Главная страница
Навигация по странице:

  • Разработка образовательной концепции музея

  • Музейная аудитория

  • Детская аудитория.

  • культура. Культурнообразовательная деятельность


    Скачать 79.04 Kb.
    НазваниеКультурнообразовательная деятельность
    Дата02.02.2023
    Размер79.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультура.docx
    ТипДокументы
    #917769
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Основные направления исследований в сфере музейной пе­дагогики:

    разработка образовательной концепции музея;

    широкоаспектное изучение многообразной музейной аудитории;

    разработка долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов для конкретной музейной аудитории;

    создание и апробация новых музейно-педагогических техноло­гий (методов, приемов) для разных категорий музейной аудитории;

    изучение и реализация форм взаимодействия с партнерами -учебными, исследовательскими, культурными, образовательными, производственными организациями и учреждениями и отдельными лицами (коллекционерами, художниками, ветеранами и др.);

    изучение традиционных и введение новых форм работы с ауди­торией (экскурсий, лекций, клубных форм - кружков, факультати­вов, абонементов, фестивалей, фольклорных и этнографических праз­дников и др.);

    проблемы включения нематериального наследия в различные формы культурно-образовательной деятельности.

    Таким образом, музейную педагогику можно определить как на­учную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психоло­гии, предметом которой являются культурно-образовательные аспек­ты музейной коммуникации.

    Разработка образовательной концепции музея становится нормой музейной жизни. Образовательная концепция музея разра­батывается в соответствии с общей концепцией музея с учетом осо­бенностей развития всех направлений музейной деятельности.

    Разработка образовательной концепции включает следующие направления:

    проведение исследовательской работы по изучению реальной и потенциальной музейной аудитории;

    выявление проблематики планируемых программ;

    определение этапности ввода новых образовательных, культур­ных программ, проектов;

    изучение возможностей сотрудничества как с отдельными организациями, так и с конкретными людьми в процессе подготовки и реализации программ, проектов.

    Образовательная концепция, по существу, интегрирует всю структуру музейной работы, выявляет специфику каждого му­зея, которая определяется особенностями музейного собрания, системы экспозиций и выставок, кадрового состава, террито­риального расположения и структуры музея, исторического и современного развития региона, демографического состава на­селения. Учет всех перечисленных особенностей даст возмож­ность разработки такой образовательной модели, которая сде­лает музей активным участником культурной, образовательной жизни региона.

    Музеи все разные. Возникают новые направления в музейном строительстве, вызванные к жизни новыми подходами к роли куль­туры, культурного наследия в жизни общества. Поэтому нет и не может быть трафарета концепции, каждая отражает своеобразие музея, его неповторимость, самобытность.

    В настоящее время в отечественном музейном деле разработан и создан целый ряд музейных концепций, включающих, как прави­ло, образовательные (многие из них опубликованы). Следует под­черкнуть, что наиболее результативны с точки зрения реального ис­пользования их в жизни музеев те, которые базируются на уже про­веденных исследованиях, касающихся особенностей исторического развития региона, фондовых собраний, предполагаемых экспозиций и выставок и, конечно, многоаспектного изучения всей музейной аудитории, включая и потенциальную.

    Практически все разрабатываемые образовательные концепции ориентированы на активное, созидательное участие самой широкой музейной аудитории в формировании культурной среды региона. Эти тенденции получат развитие и в дальнейшем, чему будут способс­твовать уже сложившиеся традиции взаимодействия музеев с раз­ными организациями, сообществами, отдельными личностями, а также привлечение в музей специалистов новых для музея направ­лений - сценаристов, дизайнеров, специалистов в области новых технологий и др.

    В качестве примера рассмотрим одну из образовательных кон­цепций, наиболее наглядно иллюстрирующую современные подхо­ды к этому жанру музееведческой литературы, получающему все большую популярность в среде как теоретиков, так и практиков му­зейного дела.

    Государственный историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" (ранее это был музей "Сибирская ссылка В.И. Лени­на") в 1993 г. разработал новую концепцию развития, опираясь на имеющийся фонд богатых этнографических коллекций. В музейный комплекс, расположенный в п. Шушенском Красноярского края (мес­то ссылки В.И. Ленина) входят 29 усадеб, составляющих сибирскую деревню конца XIX - начала XX вв., в составе которой только 3 дома непосредственно связаны с жизнью В.И. Ленина, и специально выст­роенное музейное здание, включающее экспозиционные залы, конфе­ренц-зал, административные, технические службы и фондохранилище. Одна из главных целей разработки концепции музея-заповедни­ка -развитие в направлении экомузея. При разработке образователь­ной концепции на эту проблему было обращено особое внимание (91). Как известно, основу экомузеев составляет взаимодействие с мест­ными жителями, общественностью, территорией, где он расположен. Местное население принимает самое активное участие в работе му­зея: комплектовании фондов, выставочной работе, разных формах культурно-образовательной деятельности - фольклорных праздни­ках, студиях, мастерских и т.д.

