Антикризисное управление книготорговой организацией. краснодарский государственный университет культуры и искусств информационнобиблиотечный факультет кафедра общего библиографоведения
Скачать 162.5 Kb.
|
Управление финансамиПо оценке специалистов, в большинстве издательских и книготорговых компаниях отсутствует концепция бюджетного управления, постановка бюджетного процесса, финансовый анализ бизнес-процессов. Как следствие, размытый контроль финансовых потоков, доходов и расходов, активов и пассивов, в целом, снижение эффективности управления и прибыльности компании. Наблюдается, как отсутствие в компаниях планирования и контроля финансовых результатов деятельности, системной оптимизации стоимости бизнес-процессов, приводит к неоправданному увеличению затрат и издержек, нерациональному инвестированию и дезориентации бизнеса. Управление производствомСегодня часто отдельными участниками книжного рынка поднимается вопрос о перепроизводстве книжного продукта. Между тем, есть позиция покупателя и читателя. Читатель предполагает в книге источник информации и катализатор духовных качеств, для него не существует абстракций статистики, которая фиксирует некое количество и объем бумажной массы. Для читателя книга конкретна в её явлении. Вместе с тем, сегодня фактически он лишен доступа к интересующим его изданиям, не имеет возможности познакомиться со всеми существующими предложениями издателей. География розничных продаж сконцентрирована в отдельных регионах и городах России, ассортимент выставляется преимущественно по универсальному принципу и определяется площадями. Книги издаются, но недоступны покупателю. Сегодня мы можем говорить не о перепроизводстве, т.е. превышении покупательского спроса, а о недостаточном развитии книготорговых коммуникаций. В погоне за сиюминутными прибылями многие издатели и книготорговцы сосредотачивают свои усилия на легком чтиве. В итоге, теряют аудиторию, т.к. подобная категория потребителей легко переходят к другим формам получения удовольствия. Другая крайность издателей остановиться на некоммерческих изданиях, верить в свою творческую исключительность, и… ничего не делать для организации грамотной коммерческой деятельности. Маркетинговая и управленческая безграмотность участников рынка создает узкие товаропроводящие участки, несвоевременность и несогласованность в логистике, производство и книготорговлю, ориентированную не на покупателя и читателя, отсутствие диалога, издания без аудитории. Дорогая книга не та, которая имеет высокую цену, но та, которая никому не нужна или недоступна. Сегодня существует необходимость переосмысления издания как продукта, возможностей и ограничений книжного формата, работы с ним. Как конкурировать с популярными средствами потери досуга и доступными информационными ресурсами? К примеру, можно выйти за рамки понимания книги как исключительно читабельного продукта, создавать вокруг произведения объем и динамику, время и место, открывать историю, являть книгу-событие, и приглашать читателя к участию в нём. Осуществляя книжные проекты, делать их живыми и естественными, учитывать маркетинговые и культурные представления, понимать - для кого, зачем и как. Приобщать читателя к творческому процессу, делать его сопричастным, быть режиссёром и участником действа. Маленькие и средние издательства по-прежнему являются основными генераторами имен. Мобильность структуры, позволяет им быстрее выпускать идеи в жизнь. Специализация издательства на узкой или специфичной аудитории позволяет лучше выстраивать коммуникационные каналы, действовать адекватно, актуально и своевременно. Новые маркетинговые и информационные технологии отпугивают библиофилов. Пережитые времена провоцируют подозрительное отношение к изменениям, в которых присутствует неопределенность и флёр бездушного механизма, в котором нет искры творчества. Между тем, развитие интернета и технологий открывают новые возможности прямых коммуникаций между издателем, книготорговцем и покупателем, позволяют лучше понимать своего читателя. Читатель сегодня - это цель, а не средство. Издатель пытается быть универсалом, успеть везде, чтобы выжить, стремится выстроить продажи и логистику, присматривается к маркетингу, и, в итоге, смещает акценты с издательской работы. Непрофессиональные попытки заниматься неосновной деятельностью полны грубых ошибок и просчетов, оптимизация расходов сводится к усеканию. Беда современных издателей в отсутствии представлений об организации и управлении конкурентным бизнесом, размытой клиентоориентированности, недостаточном развитии коммуникаций и полноценной обратной связи. Слабое развитие маркетинговых коммуникаций и информации дезориентирует книготорговца и издателя в их деятельности. Отсутствует понимание: для кого, как, что, в каком качестве и количестве производится и реализуется. Отметим, что, обманув или разочаровав ожидания читателя, издатель и продавец подрывают доверие и интерес к книге, книжной культуре, обрекают свой книжный бизнес. Глава 2.2 Человеческий фактор антикризисного управления. Управление персоналом в кризисной ситуации В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом. Каждый кризис – уникальное событие, а эффективное управление требует учета как внутрифирменных процессов, так и событий во внешней среде. М. Армстронг выделяет «некие общие принципы, которым можно следовать при кризисах, включающих в себя отрицание и конфликт. Существует также ряд приемов управления в кризисной ситуации, которые применимы в целом и которые можно приспосабливать к каждому частному случаю». К числу таких приемов относятся следующие: 1. Дать понять всем, что руководитель действительно владеет ситуацией (это главное для него при управлении персоналом в кризисной ситуации). 2. Подобрать команду для работы в кризисной ситуации, распределить роли, задания и права. Каждый сотрудник должен быть занят выполнением каких-либо поручений. 3. Не терять хладнокровие, не впадать в панику, не реагировать слишком бурно, не терять голову, ибо подчиненные будут делать то же самое. 4. Специально замедлять шаг, дабы персонал думал, что все находится под контролем руководителя и идет по намеченному плану. М. Армстронг рассматривает задачу управления персоналом в условиях кризиса как периодически возникающий режим работы, а именно: «управление кадрами фирмы в кризисных ситуациях – это не более чем хорошее управление в напряженных условиях». Механизм стратегического управления персоналом в условиях кризиса на российских предприятиях только формируется. Одной из важных составляющих управления персоналом на кризисных предприятиях является кадровая политика. Ее цель – обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда. Существуют четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий. 1. Пассивная кадровая политика. У руководства предприятия нет четко выраженной программы действий в отношении персонала, и в условиях кризиса на предприятии кадровая деятельность сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий работы. 2. Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задачи, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. 3. Превентивная кадровая политика. Руководство предприятия имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако у него нет средств для воздействия на эту ситуацию. 4. Активная (рациональная) кадровая политика. Руководство предприятия имеет удовлетворительный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства для воздействия на нее. Конфликт как метод управления в кризисной ситуации Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Для организаций, переживающих кризис, разрушительные последствия конфликта особенно нежелательны. Но вместе с тем конструктивный конфликт – единственный способ поиска путей выхода из кризиса конкретного предприятия. Только его персонал владеет информацией о внутреннем взаимодействии и реальных возможностях коллектива. Реализация же этого потенциала, освоение нововведений немыслимы без конфликтов. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты: – инициирование изменений, обновления, прогресса; – ясное представление назревшей проблемы и создание благоприятной почвы для ее решения вследствие предания гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу, а также аргументирования, четкой формулировки и выражения интересов; – мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и как следствие – экономия рабочего времени и средств организации; – формирование у участников конфликта чувства сопричастности принятому в результате этого конфликта решению, что облегчает его реализацию; – стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту; – побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или уменьшающих ее значимость; – развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт урегулируется в результате взаимодействия сторон. Приводящее к согласию честное соперничество увеличивает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества; – разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое определение их интересов и позиций; – преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности», формирование у работника свободомыслия и развитие индивидуальности; – выработка у участников конфликта навыков относительно безболезненного решения потенциальных проблем; – усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов. Таким образом, можно сделать вывод, что человеческий фактор играет огромную роль в антикризисном управлении фирмой, в том числе и книготорговой. «Для прорыва в будущее имеет большое значение создание в организации здорового климата и позитивного настроя. Руководство должно вселить веру в возможность невозможного, помочь персоналу ясно представить светлое будущее в условиях глубочайшего кризиса, обратить минусы в плюсы и действовать» Глава 2.3. Маркетинг и коммуникации как элемент антикризисного управления книготорговой организацией. Маркетинг — понятие всеобъемлющее. Некоторые связывают маркетинг исключительно с продажей, другие с исследованием рынка и выработкой рекомендаций. На самом деле, маркетинг вообще и книжный маркетинг в частности, включает в себя весь процесс от идеи книги до ее продажи. На мой взгляд, книжный маркетинг возможно разделить на три этапа: Исследование рынка для формирования идей; Издание книги (издательский процесс); Продажа. Следует помнить, что каждая отрасль, производство или сегмент рынка имеет свои особенные черты, которые необходимо учитывать как при проведении маркетинговых исследований, так и при стратегическом планировании. Такой существенной особенностью книгоиздания, которую следует учитывать в книжном маркетинге является то, что издание книги — процесс продолжительный. Даже для самых дешевых книг «раскрученных» серий (например, для «транспортного чтива» в мягких обложках) он длится не менее трех месяцев. Для издания же серьезной, качественной книги может потребоваться несколько лет. Другой важной особенностью книгоиздания является то, что начиная с определенного момента уже невозможно внести какие-либо серьезные изменения в будущую книгу, поскольку для этого некоторые этапы издательского процесса, а возможно и сам процесс, придется начинать заново. А это означает дополнительные средства, дополнительное время и т.д. Описанные особенности приводят к тому, что при обработке результатов маркетинговых исследований всегда требуется экстраполяция по времени. И чем дальше приходится экстраполировать, тем приблизительнее становятся прогнозы и рекомендации. Это с одной стороны. С другой стороны, так как «машина издательского процесса» поворачивается «с большим скрипом», эти рекомендации должны быть максимально обоснованы и просчитаны. Исследование рынка для формирования идей В настоящее время маркетинговые исследования рынка стали обычным делом во всех отраслях производства и торговли. Для маркетинговых исследований, также как и для маркетинга в целом, разработаны вполне определенные методы, общие для всех отраслей. Используя эти методы, исследователи собирают информацию о том, кто является потребителем их товара (услуги), как они поступают в тех или иных условиях, как относятся к уже существующим товарам (услугам) и т.д. Результаты исследования помогают проследить образ мыслей потребителей, сформировать «портрет среднего потребителя» , лучше понять мотивацию решения о покупке. Эти выводы позволяют сделать прогнозы и рекомендации, на основании которых, в совокупности с другими факторами (финансовыми, моральными, интуитивными), строятся планы стратегического развития, маркетинговые и рекламные компании. Но как уже говорилось выше, это общие методы. Применяя их, необходимо учитывать специфику рынка. В нашем случае отметим, что книги — товар специфический, это не мыло и не колбаса. По своей сути книжный рынок приближается к рынку живописи или театральному. На книжном рынке результаты маркетинговых исследований не могут быть интерпретированы в лоб. Против этого можно выдвинуть следующие аргументы: «Каждая книга уникальна, она единственна в своем роде. Следовательно, для каждой книги должны быть разработаны свои способы рекламы и продажи» период от идеи книги до ее издания в среднем длится от года до трех лет. «К тому времени, когда издатель начнет активные действия на рынке, руководствуясь тенденциями, которые были выявлены в результате исследований, сами тенденции уже исчерпают себя» «Издательское дело — это творческая деятельность, оно не терпит никакого диктата, тем более диктата экспертов, даже независимых. Существуют опасения, что по результатам исследований издателю будут советовать что издавать, а писателю — как писать». Таким образом, книгоиздание перестанет быть интеллектуальным и творческим делом. «Слишком много непредсказуемы факторов, таких, например, как рецензии на книги, которые могут серьезно повлиять на судьбу книги». Аргументы действительно выглядят убедительными. Если их придерживаться, то следует вообще отказаться от маркетинговых исследований на книжном рынке, как от мероприятия бесполезного и даже вредного. Однако, это только на первый взгляд. Дело в том, что на ряду с решением культурных, информационных, образовательных задач, книжный бизнес является коммерческой деятельностью. И решение экономических вопросов стоит у издателя на одном из первых мест, а зачастую и просто на первом. А там, где есть коммерция, всегда найдется работа для маркетолога. Например, что касается первого аргумента, то почему бы для уникальной книги не провести самостоятельные исследования, как на этапе выработки идеи, так и на этапе разработки рекламной кампании. Ведь рекламная кампания, разработанная и проведенная без предварительных исследований, может не только не принести результата, но и оказаться даже вредной. Но надо отметить, что уникальной является далеко не каждая книга. Более всего это утверждение относится к современному российскому рынку художественной литературы. «Транспортное чтиво» из детективного и фантастического жанра никак нельзя назвать уникальным. Каждая книга похожа на другие. В этом случае рекламная кампания и стратегия продаж разрабатывается не для каждой книги, а для всей серии сразу (а так как серии, как правило, очень длинные, то удельные расходы на рекламу минимальны). Маркетинговые исследования действительно дают результаты, которые отражают лишь настоящие тенденции. Однако, они позволяют сформировать «средний портрет потребителя», на основе которого возможно попытаться предугадать действия читателей в условиях на момент выхода книги. Это называется экстраполяцией результатов по времени. Понятно, что это приблизительные прогнозы. При правильно сформированном «портрете» предсказать действия читателей в известных условиях можно достаточно точно. Дело в том, что условия прогнозируются лишь приблизительно. Также отметим, что неточности прогнозов возможно компенсировать с помощью рекламной кампании и стратегии продаж. Однако, бывают ошибки, которые не исправляются ни тем ни другим (хотя и редко). Например, было время, когда книги в мягких обложках, занимающие сейчас прочное место на книжном рынке России, отсутствовали на прилавках. Некое издательство, проанализировав ситуацию и изучив тенденции развития зарубежного рынка, выпустило несколько таких книг новой детективной серии. Как и следовало ожидать, спрос на эти книги оказался практически нулевым. Читатели с недоверием восприняли новую серию. Маленький формат, и, главное, мягкая обложка были для них совершенно новым явлением. На подсознательном уровне сработали стереотипы недоверия ко всему новому. Требовалось время, чтобы читатели привыкли к таким книгам. (За то, что идея была правильной, говорит тот факт, что сейчас книги в мягких обложках занимают ощутимую часть книжного рынка России и пользуются спросом.) Теперь уже имеющийся опыт показывает, что спрос на эти книги начал бы увеличиваться после выхода 6—7-ой книги, даже без рекламной поддержки, но с правильно разработанной стратегией продаж, когда все 6—7 книг были бы на прилавках магазинов и лотков. Но издательство не смогло правильно составить прогноз и на четвертой книге закрыло серию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что: Маркетинговые исследования на книжном рынке не только полезны. но и необходимы. Исследования и обработку результатов следует проводить с учетом особенностей книжного рынка. На этапе формирования идей наиболее полезны качественные исследования. На этапе же разработки рекламной компании или стратегии продаж необходимо использовать как качественные, так и количественные методы. |