Контрольная работа по философии. Философия. Контрольная работа по наименование дисциплины вариант шифр учся курса группа Фамилия, имя, отчество
Скачать 49.32 Kb.
|
Оглавление1. Основные черты русской философии 19-20 века 2 2. Духовная сфера жизни общества. Человек и культура. 12 1. Основные черты русской философии 19-20 века ХIХ в. – новый, значительный этап развития русской философии. В первой четверти ХIХ в. развиваются политические программы – философия декабристов, идеи П.Пестеля (1793-1826), Н.Муравьёва (1795-1843), И.Якушкина (1793-1857) и других. Развитие философии в последекабристский период прошло под воздействием диалога между славянофилами и западниками. К нему в той или иной степени имели отношение все русские философы ХIХ века, начиная с 1840-х годов. Западники ориентировались на европейские модели. Славянофилы выступали за самобытность России. Эта самобытность – в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. В глубине души и западники и славянофилы были близки друг другу в поисках путей прогрессивного развития Отечества, но видели для России разные пути. Позиция западников отличалась от славян и в религиозном, и в социально-политическом отношении. Как идейное течение западничество восходит к философии П.Я.Чаадаева (1794-1856) – философа, общественно-политического деятеля, основное произведение которого – трактат «Философические письма» (всего восемь). Основным в учении Чаадаева была философия человека. Чаадаев превозносил католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия, в отличие от Запада, имеет особую «Вселенскую миссию». К представителям западничества относятся П.В.Анненков, М.А. Бакунин, В.Г.Белинский, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен, К.Д.Каверин, Н.П.Огарев, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский. К общим чертам идеологии западничества следует отнести: 1) неприятие феодально-крепостнических отношений в экономике, политике; 2)требование социально-экономических реформ по западному образцу; 3) высокая оценка преобразований Петра I; 4) преимущественно светский характер философии; 5) тяготение к материализму. Славянофилы ̶ представители направления в общественной и философской мысли России середины ХIХ века, которые выступали за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры за полное неприятие Россией пути западноевропейского развития. Его представители: К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др. К так называемым «поздним славянофилам» относятся Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, Ф.И.Тютчев. Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной жизни России. В основе их философского учения лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. По мнению А.С.Хомякова, именно православие сформулировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в её бесконечном объеме». Ключевое понятие религиозно-философских воззрений славянофилов – понятие соборности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе и т.д. Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии российского развития от всей западной цивилизации. Органическое развитие России объясняется славянофилами тем, что православие породило специфическую социальную организацию – сильную общину, «мир». Общинное устройство является наиболее важным признаком русского народа, определяющим его особый путь в историческом развитии. С точки зрения славянофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». Славянофилы считали самодержавие исконной формой правления русского народа, основанного на соглашении между народом и правительством, исключающим противоречие и вражду, классовую борьбу и революцию. Если славянофилы были мыслителями, которые рассматривали религию как фундамент общественно-исторических событий, то в основе философских и исторических построений западников лежала безрелигиозность. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трёх принципах: православие, самодержавие и народность. Из славянофильства вышла религиозная русская философия ХIХ века. Российская философия второй половины ХIХ – XX в. Духовная культура России второй половины ХIХ – XX в. обогатилась значительным количеством разнообразных философских направлений. В этот период сформировалась и отечественная социология, которая была представлена такими философами, как П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский (1842-1904), П.А.Сорокин (1889-1968). П.Л.Лавров (1823-1900) – один из первых в России последователей позитивизма. Он был сторонником «практической философии». Человек, по его мнению, имеет право на собственный субъективный идеал, и в своих поступках он нравственно обязан следовать этому идеалу. Лаврову принадлежит идея «критически мыслящей личности», которая оказала сильное влияние на умы современников. Н.К.Михайловский – один из создателей субъективной социологии. В центре учения Михайловского лежит идея личности, индивидуальности, развитие которой является мерилом прогресса. Идеал Михайловского – всестороннее развитие личности, «разнородность» личности. В конце 60-начале 70-х гг. ХIХ в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-80-е гг. явились почевники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России. П.Сорокин (1889-1968) –русский философ, считавший главной темой своей философии, проблемы человека и общества. Им были разработаны теории стратификации и социальной мобильности. Большое значение в постановке философских проблем имела литература (Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др.). Ф.М.Достоевский (1821-1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву», то есть обычаи и традиции. Основную роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. По Достоевскому, именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Философские взгляды Достоевского оказали огромное влияние на всю последующую философию (особенно на В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Ф.Ницше, Ж.- П.Сартра, А.Камю и многих других). Л.Н.Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину, названную толстовством. Суть его в следующем: религия должна быть простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть. Смысл жизни человека в его самосовершенствовании. Главное зло на Земле – это смерть и насилие. Поэтому надо отказаться от насилия как способа решения любых проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу. В ХХ в. в России и ряде зарубежных стран возникли общины толстовцев, многие из которых просуществовали несколько десятилетий. Теоретические споры между славянофилами и западниками были сняты народничеством. Эта идеология и движение разночинной интеллигенции, объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства. Народничество выступало одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны. Главными идеологами народничества были П.Л.Лавров (1823-1900), М А.Бакунин (1814-1876) и П.Н.Ткачев (1844-1885). В середине 80-х гг. ХIХ столетия народничество в силу ряда объективных причин распалось. Тем не менее, влияние мировоззрения народников долгое время сказывалось в общественно-политической жизни России. Следующий этап (конец ХIX - первая половина ХХ в.) русской философии связан с возникновением философских систем. Оригинальная и плодотворная, линия философии складывается в рамках линии религиозной философии (В.С.Соловьев, Леонтьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой). В.С.Соловьев (1853-1900) – величайший русский философ ХIХ века. Оставил после себя объемное наследие («Критика отвлеченных начал», «Чтение о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Три разговора» и многочисленную философскую публицистику). Соловьев был религиозным философом. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга, и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т.д. Далее: Вселенная, замечает В.Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое. «Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием. Цельное знание – синтез теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих элементов, собственно, является абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Тем самым, положительно оценивая научное знание, Соловьев разработал теократическую утопию, полагая, что единство человечества будет обеспечено всемирной теократией (воссоединение церквей), где нравственная власть принадлежала бы церкви, а политическая ̶ царю. Философ считал, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т.д., делает из культурного человечества одно целое, которое живет одной общей жизнью. Мир – это всеединство в столкновении, и Бог – это важнейший компонент всеединства мира. Соловьев выделяет III ступени процесса объединения: 1) царство минералов, растительности и животных 2) царство человека 3)человеческое царство – особый этап, на котором мир соединяется с Богом. Это предел, к которому должно стремиться человечество. Особое место в онтологии Соловьева занимает учение о Софии, божественной премудрости. София трактуется как мировая душа. София одухотворяет материальное многообразие мира, скреплённое Богом, как воплощением всеединства. Философская мысль ХIХ века включает в себя также и такое явление, как русскийкосмизм. В сочинениях ряда философов, мыслителей были проанализированы проблемы единства человека и космоса. Космизм (от греч. kosmos – организованный мир) ̶ философское направление, в основе которого ̶ знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира». В русском космизме традиционно принято выделять религиозно-философское (Н.Ф.Федоров, В.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, и др.) и методологически-философское (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский и др.) направления. Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в общественном творении, то второе рассматривает преобразующую деятельность человека как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мировоззрения. Основные идеи: идея всеединства, идея незавершенности развития мира и человека, их негармоничное состояние; трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро и макрокосма; признание активности как необходимого атрибута человеческой природы; идея достижения духовного самосознания; вечность жизни; переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как царства Божьего. Философы-космисты призывали к осторожности и благоразумию, суть которого ̶ не навредить природе, не уничтожить среду своего обитания; жить в единстве и гармонии с «космосом, а не в стремлении непременно покорить его». Это ̶ идея коэволюции человека, обшества и природы. Бердяев Н.А. (1874-1948) – русский религиозный мыслитель. Основные работы «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества», «Опыт оправдания человека» (1916), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1945), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIX - XXвека « (1946) и др. Бердяев был продолжателем традиций Соловьева. Он считал, что общественное развитие России возможно лишь в рамках христианской традиции. Позднее творчество Бердяева можно охарактеризовать как религиозный экзистенциализм. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, то есть о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна. По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование. Главным онтологическим каноном в философии И.А.Бердяева является свобода. Она абсолютна, иррациональна и несоизмерима ни с какими другими категориями; она существует как нечто, представляющее иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего. Основная категория в философии Бердяева – человек. Человек является единственным носителем духа (духовным существом), носителем добра и красоты. Он – высшая материальная структура (микрокосм), содержащая все элементы мира (макрокосм). Подлинное бытие человека (экзистенция) первично к любому возможному вне его бытия как природному. так и социальному. Этот мир объективирован, материализирован экзистенцией. Поэтому мир человека есть объективированная его духовность. Каков дух человека, таков и его мир. Задача человека – стать личностью. С.Н.Булгаков (1871-1944) – крупный религиозный философ. В своем главном труде «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной тематикой, развил учение Соловьева и Софии. П.А.Флоренский (1822-1937) – религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и потрясающей ученостью в самых разных областях (философия лингвистики, математика, культурология и др.). Он искал для себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Флоренский с большой силой подчеркивал живое единство Космоса как тайну природного бытия. Н.Ф.Федоров (1828-1903). В его работе «Философия общего дела» прослеживается связь человеческой жизни с жизнью космической. Он обосновывал связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Стремился восстановить утраченное понимание целостности бытия. В.И.Вернадский (1863-1945) развивает учение о биосфере и особенно о ноосфере в истории Земли и Вселенной . В своем мировоззрении Вернадский стремился к органическому синтезу естествознания и обществознания. Он является одним из создателей антропокосмизма – мировоззренческой системы, представляющей в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманистическую) сторону объективной действительности. В работе «Живое вещество», «Пространство и время в неживой и живой природе» он осуществляет ряд обобщений, охватывающий ближний и дальний космос, земную кору, биосферу, жизнь человека и человечество. Именно Вернадский вводит в научный оборот понятие «живое вещество», понимая под этим совокупность всех живых организмов Земли. Вернадский вводит в научный оборот понятие «ноосферы» (сферы разума) ̶ высшей стадии биосферы (сферы жизни), связанной с деятельностью человечества. Русский космизм представлен, также в творчестве К.Э.Циолковского (1854-1935). В центре его интересов – проблемы смысла космоса в целом, места человека в космосе, конечности и бесконечности человеческого существования. Он провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во вселенной одной субстанции, единственной силы – материи в её бесконечном разнообразии. А.Л.Чижевский (1897-1964) создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями биосферы Земли. В работе «Земное эхо солнечных бурь» Чижевский связал некоторые формы жизнедеятельности и поведение людей с циклами солнечной активности. Материалистическую линию в русской философии ХIХв. представители В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, М.А.Антанович и др. В социально-политическом плане эти мыслители принадлежали к революционной демократии, боровшейся против крепостничества и самодержавного абсолютизма. Многие из них прославились как публицисты и литературные критики. А.И.Герцен (1812-1870) – философ, писатель, публицист. Философские взгляды Герцена формировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия интересовала его прежде всего возможность его практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он оценивал как «алгебру революции». Одним из первых Герцен провозгласил необходимость взаимодействия философии и науки. Вопрос о соотношении философии и естествознания подробно рассматривал в «Письмах об изучении природы». Он считал, что философия может сыграть роль упорядочивающего и гармонирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. Придавая большое значение чувственно-эмпирическому познанию, он в то же время, возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание – это единство опыта и умозрения. Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен в 1850-60-е гг.развивает идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский путь буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба. Представление Герцена о социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в России. Н.Г.Чернышевский (1828-1889) – революционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ. Как философ Чернышевский испытал влияние Л.Фейербаха, а также Г.Гегеля, А.Сен-Симона, Ш.Фурье, О.Конта, которые, наряду с А.И.Герценом и В.Г.Белинским, в значительной мере определили его мировоззрение. Основное произведение – « Антропологический принцип в философии». Чернышевский отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основой его сознания и социального существования. В науке, особенно естественной, Н.Г.Чернышевский видел двигатель общественного прогресса. В этической части своих рассуждений он придерживался принципа «разумного эгоизма», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Анализируя эстетическую проблематику, Чернышевский обосновывал теорию «прекрасное есть жизнь». Объективность красоты определяет невозможность соперничества искусства с живой действительностью. Марксистская философия в России. С именем Г.В. Плеханова (1856-1918) принято связывать распространение марксистской теории в России. Плеханов обосновал и популяризировал учение марксизма, разработал и конкретизировал его отдельные вопросы: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Идею Маркса об определяющей роли экономических отношений он корректировал путем выделения основания этих отношений в виде географической среды. Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки. В теории познания он осуществил деление материи на «вещь-в-себе» и «чувственное впечатление», или «иероглифы», которые доводят до нашего сведения то, что происходит в действительности с «вещами в себе». Плеханов отстаивал также объективность пространства и времени. Пространство, считал он, не есть только субъективная форма созерцания (как полагал И.Кант); ему тоже соответствует некоторое объективное «само по себе». Созданная Плехановым модель исторического материализма существенно отличалась от марксистского учения. Он не допускал мысли, что в России совершится революция, пока капитализм не наберет полной силы, и пролетариат не составит большинство населения. Если с именем Г.В.Плеханова связана пропаганда марксизма, то с именем В.И.Ленина – новый этап в развитии философии марксизма. В.И.Ленин (1870-1924), (Работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция» и др.). Сфера его научных интересов: теория и практика политической деятельности, теория государственного устройства революции как социальная технология. В области философии он развивал концепцию материализма, обосновал теорию отражения, предпринял методологический синтез взаимосвязи естествознания и философии. Большое внимание В.И.Ленин уделил проблемам социальной философии, о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках общественных классов и т.п. Рубеж ХIХ-ХХ вв. характеризуется как «золотой век» русской философии. Наиболее яркими явлениями этого периода стало развитие философского всеединства в творчестве П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, М.О.Лосского, Л.П.Карсавина, С.Л.Франка, В.Ф.Эрна и др. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм (Н.Ф.Федоров, В.Н.Вернадский, К.Э.Циолковский и др.). Одновременно представлены и направления мировой философии: (Г.Г.Шпет, С.Л.Франк), экзистенционализм (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов), персонализм (А.А.Козлов, Л.М.Лопатин), структурализм (Р.О.Якобсон, В.Я.Протс, Н.С.Трубецкой и др.), позитивизм (А.А.Богданов, П.Л.Лавров, В.В.Ленвич), неокантиантсво (А.И.Введенский, Г.И.Челпаков), марксизм (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин). Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х русская философия развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма). И здесь можно назвать, среди других имен, более яркие имена, а именно, Н.И.Бухарина (1888-1938), занимавшегося проблемами сознания и психики; А.В. Луначарского (1875-1933), ставшего ярким представителем течения богоустройства, так как он попытался понять социалистическую и коммунистическую идеологию как последнюю фазу религиозного развития человечества; М.М.Бахтина (1895-1975), большая часть трудов которого была посвящена литературоведению (главный труд – «Проблемы поэтики Ф.М.Достоевского») и истории культуры («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»); М.К.Мамардашвили (1930-1990), который исследовал проблемы человека, морали, нравственности; Л.Н.Гумилева (1915-1992), исследовавшего вопросы истории и этногенеза. 2. Духовная сфера жизни общества. Человек и культура.Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан. Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни. Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются: - процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию; - научная жизнь; - художественно-эстетическая жизнь; - образовательно-воспитательный процесс в обществе; - духовно-нравственная жизнь; - функционирование религии, свободомыслия и атеизма; - информационная жизнь общества. Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни. Основные функции духовной жизни общества: а) Общие: воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые: научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др. Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества. Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия. Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания. Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки. Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности). Особенности научного знания: 1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире. 2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений. 3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание. 4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей. 5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов). 6. Научное знание обладает доказательностью. Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры. Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура — это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др. Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения. Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др. В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое. Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния. Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях вероучения; 3) признания и следования нормам нравственности и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни верующего человека. Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие); ритуальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признающие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.). О роли мировых и других религий в современном мире говорят следующие данные. 1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек. 2. В ряде стран мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. 3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хранят принципы общечеловеческой морали. Роль таких религий в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей весьма значительна. 4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъединения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека. Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности. Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности. Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции: - верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание; - не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений; - свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности. Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется, как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств. Список литературы: А.Г. Спиркин «Философия», учебник для высших учебных заведений, М. - 2002 г., (раздел I гл. 8 , темы 4-10, ст. 206-217; глава 8 , темы 4,8 ст. 661-667, 694-701). А.А.Радугин «Философия» – курс лекций, М., изд. Центр, 1999 г. (тема 16, ст. 229-248) - П.С. Гуревич «Философский словарь», М. 1997 г. |