Главная страница
Навигация по странице:

  • Оркестровые сочинения

  • 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»

  • 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»

  • 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель Современник и соотечественник Баха Георг Фридрих Гендель

  • 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.

  • 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель

  • 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.

  • Назарова В. Контрольные вопросы Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде ния


    Скачать 358 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде ния
    АнкорНазарова В.doc
    Дата02.05.2017
    Размер358 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНазарова В.doc
    ТипКонтрольные вопросы
    #6377
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Клавирные жанры.

    В творчестве Баха и во всей музыкальной жизни XVIII века клавир играл очень большую и своеобразную роль. Произведений для клавира у Баха очень много и они исключительно разнообразны: по жанрам по технике письма, по степени исполнительской сложности. Многие из клавирных сочинений написа­ны как инструктивные - для собственных сыновей, обучающихся игре на кла­вире. Это прежде всего «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», содержащая маленькие шедевры музыки XVIII века, которые не просто учат играть полифо­нические арии, гармонические хоралы и менуэты, но воспитывают музыкаль­ный вкус и формируют чувство стиля у молодых музыкантов. Далее следуют восемнадцать Маленьких прелюдий, фугетты и другие пьесы для начинаю­щих, вошедшие в «Клавирную тетрадь» Вильгельма Фридемана Баха.

    Двухголосные и трехголосные инвенции были предназначены для выра­ботки легато, кантиленной манеры игры на клавире.

    Возможно, клавирным сюитам Бах также придавал инструктивно-педагогическое значение. Им написаны 6 английских, 6 французских сюит и 6 партит (которые образуют первую часть «Клавирных упражнений»). К типу клавирной сюиты относится и большая «Французская увертюра» си минор.

    Особое место среди клавирных сочинений высшего полифонического мас­терства занимают Гольдберг-вариации. Бах назвал его «Арией с различными ва­риациями» (их тридцать) и включил в четвертую часть «Клавирных упражне­ний» (Klavierubung). Этот вариационный цикл был заказан графом Кайзерлин-гом - русским посланником в Дрездене, большим поклонником гения Баха. А свое название цикл получил по имени И.Г.Гольдберга - ученика Вильгельма Фридемана и Иоганна Себастьяна, который состоял на службе у графа Кайзер-линга. Гольдберг и исполнял этот самый масштабный из баховских произведе­ний цикл для страдавшего бессонницей своего господина. Ария написана во французском галантном стиле, она обрамляет весь цикл. Тридцать вариаций ор­ганизованы по три: каждая третья - канон. Каноны (их десять) следуют по

    34

    принципу возрастания интервалов имитации от примы до ноны. В тридцатой вариации, названной Quodlibet («кто во что горазд»), на выдержанном басу проводятся каноном две народные песни.

    Итальянский концерт фа мажор, входящий во вторую часть «Клавирных упражнений», - итоговое сочинение Баха в концертном жанре. Это виртуозный клавирный концерт без сопровождения в стиле итальянских скрипичных кон­цертов, переложения которых Бах делал в Веймарский период творчества: трехчастный цикл с контрастной средней частью (ре-минорный монолог солис­та). Барочный принцип концертирования (чередования «тутти» - «соло») реа­лизуется в этом сольном концерте в результате динамических противопостав­лений контрастных по фактуре разделов. Преобладающая гомофонная фактура объединяет полифоническую текучесть и непрерывность мотивного развития с периодической расчлененностью. Оживленный, бодро энергичный характер музыки крайних частей идеально соответствует светскому, жизнерадостному стилю итальянской концертной манеры.

    Оркестровые сочинения

    Оркестровая музыка И.С.Баха (как и аналогичные сочинения его современ­ника Г.Ф.Генделя) образует вершину развития барочной инструментальной традиции. Баховский оркестр включает струнные и клавесин (или орган) как гармоническую опору всего ансамбля. Духовые (флейты, гобои, фаготы, трубы) используются как солирующие инструменты.

    Оркестровые сочинения Баха - это четыре «увертюры» и шесть Бранден-бургских концертов - отличаются праздничным жизнерадостным характером. Как и вся оркестровая музыка эпохи барокко, они используют игровой принцип инструментализма, строятся на основе «игры» темами, мотивами, тембрами, тональностями и т.п.: «... звуки радуют, мастерство вызывает соревнование и любование», по меткой характеристике Б.Асафьева. Оркестровые сюиты можно отнести к типу развлекательной, «легкой» музыки. Не случайно финал 2-й сюи­ты (си минор) называется «Шутка» (франц. Badinare), а 4-й (ре мажор) - «Раз­влечение» (франц. Rejouissanse).

    Жанр инструментального концерта Бах осваивал, перекладывая для клавира или органа концерты итальянских скрипичных мастеров, прежде всего Виваль­ди. В годы работы в Веймаре (1708-1717) им сделаны 16 таких переложений для клавира и 6 - для органа. В историю музыки Бах вошел как создатель жанра клавирного концерта с оркестром: ему принадлежат 13 концертов для одного. двух, трех и даже четырех клавиров.

    Уникальный оркестровый цикл образуют шесть Бранденбургских концертов (автор назвал из по-французски «концертами для нескольких инструментов). Они написаны в кётенский период творчества, в 1721 году и посвящены марк­графу Бранденоургскому Кристиану Людвигу. Концерты Баха разнообразны по структуре цикла, по исполнительским составам и использованию солирующих инструментов. Они образуют кульминацию и итог (наряду со знаменитым цик­лом Concerto grosso op. 6 Генделя) в эволюции барочного жанра concerto

    35

    grosso. Принцип концертирования эпохи барокко был возрожден лишь в XX ве­ке в творчестве представителей неоклассицизма - Стравинского и Хиндемита.

    26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?

    «Музыкальное приношение» - цикл полифонических пьес, написанных на тему короля Пруссии Фридриха II, с которым Бах общался и музицировал в Потсдаме в 1747 году во время остановки на пути в Дрезден.

    В «Музыкальном приношении» тридцать пьес, большинство из которых -полифонического склада. Три из них - трио-соната и два канона - имеют обо­значения, для каких инструментов они написаны (флейта, скрипка и бассо кон-тинуо). В остальных инструменты не обозначены, и они могут быть исполнены на клавире или камерным ансамблем ad libitum («по желанию»). Объединяющая тональность всего сочинения - c-moll. Сама тема не является оригинальной ме­лодической находкой, а скорее комбинацией характерных, типичных для ба­рокко интонационных «формул». В баховском цикле убедительно воплощается мысль о том, что не оригинальность темы, а мастерство её развития придают музыке художественную ценность и историческую значимость. «Королевская тема» проходит почти во всех частях огромного цикла. В «Музыкальном при­ношении» сказалась свойственная творчеству Баха в поздний период глубо­чайшая сосредоточенность мысли, стремление извлекать широкие и макси­мально разнообразные возможности из минимальных, строго отобранных средств и особая склонность к полифоническому варьированию.

    Последнее во времени и самое сложное произведение Баха—созданный им перед смертью большой полифонический цикл в ре-миноре—«Искусство фу­ги». Записанный композитором в партитуре для четырех голосов, он исполня­ется обычно на клавире или камерным ансамблем и состоит из 14 контрапунк­тов (фуг) на одну тему, С «Музыкальным приношением» его роднит монотема­тический замысел, но теперь Бах писал не на заданную, а на собственную тему. Простая и строгая эта тема в высшей степени характерна для полифонического стиля Баха. Лаконичная, рельефная по мелодическому рисунку и в то же время обобщенная (типовая) по интонации, она во всех преобразованиях сохраняет возвышенность и величавую серьезность, распевность и идеальное строение, отвечающее всем условиям преобразования и многосложному полифоническо­му развитию в 14 фугах. Тема предстает в увеличении, в уменьшении, обраще­нии и ракоходном движении, используются также ритмические варианты ос­новной темы. Строение «Искусства фуги» глубоко продуманно и характеризу­ется строгой логикой. Фуги следуют одна за другой по принципу восхождения от простого к сложному. В последней фуге Бах использует тему-монограмму BACH. Но её развитие не завершено, фуга осталась недописанной и так - в не­законченном виде - исполняется и по сей день.

    27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?

    36

    «Хорошо темперированный клавир» - сборник прелюдий и фуг (два тома) во всех двадцати четырех тональностях, расположенных по хроматическим полу­тонам. Бах писал, что предназначает их «для пользы и упражнения жаждущей учиться молодежи, а также для развлечения тех, кто уже накопил опыт в этом искусстве».

    В обеих частях «Хорошо темперированного клавира», созданных в разное время, прелюдии и фуги расположены попарно, «малыми циклами», в хромати­чески восходящей последовательности всех одноименных тональностей — от До мажора (№ 1) до см минора (№ 24) включительно. Такое расположение име­ло для Баха принципиальное значение и глубокий смысл: он первым использо­вал в клавирной музыке все тональности хроматической шкалы в равномерно темперированном строе, закрепив тем самым сохранившийся до настоящего времени в профессиональной музыке принцип деления октавы на 12 равных полутонов. К этому способу темперации в конце XVII - начале XVIII века вплотную подошли А.Веркмайстер и И.Д.Нейдхардт. Одним из первых точный расчет 12-ступеневой темперации произвел М.Мерсенн. «Хорошо темпериро­ванный клавир» Баха был первым гениальным художественным опытом во­площения принципа равномерной темперации.

    Каждый из двух томов ХТК содержит по 24 самостоятельных двухчастных цикла (прелюдия и фуга) во всех мажорных и минорных тональностях: Бах как бы уравнивает в правах и широко распространенные тональности и редко ис­пользовавшиеся в исполнительской практике его времени тональности с боль­шим количеством знаков. Пьесы «Хорошо темперированного клавира» обоб­щают жанровое и эстетическое содержание музыки Баха, являясь своеобразной «энциклопедией» баховского творчества.

    Благодаря глубине и разнообразию содержания, исключительному мастер­ству полифонического искусства прелюдии и фуги ХТК представляют собой образцы высшего художественного совершенства. И в наше время они остают­ся непревзойденными шедеврами полифонического письма, изучение которых является обязательным для любого музыканта.

    Основу соотношения прелюдии и фуги составляет контраст свободной им-провизационности в прелюдии и строгой, построенной по правилам полифо­нии свободного стиля фуги. Несмотря на жанровую типологичность и единство стиля, каждая пьеса «Хорошо темперированного клавира» образно индивиду­альна, а форма ее обладает неповторимо-своеобразными чертами. Таких инди­видуально-характерных, художественно убедительных решений в жанре кла­вирной прелюдии и фуги до Баха не достигал никто. Написанные в одной то­нальности, но различные по характеру и фактуре (гомофония - полифония) пьесы то дополняют, то по контрасту резко оттеняют друг друга, выражая в та­ком сочетании различного, иногда даже противоположного, одну общую по­этическую идею.


    37

    В XX веке идею сочинения полифонических пьес во всех тональностях по­вторили Д.Шостакович (24 прелюдии и фуги), П.Хиндемит (фортепианный цикл «Ludus tonalis» - «Игра тональностей», состоящий из Прелюдии, 12 фуг, разделенных интермедиями, и Постлюдии), Р.Щедрин и С.Слонимский.

    28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?

    Современник и соотечественник Баха Георг Фридрих Гендель (1685-1759) также является характерной фигурой позднего барокко. Но антипод Баха. Его творчество испытало воздействие трех национальных культур. Немец по рож­дению, он родился в Галле (Halle), композитор поначалу работал в оперном те­атре Гамбурга (1703-1706).

    Большое влияние на Генделя, как, впрочем, и на всю музыкальную культуру начала XVIII века, оказала Италия: жанр opera-seria и итальянская инструмен­тальная музыка (Корелли, Скарлатти) - 1706-1710 - итальянский период твор­чества.

    Но большую часть жизни Гендель провел в Англии, которая считает его и по сей день национальным композитором: он похоронен в Вестминстерском аб­батстве - честь, которой удостаивались только крупнейшие деятели националь­ной культуры. С 1710 по 1716 гг. Гендель жил и работал в Ганновере, затем пе­реезжает в Лондон. В 1720 году открылся оперный театр, во главе которого он стоял, «Королевская академия музыки».

    29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.

    Оратория - ведущий жанр творчества Генделя, в ней наиболее полно вопло­тились его мировоззрение и гражданский пафос, характерные черты стиля. Стиль ораторий Генделя - стиль его музыки. В ораториях композитор обращал­ся к библейским сюжетам - историям из Ветхого завета (в отличие от античных и исторических - в операх).

    Библия играла важную роль в английском обществе XVII-XVIII веков. Биб­лейские сюжеты и образы, библейский стиль и язык, персонажи и символы бы­ли чрезвычайно распространены. Буржуазная революция 1648 года, события Реформации и массовые народные движения XVII века укрепили религиозный дух нации. Героические образы библейских вождей и пророков воспринима­лись символами всенародной борьбы. Политические и философские трактаты, любой крупный законодательный акт государства сопровождались ссылками и цитатами из Священного Писания. Библейские сюжеты занимают видное место и в искусстве Англии XVIII века. Гендель усвоил вкус англичан, особенности их религиозного сознания и мировосприятия и стал говорить с нацией на по­нятном ей языке - суровом и мужественном языке Ветхого Завета.

    Гендель - автор 30 ораторий. Большинство имеют героический характер: «Саул», «Иисус Навин», «Самсон», «Израиль в Египте», «Валтасар», «Иуда

    38

    Маккавей», «Соломон», «Дебора», «Эсфирь», «Иевфай» (последняя была за­кончена в 1751 году, когда композитор уже ослеп).

    Среди ораторий на библейские сюжеты особое место занимает «Мессия». Уникальность оратории - в соединении двух главных частей Библии - Ветхого и Нового Заветов. Главной фигурой повествования является образ Мессии (от евр. Машиах - Помазанник, соотв. греч. Христос), т.е. Божественного посланца, Спасителя мира. Авторы либретто - сам композитор и его друг Чарльз Джен-ненс - ради наибольшей выразительности, и вместе с тем - лаконичности и фи­лософской афористичности оперируют фрагментами из библейских книг, смело комбинируя ново- и ветхозаветные тексты. В результате был создан не просто пересказ евангельской истории о жизни и смерти Спасителя, но грандиозная нравственно-философская концепция, в которой времена библейские перекли­каются с современностью. А весь монументальный цикл, включающий арии, речитативы, хоры (в том числе знаменитую «Аллилуйю» - финал второй части) и две оркестровые части воспринимается как цикл лирико-эпических песен-гимнов о подвиге самопожертвования, служащем последующим поколениям примером для подражания и духовно-нравственного совершенствования.

    30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?

    Помимо героических ораторий Гендель много работал в оперных жанрах: главным образом, это opera-seria, но есть и комические оперы. Оперы он начал писать еще в Гамбурге, продолжил в Италии и в Англии. В Лондоне Гендель возглавлял оперный театр «Королевская академия музыки» до 1741 года, после чего, отказавшись от оперы, переключил внимание на оратории и антемы.

    Оперы Генделя отличаются пышной зрелищностью и эффектностью при­дворных спектаклей эпохи барокко. Унифицированы и их сюжеты - историко-легендарные или мифологические. Литературными источниками опер Генделя служили выдающиеся произведения мировой литературы: «Неистовый Роланд» Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Тассо, «Сид» Корнеля.

    В 1728 г. в Лондоне была представлена «Опера нищего» Дж.Гея и Дж. Пе-пуша - своеобразная пародия на условные, высокопарные сюжеты и музыку генделевских opera-seria. Действующие лица в ней - обитатели лондонского дна - нищие, бандиты, проститутки. Пародийный эффект создавали сцены подоб­ные той, когда бандиты шествовали под звуки марша крестоносцев из оперы Генделя «Ринальдо». «Опера нищего» послужила прототипов знаменитой «Трехгрошовой оперы» Б.Брехта с музыкой К.Вайля.

    Велико и разнообразно по жанрам инструментальное наследие Генделя, объединяющее концерты - органные и оркестровые, сонаты, сюиты, фантазии. фуги, вариации и др.

    Как и Бах, Гендель был выдающимся органистом своего времени. Для орга­на Гендель писал, главным образом, концерты. Барочный жанр оркестровой


    39

    музыки Concerto grosso представлен в его творчестве известным циклом из 12 концертов.

    Большое место в творчестве Генделя занимает жанр сюиты - клавирной и оркестровой. Ему принадлежат, в частности, сюиты «Музыка на воде» и «Му­зыка фейерверка» - эффектные торжественные циклы разнохарактерных пьес, которые исполнялись под открытым небом. «Музыка на воде» написана для со­провождения прогулок короля Генриха I по Темзе. Этим объясняется отсутст­вие в составе оркестра клавесина - обязательного участника барочного оркест­ра. «Музыка фейерверка» была исполнена 27 апреля 1749 года в Гринпарке по случаю заключения Ахенского мира.2 В премьере на открытом воздухе участ­вовал большой по составу оркестр, части, которые сопровождали фейерверк, исполнялись только духовыми инструментами - трубами, валторнами, гобоями, фаготами.

    Совершенно особое место в наследии Генделя занимают антемы - хоровые сочинения духовного содержания - типично английский жанр, возникший в эпоху Реформации. Генделю принадлежат 11 антемов.

    31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.

    Оратории Генделя - героические драмы, включающие разнообразные орке­стровые и вокально-симфонические номера: арии, ариозо, речитативы, ансамб­ли, хоры. Основной акцент в ораториях падает на хоровые номера. Все наибо­лее существенные моменты в сюжетах, кульминации, финалы поручаются хору. Хор олицетворяет «глас народа, глас божий».

    Гендель - замечательный мастер хорового фрескового письма. «Именно в хорах сказывается его умение передавать в музыке жизнеощущения и чувства народных масс, - писал Б.Асафьев. - Отсюда и исходит основное впечатление от музыки Генделя: властности и монументального величия, организованности и динамики. Герой его ораторий - сам народ. Его скорбь, его эмоции, его жало­бы раскрыты в музыке с неотразимой силой и волнующей выразительностью».

    В центре творчества Генделя героические образы. Генделевская героика оказала влияние на оперное творчество Глюка и революционно-героический симфонизм Бетховена.

    Светская тематика творчества и преобладание жанров возвышенно-героического склада (опера и оратория) отразились на музыкальном языке Ген­деля. Он больше тяготеет к гомофонно-гармоническому складу не только в сюитах и концертах, но и в хоровых сочинениях. Впрочем, как и Бах, Гендель

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта