Главная страница

теория игр контрольная. теория_игр_решение_9вар. Контрольная работа по предмету теория игр


Скачать 146.09 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по предмету теория игр
Анкортеория игр контрольная
Дата20.07.2022
Размер146.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатеория_игр_решение_9вар.docx
ТипКонтрольная работа
#633937
страница2 из 4
1   2   3   4

ЗАДАНИЕ 2

Предприниматель А планирует начать выпуск изделий Т1 и Т2. Ожидаемая прибыль зависит от того, какой вид изделий Т1 или Т2 будет выпускать конкурент. Если оба будут производить изделия Т1, то ввиду конкуренции А понесёт убытки в X тыс. руб. Если оба будут производить Т2, то по той же причине А понесёт убытки в Y тыс. руб. Если А будет производить Т1, а В – Т2, то прибыль А составит Z тыс. руб. Если А будет производить Т2, а В – Т1, то прибыль А составит T тыс. руб. Найти оптимальные стратегии каждого из предпринимателей.

X=100, Y=350, Z=900, T=600
Решение:

Платежная матрица игры имеет вид:



Найдем нижнюю и верхнюю цену игры. В каждой строке платежной матрицы найдем наименьший элемент, и запишем его справа от матрицы. В каждом столбце платежной матрицы найдем наибольший элемент, и запишем его снизу от матрицы. В результате получим таблицу




В1

В2




А1

-50

700

-50

А2

300

-150

-150




300

700





Нижняя цена игры max{50,150} 50. Верхняя цена игры min{300,700}  300. Так как нижняя и верхняя цены игры не совпадают, то рассмотренная игра не имеет седловой точки. В этом случае решение нужно искать в области смешанных стратегий.

У игрока A в рассматриваемой задаче есть две чистые стратегии: A1 и A2. Смешанная стратегия игрока A состоит в том, чтобы применять эти чистые стратегии, чередуя их по случайному закону с частотами p1 и p2, причем p1 + p2=1.

Смешанную стратегию игрока A обозначим через , смешанную стратегию игрока B обозначим через .

Средний выигрыш V при применении обоими игроками оптимальных стратегий называется ценой игры. Значения p1, p2, V, q1 и q2 определяются выражениями









Цена игры:

Оптимальная смешанная стратегия игрока I:

Оптимальная смешанная стратегия игрока II:

Таким образом, предпринимателю A выгодно реализовать обе стратегии A1 и A2 , чередуя выпуск изделий Т1 и Т2 по случайному закону с частотами

Гарантированная прибыль при этом составит тыс. руб.

Предпринимателю B выгодно реализовать свои стратегии B1 и B2 с частотами
Ответ: Оптимальные стратегии предпринимателей: А , B , гарантированная прибыль тыс. руб.
ЗАДАНИЕ 3

Найти решение матричной игры, сведя ее к задаче линейного программирования.


Решение:

Проверяем, имеет ли платежная матрица седловую точку. Если да, то выписываем решение игры в чистых стратегиях.

Считаем, что игрок I выбирает свою стратегию так, чтобы получить максимальный свой выигрыш, а игрок II выбирает свою стратегию так, чтобы минимизировать выигрыш игрока I.

Найдем нижнюю и верхнюю цену игры. В каждой строке платежной матрицы найдем наименьший элемент, и запишем его справа от матрицы. В каждом столбце платежной матрицы найдем наибольший элемент, и запишем его снизу от матрицы. В результате получим таблицу




B1

B2

B3

B4

a = min(Ai)

A1

3

6

1

4

1

A2

5

2

4

2

2

A3

1

4

3

5

1

b = max(Bi)

5

6

4

5





Нижняя цена игры max{1, 2, 1} = 2.

Верхняя цена игры min{5, 6, 4, 5}  4.

Так как нижняя и верхняя цены игры не совпадают, то рассмотренная игра не имеет седловой точки, цена игры находится в пределах 2 ≤ y ≤ 4.

В этом случае решение нужно искать в области смешанных стратегий.

Проверим платежную матрицу на доминирующие строки и доминирующие столбцы.

Если в платежной матрице игры все элементы некоторой строки, определяющей стратегию Аi игрока А, не больше (меньше или некоторые равны) соответствующих элементов другой строки, то стратегия Аi называется доминируемой (заведомо невыгодной).

Если в платежной матрице игры все элементы некоторого столбца, определяющего стратегию Вi игрока В не меньше (больше или некоторые равны) соответствующих элементов другого столбца, то стратегия Вi называется доминируемой (заведомо невыгодной).

Решение матричной игры не изменится, если из платежной матрицы исключить строки и столбцы, соответствующие доминируемым стратегиям.

Доминирующих строк и доминирующих столбцов матрица не имеет.

Находим решение игры в смешанных стратегиях. 

Математические модели пары двойственных задач линейного программирования можно записать так:

найти минимум функции F(x) при ограничениях (для игрока II):

F(x) = x1+x2+x3 min



найти максимум функции Z(y) при ограничениях (для игрока I):

Z(y) = y1+y2+y3+y4 max



Решим прямую задачу линейного программирования симплексным методом, с использованием симплексной таблицы. 

Определим максимальное значение целевой функции Z(y) = y1+y2+y3+y4 при следующих ограничениях:



Для построения первого опорного плана приведем задачу линейного программирования к канонической форме.



Решим систему уравнений относительно базисных переменных: y4, y5, y6.

Полагая, что свободные переменные равны 0, получим первый опорный план: Y0 = (0,0,0,0,1,1,1).

Составим симплекс-таблицу:

Базис

БП

y1

y2

y3

y4

y5

y6

y7

y5

1

3

6

1

4

1

0

0

y6

1

5

2

4

2

0

1

0

y7

1

1

4

3

5

0

0

1

F(Y0)

0

-1

-1

-1

-1

0

0

0


Значение целевой функции в данной точке:

F= 10 + 10 + 10 + 10 + 01 + 01 + 01 = 0

Данный опорный план не является оптимальным, так как в пересечении строки 4 и столбцов y1, y2, y3, y4, y5, y6 есть отрицательные элементы. Самый большой по модулю отрицательный элемент (-1), следовательно, в качестве ведущего выберем столбец, соответствующий переменной y4.

Базис

БП

y1

y2

y3

y4

y5

y6

y7




y5

1

3

6

1

4

1

0

0

1/4

y6

1

5

2

4

2

0

1

0

1/2

y7

1

1

2

3

5

0

0

1

1/5 – мин

F(Y0)

0

-1

-1

-1

-1

0

0

0





Вычислим значения Di по строкам как частное от деления: bi / ai4 и из них выберем наименьшее:

min (1/4, 1/2, 1/5) = 1/5

Следовательно, 3-ая строка является ведущей.

Разрешающий элемент равен (5) и находится на пересечении ведущего столбца и ведущей строки.

Вместо переменной y7 в план 1 войдет переменная y4.


Получаем новую симплекс-таблицу:

Базис

БП

y1

y2

y3

y4

y5

y6

y7

y5

1/5

11/5

14/5

-7/5

0

1

0

-4/5

y6

3/5

23/5

2/5

14/5

0

0

1

-2/5

y4

1/5

1/5

4/5

3/5

1

0

0

1/5

F(Y1)

1/5

-4/5

-1/5

-2/5

0

0

0

1/5
1   2   3   4


написать администратору сайта