Главная страница
Навигация по странице:

  • Законодательство

  • О государстве

  • Федеральное агентство по образованию. Культура древней цивилизации. Древняя Греция. Государство и право


    Скачать 194.5 Kb.
    НазваниеКультура древней цивилизации. Древняя Греция. Государство и право
    Дата25.09.2018
    Размер194.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФедеральное агентство по образованию.doc
    ТипДоклад
    #51637
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Государство и право.


    Основная форма государства в архаический период – полис, город-государство, возникающий первоначально как объединение ряда сельскохозяйственных общин. По мере развития полисов в них разворачивается борьба за власть между прежней родо-племенной знатью (аристократами – «лучшими людьми»), новыми богачами (олигархами) и народом (демосом – всеми свободными взрослыми уроженцами полиса). Эта борьба приводила к установлению различных форм правления, причем кроме аристократии, олигархии и демократии существовали и многие другие: тирания, монархия и т.п.

    Социально-политические идеи архаического периода нашли свое отражение в поэмах Гомера и Гесиода, в законотворческой работе политических деятелей (особенно интересны в этом отношении законодатель Спарты – Ликург и законодатель Афин – Солон), а с возникновением философии – и в учениях философов, в частности Гераклита и Пифагора.

    В классический период социально-политическая проблематика занимает важное место в учениях софистов, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля, а в эллинистический период – у Эпикура и стоиков, а также у Полибия.


    Законодательство

    Ликурга


    Из многих преобразований, введенных Ликургом, первым и самым важным было учреждение им Совета старейшин (герусии), который, сдерживая в известных границах царскую власть и в то же время пользуясь одинаковым с нею числом голосов при решении важнейших вопросов, служил, по выражению Платона, и якорем спасения, и доставлял государству внутренний мир… Двадцать восемь старейшин становились на сторону царя во всех тех случаях, когда следовало дать отпор демократически стремлениям. С другой стороны, они в случае необходимости оказывали поддержку народу – в его борьбе с деспотизмом.

    Вторым из преобразований Ликурга, и самым смелым из них, было деление им земель… желая уничтожить гордость, зависть, преступления, роскошь и две самые старые и опасные болезни государственного тела – богатство и бедность, он убедил сограждан отказаться от владения землею в пользу государства, сделать новый ее раздел и жить всем на равных условиях, так чтобы никто не был выше другого, - отдавая пальму первенства одним нравственным качествам. Неравенство, различие одного от другого должно было выражаться только в порицание за дурное и похвале за хорошее…

    Чтобы окончательно уничтожить всякое неравенство и несоразмерность, он желал разделить движимое имущество, но, видя, что собственнику будет тяжело лишиться собственности прямо, пошел окольным путем и сумел обмануть своими распоряжениями корыстолюбивых людей. Прежде всего он изъял из обращения всю золотую и серебряную монету, приказав употреблять одну железную, но и она была так тяжела, так массивна при малой своей стоимости, что для сбережения дома десяти мин нужно было строить большую кладовую и перевозить их на телеге. Благодаря такой монете в Лаконии исчезло много преступлений: кто решился бы воровать, брать взятку, отнимать деньги другого или грабить, раз нельзя было скрыть своей добычи, которая к тому же не представляла ничего завидного и которая даже разбитою в куски не годилась ни на что?… Железные деньги не ходили в других греческих государствах; за них ничего не давали и смеялись над ними,… чужеземные корабли не заходили в спартанские гавани. В Спарту не являлись ни ораторы, ни содержали гетер, ни мастера золотых или серебряных дел, - там не было денег. Таким образом, роскошь, не имея больше того, что могло поддерживать ее, давать ей средства к существованию, постепенно исчезла сама собой. Богач не имел никакого преимущества перед бедным, так как богатством нельзя было похвастаться публично – его следовало хранить дома, где оно было мертвым.

    С целью еще более стеснить роскошь и окончательно уничтожить чувство корысти Ликург установил третье, во всех отношениях прекрасное, учреждение, совместные трапезы, сисситии, - для того, чтобы граждане сходились обедать за общий стол и ели мясные или мучные кушания, предписанные законом. Они не имели права обедать дома, развалившись на дорогих ложах за дорогими столами… предаваясь всякого рода порочным наклонностям и излишествам, долгому сну, беря теплые ванны, ничего решительно не делая, словом, нуждаясь ежедневно в уходе, как больные. Одно это было важно, но еще важнее было то, что богатство… не было ни на что годно… Им нельзя было пользоваться, оно не могло доставлять чувство радости, словом, нельзя было ни показать множество своей драгоценной посуды, ни похвастаться ею, раз бедняк шел на один обед с богачом… точно так же запрещено было являться на сисситии сытыми, пообедав дома…

    Воспитание продолжалось до зрелого возраста. Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству…

    (Плутарх. Ликург. С. 96-119)


    Законодательство

    Солона
    Сперва он взял на себя управление государственными делами с некоторым колебанием: боялся корыстолюбия одних и наглости других… Все приняли его с удовольствием: богатые – как человека зажиточного, а бедные – как честного. Говорят, еще до этого в народе ходило его крылатое слово, что равноправие войны не производит, а оно нравилось как состоятельным людям, так и неимущим: первые ожидали равноправия, основанного на заслугах и личных достоинствах, вторые – равноправия по мере и числу…

    Итак, Солон прежде всего отменил все законы Драконта, кроме законов об убийстве; он сделал это ввиду жестокости их и строгости наказаний: почти за все преступления было назначено одно наказание – смертная казнь; таким образом, и осужденные за праздность подвергались смертной казни, и укравшие овощи или плоды несли то же наказание, как и святотатцы и человекоубийцы…

    Солон … направил сограждан к занятию ремеслами и издал закон, по которому сын не обязан был содержать отца, не отдавшего его в обучение ремеслу.

    … Внушил уважение к ремеслам и вменил в обязанность Ареопагу, наблюдать, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать праздных.

    (Плутарх. Солон. С.173, 178)

    Г
    О государстве
    ераклит Эфесский
    : Народ должен бороться за закон, как за свои стены.

    (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях
    и изречениях знаменитых философов. С. 359)


    Ликург: Когда кто-то стал требовать, чтобы он (Ликург) ввел в государстве демократию, он сказал: «Введи сперва демократию у себя в доме».

    (Плутарх. Ликург. С. 111)

    Фразимах (софист, V в. до н.э.): Справедливым я называю не что иное, как полезное сильнейшему… Всякая власть дает законы, сообразные с ее пользою… Дав же законы, полезные для себя, она объявляет их справедливыми для подданных и нарушителя этих законов наказывает как беззаконника и противника правде…

    (Платон. Государство. С. 106-107)


    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта