Главная страница
Навигация по странице:

  • Афинское

  • О воспитании

  • Федеральное агентство по образованию. Культура древней цивилизации. Древняя Греция. Государство и право


    Скачать 194.5 Kb.
    НазваниеКультура древней цивилизации. Древняя Греция. Государство и право
    Дата25.09.2018
    Размер194.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФедеральное агентство по образованию.doc
    ТипДоклад
    #51637
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Письменность и книги.


    Древнейший вид письменности, которую можно отнести к греческой, - это критская, обнаруженная на о.Крит и в материковой Греции. В ее развитии различают два этапа – иероглифическое письмо (около 2000г. до н.э.) и линейное (появилось около 1700-1500 гг. до н.э.), исчезнувшее после разрушения дорийцами центров крито-микенской культуры (XII в. до н.э.). различают двойное письмо А и В, письмо А еще не расшифровано.

    Собственно греческая письменность – алфавитная, возникшая, по-видимому, на основе финикийской в IX-VIII вв. до н.э., древнейшие известные надписи относятся к VIII-VII вв. до н.э. Принципиальное отличие греческой письменности от всех предшествующих систем состоит в том, что в ней появляются отдельные знаки для обозначения гласных.

    Существовало два основных варианта письма: восточно-греческое, из которого развилось классическое древнегреческое, позднее и византийское письмо, а затем оно же легло основу коптского, кириллического, а также армянского и отчасти грузинского письма; и западно-греческое письмо, которое легло в основу этрусского, латинского и древнегерманского рунического.

    Классический общегреческий алфавит из 27 букв сложился в V-IV в. до н.э., направление письма – слева направо. Древнейшие надписи делались на камне, металле, керамике, с IV в. до н.э. – на папирусе, со II в. до н.э. – на пергаменте (специально выделанной коже, этот материал был изобретен в городе Пергаме, откуда и его название). Листы папируса или пергамента склеивались вдоль и скручивались в трубку (свиток), которая при чтении разворачивалась по мере надобности. Хранились свитки (поставленные вертикально) в ведрообразных сосудах. Особо ценные «книги» хранились в специальных цилиндрических футлярах – цистах. Листы пергамента иногда разрезали на прямоугольные куски, которые сшивались вместе, как тетрадь, - это был уже прообраз современных книг. Черновые записи делались на восковых табличках (деревянных дощечках, покрытых слоем воска).


    Школа и обучение.


    В Древней Греции можно выделить две основные системы обучения – афинскую и спартанскую, наиболее распространенной была афинская.


    Афинское

    воспитание
    Обучение было всеобщим…, неграмотных в Афинах не было. Мальчики под надзором своих «педагогов» (то есть дядек, почтенных рабов) шли в школу грамматиста, кифариста и в пелестру. В первой они под благословением Музы, статуя которой стояла у стены, учились читать, писать и считать (на то у них были восковые таблички), но, главным образом, Гомеру.

    Девочки учились у матери, и эта наука была довольно сложна: кроме хозяйства в нее входила и вся домашняя медицина, так как уход не только за детьми, но из челядью обоего пола лежал на обязанности хозяйки. Их второй воспитательницей была опять-таки хорея, которая и их наравне с отроками требовала к службе родным богам… завершалось ее образование мужем, который по греческому обычаю был значительно старше своей жены.

    Но к этому низшему образованию в нашу эпоху прибавляются уже элементы высшего. Сюда относится, во-первых, так называемая эфебия – совместное обучение, физическое и духовное, юношей шестнадцати лет и старше под надзором постановленных государством по народному выбору «софронистов» и «косметов»; а затем и вольное прохождение курса высших наук (математических, естественных и особенно этико-политически) у философов (софистов, Платона, Антисфена, Аристотеля) и риторов (Исократа).

    (Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. С. 128-129)

    В
    О воспитании

    спартанцев
    оспитание ребенка не зависело от воли отца, - он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета. Все дети, которым только исполнилось семь лет, собирались вместе и делились на отряды, «агелы». Они жили и ели вместе и приучались играть и проводить время друг с другом. Чтению и письму они учились, оно по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. Спали они … на постелях, сделанных из тростника, который собирали на берегах Эврота, причем рвали его руками, без помощи ножа. Зимою клалась под низ подстилка из «ежовой ноги». Это растение примешивалось и в постели, так как считалось согревающим.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта