Главная страница
Навигация по странице:

  • Библиография ИСТОЧНИКИ

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Риторика – искусство убеждать. Корнилова Е. Н. Риторика искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М. Издво урао, 1998. 208 с. Аннотация


    Скачать 425.09 Kb.
    НазваниеКорнилова Е. Н. Риторика искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М. Издво урао, 1998. 208 с. Аннотация
    Дата12.01.2023
    Размер425.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРиторика – искусство убеждать.docx
    ТипДокументы
    #883921
    страница18 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Заключение
    Почти тысячелетняя история развития греко-римской риторики наглядно выявляет общие закономерности функционирования пуб­лицистики в различных общественных структурах. Очевидно, что становление и расцвет красноречия связан с демократическими формами политического устройства, в то время как при автократи­ческих методах правления риторика перестает играть в государст­венной жизни сколь-либо заметную роль. Если при демократии ора­торское искусство становится главным инструментом народовластия (в Народном собрании и в иных парламентских структурах) и защи­ты справедливости (в суде присяжных), то при утверждении едино­властия оно служит целям распространения официальной идеологии как в случаях публичного прославления властителей и их побед, так и в школьном обучении. Наконец, если при становлении и рас­цвете демократии риторика почти не знала искусных приемов обольщения, а рассчитывала только на истинность доводов, нравст­венность и логику изложения, то есть апеллировала в основном к разуму слушателя, то в периоды политических кризисов многократ­но усиливаются способы эмоционального воздействия на аудиторию. Многочисленные и выверенные приемы изменяют истинное значе­ние говоримого, помогают создать иллюзию надежности, или, на­против, ложности, там где их нет.

    Формальный расцвет красноречия, именно в кризисные эпохи превратившегося в искусство, заставляет вспомнить о том, что в основании риторики как формы интеллектуальной деятельности ле­жат два разрушительных философских постулата: релятивизм и скептицизм. Оба философских явления стали реакцией греческого общества на распад мифологического сознания и отсутствие твер­дой идеологии (а следовательно, и морально-нравственной основы).

    История свидетельствует о том, что век расцвета греческой ри­торики совпал с последними десятилетиями существования афин­ской демократии, а расцвет римского красноречия — с крушением Римской республики и утверждением единовластия. Вопрос о том, риторика ли породила политический кризис или политический кри­зис есть наиболее благоприятное время для развития риторики, яв­ляется вопросом схоластическим. Ясно одно: Исократ, Демосфен, Цицерон, Мильтон, вне всякого сомнения, были выдающимися пуб­лицистами, мастерами слова. Удалось ли кому-нибудь из них силой своего слова отстоять собственные идеалы, сохранить воспетый ими политический строй? Ответ однозначен и не в пользу риторики1.

    Риторика — оружие обоюдоострое. Формальные приемы ее предназначаются для защиты нравственности, справедливости, гу­манизма, но на самом деле они не раз служили и противоположным целям. Разумеется, крупнейшие деятели теории и практики красно­речия стремились облагородить риторику, прививая ей нравствен­ность и патриотизм. В отличие от софистов Платон, Аристотель и Цицерон ставили во главу учения не утилитарный принцип "убедить любой ценой", а этическую норму ответственности оратора (равно — политического деятеля) за судьбу народа. Исократ предлагал оцени­вать нравственность политического оратора, настаивавшего на ре­формах, ростом благосостояния народа в государстве. Но тщетно. Идеи Аристотеля о большей убедительности истинного перед неистинным разрушались практикой риторики на всем протяжении ее функционирования в истории и политике. Цицерон сам нередко грешил против истины и поддерживал (в угоду сиюминутным поли­тическим выгодам) те силы в римском обществе, которые, в конце концов, уничтожили и республику, и самого оратора.

    На протяжении существования античной цивилизации риторика осталась системой формальных приемов и тропов, так и не обретя статуса мировоззрения. В оппозиции "мудрость — рассудок" рито­рика была свойством последнего — бытового, банального помощни­ка выкручиваться, на что сетовал еще Аристофан в "Облаках". В ситуации крушения идеалов, развала устоев риторика — незамени­мый помощник. В целях созидательных (речь идет об интеллекту­альной деятельности) она уступает место утопии, мифологии — формам, устремленным в будущее, в отличие от апелляции ритори­ки к прошлому.

    Тем не менее влияние классического красноречия на европей­скую цивилизацию трудно переоценить. Именно риторика как осно­ва системы образования почти целиком переступила хронологиче­ские границы античного мира и органично вписалась в контекст культуры новых народов. Идеал классической риторики Рима — Цицерон был любим и отцами церкви (Августин, Иероним), и гума­нистами (Петрарка, Эразм, Макиавелли), и классицистами, и про­светителями... Риторика внесла свои коррективы в богословие и юриспруденцию, сочинения историков и писателей. Глобальные системы европейской культуры — классицизм, Просвещение, ро­мантизм — тесно связаны с риторической традицией. Политическая публицистика, начиная с трактатов итальянских гуманистов и кон­чая агитаторами буржуазных и социалистических революций, строилась с учетом законов классической риторики. В странах, наиболее гордящихся своей демократией (например в США), рито­рика занимает значительное место в политической жизни и в обра­зовательных программах.

    Владение словом — мощное оружие. Хорошо бы вложить его в добрые руки.

    1 В утешение будущим мастерам публицистики приведем мнение Виктора Гюго в романе "Собор Парижской Богоматери", утверждавшего: "Каждая циви­лизация начинается с теократии и заканчивается демократией..."( Гюго В. Со­бор Парижской Богоматери. М., 1976. С. 148). Демократия увенчана ритори­кой. Гибнут они обычно вместе.
    Библиография
    ИСТОЧНИКИ

    1. Античные риторики / Собр. текстов, коммент. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978.

    2. Античные теории языка и стиля. Антология текстов. Под общ. ред. О.М. Фрейденберг. Л., 1996.

    3. Аристотель. Поэтика // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

    4. Аристотель. Риторика // Античные риторики / Собр. текстов, коммент. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. Пер. Н. Платоновой. М., 1978.

    5. Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М.А. Кузьмина и С.П. Мар­киша. М., 1993.

    6. Демосфен. Речи / Пер. и вступ. С.И. Радцига. М., 1954.

    7. Демосфен. Речи: В 3 т. / Под. ред. E.С. Голубцовой, М.П. Маринович, Э.Л. Фролова. М., 1994.

    8. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о граждан­ской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. 2-е изд. М., 1962.

    9. Исократ. Евагор. Цит. в пер. Э.Д. Фролова // ВДИ. 1966. № 4.

    10. Исократ. О мире. Филипп. Цит. в пер. Л.М. Глускиной // Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М., 1994.

    11. Лисий. Речи. М., 1994.

    12. Ораторы Греции. М., 1985.

    13. Памятники византийской литературы IV—IX вв. М., 1968.

    14. Памятники средневековой латинской литературы IV—IX вв. М., 1970.

    15. Письма Марка Туллия Цицерона: В 3 т. М., 1994.

    16. Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990—1994.

    17. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. М., 1994.

    18. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988.

    19. Суд над Сократом: Сб. исторических свидетельств.: Платон, Ксенофонт, Диоген Лаэрций, Плутарх, Либаний. СПб, 1997.

    20. Тацит К. Соч.: В 2 т. М., 1993.

    21. Фукидид. История. М., 1993.

    22. Цицерон М.Т. Речи: В 2 т. М., 1993.

    23. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.

     

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Античная поэтика. М., 1991.

    2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

    3. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

    4. Аристотель и античная литература / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М., 1978.

    5. Аристофан. Ахарняне // Аристофан. Комедии: В 2 т. М., 1954.

    6. Борухович В. Демосфен. М., 1985.

    7. Буассье Г. Картины древнеримской жизни. Очерки общественных настрое­ний времен римских цезарей. СПб, 1896.

    8. Буассье Г. Собр. соч.: В 10 т. СПб, 1993. Т. 1.

    9. Буассье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914.

    10. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

    11. Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993.

    12. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. М., 1991.

    13. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трак­тата об ораторском искусстве. М., 1994.

    14. Геродот. История. М., 1969.

    15. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1891.

    16. Грабарь-Пассек М.Е. Марк Туллий Цицерон // Цицерон М.Т. Речи: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

    17. Грималь П. Цицерон. М., 1991.

    18. Дератани Н.Ф. и др. История римской литературы. М., 1954.

    19. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. СПб, 1995.

    20. Зелинский Ф.Ф. Теория судебного красноречия // Цицерон. Поли. собр. соч. / Пер. В.А. Алексеева и Ф.Ф. Зелинского. СПб, 1901. Т. 1.

    21. Зелинский Ф.Ф. Художественная проза и ее судьба //Из жизни идей. СПб, 1911. Т. 2.

    22. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

    23. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М, 1994.

    24. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т. 1.; М., 1984. Т. 2.

    25. История греческой литературы: В 3 т. / Под ред. С.И. Соболевского и др. М.;Л„ 1955; 1946—1960. Т. 2.

    26. История римской литературы: В 2 т. / Под ред. С.И. Соболевского. М.,1959.

    27. Кессиди Ф.Х. Сократ. М, 1976.

    28. Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. М., 1988.

    29. Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство: Пособие к спецкурсу. М., 1980.

    30. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб, 1993.

    31. Кузнецова Т.Н. Речи в "Истории от основания города" Тита Ливия// Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989.

    32. Кузнецова Т.Н., Стрельникова И.Г. Ораторское искусство в Древнем Ри­ме. М., 1976.

    33. Курбатов Г.Л. Риторика // Культура Византии. Т. 1. М., 1984.

    34. Лукиан. Избранное. М., 1962.

    35. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

    36. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.

    37. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.

    38. Маковельский А.О. Софисты. Баку. Вып. 1. 1940.

    39. Маринович Л.Г., Кошеленко Г.А. Предисловие к изданию речей Лисия // Лисий. Речи. М., 1994.

    40. Меликова-Толстая С. Античные теории художественной речи // Антич­ные теории языка и стиля. Антология текстов / Под общ. ред. О.М. Фрейден-берг. Л., 1996.

    41. Миллер Т.А. К истории литературной критики классической Греции V—IV вв. до н.э. // Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

    42. Миллер Т.А. От поэзии к прозе. Риторическая проза Горгия и Исократа // Античная поэтика. М., 1991.

    43. Моммзен Т. История Рима: В 5 т. СПб, 1995. Т. 3.

    44. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

    45. Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1977.

    46. Никитинский Н. Речи Исея и Демосфена. М., 1903.

    47. Павсаний. Описание Эллады. СПб, 1996. Т. 1—2.

    48. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II—V вв. М., 1964.

    49. Петроний Арбитр. Сатирикон. // Петроний Арбитр. Апулей. М., 1991.

    50. Пиндар. Истмийские оды // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.

    51. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

    52. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980.

    53. Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988.

    54. Соболевский С.И. Галлы и Галлия до времени Юлия Цезаря // Гай Юлий Цезарь. Записки о войне с галлами. М., 1946—1947.

    55. Соболевский С.И. Лисий и его речи // Лисий. Речи. М., 1994.

    56. Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981.

    57. Софокл. Антигона // Софокл. Драмы. М., 1990.

    58. Трухина Н.Н. Политика и политики "золотого века" римской республики (II в. до н.э.). М., 1986.

    59. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

    60. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

    61. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1973

    62. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.

    63. Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989.

    64. Федоров М.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим: Хрестома­тия. М., 1981.

    65. Фолькманн Р. Реторика греков и римлян. Ревель, 1891.

    66. Фрейберг Л.А. Попова Т.В. Византийская литература IV—VI вв. // Па­мятники византийской литературы IV—IX вв. М., 1968.

    67. Цицерон. 2000 лет со времени смерти: Сб. статей / Ред. колл. Н.Ф. Дера-тани, С.И. Радциг, И.М. Нахов. М., 1956.

    68. Цицерон: Сб. статей / Отв. ред. Ф.А. Петровский. М.,1956.

    69. Чанышев А.Н. Аристотель. М.,1981.

    70. Штаерман ЕМ. SHA как исторический источник // ВДИ. 1957. № 1.

    71. Ягодинский И.И. Софист Протагор. Казань, 1906.

    72. Balsdon J.P. The Veracity of Caesar.- Greece and Rome, IV (1957).

    73. Bringmann K. Studien zu den politischen Ideen des - Isocrates. Gottingen. 1965.

    74. Grassi E. Rhetoric as philosophy: The humanist tradition. Lnd., 1980.

    75. Jachmann G. Caesartext und Caesarinterpolation. — Rh.Mus., 89 (1940).

    76. Lewis J.D. Isegoria at Athenes: When did it Begin? — Historia, 1971, V.20.

    77. Malkovati H. Oratorum Romanorum Fragmenta. Turin, 1955.

    78. Norden E. Die antic Kunstprosa vom Vl.Jahrhundert. v.Chr. bis in die Zeit der Renaissance. Leipzig, 1898.

    79. Vlastos Gr. Equality and Justice in Early Greek Cosmologies. — Studies in Presocratic Philosophy. L, 1970.

    80. Woodhead A.G. ISTORIA and the Council of 500. — Historia, 1967.




    1


    2


    3


    4


    5


    6


    1


    2


    3


    4


    5


    6


    1


    2


    3


    4


    5


    1


    2


    3


    4


    5


    1


    2


    3


    1


    2


    3


    1


    1


    1


    2


    3


    4


    5


    1


    2


    3


    4


    5


    1


    2


    1


    2


    1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9


    10


    11


    1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9


    10


    11


    1


    2


    3


    4


    5


    6


    1


    2


    3


    4


    5


    6


    1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9


    10


    11


    12


    13


    14


    15


    16


    17


    18

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта