КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 интонация. Контрольная работа по наименование дисциплины
Скачать 40.36 Kb.
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № ___ по _________________________________________ наименование дисциплины Студента-заочника «3» курса ________СКД___ специальность __________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество Обратный адрес_____________________________ Место работы и должность___________________ Содержание Введение 3 Интонационное выделение вводных предложений. Логическая интонация фраз, выражающих вопрос. Работа логической перспективной связанного текста 4 Развитие навыков словесного действия на материалах сказок и былин 7 Подобрать сказку или отрывок для исполнения. Определить ее жанр, тип сказочника (образ рассказчика) идейно – тематический анализ, приемы общения со зрителями 18 Заключение 24 Список литературы 25 Введение Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений. При обучении рассказыванию на материале сказок рекомендуется активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и в дальнейшем продолжать обогащать этот запас; анализировать принципы традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета, побуждать использовать эти приемы в собственных сочинениях. Для развития творческого восприятия сказки большое значение имеет знакомство с несколькими вариантами одного сюжета. Интонационное выделение вводных предложений. Логическая интонация фраз, выражающих вопрос. Работа логической перспективной связанного текста Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова, и сочетания слов: они могут указывать на достоверность или сомнительность сообщения, заключенного в основном предложении, давать ему эмоциональную оценку, характеризовать стиль, указывать на соотношение между отдельными частями высказывания, выражать призывы к собеседнику или читателю. Вводные предложения интонационно обособляются, выделяясь паузами, более низким тоном, более быстрым темпом речи. Они отличаются от вводных слов и словосочетаний структурно, так как воспроизводят те или иные схемы простого предложения (двусоставного, односоставного неопределенно-личного, безличного): Вы хотите, насколько я понял, изучить всю проблему Кара-Бугаза. Так? (К. Паустовский); Я думал о чем-то умершем во мне, что, я знал, никогда не вернется (К. Паустовский); Навстречу нам бежала с другого конца женщина в летах, одетая довольно небрежно, босая и, как нам показалось, растрепанная (В. Солоухин); А людям было невыносимо сидеть сложа руки или стоять по целым суткам на часах против невидимого и, как все были убеждены, несуществовавшего неприятеля (В. Гаршин). Вводные предложения чаще всего включаются в основное при помощи союзов или союзных слов. Это специфическая черта большей части вводных предложений: как говорят старики, как он сам выразился, как мне вчера сказали; что гораздо важнее, что еще хуже; если говорить откровенно: Вводные предложения, в отличие от вводных сочетаний слов, не представляют собой застывших готовых выражений, они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом. Интонация - это ритмомелодический строй речи. Интонацию речи диктора составляют: высота тона, сила звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности являются: логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива. Рассмотрим их. Слова пишутся отдельно, а произносятся вместе. Однако не сплошным потоком. С помощью пауз мы разъединяем речевой поток на отдельные фразы и мелкие внутренне фразовые интонационно-смысловые единства - синтагмы, или так называемые языковые звенья. Паузы, отделяющие фразу от фразы и синтагму от синтагмы, называются логическими паузами. Важно правильно определить место логических пауз в середине фразы. Неуместные паузы делают непонятной мысль, могут даже извратить её. Трудно воспринимается мысль при наличии лишних пауз. Слова, тесно связаны между собой грамматически и по содержанию, составляют одно языковое звено и произносятся без пауз, вместе, как одно слово. Продолжительность логических пауз определяется степенью связи между языковыми звеньями и между фразами, степенью завершённости мысли. Чем меньше связь, тем пауза длительнее. Паузы между фразами длиннее пауз в середине фразы. Разными они могут быть и между языковыми звеньями. Правильное определение соотношения продолжительности логических пауз помогает точнее выразить мысль и добиться естественной интонации диктора. Важным средством логической выразительности является логическое ударение. В каждой фразе, как и в каждом языковом звене, есть важнейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из других слов определёнными средствами: замедлением произнесения, усилением голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед словом (а иногда и после него). В основном используем одновременно несколько способов. Такое выделение слов называется логическим ударением. В каждом языковом звене выделяется логическим ударением, как правило, одно слово. Итак, сколько во фразе языковых звеньев, столько и логических ударений, но одно из них всегда выступает основным. Называется оно фразовым. Главное слово в предложении является смысловым центром, отражает отношение говорящего к предмету, к событию. Умение выделять ударные слова делает интонацию понятной. Такая речь легко воспринимается слушателями. Прежде всего нужно научиться снимать ударения с остальных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово в предложении. Развитие навыков словесного действия на материалах