Назарова В. Контрольные вопросы Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде ния
Скачать 358 Kb.
|
19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков И.С. Баха. Иоганн Вальтер (1496-1570), Генрих Шютц (1585-1672), Михаэль Преториус (1571 -1621), Георг Бём (1661-1733) из Люнебурга, Якоб Рейнкен из Гамбурга, Самюэль Шейдт (1587-1654), ученик Яна Питера Свелинка, Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667), ученик Фрескобальди, Дитрих Бухстехуде (1637-1707) из Любека, Иоганн Пахельбель (1653-1706) из Нюрнберга, Райнхардт Кайзер (1674-1739), Георг Фридрих Гендель (1685-1759), Георг Филипп Телеман (1681-1767), Иоганн Кунау (1660-1722), Иоганн Маттесон (1681-1764). 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах. Жизнь И.С.Баха внешне мало эффектна, однообразна и тиха, целиком сосредоточена на творчестве, которое композитор рассматривал как своё «дело», «ремесло». Главные события жизни Баха - его сочинения. Жанровые ориентиры творчества определяются местом службы, характером работы. В Германии начала XVIII века профессиональный музыкант мог работать либо в церкви, либо при дворе. До 1723 года Бах часто менял место службы, странствовал по небольшим немецким городам. 26 Родился в Эйзенахе (Тюрингия) - пел в хоре; в Ордруфе (1695-1700) - необычайно продвинулся в игре на скрипке, клавесине и на органе; в Люнебурге (1700-1703) - слушал игру знаменитых органистов Бёма и Рейнке-на (в Гамбурге), получил общее образование в лицее, а в обширной нотной библиотеке Люнебурга тщательно изучал творения старинных и некоторых современных ему немецких, австрийских, итальянских, французских мастеров; в Арнштадте (1704-1705) Бах сделал первые шаги на композиторском поприще - к тому времени он был уже разносторонне образованным и практически подготовленным музыкантом; в Мюльгаузене (1705-1708) - работал органистом. С Веймаром (1708-1717) связан первый период зрелости композитора: здесь он работал не только как церковный композитор, но также как автор музыки в светских жанрах. Веймарский период - первая вершина в органном творчестве Баха: здесь была создана, например, широко известная токката и фуга ре минор. В Кётене (1717-1723) композитор занял место «Директора камерной музыки» при дворе принца Кетенского. Здесь создавались главным образом камерно инструментальные и оркестровые произведения, в частности шесть «Бранден-бургских концертов». Кетенский период характеризуется как расцвет клавирно-го творчества Баха. В 1722 году он завершил работу над первым томом Хорошо темперированного клавира. Кроме того, в эти годы написаны: Английские и Французские сюиты для клавира, Хроматическая фантазия и фуга. В Лейпциге (1723-1750) Бах прожил большую часть жизни. Лейпцигский период - завершающая кульминация творческого пути композитора. Здесь он работал кантором двух главных соборов: святого Фомы и святого Николая, а также возглавлял городскую концертную организацию Collegium musicum. Из Лейпцига Бах выезжал всего несколько раз в Берлин, Дрезден, Потсдам, никогда, однако, не покидая пределов Германии. В Лейпциге созданы самые значительные произведения Баха: грандиозные партитуры Страстей и Мессы си минор, 26 годовых циклов церковных кантат, второй том Хорошо темперированного клавира, клавирные и оркестровые сюиты, множество органных произведений, наконец «Музыкальное приношение» (1747) и «Искусство фуги» (1750) - величайшие творения полифонического искусства барокко. 21. Основные сферы творческой деятельности Баха. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - универсальный гений эпохи барокко, теоретик и педагог, органист и композитор, в творчестве которого нашли блестящее завершение многие стилевые явления барокко, многие жанры, типичные для этой эпохи. В музыке Баха воплощены возвышенные духовные идеалы, нравственные искания и религиозные чувства человека его времени, не мерк- 27 нущие за прошедшие столетия. Подчеркивая огромное историческое значение личности и творчества Баха в немецкой и мировой музыке первой половины XVIII века, исследователь его творчества Альберт Швейцер писал: «Все художественные искания, стремления, желания, порывы и блуждания прежних, равно как и современных ему поколений, сосредоточились в нем и творят через него». Советский музыковед, исследователь творчества Баха Болеслав Яворский так формулирует главное содержание творчества Баха: «Музыка Баха является обобщенным музыкально-этическим толкованием образности и сюжетики христианской мифологии». Бах - не только величайший композитор-полифонист эпохи позднего барокко. На протяжении всей жизни он работал как органист (в юности - певчий) в церкви. Профессии композитора и исполнителя в его время не были разделены. Музыкант должен был уметь играть, как правило, на разных инструментах, владеть техникой цифрованного баса, сочинять (или гармонизовать мелодии хоралов), обучать детей пению и игре на инструментах. Всем этим владел Бах: он учил не только своих детей, но и мальчиков в школе при соборе святого Фомы в Лейпциге, где работал кантором. В наследии Баха есть сочинения, написанные именно как инструктивные, обучающие: Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах, Маленькие прелюдии и фуги, Инвенции, даже прелюдии и фуги Хорошо темперированного клавира можно рассматривать как произведения, способствующие освоению полифонической техники и различных тональностей клавира. Дети И.С.Баха отличались редкой музыкальной одаренностью и с ранних лет обучались игре на разных инструментах. Сыновья Баха уже при жизни отца стали крупными музыкантами и заняли престижные должности в разных городах и странах. Старший сын Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784) работал органистом в Дрездене, Галле и др. немецких городах. Карл Филипп Эммануил (1714-1788) - второй сын Баха и его ученик, занимал должность придворного музыканта короля Пруссии Фридриха Второго Великого в Берлине, а затем - кантора и музикдиректора в Гамбурге. Его называют «берлинским» или «гамбургским» Бахом. При жизни К.Ф.Э. Бах пользовался славой крупнейшего немецкого композитора. Стиль его музыки близок литературному течению «Бури и натиска», с характерными для него свободой высказывания, почти импровизационностью, повышенной экспрессией, полётом фантазии. К.Ф.Э. Бах является автором известного трактата «Опыт истинного искусства игры на клавире» (1753-1762). Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795) находился на придворной службе в Бюккенбурге в качестве камерного музыканта. Младший из сыновей - Иоганн Кристиан (1735-1782) - одиннадцатый сын Баха - был органистом и оперным композитором в Милане, а позднее - капельмейстером придворной капеллы в Лондоне. Потому прозван «миланским» или «лондонским» Бахом. Представитель галантного, изящного стиля. Автор 28 опер, симфоний, сочинений для фортепиано. В фортепианную музыку привнёс певучесть итальянской оперной кантилены. В Лондоне лично занимался с семилетним Моцартом, в творчестве которого ощутимы влияния музыки И.К.Баха. 22. Основные жанры творчества И.С.Баха. Огромное творческое наследие Баха принято разделять на пять групп произведений в разных жанрах. Первая - самая обширная и основная - группа церковных кантат, которые композитор начал писать в Веймаре, но большую часть создал в Лейпциге. Абсолютное большинство кантат написаны на духовные тексты. Но есть у Баха и несколько светских кантат, например «Состязание Феба и Пана», «Кофейная кантата», «Крестьянская кантата» и другие. Вторую группу образуют монументальные вокально-инструментальные композиции духовного содержания: протестантские (Страсти и оратории) и католические - Высокая месса h-moll (полная пятичастная месса из 24 номеров) и четыре мессы-brevis (короткие мессы, состоящие только из двух частей - Kyrie и Gloria). Далее - чисто инструментальная музыка. Третья группа - произведения для клавишных инструментов - органа и клавесина. Четвертая объединяет произведения для различных инструментов - скрипки, виолы (виолончели), флейты, лютни. В пятую группу входят произведения для оркестра: пять оркестровых сюит и шесть Бранденбургских концертов. 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» И.С. Баха. «Страсти» — так называлось храмовое действо, содержание которого основано на евангельской истории последних дней земной жизни, страданий и смерти Христа. В церковном обиходе известно с IV века, первоначально в виде псалмодии (речитатива) на текст соответствующих глав Евангелия. С начала XVI века жанр "Страстей" оформился в самостоятельное музыкальное произведение, в котором сольный речитатив (партия рассказчика -евангелиста) чередовался с хоровым пением, позднее - с включением протестантских хоралов. В эпоху барокко в немецкой музыке распространился ораториальный тип «Страстей», включающий, как раньше, речитатив Евангелиста на точный евангельский текст, а также арии, ариозо, вокальные ансамбли, хоровые номера на свободный (так называемый, «мадригальный») текст, специально сочиняемый как «либретто» для каждого произведения, «Страсти» писали Г.Шютц, Р.Кайзер. Г.Ф.Телеман и другие предшественники и современники И.С.Баха. 29 Но вершиной в истории жанра явились «Страсти» Баха, созданные им в Лейпциге в период высшего расцвета творческой деятельности. Обновляя традиционный жанр, Бах придал ему колоссальный размах, используя большой исполнительский состав, а также необычайную глубину и силу воплощения высоко нравственной, духовной идеи - жертвенного подвига во имя спасения человечества от проклятия «первородного греха». «Страсти» Баха - грандиозные произведения, обобщающие все сюжетные, стилевые и жанровые линии его творчества. В них - ключ к образности музыки Баха, его отношению в центральному тексту всей европейской культурной традиции - Евангелию. Основными в Страстях являются типичные для религиозного искусства темы: грех, предательство и раскаяние, смерть и утешение, любовь и сострадание, с потрясающей экспрессией воплощенные в гениальной музыке арий, хоров, хоралов. Но подобно картинам Матиаса Грюневальда и Альбрехта Дюрера духовные сочинения Баха, при всей их обобщенности и философской глубине, наполнены подлинно земным чувством, воплощают мысли и переживания человека. Глубоко гуманистическое содержание и высокие эти-ко-философские мотивы делают «Страсти» Баха бессмертными творениями, принадлежащими к величайшим сокровищам мировой художественной культуры. 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните. Бахом созданы все четыре партитуры страстей: «Страсти по Матфею», «Страсти по Марку», «Страсти по Иоанну», «Страсти по Луке». В полном виде сохранились лишь «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», которые исполняются теперь в концертных залах как монументальные оратории. "Страсти" представляют собой тип духовной оратории с последовательно развивающимся сюжетом. Евангельский рассказ поручается тенору-Евангелисту и излагается в речитативах в сопровождении органа. Там, где в рассказе Евангелиста «цитируются» слова учеников, первосвященников, народа, - в речитатив вставляются небольшие хоровые эпизоды, называемые турбэ (лат. turbae - толпа). Как прямая речь выделены и слова Иисуса, Петра, Иуды, Пилата. Интонационно обособлена партия Христа - его слова сопровождает возвышенное и строгое звучание струнных, оттеняющих голос, подобно сияющему нимбу. В «Страстях», как и в других вокально-симфонических жанрах у Баха (духовных кантатах, ораториях, мессах), используются традиционные оперные формы: арии, ариозо, хоры. Немецкий язык, введение протестантских хоралов, наличие повествования-рассказа в речитативных номерах - всё это отличительные признаки жанра протестантского богослужения. Композиция «Страстей» сопоставима с готическим собором: в партитуре Баха, также как и в конструкции собора, есть опоры и пространство между ними. В качестве такого каркаса выступают номера, содержащие главные идеи 30 сочинения, те этические и нравственные опоры, которые несут на себе всю тяжесть грандиозного целого. Это арии (в «Страстях по Матфею» их 13) и хоралы (соответственно - 14). В пространстве между этими архитектоническими опорами - повествование, персонажи евангельского рассказа (речитативы Евангелиста), облик толпы (хоры-turbae). Необычайно велико значение арий в баховских «Страстях». В них сосредоточены темы любви и сострадания, часто возникает мотив слез, очищения слезами. Арии не персонифицированы, не являются ариями действующих лиц. Они воплощают эмоциональное потрясение, реакцию на изложенную в предшествующем речитативе мучительную, драматическую ситуацию. В ариях нет движения сюжета, они концентрируют одно эмоциональное состояние. Три арии (№ 26 - ария тенора с хором «Я хочу бодрствовать с моим Иисусом», № 47 - ария альта «Сжалься надо мной», № 51 - ария баса «Верните мне моего Иисуса») воплощают «аффект раскаяния» как реакцию на грех предательства и отречения. Три другие - (№ 10 - ария альта «Покаяние и раскаяние», № 12 - ария сопрано «Кровоточи, любящее сердце», № 58 - ария сопрано «Из любви должен умереть мой Спаситель») - являются ариями оплакивания Христа. Все арии в «Страстях» с солирующими инструментами (т.е. фактически - дуэты голоса с инструментом). Хоралы (их несколько и они повторяются в разных тональностях и различной гармонизации) являются бессобытийными островками покоя, сосредоточенности и молитвы. Мелодии хоралов, хорошо известные прихожанам, привычно связанные с определенными образами и идеями, помогают слушателям понять, глубже проникнуть в смысл происходящего. Хорал, как правило, служит завершением развернутого драматического эпизода, обобщая его содержание и выводя событийный ряд на уровень философского осмысления. Так, большая сцена распятия и смерти Иисуса, состоящая из нескольких сольных и хоровых номеров, завершается «погребальным» хоралом (№ 72): О кровью обагренный, израненный Твой лик. Страданьем изнуренный, Ты на кресте поник. О лик в венке терновом, где красота Твоя? Ах, сердцем всем и словом, к Тебе взываю я. Этот хорал повторяется в Страстях пять раз с разными текстами (№ 21, 23, 53, 63, 72) и воспринимается как лейтмотив страданий. Это один из самых популярных протестантских хоралов, он приписывается Х.Л. Хаслеру и по сей день исполняется в лютеранских церквах. Обрамляются «Страсти по Матфею» двумя монументальными хорами, в исполнении которых принимают участие два хора, два оркестра и хор мальчиков - весь исполнительский состав оратории. Вступительный хор ассоциируется с известными в средневековой и барочной живописи сюжетами «Шествие на Голгофу», «Несение креста». Тема последнего хора (№ 78) - смерть, оплакивание, прощание. Она аналогична типичным иконографическим сюжетам «Распятие». «Снятие с креста», «Положение во гроб». 31 В своем творчестве Бах обращался и к духовным жанрам на латинские богослужебные тексты. Это четыре Missa brevis - короткие мессы, состоящие только из двух частей - Kyrie eleison и Gloria. Кроме того, Баху принадлежит одна полная пятичастная месса си минор, которая, впрочем, целиком не звучала при жизни композитора, а издана была лишь в 1840 году под названием «Высокая месса». Месса - жанр католического богослужения, в котором чередуются молитвы и божественные славословия и используются канонические латинские тексты. В мессе нет сюжета, повествования (следовательно, нет речитативов), нет действия, поэтому хор выполняет только обобщенно-эпическую функцию, разумеется, нет и протестантских хоралов. Исполнительский же состав - солисты, хор, оркестр - и вокальные формы - арии, воплощающие один какой-либо типовой аффект, одно эмоциональное состояние, и хоры - одинаковы и в Страстях и в Мессах. «Высокая месса» си минор никогда не исполнялась при жизни Баха полностью, да и не могла быть исполнена во время службы. Она огромна по масштабам, каждая из традиционных пяти частей распадается на ряд номеров (всего в мессе их 24), среди которых преобладают хоровые (их 15). Арии (их шесть) и дуэты (их три) служат лирической разрядкой, оттеняя мощное - то скорбное, то ликующее - звучание хоровых масс. Так, в центре Credo, включающего восемь номеров, три хора связаны с образом Иисуса: № 15 «Et incarnatus est», повествующий о рождении человека, который примет на себя грехи мира, № 16 «Сш-cifixus» - «Распят» и № 17 «Et resurrexit» - «И воскрес». Этот последний номер, также как и другие торжественно праздничные хоры, в которых царит ликующая радость и восторг, покоряющие ослепительным блеском звучания, написаны в Ре мажоре. Эта тональность становится, по существу, вторым тональным центром Мессы, контрастирующим основной её тональности си минор - тональности трагических образов скорби, оплакивания, смерти. 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха. Барокко характеризуется расцветом профессиональной инструментальной музыки. И в творчестве И.С.Баха инструментальная музыка образует весьма внушительную часть, разнообразную по содержанию, составу исполнителей, аудитории, которой адресованы те или иные сочинения. По принципу «функционирования» инструментальные жанры Баха можно разделить на три группы:
32 сюит (Английские, Французские и Партиты), сборники «Клавирных упражнений» («Klavieriibung»). Многие из клавирных сочинений написаны как учебные (дидактические): это пьески из «Нотной тетради Анны Магдалины Бах», маленькие прелюдии и фуги, Инвенции, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира». - Третью группу образуют высоко художественные произведения, созданные в конце жизни как образцовые, демонстрирующие высшее профессиональное мастерство. Они обращены к профессиональным музыкантам или к потомкам, как своего рода «послания в будущее». Их отличает искусное, мастерское владение техникой композиции, профессиональным ремеслом. Их можно рассматривать и как дидактические, но вершинные, кульминационные на пути овладения мастерством. К ним относятся: Хроматическая фантазия и фуга, Музыкальное приношение, Искусство фуги и Гольдберг-вариации. Иначе можно классифицировать все инструментальные сочинения Баха как сольные, ансамблевые и оркестровые. К сольным относятся разнообразные жанры органной и клавирной музыки, а также сонаты и партиты для скрипки соло и виолончели соло. К числу ансамблевых принадлежат произведения для солирующих инструментов (скрипка, флейта, виолончель) в сопровождении клавира, а также пьесы из «Музыкального приношения», в частности, единственная в наследии Баха ансамблевая трио-соната. Оркестровая музыка Баха представлена Бранденбургскими концертами, «увертюрами» - так он называл оркестровые сюиты и концертами для солирующих инструментов с оркестром. Органная музыка. Среди многочисленных органных произведений выделяется жанр, который связывает инструментальную музыку Баха с его духовными кантатами и «Страстями» - органные хоральные прелюдии. Не считая самых маленьких и простых четырехголосных гармонизаций, Бах оставил свыше ста пятидесяти различных обработок мелодий протестантских хоралов для органа. Некоторые из них хорошо известны в настоящее время в фортепианных версиях Ф. Бузони, С. Фейнберга и других авторов. Циклы прелюдий и фуг, наряду с хоральными обработками, составляют важнейшую область органного наследия Баха (их написано не менее сорока). Наиболее известна патетическая органная токката и фуга ре минор. Особое место в органном наследии Баха занимает Пассакалия c-moll. Композитор воспользовался старинным жанром «прощальной музыки провожания на улице» и формой полифонических вариаций на basso ostinato, чтобы развернуть величественную и скорбную картину шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом - просветлением в коде. Совсем иная область органного творчества Баха - концерты и трио-сонаты. Шесть органных концертов не являются оригинальными сочинениями композитора: это прекрасно выполненные переложения скрипичных концертов Вивальди, Марчелло и других авторов. Трио-сонаты, созданные во второй поло- 33 вине 20-х годов, возможно, в качестве инструтстивно-педагогических пьес, написаны для двух мануалов и педали. В них выдержан основной принцип старинной трио-сонаты: развитие и переплетение двух мелодически самостоятельных верхних (мануальных) голосов и функциональная опора педального баса (basso continuo). Их строение близко концертам - все они трехчастны с контрастной по темпу и тональности средней частью. Музыку органных трио-сонат отличает совершенство формы, красивый мелодический рисунок, особая чистота, кристальность трехголосной фактуры, в которой все голоса абсолютно равноправны и в то же время прекрасно сочетаются вместе. Наряду с трехголосными инвенциями, хоральными трио и канонами их «Гольдберг-вариации» органные трио-сонаты являются великолепными образцами фактуры, бывшей для Баха, по-видимому, идеальной. К этому же типу принадлежит трехголосная Пастораль F-dur для двух мануалов и педали - поэтическая идиллия в народном стиле. |