Виртуальные музеи ИКТ. Коршунова Диана Дмитриевна
Скачать 1.4 Mb.
|
Оглавление Введение 1 1. Понятие реального музея 1 2. Отличительные черты виртуального музея 2 3. Отношение к сети Интернет реальных и виртуальных музеев 4 4. Основные аспекты существования виртуальных музеев 5 4.1 Информационные аспекты 5 4.2 Социальные аспекты 5 4.3 Технические аспекты 6 5. Тематика виртуальных музеев 8 Заключение 8 Виртуальный музей ВведениеБурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Сейчас в сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев с таким названием. Что они представляют собой, что скрывается под вывеской виртуальный музей попытаемся выяснить в этой статье, целью которой является обзор и попытка классификации того множества явлений, представленных в сети, которые носят название виртуальный музей. 1. Понятие реального музеяКлассически учреждение культуры под названием музей определяется следующим образом. Музей (лат. museum - храм муз) - это учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее для обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и т.д., расположенные по определенной системе, с целью их сохранения, наглядного изучения, а также распространения знаний среди широких масс населения. Впервые упоминания о музеях относятся к XV-XVI вв., Определение и все вышеперечисленные функции реально существующих музеев присущи в той или иной степени и виртуальным музеям, существующим в сети Интернет. В чем же их разница, какие особенности, отличия в принципе организации и общие черты имеются у реальных и виртуальных музеев - все это будет рассмотрено ниже. По ключевым словом "виртуальный музей" любая поисковая система в Интернете выдаст множество сайтов, где эти слова задействованы. При просмотре этих сайтов возникает желание разобраться в том, "что есть что", и навести некоторый порядок. В современном Интернете существуют два типа музейных сайтов, которые делятся на: представительства реально существующих музеев собственно виртуальные музеи, но называются все они пока одинаково: виртуальные музеи. Сайты на музейную тематику РМ1 весьма многочисленны и популярны и обеспечивают Интернет-пространство информацией о многих музеях мира, их экспозициях, выставках, каталогах, месте расположения, времени работы и разных мероприятиях, т.е. традиционный сайт РМ есть лишь техническое средство для распространения музейной информации и в некотором роде реклама. Сайт реального музея надо бы называть виртуальный мир такого-то реального музея, чтобы не путать с собственно виртуальным музеем, например, виртуальный мир Эрмитажа или Русского музея. Собственно виртуальные музеи встречаются в Интернете реже, их куда меньше, чем представительств реально существующих музеев, но они набирают силу и их становится в последнее время все больше и больше. Далее займемся рассмотрением особенностей музеев второго типа в Интернете, которые и будем называть виртуальными. Общим для реальных и виртуальных музеев является то, что любой музей - это место, где история продолжается, они не являются хранилищем древностей. История здесь встречается с современностью, так как экспонаты музеев пополняются отражениями событий текущего момента (книги и биографии, документы и вещи, проекты и фотоматериалы и т.д.). 2. Отличительные черты виртуального музеяОсобенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать - организационно), но все же это музей, т.к. соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для ВМ2 служит РМ и его структурная организация (экспонаты, выставки, экспозиции, запасники, каталоги и т.д.), а что-то каждый привносит свое, создавая свой особый виртуальный музей. Надо отметить, что идея создания виртуального музея столь же проста, сколь сложна ее техническая реализация. При кажущейся аналогии с обычным реальным музеем, виртуальный музей - это все-таки новая реальность, которая выходит за рамки традиционного представления о реальном музее с его постоянной экспозицией и временными выставками, в то время как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время работы выставок виртуального музея может длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями, интересными проектами, а ограничено только тематикой данного музея. Экспонаты реального музея со временем приходят в негодность, коллекция же виртуального музея снимает вопрос о сохранении своих образцов. Особенностью виртуального музея является также и то, что зритель (он же пользователь) "посещает виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ним (ВМ) личные отношения, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании. Именно в "новой реальности" виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой "новой реальности", здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея. Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких очередей за билетами и ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов. Виртуальный музей будет работать долгие годы, не прерываясь ни на минуту, даже в праздники и выходные, днем и ночью, попасть в него можно из любого уголка мира, и число посетителей виртуального музея гораздо больше, чем у реального. Конечно, у виртуального музея, как у любого сайта, тоже есть свой "сценарий": это его структура, план, карта, но инициатива при посещении виртуального музея принадлежит все-таки самому человеку. Таким образом, виртуальный музей - это созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий своего аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире. Представительства реальных музеев в сети Интернет и виртуальные музеи - это разные организации. ВМ отличаются от виртуальных представительств РМ прежде всего тем, что они являются не только носителями той или иной информации, но и ее первоисточником. Рис.1 Схема реализации взаимодействия зрителя с виртуальным музеем. 3. Отношение к сети Интернет реальных и виртуальных музеевУ реальных и виртуальных музеев разные отношения к сети Интернет. Первый - рассматривает сеть Интернет как способ представительства своей деятельности, а второй - как способ ведения самой деятельности, т.е. способ существования. РМ размещает в сети Интернет справочную информацию о работе музея, анонсы временных выставок, обзор основных разделов музея. Его задача - заинтересовать человека через Интернет в реальном посещении музея. ВМ размещает в Интернете собственно экспозицию музея и собственно выставки. Его задача - показать посетителю виртуального музея ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС то, что в другом месте (реальном или виртуальном) он увидеть не сможет. Состав экспозиций и выставок и их количество определяются лишь концепцией виртуального музея. Реальный музей не использует в полную силу Интернет, у него, как правило, отсутствует страница ссылок, для него Интернет лишь одна из рекламных площадок своей деятельности. Для ВМ само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые ресурсы, электронные конференции, совместные проекты и т.п., без участия в которых о нем никто не узнает. Поскольку виртуальный музей не связан с конкретным помещением (зданием), то для него Интернет - это сфера и жизнедеятельности и среда обитания. Даже внешне сайт реального музея отличается от сайта виртуального: сайт РМ делает акцент на оригинальном дизайне и внешнем эффекте, он создается по образу рекламного проспекта, путеводителя, каталога, руководствуясь требованиями музейных работников. В сайте виртуального музея главное внимание уделяется актуальности информации и оригинальности материалов (часто в ущерб оригинальности дизайна). Наконец, частота обновления информации на сайте ВМ в несколько раз выше, чем на сайте РМ, так как для формирования круга своих постоянных посетителей виртуальный музей непрерывно обновляет сайт, размещая на нем новостную информацию, организуя форумы, конференции. Виртуальная выставка в значительно меньшей степени ограничена временем и пространством по сравнению с реальной. Виртуальный музей позволяет сохранить уникальную архивную информацию, которая по старинке записана на бумажных или магнитных носителях и которая со временем может быть утрачена, т.е. виртуальный музей снимает вопрос о сохранности своих образцов, что так актуально для реальных музеев (учитывая различные природные катаклизмы и стихийные бедствия, от которых никто не застрахован). При этом место для сохранности любой информации в ВМ практически не ограничено. 4. Основные аспекты существования виртуальных музеев4.1 Информационные аспектыВсе принадлежит всем- это главный феномен Интернета. Здесь всеобщая "халява" соседствует со всеобщим альтруизмом. Виртуальный музей не просто открыт для всех, он принадлежит всем! Лозунг виртуального музея: "Посторонним вход разрешен!" Каждый практически свободно может использовать любую информацию виртуального музея (картинки, статьи, документы, фото и пр.) и совершенно бесплатно. Коммуникативная функция виртуального музея - один из самых важных аспектов "новой реальности". Виртуальный музей можно рассматривать как окно в мир: вы свободно можете зайти в любой из виртуальных музеев различной тематики, поучаствовать в конференциях, оставить свои впечатления и пожелания в гостевой книге. "Сетевой человек" живет ощущением причастности ко всему, что происходит в мире. Актуальность- это важный аспект, включающий в себя обновляемость информации и своевременность её появления в сети. Если за месяц-другой не открылось ни одной новой выставки, это не будет способствовать посещаемости сайта. Если же в виртуальном музее регулярно появляются новости, анонсы будущих выставок и обсуждается на форуме интересная проблематика, то "к нему не зарастет народная тропа". 4.2 Социальные аспектыСвобода - это значит, что у виртуального музея нет нужды в помещении, финансировании, штате сотрудников и проверяющих - цензорах, как в реальном музее. Достаточно оригинальной идеи и желания реализовать ее не на словах, а в реальности, хоть и виртуальной. Единственное условие - наличие компьютера с выходом в Интернет и умение воплотить свою идею в виртуальном виде технически. Равенство в сети состоит в том, что все виртуальные музеи в какой-то степени равны. Как и в реальной жизни, здесь важна "различимость", т.е. оригинальность тематики сайта и его жизненность, иными словами обновляемость , а не размер и количество вложенных затрат. Важно, чтоб было интересно, ново и в хорошей компании. Братство заключается в том, что виртуальный музей есть часть ресурсов сети, которые, в свою очередь, дробятся на более специализированные сообщества (представительства реальных музеев, виртуальные выставки и музеи, различные сетевые проекты и т.д.). Все эти сообщества организуются стихийно, этому способствуют страницы ссылок, которые создает всякая виртуальная организация, так как именно страница ссылок и определяет тот контекст, в котором она "работает". Демократия присуща сетевой жизни, так как она более непосредственна и дружественна, чем реальная жизнь. Вы можете связаться по e-mail с любым корреспондентом и можете рассчитывать на ответ, лишь бы предмет общения был интересен для обеих сторон. Виртуальный музей инициирует связи с близкими ему виртуальными организациями и отдельными личностями и получает письма от самых разнообразных корреспондентов, которые тоже рассчитывают на ответную реакцию. Независимость: виртуального музея - это прежде всего то, что он не зависит в своей деятельности от чиновников. Над ним нет ни управления культуры, ни другой вышестоящей организации, не надо ни с кем согласовывать свою деятельность и выбивать финансирование. 4.3 Технические аспектыВремя: у виртуального музея свое отношение со временем. Он может жить и развиваться многие годы, а может быть "закрыт" в один момент, если что-то сломалось в сети. Для этого часто используют свободные ресурсы и организуют там "зеркала" на случай технических неполадок. Пространство: это один из основных аргументов в пользу "новой реальности" виртуального музея. Во-первых, виртуальный музей, в отличие от реального, свободен в выборе своей структуры и спокоен за возможность ее развития в случае расширения экспозиции и открытия новых выставок. Во-вторых, само пространство виртуального музея отличается от залов реального музея, оно пронизано гиперссылками, реализующими взаимосвязь и многоаспектность представления информации. В-третьих, это "пространство" - распределенное, так как физически части виртуального музея могут размещаться на разных ресурсах, а главное, что сам виртуальный музей может представлять собой ассоциацию разных проектов: музейных, выставочных, информационных и в том числе совместных. Мультимедийность : виртуальный музей позволяет использовать и объединять в проектах различные способы представления информации: тексты, рисунки, фото, аудио, видео, анимацию и т.п., создавая тем самым "новую реальность" самого виртуального музея. 5. Тематика виртуальных музеевКо всем указанным особенностям и преимуществам виртуальных музеев перед реальными можно добавить также и широту их тематики. Конечно, выбранная для создания виртуального музея тема может иметь ограниченный материал в реальном мире, но интересна она не своим объемом, а оригинальностью экспонатов и своей познавательностью. Путешествуя по "бескрайним просторам Интернета" , можно натолкнуться на виртуальные музеи редкой и необычной тематики, для демонстрации экспонатов которой вряд ли были бы открыты реальные музеи или даже временные выставки в них. Из обнаруженных в Интернете виртуальных музеев хочется отметить редкие по своей тематике: "Дурацкий музей", "Музей печали", "Реалии стран победившего социализма", "Музей родовой травмы", раздел "Рвотные пакетики" в виртуальном музее Аэрофлота, "Музей спичечных этикеток (филуминистики)". Наряду с "Музеем Симона Петлюры" можно найти "Музей Coca-Cola" и зайти в "Музей палехской миниатюры", посетить "Виртуальный музей мошеничества" и т.д. и т.п. Большое количество виртуальных музеев посвящено истории развития компьютерной техники и информационных технологий в мире, в бывшем Советском Союзе, в России. Задача виртуального музея, как и реального, - помочь людям, оторванным географически от музейных центров, стать творческой личностью и сформировать свою систему ценностей вне зависимости от того, где они проживают. Виртуальный музей несет не только информационную функцию, но также и образовательную (правда, для этого, как минимум, надо иметь компьютер с выходом в Интернет. Перед "входом" в виртуальный музей его посетитель (пользователь) должен дать обязательство сохранять авторское право его создателя, учитывая особенности правого статуса электронных библиотек и виртуальных музеев в виртуальном пространстве. Это оговорено не во всех ВМ, хотя само собой подразумевается, и необходимо делать ссылки на создателя ВМ, хотя юридически авторские права в Интернете не всегда бывают защищены. ЗаключениеОбобщая все сказанное выше, можно утверждать, что виртуальный музей представляет собою компонент виртуального культурно-информационного пространства, расположенного в сети, и позволяет собирать, сосредотачивать и связывать воедино разнородную информацию (текстового, графического, звукового, видео, анимационного и других форматов) по определенной тематике, как правило, не отображенной ни в одном из реально существующих музеев. Основные критерии, которым должны удовлетворять виртуальные музеи, - это репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающие искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории, эпохе; многослойность представленной информации, подходящей для разных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей; интуитивно ясный и дружественный пользовательский интерфейс. Эти критерии, кстати, применимы и для реальных музеев, где в качестве дружественного интерфейса может выступить хороший экскурсовод. Таким образом, "виртуальный музей не памятник, а коммуникативный очаг, обеспечивающий открытый доступ каждому человеку к новым территориям знания, опыта, выражения. При этом не стоит сбрасывать со счетов и роль представительств реальных музеев в Интернете, поскольку они, как и виртуальные музеи, служат одному делу: просвещению и обогащению народа знаниями. Топ 10 виртуальных музеев мира, которые можно посетить не выходя из дома.
Источники, с которых была взята информация. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00625972_0.html https://anons.uz/ru/news/top-10-virtualnikh-muzeev-mira-na-vashikh-ekranakh-2020-04-09/ http://www.myshared.ru/slide/281474/ 1 Реальные музеи 2 Виртуальные музеи Страница | |