Ответы экзамену по дисциплине. Ответы экзамену по дисциплине психологии личности Проблема
Скачать 112.5 Kb.
|
Ответы экзамену по дисциплине «психологии личности»
Понятие личности в философии, социологии и психологии. Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л.М. Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Б.Г. Ананьев. Личность – субъект общественного поведения и коммуникации. Б.Г. Ананьев пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности. Ананьев является сторонником широкой трактовки личности. В его концепции личности природные и общественно обусловленные аспекты личности не выступают как рядоположные. Биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности, только если они многократно опосредуются социальными свойствами личности. Рубинштейн С.Л. Личность – "живой человек из плоти и крови", вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму. В отечественной психологии одна из первых теорий, которая включала систематическое рассмотрение личности – теория С.Л. Рубинштейна. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Он выступает против: Идеализации личности; Функционализации – дробления на отдельные функции; Отрыва от деятельности; Сведения личности к сознанию. Рубинштейн отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром и другими людьми. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики, где описал становление личности в онтогенезе. В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Личность, по мнению Л. С. Выготского, – образование, возникающее на сравнительно поздних этапах онтогенеза. У Б.Ф. Ломова личность проявляется в совокупности с направленностью. Именно направленность определяет психологический облик личности, подчеркивал Ломов. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Предметом исследования в этом случае являются развитие личности и социально-психологические явления.
Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом. Понятие индивидвыражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, продукт развития жизни, взаимодействия со средой. Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересов, потребностях, способностях. Индивидуальность личности подчеркивают особые присущие человеку качества, выражают высокий уровень его развития.
Данная концепция – наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются: – отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного; – внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру; – каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение); – объективно существующая иерархическая зависимость подструктур; – исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств; – личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности. Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры. 1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. 2. Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». 3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. 4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур.
Конституциональн теория темперам Кречмера. Он издал книгу "Строение тела и характер", в которой старался отстоять мысль о том, что люди с определ типом строен тела имеют соответствующ психич особен и склонность к соответств психич заб. Кречмер выделил 4 конституцион типа: Лептосоматик (лептос - хрупк, тонкий, сома - тело)высок, плоск гр кл, длин конечн. Пикник (толстый)тучность, жир. Атлетик (борьба) мускул, крепкий, высок, широк плечи, узк таз. Диспластик (дис - плохо, пластик - сформир)груша. Кречмер также выделил еще 1 тип строен тела, которое назвал "неопредел". + 3 типа темпер: шизотиник (лептосомат) замкнут, угрюм, смена настроен, тяж приспос к окруж. иксатиник (атлетик) спокойн, не впечатлит, сдерж жесты и мимик, невысок гибкость иышлен. циклотиник ( пикник) маниак дипресс синдр, эмоц колебл м\у радостью и печаль, легко контакт с др. Тип строен тела и тип темпер связ с деят эндокр желез и хим сост крови. Морфолог теор Шелдона В концепц америк психол У. Шелдона выдел 3 осн типа соматич конституц («соматотипа»): эндоморф (вн орг - изб жира), мезоморф (мышцы) и эктоморф (кожа нервы - хрупк, плоск). Для эндоморф типа характер мягкость и округлость внеш облика, слабое развит костной и мускульн см; ему соответств висцеротонич Темпер с любовью к комфорту, чувствен устремлениями, расслаблен и медлен реакц. Мезоморф тип отлич жёстк и угловатостью облика, преоблад костно-мускульной смы, атлетичн и силой; с ним связан соматотонич Темперам с любовью к приключ, склонностью к риску, жаждой мускульн действий, активн, смелостью, агрессивн. Эктоморф типу конституц свойствен изящество и хрупк телесного облика, отсутств выраж мускулатуры; этому соматотипу соотв церебротонич Темпер, характеризующийся малой общит, заторможён, склонностью к обособлению и одиноч, повыш реактивностью. Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматич обусловлен самых разнообраз психич черт личн, в том числе таких, которые целиком определяются усл воспит и соц средой.
Характер — социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Психические свойства личности, из которых слагается характер, и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера. Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Свойства, черты характера во многом определяют все то, что различает нас, индивидуализирует или типизирует, дифференцирует, делает каждого из нас отдельной и по-своему яркой личностью. Иногда ряд неблагоприятных условий биологического и социального происхождения может способствовать формированию патологических вариантов характера Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Психопатии следует рассматривать как патологические характеры, сформировавшиеся под влиянием различных неблагоприятных (врожденных или приобретенных) факторов на основе аномалий высшей нервной деятельности. Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера (Леонгард). В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко). В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. По Леонагарду: дистимный, гипертимный, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный, эмотивный, педантичный, демонстративный, застревающий, возбудимый, экстравертированный, интровертированный. Личко выделил свои типы: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневратический, сензитивный, психостенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, комфорный.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность её обучения в какой-либо деятельности и совершенствования в ней. В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить след. направления: Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей. При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности. 1. Теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории способности - это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры знаменитых людей искусства и науки. Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года и т. д. 2. Теория приобретенных способностей. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать: деятельность опытных, выдающихся педагогов; особенности той или иной культуры; особенности воспитания. В настоящее время приверженцы этой идеи, например, в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей. Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как "строительный материал" в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Всякие способности в процессе развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы они была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание - задатки.
Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили). Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание. Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Следующая форма проявления направленности личности — это идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
Жизненный путь - “это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения”. К изучению жизненного пути личности отечественные психологи приступили еще в 30-е годы. Разработка С.Л. Рубинштейном подхода к личности как субъекту жизни указала путь ее исследования посредством анализа временного развертывания жизненного пути как реального процесса формирования, развития, изменения, движения человека. С.Л. Рубинштейн, а затем Б.Г. Ананьев сформулировали основные принципы исследования личности как субъекта жизнедеятельности: - принцип историзма, согласно которому биография должна рассматриваться как личностная история; - генетический принцип, на основании которого выделяются разные линии становления личности, положенные в основу выделения этапов, ступеней; - принцип связи жизненного движения личности с ее деятельностью, общением, познанием. Попытка интегрировать биографические и онтогенетические аспекты жизненного пути, кроме Б.Г. Ананьева принадлежит Ш. Бюлер, сделавшей акцент на индивидуальной истории личности, на закономерностях ее самовыражения в разные периоды жизни. Главной движущей силой психического развития Бюлер считает врожденное стремление человека к самоосуществлению и самоисполнению, "самость представляет собой ингенциональность или целенаправленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека". Самоосуществление - это и итог, и процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то, как хорошее самочувствие (до 1,5 лет), то как переживание завершения детства (12-18 лет), то как самореализация (в зрелости), как исполненность (в старости). Путь человека к самоосуществлению определяют 4 основные тенденции, рассматриваемые Бюлер в генетическом плане: стремление к удовлетворению простых, жизненно важных потребностей, адаптация к объективным условиям среды, творческая экспансия и тенденция к установлению внутреннего порядка. Сосуществование этих тенденций во времени зависит от возраста и индивидуальности, приводя к доминированию то одной, то другой из них.
На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис. Причиной кризиса могут быть и радостные, позитивные события. Иногда у кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Э. Эриксон подвозрастными кризисами понимает особые, относительно непродол-ные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Л.С. Выготский рассматривая динамику переходов от одного возраста к другому, говорит о том, что незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. Кризисы: Кризис новорожденности. Кризис 1 года связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Кризис 3 лет на границе между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Кризис 7 летможет начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Появляются вторичные половые признаки. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Кризис 30 лет начинается приблизительно в возрасте 30 лет. Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Кризис 40 лет. И Кризис ухода на пенсию.
Активность личности как психологическая характеристика включает в себя источник (порождение), функционирование и структурное отражение в психических процессах, свойствах и состояниях индивида мирового и его собственного биологического, исторического, социального и индивидуального опыта жизнедеятельности. С методологических позиций понимание активности включает в себя: - принцип детерминизма; - принципы развития и историзма; - принцип предметности; - принцип фило-онтогенетического развития; - принцип системности. С точки зрения деятельностного подхода, активность предполагает: - единство строения внешней и внутренней деятельности; - системный анализ психики; зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. На основе этих принципов выделены критерии активности и и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как оси— и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельна действие, операция, функциональные системы), о значении, личностном смысле переживаний как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслах как единицах строения личности. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная функция поведения обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях. Высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущий активному человеку человеку как социальному существу является СОЗНАНИЕ. Существуют различные предположения о возникновении сознания. Одна из наиболее известных гипотез в отечественной психологии выдвинута А. Н. Леонтьевым. Согласно его определению, сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором вьделяются ее «объективные устойчивые свойства», причем «вне зависимости от отношений к ней субъекта».
В существующих на сегодняшний день концепциях жизненного пути личности, её стратегических позиций и индивидуальной истории нет единства. Существуют разночтения в употребляемых терминах, которые порой подменяют друг друга, но звучат по-разному. Под «индивидуальными стратегиями» К. А. Альбуханова-Славская, понимает “способность к самостоятельному построению свое жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением; это способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни. Бытие личности в мире постоянно сопряжено с необходимостью самопрограммирования. Программировать себя - значит подчинить время своей жизни определенному смыслу. Самопрограммирование личности начинается довольно рано. В возрасте одного года человек способен осознать своё телесное Я, в 2-3 года начинается самоидентификация личности, т.е. восприятие себя как одной и той же личности. Здесь начинаются и пробные модели поведения, подражание и т.п. Конкретная личность программирует себя на выполнение определенных ролевых функций, отрабатывает свой ролевой стиль поведения. Одна из форм личностного самопрограммирования - это жизненные планы, которые делятся на стратегические и тактические, долговременные и оперативные, общие и частные. Следующий объект личностного самопрограммирования - это социальная карьера, т.е. не просто то или иное достижение, а публичное социальное признание успехов, способностей и достоинств данной личности. В личностном самопрограммировании велика роль жизненного опыта. В качестве стратегии преодоления состояние эгоцентрической дисгармонии американский психиатр и психолог Эрик Берн разработал трансционный анализ. В узком понимании — это анализ взаимодействия двух или более людей, в более широком — социально ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего «Я» действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Э. Берн выделил три состояния личности, обозначив их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре).
Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, аффективную и поведенческую. 1. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное т. е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное – представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности. 2. Эмоционально-оценочный компонент самооценки. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной. 3. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.
``Я-концепция'' -- это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. Я-концепция — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятиевнешних факторов. У. Джеймс в структуре личности выделил четыре составляющие: «духовное я», «материальное я», «социальное я» и «физическое я». Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. «Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними). Я-концепция личности играет важную роль в её жизни и проявляется в следующих функциях: 1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции». 2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции». 3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном. Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как н содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Прекрасно понимая это. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я. По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Постулат Уильяма Джемса. В развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Мы может сами устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего Я, и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. Из этого и вытекает "постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудача. У. Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я; многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности Я, предвосхитили развитые впоследствии представления о Я-концепции.
В первые десятилетия нашего века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия (1912). Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями. |