Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание № 5 1. Что общего между этикой стоиков и учением буддизма о восьмеричном пути и нирванеОтвет

  • Правильные взгляды

  • Правильные слова

  • Правильный образ жизни

  • Правильная память

  • Ответ: ПАНТЕИЗМ Николаи Кузанский (Николай Кребс)

  • Джордано Бруно

  • Диалектика Гегеля

  • Ответ: б) персонализмСписок используемой литературы

  • Контрольная работа по философии. Философия Петрова Е.Д.. Контрольная работа Студентка Петрова Е. Д. Группа эпз 30119са преподаватель Баютова М. С. Курган 2020 Задание 5


    Скачать 30.11 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа Студентка Петрова Е. Д. Группа эпз 30119са преподаватель Баютова М. С. Курган 2020 Задание 5
    АнкорКонтрольная работа по философии
    Дата10.11.2020
    Размер30.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Петрова Е.Д..docx
    ТипКонтрольная работа
    #149458

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Курганский государственный университет»

    Дисциплина: Философия


    Контрольная работа

    Студентка: Петрова Е.Д.

    Группа: ЭПЗ - 30119сА

    Преподаватель: Баютова М.С.


    Курган 2020

    Задание № 5

    1. Что общего между этикой стоиков и учением буддизма о восьмеричном пути и нирване?

    Ответ:

    Этика стоиков базируется на понимании того, что человек не может влиять на ход внешних событий и все, что ему доступно - это совершенствование внутреннего мира. Целью человека есть достижение счастья, которое рассматривалось стоиками, как покой, свобода от сильных влечений. К числу влечений стоики относили удовольствие, отвращение, вожделение и страх.

    По мнению стоиков, самое лучшее состояние человека - это апатия. Влечения связаны с желаниями, которые возникают в сознании человека. Поэтому следует обучать свое сознание видеть истинные и ложные ценности мироздания. Так как счастье - это внутреннее состояние, представленное работой сознания, никакие внешние обстоятельства не могут привести к нему.

    Все вещи стоики делили на добро, зло и безразличие. Добро ведет к счастью, зло - ему противоположно, а безразличие ничего не значит для счастья.

    Основой для достижения счастья стоики считали добродетели. Главной добродетелью было нравственное понимание сути вещей, все остальные добродетели формировались через нее. Добродетель должна быть осознанной, тогда она становится частью человека. Правильное понимание природы вещей приводит к появлению гармонии, а она и есть счастье.

    Это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение.

    Правильные взгляды - это значит познание четырех истин, вера в истину причинности и правильный взгляд на вещи.

    Правильное мышление - это значит не поддаваться желаниям, не жаждать, не гневаться и не причинять вреда другим.

    Правильные слова - значит не лгать, не болтать, не сквернословить и не лицемерить.

    Правильные дела - значит не умерщвлять живых существ, не воровать и не прелюбодействовать.

    Правильный образ жизни - это значит избегать постыдного для человека образа жизни.

    Правильные стремления - это значит постоянно, не ленясь, прикладывать усилия к достижению правильных целей.

    Правильная память - это значит обдуманность в действиях.

    Правильное сосредоточение - это значит внутреннее созерцание с целью установления перед собой правильных целей и просветления разума.

    Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие: шила - культура поведения (правильные мысль, слово, действие), самадхи - культура медитации (правильные осознание и сосредоточение) и праджня - культура мудрости (правильные взгляды).

    В связи с этим, можно утверждать, что между этикой стоиков и учением буддизма о восьмеричном пути и нирване можно назвать совершенствование внутреннего мира.

    2. В чем заключается различие между пантеизмом Н.Кузанского и панте-измом Дж.Бруно?

    Ответ:

    ПАНТЕИЗМ 

    Николаи Кузанский (Николай Кребс)

    Пантеизм Кузанский рассматривал с точки зрения математики. Как и его предшественник (Фома Аквинский), он оперировал понятием «бесконечность», но его бесконечность была не «дурной», а «актуальной». В актуальной бесконечности противоположности совпадают, они тождественны. Например, если увеличивать радиус окружности до бесконечности, то абсолютно кривая линия становится прямой. Одновременно при увеличении радиуса окружность теряет смысл понятие «центра», поскольку центром в бесконечности может быть любая точка. Так же и Бог – если мир бесконечен, то центром мира и богом может быть любой объект. 

    Джордано Бруно (1548 — 1600 гг.) развивал идеи Николая Кузанского. Джордано Бруно, итальянский философ, поэт, родился в 1548 г. в городе Нола, в Италии. 

    До Бруно считалось, что Вселенная ограничена небесным сводом, а звезды – это «дыры» в небесном своде, через которые льется небесный свет. Бруно же утверждал, что «хрустальной сферы» (небесного свода) нет, планеты движутся вокруг солнца, в пустоте, и никаких прикрепляющих их связей тоже нет. Звезды – это не «дыры», а солнца, они тоже могут иметь свои планеты, на которых есть жизнь! Эта идея Джордано Бруно получила название «Концепция о множественности миров».

    В 1600 г. Бруно сожгли на костре. Однако сожгли его не за эту идею о множественности миров, а именно за пантеизм! Бруно был простым монахом, путешествовал по свету и выступал с ярой критикой Ватикана, обвиняя церковь в чревоугодии, властолюбии, порицая торговлю индульгенциями. Бруно обвинили в том, что его идеи (пантеистические) противоречат Священному писанию, ведь если бог не личность, он не может быть творцом, управителем, созидателем, собеседником и др. Кроме того, отрицая личностный характер бога, Бруно называл иконопись иконоборчеством. 

    3. Кто был предшественником диалектики Гегеля в философии Нового времени и в чем это выразилось?

    Ответ:

    Философия Гегеля не есть лишь его личное создание, она была подготовлена прежними философскими направлениями и представляет, с одной стороны, завершение пути, проложенного Лейбницем, а также Кантом и его преемниками. Кант, вместо прежнего понимания знания как действия объекта на субъект, полагал, что оно есть более следствие организации человека, его познавательной способности, хотя и не только её одной. Это учение Канта о познании и проложило путь философии Гегеля. По гносеологии Канта, познавательная способность для развития познания нуждается в воздействии внешнего фактора - вещи в себе; в познавательной способности заключалась только форма познания, но не содержание. Инвентарь «чистого разума» Канта, как ни был он богат, заключая, кроме чистых форм чувственного воззрения (пространства и времени), еще категории рассудка и идеи разума, простирался лишь на субъективную сторону познания, но не на объективный фактор его (влияние, исходящее от вещи в себе). Фихте в своей философии устранил объективный фактор. Чистый разум сделался единственным источником знания - не только его формы, но и содержания. Познавательная способность заключала в себе основы всего возможного знания, так что оставалось только выяснить тот процесс, которым чистый разум из самого себя развивает все знание. Этот процесс, по Фихте, совершается в Я, а, по Шеллингу, в Абсолюте и проходит три ступени: несознательного положения (тезис), сознательного противопоставления (антитезис) и сознательного сочетания полагающего и положенного (синтез).

    Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой - от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

    Отсюда возникают три части системы Гегеля: 1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.

    Диалектика Гегеля

    Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д - в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис - антитезис - синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады - идея, природа, дух - дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.

    4. В чем Л.Фейербах усматривал связь между религией и объективным идеализмом Г.В.Ф.Гегеля?

    Ответ:

    Важную роль в преодолении идеализма Гегеля сыграл его ученик Л. Фейербах (1804-1872) - философ-материалист, вы­ступивший против гегелевского объективного идеализма и официальной религии в главном своем произведении „Сущ­ность христианства". Материализм Фейербаха, как и диалекти­ка Гегеля, сыграл роль основных теоретических источников философии марксизма.

    Гегель в философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. В философии духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Легальность и моральность соединяются в образ нравственности, формы ее появления: семья, гражданское общество и государство. Абсолютный идеализм Гегеля. Логика Гегеля - это одновременно его диалектическое учение. Диалектика Гегеля - это учение о всеобщей связи и развитии, это философия мироздания, взгляд на мир в целом. 3 закона диалектики Гегеля: 1. Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития в борьбе противоположностей) 2. Закон взаимного перехода, количественных и качественных превращений. 3. Закон отрицания. Спираль - иллюстрация закона отрицания. Система Гегеля консервативна, так как абсолютная идея возвращается сама к себе, но с другой стороны диалектика - это учение о развитии мира, но Абсолютная идея тоже должна развиваться. Противоречия Гегеля между философией с логикой и диалектическим миром усматривается в том, что система консервативна и замкнута, а мир диалектичен, т.е. предполагается бесконечное развитие этой системы. 

    Философия Людвига Фейербаха - завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму. Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

    • полный разрыв с религией (атеизм);

    • попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

    • материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

    • большой интерес к социально-политическим вопросам;

    • убеждение в познаваемости окружающего мира• не признает единства философии и религии;

    • отвергает диалектику.

    Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной

    предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма, сделав центром философского интереса - человека и назвав бога - творением человека.

    Фейербах усмотрел логическую связь между идеализмом и религией, придя к заключению, что, как и религия, идеализм представляет собой извращенную форму сознания человека, „рациональную мистику". Однако Фейербах отбросил не только идеализм Гегеля. Он не сумел в должной мере оценить и использовать его диалектику, выплеснув, образно говоря, вместе с грязной водой и младенца.

    5. За что Ф.Ницше критиковал христианскую религию? (Ницше Ф. Анти-христианин).

    Ответ:

    Фридрих Ницше - философ, который выявляет кризис европейской культуры, падение человека и низменность его ценностей. Большинство произведений Ницше опровергают, пересматривают и подчас уничтожают традиционные ценности европейской культуры. Ницше призывает преодолеть мораль, любовь, преодолеть самого человека ради сверхчеловека. Он умирает в самом конце XIX века, в 1900 году, но, тем не менее, многие философы нового времени связывают его философию именно со следующим XX веком. Как и Карла Маркса и Серена Кьеркегора, его относят к переходным философам. Это объясняется тем, что Ницше исследовал те истоки кризиса, которые приобрели резонанс в XX веке, предвосхитил тематику философской полемики нового времени. Сам философ часто признавал, что «он пришел слишком рано», возможно, это придавало его работам долю трагизма. Его философия не стала истоком течения, но сильно повлияла на мировоззрение многих деятелей культуры и искусства.

    Европейская культура неотделима от истории христианства. Падение Римской империи сопровождается распространением христианства по ее владениям. Начиная с IV века во многих странах Европы христианство является государственной религией. Влияние христианства на образ жизни и мышление средневекового человека огромно. Оно происходит посредством отдельного государственного аппарата – церкви. В позднем средневековье христианская церковь приобретает также политическое могущество, Ватикан приобретает статус государства, правящего на большей части Европы. Философия средневековья исходит из теологических проблем. Эпоха Ренессанса, а затем век Просвещения постепенно смещают акценты с религиозных аспектов культуры, и в XX веке основные философские проблемы связаны с психологией и наукой. Уже в XVIII веке Европу захватывает волна деизма: Бог создал мир, но потом покинул его, вслед за ним становится популярен атеизм.

    Современный человек не испытывает давления христианской традиции. Вопрос о вере он решает из своего личного опыта. Одним из аргументов против христианской веры являются произведения Ницше. Кардинал Анри де Любак пишет: «...никогда до Ницше не бывало у христианства противника столь сильного, выражающего свои намерения столь откровенно и четко, столь пространно и откровенно преследующего свои цели во всех областях...»

    6. В чем заключается согласно неопозитивизму принцип верификации?

    Ответ:

    Сущность неопозитивизма - в отрицании современной философии как науки, в абсолютизации научно-естественного знания, в недооценке общественных наук. Статус науки должны, по мнению философов этого направления, только естественные науки, которые получают свои знания с помощью естественно-экспериментальных методов. Философия не может быть наукой, поскольку она свои проблемы решает другими методами.

    Действительно, философия не исследует свои проблемы с помощью научно-естественных, препаративных методов таких, как кристаллизация, спектрография, фильтрация, перегонка, рентгенография и т.п. Однако из этого вовсе не следует, что философия не является наукой.

    Философия имеет дело с наиболее общими проблемами бытия. Поэтому эти проблемы могут быть выяснены лишь адекватными им методами познания такими, как индукция и дедукция, анализ и синтез, логический и исторический методы, методом восхождения от абстрактного к конкретному - с помощью диалектики, ее законов и принципов. Предметом неопозитивизма является анализ языка науки, толкования текстов, их объяснение.

    Для неопозитивизма характерны три научно-познавательных принципа: редукционализму, верификации и конвенционализма.

    Принцип редукции (от лат. Reductio - возвращение, восстановление) - возведение в процессе исследования одного явления к другому, одной проблемы к другой с целью упрощения их. Это - логический прием, который применяется в познании. Однако не все сложное можно свести к простому. Сведения, скажем, высших форм жизни в низших - это нонсенс. Теряется специфика явления, т.е. принцип редукции нельзя абсолютизировать, как это допускается в философии неопозитивизма.

    Принцип верификации - это проверка результата исследования на истинность. С точки зрения неопозитивизма истинно только то, что может быть непосредственно эмпирически проверено на практике. Преувеличение, абсолютизация этого принципа в неопозитивизме приводит к отказу такой важной формы развития естественнонаучных знаний, как гипотеза.

    Принцип конвенционализма - принцип договоренности, "договора". Исследователи договариваются относительно того или иного объекта познания: как его толковать, что он собой представляет, какова его особенность подобное. Но при этом теряется объект познания как объективная реальность, именно то, по поводу чего происходит "договоренность".

    Современный неопозитивизм имел ряд разновидностей: логический позитивизм, семантический, пост-позитивизм и т.п.. Но суть их одна - абсолютизация субъективных моментов в познании, игнорирование его объективных моментов, преувеличение значения естественных наук, чрезвычайная формализация гносеологических проблем.

    7. К какому философскому направлению относится антропологическое учение Н.А.Бердяева:

    Ответ:

    б) персонализм

    Список используемой литературы

    1. Евлампиев И.И. История русской философии. - М., 2002.

    2. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. - М., 2004.

    3. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II [Электронный ресурс] https://history.wikireading.ru/186660

    4. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. - Волгоград, 2001.

    5. Философия и наука. Роль философии в развитии науки. [Электронный ресурс] https://lektsia.com/4x3418.html

    6. Философия нового времени [Электронный ресурс] https://studme.org/221999/filosofiya/gegel_hegel


    написать администратору сайта