Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.

  • 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения

  • 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпо­сылки, творческие идеи, первые образцы.

  • 11. Какие оперы Монтеверди вам известны Ярчайшим достижением итальянской оперы первой половины XVII века яв­ляется творчество Клаудио Монтеверди

  • Назарова В. Контрольные вопросы Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде ния


    Скачать 358 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде ния
    АнкорНазарова В.doc
    Дата02.05.2017
    Размер358 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНазарова В.doc
    ТипКонтрольные вопросы
    #6377
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    7. Месса: характеристика жанра, структура.

    Профессиональная музыка эпохи Возрождения была преимущественно хо­ровой, её жанры делились на духовные (месса и мотет) и светские (мадригал и полифоническая песня). В соборах звучали мессы, во дворцах и палаццо, в ари­стократических салонах и домах зажиточных горожан - светская музыка. Но все хоровые жанры эпохи Возрождения стилистически достаточно однородны: стилевое единство определяется господством сквозного полифонического (имитационного) развития и использованием техники сложного контрапункта.

    Месса (позднелатинское - missa, итал. - messa, нем. - messe), центральное бо­гослужение католической церкви (аналогично православной литургии) и - од­новременно - многочастное (циклическое) произведение культовой музыки для хора (иногда с солистами) a cappella (в более поздние эпохи - с оркестром). Месса исполнялась во время богослужения и сама представляла как бы «храм в

    10

    звуках». Величественна и грандиозна её многочастная конструкция, в качестве фундамента выступает cantus firmus - напев григорианского хорала. В XVI веке композиторы стали заменять григорианский хорал мелодиями популярных светских песен.

    Канонический текст обычной мессы (Missa ordinarium) включает пять час­тей:

    Kyrie eleison (Господи, помилуй) - слово мольбы о прощении;

    Gloria (Слава в вышних Богу) - слово радости и ликования, божественного восторга;

    Credo (Верую) - символизирует убежденность и твердость веры;

    Sanctus, Benedictus (Свят, Благословен) - торжество света и благодати;

    Angus Dei (Агнец Божий) - выражение молитвенной кротости и смирения.

    Такую пятичастную мессу называют полной или торжественной (Missa sol-emnis). Существуют также другие типы мессы: краткая месса (Missa brevis) включает только две первые части Kyrie и Gloria, особая месса (Missa proprium) посвящалась определенным воскресным и праздничным дням, реквием (Req­uiem) - заупокойная месса и другие.

    Как самостоятельный музыкальный жанр месса сложилась к XIV веку. Му­зыкальная основа средневековой мессы—одноголосный григорианский хорал, с XIV века—хоровое полифоническое многоголосие a cappella, в котором григо­рианский хорал использовался как cantus firmus («твердый напев»). Месса была ведущим жанром культовой музыки в эпоху Средневековья и Возрождения. До XIV века - это жанр анонимный. Первая авторская месса принадлежит Гийому деМашо(1364).

    В музыке католических месс композиторы создавали контрастные настрое­ния: молитвенно-сосредоточенные, смиренные или восторженно-ликующие, но всегда рожденные возвышенным религиозным строем чувств. Поэтому музыка месс передает гармоничное и умиротворенное состояние, воплощает идеальное, возвышенное настроение глубокой сосредоточенности, отрешенности от всего обыденного, земного.

    В эпоху барокко - с XVII века - и классицизма (XVIII в.) мессы пишутся для хора с сопровождением оркестра (или органа), в склад музыки мес сы проника­ет гомофония. В мессы включаются наряду с хоровыми сольные и оркестровые номера - таковы «Высокая месса» си минор И.С. Баха, мессы и реквием В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. ван Бетховена.

    8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.

    Мадригал был основным светским жанром в музыке Возрождения. Мадри­гал (итал. mater, madre - мать) - песня на родном (материнском) языке - жанр музыкально-поэтический, его форма полностью определялась формой стихо-

    11

    творения, положенного на музыку. Мадригал - жанр аристократический, его содержанием были высокие идеи и возвышенные чувства.

    Мадригал возник в искусстве ars nova - в творчестве Франческо Ландино как двух-трехголосная песня любовно-лирического характера. Тематика мадри­гала - свободная и очень разнообразная, но в основном это любовная лирика, лирика природы, пасторальные мотивы. Особенно любимы были настроения печали, элегической грусти, страдания неразделенной любви. Если латынь бы­ла языком богословия и науки, то итальянский язык в мадригале стал языком возвышенных чувств и любовных страстей. Не только текст - итальянская по­эзия, но и музыка мадригала ярко выделяла его как жанр принципиально свет­ский. Строгому, созерцательному характеру духовной музыки противопостав­лялась мелодическая рельефность, образная контрастность в мадригалах.

    Кульминации в своем развитии мадригал достиг в XVI веке. «Итальянский мадригал в музыке, - пишет В.Д.Конен, - был по существу знаменем новой эсте­тической эпохи. Он являл собой единственную профессионально развитую и художественно значительную светскую «школу» в музыке эпохи Возрождения, сумевшую выразить в музыкальных звучаниях ренессансные идеи, уже давно воплотившиеся в изобразительных искусствах и литературе».

    Мадригалы создавались на стихи Данте, Петрарки, Ариосто, Тассо, Гварини, Ринуччини. Высокая, нередко рафинированная поэзия предопределила утон­ченно изысканный музыкальный строй мадригалов эпохи Возрождения. «Му­зыка - это очарование и как бы душа поэзии», - писал выдающийся итальян­ский поэт XVI века Торквато Тассо. Композиторы стремились передать в музы­ке не только общий смысл текста, его основное настроение, но и отдельные де­тали, оттенки поэтического образа. Мелодия становилась выразительной, эмо­ционально окрашенной, рельефной, ритмика - четко периодичной, с элемента­ми жанровости. Характер фактуры - гомофонно-полифонический, с выделени­ем наиболее выразительного верхнего мелодического голоса.

    Мадригал - жанр хоровой (в основном пятиголосный), но камерный, рас­считанный на исполнение ансамблем в обстановке салона или небольшого кон­цертного зала. Авторы мадригалов—Якоб Аркадельт родом из Льежа, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо да Веноза (создатель «хроматического» мадрига­ла), Джованни Палестрина, Клаудио Монтеверди.

    Драматизация мадригала привела к созданию на его основе во второй поло­вине XVI века «мадригальной комедии», подготовившей рождение оперы. Мадригальные комедии писали Орацио Векки (1550-1605), Алессандро Стрид-жо, Клаудио Монтеверди.

    9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?

    Ведущие музыкальные жанры эпохи Возрождения - вокально-хоровые. Ин­струментальная музыка еще не играла самостоятельной роли. Инструменты ис­пользовались как аккомпанирующие хору, удваивая вокальные партии, или в быту - в танцевальных жанрах.

    12

    В профессиональной музыке велика роль двух инструментов - лютни и ор­гана. Орган был ведущим церковным инструментом. Во Флоренции и Венеции сложились самостоятельные органные школы, связанные с именами Франческо Ландино, Клаудио Меруло, Джованни Габриэли. В период высокого Ренессанса (в XVI столетии) итальянские мастера, главным образом венецианцы, писали для этого инструмента уже довольно много произведений, стиль которых ока­зал большое влияние на развитие музыкальной культуры барокко.

    Лютня стала излюбленным инструментом домашнего (салонного) быта- её нежный тихий звук идеально соответствовал камерному стилю музицирования. Появились многочисленные лютневые пьесы гомофонного склада - интрады, прелюдии, прообразом сюиты стала пара танцевальных пьес - павана и гальяр-да. Возникла и оригинальная лютневая литература, крупнейшим представите­лем которой был знаменитый ломбардский виртуоз-лютнист Франческо да Ми-лано(1493-ок. 1548).

    В конце XVI века в творчестве венецианских композиторов Андреа и Джо­ванни Габриели складываются жанры инструментальной ансамблевой музыки -канцоны и ричеркары.

    Особенность инструментальной музыки эпохи Возрождения - непривычный, терпкий, словно бы нестройный колорит звучания. Он объясняется тембровой пестротой входящих в ансамбль инструментов: струнных, духовых, ударных.

    10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпо­сылки, творческие идеи, первые образцы.

    Италия была родиной большинства профессиональных музыкальных жан­ров - оперы, оратории, кантаты, инструментальной музыки (сонаты и concerto grosso).

    Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века явилось кульминацией Возрождения: она единственный музыкальный жанр, который возник из идеи воскрешения античности. Если полифоническая музыка строгого письма эпохи Возрождения фактически развивала традиции средневековья, то создание опе­ры связано с возрождением принципов античной трагедии. Италия была исто­рически первой страной Ренессанса, и вполне закономерно, что опера - перво­начально её называли dramma per musica («драма посредством музыки», то есть положенная на музыку) - появилась во Флоренции, самом сердце Возрождения, в городе Данте, Донателло, Микеланджело, Франческо Ландино.

    В кружке флорентийских аристократов Джованни Барди и Якопо Кореи -камерате (camerata) - родилась идея нового театрального синтеза. За образец была взята - как наиболее совершенная - форма древнегреческой трагедии. Опера создавалась в сознательном сближении с античным светским искусст­вом: античной поэтической лирикой и театром Древней Греции и Рима. Идео­логами этого кружка новаторов были гуманист Джироламо Меи и выдающийся теоретик музыки, виолист и лютнист Винченцо Галилей (1520-1591), отец ве­ликого астронома Галилео Галилея. В 1581 г. он опубликовал трактат «Диалог
    13

    об античной и современной музыке». Ему принадлежат первые образцы моно­дии (сольного пения с сопровождением) нового типа: «Плач Иеремии» и «Жа­лоба Уголино». Галилей сам исполнял их, аккомпанируя себе на лютне. Тексты плача, жалобы были весьма благодарны для музыкальной драмы: в них музыка передавала движение чувства (аффекта). Lamento - жалоба - станет в эпоху ба­рокко излюбленным жанром и в оперной и в инструментальной музыке. Условия рождения оперы:

    • просвещенная аристократическая среда;

    • увлечение античностью;

    • синтез высокой поэзии и музыки;

    • поворот от хоровой полифонии к сольному пению (монодии) с инструмен­
      тальным сопровождением.

    Истоки оперы:

    • пасторальные драмы как излюбленная форма театральных представлений
      при дворах знати в эпоху Возрождения;

    • фольклорные представления с музыкой и пением, например, так называемые
      «майские праздники» (тосканские maggi), и широко бытовавшие во Флорен­
      ции «священные представления» (театрализация библейских легенд с песня­
      ми);

    • мадригал и мадригальная комедия.

    С мадригалом оперу связывает: принципиально светская направленность; аристократичность происхождения, ориентация на образованную элиту - зна­токов и любителей высокой поэзии; мадригал и dramma per musica были жан­рами музыкально-поэтическими, музыка была в них «послушной дочерью» по­эзии: наконец, оба жанра главной задачей ставили передачу душевных движе­ний, внутреннего мира человека, его чувств и переживаний.

    Создатели dramma per musica стремились именно музыкой - в мелодии - пе­редать выразительную смену аффектов - настроений и чувств человека. Особо значимые слова выделялись украшениями в пении, распевались более мелодич­но. В целом же преобладал речитативный стиль, идеально отвечающий задаче ясного произнесения текста: «Пение на полпути между обычным говором и чистой мелодией», - говорил Якопо Пери. Поэт был главным создателем dramma per musica: синтез искусств в ней был возрожден на основе высокой по­эзии.

    Автором первых «либретто» - «Эвридика» и «Дафна» - был последователь Т.Тассо поэт Оттавио Ринуччини. Они были положены на музыку певцами Якопо Пери и Джулио Каччини. Опера «Эвридика» Д.Каччини (1600) - первый дошедший до нас образец dramma per musica. Художественное значение до на­стоящего времени сохраняет опера Клаудио Монтеверди «Орфей» (1607). Через год появилась «Дафна» Марко да Гальяно (1608) и «Ариадна» Монтеверди (не сохранилась).

    Эти произведения создали своеобразный канон жанра dramma per musica. Так, обязательным был пролог (как в античной трагедии), в котором выступает

    14

    аллегорический или божественный персонаж. Непременным атрибутом явля­лись и пасторальные сцены. Но не сформировались еще оперные формы: не было разделения на арии, речитативы, ансамбли.

    11. Какие оперы Монтеверди вам известны?

    Ярчайшим достижением итальянской оперы первой половины XVII века яв­ляется творчество Клаудио Монтеверди (1567-1643). Композиторский стиль Монтеверди сформировался в условиях позднего Возрождения: в его творчест­ве высокого совершенства достиг жанр итальянского мадригала. Мадригалы Монтеверди концентрируют все характерные черты позднего Возрождения; господство светской (преимущественно любовной) лирики, смешанный гомо-фонно-полифонический склад, изысканность и утонченность стиля. Некоторые мадригалы - почти настоящие «оперные» сцены, например, «Жалоба нимфы».

    С 1607 г. Монтеверди обращается к опере, параллельно сочиняя и мадрига­лы. Он становится первым оперным композитором, до него dramma per musica создавалась поэтами и певцами. Само определение opera - синоним opus, т.е. дело, создание, произведение. Далеко не все оперы Монтеверди сохранились. До нас дошли три: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи» (1642) - первая опера на исторический сюжет. Из оперы «Ариадна» (1608) сохранился лишь один фрагмент - Жалоба (lamento) Ариадны. Этот сольный номер Монтеверди переделал позднее в пятиголосный мадригал.

    Главной темой творчества Монтеверди - как истинного представителя Воз­рождения - становится человек, его страсти, его чувства и переживания. Искус­ство Монтеверди идеально соответствует гуманистическим устремлениям Воз­рождения, между тем стилистически уже связано со следующей эпохой - ба­рокко.

    12. Сформулируйте черты стиля барокко применительно к музыке.

    Барокко - основное стилевое направление в искусстве большинства евро­пейских стран в XVII - первой половине XVIII века. Искусство барокко рожде­но изменившимися представлениями о мире и человеке, крушением ренессанс-ной гармонии, антропоцентризма и оптимизма. Барроко - значит причудливый, вычурный. В новом художественном стиле отразились напряженные и трагиче­ские переживания, растерянность и тревога, призрачность и фантастичность. Усиливается значение религиозной тематики в искусстве, особенно тем, свя­занных с видениями, чудесами, мученичеством. В определенном смысле барок­ко воскрешало Средневековье, возрождая мистицизм и иллюзорность, тему смерти в искусстве, сознание суетности и бренности земной жизни. «Что молодость, почет, искусство, блеск наград? Придет последний час, все станет дым и чад».

    Андреас Грифиус

    Напряженность духовной жизни в неустойчивом, полном глубоких проти­воречий мире, стремление к отображению в искусстве психологических про-

    15

    цессов, смятения и драматизма в душе человека, создали благоприятную почву для расцвета именно музыки. Начиная с XVII века эволюция музыки становится синхронной с развитием других искусств. Поэтому достижения выдающихся композиторов эпохи барокко: Монтеверди, Перселла, Фрескобальди, Букстеху-де, Шютца, Корелли, Вивальди, Баха, Генделя - стоят в одном ряду с творчест­вом великих писателей и художников XVII века: Мильтона, Сервантеса, Лопе де Вега, Мольера, Корнеля, Расина, Караваджо, Веласкеса, Рубенса, Рембрандта и других.

    Барокко - стиль эффектный и противоречивый, напряженный и взволнован­ный. Излюбленные темы барокко - жизнь и смерть, временность, непрочность земной жизни перед лицом вечности, иллюзорность реальности, напоминание о смерти.

    Пышная декоративность, экспрессия и аффектированность, драматическая патетика, как характерные черты стиля, были свойственны всем видам искусст­ва, которые стремятся «поражать, удивлять и очаровывать». Но музыка была способна наиболее ярко передать драматически напряженный, тревожный, па­тетический дух времени. «Барокко хочет увлечь со всею силою страсти, возбу­ждает, опьяняет, приводит в экстаз, но не дает счастливого бытия» (Г.Вёльфлин). Безусловное лидерство в создании характерных черт стиля ба­рокко принадлежит итальянскому архитектору и скульптору Лоренцо Бернини (собор Святого Петра в Риме; скульптуры «Экстаз святой Терезы», «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины»).

    Искусству барокко свойственны монументальность и экспрессия, напря­женность и драматизм, взволнованность и страстность, повышенная аффекта­ция, стремление к величию и пышности, сложности композиционных решений, к совмещению реальности и иллюзии. Специфические для искусства барокко черты:

    • повышенная эмоциональность, яркая контрастность;

    • динамизм («Мир барокко - мир, в котором нет покоя», И.Бунин);

    • сложность и причудливость декоративного убранства в архитектуре и дру­
      гих в изобразительных искусствах;

    • стремление к синтезу искусств;

    • противоречивая основа стиля выявляется в так называемых «антиномиях ба­
      рокко»: жизнь и смерть, возвышенное и земное, светское и духовное;

    • на одном полюсе - бурная эмоциональность и патетика в выражении чувств,
      на другом - точный расчет, апофеоз порядка, торжество разума. Француз­
      ский математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину ми­
      роздания и вывел законы, которые им управляют. Это ему принадлежит
      крылатая фраза: «Мыслю, следовательно существую».

    В музыке эпоха барокко довольно продолжительна и охватывает около по­лутора столетий от рубежа XVI-XVII веков (А.и Дж. Габриели и Монтеверди) до середины XVIII века (творчество Баха и Генделя).


    16

    Музыкальное барокко - понятие широкое и очень ёмкое, включающее мно­жество новых жанров, рожденных эпохой послеренессансной культуры (от ранней dramma per musica до Страстей Баха и ораторий Генделя), и различных национальных композиторских школ (в Италии А.Скарлатти, Д:Кариссими, Д.Фрескобальди; в Германии Г.Шютц, Д.Букстехуде, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель; в Англии Г.Пёрселл).

    Началом новой эпохи в истории музыкальных стилей является создание оперы (dramma per musica) в Италии и связанный с ним стилевой перелом: хо­ровая полифония строгого стиля Возрождения постепенно уступает место го-мофонно-гармоническому складу - основополагающему типу фактуры в музы­ке XVIII и XIX веков.

    В музыке «антиномии барокко» выявляются:

    • в ведущем значении оперы (а также оратории и кантаты), как жанров, синте­
      зирующих слово и музыку, вокальное и инструментальное исполнение;

    • в параллельном развитии духовных и светских жанров (в творчестве
      И.С.Баха, например);

    • в сложном взаимодействии основ традиции и новаторства в творчестве;

    • в противоречивом равновесии полифонии и гомофонии, которое закрепляет­
      ся в понятии «свободного стиля»;

    • в излюбленном инструментальном цикле «прелюдия и фуга», соединяющем
      свободную импровизационность прелюдии и строгую упорядоченность фу­
      ги.

    Противоречивая сущность барокко сказалась и в особом типе фактуры, ос­нованном на равновесии между полифонией и гомофонией, который дал назва­ние музыке эпохи барокко: «полифония свободного письма» (в отличие от строгого стиля хоровой полифонии Возрождения). Новое качество полифонии XVII- первой половины XVIII вв. - инструментализм - определяет особенности мелодики, гармонии, фактуры, формы. Расширение интонационно-мелодических и ладо-тональных возможностей музыки связано в свободном стиле с хроматизацией тональности (см. Хроматическую фантазию и фугу И.С.Баха для клавира), формированием мажоро-минорной системы, активным использованием различных тональностей и техники модуляций. Употребление всех 24 мажорных и минорных тональностей было продемонстрировано впер­вые в сборнике прелюдий и фуг И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир».

    Свободный стиль полифонии XVII- начала XVIII вв., который объединяет музыкальные жанры эпохи барокко, основан на сочетании имитационной тех­ники с приемами классической гармонии. Универсальный тип фактуры в раз­ных жанрах барокко (от оперы до трио-сонаты и concerto grosso) называется bassocontinuo- «длящийся бас», или иначе - «цифрованный бас». Это особый, специфически барочный, технологический прием, когда под непрерывно для­щейся басовой партией (она исполнялась виолой да гамба - виолончелью) цифрами обозначались аккорды, исполняемые на клавесине или органе. Техни­кой «генерал-баса» владели все музыканты, поэтому композитор не выписывал

    17

    аккордовую вертикаль, а лишь намечал её цифровкой. Абсолютное господство свободного стиля и цифрованного баса в музыке эпохи барокко, позволило Г.Риману назвать её «эпохой генерал-баса».
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта