Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ»

  • 1. Об авторе гештальт-терапии

  • Гештальт-терапия. Контрольная работа гештальттерапия


    Скачать 66.72 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа гештальттерапия
    Дата23.12.2022
    Размер66.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГештальт-терапия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #860773
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГАОУ ВО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

    КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    «ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ»
    29П173 – з/1


    Выполнил работу

    студент 3 курса

    заочной формы обучения



    Олещенко

    Александр

    Александрович




    Тюмень, 2021

    Оглавление





    1. Об авторе гештальт-терапии 2

    2. Предпосылки для разработки гештальт-терапии 8

    3. Основные идеи гештальт-терапии 13

    4. Цели, задачи, методы, психотехники гештальт-терапии. Основные сферы воздействия 18

    5. Возможности и ограничения гештальт-терапии 27

    Список литературы 29


    1. Об авторе гештальт-терапии



    Гештальт-терапия (далее – ГШТ) создана американским психологом и психотерапевтом Фредериком Перлзом на основе идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанализа. Ф. Перлз, по собственному признанию, не прочитал ни одного учебника по гештальт-психологии, но создал гештальт-терапию. Союзник многих видных деятелей гуманистической психологии, никогда не причисляемый к ней. Фрейдист, на склоне лет он говорил о «фрейдистском вздоре».

    Фредерик (Фриц) Соломон Перлз (1893-1970) родился в Берлине. С «приключениями» закончив школу, Перлз продолжил образование на медицинском отделении Фрейбургского университета, затем Берлинского, где в 1920 г. получил степень доктора медицины. Будущему лидеру нового направления очень повезло с женой: Лора Перлз была доктором гештальт-психологии, и она вложила свои знания в разработку того, что потом превратилось в гештальт-терапию.

    В конце 20-х Перлз заинтересовался психоанализом. Лично встретиться с Фрейдом тогда не удалось, но он сумел наладить контакты со многими представителями психоаналитического движения, у некоторых проходил психоанализ. О результатах вспоминал так: «От Фенихеля я получил нарушение ориентации, от Райха - наглость, от Хорни - способность к участию без злоупотребления специальной терминологией» [2, с. 5]. Он успел поучиться и в театральной школе, основателем которой был Макс Рейнгардт.

    В 1933 г. Перлз эмигрировал в Южную Африку, где основал Институт психоанализа.

    В 1936 г. он приехал в Германию на психоаналитический конгресс, где наконец встретился с Фрейдом. Эту встречу Перлз назвал одним из самых больших разочарований в своей жизни. Она длилось около 4-х минут: Фрейд застыл в дверном проеме и даже не вышел в комнату, где находился гость. Короткий разговор ограничился несколькими общими фразами. Позднее Перлз писал: «…Я пытался сделать психоанализ духовным домом, религией. Позже пришло просветление: я должен принять всю ответственность за свое существование на себя» [2, с. 7]. Тем не менее, он всегда сохранял уважение к Фрейду как к великому ученому.

    В 1946 г. по приглашению Хорни и Фромма Перлз приехал в Нью-Йорк и начал сотрудничество с Полом Гудменом - непризнанным писателем, эссеистом и поэтом. Гудмен сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него могли бы остаться в черновиках. Результатом их работы стала книга «Гештальт-терапия» (1951 г.).

    Большое влияние на Перлза оказал Карл Юнг. Мистический Юнг верил в человеческий импульс самовыражения. Его интерпретации сновидений отличались от фрейдовских. Сновидение Юнг рассматривает не как попытку маскировки, а, напротив, как попытку выражения. Юнг считал, что его задача - новое решение и интеграция. Более того, он рассматривал каждый элемент сновидения как аспект самого человека и полагал, что индивидуализация каждого требует новой расстановки этих спроецированных качеств. Перлз развил концепцию сновидений Юнга. Он стал разыгрывать с пациентом разные части его сновидения, восстанавливая многое из того, что было утрачено человеком. В дальнейшем для того, чтобы человек смог присвоить свои проективные части, ГШТ стала рассматривать сновидение как установление контакта с другими.

    Другое положение Юнга, которое было принято ГШТ, - идея полярностей, присущих человеческой натуре. Юнг задает эти полярности своими «архетипами», такими как Анима и Анимус, а также Тень - смутный, но неизбежный спутник публично предъявляемой Персоны. Перлз заинтересовался этой идеей и постепенно пришел в выводу, что борьба полярностей часто ограничивает энергию человека. В результате он разработал новый метод - использование диалога и пустого стула. Этот метод помог высвободить и использовать энергию. Метафору Перлза «собака сверху» - «собака снизу» можно рассматривать как более динамичное подтверждение идеи Юнга «Тень против Персоны». Борьба между «собакой сверху» и «собакой снизу» также часто похожа на столкновение между Ид и Суперэго. В диалоге возможно достичь нового уровня уважения и понимания, а это является предпосылкой для разрешения или ослабления конфликта [15].

    Вильгельм Райх очень активно интересовался наблюдаемым человеческим поведением. Это вылилось в его исследования о теле как о выразителе и одновременно вместилище переживаний и проблем человека. Тело воплощает привычную структуру, которая обнаруживает и записывает попытки разрешить конфликты. Райх описывал чувственную природу всего тела и исследовал отношение между телесным «панцирем» и «панцирем» характера.

    Работа Перлза продвинула внимание к телу еще дальше. В жестах и позах он искал следы прошлого опыта, обращая на них внимание, а не игнорируя их, помогая преобразовывать прошлые застойные привычки в адаптивное поведение. Перлз отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует. Перлз очень верил в то, что он называл «мудростью организма». Он рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

    Перлз полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлзу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды - фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами. Вся система организма стремится к гомеостазу (равновесию) – если я задержу дыхание, то потом все равно вынуждена буду начать дышать. При болезни вырабатываются клетки - антитела. Организм сам без нашего контроля делает это. Также происходит и с потребностями среды. На уровне социальной среды и возникает большинство проблем, потому что не удовлетворены потребности и первая из них – потребность в любви. Чувства – это оценка удовлетворения потребности [8, с. 156-158].

    В начале 1960-х гг. Перлз переехал в Калифорнию, где вошел в штат знаменитого Эсаленского института. Он проводил семинары, групповые занятия, демонстрации. Перлз и его метод приобрели широкую популярность, появилось большое количество последователей, в частности, в Кливленде и в Калифорнии. Но этот же период стал наиболее спорным в развитии ГШТ [2, с. 8].

    В 1969 г. Перлз перебрался в Британскую Колумбию, основал гештальт-общину и опубликовал наиболее известные работы - «Гештальт-терапия в дословном изложении» и «Внутри и вне помойного ведра» [10] - научную автобиографию, написанную в весьма специфической манере. Многие рекомендуют начинать знакомство с теорией Перлза именно с нее, поскольку там наиболее выпукло и зримо предстает фигура создателя ГШТ: без этого трудно представить его новаторские идеи. Ведь лучшим специалистом по Перлзу был и остается сам Перлз.

    Как утверждают современники, он далеко не всегда был настолько ответственным, насколько, по его мнению, должен стать человек по завершении курса ГШТ. Это не мешало ему быть жизнерадостной и «харизматической» личностью

    Незадолго до смерти Ф. Перлз работал над двумя книгами - «Гештальтподход» и «Свидетель терапии», изданными в 1973 г. В трудах этого оригинального теоретика и практика по сей день продолжают черпать вдохновение все новые поколения психологов, повторяя на свой лад его своеобразную заповедь:

    Я делаю свое, а ты делаешь свое.

    Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

    А ты живешь в этот мире не для того, чтобы соответствовать моим.

    Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг, друга - это прекрасно.

    Если нет, этому нельзя помочь [2, с. 10].

    В чем смысл этой молитвы? Во-первых, каждый человек отвечает лишь за самого себя в этой жизни. Да, каждый человек имеет право не брать на себя ответственность за чью-то жизнь при достижении своих личностных целей. Во-вторых, эта молитва выражает собой протест против давления общества и семьи, которое заставляет человека подчиняться ожиданиям других людей. Но эта молитва не призывает наплевательски относиться к желаниям и чувствам других людей! Наоборот, психолог-гештальтист обеспечивает своим клиентам более высокий уровень осознания себя, более высокий уровень риска и учит брать на себя ответственность за боль личностного развития.

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта