Главная страница
Навигация по странице:

  • Frederick S. Perls, M.D., Ph.D.

  • ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

  • Часть 1

  • Глава 3

  • Глава 7

  • Самость, эго, ид и личность 229

  • Творческое приспособление: II. Финальный контакт и пост-контакт. 298

  • II. Типичные структуры и границы 346

  • Взаимодействие организма и среды

  • Что является предметом психологии

  • Определение психологии и патологической психологии

  • Фигура контакта на фоне поля организм/среда

  • Терапия как гештальт-анализ

  • Фредрик Перлз - Теория гештальт терапии. Перлз Теория гештальттерапии


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеПерлз Теория гештальттерапии
    АнкорФредрик Перлз - Теория гештальт терапии.doc
    Дата23.12.2017
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФредрик Перлз - Теория гештальт терапии.doc
    ТипРеферат
    #12682
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    Фредерик ПерлзТеория гештальт-терапии


    www.e-puzzle.ru

    Frederick S. Perls, M.D., Ph.D.

    THEORYOF GESTALT THERAPY

    EDelta Books

    Фредерик Перлз

    ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

    Институт общегуманитарных исследований Москва 2004

    УДК 615.8 ББК 53.57 П27

    Перлз Ф. Теория гештальттерапии — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 384 с.
    Фриц Перлз — один из самых эксцентричных и эффективных психотерапевтов нашего столетия. Его работы — это сплав юмора, поэзии и прозрения. В этой книге вы найдете ясное изложение всех основных идей и методов гештальттерапии.
    ISBN 5-88230-091-6

    Перевод с английского Влада Кислюк, Александра Корнева, Вероника Петренко.

    © Институт общегуманитарных исследований, перевод, редакция, оформление серии, 2004

    НОВИЗНА, ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
    Содержание

    Часть 1

    Введение. 6

    Глава 1

    Структура развития 6

    Глава 2

    Различия во взглядах и различия в терапии 21

    Часть 2

    Реальность, человеческая

    природа и общество 47

    Глава 3

    «Разум», «тело» и «внешний мир» .47

    Глава 4

    Реальность, чрезвычайная ситуация и оценка 76

    Глава 5

    Созревание и вспоминание детства 102

    Глава 6

    Человеческая природа и антропологая невроза 130

    Глава 7

    Вербализация и поэзия 151

    Глава 8

    Антисоциальность и агрессия 173

    Глава 9

    Конфликт и само-угнетение 204

    Часть 3

    Теория самости 229

    Глава 10

    Самость, эго, ид и личность 229

    Глава 11

    Критика психоаналитических теорий самости 248

    Глава 12

    Творческое приспособление:

    I. Пре-контакт и контактирование 273

    Глава 13

    Творческое приспособление: II. Финальный контакт и пост-контакт. 298

    Глава 14

    Потеря эго-функции: 1. Вытеснение; Критика фрейдовской теории вытеснения. 318

    Глава 15

    Потеря эго-функции:

    II. Типичные структуры и границы 346


    Часть 1

    Введение

    Глава 1 Структура развития

    1. Граница контакта

    Опыт возникает на границе между организмом и его окружением, главным образом — на поверхности кожи и других органов, отвечающих за сенсорную и моторную реакции. Опыт представляет собой функцию этой границы, и психологически реальны «целостные» конфигурации ее функционирования: достигаемые цели, выполняемые действия. Целостность опыта не включает в себя «все», но является определенной единой структурой; и с психологической точки зрения все остальное (в том числе и само представление об организме и окружающей среде) - это абстракция, предположение или возможность, возникшая в данном опыте, как намек на некий другой опыт. Мы говорим о том, что организм контактирует с окружающей средой, но самой простой и первой реальностью является именно контакт. Вы очень быстро почувствуете это, если, вместо того чтобы просто смотреть на объекты перед собой, осознаете, что эти объекты находятся в поле вашего зрения. А если вы почувствуете, как это поле, так сказать, совпадает с вашими глазами, тогда вы поймете, что в действительности видите свои глаза. Затем обратите внимание, как объекты в этом овальном поле зрения начинают обретать

    эстетические качества, связанные с пространством и цветом. То же самое вы можете ощутить и в связи со звуками «снаружи»: корень их реальности — на границе контакта, и на этой границе они воспринимаются как единые структуры. Это касается и движений: вы осознаёте полет брошенного мяча, расстояние между вами сокращается, и вашему моторному импульсу приходится, так сказать, вырваться на поверхность, чтобы встретить его. Цель всех практических экспериментов и теоретических обсуждений, содержащихся в этой книге, состоит в том, чтобы, проанализировать функцию контактирования и повысить осознавание реальности.

    Мы используем слово «контакт» - «соприкосновение» с объектами, - подразумевая и сенсорное осознавание, и моторное поведение. Предположительно, существуют примитивные организмы, у которых осознавание и моторная реакция - это одно и то же действие; и в организме более высокого уровня при наличии хорошего контакта всегда можно продемонстрировать сотрудничество ощущения и движения (а также чувства).

    1. Взаимодействие организма и среды

    В любых биологических, психологических или социологических исследованиях мы должны начинать со взаимодействия организма и среды. Нет смысла говорить, например, о животном, которое дышит, не принимая во внимание воздух и кислород, или говорить о питании, не упоминая пищу, о зрении - не учитывая свет, о движении - без гравитации и поддерживающей почвы, о речи - не принимая во внимание говорящего. Ни одна функция животного не может быть осуществлена без внешних объектов и окружающей среды; это относится как к вегетативным функциям, таким как питание и сексуальность, так и к функциям восприятия, моторике, чувствам и мышлению. Понятие гнева подразумевает фрустрирующий объект; мышления — наличие затруднений в практике. Назовем это взаимодействие организма и внешней среды, охватывающее все функции, «полем организм/окружающая среда» (организм/среда), и уясним себе, что-вне зависимости от того, какие теории мы развиваем относительно импульсов, влечений и т.д., мы всегда говорим об этом поле взаимодействия, а не об изолированном организме. Когда организм способен передвигаться в обширном пространстве и имеет сложную внутреннюю структуру (как, например, животное), создается впечатление, что можно говорить о его свойствах или частях (например, о коже и ее составе), как о чем-то обособленном; но это всего лишь иллюзия, возникающая оттого, что перемещение в пространстве или какие- то части тела привлекают к себе внимание на относительно стабильном и простом фоне.

    Человеческое поле организм/среда, конечно же, не только физическое, но и социальное. Поэтому, когда мы изучаем человека (это касается человеческой физиологии, психологии и психотерапии), мы должны говорить о поле, в котором взаимодействуют, по меньшей мере, социально-культурные, биологические и физические факторы. Представленный в этой книге подход является «целостным» в том смысле, что мы стараемся детально рассматривать каждую проблему через призму социально- биологически-физического поля. С этой точки зрения, исторические и культурные факторы, к примеру, не могут рассматриваться в качестве ус

    ловий, усложняющих или модифицирующих более простую биофизическую ситуацию; они неотъемлемы от проблемы в том виде, в котором она предстает перед нами.

    1. Что является предметом психологии?

    Если вдуматься, в двух предыдущих разделах содержатся очевидные вещи, и нет ничего экстраординарного. В них утверждается, (1) что опыт - это, в конечном счете, контакт, происходящий на границе организма и окружающей его среды, и (2) что любая человеческая функция - это социальнокультурное, биологическое и физическое взаимодействие в поле организм /среда. Теперь давайте объединим эти два утверждения.

    Все биологические и социальные науки имеют дело со взаимодействиями в поле организм/среда, но психология изучает функционирование самой контактной границы в этом поле. Это необычный предмет, и нетрудно понять, почему психологам всегда было трудно обрисовать предмет своих исследований. Когда мы говорим «граница», мы думаем о «границе между одним и другим»; но контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она, скорее ограничивает организм, заключает его в себя и защищает, и в то же самое время соприкасается с окружающей средой. То есть (хотя это может показаться странным) контактная граница, например, чувствительная кожа, - это не столько часть «организма», сколько орган особой связи организма и окружающей среды. Вскоре мы постараемся продемонстрировать, что эта особая связь представляет собой главным образом рост. Человек ощущает не состояние органа (иначе это была бы боль), а взаимодействие в поле. Контакт - это осознавание поля или моторная реакция в нем. Именно по данной причине этот контакт — функционирование границы организма — претендует на то, чтобы представлять собой сообщение о реальности, то есть о чем-то большем, чем побуждения или пассивность самого организма. Давайте рассмотрим контактирование, осознавание и моторную разрядку в самом широком смысле: сюда входят аппетит и отвращение, приближение и избегание, ощущение, чувство, манипулирование, оценка, общение, борьба и так далее, - все живые отношения, которые возникают на границе при взаимодействии организма и внешней среды. Психология рассматривает любые формы контакта. (То, что называют «сознанием», скорее всего, является особой формой осознавания, контактной функцией, начинающей действовать, когда возникают трудности в приспособлении.)

    1. Контакт и новизна

    Изучая животное, свободно перемещающееся в обширной и разнообразной внешней среде, мы увидим, что у него должен быть очень широкий диапазон контактных функций, поскольку организм живет в среде благодаря тому, что поддерживает свою отдельность, свои отличия, и, что еще важнее, благодаря тому, что вбирает в себя окружающую среду. Именно на границе отвергаются опасности, преодолеваются препятствия, а подходящее для ассимиляции выбирается и присваивается. Ассимилируемые явления всегда представляют собой нечто новое; организм сохраняется, потому что усваивает новое, развивается и изменяется. Например, пища, как говорил Аристотель, - это то, что из «непохожего» unlike») становится «похожим» like»); и организм, в свою очередь, тоже меняется в процессе ассимиляции. Контакт - это, в первую очередь, осознавание новизны, которую можно ассимилировать, и движение к ней, а также отвержение новизны, которую ассимилировать нельзя. То, что постоянно остается неизменным и не вызывает никакой реакции, не является объектом контакта. (Так, например, с самими органами, пока они здоровы, контакта нет в силу их консервативности.)

    1. Определение психологии и патологической психологии

    Из всего вышесказанного мы должны сделать вывод, что любой контакт является творческим и динамичным. Он не может быть рутинным, стереотипным или просто консервативным, потому что ему приходится иметь дело с новыми явлениями, ведь только новизна является питательной средой. (Но внутренняя неконтактная физиология организма консервативна, как и сами органы чувств.) С другой стороны, контакт не может пассивно принять или просто приспособиться к новизне, поскольку новое должно быть ассимилировано. Любой контакт

    это творческое приспособление организма и среды. Осознанная реакция в поле (как ориентация, так и манипуляция) является фактором роста в этом поле. Рост - это функция контактной границы в поле организм/среда; именно благодаря творческому приспособлению, изменению и росту сложные органические целостности живут в поле, то есть в более обширной целостности.

    Следовательно, наше определение будет таким: психология - это наука о творческом приспособлении. Предмет психологии - это постоянный переход от новизны к обыденности, происходящий в результате ассимиляции и роста.

    Соответственно, патологическая психология - это наука, изучающая прерывания, сдерживания и другие нарушения процесса творческого приспособления. Например, мы должны рассматривать тревогу (постоянно присутствующую в неврозах) как результат прерывания возбуждения творческого развития, сопровождающийся удушьем; а различные невротические «характеры» — как стереотипные паттерны, ограничивающие гибкий процесс творческого подхода к новым явлениям. Поскольку контакт с реальностью появляется в ходе творческого приспособления организма и среды, а у невротика этот процесс блокирован, он «теряет контакт» со своим миром; вместо мира появляются галлюцинации, он все больше заполняется проекциями, вычеркивается или становится нереальным какими- либо другими способами.

    Творчество и приспособление - это две полярности, они необходимы друг другу. Спонтанность - это схватывание интересных и питательных элементов окружающей среды, возбуждение и развитие с их помощью. (К несчастью, в психотерапии «приспособление», «принцип реальности» - это, как правило, проглатывание стереотипа.)

    1. Фигура контакта на фоне поля организм/среда

    Давайте вернемся к идее, с которой мы начали: воспринимаемые в опыте единицы являются едиными структурами. Контакт (работа, результатом которой является ассимиляция и рост) - это формирование фигуры интереса на фоне (или в контексте) поля организм/среда. Осознаваемая фигура (гештальт) - это ясное, живое восприятие, образ или понимание (инсайт); в моторном поведении - это грациозные энергичные движения, обладающие собственным ритмом, слаженностью и так далее. В каждом случае потребность и энергия организма, а также возможности, предоставляемые внешним миром, — все вместе объединяются в фигуру.

    Формирование фигуры/фона - это динамичный процесс, в ходе которого потребности и ресурсы поля постепенно передают свою энергию интересу, яркости и силе доминирующей фигуры. Следовательно, бессмысленно пытаться рассматривать любое психологическое поведение в отрыве от социокультурного, биологического и физического контекста. В то же время фигура - это специфически психологическое явление: она обладает особыми качествами яркости, ясности, целостности, грации, живости, свободы, очарования и так далее; какие именно качества мы воспринимаем в первую очередь, зависит от того, какой контекст (фон) мы считаем первичным - перцептивный, чувственный или двигательный. Тот факт, что гештальт обладает специфическими психологическими качествами, очень важен для психотерапии, поскольку он обеспечивает нас автономным критерием глубины и реальности переживания. Теории о «нормальном поведении» или «приспособлении к реальности» можно использовать только в исследовательских целях. Когда фигура смутная, расплывчатая, когда она лишена грации и ей не хватает энергии («слабый гештальт»), мы можем с уверенностью сказать, что контакт неполный, что-то в окружающей среде воспринимается лишь в общих чертах, не выражена какая-то жизненно важная органическая потребность; человек не «полностью здесь», то есть его поле не может передать свою энергию и ресурсы для завершения фигуры.

    1. Терапия как гештальт-анализ

    Таким образом, терапия представляет собой анализ внутренней структуры реального переживания вне зависимости от степени контакта. Мы смотрим не столько на то, что воспринимается, вспоминается, делается, говорится и так далее, сколько на то, как вспоминается то, что вспоминается, и как говорится то, что говорится: с каким выражением лица, каким тоном, каким голосом, как синтаксически, в какой позе, с какими эмоциями, оговорками, с уважением или неуважением к другому человеку и так далее. Работая с согласованностью и разлаженностью этой структуры восприятия здесь и сейчас, можно изменить динамические взаимоотношения фигуры и фона, усилить контакт, повысить осознавание и насытить поведение энергией. Важнее всего то, что достижение сильного гештальта само по себе целительно, потому что фигура контакта является творческой интеграцией опыта.

    С начала существования психоанализа присущее гештальту «ага-переживание» занимало особое место. Но всегда оставалось загадкой, почему «простое» осознавание (например, воспоминание) должно излечивать невроз. Однако следует отметить, что осознавание - это не размышление о проблеме, оно само по себе является творческой интеграцией

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта