Главная страница

Танцы. Контрольная работа танцы Студент 1 курса Очной формы обучения Преподаватель Тирива М. С. Екатеринбург 2017


Скачать 0.54 Mb.
НазваниеКонтрольная работа танцы Студент 1 курса Очной формы обучения Преподаватель Тирива М. С. Екатеринбург 2017
Дата18.03.2018
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТанцы.doc
ТипКонтрольная работа
#38780
страница9 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

VIII. Бал как одна из важнейших частей общественной жизни. Обычаи и этикет балов


К концу XVII - началу XVIII веков окончательно складывается такая форма времяпрепровождения, как балы. Само слово "бал" обозначало "большой танцевальный вечер". И если танец в прежние времена был действом ритуальным, духовным, носил большую смысловую и символическую нагрузку, то теперь он практически полностью потерял свою духовность, и на смену ей пришла куртуазность (особый вид поведения с женщиной, при котором ей постоянно оказывались знаки внимания и поклонения). Но это уже нельзя было назвать культом Прекрасной Дамы, так как никто уже не смотрел на женщину как на божество, а вежливость и галантность становятся лишь знаковыми отличиями высших слоев общества от низших. Танец теперь признавался как очень приятное времяпрепровождение, незаменимое развлечение, формировался уже как специфичное молодежное явление. Бал являлся местом встречи и общения, как молодежи, так и пожилых. Так как жизненный уклад светского общества был обновлен огромным количеством непременных условий, диктующих поведение людей, то бал, являлся местом, где можно было свободно общаться, привлекал к себе огромное количество людей, был наиболее популярным времяпрепровождением. В то время танцевали повсюду и очень много. Читая, к примеру, французских поэтов, можно было предположить, что у французов не было никакого другого занятия кроме танцев. Так, например, Табуро в своей книге о танцах объясняет это явление следующей причиной: "Танцуют главным образом для того, чтобы влюбленные могли обоюдно узнать, здоровы ли они и достаточно ли они сильны и бодры". На частных балах кавалеры появлялись без всякого приглашения, и они могли танцевать с кем угодно, причем дамы не могли отказать приглашающим их кавалерам. Одной из популярнейших развлечений на балах была импровизация какой - либо басни или истории, участники которой одевались в соответствующие сюжету и времени костюмы. Примерами этому могут служить знаменитые маскарады во времена царствования Карла IX, Генриха III, Людовика XIII. Таким образом, танец становился чуть ли не единственным способом высвобождения телесной энергии, в условиях постоянного закрепощения тела, согласно строгим правилам светского поведения. С конца XV века начинается отделение народного танца от придворного, в начале в Италии, затем во Франции. Формируется специфический "словарь движений". К XVIII веку отрыв аристократии от крестьянской среды достигает своего апогея. В танцах аристократов на смену естественных движений приходят "искусственные". Именно тогда зарождались позиции и постановки рук, ног, регламентация движения корпуса - все то, что вошло в дальнейшем в классический балет. Позиции, являющиеся основой балетного танца, и другие па прежде всего были, на наш взгляд, выражениями стиля эпохи барокко, ее представлений о красоте. Понятия "красоты" и "стиля" как бы объединяются, потому что в этой красоте не было ни природных законов, свойственных античности, ни рациональности чисел, свойственной искусству Возрождения. Само название "искусство эпохи барокко" происходит от итальянского "перла барокко", что переводится как "жемчужина неправильной формы" (такие жемчужины особенно ценились в то время). Искусство этой эпохи противопоставляется пропорциональному искусству эпохи Возрождения. Искусство эпохи барокко возводит в культ искусство кривой линии, а точнее закругленной, вызывающей в памяти изменчивость волны. Но несмотря на сложную систему разных танцев, на обилие танцевальных движений, на их некоторую близость к сложному балетному искусству, суть их сводилась, на наш взгляд, к одному: к желанию телесной разрядки. Но христианская идеология не поддерживает эти телесные потребности, и в результате несогласования духовных и телесных потребностей, возникают различные болезненные явления: истерические танцы времен средневековья, потайные игрища и пляски времен допетровского боярства и многое другое.

IX. Становление и развитие танцевальной культуры в России


Понятие о "танце" русским дали поляки, прибывшие в Смутное время в Москву с Дмитрием Самозванцем. До этого на Руси "салонных танцев", как в Западной Европе, не было. В теремах водились женские хороводы, а в народе процветали пляски. Вообще, отношение к пляскам было настороженным. "Скоморошенные забавы", соединенные с плясками, считались "душепагубным изобретением дьявола", "бесовскою игрой". При Михаиле Федоровиче Романове для царской потехи приглашались увеселители - немцы и поляки, в их числе были и танцоры. В 1673 году в комедийной палате в Кремле был дан "Орфей" - пьеса с пением и танцами. В прологе Орфей пел хвалу царю, а затем танцевал с двумя пирамидами. В это время любовь к танцам развивалась не только при царском дворе, но и среди знатных московских людей, которые устраивали свои домашние театры (боярин Морозов, князь Голицын, Долгорукий). Сменивший Алексея Михайловича молодой царь Федор не был любителем развлечений. Любовь к танцам поддерживала только правительница Софья, которая собирала в своих хоромах девушек и "устраивала пляски". Перелом произошел при Петре I. После замены длинных мужских костюмов на короткие камзолы русские пляски ушли из придворного быта. Вместо них Петром были введены иноземные танцы. По указу царя под страхом жестокого наказания всем российским девушкам было приказано танцевать. Русские дамы и кавалеры обучились менуэту, полонезу и контрдансу у пленных шведских офицеров. Сам Петр, его супруга Екатерина и дочь Елизавета принимали участие в танцах и делали это, по словам современников, довольно грациозно. Отношение к танцам в это время было скорее как к серьезному, почти "государственному" делу, что отражалось на всем порядке танцевальных ансамблей. Таким образом, в это время в России "безобидные" на первый взгляд танцы, превратились в своеобразное орудие социальной борьбы с "реакционным боярством". Неумение танцевать становится позорным, поэтому бояре начинают выписывать себе учителей (танцмейстеров). На ассамблеях были установлены строго разработанные правила поведения, манера общения с дамой в танце и даже в поклонах. Там были также и быстрые танцы, в том числе импровизационного характера. Говорили, что и сам Петр любил изменять фигуры, специально пугал и потешался над не умеющими танцевать. Одним из обстоятельств, характеризующих отношение к танцу, является то, что теперь танцевальные движения уже никак не обуславливались: ни ритуалом, ни просто естественной человеческой телесностью, поэтому, на наш взгляд, и возникает глухое чувство протеста против навязываемых извне обязательств. Введение Петром I балов ("ассамблей") вызывало неудовольствие людей старшего возраста и огромный энтузиазм у молодежи. Так как русский быт допетровской эпохи складывался изо дня в день довольно тоскливо: основным занятием было хождение в церковь и затем сидение в тереме. Публичные развлечения не практиковались, только свадьбы отличались необыкновенной пышностью. Интересно, на наш взгляд, то, что у русских так и не появились парные танцы, это, по нашему мнению, можно объяснить особенностями православной веры, где никогда не было культа Богоматери, как в католичестве. Кроме того православие предъявляло к человеку более строгие нравственные требования, поэтому выход телесной энергии был невозможен в явной, открытой форме. Отношение к дионисийским пляскам на Руси было очень строгое, они считались большим грехом. Петровские же реформы сделали жизнь общества более гармоничной: не надо было скрывать своего желания развлечься, более того это желание становилось во главу угла у обеспеченных людей. Наиболее распространенными танцами на петровских ассамблеях были менуэт, павана, куранта и другие. Но Петр считал их очень скучными и изобрел свой танец, гораздо более оживленный. Впоследствии, при Анне Ионовне, в моду вошли не только иноземные развлечения. Императрица любила и русские танцы ("бычок" или "камаринская"). 
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта