Федеральное агентство по образованию. Культура древней цивилизации. Древняя Греция. Государство и право
Скачать 194.5 Kb.
|
Быт и нравы.О Женский костюм. т архаического периода сохранилось изображение двух видов женских костюмов. Сверх хитона – рубашки надета узкая длинная юбка из плотной орнаментированной ткани и короткая свободная кофточка без рукавов… Сандалии у женщин были более мягкие и изящные, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги… Форма и линии древнегреческой женской прически всегда гармонировали с одеждой… Поднятые на затылке волосы поддерживались повязкой или сеткой, от чего шея казалась длиннее и тоньше, пряди волос спереди сильно закрывали лоб. Украшения… диадемы, шпильки и сетки для волос из золота, серьги, браслеты, ожерелья, застежки – фибулы, кольца из золота с серебром… … Образ жизни Слово «согражданин» не было тогда еще пустым звуком, но налагало очень важные и подчас тяжелые обязательства. Скифские полицейские существовали только для того, чтобы «тащить»… ослушников по приказанию властей; там где требовался нравственный авторитет для пресечения обиды, гражданин взывал к согражданам – и никто не считал себя в праве проходить мимо. Д Семья и брак в Спарте евушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были бы крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешаться от беремени удачно и легко благодаря крепости своего тела. Девушкам было запрещено баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессий без платья и плясать и петь на некоторых праздниках в присутствие и на виду у молодых людей. В наготе девушек не было ничего неприличного. Они были стыдливы и далеки от соблазна, этим они приучались к простоте и заботе о своем теле. Кроме того, женщине внушался благородный образ мыслей, сознание, что и она может приобщиться к доблести и почету. Невест похищали, но не таких, которые были еще малы или слишком молоды для брачной жизни, а вполне зрелых и развившихся. Похищенная отдавалась на руки подруге невесты. Внесши в отношения супругов скромность и порядок, Ликург изгнал такими же решительными мерами и глупую женскую ревность… Религия и мифология.Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех «сил», которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия. Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов (миф о происхождении мирмидонян от муравьев, миф о новом озере; связь богов с различными животными: Аполлон носит название «волчьего» и «мышиного», Гера – волоокая, Афина – совоокая; Зевс при похищении Европы превращается в быка, Дионис, похищенный пиратами, - в медведицу). К древнейшим слоям верований относится культ мертвых и погребальные обряды, на их основе еще в доклассический период формируется культ героев, которые первоначально были, по-видимому, духами-покровителями отдельных родов (общегреческое распространение получил, в частности, культ Геракла). С возникновением полисов1 на первый план выходит культ богов-покровителей полисов, который получает статус государственной религии. Общегреческий пантеон олимпийских богов сложился постепенно, и образ каждого бога, вошедшего в него, пережил длительную эволюцию. Древнегреческая мифология и верования восстанавливаются учеными не по собственно религиозным, а по литературным текстам: поэзии Гомера, Гесиода и более поздних поэтов, прозаиков и драматургов, в том числе и по сатирическим произведениям. Ниже приводится отрывок из произведения древнегреческого поэта. В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На свой лад этот мучительный вопрос пытались решить представители двух тесно связанных между собой религиозно-философских учений – орфиков и пифагорейцев. Как те, так и другие оценивали земную жизнь человека как сплошную цепь страданий ниспосланных людям богами за их грехи. Вместе с тем и орфики, и пифагорейцы верили в бессмертие души, которая, пройдя длинный ряд перевоплощений, вселяясь в тела других людей и даже животных, способна очиститься от всей земной скверны и достичь вечного блаженства. Мысль о том, что тело есть всего лишь временная «темница» или даже «могила» бессмертной души, оказавшая огромное влияние на многих более поздних приверженцев философского идеализма и мистицизма, начиная от Платона и кончая основоположниками христианского вероучения, впервые возникла именно в лоне орфико-пифагорейской доктрины. В отличие от орфиков, более близких к широким народным массам и положивших в основу своего учения лишь несколько переосмысленный и обновленный миф о умирающем и воскрешающем божестве живой природы Дионисе – Загрее, пифагорейцы представляли собой замкнутую аристократическую секту, враждебную демократии. Их мистическое учение носило гораздо более рафинированный характер, претендуя на возвышенную интеллектуальность. Не случайно, и сам Пифагор (автор знаменитой теоремы, которая до сих пор носит его имя), и его ближайшие ученики и последователи были увлечены математическим вычислениями, отдавая при этом щедрую дань мистическому истолкованию чисел и их сочетаний. В первой половине V в. происходят важные изменения в религиозной идеологии греков. К сожалению, они известны нам мало и отражаются чаще всего в литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять, возникло ли данное явление в результате индивидуального или группового творчества либо отражает широко распространенное представление. Подъем классического полиса, победа над персами имели важные последствия для народного мировоззрения. Современными исследователями отмечается рост религиозности среди греков. Последняя треть Vв. позволяет говорить об определенном кризисе религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и одновременно подорвали веру в благость богов – гарантов существующего порядка. Вторая важная причина кризиса – усложнение характера общества, его социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой древности. Прежде это несоответствие оставалось вне поля внимания современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной обстановке несоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет полна насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однако парадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которые вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире. Нельзя преувеличивать масштабы и глубину этого кризиса. Именно в обстановке упадка старых представлений рождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становится популярной идея о личной связи человека с божеством. Ее мы встречаем, например, у Еврилида, в общем весьма негативно относившегося к традиционным взглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачевания Асклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов, фракийских и азиатских. |