Главная страница
Навигация по странице:

  • Растровые графические редакторы

  • Форматы файлов для хранения растровых графических изображений.

  • Настраиваемый интерфейс

  • Векторные графические редакторы Adobe Illustrator

  • Достоинства и недостатки растровой графики

  • Список используемой литературы

  • компьютерная графика контрольная раб. комп. графика кр. Контрольная работа по дисциплине код, наименование по руп


    Скачать 36.56 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине код, наименование по руп
    Анкоркомпьютерная графика контрольная раб
    Дата20.06.2022
    Размер36.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакомп. графика кр.docx
    ТипКонтрольная работа
    #606759

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова

    ФГБОУ ВО Донской ГАУ

    Заочная форма обучения

    Факультет ________________________________________________________

    Кафедра ________________________________________________________

    Направление (специальность) _______________________________________

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине ……………………………………………………………………………………………………

    код, наименование по РУП

    на тему: ………………………………………………………………………………………………………………

    Принял:

    ……………………………….. …………. ..…………… ………. ……………………..

    должн. уч.зв. уч. степ оценка подпись дата иниц., фам.

    Выполнил:

    студ………………………… ….……… ..…………… ………. ……………………..

    ф-т, курс, гр номер з.кн подпись дата иниц., фам.

    Новочеркасск
    2022 г.

    Введение……..........................………………………………………………………………………………….3

    Растровые графические редакторы……………………………………………………………………….4

    Adobe Photoshop………………………………………………………………………………………………...6

    GIMP……...........…………………………………………………………………………………………………....7

    Векторные графические редакторы………………………………………………………………......11

    Adobe Illustrator…………………………………………………………….…………………………………..11

    CorelDraw………..…………………………………………………………………………………………………14

    Достоинства и недостатки растровой графики…………………..……………………………….15

    Заключение……………………………………………………………………..…………………………..……17

    Список используемой литературы…………………..……………………………………..…………..18

    Введение

    В настоящее время рынок программного обеспечения переполнен различными программами и редакторами, позволяющими обрабатывать и редактировать цифровые фото. Человеку, не слишком хорошо понимающему особенности тех или иных программных средств, порой очень сложно разобраться в этом многообразии софта. Однако правильный выбор программных средств для решения конкретной задачи по обработке фотоснимков является одним из залогов успеха получения законченных фотографий. Говоря о графических редакторах, прежде всего, необходимо отметить, что все цифровые изображения подразделяются на векторные и точечные. В первом случае изображения построены из различных геометрических элементов или примитивов (отрезков, треугольников, прямоугольников или окружностей). Поэтому векторная графика позволяет легко манипулировать масштабом изображения без каких бы то ни было геометрических искажений, а потому широко используется для построения шрифтов, рисованных изображений, в оформительской и издательской работе. Например, очень популярным редактором для обработки векторных изображений является программа Adobe Illustrator, которая часто применяется в издательском деле для подготовки к печати рисованных иллюстраций для газет, журналов и книг. Но я не ограничусь обзором всего одной программы и опишу несколько их типов.

    Растровые графические редакторы

    Графический редактор — программа (или пакет программ), позволяющая создавать и редактировать двумерные изображения с помощью компьютера Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов. Способ представления растровых изображений совершенно отличен от векторных. Растровые изображения состоят из отдельных точек, называемых растром. Такое представление изображений существует не только в цифровом виде. Растровые изображения обеспечивают максимальную реалистичность, поскольку в цифровую форму переводится каждый мельчайший фрагмент оригинала. Такие изображения сохраняются в файлах гораздо большего объёма, чем векторные, поскольку в них запоминается информация о каждом пикселе изображения. Таким образом, качество растровых изображений зависит от их размера (числа пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые могут принимать пиксели. Как следствие того, что они состоят из пикселей фиксированного размера, свободное масштабирование без потери качества к ним не применимо. Эта особенность, а также сама структура растровых изображений несколько затрудняет их редактирование и обработку.

    Но кроме создания изображений графические редакторы позволяют хранить полученные изображения. Для этого существуют файлы, которые различны для векторных и растровых графических редакторов.

    Форматы файлов для хранения растровых графических изображений.

    Как правило, файлы для хранения растровых графических изображений логически состоят из двух частей: заголовка и области данных. В заголовке указаны данные о формате файла, изображения по горизонтали, по вертикали: количество цветов, палитра и т.д. В области данных закладываются цвета пикселов.

    В настоящее время наиболее распространенные следующие форматы файлов.

    1. bmp (bit map) — битовая карта. Формат распространен в Windows (Paint). В этом формате файл состоит из двух частей

    1 - заголовок, в котором указывается разрешение изображения и количество бит, которыми кодируется цвет пикселя

    2 - область данных (битовая карта) в которой хранятся в виде последовательности бит цвета пикселов изображений

    2. pcx. Формат pcx использует простейший способ сжатия изображений, позволяющий выполнять быструю перезапись изображения из файла в видеопамять и обратно. Данный формат использует в своей работе многие графические редакторы, в частности Paint. Вместе с форматом tif формат pcx является одним из наиболее распространённых форматов, которые используют сканеры

    В заголовке файлов этого формата указывается информация о версии формата pcx, информация о том — используется сжатие информации или нет, информация о цветах изображения, размерах изображения, разрешения сканера, разрешение дисплея

    Для сжатия в файле изображения формата pcx используется метод группового кодирования, в котором группа повторяющихся байт заменяется двумя байтовыми: байтом повторителем и повторяющимся байтом

    Байт повторитель имеет уникальный код и содержит в себе число повторяющихся байт

    3. GIF, при достаточно простой структуре файла и наличии наибольшего числа атрибутов изображения используют более эффективный, чем в pcx алгоритм сжатия. Этот формат в настоящее время используется при размещении графической информации в гипертекстовых документах Interne.

    4. TIF (Tiff - Tag Image File Format). Основной областью применения данного формата является настольная издательская деятельность и связанные с ней приложения. Этот формат имеет множество атрибутов, позволяющих точно описать сложение изображения. Часто этот формат используется, для хранения отсканированных изображений

    Форматы GIF и TIF в основном используют lzw сжатие. Название этого алгоритма произошло от фамилии его разработчиков Lampel, Ziv и Welch

    5. Jpg - формат, который использует специальный алгоритм сжатия изображения, позволяющее сжать изображение до требуемого размера и качества. При этом качество изображения теряется. Формат распространен для размещения графической информации в гипертекстовых документах Internet.

    Для хранения векторных изображений в графических редакторах используются свои форматы.

    Adobe Photoshop

    Adobe Photoshop — растровый графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop. В настоящее время Photoshop доступен на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержка была прекращена начиная с третьей версии продукта. Для версии CS 2 возможен запуск под Linux с помощью альтернативы Windows API — Wine 0.9.54 и выше. Несмотря на то, что изначально программа была разработана для редактирования изображений для печати на бумаге (прежде всего, для полиграфии), в данное время она широко используется в веб-дизайне

    В более ранней версии была включена специальная программа для этих целей — Adobe ImageReady, которая была исключена из версии CS3 за счёт интеграции её функций в самом Photoshop.

    Photoshop тесно связан с другими программами для обработки медиафайлов, анимации и другого творчества. Совместно с такими программами, как Adobe ImageReady (программа упразднена в версии CS3), Adobe Illustrator, Adobe Premiere, Adobe After Effects и Adobe Encore DVD, он может использоваться для создания профессиональных DVD, обеспечивает средства нелинейного монтажа и создания таких спецэффектов, как фоны, текстуры и т. д. для телевидения, кинематографа и всемирной паутины. Основной формат Photoshop, PSD, может быть экспортирован и импортирован во весь ряд этих программных продуктов. Photoshop CS поддерживает создание меню для DVD. Совместно с Adobe Encore DVD, Photoshop позволяет создавать меню или кнопки DVD. Photoshop CS3 в версии Extended поддерживает также работу с трёхмерными слоями.

    Из-за высокой популярности Photoshop, поддержка его формата файлов, PSD, была реализована в его основных конкурентах, таких, как Macromedia Fireworks, Corel PhotoPaint, Pixel image editor, WinImages, GIMP, Jasc Paintshop Pro и т. д.

    Photoshop поддерживает следующие цветовые модели:

    ·RGB

    ·LAB

    ·CMYK

    ·Grayscale

    ·BitMap

    ·Duotone

    Последние версии включают в себя Adobe Camera RAW — плагин, разработанный Томасом Кноллом, который позволяет читать рядRAW-форматов различных цифровых камер и импортировать их напрямую в Photoshop.

    GIMP

    GNU Image Manipulation Program или GIMP — растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики. Частично поддерживается векторная графика. Проект основан в 1995 году Спенсером Кимбелломи Питером Маттисом как дипломный проект, в настоящий момент поддерживается группой добровольцев. Распространяется на условиях GNU General Public License.

    Изначально сокращение «GIMP» означало англ. General Image Manipulation Program, а в 1997 году полное название было изменено на «GNU Image Manipulation Program», и программа официально стала частью проекта GNU

    Типичные задачи, которые можно решать при помощи GIMP, включают в себя создание графики и логотипов, масштабирование и кадрирование фотографий, раскраска, комбинирование изображений с использованием слоёв, ретуширование и преобразования изображений в различные форматы.

    GIMP является одним из первых действительно пользовательских свободных приложений. Предыдущие проекты, такие как компиляторы GCC, ядро Linux и подобные им являются, в основном, инструментами, сделанными программистами для программистов. Некоторые считают GIMP первым подтверждением того, что в процессе разработки свободного ПО может появиться что-либо, чем смогут пользоваться не только хакеры. В этом смысле можно сказать, что GIMP подготовил психологическую почву для таких проектов, как KDE, GNOME, Mozilla Firefox, OpenOffice.org и множества других.

    В течение продолжительного времени GIMP создавался с учётом пожеланий пользователей, но в основном согласно предпочтениям разработчиков и без привлечения экспертов по эргономике. Целостное видение проекта отсутствовало. Чтобы решить накопившиеся в результате этого проблемы, был принят ряд мер.

    GIMP как продукт для конечных пользователей:

    - является свободным ПО;

    - является высококачественным приложением для фоторетуши и позволяет создание оригинальных изображений;

    - является высококачественным приложением для создания экранной и веб-графики;

    - является платформой для создания мощных и современных алгоритмов обработки графики учёными и дизайнерами;

    - позволяет автоматизировать выполнение повторяющихся действий;

    - легко расширяется за счёт простой установки дополнений

    Эти тезисы определяют дальнейшее развитие GIMP

    В отличие от коммерческого ПО, в GIMP реализованы только действительно полезные и часто используемые функции. Разработчики GIMP не заинтересованы в постоянном наращивании функционала, в котором не нуждаются пользователи, и регулярном выпуске новых версий графического редактора.

    Традиционно GIMP считается свободным аналогом ряда проприетарных редакторов (чаще всего называется Adobe Photoshop), хотя сами разработчики часто возражают против такой формулировки

    Работа с фотографиями

    В GIMP присутствует достаточно неплохой набор инструментов цветокоррекции:

    - кривые

    - уровни

    - микшер каналов

    - постеризация

    - тон-насыщенность

    - баланс цветов

    - яркость-контраст

    - обесцвечивание

    При помощи фильтров, инструментов, масок и слоёв с разными типами наложения можно:

    - выравнивать заваленный горизонт

    - убирать искажения, вносимые оптикой

    - корректировать перспективу

    - выполнять клонирование объектов с учётом перспективы

    - корректировать фотографии

    - удалять дефекты вроде пыли на матрице (штамп, лечебная кисть)

    - имитировать использование различных цветофильтров

    - «вытаскивать» потерянную детализацию в тенях

    Рисование

    - несколько рисующих инструментов;

    - свободно масштабируемые кисти;

    - поддержка графических планшетов.

    Экранные фильтры

    Дополнительные возможности по коррекции изображений на протяжении всей работы реализованы в виде экранных фильтров. К ним относятся: имитация разных типов дальтонизма (протанопия, дейтеронопия, тританопия);

    - гамма-коррекция;

    - коррекции контраста;

    - управление цветом.

    Настраиваемый интерфейс

    - плавающие палитры легко группируются и перегруппируются;

    - возможна полная перенастройка клавиатурных комбинаций, действий мыши, а также устройств ввода вроде Griffin Powermate;

    - любое меню можно превратить в свободно перемещаемое окно (GNU/Linux/UNIX).

    В настоящее время использование GIMP в коммерческом дизайне, полиграфии и фотографии сопряжено с рядом сложностей, а во многих случаях и вовсе невозможно:

    - нет поддержки плашечных цветов (и палитры Pantone — по лицензионным соображениям);

    - нет полноценной поддержки цветовых моделей, CIELAB и CIE XYZ;

    - нет поддержки режима 16 и более разрядов на цветовой канал;

    - нет поддержки HDRi и операторов отображения тонов;

    - нет процедурных (коррекционных) слоёв и эффектов слоёв.

    Многие из упомянутых недочётов планируется устранить на втором этапе перехода к использованию библиотеки GEGL.

    Существует расширение для экспорта в TIFF с цветоделением в CMYK и цветопробой.

    Векторные графические редакторы

    Adobe Illustrator

    Векторные графические редакторы позволяют пользователю создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах, например: CDR,AI, EPS, WMF или SVG. Adobe Illustrator — векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe.

    Adobe Illustrator был задуман как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют его в самых разных целях.

    Он очень удобен для быстрой разметки страницы с логотипом и графикой — простого одностраничного документа, не содержащего текст.

    Adobe Illustrator, первоначально разработанный для платформы Macintosh, — известная и широко используемая программа создания изображений. Существуют версии для Macintosh, Microsoft windows и NeXT. Мощные возможности Adobe Illustrator обусловлены тем, что в качестве графических объектов здесь реализованы кривые Безье, а также наличием простого пользовательского интерфейса, который обеспечивает точное позиционирование сплайновых графических объектов. Использование кривых Безье дает некоторые преимущества при моделировании естественных (а в определенных случаях и искусственных) объектов, файлы Adobe Illustrator применяются для обмена графическими элементами.

    Формат AI инкапсулирует и формализует в структурированном файле подмножество языка описания страницы (PDL) PostScript. Такие файлы предназначены для отображения на принтере PostScript, но могут включать и растровую версию изображения, обеспечивая тем самым его предварительный просмотр. PostScript в полной реализации представляет собой мощный и сложный язык и способен определять почти все, что может быть отображено на двумерном устройстве вывода, формат AI адаптирован для хранения традиционных графических данных: рисунков, чертежей и декоративных надписей. Отметим все же, что файлы AI могут быть очень сложными. Мощь PostScript обусловлена в основном возможностью определять последовательности операций и затем объединять их простыми синтаксическими средствами. Эта скрытая сложность в файлах Adobe Illustrator иногда (но не всегда) сводится к минимуму.

    Простые файлы AI конструировать довольно легко, и прикладная программа сможет создавать файлы, которые будут прочитаны любой программой чтения AI и распечатаны на любом PostScript-принтере. А вот чтение файлов AI — совсем другое дело.

    Некоторые операции могут оказаться слишком сложными для реализации и моделирования программой визуализации. Поэтому разработчики часто предпочитают не визуализировать изображение из данных этого подмножества PostScript.

    Тем не менее, следует отметить, что, как правило, почти все изображение можно реконструировать простыми операциями. Если хотите разработать программу чтения файлов Adobe Illustrator, то рекомендуем в качестве подсказки воспользоваться исходными текстами системы GNU GhostScript, которая содержит почти полную реализацию языка PostScript

    PostScript, а, следовательно, и его подмножество AI, представляет собой особый язык со своими правилами. Поэтому, прежде чем начать работать с AI-файлами и изучать спецификацию и ознакомится с документацией по PostScript.

    CorelDraw

    CorelDRAW Graphics Suite X4 предоставляет все необходимые инструменты для продуктивной работы современного дизайнера. Интуитивно понятные инструменты для векторного иллюстрирования и макетирования страниц позволяют создавать великолепные дизайнерские решения. Профессиональное программное обеспечение для редактирования фотографий помогает ретушировать и улучшать фотографии. Растровые изображения можно легко преобразовать в редактируемые и масштабируемые векторные файлы. Каким бы ни был ваш проект, CorelDRAW Graphics Suite X4 упростит рабочий процесс и вдохновит вас новыми возможностями для творчества.

    Уже многие годы CorelDraw является основным рабочим инструментом для большинства дизайнеров и художников, работающих в среде Windows. Пакет приложений CorelDraw 6 Suite для Power Macintosh, как и его родственник для Windows, воплощает философию компании Corel - "чем больше, тем лучше". Набор содержит восемь приложений и утилит: недавно приобретенный Corel текстовый процессор WordPerfect 3.5, CorelDream 3D 6 (моделирование и рендеринг), CorelArtisan 6 (рисование и редактирование графики), а также CorelTexture (генератор текстур), плюс к этому - 1000 шрифтов Type 1 и 1000 изображений в формате Photo CD. Наш обзор посвящен, главным образом, модулю иллюстративной двухмерной графики CorelDraw.

    Главное место на рабочем экране CorelDraw занимает настраиваемая панель инструментов. Стандартная панель инструментов позволяет в большинстве случаев одним щелчком получить быстрый доступ к функциям меню File и Edit. Панель цветов позволяет работать с цветовыми пространствами RGB, CMYK, HSV, HSB, LAB, YIQ и градациями серого. Инструменты CorelDraw способствуют эффективной работе с минимальными перемещениями мыши, а также дают возможность точного численного задания параметров. Многие мощные возможности, типа команды Blend, поддерживают динамическое связывание. Инструменты заполнения CorelDraw предлагают исключительное разнообразие типов заполнений: ровный цвет, PostScript, векторные или растровые шаблоны (включая 24-разрядные цветные фотографии), фрактальные текстуры и четыре типа заполнений с градациями. Фрактальные заполнения создают огромное разнообразие интересных текстур и поверхностей, хотя побочным эффектом такой гибкости при высоких разрешениях может стать катастрофическое снижение производительности. Однако общее количество вариантов заполнения в CorelDraw позволяет создавать уникальные шаблоны и текстуры, что невозможно ни в Illustrator, ни во FreeHand. В действительности, CorelDraw - единственный из трех пакетов, в котором можно вставить растровое изображение в векторный объект и использовать его как мозаичный узор для заполнения.

    К числу замечательных возможностей CorelDraw относятся его уникальные фильтры, которые называются Lens Effects. В роли линзы может выступить любая векторная форма, включая текст. А сам эффект применим к любому векторному или растровому объекту, который располагается под линзой. Объекты, расположенные под линзой, могут быть "заморожены". В этом случае создается копия только той части объекта, которая видима сквозь линзу. При этом сам объект остается в исходном состоянии и может редактироваться.

    Достоинства и недостатки растровой графики

    Факторы, влияющие на количество памяти, занимаемой растровым изображением

    Файлы растровой графики занимают большое количество памяти компьютера. Некоторые картинки занимают большой объём памяти из–за большого количества пикселов, любой из которых занимает некоторую часть памяти. Наибольшее влияние на количество памяти занимаемой растровым изображением оказывают три факта:

    − размер изображения;

    − битовая глубина цвета;

    − формат файла, используемого для хранения изображения.

    Существует прямая зависимость размера файла растрового изображения. Чем больше в изображении пикселов, тем больше размер файла. Разрешающая способность изображения на величину файла никак не влияет. Разрешающая способность оказывает эффект на размер файла только при сканировании или редактировании изображений.

    Связь между битовой глубиной и размером файла непосредственная. Чем больше битов используется в пикселœе, тем больше будет файл. Размер файла растровой графики сильно зависит от формата выбранного для хранения изображения. При прочих равных условиях, таких как размеры изображения и битовая глубина существенное значение имеет схема сжатия изображения. К примеру, BMP файл имеет, как правило, большие размеры, по сравнению с файлами PCX и GIF, которые в свою очередь больше JPEG файла.

    Многие файлы изображений обладают собственными схемами сжатия, также могут содержать дополнительные данные краткого описания изображения для предварительного просмотра.

    Достоинства:

    Растровая графика эффективно представляет реальные образы. Реальный мир состоит из миллиардов мельчайших объектов и человеческий глаз как раз приспособлен для восприятия огромного набора дискретных элементов, образующих предметы. На своем высшем уровне качества – изображение выглядят вполне реально подобно тому, как выглядят фотографии в сравнении с рисунками. Это верно только для очень детализированных изображений, обычно получаемых сканированием фотографий. Помимо естественного вида растровые изображения имеют другие преимущества. Устройства вывода, такие как лазерные принтеры, для создания изображений используют наборы точек. Растровые изображения бывают очень легко распечатаны на таких принтерах, потому что компьютерам легко управлять устройством вывода для представления отдельных пикселов с помощью точек.

    Недостатки:

    Растровые изображения занимают большое количество памяти. Существует так же проблема редактирования растровых изображений, так как большие растровые изображения занимают значительные массивы памяти, то для обеспечения работы функций редактирования таких изображений потребляются так же значительные массивы памяти и другие ресурсы компьютера.

    Заключение

    Сегодня профессиональный дизайнер стал просто неотъемлемой частью любой типографии, а потребители его услуг с каждым годом повышают свои требования к эффективности и качеству графических решений.

    Отдельная и, конечно, определяющая роль принадлежит дизайнеру в разработке стиля. Учитывая, что подавляющее число среди изготавливаемой полиграфии сегодня рекламная продукция, рынок ставит новые задачи: теперь перед полиграфистами стоит цель куда более серьезная, нежели производство буклета или календарика.

    Яркий неповторимый стиль – вот что отличает настоящую рекламную продукцию фирмы. Сегодня ни одна рекламная компания не обходится без всевозможных полиграфических изделий и сувениров с фирменной символикой. А для таких серьезных задач требуется серьезное программное обеспечение.

    На сегодняшний день существует множество продуктов различных компаний предоставляющих дизайнерам множество возможностей начиная от создания простого календарика, заканчивая амбициозными графическими проектами и производством рекламы. Каждому самому решать какой графический редактор использовать – будь это бесплатная программа (например GIMP) или коммерческая (например продукты компании Adobe).

    Список используемой литературы

    1. Комолова Н. В., Яковлева Е. С. Adobe Photoshop CS3. Мастер-класс + Видеокурс на DVD. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007. — 752 с. — ISBN 978-5-9775-0090-6

    2. Дик Мак-Клелланд, Лори Ульрих Фуллер. Adobe Photoshop CS2. Библия пользователя = Photoshop CS2 Bible. — М.: Диалектика, 2007. — 944 с. — ISBN0-7645-8972-5

    3. Карла Роуз, Кейт Биндер. Освой самостоятельно Adobe Photoshop CS3 за 24 часа = Sams Teach Yourself Adobe Photoshop CS3 in 24 Hours. — 4-е изд. — М.: Вильямс,2007.—512 с.— ISBN978-5-8459-1312-8

    4. Кэтрин Айсманн, Уэйн Палмер. Ретуширование и обработка изображений в Photoshop = Adobe Photoshop Restoration & Retouching. — 3-е изд. — М.: Вильямс, 2007. — 560 с. — ISBN 0-321-31627-4

    5. Дэн Маргулис. Photoshop для профессионалов. Классическое руководство по цветокоррекции (+ CD-ROM) = Professional Photoshop: The Classic Guide to Color Correction. — Интерсофтмарк, 2003. — 464 с. — ISBN 5-902569-04-4

    6. gimp.org — Официальный сайт GIMP

    7. Бурлаков М. В. Illustrator CS3. Самоучитель с электронным справочником. + Комплект. — КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. — 336 с. — ISBN 978-5-91136-043-6

    8. Смолина Марина Александровна CorelDRAW X3. Самоучитель. — М.:«Диалектика»,2006.—С. 640.— ISBN5-8459-1134-6

    9. Смолина Марина Александровна CorelDRAW 12. Самоучитель. — М.:«Диалектика»,2005.—С. 592.— ISBN5-8459-0900-7

    10. Комолова Н.В. CorelDRAW X4. Самоучитель. — СПб.: «БХВ-Петербург», 2008. — С. 656. — ISBN 978-5-9775-0239-9


    написать администратору сайта