    Многие из высказанных известным музеологом Ж.-А. Ривьером мыслей об экомузее были творчески использованы при создании кон­цепции музея-заповедника "Шушенское" и ее образовательного на­правления, в эпицентре внимания которого - местные жители. Пред­варительно был проведен анализ всей аудитории как реальных, так и потенциальных посетителей, включающий выявление социальных, профессиональных, возрастных, любительских интересов. В резуль­тате были выделены 4 группы музейных посетителей: 1. подрастаю­щее поколение; 2. взрослые; 3. туристы; 4. случайные посетители. В концепции даны характеристики каждой из групп и определены за­дачи музея в работе с ними. Детальное изучение предполагаемой му­зейной аудитории сделало возможным выделить подгруппы внутри основных 4-х групп. Так, группа "Взрослые" представлена двумя подгруппами: трудоспособное население и пенсионеры, каждая из которых, в свою очередь, делится на категории. Трудоспособное насе­ление подразделяется на 9 категорий, а пенсионеры - на 10.

    Дав такой детальный срез реальной и потенциальной аудитории, выявив интересы и предпочтения каждой из групп, создатели концеп­ции определили задачи музея по отношению к этим категориям музейных посетителей, которые должны реализовываться в программах, разрабатываемых музеем постепенно, по этапам. В концепции назва­ны семь направлений: 1) программа эстетического воспитания подра­стающего поколения, охватывающая дошкольников, школьников, уча­щихся профтехучилищ, а также педагогов школ и других учебных за­ведений; 2) программа экологического просвещения и воспитания населения; 3) музей и семья; 4) музей и пенсионеры; 5) милосердие; 6) программа возрождения традиционных ремесел; 7) музей и сельс­кий житель. Кроме того, предполагается разработка программ, пред­назначенных студенчеству, туристам, частным коллекционерам. Боль­шое внимание предполагается уделить разработке программы "Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - экомузей".

    Итак, образовательная концепция музея-заповедника "Шушен­ское" наглядно иллюстрирует современный взгляд на создание новой коммуникационной модели музея, основанной на взаимодей­ствии, прежде всего, с местными жителями, вовлекаемыми в куль­турную жизнь своего района, непосредственными участниками и творцами которой они являются. Годы, прошедшие со времени публи­кации концепции, показали перспективность выбранных направле­ний, внесли корректировку в намеченные планы, убедили в целом в правильности намеченных задач и приоритетов. Несмотря на осо­бенности рассматриваемой концепции, связанной со спецификой му­зея-заповедника" Шушенское", ее структура, аналитический подход, представленная проблематика программ могут быть использованы другими музеями, естественно, с учетом своих особенностей.

    Музейная аудитория (см. также гл. 8 "Музейная социология").

    Для динамичного развития образовательной деятельности му­зеев, направленной на разные группы музейных посетителей, не­обходимо изучение музейной аудитории с целью разработки специ­альной методики и содержания конкретных форм. Музейная аудито­рия может быть определена как совокупность всех посетителей му­зея, включая те группы, которые по тем или иным причинам не вхо­дят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными по­сетителями в будущем.

    Различные типы музейной аудитории можно классифицировать на основе социально-демографических характеристик (социальная принадлежность, профессия, пол, возраст, образовательный уровень, место жительства). Другие классификационные характеристики разрабатываются на основе социально-психологических особенно­стей - установки, нормы, ценности, ожидания и т.д. Общепсихоло­гические характеристики основываются на особенностях мотивационно-эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышления. Харак­теризуют типы музейной аудитории различное восприятие музей­ной экспозиции, уровень общей и музейной культуры.

    Изучение музейной аудитории является и в настоящее время одним из ключевых направлений музейной деятельности как в Рос­сии, так и за рубежом, что находит воплощение в концепциях музе­ев, разработка которых получила широкое развитие в отечественном музееведении.

    Например, во Франции государственным органом управления музеями страны (Дирекцией музеев Франции) разработан так называ­емый "культурный проект", предназначенный в обобщенном виде всем музеям страны независимо от ведомственной подчиненности и раз­меров музейного собрания. Одну из четырех главных позиций проек­та составляют посетители музеев; отмечается, что работа с посетите­лями - еще мало изученная область музейной деятельности. Они пред­ставляют определенные социальные группы общества, о которых надо иметь точные сведения и продумать такие методы и приемы привлече­ния их в музеи, чтобы посещение музея было приятным и познава­тельным. Авторы проекта подчеркивают, что необходимо проявлять заботу не только о массовом, но и об одиночном посетителе, а работа на "количество" не должна заслонять "качество". В проекте отмечает­ся важность переосмысления роли музеев в обществе: музей - место, где не только познают, но и отдыхают, развлекаются. А такой подход, естественно, расширяет возможности музеев в привлечении новых категорий посетителей, стремящихся получать в музее прежде всего удовольствие. Исследования зарубежных специалистов показали, что посетители музеев, так же, как и любители театров, приходят в музей как ради удовольствия, так и для приобретения знаний и что они не отделяют эти оба аспекта один от другого.

    Значение изучения музейного посетителя понимали наши оте­чественные музейные деятели еще в 1920-30-е гг., отмеченные пер­выми социологическими исследованиями музейной аудитории, ко­торые проводились в ряде крупных музеев страны: Государствен­ном Историческом музее, Политехническом музее и др. Как прави­ло, эти исследования имели конкретные цели изучения определен­ных групп посетителей, прежде всего школьной аудитории. Именно эти исследования послужили отправной точкой комплексного соци­ологического изучения музейного посетителя, которое было предпринято после 40-летнего перерыва в 1970-е гг. и преследовало цель изучения аудитории краеведческих музеев России. Затем в 1980-е гг. было проведено исследование посетителей музеев-заповедни­ков. Результаты изучения нашли преломление в практической рабо­те музеев - изменении режима работы музея, разработке новой про­блематики, введении новых методов и форм. Не случайно появление термина, который получает признание в среде музейных специалис­тов - edutainment - образование через развлечение (от английского education - образование, entertainment - развлечение). Это направле­ние поддержали известные деятели Европейского музейного фору­ма - М. Негри, В. Ван дер Вейден, К. Хадсон и др.

    В настоящее время проблемой изучения музейной аудитории занимаются ряд музеев как отечественных, так и зарубежных. Одна­ко всеохватывающего комплексного изучения музейных посетите­лей в России с начала 1980-х гг. не проводилось. Имеются отдель­ные исследования, ставящие конкретные практические цели, напри­мер, изучение экскурсионной деятельности музеев Кремля, школь­ников-экскурсантов музея-панорамы "Бородинская битва" и др.

    Детская аудитория. Одной из приоритетных групп музейных посетителей уже много десятилетий является разновозрастная детс­кая аудитория, планомерная работа с которой проводится как в оте­чественных, так и зарубежных музеях. Детская аудитория включает разновозрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и до 16-17 лет - време­ни окончания школы. С самого начала разви­тия детского музейно­го направления глав­ное внимание было обращено на взаимо­действие музеев со школой. И в настоя­щее время работа му­зеев со школой про­должает оставаться одним из ведущих на­правлений культурно-образовательной дея­тельности музеев.

    Уже в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Каменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предме­те, а от реального наблюдения над ним, получают развитие "прогул­ки" школьников на мануфактуру, природу, в мастерские ремеслен­ников. И даже в "Уставе народным училищам" (1786 г.) и в "Школь­ном уставе" (1804 г.) рекомендовались подобного рода школьные экскурсии.

    Во второй половине XIX в. работа музеев со школой начинает принимать более четкие контуры. Под влиянием взглядов Н.Д. Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обуче­ния, уже в программы отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ начинают включать посещение музеев, проведение экскур­сий естественно-научных, культурно-исторических, литературных. Постепенно осуществляется переход к системе включения экскур­сий в образовательный школьный процесс, чему способствовало и развитие культурно-просветительного направления музейной дея­тельности, начинающего складываться именно в этот период. Одна­ко, несмотря на наметившиеся тенденции системного подхода к проблеме участия музеев в образовательном процессе школ, в целом организация взаимодействия музея и школы носит еще стихийный характер.

    Вместе с тем в первые десятилетия XX в. экскурсия как метод образования получает все большее развитие во взаимодействии му­зея и школы. Этому процессу способствует разработка экскурсион­ного метода известными представителями отечественной экскурси­онной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, Н.П. Анциферов, Б.Е. Кай-городов, В.А. Герд, А.В. Бакушинский, А.Я. Закс и др.), обоснова­ние ими теоретических принципов и организационно-методических основ экскурсионного дела. Аналогичные процессы укрепления взаимодействия музеев и школ как образовательных учреждений наблюдаются и в ряде зарубежных стран, прежде всего в США и Германии.

    В сборнике "Школьные экскурсии, их значение и организация", (1910 г., переизд. 1921 г.) читаем: "Гуманитарные экскурсии должны вводить учащихся в жизнь культурную человечества и сближать с людьми; они должны ставить своей конечной целью - изучение че­ловека как продукт и в то же время творца изучаемой природной и общественной среды, в которой ему приходится жить".

    Во второй половине 1980-х гг. изменения в политической, соци­альной жизни государства привели к расширению проблематики школьных экскурсий - вопросы человеческого бытия, краеведения, возникновения и развития религий, деятельность и жизнь извест­ных государственных, политических деятелей, "забытых" писателей, ученых. В этот период разрабатываются методические основы школь­ных экскурсий, все большее внимание обращается на дошкольную и младшую школьную аудиторию. Начинает реализовываться диффе­ренцированный подход к разновозрастной школьной аудитории.

    В Российском институте культурологии организовывается семи­нар "Музей и дети" под руководством Е.Г. Вансловой, собирающий большую аудиторию музейных специалистов из разных территорий страны, работающих с дошкольной и младшей школьной аудитори­ей. На семинаре отрабатываются и обобщаются новые методические приемы взаимодействия на культурном пространстве музея с маленькими детьми-воспитанниками детских садов и учащимися начальных классов. Продумываются и новые организационные струк­туры взаимодействия с этой аудиторией. В эти же годы (и даже ра­нее, в начале 1970-х) в ряде европейских стран создаются специаль­ные центры по работе с маленькими детьми.

    Семинар "Музей и дети" существует уже 2 десятилетия и в настоящее время развивается под патронажем МИРОСа (Московс­кого института развития образовательных систем), внося значитель­ную лепту в разработку организационных, методических, содержа­тельных основ взаимодействия музея со школьниками младшего возраста (а в будущем - и с другими возрастными категориями детс­кой аудитории).

    Переосмысление традиционно сложившихся контактов музе­ев со школой, когда музеи, по существу, "иллюстрировали" про­граммы учебных школьных курсов, играя подчиненную школь­ным задачам роль, привело к осознанию значения музеев как са­мостоятельных образовательных центров, имеющих свою грань участия в образовательном, воспитательном процессе. И эта грань основывается, прежде всего, на эмоциональном восприятии пер­воисточника, представленного в музее. При этом, конечно, идет процесс познания.

    Вводятся новые приемы и методы работы со школьной аудито­рией, ориентированные на ее психологические, возрастные особен­ности. В программы включаются разные формы работы с детской аудиторией, но по-прежнему наиболее распространенной, апроби­рованной временем является экскурсия, хотя и включающая новые методические приемы, соответствующие современным подходам, ориентированным на активацию посетителя. Школьные экскурсии, как и все другие формы взаимодействия с разновозрастной школь­ной аудиторией, развиваются под влиянием теории музейной ком­муникации. Культурное пространство музея служит основой для диалоговых форм взаимодействия с аудиторией, вводятся новые ме­тоды вовлечения посетителя в мир культурного наследия. Все большее значение приобретает изучение и применение в музейной жиз­ни лучшего отечественного опыта и достижений зарубежного музе­еведения. Музеи "выходят" на более глубокое взаимодействие с об­разовательной системой.

    Вместе с тем изучение школьной аудитории у нас и за рубежом показало, что для разных возрастов целесообразна разработка не только определенной методики, но и форм работы. Например, пят­надцатилетнее исследование образовательной роли естественно-научного музея в г. Буффало (США) показало, что одна из главных про­блем - сделать наиболее плодотворным пребывание школьника в музее, который он посещает в соответствии с программой только один раз в году. Исследователи пришли к выводу, что для подрост­ков 5-6 классов оптимален метод экскурсий и карточек. Метод кар­точек предполагает, что каждый школьник перед началом экскурсии в музее получает карточку с вопросами, на которые должен ответить после окончания экскурсии. Цель такого метода - активизация ин­дивидуальной работы школьников под руководством экскурсовода. Для детей этого возраста необходима также предварительная ввод­ная беседа (лекция). Для детей 7-8 классов, как показало исследова­ние, предпочтителен метод дискуссии. Основу его составляет общий вопрос для обсуждения, которое проводится после ознакомления с экспозицией.

    Исследования убедили в необходимости подготовки учащих­ся к восприятию музейного материала, для чего педагог должен провести специальную работу в школе за несколько дней до по­сещения музея. В настоящее время в большинстве зарубежных и многих отечественных музеев подготовка школьников к посеще­нию музея заложена в разрабатываемых для них музейных обра­зовательных программах. Опыт Великобритании показывает, что возможно использование образовательного потенциала музеев при реализации учебных программ для школ, основанных на интег­рации дисциплин. Формы музейной работы со школьниками ос­новываются на традиционных экскурсиях и лекциях. При этом общая тенденция новых учебных программ - возрастание роли первоисточников, что находит преломление при выполнении пись­менных заданий.

    Программы вариативны. Так, в региональные программы по этнографии включены разделы по тканям. В одних из них осо­бое внимание обращено на изучение костюма как явления куль­туры, в других — на связь социальных, экономических, техноло­гических факторов, влияющих на развитие моды. Тематика "Тка­ни и костюм" фигурирует в программах по искусству, дизайну, домашней экономике, социальной истории и антропологии.

    В работе с детской аудиторией в России с 1980-х г. была сделана попытка разработки системного подхода, вошедшего в историю оте­чественной музейно-педагогической мысли как "музейный всеобуч" (под руководством Е.Г. Вансловой), включающий циклы занятий с применением новых методик, направленных на активизацию ребен­ка, выявление его творческого потенциала. Хорошо известен опыт новозыбковских, сыктывкарских, ивановских, курских, омских, ар­хангельских и других музеев, включившихся в реализацию "музей­ного всеобуча".

    В настоящее время создается программа "Музей и культура", подготовительным этапом которой можно считать "Музейный все­обуч". Эта программа ставит цель разработать систему постоянных занятий с одной и той же детской аудиторией, которую представля­ют школьники младших классов. В разработке программы участву­ют 10 музейных педагогов Москвы, каждый из которых создает свой авторский вариант программы на базе разработанного общего на­правления в зависимости от специальности (филологи, историки, искусствоведы, музыковеды и др.).

    В это же время в Москве создается альтернативная программа "Предметный мир культуры". На основе этой программы предпола­галось создать систему работы московских музеев разных профилей с участием начальной школы, вводя предметные уроки и экскурсии. Если в программе "Музей и культура", по существу, все возложено на музейного специалиста, который готовит детей к посещению му­зея, проводит занятия в музее, то в альтернативной программе большую роль играют школьные учителя. Учитель готовит ребенка к участию в музейно-экскурсионном путеше­ствии, а затем, пос­ле экскурсии, (ко­торую проводит музейный педа­гог), проводит урок закрепления. В программу так­же включены мате­риалы для учителя и творческие задания для детей. Подобного рода программа, состоя­щая из четырех блоков - "Природа", "Город", "Дом", "Предмет ру­котворный", как и вышерассмотренная программа "Музей и культу­ра", после корректировки в соответствии со спецификой музея и осо­бенностями региона, может быть разработана и в других городах. Уже есть примеры создания и проработки подобного рода программ в других регионах России, например, в Ярославле, где она носит название "Мир вокруг нас". Деятельность целого ряда отечествен­ных музеев - Политехнического (Москва), Архангельского музей­ного объединения "Художественная культура Русского Севера", Каргопольского музея-заповедника и т.д. отмечена созданием программ, предназначенных детской аудитории.

    Сегодня музеи, разрабатывая систему программ, стремятся выхо­дить на всю школьную аудиторию, в то время, как в 1980 - начале 1990-х гг. преимущественное внимание уделялось дошкольникам и младшим школьникам. Именно в этот период в центре внимания спе­циалистов оказались проблемы методики, которые нашли преломле­ние в литературе. Последние годы характеризуются созданием и реа­лизацией программ, ориентированных на определенные учебные заведения. Здесь выявляется несколько тенденций. С одной стороны, в системе образования создаются при непосредственном участии музе­ев средние учебные заведения повышенного типа, как, например, гим­назия при Русском музее. При сохранении ориентации на все требова­ния, предъявляемые к преподаванию естественных и точных наук, высоким качеством отличается гуманитарно-художественное образо­вание и воспитание, а гуманитарный курс пополняется новыми кур­сами и дисциплинами, например, мифологией, библеистикой, латы­нью и др. Результатом многолетнего взаимодействия музея и школы явилось создание единой программы художественно-эстетического воспитания в этом учебном заведении с 1 по 11 класс. Разрабатывают­ся авторские программы, а ряд курсов базируется на материалах Рус­ского музея: "Язык изобразительного искусства", "Рассказы о худож­никах", "История искусства" и др. Создатели такого интегративного учебного заведения убеждены, что концепция и учебный план школы при музее обязательно должны быть итогом совместной работы музея и школы, определяя конкретные ориентиры их многолетнего сотруд­ничества. Гимназия создана в 1989 г. и за 12 лет совместная деятель­ность школьных и музейных педагогов доказала целесообразность подобного рода учебных заведений.

    Удачный опыт Русского музея, поддержанный специалистами и руководителями музейной и образовательной системы, получил рас­пространение в Москве, Перми и др. регионах России. Другая тен­денция проявляется в разработке музейных программ, целью кото­рых является приобщение детей к музейной культуре. Такие про­граммы - яркое свидетельство деятельности музея как центра не­прерывного "образования культурой".

    Подобного рода программа создана в Государственном музее-заповеднике "Московский Кремль". Она строится с учетом возраст­ных и психологических особенностей детской аудитории, начиная с 6 до 17 лет и состоит из 3-х разделов, ориенированных на конкрет­ные возрастные группы школьников. В программе обосновываются методические приемы, формы работы, проблематика, предназначен­ные учащимся определенного возраста.

    Раздел, предназначенный детям младшего школьного возраста, называется "Азбука искусства" и рассчитан на 3 года, каждый из которых имеет свою тему и цикл занятий, например, "В гостях у сказ­ки", "Беседы о видах искусства". Весь блок состоит из 44 занятий, каждое из которых включает элементы экскурсии, лекции, урока и ряд разработанных методических приемов. Занятия проводятся как на экспозициях музеев Кремля, так и в других музеях Москвы. Каж­дый год завершается, в зависимости от темы, конкурсом детских работ, викториной, играми, спектаклем. Цель занятий по разделу "Азбука искусств" - приобщить детей к музею, научить их пони­мать язык произведений искусства, смотреть памятники, узнать раз­личные приемы обработки материалов и, главное, - пробудить инте­рес к собственному творчеству.

    Закончившие курс "Азбуки искусств" переходят на следую­щую ступень. Второй этап программы рассчитан на школьников 10-15 лет, на этом этапе формой работы выбран клуб, который пре­доставляет большую свободу творчества, самостоятельность, в чем особенно нуждаются подростки. Называется он "Клуб юных исто­риков". Программа состоит из 3-х блоков, ориентированных на де­тей 10-13,13-14, 14-15 лет. В центре внимания программы-изучение памятников архитектуры, живописи, декоративно-прикладно­го искусства с учетом возрастных и психологических особеннос­тей этой школьной аудитории. Лекции, беседы, дискуссии, участие в музейных праздниках и др. - формы работы, в которых активно участвуют члены Клуба юных историков.

    Наконец 3-й этап программы предназначен школьникам 15-17 лет и представлен тремя циклами. Цель этого двухго­дичного этапа — ввести школьников, прошедших предшествующие курсы, в круг проблем теоретического и философского плана, свя­занных с изучением культуры русского Средневековья и Нового вре­мени. В этот период учащиеся проходят специальную подготовку по разным направлениям музейной работы.

    Завершается курс обучения экзаменом на аттестат зрелости по специальности, который впервые в 1996 г. провели совместно с Российским Государственным гуманитарным университетом. Учащие­ся получили свидетельства, дающие право на проведение экскурсий по Оружейной палате и территории Кремля по заказу сектора рабо­ты со школьниками. И хотя неизвестно, как сложится жизнь этих ребят в дальнейшем, благодаря музею она уже стала духовной и ин­тересной.

    Представляется перспективной разработка таких программ, ко­торые предназначены одной и той же аудитории школьников на про­тяжении 10 лет и решают проблему приобщения подрастающего поколения к истокам отечественной культуры, искусства, начиная с самого раннего возраста.

    Таким образом, школьная аудитория продолжает оставаться од­ной из приоритетных групп посетителей музеев, а новый этап в раз­витии общества преломляется в более глубоком и многоаспектном взаимодействии музея и школы, которое воплощается в многолет­них программах разного целевого назначения, включая создание при музеях средних учебных заведений с углубленными курсами гума­нитарных дисциплин.

    Внимание музеев к детской аудитории нашло воплощение в со­здании детских музеев.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта