Практическое задание. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 4
Скачать 25.12 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ __Социология____ Группа _19Ю171в___ Студент Е.В.Егорова МОСКВА 2020 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №4 Вопросы: 1. Общество как система: основные элементы и специфические черты Общество – это система элементами , которой являются люди и социальные институты. В узком смысле под обществом может пониматься: определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы); конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество); отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество). В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество – 2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе. Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется. Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы: наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер); постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие); наличие своих законов исторического развития; непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития; способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу; несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и над-индивидуальные формы, связи и отношения; самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования. В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общество в широком смысле: Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей. Всё человечество в прошлом, современности и перспективе. Общество в узком смысле: Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса»). Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество). Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений. Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Герберт Спенсер (1820−1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии. Основные принципы системного подхода к изучению общества состоят в следующем. Во-первых, основным признаком систем является их целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством. Это качество обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры, т.е. порядком и содержанием связей между элементами. Другими словами, системный подход к изучению общества делает акцент не на исследовании свойств составляющих общество элементов, а на исследовании его структуры (выделении этих элементов, выяснении уровня и характера связей между ними). Во-вторых, элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы. Так, в качестве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) общества. В-третьих, системный подход к изучению общества предполагает рассмотрение его как открытой системы, т.е. системы, взаимодействующей со средой. Под средой понимается множество внешних условий существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой. В-четвертых, системный подход признает целенаправленный характер поведения как системы в целом, так и отдельных ее элементов, т.е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций. Функциями (от лат. functio - осуществление, выполнение) элементов системы называются способы и цели их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности. Вопрос № 5. "Открытые" и "закрытые" общества (К.Поппер) К. Поппер проводит различие между закрытым обществом и открытым обществом[29]. Первое – это племенное или коллективистическое общество, второе – общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения. Закрытое общество можно охарактеризовать как магическое, а открытое – как рациональное и критическое, с учетом, однако, того, что магическая установка никогда не уходит из человеческой жизни и в какой-то мере присутствует даже в самых «открытых» из всех построенных до сих пор обществ. Поппер подчеркивает, что «переход от закрытого к открытому обществу можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которые прошло человечество»[30]. Поппер называет закрытое общество «коллективистическим», а открытое – «индивидуалистическим». Однако смысл, придаваемый Поппером противопоставлению коллективистического (или коллективистского) общества индивидуалистическому, не вполне ясен. Если коллективистическое общество – это архаическое, племенное общество, то его разумно противопоставлять только древнегреческому обществу, впервые выстроившему социальные отношения на основе индивидуализма и значительной автономии личности. Противопоставлять же архаический коллективизм современному индивидуализму имеет мало смысла, поскольку эти общества разделены тысячелетиями. Поппер высказывает, хотя и вскользь, мысль о том, что закрытых обществ с самой разной судьбой может быть много, в то время как открытое общество может быть только одно, и оно «может только продвигаться вперед, если оно не хочет быть задержано и возвращено в неволю, в звериную клетку»[31]. С этой идеей единственности открытого общества перекликается мысль Поппера о современном западном обществе как прямом продолжении древнегреческого общества. Все это не особенно ясно. Современное индивидуалистическое общество начало формироваться только в Новое время, и считать его продолжением индивидуалистической революции, начатой в Древней Греции, можно только в плане развития идей, но никак не реальных событий. Из человеческой истории куда-то исчезает Средневековье, историю которого Поппер проходит в семимильных сапогах. Трудно понять, относится ли тоталитаризм, о котором Поппер говорит много интересного, к закрытому обществу. Если тоталитаризм продолжает античные коллективистические традиции, то его можно назвать закрытым обществом. Дополняя рассуждения Поппера недостающими звеньями, можно сказать, что в человеческой истории существуют и соперничают две традиции: традиция закрытого общества, ведущая от племенного коллективизма через средние века к современному тоталитаризму, и традиция открытого общества, ведущая от древнегреческой демократии к современному западному обществу. Понятия «коллективистическое общество» и «индивидуалистическое общество» оказываются, таким образом, достаточно близкими попперовским понятиям «закрытое общество» и «открытое общество», соответственно. Термин «открытое общество» подчеркивает то обстоятельство, что это общество в процессе свободного обсуждения и взвешивания альтернатив само выбирает перспективу своего развития. Закрытое общество направлено на достижение однозначно определенной глобальной цели и жестко связано заранее выработанным планом. Оно не избирает свой путь, а реализует свое предназначение, определенное волей бога или законами общественного развития. Термин «открытое общество», широко употребляемый в современной литературе, будет далее использоваться далее для обозначения современного индивидуалистического или близкого к нему общества. Соответственно, термин «закрытое общество» будет означать современное коллективистическое или близкое к нему общество. Вопрос №9. Постиндустриальное общество. Постиндустриальное общество – это этап общественного развития, на который вступили ведущие промышленные страны мира в последней четверти XX в. Постиндустриализм – новая, более высокая ступень развития по сравнению с индустриальным обществом, которая приходит ему на смену. Основные черты постиндустриального общества: 1) формирование компьютерно-технологического уклада производства. Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие технологии (микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника); 2) тенденция к гуманизации. Она действует на всех стадиях производственного процесса, выражается в вовлечении работников в подготовку и проектирование производства, в принятие решений в самом процессе труда, в участие в контроле за качеством. В постиндустриальном обществе меняется роль человека и как субъекта социальной жизни. Технологическая революция повышает взаимодействие между людьми (мобильная связь, Интернет), формами и организациями (экологические движения и партии). Постиндустриальное общество часто называют еще и обществом услуг. Для него характерна тенденция к абсолютному и относительному росту социальной сферы. Для постиндустриального общества характерна экологизация социально-экономического развития. Складывается новый тип взаимоотношений человека с природой. Технологическая революция и государственное природоохранное регулирование открывают возможности как для предотвращения многих нарушений среды обитания, так и для ресурсосбережения, способствующего ее сохранению. В числе характерных черт постиндустриального общества – широкий выбор форм и направлений социально-экономической деятельности, господство принципов плюрализма, проявляющихся в смешанной экономике, в развитии демократии, в том числе и «демократии участия», в распространении процессов децентрализации, стремлении решать конфликты не путем конфронтации, а поиском консенсуса. Постиндустриальное общество не смогло преодолеть многих острых проблем. Благодаря развитию средств массовой информации появилась возможность манипулировать массовым сознанием, возникли новые формы преступности, связанные с проникновением в компьютерные сети или их взломом так называемыми хакерами. Становление постиндустриального общества – процесс сложный, протекающий неравномерно, в обстановке глобальных угроз, не исключающих развития катастрофического сценария. Серьезные проблемы возникают в ходе утверждения и развития самого постиндустриального общества. Это противоречия между человеком и современной техникой в социальном, экономическом и психологическом аспектах, конфликт между тенденцией к глобализации в сфере экономики и традиционными принципами национально-государственного суверенитета. Россия еще находится на стадии индустриального общества – с перекосами, унаследованными от командно-административной системы. У России единственный вариант – следование общемировым тенденциям социально-экономического развития. Будущая модель российской экономики должна строиться на основе учета, анализа и освоения опыта развития постиндустриальных стран.
|