Главная страница
Навигация по странице:

  • Я - концепция и феноменологический подход К. Роджерса.

  • Я - концепция в эпигенетической теории Э. Эриксона.

  • Развития личности и психологические критерии её становления.

  • Движущие силы развития личности в различных психоаналитических концепциях: представление в психоаналитическом направлении.

  • Представление о движущих силах развития личности в когнитивных теориях.

  • Движущие силы развития личности в персоналистической психологии.

  • Первый

  • Движущие силы развития личности в аналитической психологии К. Г. Юнга.

  • Принцип саморазвития в отечественных теориях.

  • Ответы экзамену по дисциплине. Ответы экзамену по дисциплине психологии личности Проблема


    Скачать 112.5 Kb.
    НазваниеОтветы экзамену по дисциплине психологии личности Проблема
    Дата29.01.2019
    Размер112.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы экзамену по дисциплине.docx
    ТипДокументы
    #65774
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Джордж Мид. В соответствии с концепцией "зеркального Я" считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид (1934) объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы у ребенка игрой. Ролевая игра дает ему возможность опробовать (или по крайней мере приблизиться к этому) тип ответной реакции, вызываемой у других его действиями. В такой игре происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия. Эти постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию.




    1. Я - концепция и феноменологический подход К. Роджерса.

    Феноменологически подход к личности наиболее выражен в работах Карла Роджерса . Теория Роджерса, практически во всех своих положениях, соответствует трем базовым тезисам феноменологии.

    1) материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Поэтому только внутренняя система отсчета человека или субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего его поведения. Этот базовый тезис феноменологии является одним из определяющих положений всей персонологии Роджерса. Здесь он явно выступал против утверждения бихевиористов о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию. По его мнению, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и её персональном значении, которое регулирует поведение. Роджерс отвергал, в большей её части, и теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности.

    2) люди способны сами определять свою судьбу, и они ответственны за то, что они собой представляют. Роджерс был уверен в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода - это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. Однако роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. В то же время, он считал, что люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. “Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам”. Это утверждение Роджерса полностью совпадает и подтверждает аналогичную позицию Фромма.

    3) Люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В результате своих клинических наблюдений, Роджерс пришёл к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперёд к определённым целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

    1. Я - концепция в эпигенетической теории Э. Эриксона.

    Центральным положением теории Э.Эриксона развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, личностной структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, существуют сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности. Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается. Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго.

    стадия возраст Психосоциальный кризис

    - оральная 0-1 год Базовое доверие – недоверие;

    - анальная 1-3 года Автономия;

    - фаллическая 3-6 лет Инициативность;

    - латентная 6-12 лет Трудолюбие;

    - подростковый возраст 12-19 (20) лет Гармоничная идентичность;

    - молодость 20-35 лет Близость;

    - зрелость 35-60 лет Продуктивность;

    - старость 60 и старше Эго-интеграция.

    1. Развития личности и психологические критерии её становления.

    Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности. Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

    Л. И. Божович выделяет два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует  иерархия в одном определенном смысле, а, именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке. Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается .тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

    1. Движущие силы развития личности в различных психоаналитических концепциях: представление в психоаналитическом направлении.

    Гомеостатическая модель З. Фрейда. Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности — в виде оговорок, произведений искусства, симптомов невротических.

    В индивидуальной психологии А. Адлера. Формируемое еще в раннем детстве «чувство неполноценности» вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения собственной недостаточности, возникающим из-за различных неблагоприятных внешних условий, и оказывает исключительное влияние на формирование и всю жизнедеятельность личности. Позднее, это чувство, вытесняется в бессознательное, за счет чего ему придается характер постоянной ненасыщаемости, Индивид пытается преодолеть неполноценность симуляцией творческих возможностей и так порой достигает исключительных результатов (сверхкомпенсация).

    Хорни. Согласно ее убеждениям решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Основным результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

    Фромм. «Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования». Вопрос о потребностях человека естественно подводит к условиям и способам их удовлетворения, об отношениях его и общества. Личность человека адаптируется к возможностям, предоставляемым конкретным обществом.

    1. Представление о движущих силах развития личности в когнитивных теориях.

    Теория поля.Левин исходил из положения, что основой человеческой активности в любых ее формах являются потребности (квазипотребности). Образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность человека. Потребность создает в личности систему напряжения, стремящуюся к разрядке, в которой и заключается, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, называемой Левином психологическим полем. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а по отношению к потребности субъекта, которая и обусловливает то, что один предмет обладает побудительной силой, притягивает к себе, имеет положительную валентность, а другой не обладает такой побудительной силой и имеет отрицательную валентность. Таким образом, предметы поля представляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к потребности. Избыток положительных валентностей "поля признаков" может привести к описанному Левином "феномену пресыщения".

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Исходным понятием для него является понятие потребности, причем анализируется особый вид потребностей, а именно «потребность в оценивании самого себя» («evaluative need»), т.е. стремление оценивать свои мнения и способности прежде всего. Теория утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

    1. Движущие силы развития личности в персоналистической психологии.

    Сначала он вводит понятие «функциональной автономии», за которой стоит противоречивая теория человеческой мотивации. Он выделил два уровня функциональной автономии: персеверативный и проприативный. Первый включает в себя привычки, повторяющиеся действия, сложившиеся стереотипы; второй — приобретенные интересы, ценности, чувства, интенции, главные мотивы, личные диспозиции, образ себя и жизненный стиль. Уникальность принципа функциональной автономии заключается в том, что он допускает относительный разрыв с прошлым организма. Это дает возможность исследователю больше сосредоточиться на настоящем и будущем индивида.

    В раннем детстве человеку присуще некое внутреннее единство, которое затем дифференцируется, а позже замещается интеграционными процессами. Растет его «эго», расширяется структура индивидуальных черт, появляются зачатки будущих целей и притязаний. Важную роль в это время играет принцип функциональной автономии. То, что сначала обслуживало определенные биологические цели, становится автономным мотивом, направляющим дальнейшее поведение с первоначальной силой. Зрелая личность, по определению Олпорта, должна обладать «самопротяженностью». Зрелая личность предполагает более терпимое отношение, чему способствует реалистичный взгляд как на себя, так и на окружающую действительность. Основными компонентами подобной самообъективизации являются юмор и инсайт. Юмор помогает находить радостное и хорошее в обычных ситуациях, что благотворно сказывается на отношениях с близкими и любимыми людьми. Инсайт помогает человеку понимать самого себя, правильно оценивая, вырабатывая самоприятие, что способствует положительным внутренним эмоциям и относительной удовлетворенности жизнью. Еще одна характеристика зрелости личности — наличие определенной жизненной философии. Существование человека должно быть наполнено смыслом, который определяет его серьезное отношение к жизни. Одним из значительнейших, хотя и не единственным, источников развития философии индивидуума Олпорт называет религию. Ученый признает, что подобная картина становления личности слишком идеализирована и далеко не все взрослые достигают полной зрелости.

    1. Движущие силы развития личности в аналитической психологии К. Г. Юнга.

    Согласно Юнгу, помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению. По убеждению Юнга, психика ребенка при рождении не является «чистой грифельной доской», а содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаимодействия с внешней средой.

    В структуре личности Юнг выделяет следующие элементы (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость. Персона (личность) — самый верхний слой личностного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного - двойник Я, его тень; следующий слой - душа (Анима и Анимус); самый нижний слой - объективное (самость). Персона - «визитная карточка» Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Самость - архетип целостности личности. По Юнгу, «сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания. Юнг считал, что каждый индивидуум, вернее, фокус его интересов, может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интровертами, второй - экстравертами. Способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного Юнг назвал процессом индивидуации. «Индивидуация — означает становление единым, однородным существом, и поскольку «индивидуальность» — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой».

    Первый этап индивидуации — это анализ персоны.

    Второй этап — осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то можем освободиться от ее влияния.

    Третий этап индивидуации — встреча с Анимой и Ани-мусом.

    Четвертый этап — анализ самости.

    В процессе индивидуации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в сознательное.

    Юнг считает, что комплекс далеко не всегда имеет сексуальное содержание.

    1. Принцип саморазвития в отечественных теориях.

    Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалёвым, Д.Б. Элькониным и мн. др. опытным путём установлена закономерность, по которой начиная с подросткового возраста возникает потребность в самовоспитании. Это особенно характерно для мальчиков, в среде которых идеал мужественности становится одним из основных идеалов, порождающих критерии оценок окружающих людей. Подростки любят приключенческие, романтические фильмы и соответствующую литературу, так как именно в них встречаются герои, обладающие нужными качествами мужественности, смелости, характером и силой воли. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни, воспроизводя в играх и создаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные в книгах или увиденные в фильмах. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом саморазвития у подростков и юношей считается возраст от 13 до 30 лет. В дальнейшем стремлении к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей соотнесено с формами социальной (семейной) жизни, на основании самоопределения своего места в жизни, стратегии индивидуальной продуктивности. Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности, сферу общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. Главная новая черта, появляющаяся в психологии юношества — это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. Специфика саморазвития заключается в том, что именно в юные годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело с человеком, мировоззренчески более или менее определившимся, со взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.
    1. 1   2   3   4


    написать администратору сайта