследований, в состав которых, помимо проектного анализа, входит непрерывный дизайнерский синтез средового объекта и специфическая проектная рефлексия. В свою очередь, такая рефлексия в дизайне средового объекта направлена на осмысление: способов и целей «связывания» содержаний анализируемых аспектов совокупной средовой ситуации; проектной сообразности разрабатываемых направлений и предложений; полноты сообразности принимаемых решений объективным содержаниям конкретной средовой ситуации; проектно «продвинутой» на каждом этапе и все же всякий раз «исходной» средовой ситуации. Комплекс проектно–исследовательских работ выполняемых на этой стадии проектирования завершается разработкой «развернутого проектного задания» на разработку аспектных объектов «сообразующих» предметно–пространственную среду жизнедеятельности средовых субъектов. При этом существенным оказывается то, что такое «проектное задание на аспектные разработки» становится для нас действительно проектным по своей сути и естеству, т.е. оно выстраивается именно на основании проектных действий и процедур. 39 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СРЕДОВОГО ОБЪЕКТА Меры гармонизации являются мощнейшим инструментом выстраивания эмоционально-содержательной конструкции средового ансамбля. Композиция и гармонизация средового композ.структуры средового объекта. Реализуются следующими методами: -частичное исправление в принципе устраивающей автора решений. -кардинальное преобразование сложившегося в натуре или проекте предметно-пространственного строя. Средства формирования и исправления композиции сред. Объекта: -технологическое оборудование, реализующее базовый функциональный процесс. Оно формирует не только объемно-пространственные комбинации наполнения, но и привносит в образ среды эмоциональный климат. -визуальные коммуникации-они формируют прежде всего информационные показатели (направление движения,его скорость,места узлов и т.д) -отделочные материалы-декоративные возможности (чередование цветов,усиление яркости и т.д) -декоративная составляющая –украшения, предметы арт-дизайна,облик функционально-необходимых предметов Приемы активного преобразования композиционной структуры средового объекта: 1)Внесение новой доминанты А)новое строительство Б)реконструкция 2)Система одинаковых или близких по облику акцентных элементов. Объединение совокупности объектов или пространств с разными эмоционально-худ.характеристиками. 3)Обогащение сложившейся композиционной системы дополнительными средствами выразительности (изменение цвета, внесение новых пластических элементов) Приемы преобразования визуальной структуры средового объекта: 1)масштабная координация -использование всех слагаемых масштабной шкалы -безмасштабность, ведущая к монументальности -членения, формирующие преувеличенный масштаб 2)Деформация композиционного строя -размещение доминанты на новом месте -усиление существующей доминанты -полная перестройка композиционной структуры 3)Упорядочивание «случайной» ситуации -внесение активного акцентного ряда -обогащение декоративной темой 52 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОБОРУДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ Массовое строительство выставочных павильонов, развлекательных комплексов различного характера объясняется целым рядом их преимуществ перед традиционными формами монофункциональной организации культурного обслуживания: прежде всего созданием на специальных территориях в рекреационных зонах комплексов и ансамблей из зданий различного функционального назначения, аттракционов (в теплом и жарком климате) и крытых водно-развлекательных сооружений (в холодных климатических зонах). Они образуют благоприятную среду для различных видов культурной деятельности и их активного взаимодействия и отличаются многомерным комплексным воздействием на воспринимающую личность (посетителя-зрителя, слушателя, участника и т.д.). Целью работы является создание эстетически полноценной, экологически сбалансированной архитектурной среды, восстановление экологического равновесия, охрану и изучение ландшафтов. И эта задача рассматривается как работа по созданию ансамбля в целом, как синтетическая архитектурно-дизайнерская задача, в которой частности вытекают из целого, а в отдельных случаях – могут принимать на себя и ведущую роль. Современный мир архитектурного проектирования как отдельных объектов, так и комплексов делает основной упор на полифункциональность, взаимопроникновение функций и многоуровневость пространства. Данный подход позволяет полнее учесть социальные, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические требования. Естественно, что при таком подходе задача создания комфортной городской среды, имеющей свой индивидуальный, запоминающийся художественный образ, выходит на первый план. Появление нового поколения «оазисов массовой городской и внегородской культуры», отражающих стремление к уникальным пространственным решениям, ярким образным решениям, особому единству с природным и искусственным окружением, наконец, внедрение новых ритуалов и моделей поведения - все это весомые аргументы в пользу актуальности изучения архитектурно-композиционной основы этого процесса, расширения и углубления принципов организации современного выставочного павильона как типа. |