Главная страница
Навигация по странице:

  • Но экономическая

  • политическая

  • Философия о проблеме свободы человека. Контрольная работа по дисциплине Философия Тема 24 Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки


    Скачать 153.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Тема 24 Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки
    АнкорФилософия о проблеме свободы человека
    Дата18.04.2022
    Размер153.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия о проблеме свободы человека.doc
    ТипКонтрольная работа
    #483106
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    3. Разные грани свободы: политическая, экономическая, нравственная... Их взаимосвязь. Проблема отчуждения личности



    Свободу нельзя свести только к тому, о чем чаще всего говорят и пишут средства массовой информации – к свободе политической. В действительности же свобода есть понятие многоплановое, многогранное.

    Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о свободе от эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средства производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации - дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

    Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (предпринимательство, труд по найму и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность15.

    Крайне важна свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других свобод - экономической, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, так как цивилизованное общество (тем более современное) немыслимо без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого участия народа в решении затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.

    Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной - свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах и в обществоведческой литературе именуется "свободой совести". Обычно при употреблении этого термина имеется в виду свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также право на религиозную либо атеистическую пропаганду.

    И все-таки свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, и поэтому является относительной. Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами.

    В истории философии проблема отчуждения относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают человечество. Более того, данная проблема особенно актуальна в наше время, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия. Необходимо отметить, что сегодня философская категория — отчуждение, широко используется и в других научных сферах, таких, как социология, психология, криминология, право. Проблема отчуждения человека освещена была многими философами различных стран и эпох. Обращаясь к самому понятию и истории происхождения термина «отчуждение», нужно отметить, что оно выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия.16

    Тема отчуждения впервые появляется в эпоху барокко и рассматривается сторонниками теории «общественного договора» Ж. Ж. Руссо, Дж.Локком, Т.Гоббсом, К. А. Гельвецием.

    Они характеризовали современное им общество как общество отчуждения — делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него «подлинность», ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека.

    Немецкий философ Фихте первым употребил термин «отчуждение» в философском смысле, подразумевая при этом два значения — полагание объекта (мира, вещей в себе) есть не что иное, как становление субъекта внешним, а также то, что объект следует понимать как ставший внешним разум. В культуре Франции, щедрой на философов-моралистов, также обсуждались загадки человеческой природы.

    К примеру, философ-экзистенциалист Альбер Камю утверждал, что понять жизнь — значит различать за ее изменчивыми малодостоверными обликами лик самой судьбы и истолковать в свете последней очевидности нашего земного удела.

    Труды Камю претендуют на то, чтобы быть трагедиями метафизического прозрения, рассматривается житейско-исторический пласт, бытийная правда существования личности на земле.

    И проблема отчуждения человека от самого себя и от общества является одной из центральных проблем.

    Так, к примеру один из героев его произведения «Посторонний» Мерсо выбирает отрешенность, отделяется от общества, становится «чужаком».

    Его рассудок, кажется, поддернут легким туманом, и уже при чтении начальных глав романа создается впечатление, что герой пребывает в состоянии полусна.

    Немецкий философ К.Маркс выделял четыре вида отчуждения — отчуждение от процесса труда, продукта труда, других людей и человеческого в себе. Видный представитель гуманистического психоанализа Эрих Фромм считал отчуждение главным фактором современного ему капиталистического общества. Отчуждение, каким мы видим его в современном нашем обществе, носит почти всеобщий характер, пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к природе, к своим ближним и к самому себе.17

    Человек создал мир рукотворных вещей, какого никогда не существовало прежде.

    Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом.

    Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо. Он противостоит себе и своим собственным силам, воплощенным в созданных им вещах и отчужденным от него. Он больше не принадлежит себе, а находится во власти собственного творения.

    Отчуждение захватывает и межличностные связи, это отчуждение от общества. Степень остроты отчуждения как общественного отношения зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от того социокультурного и психологического фона, на котором оно реализуется. Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего, разъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей.

    Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни. Более того, как утверждал Ж. П. Сартр, невозможно подлинное сближение между людьми, ибо «другой» стремится превратить человека лишь в средство удовлетворения своих желаний. Именно отсюда и вытекает, что все межличностные отношения — это конфликт и как результат — одиночество. Человек одинок, по мнению Сартра, и нет мира, который был бы общим для всех людей. Есть только человек, замкнутый в своем собственном внутреннем мире и постоянно испытывающий, переживающий страх, тревогу, заботу, одиночество, скуку.

    Хотелось бы отметить, что отношение отчужденного человека к миру характеризуется такими чертами, как восприятие мира как застывшего и схематичного, низким уровнем об особенностях социально-политической системы, отсутствием интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности, абсолютной верой в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу, менее логичным мышлением и познавательной замкнутостью, высоким уровнем страхов, поверхностным отношениям между людьми.

    Отчуждение от самого себя ведет к неадекватности и презрению, экстремизму, ослаблению чувства ответственности, зависти, неудовлетворенности жизнью, пессимизму, чувству одиночества, восприятию других людей как угрозы, презрению к себе. «Протест против обесценивания человеческой жизни, «отчуждения» личности и тенденции к превращению ее в «одномерного человека» выразился у этой части молодежи в тотальном отрицании всех институтов, норм и ценностей современного общества».18

    В экзистенциальной философии отмечается, что человек находится в пограничном состоянии, балансируя на границе между жизнью и смертью. Также необходимо отметить, что внедрение техники привело к отчуждению человека от труда и как следствие от общения тоже. Еще один из важных аспектов проблемы отчуждения- это проблема отчуждения личности от природы. Экзистенциалистами процесс отчуждения человека от природы рассматривается в нескольких аспектах. Констатируется, например, факт того, что техника превратилась в самостоятельную, существующую по собственным законам силу.

    Такие мыслители, как М.Хайдеггер и К.Ясперс, считают, что так называемое техногенное отчуждение стало главенствующим именно в XX веке, различные технические новшества все больше господствуют над человеком, заполняя предметное бытие личности. Проблема отчуждения от природы рассмотрена в экзистенциальном труде «Тошнота» французского философа Ж. П. Сартра. В частности, в произведении главный герой прикасается к камню на пляже, это вызывает у него «сладостное омерзение», при виде коры дерева, которое он рассматривает, его охватывает чувство омерзения. Природа, по мнению Ж. П. Сартра, чужда и враждебна человеку, вброшенному в нее случайно. Взаимоотношения природы и человека лишены гармонии.

    Человек Ж. П. Сартра не находит в природе ничего, чтобы представляло какую-то ценность для его существования. Главный герой романа «Тошнота» не видит смысла в восхищении природой. «Все это изобилие, — говорит Рокантен, — не оставляло впечатление щедрости, даже наоборот. Только глупцы могут рассказывать сказочки о силе и красоте жизни, восхищаться дыханием весны или пением птичек».

    Будучи частью природы, но отделившись от нее, более того, войдя в эпоху технологий и став их частью, человек начал отчуждаться от природы, начал разрушать ее. Природа оказалась растерзанной. Человек, почувствовав себя господином природы, вдруг обнаружил в себе поразительный синдром разрушительности. Осознавая, что натура — его единственный очаг, он в то же время начал жечь, испепелять, расщеплять, взрывать ее. В нем пробудились инстинкты погромности, вакханальные страсти. Человек тянется к искусственным структурам, потому что верит, что пересотворенный им мир, окажется более комфортабельным, управляемым. Торжествуя над природой, он должен осознать, что в случае исчезновения или фундаментального изменения природы он может исчезнуть как биологический вид, вполне возможной кажется гибель человечества от глобальной экологической катастрофы. Необходимо отметить, что сами отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из-под контроля и превращаются в силу, господствующую над обществом. Нередко это господство приводит к разрушительным последствиям в обществе: терроризм, наркомания, алкоголизм, отсутствие идеологического иммунитета и появление идеологического вакуума и другие. Таким образом, проблема отчуждения ведет к утрате всеобщих и социальных уз, влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта