Главная страница
Навигация по странице:

  • Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Воз­ рождения.

  • 2. Что означает термин «Возрождение»

  • Какие виды искусств занимали ведущее положение в эпоху Возрождения и почему

  • В чем связи со Средневековьем и что нового в музыке эпохи Возрожде­ ния В

  • 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.

  • 6. Полифония строгого стиля , основные стилевые признаки.

  • Назарова В. Контрольные вопросы Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде ния


    Скачать 358 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде ния
    АнкорНазарова В.doc
    Дата02.05.2017
    Размер358 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНазарова В.doc
    ТипКонтрольные вопросы
    #6377
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Назарова В. Т.

    Возрождение и барокко

    Контрольные вопросы

    1. Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Возрожде­
      ния.

    2. Гвидо Аретинский. Какие нововведения в истории музыки связаны с его
      именем?

    3. Что означает термин "Возрождение"?

    4. Какие виды искусства занимали ведущее положение в эпоху Возрождения и
      почему?

    5. Назовите представителей эпохи Возрождения в других искусствах.

    6. В чем связи со средневековьем и что нового в музыке Возрождения?

    7. Назовите представителей ars nova в разных странах.

    8. Назовите композиторов франко-фламандской школы XV-XV1 вв.

    9.Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
    10.Полифония строгого стиля: основные стилевые признаки.
    11.Месса: характеристика жанра, структура.

    12.Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпо­хи Возрождения.

    13 .Назовите композиторов XVI века - позднего Возрождения - в разных стра­нах.

    14.Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?

    15.Рождение оперы во Флоренции в конце XVI в.: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.

    16.Какой жанр пытались воскресить создатели "dramma per musica"?

    17.Что связывало "dramma per musica" с мадригалом?

    18.Какие оперы К.Монтеверди Вам известны?

    19.Сформулируйте черты стиля барокко применительно к музыке.

    20.Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.

    21.Полифония свободного стиля: основные стилевые признаки.

    22.Назовите итальянских композиторов - создателей жанров инструментальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.

    23.Назовите немецких композиторов эпохи барокко.

    24.Что такое "бассо континуо"?

    25.Назовите ведущие оперные школы XVII в. и их представителей.

    26.0пера-сериа в XVIII в.: характерные черты, ведущие представители.
    2

    27.Опера-буффа в XVIII в.: характерные черты, ведущие представители.

    28.Значение протестантского хорала в творчестве Баха.

    29.Назовите немецких композиторов - предшественников и современников И.С. Баха.

    30.Назовите города, в которых жил и работал И.С.Бах.

    31 .Основные сферы творческой деятельности И.С.Баха.

    32.Основные жанры творчества И.С.Баха.

    33.Жанр "Страстей" в немецкой музыке эпохи барокко и Страсти И. С. Баха.

    34.Страсти и Мессы в творчестве Баха: сравните.

    35.Инструментальные жанры в творчестве Баха.

    36.Назовите жанры органной музыки И.С.Баха.

    37.Назовите оркестровые произведения Баха. Каков состав барочного оркестра?

    38.Что такое органная хоральная прелюдия?

    39.Перечислите духовные жанры в творчестве Баха.

    40.Что такое «клавир» и какие еще названия этого инструмента Вы знаете?

    41.Что такое "Музыкальное приношение"?

    42.Что такое "Искусство фуги"?

    43.Что такое "Хорошо темперированный клавир"?

    44.Что такое «Итальянский концерт»?

    45.Что представляют собой «Гольдберг-вариации»?

    46.Назовите сыновей И.С.Баха - также прославленных музыкантов своего вре­мени.

    47.В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?

    48.Назовите известные Вам оратории Г.Ф. Генделя. Какие темы и сюжеты ти­пичны для ораторий Генделя?

    49.В каких еще жанрах музыки эпохи барокко работал Гендель?

    50.Черты стиля ораториального творчества Генделя.

    3

    Музыкальная культура эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) и барокко (XVII- первая половина XVIII вв.)

    1. Григорианский хорал и его роль в музыкальной культуре эпохи Воз­рождения.

    Григорианскими называются культовые песнопения (хоралы) католическо­го богослужения на латинском языке, узаконенные папской властью в VI-VII вв. Название было дано позднее по имени римского папы Григория Великого (540-604). Григорианский хорал - жанр анонимный, не авторский. Но именно Папе Григорию приписывают систематизацию и канонизацию хоралов. Им был составлен свод всех хоралов, так называемый «Антифонарий» папы Григория.

    Григорианский хорал - ведущий жанр профессиональной музыки средневе­ковья. Он представляет собой одноголосное песнопение для мужского хора без сопровождения. Одноголосие (монодия) в церковном пении отвечало установ­кам Отцов церкви: «Дух, умеряя голос каждого, из многих голосов составляет одну мелодию» (Иоанн Златоуст).

    Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Святого Писа­ния, прежде всего Псалтирь, жития святых, труды ранних Отцов Церкви. Круг образов григорианских хоралов - как в целом и всей последующей духовной музыки - определяется религиозной сферой и христианской системой ценно­стей. Это обусловило господство образов отрешённых, созерцательных, «не­земных», определило специфическую эмоциональную «нейтральность» напева. Для него характерна строго диатоническая мелодия в небольшом диапазоне, плавное поступенное движение без скачков (распевание текста), опора на зву­коряды диатонических семиступенных ладов - предшественников классическо­го мажора и минора, ритмическая свобода — тесная связь напева с текстом. Ха­рактер музыки аскетичный, строго сосредоточенный, отрешенно созерцатель­ный, молитвенный.

    К XI веку процесс распространения григорианского пения в Италии, Фран­ции, Испании был в основном закончен. Католическая церковь, утверждая свое абсолютное господство, стремилась унифицировать не только тексты, но и на­певы хоралов. Академик Б.В.Асафьев характеризует григорианский хорал как «великолепно сконструированный кодекс богослужебной интонационной ли­рики».

    Благодаря изобретению монаха из Ареццо Гвидо Аретинского (990 - 1050?), который ввел в употребление четырехлинейный нотный стан, письменная фик­сация напевов становится более точной. Григорианское пение и в наши дни, в XXI веке, сохраняет основные черты, окончательно сформировавшиеся в X-XI веках.


    4

    В богослужебной и творческой практике наиболее типичны были три вида церковных песнопений:

    • Псалмодические - наиболее строгие и аскетичные (речитативные);

    • Гимнические - более распевные, мелодичные;

    • Мелизматические (или юбиляционные) - украшенные распевами, мелодиче­
      скими вставками, так наз. тропами и секвенциями. Из средневековых сек­
      венций до сего дня сохранила свою жизнеспособность секвенция Dies irae
      (День гнева).

    Григорианский хорал стал основой формирования профессиональных жан­ров церковной музыки, сложившихся в позднем Средневековье - мессы и моте­та. Практически вся многоголосная музыка, вплоть до высокого Возрождения (XV век), опиралась на хорал, строилась на присочинении контрапунктов к ме­лодии григорианского cantus firmus'a.

    В мессах и мотетах эпохи Возрождения композиторы также использовали хоралы в качестве cantus firmus'a - «твердого напева».

    2. Что означает термин «Возрождение»?

    Возрождения или Ренессанс - эпоха блестящего расцвета культуры в ряде европейских стран в XIV-XVI веках. Возрождение является заключительным этапом и кульминацией в истории средневековой культуры, поэтому для него характерна тесная связь со Средневековьем (особенно в музыке), а также ут­верждение новых норм и эстетических принципов в творчестве. Термин Возро­ждение связан с идеей воскрешения идеалов античности после почти тысяче­летнего господства религиозной догматики. Впервые слово «Возрождение», ко­торым стали обозначать целую эпоху в истории европейской культуры, употре­бил Дж.Вазари - художник и первый историограф итальянского искусства в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Ф.Энгельс определил Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».

    Идейной основой культуры эпохи Возрождения стали гуманизм, оптимизм и антропоцентризм. В центре искусства Возрождения - человек как свободная личность, его духовный мир, а также реальный мир, который его окружает (природа и быт). «Человек - великое чудо», - писал флорентийский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своем трактате «О достоинстве человека». Средневековый аскетизм сменился жадным интересом к реальному миру, к человеку, к красоте окружающей природы.

    Подчеркивая интерес к человеку в противовес средневековому теоцентриз-му, деятели Возрождения называли себя гуманистами, производя это слово от понятия Цицерона «studia humanitanis», обозначавшего изучение всего, что связано с природой человека и его внутреннего мира.

    С антропоцентризмом связано понимание прекрасного, возвышенного и ге­роического в искусстве. Для эстетики Возрождения характерно идеализирован­ное представление о человеке как гармоничной личности с беспредельными
    5

    творческими возможностями. Возрождение создает идеал человека чести, дос­тоинства, высокой духовности и нравственности. Творцы эпохи Возрождения были личностями многогранными: знали языки, владели разными искусствами. Красноречивый пример - Леонардо да Винчи - художник, скульптор и архитек­тор, а также - математик, инженер, философ, поэт, теоретик искусства.

    «Главным для философии и творчества Возрождения является тот мощный рывок, благодаря которому его мыслители и творцы смогли вырвать человека из состояния приниженности, сделать его центром вселенной, хозяином жизни, создателем всех её ценностей» (В.И.Рутенбург). Ренессансный гуманизм «лег в основу всего нового миросозерцания. Началась новая гуманистическая эра», -писал русский мыслитель и философ Н.А.Бердяев.

    Прогрессивные достижения культуры Возрождения осветили всё дальней­шее развитие западноевропейского искусства. Именно в эпохе Возрождения -генезис всей европейской культуры.

    3. Какие виды искусств занимали ведущее положение в эпоху Возрождения и почему?

    Поскольку Возрождение основано на обращении к античности, ведущее по­ложение занимали искусства, которые могли непосредственно подражать ан­тичным образцам - это изобразительные искусства: архитектура, живопись, скульптура. Раскопки на территории Италии открыли перед художниками ве­ликолепный и гармоничный мир античности: храмы и гражданские постройки, огромное количество скульптурных изображений античных богов и героев, римских императоров и полководцев; мозаики, фрески и живопись на вазах.

    «Отцами Возрождения» называют итальянцев: архитектора Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466) и художника Мазаччо (1401-1428).

    В архитектуре эпохи Возрождения наряду с соборами, важную роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Ведущие архитекторы - Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии; Леско, Делорм во Франции.

    Художники (Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Монтенья, Ботичелли, Лео­нардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто—в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель - в Нидерландах; Альб­рехт Дюрер, Матиас Грюневальд, Ганс Гольбейн—в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ - во Франции) владели богатыми возможностями художественного отра­жения действительности—передачей перспективы, объема, света, изображени­ем человеческой фигуры и реальной среды—интерьера, пейзажа. Огромным достижением было изобретение в Нидерландах в XV веке новой техники живо­писи масляными красками. «Нидерландский секрет» был вскоре воспринят итальянцами, а затем распространился по Европе, в корне изменив представле­ние о живописном искусстве.


    6

    Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Гаргантюа и Пан­тагрюэль» Рабле, поэзия Франческо Петрарки, Торквато Тассо, драмы Шек­спира и многое другое.

    4. В чем связи со Средневековьем и что нового в музыке эпохи Возрожде­ния?

    В музыке Возрождения сохраняется тесная связь с предшествующим пе­риодом:

    • ведущие музыкальные жанры Возрождения - месса и мотет - сложились в
      позднем Средневековье;

    • продолжается развитие хорового многоголосия, существовавшего в XI - XIII
      веках в виде органума (пение параллельными квартами и квинтами со схож­
      дением к унисону и расхождением от него), фобурдона (от франц. bourdon -
      густой бас), дисканта (наиболее распространенная форма раннего многого­
      лосия в искусстве французских композиторов Леонина - XII век и Перотина
      Великого - начало XVIII века);

    • григорианский хорал - богослужебное песнопение католической церкви, ка­
      нонизированное папой Григорием Великим в начале VII века - использовал­
      ся композиторами Возрождения как cantus firmus ("твердый напев") в духов­
      ных жанрах - мессах и мотетах.

    В то же время - Возрождение - это и новый этап развития музыкального ис­кусства - исторический исток всей последующей эволюции западноевропей­ской музыки. Параллельно с традициями готики формируются новые явления:

    • возникают светские жанры - начало положено уже в эпоху ars nova (XIV
      век) - мадригал и полифоническая песня (шансон);

    • искусство становится авторским, индивидуальным, личность создателя -
      творца художественного произведения определяет облик художественного
      стиля; первая месса датируется 1364 г. и принадлежит мастеру французского
      ars nova Гийому де Машо;

    • складываются национальные композиторские школы не только в Италии и
      Франции, но и в Испании (Кристобаль де Моралес, Томас Луис де Викто­
      рия); в Англии (Джон Данстейбл, Уильям Бёрд, Томас Таллис, Томас Мор-
      ли); в Германии (Генрих Изаак, Генрих Финк, Людвиг Зенфль, Ханс Лео
      Хае л ер);

    • хоровая полифония строгого стиля достигает расцвета в 6-ти - 8-ми голос-
      ных композициях XVI века;

    • развивается инструментальная музыка - сначала как прикладная - в быто­
      вых танцевальных жанрах, а к концу XVI века в творчестве Андреа и Джо-
      ванни Габриели и как самостоятельная;

    7

    • кульминацией музыкального Возрождения является театр - пасторальная
    драма и dramma per musica- будущая опера.

    5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.

    Классификация стилевых течений Возрождения опирается на принятую ис­ториками изобразительных искусств периодизацию и определения. Примени­тельно к музыке уточняются хронологические границы и жанровые ориентиры.

    Первый период определяется как переходный, предваряющий собственно Возрождение - проторенессанс (или «предвозрождение»). Во Франции и Ита­лии - складывается течение "arsnova" - «новое искусство» (20-е годы XIV в.):

    французские композиторы "ars nova": Филлип де Витри (1291-1361), Гийом де Машо (ок. 1300-1377), Иоханнес Чикония (1335-1411);

    в Италии - создатель первых мадригалов - Франческо Ландино (1325-1397).

    Следующий этап - XV век - классика раннего Возрождения. В творчестве франко-фламандских (нидерландских) композиторов: Гийома Дюфаи (1400-1474), Иоханнеса Окегема (1425/30-1497), Якоба Обрехта (14504 505), Жиля Беншуа (1400-1460) - происходит формирование определяющего для эпохи Возрождения стиля в музыке — полифонии строгого письма.

    Период высокого Возрождения в музыке падает на рубеж XV-XVI вв. Для него характерно повсеместное распространение строгого стиля в других стра­нах - во Франции, Италии и Германии. Деятельность Генриха Изаака ( 1450-1517) - выдающегося фламандского композитора и органиста. Немецкие поли­фонисты: Генрих Финк (ок. 1450-1527), Людвиг Зенфль (1486-1552), Ханс Лео Хаслер (1564-1612).

    Позднее Возрождение в музыке - XVI век - кульминация строгого стиля в вокально-хоровом творчестве крупнейшего итальянского композитора Джован-ни Пьерлуиджи да Палестрины (1525-1594) и фламандца Орландо Лассо (1532-1594).

    Новые стилевые течения позднего Возрождения, выходящие за рамки стро­гого стиля:

    • выразительная полифония у венецианских мастеров Андреа (1510-1586) и
      Джованни Габриели (1557-1613) в многохорных композициях;

    • выразительная полифония в мадригале. Нидерландские мадригалисты: А.
      Вилларт (1480-1562), Якоб Аркадельт (ок.1500-1568); итальянцы: Винченти-
      но, Лука Маренцио (1553/54-1599), Клаудио Монтеверди (1567-1643), Дже-
      зуальдо да Веноза (1560-1613) - автор «хроматических мадригалов» - пред­
      ставитель маньеризма;

    • развитие инструментальной музыки (орган, лютня, инструментальные ан­
      самбли). Клаудио Меруло, Вилларт, Андреа и Джованни Габриели.

    6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.


    8

    Полифония (от поли...- много и греч. phone—звук, голос), вид многоголо­сия, основанный на одновременном сочетании двух или нескольких самостоя­тельных мелодий. Виды полифонии—имитационная, контрастная (контрапунк­тическое соединение разных мелодий) и подголосочная (одновременное звуча­ние мелодии и ее вариантов-подголосков). Последняя характерна для некото­рых жанров русского песенного фольклора.

    Многоголосие в европейской музыке сразу формируется как мелодическое. Первые профессиональные жанры полифонического многоголосия, сложив­шиеся в эпоху позднего Средневековья (XII-XIV вв.), - органум и мотет.

    Полифония эпохи Возрождения - следующий исторический тип полифони­ческой музыки, так называемый «строгий стиль». Сложившийся в хоровом многоголосии, этот стиль ярко отразил и обобщил принципы церковно-хорового пения того времени. Музыка Возрождения возвышенна и уравнове­шенна, созерцательность и сосредоточенность идеально соответствовали нор­мам строгого письма.

    Основные признаки полифонии строгого стиля:

    • строгий стиль характерен для хоровой многоголосной музыки без сопровож­
      дения. По характеристике С.И.Танеева, «строгий контрапункт исключает
      все, что может представить трудности для голоса, поющего без инструмен­
      тального аккомпанемента».

    • сложился в XV веке в творчестве композиторов франко-фламандской школы
      (Дюфаи, Окегема, Обрехта и др.);

    • в жанрах церковной музыки - мессы и мотета1 (церковная полифония);

    • для строгого стиля характерно преобладание мелодического начала: мело­
      дика диатоническая, плавная, основанная на поступенном движении без
      скачков, на равновесии восходящих и ниспадающих фаз движения;

    • типичны эмоциональная сдержанность, медитативность, созерцательность,
      возвышенность строя;

    • опора на церковные диатонические лады с постепенным выделением ионий­
      ского (мажора) и эолийского (минора) как главных;

    • преобладание консонансов в звучании многоголосного хора, ограниченное,
      строго регламентированное использование диссонансов', непременное окру­
      жение диссонанса консонансами. Крупнейший музыкальный теоретик эпохи
      Возрождения Д.Царлино отмечал: «Красота рождается из слияния различно­
      го. Сами по себе диссонансы не слишком приятны для слуха, но когда они
      размещены правильным образом, то не только не оскорбляют слуха, но дос­
      тавляют большое удовольствие и наслаждение». Обязательное разрешение

    1 Мотет (от франц. mot - слово) - один из ведущих полифонических жанров хоровой музыки строгого стиля -двух- или трехголосная полифоническая песня, в которой канонический ла­тинский текст сочетался с текстом (или текстами, если мотет был трехголосным) на родном языке (французском или итальянском).

    9

    диссонанса явилось предпосылкой формирования функциональной гармо­нии;

    - особые ритмические свойства: более крупная мера длительностей, недина­мичное, плавное и неторопливое ритмическое движение, строгая постепен­ность ритмических увеличений и дроблений.

    «Виртуозное полифонические мастерство, искуснейшее варьирование, мед­ленно развертывающееся непрерывное движение, в котором разнообразие соче­талось с единством, - все вместе создавало мощный художественный эффект, родственный воздействию архитектурных готических шедевров».

    Понятие гармонии в современном функционально-организующем значении в церковной хоровой музыке эпохи Возрождения отсутствует. В полифонии строгого письма гармонические созвучия возникали как результат сочетания самостоятельно и свободно движущихся горизонтальных мелодических линий. Эти «вертикали» отличались жесткими «пустотами», суровым аскетизмом, внутренней статичностью.

    Соотношение голосов в строгом стиле было настолько упорядочено и рас­считано, что полифонию нидерландцев можно сравнить с математикой. Искус­ство и наука еще не вполне разделились. Нидерландский композитор И.Окегем (1425/30-1497) был также выдающимся математиком своего времени. Ему при­надлежит оригинальный 36-тиголосный канон - своеобразное «чудо» полифо­нии XV века.

    Избегание хроматизмов, напряженных интонаций септимы, ноны, увели­ченных и уменьшенных интервалов, применение диссонансов лишь в окруже­нии консонансов, смягчающих напряженность звучания, определяли собой ин­тонационный строй хоровых произведений всех жанров в эпоху Возрождения: сначала преимущественно церковных - мессы и мотета, а позднее и светских -полифонической песни и мадригала. Все они характеризуются благозвучностью (консонантностью), плавностью, безмятежностью, лишены преувеличенной экспрессии и драматизма.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта