Философия. Контрольные вопросы Как вы ответите на вопрос Что такое философия
Скачать 44.52 Kb.
|
МОСКВА 2022 занятия № 1 «Философия как область знаний и культуры человечества» Контрольные вопросы 1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?» Философия - систематическое теоретическое знание, но это знание особого рода, это исследование или размышление об отношении человека к миру, внешнему и внутреннему, о смысле жизни человека, цели существования общества и причинах бытия мира в целом. Что представляет собой мир, в котором мы живем, возник ли он и как стал таким, каким мы его наблюдаем, почему совершаются изменения в мире, обществе и человеческом сознании, каково место человека в мире, и как он должен жить в мире, т.е. строить свои отношения с природой, обществом и другими людьми, - как с друзьями, так и с теми, кто не нравится? Что мы знаем обо всем этом, что можем знать и как получаем знание? Что есть добро и справедливость, в чем истина, счастье и красота? Откуда мы, что мы есть и к чему стремимся? Все это - философские проблемы. Каждое поколение людей стремится найти ответы на эти вопросы. Философия - поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия в мире. 2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение? Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. 3. Всякое ли мировоззрение является философией? Философское мировоззрение имеет важное определение, отличающего его от всякого обыденного, рядового мировоззрения – это системно-теоретичность. Философия в формулировки воззрения о мире опирается на логику и доказательность, апеллируя к разуму, как высшему критерию истинности, а не к эмоциям или чувствам, что присуще мифу (мифологическому) или религиозному мировоззрению. Философское мировоззрение построено на выдвижении тезиса, антитезиса и синтеза, где последнее (синтез) – своеобразный вывод, на основе приведенной гипотезы, которая опровергает и/или подтверждает перечисленные положения, как основу для выведения мировоззрения. Выводы Таким образом, мировоззрение – это обобщенное понятие о мире, человеке, его мышлении и т.д. Всякое мировоззрение не является философией. Философское мировоззрение строится на многовековой истории, принципах логики, доказательности. Философское мировоззрение не принадлежит кому-то, это не «чье-то» мировоззрение (как субъективное, например); Философское мировоззрение — это система принципов, оценок и взглядов, позволяющие выдвигать гипотезу (озвучивать теорию), приводить аргументы за и против, делать вывод, наиболее эффективный для решения поставленной задачи. 4. Дайте характеристику дофилософских форм мировоззрения людей. Философия возникает на основе мифологии и раннерелигиозного мировоззрения, она – преемница мифологии и религии. Включенность религии в философию демонстрируют и различные религиозные направления философии, существующие и поныне. Западная религиозная философия существует уже два тысячелетия. Русская религиозная философия XIX – начала XX вв. имеет мировое значение. Выдающиеся русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, Н. Лосский, И. Ильин, С. Булгаков и другие разрабатывали свою философию на основе религиозного мировоззрения. Одно из ведущих направлений современной западной философии – неотомизм является официальной философией католицизма. Единство дофилософских (мифологии и религии) форм мировоззрения и философии основывается на их общей направленности и совпадении определенной тематики. 5. Назовите уровни отражения действительности. Ощущение- предмет присутствует, выделяются его отдельные свойства. Восприятие- предмет присутствует как целостный объект. Представление- предмета нет, но есть индивидуальный опыт. Понятие- предмета нет, обобщен социальный опыт. 6. Назовите философские концепции бытия. Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования. . Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание. . Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант). . Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии. 7. Объясните, в чем заключается философский метод. Это методы, разрабатывающиеся рамках философии изадающие исследованию самые общие установки, генеральную стратегию, но не заменяющие специальные методы и не определяющие (прямо и непосредственно) окончательный результат). Наиболее общими философскими методами являются диалектический и метафизический. 8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны. Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач. По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность. 9. Какая функция философии является главной? мировоззренческая; - гносеологическая; - методологическая; - информационно-коммуникативная; - ценностно-ориентирующая; - критическая; - интегрирующая; - идеологическая; - воспитательная; - прогностическая; - проектировочная. 10. Какие из перечисленных компонентов в структуре философского знания являются главными: онтология, антропология, социальная философия, этика, гносеология? Антропология Гносеология исследует, как происходит процесс познания, как складывается знание, какие отношения выстраиваются между познаваемым объектом (бытием) и познающим субъектом (человеческим разумом) . Онтология описывает бытийствующий объект в соотнесении с познающим и действующим субъектом, основы его существования. Этика изучает не столько то, что есть, но то, что должно быть, и приписывая ему ценности и давая ему оценки. Философская антропология сфокусирована на человеке, на том, кто познает (гносеология) бытие (онтология) и каким оно должно быть (этика), . Иными словами, она в концентрированном виде выражает гносеологию, онтологию и этику. 11. Какие функции философии пересекаются с религией, а какие с наукой? Философия и религия, несмотря на существующие между ними различия, совпадают в одном: каждое из этих направлений духовной практики реализуется только через призму Всевышнего, независимо от того, что он собой олицетворяет — разум или веру. Философия как наука ставит перед собой, по сути, те же вопросы. Только верховный посредник здесь разум, а путь к цели прокладывает познание. Оно и выискивает в жизни её абсолютную первооснову, сводя воедино и выстраивая в стройную концепцию все достижения существующих в мире наук. 12. Как соотносятся между собой философия и наука? Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. 13. В чем отличие мифа от религии? В чем их схожесть? Мифология относится к совокупности мифов, особенно принадлежащих к определенной религиозной или культурной традиции. Религия-это особая система верований и / или поклонения, часто включающая кодекс этики и философии. Мифология это один из аспектов религии. Религия состоит из многих аспектов, таких как богословие, мораль и мифология. 14. Сформулируйте один из основных вопросов философии, от решения которого зависит общее понимание бытия. Вопрос об отношении между миром и человеком. Этот вопрос вытекает из самого предмета философии, поэтому его принято именовать «Основным вопросом философии». 15. Какова основная специфика материалистической и идеалистической философии? Назовите их основные задачи. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру. Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. И те, и другие по-своему правы. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека (ведь в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует ему, разделяет то, что разделено в объекте и соединяет то, что соединено в объекте; в познании мы приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в нем). Идеалисты абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека (в управляюще-преобразовательной деятельности мы переводим идеальное в реальный план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует ему; в управляюще-преобразовательной деятельности мы приспосабливаем мир к своим потребностям, пытаемся подчинить его себе, господствовать над ним, очеловечить, одухотворить его). Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия № 9 «Русская философия» Контрольные вопросы. 1. Назовите основные этапы развития русской философии. Этапы становления и развития русской философии: 1. X - XII век – зарождение философии в Киевской Руси. 2. XIII - XVIII век - развитие философии в Московской Руси. 3. XIX - начало XX века - «золотой» период отечественной философии. 4. 1920-1991 годы – русская философия советского периода. 5. 90-е годы XX века – начало XXI века – этап поиска и формирования новой парадигмы русской философской. 2. Какие отличительные признаки характеризуют развитие русской философии в XI — XVII веках? Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. В наиболее зрелом виде мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах. 3. В чем состояло своеобразие философских воззрений М.В. Ломоносова? В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю прийти не могут» Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка. 4. Охарактеризуйте взгляды русских просветителей XVIII в. В трудах просветителей подвергались острой критике многие стороны тогдашней феодально крепостнической действительности: произвол и жестокость крепостников помещиков, продажность царских чиновников и судей, невежество и паразитизм духовенства. Однако из этих фактов просветители не делали революционных выводов, ибо, мечтая о социальных преобразованиях в России, они главные надежды возлагали на просвещение, на гуманизм дворянства и «философа на троне». Они апеллировали к разуму господствующих классов, убеждая самодержавие и дворянство проникнуться просветительскими принципами, разработать «хорошее законодательство», установить «разумное правление», соблюдать добродетель, человеколюбие, справедливость и т. п. Они мечтали о просвещенном государе, который взялся бы осуществить просветительские идеи. Новиков, Фонвизин, Десницкий склонялись к конституционной монархии. Объективно просветители были выразителями зарождавшихся антикрепостнических буржуазных тенденций, которые начали складываться в недрах крепостного строя. 5. В чем заключаются духовные предпосылки появления в XIX в. славянофильства и западничества как течений общественной мысли в России? Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст. Славянофилы и западники это далеко не все общественные движения России 19 века. Просто они наиболее распространены и известны, ведь спорт этих двух направлений актуален и по сей день. До сих пор в России мы видим неутихающие споры о том "Как жить дальше" - копировать Европу или остановиться на своем пути, который должен быть уникальным для каждой страны и для каждого народа. Если же говорить про общественные движения в 30-50 годах 19 века в Российской империи, то они формировались при следующих обстоятельствах. Это обязательно нужно учитывать поскольку именно обстоятельства и реалии времени формируют взгляды людей и заставляют их совершить те или иные поступки. И именно реалии того времени породили и западничествои славянофильство. 6. Раскройте своеобразие философских воззрений славянофилов. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову,–«водящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии. 7. Охарактеризуйте основные направления российского западничества. Противоположное по духу славянофильству - западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, С.М. Соловьева, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. В то же время, представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество отличалось оценкой характера развития страны и методов ее переустройства. Основные идеи западничества: 1) отставание от Запада России, развивающейся по универсальным законам истории; 2) необходимость восприятия опыта и ценностей Запада, ликвидация исторического отставания; 3) утверждение в России либеральных идеалов свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, конституционной монархии; 4) развитие рыночных отношений, предпринимательства, промышленности и торговли; 5) отмена крепостного права, передача крестьянам земли за выкуп; 6) развитие образования и распространение научных знаний; Западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ сверху. 8. Сравните основные идеи представителей материалистического направления в русской философии. В 40-х гг. XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено прежде всего в цикле статей А. И. Герцена "Письма об изучении природы", где решалась проблема взаимоотношения философии и естествознания. Автор утверждал, что поскольку и философия, и естествознание изучают одно и то же – окружающий нас "фактический мир", то они не могут развиваться вне опоры друг на друга. "Философия, – писал Герцен, – не опертая на частных науках, на эмпирии – призрак, метафизика, идеализм". В свою очередь "эмпирия... вне философии – сборник, лексикон, инвентарий"[1]. Антагонизм, существовавший между философией и естествознанием, исключает возможность правильных теоретических обобщений и является тормозом в поступательном движении науки. В своих статьях Герцен стремился показать, что исторически философия развивалась, преодолевая разрыв между природой и духом, между познанием явления и познанием сущности. Он утверждал, что духа вне природы не существует, что "сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развития". Идеализм Герцен называл не чем иным, как схоластикой протестантского мира. Человек для Герцена – часть природы, подчиненная ее законам. Без человека "природа не заключает в себе смысла своего... именно мышление и дополняет, и развивает его. 9. Раскройте содержание философии русского почвенничества. Почвенничество – это в первую очередь стремление рефлексирующих интеллигентов обратиться к своим корням, почувствовать сопричастность к собственному народу, который представлялся в XIX веке мистической тайной. Главной целью почвенников было слияние всех слоев общества на основе общих идей, якобы свойственных русскому народу. Объединение «просвещенных классов» с «народной почвой» виделось на фундаменте традиционных ценностей и православия. При этом почвенниками не отвергалась и европейская культура, достижения которой не предавались сомнению, в чем и заключалось их главное расхождение со славянофилами. 10. Каковы основные черты русского консерватизма? В 19 веке идеологию консерватизма разделяли разные общественные классы, которые хотели сохранить существующий порядок. Консерваторы были против обучения молодежи в Европе, против "европеизации" России и против реформ. Консерватизм укрепился после польского восстания 1863 года, террора народовольцев и убийства царя Александра 2. Самые известные консерваторы были журналист М.Н.Катков и обер-прокурор К.П Победоносцев. После поражения в Крымской войне консерваторы осознали необходимость реформ, но они выступали за осторожное и постепенное проведение их. 11. В чем состоит главное отличие органической теории развития от теории прогресса? Были ли русские консерваторы сторонниками возврата к прошлому? Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. ( к таким процессам относят эволюцию литосферы, экосистем, организмов на протяжении жизни, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, совершенствование человеческих знаний, научно – технический прогресс и т.д. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования: отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Начиная с первой четверти XIX века в России закладываются основы консервативной, либеральной и революционной мысли. Консерватизм (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) – идейное течение, тип социально-политического и философского мировоззрения, носители которого выступают за сохранение традиционных основ общественной жизни. Первым русским консервативным идеологом можно считать Н.Карамзина с триадой «Самодержавие - Православие - Народность». Именно из этой триады вырастает и развивается весь русский консерватизм. Главным здесь было именно «Самодержавие». 12. Охарактеризуйте основные идеи философии русского космизма. Основными идеями русского космизма были: объединение, упорядоченность, освоение Космоса, единство Вселенной и бессмертие и всемогущество человека, обладающего разумом и приручившего науку. 13. В чем заключается сущность философии всеединства? Всеединство – это внутреннее органическое единство бытия, рассматриваемого как универсум. В философии Соловьёва идея всеединства, в соответствии с которой все содержится во всем, стала фундаментальной, на ее основании объединяются в единую систему все разделы философского учения. Соловьёв разрабатывал философию всеединства в качестве учения о жизни и бытии, включающем всю человеческую и космическую сферу как нерушимая и всеединая целостность. 14. Каковы идейные истоки русской религиозно-идеалистической философии первой половины ХХ в.? Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии начала нынешнего века, базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой — на длительном процессе развития отечественной философский мысли. Будучи тесно связанной с основной линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценкой современных им исканий западной философской мысли. При всем значении для русского религиозно-философского Ренессанса и западных, и славянофильских идей его подлинными духовными отцами были Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия и западной религии и культуры оказала воздействие на философские построения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова и др. 15. Почему это время называют русским философским Ренессансом? Начало века в России было временем подъема духовной культуры, поисков новой философии, обостренных религиозных и мистических исканий. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время», — вспоминал позднее выдающийся русский мыслитель Н. А. Бердяев. Причем практически все философские искания начала века упирались в религиозную проблематику. Можно говорить о некотором совпадении культурного подъема начала века и периода религиозного прозрения части русской интеллигенции, поэтому то время часто называют русским религиозным ренессансом. 16. Как решаются проблемы религии, человека и судеб России в русской 2 религиозно-идеалистической философии этого периода? Русская философия универсальна, она исследует различные темы. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX— началеXXвв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России. Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвину той Вл. Соловьевым «русской идеи» (1886). Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е. Трубецким, В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного. |