Федеральное агентство по образованию. Культура древней цивилизации. Древняя Греция. Государство и право
Скачать 194.5 Kb.
|
Философия.Философия зарождается в VII в. до н.э., как попытка рационального осмысления мира, приходящего на смену прежнему мифологическому. Само слово «философия» (любовь к мудрости) было впервые употреблено Пифагором, который говорил, что мудрость присуща только богам, а человек может только стремиться к мудрости, любить ее. В доклассический период (философов этого периода называют еще досократиками) центральной проблемой была проблема первоначала мира и устройства космоса. Отталкиваясь от мифологического представления о мире, многие досократики предполагали, что однаиз стихий – вода, воздух, огонь и земля (или все вместе - Эмпедокл) – и есть первооснова всего бытия. Но в тоже время Пифагор учил, что основой бытия являются числа, Демокрит – атомы, Анаксагор – геометрия и т.п. особо надо выделить элейскую школу (Ксенофан, Парменид, Зенона), где впервые логическими средствами конструируется образ умопостигаемого мира, который признается истинным миром и который представляет из себя сплошной неподвижный шар. В классический период важнейшую роль играют три великих философа – Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.), а также софисты. Софисты – платные «учителя мудрости», прославились своим умением доказывать все, что угодно. Жизнь и трагическая смерть Сократа, приговоренного своими согражданами к смерти по обвинению в нечестии, его отказ бежать -–все это оказало глубочайшее влияние на всю античную культуру. В центре внимания Сократа находится уже не космос, а человек, и его философия носит по преимуществу этический характер. Ученик Сократа Платон – создатель системы объективного идеализма. Опираясь на идею элейской школы о существовании двух миров – умопостигаемого и чувственного, он приходит к выводу, что подлинной реальностью является парство идей, все существующие в нашем телесном мире объекты существуют только в силу сопричастности миру идей и являются его бледными копиями. Аристотель, ученик Платона, приходит к дуализму, считая наш мир единством двух равноправных первоначал – материи и формы. В эллинистический период возникает и развивается целый ряд философских школ, важнейшими из которых являются: платонизм и неоплатонизм, неопифагореизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, кинизм. Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксеофана3 Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою – То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули. Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро. * * * Если бы руки имели быки, или львы, или кони, Если б писать , точно люди умели они что угодно, - Дали б бессмертным быки: их наружностью каждый сравнил бы С тоя породой, к какой он и сам на земле сопричислен. (Ксеофан. Насмешливая поэма. С. 84) 4. Культурное наследие Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия — настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация. Не случайно, по замечанию Ф. Энгельса, мы вынуждены будем в философии, как и во многих других областях культуры, постоянно обращаться к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества.В эпоху расцвета классической культуры возникла история как ра-пиональная. а не сказочно-мифологизированная или летописно-описательная форма познания общества. В этом состояло основополагающее значение трудов «отца истории» Геродота и Фукидида. Античность и современное обществоАнтичность оставила огромный след в современности. Анализ средств массовой информации и предпочтений читателей показывает, что на рубеже XX—XXI веков общество находится на подъёме интереса к античному наследию. С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется по сей день. С течением времени влияние античного наследия всё более крепло. Латынь продолжала оставаться языком учёных всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XIX веке сложилась теория «греческого чуда» — абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объём, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени. В XVIII веке в преддверии Великой французской революции, философы — материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение возникновения мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами 18 в., они понимались гораздо шире, чем в Античности. Европейский театр и литература постоянно обращались к Античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британик» у Расина, «Медея», «Гораций», «Помпей» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы. Например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера — плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони похожи на ловких, умных рабов Плавта, помогавшим господам устраивать свои любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов — богов, богинь, героев, битв и празднеств — служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени. Так, активный участник Великой французской революции художник Давид в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид у Фермопил». В Новое и Новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов. Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России ещё в 18 в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А. С. Пушкин. Его переводы по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д. С. Мережковский («Юлиан Отступник»), Л. Андреев (пьесы «Похищение сабинянок» и «Конь в сенате»). Неоднократно в «Капитале» Маркс ссылался на античных авторов. В значительной мере на античном материале построил свою работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс, посвятивший также три статьи раннему христианству. Высокую оценку античной культуре и науке давал В. И. Ульянов-Ленин. Таким образом, тысячи нитей связывают культуру Европы с древними цивилизациями Греции и Рима. Фундамент современной Европы был заложен в Древней Греции. 5. Заключение Всю историю древней Греции принято делить на две большие эпохи: 1) микенская цивилизация и 2) античная цивилизация.Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность культуры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. до н. э. творчество Эллады полно жизненности. Хочу заметить, что гречес-кой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда поня-тий, например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита, «Столбы поднебесья» в Фессалии получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. до н. э. и многократно воспроизведено в II тыс. до н. э. в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. В XXX-XII вв. до н. э. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры. Затем в течение нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв. до н. э.) в своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю. За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом философии: математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и др. Греки, умело, используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры. В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, что она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась. Зато мы можем судить о вазописи, которое в отличие от многих других искусств гораздо более динамично, многообразно и быстрее откликается на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Таким образом, период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции. За архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.). В философии V в. до н. э. основным направлением является натурфилософия, материалистическая в своей основе и пифагореизм, противостоящий ей. Но чем больше она отрывается от реальных знаний, тем больше общественный скептицизм к натурфилософии, выразителями которого стали софисты. Возникновение софистического движения связано с общим усложнением структуры общества. Они сыграли большую роль в духовном перевороте в греческом обществе в середине V в. до н. э., в результате которого в центре философии оказывается не мир, а человек. Конец V-IV в. до н. э. - период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников. Характеризуя культуру Греции в целом, следует отметить, что в политике и науке и искусстве был сделан шаг вперед. Культура, созданная греками, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация. Не случайно мы будем в философии, как и во многих других областях культуры, постоянно обращаться к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества. Я считаю, что культуру Древней Греции мы в полном праве можем называть колыбелью европейской культуры. 6. Список используемой литературы: 1. Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги; 2. Боннар А. Греческая цивилизация, т. 1, 2. –Ростов-на-Дону, «Феникс», 1994 г. 3. Вернип Ж. Н. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. 4. Ганс Райхард, «Древние греки», перевод с немецкого Б.И. Залеской, изд. Слово 1994 г. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/ 1 Полисом в Древней Греции называли город-государство. Оно состояло из самого города и прилегающих к нему территорий. 2 Пиндар (518-438гг. до н.э.) родился близ Фив, учился музыке в Афинах. Один из наиболее прославленных поэтов своего времени 3 Ксенофан – это греческий философ, живший в VI до н.э., основоположник элейской школы. Свои философские идеи изложил в поэме «О природе», кроме того написал «Насмешливую поэму», от той и другой сохранились только отдельные отрывки. |