Главная страница
Навигация по странице:

  • «Российский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВО «РГГУ») ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВАФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯЛапшин а

  • Мари я Юрьевна Профессиональная этика государственного служащего

  • Цель работы

  • Предметом исследования

  • Методологическую базу

  • Методы исследования.

  • Структура работы.

  • Контрольная работа №2 по Государственная и муниципальная служба.. Контрольная работа студента 3го курса


    Скачать 337.84 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа студента 3го курса
    Дата30.08.2022
    Размер337.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа №2 по Государственная и муниципальная служба..docx
    ТипКонтрольная работа
    #656699
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ



    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Российский государственный гуманитарный университет»

    (ФГБОУ ВО «РГГУ»)
    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
    ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

    Лапшина Мария Юрьевна

    Профессиональная этика государственного служащего


    Контрольная работа студента 3-го курса

    заочной (с использованием дистанционных образовательных технологий) формы обучения
    по дисциплине: «Государственная и муниципальная служба»
    Направление подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

    Направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»


    Научный руководитель: Антонов А.В.

    Ученая степень и звание: Ведущий преподаватель -доктор экономических наук, профессор
    Антонов А.В.


    Москва 2022
    Содержание



    Введение 3

    1. Этика коммуникации и речевого поведения 5

    2. Важность этики и ее принципы в государственном управлении 16

    3. Влияние нравственных аспектов госслужащих на деловую репутацию 20

    4. Проблема моральной оценки государственной и муниципальной службы 23

    Заключение 29

    Список литературы 30


    Введение



    Этике часто учат в раннем возрасте. Дети учатся правильному и неправильному у родителей, учителей, общественных лидеров, политиков, развлекательных и новостных СМИ. Этика пронизывает все аспекты жизни – от принятия решений на работе до того, как люди справляются с личными отношениями.

    Этическое правительство может существовать только тогда, когда есть понимание его руководящих ценностей и моральных принципов и того, как они возникли и развились, кому они принадлежат и кому служат, и как они реализуются через государственное управление.

    Цель работы – рассмотреть профессиональную этику государственного служащего.

    Объектом исследования является профессиональная этика в государственном и муниципальном управлении.

    Предметом исследования являются нравственные аспекты профессиональных отношений служащих в ГМУ.

    Задачи работы:

    1. Обозначить важность этики и ее принципы в государственном управлении;

    2. Рассмотреть влияние нравственных аспектов госслужащих на деловую репутацию.

    Методологическую базу контрольной работы составили материалы периодических изданий, научных книг по данной проблеме, учебных изданий, справочная литература и база данных сети Интернет.

    Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный метод.

    Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, где определен методологический аппарат; основной части, включающей 4 параграфа; заключения и списка использованной литературы.

    1. Этика коммуникации и речевого поведения



    Вся культура общения начинается с соблюдения речевого этикета, который является ее регламентирующим и формирующим элементом. Человек – социальное существо, поэтому его жизнь невозможна без общения, отсутствие которого чревато негативными последствиями не только для его социального или профессионального положения и статуса в обществе, но даже и для его физического и психического здоровья. По тому, как человек соблюдает нормы речевого этикета, правила поведения в обществе, формируется мнение о его уровне культуры, воспитании и взаимоотношениях с обществом.

    Этика определяется как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной или профессиональной группы. Слово «этика» введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности. Этика как наука возникла давно, в период зарождения рабовладельческого общества. Она появилась, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло и др. Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека, благодаря совместному общению с другими людьми. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде всего выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой.

    Анализируя историю появления и развития этики, российский ученый, специалист по этике А.А. Гусейнов выделяет следующее определение: Этика – это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль, выражающая особую сферу надбиологической регуляции человеческих отношений и связанные с ней высшие идеалы долженствования.

    Необходимость этики общения определяется рядом причин:

    1. Её соблюдение сильно упрощает работу всего общества в целом и каждого человека в частности, так как действовать согласно этикетно-узуальным формам речи намного проще и быстрее.

    2. Её соблюдение создаёт подходящую атмосферу. Моральный комфорт играет в жизни большую роль, как и физический.

    Удовлетворение личных потребностей человека происходит в процессе общения, характеризующегося, по мнению Л.А.Николаевой, как процесс взаимодействия, при котором происходит передача информации и воздействие на поведение, чувства и эмоции людей. Эффективное общение невозможно без соблюдения правил этикета и речевого этикета1.

    Этикет определяется К.А.Ивановой как поведение и отношение к уважению и доброте, которые существуют в обществе и рассматривается как опыт, полученный индивидом при жизни2.

    Этикет, по мнению Е.Г.Ямщмковой, это сложная сеть правил, которые управляют хорошим поведением и нашими социальными взаимодействиями. Он отражает обычаи общества, историю, этические нормы и правила различных групп, к которым мы принадлежим3.

    Соответственно, этикет, представляя кодекс поведения, определяет ожидания социального поведения в соответствии с современными общепринятыми нормами общества. Этикет необходим во всех аспектах жизни, независимо от того, кем вы являетесь, чем занимаетесь или сколько вам лет. Детей следует учить основным манерам с самого раннего возраста, и по мере взросления им необходимо выучить более сложные правила этикета.

    Правила этикета характеризуются Ю.М.Коняевой как совокупность правил, знаний о поведении и этикете, который регулирует поведение и отношения в обществе. Правила этикета основываются на том, как вести себя в определенных ситуациях4.

    Этикет характеризуется как «система устойчивых формул общения, которые предписываются обществом для установления речевого контакта партнеров по общению, с целью его поддержки в определенной тональности в соответствии с их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, а также взаимоотношениями в различных обстановках (официальной или неофициальной). Этикет является принятым набором определенных требований к формам, содержанию, порядку, характеру и ситуативной релевантности высказывания или выражения.

    В работах Н.А.Карабань под этикетом понимаются регулирующие критерии речевого поведения, систему национально специфичных стандартных, формул общения, принятых социумом для установления и поддержания контакта собеседников5.

    Правила этикета незаменимы в современном культурном обществе и способствуют облегчению взаимопонимания и взаимодействия между людьми. По словам Н.М. Фирсовой, единицы речевого этикета – это функционально-семантическое поле вежливого общения, и любые этикетные отношения базируются на принципах вежливости.

    Культура общения находит своё отражение во многих областях взаимоотношений между людьми. Именно в ней соблюдается один из основных принципов повседневной жизни – стремление к формированию адекватных межличностных отношений. Культура речевого поведения основывается в первую очередь на речевом этикете.

    Е.А. Земская разграничивает понятия «вежливости» и «речевого этикета», категория вежливости распространяется не только на устоявшиеся, повторяющиеся ритуализованные формулы типа приветствия, прощания, благодарности и т. п., но и на более широкий круг разнообразных явлений.

    Речевой этикет – это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания вежливых, доброжелательных, дружеских или официальных отношений в соответствии с речевой ситуацией.

    Соблюдая этикет и правила поведения в обществе, люди обеспечивают себе приятное общение и комфортное взаимодействие друг с другом. Речевой этикет – это национально-специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений, принятых в предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником (установление контакта, его поддержание, прерывание).

    С помощью речевого этикета люди при взаимодействии друг с другом правильно выражают свое отношение к партнеру или собеседнику. В то же время все стороны коммуникативного процесса получают вежливое, легкое, бесконфликтное и приятное общение. Благодаря этикету показываются человеческие отношения, выражаются представления о них. Безусловно, речевое поведение человека является сложным процессом, поэтому речь и этикет тесно взаимосвязаны друг с другом. Стиль речи, разрешение или запрет не определѐнные речевые формулы, выбор языковых средств как маркер принадлежности к среде определяют наше повседневное речевое поведение.

    Индивид, понимающий и владеющий нормами речевого этикета, знает нормы, регламентирующие поведение в конкретной ситуации, осознает, какое поведение в сложившейся обстановке будет наиболее корректным, может осуществить переход от одной нормы речевого этикета к другой при изменении коммуникативной стратегии.

    Факторы коммуникативной стратегии, учитываемые участниками коммуникационного процесса:

    - тип ситуации;

    - степень знакомства;

    - функции каждого собеседника в разговоре;

    - отношения между партнерами или участниками разговора;

    - место и время общения.

    Важное значение имеет и степень знакомства участников коммуникационного процесса, которое и обуславливает речевое поведение. Если люди незнакомы или общаются по рабочим вопросам, или имеют место субординация или дистанция в общении, то нормы речевого этикета достаточно жесткие, а разговор сухой и лишенный эмоциональной окраски. Если же участниками коммуникационного процесса являются родственники, члены семьи, возлюбленные, друзья или хорошие знакомые, то нормы речевого этикета более мягкие и расплывчатые, а общение более близкое, эмоционально окрашенное и душевное.

    В научном труде Ю.В. Рождественского приведены риторические правила для говорящего и слушающего. От каждого участника коммуникационного процесса общество требует соблюдения и четкого исполнения установленных норм речевого этикета, а также и поведения, соблюдения общепринятых ритуалов.

    Т. В. Ларина считает, что говорящий должен соблюдать следующие правила и нормы поведения:

    - доброжелательное отношение к собеседнику;

    - соблюдение вежливости по отношению к адресату;

    - не рекомендуется ставить себя в центр внимания, предписывается быть скромным в самооценках;

    - ставить в центр внимания слушающего, выбирать темы разговора в соответствии с уровнем знаний и интересов адресата;

    - следовать логике развертывания текста;

    - помнить, что порог концентрации внимания и восприятия текста ограничен;

    - вести постоянный отбор языковых средств;

    - следует умело и уместно пользоваться арсеналом параязыковых средств (жест, мимика, поза, интонация и т. д.).

    Для слушающего также выделен ряд норм речевого поведения и правил. В работе «Категория вежливости и стиль коммуникации» Т. В. Ларина их перечислила:

    - отдавать предпочтение слушанию перед другими видами деятельности;

    - уметь выслушивать;

    - не сбивать говорящего с его темы;

    - ставить в центр внимания говорящего и его интересы;

    - правильно входить в коммуникативное взаимодействие, вовремя подавая ответную реплику;

    - не следует без нужды переходить из роли слушающего в роль говорящего;

    - без необходимости, если слушающих больше, чем двое, не следует отвечать и реагировать на речь, направленную другому собеседнику.

    И. А. Стернин правила речевого этикета разделяет на нормы и традиции. Уклонение от норм речевого этикета осуждается обществом, соблюдение же традиций этикета не обязательны для соблюдения, но желательны, благоприятны для комфортного общения. Нарушение норм этикета, если и вызывает неодобрение, но не такое резкое и категоричное, чем при нарушении норм.

    И.А.Стернин в работе «Русский речевой этикет» перечисляет основные функции речевого этикета:

    1. Установление и повышение эффективности контакта между участниками разговора. Благодаря этикету речи обращают внимание на говорящего, слушатели вовлекаются в коммуникационный процесс, быстрее знакомятся друг с другом.

    2. Поддержание контакта в процессе разговора и поддержание отношений в дальнейшем благодаря эффективной коммуникации.

    3. Демонстрация доброжелательного, уважительного и вежливого отношения к собеседникам – в частности, и и окружающим в целом.

    4. Регуляция поведения людей в обществе. Речевой этикет является одной из норм поведения, установленных обществом, своеобразным инструментом, регламентирующим взаимодействие людей.

    Выделяют следующие функции речевого этикета:

    1. Контактная функция. Благодаря арсеналу речевого этикета осуществляется общение между людьми.

    2. Функция ориентации на адресата. Благодаря этой функции реализуется категория вежливости.

    3. Регулятивная функция. Благодаря регулятивной функции устанавливается характер отношений собеседников, регламентируется, например, дистанция между старшими и младшими.

    4. Функция воздействия. Благодаря этой функции реализуются и исполняются просьбы, приглашения, советы, требования и т.д.

    5. Эмоционально-экспрессивная функция. Благодаря этой функции выражаются чувства и эмоции участников коммуникационного процесса.

    Данные функции составляют особенную функциональную область речевого этикета, не существующую в таком взаимодействии в других полях.

    Когда мы говорим об использовании речевых формул этикета, то часто употребляем термин «ситуация» И.А. Стернин в своей работе «Русский речевой этикет» выделил следующие типы ситуаций общения:

    1. Официальная ситуация (рабочие отношение, выполнение профессионального долга и т.д.), в которой действуют жесткие нормы речевого этикета, нарушение которых чревато наиболее серьезными последствиями для индивида.

    2. Неофициальная ситуация (общение со знакомыми, друзьями, влюбленными, родственниками и др.), в которой нормы этикета более свободные, мягкие, а разговор эмоционально окрашенный, изобилующий выражением мыслей, эмоций и чувств участников общения.

    3. Полуофициальная ситуация (общение между коллегами, членами семье и др.), в которой в определенной мере присутствуют официальные нормы, порой они отсутствуют.

    В разговоре в полуофициальной ситуации чувствуются характер отношений между собеседниками, субординация между ними, колеблются тональность и фон, речь говорящих эмоционально обогащена. Наиболее существенными признаками речевой ситуации, в которой формируется речевой этикет, являются говорящий (адресант) и воспринимающий (адресат). Для русского речевого этикета характерна «вариативность» адресанта как «я» («мы») и адресата как «ты» («Вы» вежливое, «вы» множественное).

    Таким образом, первое и второе лицо – «я – ты» – представляют собой важнейшие компоненты оси коммуникативных взаимодействий в русском речевом этикете. Еще одними важными признаками ситуации этикета являются время и место, в условиях которых осуществляется коммуникация. Речевой этикет в этом случае реализуется через обстоятельства «где» и «когда», под которыми понимается ведение коммуникации дома, в гостях, на работе, весной, осенью и т.д.

    Таким образом, формулы речевого акта «я – ты – здесь – сейчас», проецируемые в категории и формы единиц речевого этикета, оказываются принципиально важными компонентами рассматриваемой речевой ситуации.

    Согласно утверждению Н.И. Формановской, контактное / дистантное положение собеседников в коммуникативном процессе влечет за собой определенные последствия. Очень важен в общении визуальный контакт, который, во-первых, способствуют началу взаимодействия, усиливая вербальную коммуникацию, а, во-вторых, позволяет считать с собеседника его личностные характеристики (социальное положение, образ жизни, принадлежность к той или иной группе, национальную принадлежность и т.д.). Также с помощью визуального контакта осуществляется выбор жестов и мимических сигналов, которые усиливают воздействие на собеседника и повышают эффективность вербальных сигналов.

    Дистантность в пространстве (например, разговор по телефону) никак не подкрепляет сам речевой акт каким-либо визуальным определением собеседника, его мимики, его жестов и тем самым лишает говорящего возможности подать собеседнику жестово-мимические сигналы. Из-за дистантности в общении собеседники вынуждены прибегать к уточнениям, вербализации жестов, проверке каналов связи и т.д. В данной работе используется понятие «коммуникативная ситуация» при исследовании лингвокультурологического аспекта речевого этикета.

    Коммуникативная ситуация - это целый сложный комплекс внешних (социальных) условий общения и внутренних (человеческих) состояний общающихся. Отношения говорящего и адресата регламентирует социальная их роль. Если индивид не знает или не осознает свою социальную роль и ведет себя несоответственно ей, то он в личном и профессиональном общении обречен на неудачу.

    Под «социальной ролью» И.А. Стернин понимает обусловленную положением человека форму его общественного поведения:

    1) в условиях определенной социальной группы (семья, рабочий коллектив, компания друзей и т.д.);

    2) в условиях созданной ситуации общения (например, прием у стоматолога, судебное заседание, акт купли-продажи в магазине).

    Важным компонентом социальной роли следует назвать ожидание: ожидаемое поведение индивида может требоваться от него, и член общества обязан в своем поведении оправдывать эти ожидания.

    В.И. Гвазава в работе «Русский речевой этикет: социокультурный аспект» приводит такой пример: школьный учитель по своей профессиональной роли должен передавать свои знания ученикам и вправе требовать от них внимания и послушания. В продолжении этой мысли В.И. Гвазава пишет, что социальные роли – это шаблоны прав и обязанностей, но разные члены общества исполняют одни и те же роли неодинаково: естественно, что поведение коммуникантов обусловлено их социальным, профессиональным статусом, уровнем образованиям культуры.

    Характерные для определенного общества социальные роли часто имеют специальные определения в языке. Простое озвучивание социальной роли может вызывать в сознании говорящего и слушающего ассоциации о целом спектре присущих этой социальной роли прав и обязанностей. Для каждой роли есть установленные нормы поведения, которым носитель роли должен следовать в глазах общества. Все общепринятые обществом правила речевого поведения регулируются в первую очередь речевым этикетом. Это целая система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения.

    Н.И. Формановская в своей работе «Речевой этикет: традиции и новации в межкультурной коммуникации» отмечает, что элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

    1) на уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, и т.п.), а также специализированные формы обращения (Господин) на грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вместо повелительных вопросительных предложений;

    3) на стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов;

    4) на интонационном уровне: использование вежливой интонации (одно и то же высказывание может звучать как просьба или как бесцеремонное требование);

    5) на уровне орфоэпии: использование «Здравствуйте» вместо «Здрасте» и пр.;

    6) на организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор.

    Речевой этикет в настоящее время интенсивно меняется под воздействием новых социокультурных условий и новых коммуникационных технологий, что влияет на семантику и функционирование этикетных формул. Все это определяет в языке общие культурно-поведенческие тенденции, которые оформляются под влиянием идеологии, а также и лингвистической идеологии в языке.

    Таким образом, чтобы стать успешным участником общения, необходимо не только владеть грамматической, лексической, произносительной сторонами речи, но и иметь представлении об этике общения. Без всего этого невозможно установление полного взаимопонимания между коммуникантами.

    Позитивное общение возможно лишь тогда, когда оба участника диалога владеют информацией о речевой этике и осознают важность этики общения, используя фразы этикетного характера. Соблюдение правил в таком диалоге сильно упрощает общение в целом и каждого коммуниканта в частности, так как действовать согласно этикетно-узуальным формам речи проще и быстрее. При этом коммуниканты будут знать, чего ожидать друг от друга.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта