Краткая биография об Иване Грозном. Краткая биография
Скачать 22.5 Kb.
|
Краткая биография Иван Грозный - первый русский государь, венчавшийся на царство. При нем произошло значительное расширение границ государства и укрепилась централизованная власть. Средства и методы его политики носили жестокий характер. Личность Ивана Васильевича IV (1530-1584 гг.), несомненно, является противоречивой фигурой не только для нас, но и для современников московского царя. Иван родился в семье великого князя Московского Василия III (Рюриковича) и литовской княжны Елены Глинской в 1530 г., но уже в 1533 г. потерял отца, а в 1538 г. умерла и мать. После смерти отца маленький Иван IV был свидетелем ожесточенной борьбы между боярскими кланами Бельских и Шуйских, что, по-видимому, стало причиной мнительности царя и недоверия к боярам. В 1547 г. Иван принимает решение венчаться на царство, что существенно повышало статус московского правителя - до титула императора или хана. Через 2 года Иван создает из числа своих единомышленников своего рода совет, получивший в литературе название Избранной Рады и ставший инициатором целого ряда реформ. Царя окружали наиболее прогрессивные люди своего времени - Алексей Адашев, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий. В 1550 г. создается стрелецкое войско, что существенно повышает обороноспособность страны. Составляется Судебник, который упорядочивал все имевшиеся нормативно-правовые акты того времени. В 1555 г. Иван принимает «Уложение о службе», документ, регламентировавший прохождение государственной службы, а также разъяснявший правила землевладения. К 1556 г. по всей стране была ликвидирована система кормлений и создано местное управление, которое на государственном уровне венчалась системой приказов. Некоторые из них носили отраслевой, а некоторые - территориальный характер. Во внешней политике Ивана IV строго выделяются два направления: восточное и западное. В 1552 г. царя ждала первая удача - русские войска взяли Казань, что означало присоединение всего Казанского ханства к России, а в 1556 г. была присоединена Астрахань. С 1581 г. начинается активное проникновение русских за Уральский хребет, в Западную Сибирь. Успех в присоединении Астрахани и Казани утвердил Ивана IV во мнении о непобедимости своей новой армии. Он решил присоединить территорию слабеющего Ливонского Ордена. В 1558 г. началась Ливонская война, в которую вступили Швеция, Польша и Дания. В результате этого затяжного конфликта в 1583 г. царю пришлось признать свое поражение и отказаться от ряда территорий в Прибалтике. Смерть царицы Анастасии (1560) усилила подозрительность царя, и с 1565 по 1572 гг. страна была разделена на две части - земщину и опричнину. Опричники составляли особый военно-монашеский орден, во главе которого стоял сам Иван Грозный. В результате деятельности опричного войска были опустошены и разорены многие города, в чем некоторые историки видят причину Смутного времени. Позднее репрессиям подверглись сами опричники. Числа жертв террора называются разные - от «нескольких десятков тысяч» до 4 тыс. Это сравнимо с ведущими странами Западной Европы того же исторического периода, государи которых проводили политику централизации. Например, во Франции в Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 г.) было вырезано, по самым скромным оценкам историков, более 5 тыс. человек. Однако символом террора стал именно Грозный - Ivan the Terrible, что, по-видимому, связано с его попыткой экспансии на Запад. На определенной стадии это представление о нем утвердилось и в России (скажем, в многофигурной композиции на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде, созданном при императоре Александре II, Грозного просто нет). Историки сталинского периода СССР, напротив, оправдывали Ивана IV - и аналогия здесь была очевидна. В настоящее время первый русский царь по-прежнему вызывает споры историков, но есть стремление оценить его деятельность объективно. Правление Ивана Грозного (1533-1584) Эпоха насилия и опричнины… И одновременно - централизованной власти, усиления государства, территориальных приобретений. Иван IV стал великим князем Московским в возрасте 3 лет. Первоначально страной управляла его мать - Елена Глинская - в качестве регента, а после ее смерти в 1538 г. - кланы бояр. За время своего правления Иван Грозный инициировал структурные реформы государства, принял новый Судебник, развил концепцию царской власти, но в то же самое время царь подверг страну суровым испытаниям опричнины, которые многие историки склонны рассматривать, как причину хозяйственного разорения страны и Смутного времени. ВО ВСЕХ КОНЦАХ ВСЕЛЕННЫЯ РАДОСТИ ИСПОЛНИШАСЯ Подобно отцу, Василий III тоже был женат дважды… Второй женой великого князя стала юная литвинка княжна Елена Глинская, не отличавшаяся большой знатностью. Ее предки вели род от знатного татарина, выходца из Золотой Орды. Союз с Глинской не сулил династических выгод. Но Елена, воспитанная в иноземных обычаях и не похожая на московских боярышень, умела нравиться. Василий был столь увлечен молодой женой, что в угоду ей не побоялся нарушить заветы старины и сбрил бороду. Московская аристократия не одобрила выбор великого князя, белозерские монахи объявили его брак блудодеянием. Но большей бедой было то, что и второй брак Василия III оказался поначалу бездетным. Четыре года супруги ждали ребенка, и только на пятом Елена родила сына, нареченного Иваном. Случилось это 25 августа 1530 г. Недоброжелатели бояре шептали, что отец Ивана - фаворит великой княгини. Согласно легенде, во всем царстве в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас». Известно еще много других знамений и пророчеств о рождении Ивана, но все они были сочинены задним числом. Источники официального происхождения приветствовали рождение наследника как событие, благое для всего православного мира: «Не токмо все Русское царство, но и повсюду все православнии възрадовашася, вси православнии во всех концах вселенныя радости исполнишася». Прошло время, и церковные писатели выступили с пророчествами по поводу того, что царь Иван освободит от ига неверных колыбель и столицу мирового православия - Константинополь - «город на семи холмах». Русский род, провозглашала «Степенная книга царского родословия», победит измаильтян «и седьмахолмого примут... и в нем воцарятся». Прогнозы по поводу будущей славы царя и его потомков были слишком оптимистичны. Давно появились признаки того, что московская династия клонится к закату. Потомки «старого Игоря», киевского князя варяжского происхождения, в течение семи столетий женились в своем кругу. Московские Рюриковичи выбирали невест из семей тверских, рязанских князей и других Рюриковичей. Иван IV получил от предков тяжелую наследственность. В его жилах кроме варяжской и славянской текла кровь императорского рода Палеологов из Византии, татар из Орды и литовских князей. Василий III был несказанно рад рождению первенца. Со всей семьей он отправился в Троице-Сергиев монастырь. В обитель были приглашены самые известные своей святой жизнью старцы. Первым из них был Кассиан Босой, инок Иосифо-Волоколамского монастыря. Он достиг преклонных лет и едва передвигался. Его «яко младенца привезоша» в Троицу, а во время церемонии крещения поддерживали под руки. Восприемниками княжича стали также игумен Даниил, призванный. из Троицкого монастыря в Переяславле-Залесском, и Иев Курцов, инок Троице-Сергиева монастыря. Наследник был назван именем Иван в честь Иоанна Крестителя и в честь деда Ивана III. После церемонии крещения великий князь поднял младенца на руки и перенес на гробницу Сергия Радонежского, как бы вверяя его покровительству самого славного московского подвижника. БОЛЕЗНЬ ГОСУДАРЯ (ЛЕТОПИСЬ) В среду третьей недели поста, 1 марта (в 1553 г.), разболелся царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси. И была болезнь его весьма тяжкой - едва людей узнавал. И так он был болен, что многим казалось: приближается к кончине… Когда же завещание было составлено, государю напомнили о крестном целовании, чтобы князя Владимира Андреевича и бояр привести к присяге на имя царевича князя Дмитрия… И была великая ссора и волнение и многие споры среди всех бояр - не хотят служить младенцу в пеленках… И царь и великий князь, увидев боярское упорство, начал говорить им так: «Если вы сыну моему Дмитрию креста не целуете, то, значит, у вас иной государь есть; а вы целовали крест мне и не однажды, чтобы кроме нас других государей не искать. А я вас привожу к крестному целованию и велю вам служить сыну моему Дмитрию, а не Захарьиным. Я с вами не могу говорить много; а вы души свои забыли, нам и детям нашим служить не хотите, в чем нам присягали, того не помните. А кто не хочет служить государю в пеленках, тот и большому не захочет служить. А если мы вам не надобны, то это ляжет на ваши души». А боярам, которые целовали крест до того, государь стал говорить: «Государи бояре, вы поклялись своей душой мне и сыну моему Дмитрию, что будете нам служить. А ныне бояре сына моего на государстве видеть не хотят. А если совершится надо мною воля Божья и меня не станет, то вы пожалуйте, вспомните, на чем мне и сыну моему крест целовали; не дайте боярам как-нибудь сына моего извести, но бегите с ним в чужую землю, куда Бог вам укажет». А Даниилу Романовичу и Василию Михайловичу государь сказал: «А вы, Захарьины, чего испугались? Или думаете, что бояре вас пощадят? Вы от бояр первые мертвецы будете! Так вы бы за сына моего и за мать его умерли, а жены моей на поругание боярам не дали!» И все бояре устрашились того жесткого государева слова и пошли в переднюю палату целовать крест. ИЗ ЗАПИСОК ИНОСТРАНЦА Около 1576-го года московский князь вступил в 48-й год своего возраста. Он так предан благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитве и постам, которые он очень строго соблюдает, часто живет в монастырях и тело изнуряет великим воздержанием. Большую часть своих доходов он истрачивает на построение св. храмов и отыскивает мастеров с каким только может прилежанием. Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно толстое, большие глаза, которыми он постоянно вращает и все наблюдает самым тщательным образом. Борода у него русая, довольно длинная и густая; но волосы на голове он, как большая часть русских, бреет бритвой. Он так склонен к гневу, что в гневе испускает пену на подобие коня и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных. Если кто провинится немного потяжелее, того он уничтожает с корнем и истребляет со всем семейством, рабами и всем, что одарено живою душою. Так как это случается очень часто, то многия места своих владений он превратил в пустыню. Когда он сидит за столом, то по правую его руку обыкновенно садится старший сын. Сам он с грубыми манерами; именно: опирается локтями на стол, и так как не употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв ее руками; иногда полусъеденное опять кладет в чашку. Прежде чем пить или что нибудь съесть из предложенной пищи, он обыкновенно знаменует себя большим крестом и взирает на повышенные образа Девы Mapии и св. Николая. МУЧИТЕЛЬ ВО ИМЯ ЦАРСТВА Исключительность фигуры царя, ее одиночество и трагизм - вот то, что открылось Грозному с высоты его положения. Так возникает концепция, согласно которой царь становится «мучителем» во имя царства. Как человек глубоко религиозный и богословски образованный, Грозный не мог, да и не хотел возлагать ответственность за это мучительство на Бога. Царь прекрасно понимал, что Всевышний не причастен ко злу, источник последнего - в греховной воле тварных существ. Чем отличается такой «мучитель» от иноверного царя, преследователя православных, ветхозаветного фараона или Навуходоносора? Это - правитель, сохраняющий чистоту веры. Личная ответственность царя за грехи не освобождает его подданных от необходимости повиноваться ему. Пострадать от него может каждый холоп, каждый раб, который обязан приготовиться к добровольному мученичеству, но не в отстаивании догматов и предписаний христианства, а опять-таки «царствия ради», во имя сохранения установленного порядка. Здесь идеал «царства кесаря» временно торжествует, требуя безусловного подчинения, но ради богоугодных целей - так считает Грозный. Реформы Грозного Грозного смело можно назвать царем-реформатором. В его правление проведены: церковная реформа (Стоглавый собор), военная реформа (укрепление вооруженных сил), правовая реформа (Судебник 1550 г.), административная реформа (упорядочивание приказов), реформа местного самоуправления (ограничение местничества, передача функций от кормленщиков к выборным лицам), денежная реформа (создание единой монетарной системы в стране)… Смысл всех преобразований - укрепление самодержавной власти. грозный государь опричнина реформа ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор - выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления. Военная реформа: ) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца; ) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству; ) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства. Судебная реформа В 1550 г. был издан «Судебник» - свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти. Церковная реформа Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви. Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых; ) проверил церковные книги; ) унифицировал богослужение и все церковные обряды. Реформа центрального и местного управления (губная реформа) Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам. В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя. |