сказок и былин Природа рождения речи – психологический акт, мотивируемый действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники речи – действию. Словесное действие — это один из моментов процесса речи, превращающий простое словоговорение в подлинное продуктивное и целесообразное действие. Только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Слово «вперед», оживленное изнутри патриотическим чувством, способно послать целые полки на верную смерть. Слово может возмужать все наши ощущения и даже болевые. Словесное действие – заключается в умении раскрыть характер героя. Словесное действие, как достижение цели. Слово является главным выразителем мысли. Работая над текстом, надо знать логические паузы и ударения. Одиннадцать простых словесных действий и их направленность: воздействие на внимание партнера; воздействие на чувства (эмоции) партнера; воздействие на воображение партнера; воздействие на память партнера воздействие на мышление партнера; воздействие на волю партнера (П.М. Ершов). Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение - эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Значение сказки в образовании и воспитании маленьких слушателей подчеркивается в трудах многих известных отечественных педагогов (К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Л.В. Ворошниной, А.Е. Шибицкой, О.С. Ушаковой и других). «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -писал К. Д. Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех... народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса». Сказки воспитывают любовь к Родине, приближают детей к культуре народа, знакомят с родной природой, обычаями, укладом русской жизни; способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, творческой фантазии, художественного вкуса; учат ребенка преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрым, отзывчивым, честным, трудолюбивым, храбрым. Через сказки ребенок овладевает языком своего народа, начинает понимать его красоту, обогащает свою речь. Рассказывание и чтение сказки всегда доставляет детям большую радость. Малыши внимательно слушают ее, активно переживают, быстро запоминают содержание, а затем с удовольствием пересказывают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют обороты сказок (тянем-потянем, большая-пребольшая, жить-поживать и т. д.), эпитеты (мышка-норушка, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и пр.) в повседневной жизни. В ряде педагогических исследований (Т.И. Алиева, Э. Иванова, О.С. Ушакова, Е. Шибицкая и др.) подчеркивается влияние русских народных сказок на развитие словесного творчества у детей, и рассматриваются приемы, которые способствуют формированию умения придумывать собственные сюжеты. В этих работах отмечается, что художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей. «Хороший стимул для самостоятельного творчества детей, даже в простейшей его форме - рассказывании, - сказка, - отмечает Э. Иванова. Изменение и сплетение разных сюжетов в свой собственный - это тоже работа воображения. Известный немецкий сказочник В. Гауф в детстве очень много читал, а по вечерам рассказывал о прочитанном своим сестрам и матери, но не так, как было написано в книгах, а по-своему, изменяя сюжет или переиначивая концовку, которая его не удовлетворяла. Это было начало его писательской деятельности». Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию К.Д. Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения. Широко известны мысли К.Д. Ушинского о роли народного творчества в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Он отмечал, что малые формы фольклора (пословицы, прибаутки, загадки), помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и меткости языка. Другой известный отечественный педагог Е.И. Тихеева указывала на то особое влияние сказки, народного творчества на развитие речи, на культуру языка детей. Она отмечала, что между сказкой и психикой ребенка существуют едва уловимые связи. «Поразительная мощь языкового, творчества русского народа ни в чем не проявила бы себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор культуры речи детей первенствующего значения. Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего содержание и силу из творческих недр народа. А.М. Горький говорит, что сказки открывали перед ним просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила; что устная поэзия трудового народа той поры, когда поэт и рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка» Тихеева Е.И. выдвигала требования к отбору сказок для чтения детям. В первую очередь детям необходимо читать народные сказки животного эпоса. Из сказок индивидуального творчества наиболее ценны те, содержание которых великие мастера и художники слова заимствовали у того же народного творчества, как-то: сказки А.С. Пушкина, «Конек-горбунок» П.П. Ершова, «Аленький цветочек» К.С. Аксакова, «Три медведя» Л.Н. Толстого; большинство их доступно уже детям дошкольного возраста. В исследовании Т. Алиевой также подчеркивается значение сказки для развития ребенка: «Сказка созвучна естественному стремлению ребенка оживить и очеловечить весь окружающий мир. Не вызывает недоумения у малыша живой, веселый колобок или печь, говорящая человеческим голосом; звери в сказке действуют, как люди. Ребенок отождествляет себя с героями сказок, отдельные персонажи становятся его воображаемыми друзьями. Малыш фантазирует: «Я Никита Кожемяка. Я змея победил»; «Посмотри, я светлячок. Когда я надуваю щеки, я всем людям дорогу освещаю». Он зовет к себе в гости Оле-Лукойе, путешествует с гномом и побеждает врагов вместе с героями сказок». Представляет интерес положение Т. Алиевой о том, что для развития творческого восприятия сказки имеет большое значение знакомство с несколькими вариантами одного сюжета. Например, «Теремок» в обработке М. Булатова и «Теремок» в обработке Е. Чарушина; «Заюшкина избушка» О. Капицы и «Лиса и Заяц» В. Даля; «Гуси-лебеди» М. Булатова и «Привередница» В. Даля. Улавливая сходство и непохожесть предложенных сказок, ребенок удивляется, недоумевает. Но такое сопоставление разрушает стереотипность восприятия сказочного текста как канонического, неизменного, формирует в ребенке представления о возможности вариативности в развитии действия, о разнообразии характеров персонажей. Эти представления помогут ему в дальнейшем самому фантазировать на основе известных сюжетов. Множество сказок, запечатленных в памяти ребенка - богатая почва для его собственной фантазии. Основной целью исследования А.Е. Шибицкой «Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок» было обучение детей 6-7 лет способам творческой словесной деятельности на материале русских народных сказок. В этой работе описываются приемы, способствующие подготовке и формированию творчества на разных этапах педагогического руководства. На первом этапе рекомендуется активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. На этом этапе происходит более глубокое усвоение детьми содержания, образов, сюжетов сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого - к малому» и «от малого к большому», традиционные зачины и концовка и т. д. Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие повествования сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет. Экспериментальные данные, полученные в работе С. Алиевой, свидетельствуют о том, что использование продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) для усвоения содержания сказок и обогащения речи детей является эффективным средством, облегчающим детям усвоение родного языка. О.С. Ушакова уточняет, что фактором, который воедино связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество, является развитый поэтический слух. В это понятие входит осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т.е. способность воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности. Чувство поэтического языка развивается путем практических упражнений при выполнении творческих заданий. Детям дошкольного возраста недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными способами выражения в слове образности вполне отвечает их возможностям. Для того чтобы ребенок стал активен в словесной творческой деятельности, ему необходимо овладеть элементарными способами выражения в слове определенного содержания. А для этого надо помочь ему увидеть живое слово в действии. Логических определений и терминов детям не дается, и вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане. В исследовании Г.А. Куршевой, показано, что развитие словесного творчества, протекает в тесной взаимосвязи с формированием художественного восприятия фольклорных произведений. Разработанная ею методика формирования эстетического восприятия мордовского детского фольклора и на его основе развитие речи, а также словесного творчества детей показала, что планомерное систематическое использование фольклора в процессе развития речи детей, включающее ознакомление детей с жанрами фольклора и их особенностями, использование специальных упражнений, творческих заданий, соотнесение их с произведениями музыкального и изобразительного национального искусства положительно повлияло на развитие словесного творчества старших дошкольников. В работе Л.В. Таниной словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений. Развитие словесного творчества может быть плодотворным на основе воздействия синтеза искусств: восприятия литературных произведений, при котором основное внимание обращается как на содержание, так и художественную форму; использования музыки, соответствующей содержанию литературных произведений; подбора иллюстраций и последующего рисования сюжетов; постановки спектакля по сочинениям детей как итог всей художественной деятельности. На всех этапах экспериментального обучения серьезное внимание уделялось развитию всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлению с художественной литературой. Для занятий по ознакомлению с художественной литературой автором были отобраны произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносились тематически, по имени разных героев, или объединялись общими персонажами, но имели разные сюжеты и различное развитие действий (событий). На каждом занятии по литературе детей знакомили с содержанием и художественной формой произведения, обращали их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, давали творческие задания. После чтения произведений дети отвечали на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персонажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями и самих детей. Затем дети выполняли творческие задания, направленные на: - уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением; - включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями; - выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях; - придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам; - соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров; - подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки; - драматизация наиболее интересных отрывков произведений; - развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев; - рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения; - соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения. Развитие словесного творчества в работе Л.В. Таниной осуществлялось как на занятиях, так и вне их. На фронтальных занятиях детей обучали включению в текст диалогов действующих лиц, развивали умение соединять структурные части высказывания (начало, середина, конец) разнообразными способами цепной (через местоимения, лексический повтор, синонимическую замену) и параллельной связи. Вне занятий проводилась индивидуальная работа с детьми, в которой особое внимание уделялось развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений. Результатом проведенной работы стало сочинение детьми сценариев по мотивам знакомых литературных произведений, постановка спектаклей на их основе, умение импровизировать по ходу развития действия. Придумывание сказок рассматривается в методике как более сложный прием обучения, нежели чем придумывание рассказов. Поэтому некоторыми методистами рекомендуется начинать обучение рассказыванию с сюжетов реалистического характера с постепенным переходом к сказочным сюжетам. Например, с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты (М.М. Алексеева, В.И. Яшина). Воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное». Сказки на первых порах, рекомендуют исследователи, лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов. Л.В. Ворошнина выделяет приемы, способствующие творческому воображению на основе литературных произведений. Итак, творческое воображение в детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическому воздействию. Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию. К ним относятся следующие: - обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. - обогащение и активизация словаря. - работа по овладению структурой связного высказывания. - научить ребенка понимать задание «придумать», т.е. рассказать о том, чего на самом деле не было. Л.М. Ворошнина выделяет следующие требования к устному сочинению детей: - самостоятельность. - целенаправленность изложения. - композиционная целостность. - художественная выразительность. В трудах С.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, О.И. Соловьевой, М.И. Кониной, A.M. Бородич, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы: - совместное рассказывание, - образец рассказа, - анализ образца рассказа, - составление плана рассказа, - коллективное составление рассказа, - составление рассказа по частям, - оценка составленных рассказов воспитателем и детьми, - мотивационные установки, - рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам, - придумывание детьми продолжения авторского текста, - придумывание продолжения и завершения рассказа, - вспомогательные вопросы, - план в виде вопросов, - рассказывание по сюжету, предложенному воспитателем, - придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему. Подобрать сказку или отрывок для исполнения. Определить ее жанр, тип сказочника (образ рассказчика) идейно – тематический анализ, приемы общения со зрителями Понятие «сказка» - предмет многочисленных научных исследований и споров. Долгое время ученые не пытались дать определение сказки и, соответственно, не приводили ее жанровые признаки. Так, например, определения понятия и сущности сказки нет в трудах таких крупных отечественных исследователей фольклорных жанров, как П.В. Владимиров, А.Н. Пыпин. В.Я. Пропп отмечает, что в большинстве европейских языков нет обозначения этого вида фольклорного творчества, поэтому используются самые разные слова. Только в двух европейских языках - русском и немецком - имеются специальные слова для обозначения сказки: «сказка» и «Mдrchen». На латинском языке слово «сказка» передается с помощью слова fabula, которое имеет множество других дополнительных значений: разговор, сплетня, предмет разговора и т.д. («фабула» в литературоведении - «сюжет, предмет повествования»), а также рассказ, в том числе сказка и басня. Во французском языке для обозначения сказки употребляется слово, означающее «рассказ». Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой-невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды. Сказки отличаются своими национальными особенностями, но вместе с тем носят интернациональное начало. Одни и те же сказочные сюжеты возникают в фольклоре разных стран, что отчасти сближает их, но они и различны, поскольку отражают национальные особенности жизни того или иного народа. Несмотря на бурный XX-й век, переломивший историю России, русский человек не потерял своего духовного корня. Русский культурный код во многом сохранился, не столько адаптировавшись к большевизму, сколько адаптировав коммунистическую идеологию под себя. Уцелел он и в годы перестройки, пытавшейся устроить мышление русского человека на западный лад. Откуда эта вызывающая удивление устойчивость? Быть может, стоит поискать её истоки в русском фольклоре? Шаблоны советской пропаганды или насаждаемый ныне культ успеха (он же – культ золотого тельца) способны инфицировать уже довольно развитое сознание. Но гораздо раньше, когда мы только подступались к познанию мира, мы сталкивались с совсем другой культурной посылкой. Однажды мама открывала книжку и начинала читать нам сказку – из тех, что для самых маленьких. Например, сказку про Колобка. И мы впитывали слова, структурирующие нас на самом фундаментальном, базовом уровне. Им мы обязаны многим, и тем, что наши ценностные ориентиры таковы, каковы они есть, - в первую очередь. Чему же способен научить нас «Колобок»? Вернее, чему нас он уже научил? Это – весьма незатейливая, но богатая в духовном плане история. Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок. — Да из чего испечь-то? Муки нет. Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано. Запаса на год не хватило, значит, бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет. — Эх, старуха! -, говорит старик. - По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и найдется. Первый урок сказки: не давай места унынию. Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно. Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно невысший сорт. И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь. А что же старуха? Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили... Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть. Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это – дар любви. И вот он положен на окошечко студиться, и с этого момента начинается собственная история Колобка. Открытое окно – это символ, знак открытой возможности. И Колобок ею воспользовался. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку. История личности всегда начинается с выбора. В тот момент, когда мы делаем свой первый самостоятельный выбор, мы сдаём экзамен как личность: что из нас получилось, какие пути мы выбираем. Стоит разобраться, какой выбор сделал Колобок. Сначала – отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения. Предназначение Колобка сугубо утилитарно – его должны были съесть старик со старухой. Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка – послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари - служить своему Творцу. Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно, ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения. Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор? И тут оказывается, что у Колобка не было никакой особенной цели. Сбежать-то он сбежал, а что делать дальше – не слишком задумывался. Катился, куда глаза глядят, куда дорожка ведёт. А дорожка вела в лес – всё глубже и глубже… Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился…». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно - не очень важно, важно – что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было… И вот катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: - Колобок, Колобок! Я тебя съем! Колобок пытается с Зайцем договориться: «- Не ешь меня, Косой. Я тебе песенку спою». Фактически он предлагает сделку: Заяц слушает песенку и отказывается от притязаний на Колобка. Но сделка эта – нечестная. Песенка служит лишь обманным манёвром. «И от тебя, Зайца, не хитро уйти!» - торжествуя, поёт, убегающий Колобок. Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения от собственной личности. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен. Все труды старухи превращены в предикаты собственной персоны, как будто Колобок обязан своим появлением на свет исключительно себе. Дары, полученные от Создателя, не признаются дарами, в результате Создатель оказывается, как бы ни при чём, и может быть отринут. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться из любой ситуации. Первоначальный успех его окрыляет. Он не замечает, что дорога заводит его всё глубже в лес, и звери, которые ему встречаются, становятся всё страшнее. Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка – мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно. Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. Известный собиратель русского фольклора А.Афанасьев приводит вариант, в котором сказано прямо, без экивоков: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! И скушала». В духовном ослеплении мы теряем разум и даже обычную житейскую рассудочность. Побуждаемые собственной греховностью и искушением врага, действуем сдуру и гибнем. А как ещё могла закончиться история Колобка? Мог ли быть у неё счастливый конец? Нет. Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем не надлежащем месте, про тебя скажут - «докатился». Поэтому Колобка всерьёз не жалко. Дети, конечно, переживают за героя, но без слезы. Они чувствуют, что произошло то, что должно было случиться. Колобка должны были съесть и съели. Но, поскольку он отринул своё предназначение, ему не удалось послужить добрым людям, и достался он персонажу коварному и хитрому. На нашего хитреца Колобка, нашёлся ещё больший хитрец. Таков духовный закон. Эти уроки по своей природе - глубоко христианские. И мировоззрение, которые мы получаем благодаря нашим первым сказкам, формирует христианский характер русского народа. Это вселяет надежду. Пока наши матери читают своим детям такие сказки, мы сможем сохранить нашу культурную идентичность и противостоять злому духу века сего. Заключение Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов, сказок. Художественный текст представляет собой многоуровневую структуру. Филологический анализ текста - это выявление особенностей структурных компонентов, их взаимосвязей с целью установить культурную, эстетическую, морально-этическую, научную ценность. Список литературы Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-П., 2006 г. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. - /Состав. Ю.Г. Круглов и др. - М.: Высшая школа, 2003. - 710 с. Кнебель М. О. Слово в творчестве актёра/ М.О. Кнебель.- М., 2009. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. М., 2009. Ласкавая Е. Сценическая речь/ Е. Ласкавая. - М., 2006. |