Главная страница
Навигация по странице:

  • Практические задания

  • Список используемой литературы

  • Социология. Контрольная работа по дисциплине социология Тема 34 Сексуальная революция как социальное явление Екатеринбург 2019 г


    Скачать 69 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине социология Тема 34 Сексуальная революция как социальное явление Екатеринбург 2019 г
    АнкорСоциология
    Дата04.10.2020
    Размер69 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология.doc
    ТипКонтрольная работа
    #140904

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «СОЦИОЛОГИЯ»

    Тема 34: «Сексуальная революция как социальное явление»

    Екатеринбург

    2019 г.

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………...3

    I. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления……………..4

    II. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции……………………………………………………..……6

    III. Сексуальная революция и культура…………………………………………8

    Практические задания…………………………………………………………..10

    Заключение……………………………………………………………………....11

    Список используемой литературы………………………………………….….13

    Введение
    После окончания Второй Мировой войны западные страны вступили в эпоху бурных перемен во всех сферах социальной жизни: экономической, политической, культурной. Примечательным явлением на этом фоне являются радикальные изменения в отношениях между полами. Привычные социальные роли мужчины и женщины менялись местами, а традиционные стиль и нормы сексуальных отношений разрушались и заменялись новыми. Такие сдвиги в сексуальной сфере жизни общества происходили под мощным натиском новых общественных движений, идеологий и научных теорий. Сюда можно отнести и феминизм, и переживающий второе рождение в этот период времени психоанализ (в форме фрейдо-марксизма), и хиппи с их проповедью «свободной любви», и сексуальные меньшинства, заявившие свое право на легальное и открытое существование. Новые принципы организации сексуальных отношений провозглашали эмансипацию женщин, признание их права на аборт и контрацепцию, свободный выбор сексуального партнера, легитимацию добрачных половых связей, терпимость по отношению к секс-меньшинствам и др. В историю все вышеперечисленное вошло под названием «Сексуальная революция» Строгое определение сексуальной революции гласит, что это «процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующихся существенными преобразованиями сексуальных ценностей, ориентаций, норм, санкций и сексуальных отношений, освобождающими подавленную, репрессированную сексуальность, раскрепощающими личность и общество» . В данной работе автор попытается наполнить общее, абстрактное определение сексуальной революции более конкретным содержанием, показать, как она осуществлялась на практике, и на этой основе выявить ее сущностные черты. Также автор ставит целью проанализировать последствия сексуальной революции в культуре и семейных отношениях западных обществ.

    I Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления.
    Что такое сексуальная революция? Что такое революция вообще? Это качественные изменения (эволюция – количественные). Это знают все, а  что такое секс? Столь широко употребляемое слово Секс – по латыни означает пол. Сложим. Вместе: половая революция, половые качественные изменения.

    В.И. Ленин говорил в беседе с Кларой Цеткин: «в эпоху, когда рушатся могущественные государства, когда разрываются старые отношения господства, когда начинает гибнуть целый общественный мир, в эту эпоху чувствования отдельного человека быстро видоизменяются. Подхлестывающая жажда разнообразия и наслаждения легко  приобретает безудержную силу. Формы брака и общения полов в буржуазном смысле уже не дают удовлетворения. В области брака и половых отношений близится революция, созвучная пролетарской революции». За ХХ век многое произошло, вихрями проносились события, но произошла ли сексуальная революция? Несомненно, человечество далеко шагнуло по пути освобождения, в том числе и сексуального, были и революционные подвиги, но перелома не было. И вот теперь мы видим, как на наших глазах рушится вековая тюрьма буржуазного брака. Если форма разрушается, значит, изменилось содержание. Да, действительно, на смену старому браку, активно распадающемуся, приходят другая форма гетеросексуальной моногамии. Ее уже окрестили гражданским браком. В чем суть происходящих изменений? Отбрасывается формальная часть брака, заключение брачного договора (даже в его Советской очень демократической, но все равно буржуазной форме), а вместе с этим и его официально-экономическая часть. Многое в отношениях полов строится по-новому. Можно объяснить это ростом индивидуализма,  или же попыткой освободиться из под ярма собственнических отношений все еще царящих в нашем мире.

    Вещных оков капитала, конечно, вопросами не сломаешь. Неизбежный вывод: нужно бороться. А вопросы нужны, чтобы знать, куда наносить удар. Согласитесь, поколение не только ставящее вопрос, но и готовое дать на него ответ, сделать вывод и даже прямо последовать за ним, не должно быть поколением плейбоевских кроликов на задних лапках. Именно таким смелым и ищущим было молодое поколение 60-х на Западе. Оно первым бросило вызов, системе провозгласив «Эру свободной любви». Так получилось, и не могло быть иначе, что сексуальная революция совпала с революцией социальной. Пусть не совсем еще революцией, но уже большим и смелым рывком. Тот, кто бросает вызов системе, бросает его во всем и в сексе тоже. Но вот… сексуальная революция не может произойти отдельно от социальной, а  революционный подъем 50-70-х закончился поражением, нет, конечно, многое было достигнуто..., но не сами вершины.  Расширились границы речевой пристойности, а это позволило людям обсуждать сексуальные темы, как следствие, решая сексуальные проблемы. Большие изменения претерпела одежда (особенно женская): она стала более открытой формой сексуального выражения. Появился стиль «унисекс», общей одежды и для мужчин и для женщин. Мужчины стали чаще носить длинные волосы, а женщины короткие стрижки. Говоря иначе, сексуальная революция просто часть социальной, они не могут существовать обособлено.

    В ходе ХХ века произошло резкое ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей. Половое разделение труда потеряло жесткость и нормативность. Конечно, все еще существуют преимущественно мужские и женские профессии, но все эти изменения в общественной сфере определяют и вектор изменения сексуальных отношений.

    Итак, мы пришли к выводу, что сексуальная революция является частью социальной революции. А социальная революция означает низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя. Сексуальная революция является, таким образом, закономерным, а не случайным явлением общественной жизни. И также означает низвержение старых и утверждение новых сексуальных отношений.

    II Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции.
    Начнем с того же Эриха Фромма: «Переход от "влюбленности" к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны - поскольку радость жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его. После женитьбы ситуация зачастую коренным образом меняется. Брачный контракт дает каждой из сторон исключительное право на владение телом, чувствами и вниманием партнера. Теперь уже нет нужды никого завоевывать, ведь любовь превратилась в нечто такое, чем человек обладает, - в своего рода собственность. Ни тот, ни другой из партнеров уже больше не прилагает усилий для того, чтобы быть привлекательным и вызывать любовь, поэтому оба начинают надоедать друг другу, и в результате красота их исчезает. Оба разочарованы и озадачены. Разве они уже не те люди, которыми были прежде? Как правило, каждый из них пытается отыскать причину подобной перемены в своем партнере и чувствует себя обманутым. Таким образом, в некоторых случаях брак, основывавшийся сначала на любви, превращается в мирное совместное владение собственностью, некую корпорацию, в которой эгоизм одного соединяется с эгоизмом другого и образует нечто целое: "семью"».

    Свободная любовь не может никак противоречить браку или семье, если конечно под браком понимать свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Но есть и другое понимание брака – буржуазное понимание, брак – это гражданско-правовая сделка, договор, где на первом месте стоит собственность, точнее вопрос о режиме имущества будущих супругов. Брак это экономическая сделка. В понимании человека с буржуазной психикой «по договору» его собственностью становится другой человек. И если потом этот «другой» начинает изменять, то вопрос о сохранении семьи полностью начинает зависеть от остального «не живого» имущества. Так капитализм внутренне разрушает семью. «Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и в конечном счете всего общества

    Таким образом, буржуазная семья не является чем-то извечным. Семья есть следствие определенного строя, и изменяется вместе с ним. Исчезнет и буржуазная семья вместе с уничтожением капитализма.»

    Большой интерес представляет мнение по вопросу нового брака А.М. Коллонтай: «Прежде всего, общество должно научиться признавать все формы брачного общения, какие бы непривычные контуры они ни имели, при двух условиях: чтобы они не наносили ущерба расе и не определялись гнетом экономического фактора. Как идеал остается моногамный союз, основанный на «большой любви». Но «не бессменный» и застывший. Чем сложнее психика человека, тем неизбежнее «смены». «Конкубинат», или «последовательная моногамия» - такова основная форма брака. Но рядом – целая гамма различных видов любовного общения полов в пределах «эротической дружбы».

    Второе требование – признание не на словах только, но и на доле «святости» материнства. Общество обязано во всех формах и видах расставить на пути женщины «спасительные станции», чтобы поддержать ее морально и материально в наиболее ответственный период жизни.» 

    Новый брак должен означать и новое со стороны общества к нему отношение.

    III Сексуальная революция и культура.
    Наше время уже стало периодом зарождения новой революционной эстетики (НРЭ), возникающей из недр ранней революционной культуры и контркультуры. Контркультура (лат. contra cultura – против обрабатывания), стала формой выражения духовного протеста части Западной молодежи и знаменующая собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежит респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие. Если старая контр культура была и остается культурой против, против буржуазной культуры – попсовой коммерческой культуры (поп-арт), то новая революционная культура – НРК (нрэк) это культура за. За социализм. За новое восприятие мира, а не только против старого восприятия. Она сильно отличается от контркультуры, она не отрицает культ разума и науке, не стремится заменить их культом бессознательного проявления природных страстей.

    Вернемся к новой революционной культуре, и поиску в ней. «Отделить секс от чувств», то есть от симпатий, влечений, любви, этот лозунг выдвинула в 1965 году одна из первых молодежных коммун Запада, коммун ультралевых революционеров из Западного Берлина. Ее вожди считали, что чувства отнимают слишком много сил, а силы нужны для борьбы. Делался вывод. Удовлетворять желание надо независимо от психологических влечений, каждый имеет право на каждого, никто не может отказать никому. Такие обычаи группового брака пытались ввести у себя многие молодежные коммуны. Теоретизируя в кабинетах, новых сексуальных отношений не построишь! Необходим поиск. В России пока все только начинается. Всплеск левого-антиглобалистского движения на Западе конца ХХ начала ХХI века, охвативший в основном молодежь, привел к возрождению практики коммун. Возобновился поиск новых форм совместных отношений прерванный реакцией 70-х, но это уже не коммуны 60-х представляющие своеобразную форму ухода от реальности. Буржуазная массовая культура изобилует информацией о сексе. Но  этот «информационный» секс, по сути, несоциализованный секс, на телеэкране, в кино, в журналах и еще много где, не означает отражения действительности. Это «идеологическая платформа» правых, говорить о сексе. Для буржуазного общества сексуальность состоит, прежде всего, в обладании вещами, с которыми она ассоциируется другими людьми. Но для революционной эстетики это, прежде всего не внешность (хотя понимание красоты должно заметно отличаться от поп-артовского), и уж совсем не вещи, это душевные качества человека, его интеллект, умение выражать свой богатый внутренний мир. Одним словом быть ярким, как личность, а не как скопление вещей. Сейчас в России, в моду, в буржуазных кругах, входит так называемый «псевдопролетарский» стиль. В Новосибирске это бар «Серп и молот», где за деньги принимают в пионеры, казино «Пролетарий». Советская символика в домах, у людей абсолютно без идейных. Даже враждебных к марксизму. Это все дань моде – моде «варваров на развалинах Рима». Баловство победителей. В других странах такого нет. Боятся. При виде серпа и молота крестятся. Прячутся за угол. Но в России пока… Хотя по всему миру уже гремит Прага, Генуя… Все впереди!
    Практические задания
    1. Демографические последствия.

    В 1960 г. европейцы и выходцы из Европы составляли четверть мирового населения, в 2000 г. - одну шестую, к 2050 г. будут составлять в одну десятую. К 2050 г. из нынешних 82 млн. населения Германии останется менее 50 млн., а к 2100 г. - 38,5 млн. Население Италии сократится к концу этого столетия до 41 млн., Испании — на четверть, а всей Европы — на две трети.

    2. На основе уже имеющихся данных и с учетом логики уже обозначившихся процессов можно выделить три основных этапа «сексуальной революции». Все эти три этапа разворачиваются одновременно, один в другом, с постепенным преобладанием второго над первым, а затем третьего над вторым. На первом этапе, начавшимся в 60-х годах минувшего века и продолжающегося уже 50 лет, происходит идеологическое оформление, организационное структурирование и правовая легализация ряда моделей «нетрадиционного секса», то есть создается и легализуется прецедент.   Этот этап продлится примерно до 2020 г. На втором этапе (примерно 2020-2050 гг.) сексуальные извращения станут массовым явлением, появятся целые социальные слои, для которых эти модели станут нормой существования. Произойдет дальнейшее усиление идеологии «свободного секса», его эстетизация, романтизация, облачение в респектабельность. На третьем этапе (примерно 2050-2070 гг.) человеческое общество во всепланетных масштабах – за исключением России - будет охвачено эпидемией массового разврата, освобожденного уже от всякого лицемерия.

    Заключение
    Сексуальная революция – важнейший социальный феномен в новейшей истории Запада. Она определяющим образом повлияла на содержание всей западной культуры. Поставив проблемы сексуальной свободы в центр внимания общественности, она вскрыла множество противоречий, существующих в культуре и образе жизни населения западных стран. В ходе сексуальной революции были выработаны рецепты преодоления этих противоречий. Далеко не все из них оказались пригодны, но тем не менее многое – контрацепция и планирование рождаемости, свободный выбор полового партнера, терпимость по отношению к секс-меньшинствам; отказ от негативных ассоциаций и представлений о сексе как о «грехе» - вошло в повседневную жизнь западных стран. Сексуальная революция произошла не на пустом месте. Ей предшествовало складывание определенных объективных социально-экономических и политических предпосылок. В целом, сексуальная революция выступила в качестве культурной модернизации в обществах позднего капитализма, для которого характерна тенденция вовлечения все большего числа людей в многообразные общественные отношения в качестве активных участников. Традиционные семья, мораль и религия, консервируя общественные отношения предшествующего этапа в развитии капитализма, являлись препятствием для этого процесса. Смысл сексуальной революции во многом определялся необходимостью идеологического обоснования отказа от традиционных семейных отношений, норм и ценностей. Проводниками сексуальной революции стали те социальные группы, которые занимали более низкое положение в общественной иерархии при старом социальном порядке. К ним относятся женщины, молодежь и различного рода меньшинства. Сексуальная революция неоднозначна по своим последствиям. Решив ряд задач, которые стояли перед ее творцами в середине XX в., она в качестве «побочных эффектов» вызвало к жизни массу новых проблем: демографических, социально-психологических, этических и даже медицинских (венерические болезни, СПИД). Впрочем, такая противоречивость характерна для результата любой революции, поскольку революция – это прежде всего ломка устоявшихся отношений и стресс для общественного сознания. Преодоление негативных последствий сексуальной революции, ее «перегибов» - насущная задача современности, решать которую предстоит последующим поколениям.

    Список используемой литературы
    1. Всемирная энциклопедия. [Текст]; Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2001.

    2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. [Текст]; / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2007.

    3. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. [Текст]; М., 2006.

    4. Давыдов Ю.Н. Роднянская И.П. Контркультура. [Текст]; М., 2006.

    5. Кон И.С. Сексуальная культура ХХI века. [Электронный ресурс] // http://www.neuro.net.ru/sexology/publ030.html

    6. Райх В. Сексуальная революция. М., 2007.

    7. Социология семьи. [Текст]; учебник для студентов вузов / под ред. А. И. Антонова. М.: ИНФРА-М, 2006.



    написать администратору сайта