культура. Культурнообразовательная деятельность
Скачать 79.04 Kb.
|
Детские музеи. История детских музеев насчитывает более ста лет (первый музей был создан в 1899 г. в Бруклине, США). Рост их популярности в последние годы объясняется тем, что они предлагают "на рынок образовательных услуг" уникальную продукцию, отвечающую потребностям детей и семей всех слоев, и привлекают значительно большее количество посетителей, чем другие музеи, вступая в различные партнерские отношения с государственными, общественными, коммерческими структурами. К середине 1990-х годов в мире насчитывалось 400 таких музеев, значительная часть их (286) находится в США. Американский детский музей оказал огромное влияние на музейное движение в Европе, где они начали создаваться, в основном, в 1970-80-е годы. Особенно широкое развитие получила организация детских музеев в Германии. Известностью пользуются Образовательный центр для детей в Гааге "Музеон" (Нидерланды), Детский музей в Эдинбурге (Великобритания), "Фабрика открытий" в Брюсселе (Бельгия). У нас в стране создание детских музеев относится к первой четверти XX века. И уже тогда было отмечено, что они востребованы обществом. Автор проекта детского музея (к сожалению, нереализованного) А.У. Зеленко, известный музейный деятель, художник, педагог, писал, предвосхищая сегодняшний взгляд на современный и детский музей: "Современный музей - живой, деятельный общественный институт, а не кладбище искусств или науки, работающий при этом не только со взрослыми, но и с детьми, является последним детищем цивилизации XX века. Вслед за ним идет еще одно творение культуры человечества - самостоятельный детский музей, обслуживающий интересы маленького народа так же широко, как это делают современные общие музеи для взрослой аудитории". Рассматривая первые отечественные детские музеи, прежде всего надо назвать имя Н.Д. Бартрама - создателя Музея игрушки в 1918 г., который был не столько собранием игрушек (таковым он стал в 1931 г., когда по решению властных органов музей был переведен в Сергиев Посад и, по существу, перестал существовать как детский), сколько местом игр с ними. А музей Н.Д. Бартрам мыслил и как центр изучения игровой деятельности. Этот музей находился в центре Москвы на Кропоткинской улице и пользовался большой популярностью у детей, которые называли самого Николая Дмитриевича "дядя Музей". С эпохой 1920-х годов была также связана деятельность Я.П. Мексина и Ф.И. Шмита. Яков Петрович Мексин, единомышленник А.У. Зеленко, педагог и музейный деятель, стал директором первого Музея детской книги, который ставил цель не только познакомить, но и увлечь маленьких посетителей книгой, вовлекая их в мир фантазий, путешествий, через игру пробуждая активность, творчество и самостоятельность. Ф.И. Шмит свои представления о детском музее не только как о культурно-образовательном пространстве, но и центре изучения психологии детского творчества воплотил в созданном им в 1920 г. в Харькове Музее детского творчества. Отечественные детские музеи первой четверти XX века свидетельствуют, казалось бы, о перспективности этого направления в музейном строительстве молодого государства, но этот период длился недолго, на смену ему пришла демагогическая идеология и педагогика. Современный этап в развитии детского музейного движения начинается со второй половины 1980-х гг. Одним из ярких явлений этого периода явилось создание детских картинных галерей и музеев детского изобразительного творчества. Наиболее известным из подобных центров и музеев стал Центр эстетического воспитания детей в Ереване, организаторами которого были педагог и искусствовед, супруги Г. Игитян и Ж. Агамирян. Рисунки детей создатели музея рассматривали как свидетельства процесса развития и становления личности. К началу 1990-х гг. относится организация детских музеев, получающих все большее развитие в последующие годы. В основе всех детских музеев - сочетание предметного материала с программой, ориентированной на детскую активность, которая проявляется в создании экспозиций, разнообразном детском творчестве, игре. Главный принцип - интерактивность (от англ. - взаимодействие). Пространство этих музеев является и игровым полем, где детям позволяется (и даже поощряется) активно "взаимодействовать" с предметами. А вместо традиционного "руками не трогать" появляется новое правило - "пожалуйста, трогайте". Создается специально организованная музейная среда, в которой дети (да и взрослые, пришедшие с ними) получают возможность выбрать то занятие, тот предмет, который им интересен: работают на компьютере, мастерят африканские украшения, лепят из глины, прыгают на батуте и т.п. Значительный рост детских музеев в США и Европе в последние десятилетия подтвордил заинтересованность их посетителей в развитии интерактивных, действующих экспозиций. Сама идея детских музеев не сразу была воспринята в Европе, традиционно считающей, что основу любого музея составляет подлинный музейный предмет, поэтому название "музей" не может быть применимо к детским музеям, построенным на копийном материале. Но после дискуссий, иногда призывавших к закрытию этих музеев, возобладала более миролюбивая точка зрения (хотя и сегодня имеется немало противников такого типа детских музеев а, главное, выступающих против применения термина "музей" к таким учреждениям): в каждой стране может быть свой подход к интерпретации детского музея, а главное - он востребован обществом, имеет право на существование. Разнообразны модели детских музеев, создаваемые в разных регионах России. Статус государственного имеет только Детский музей в г. Ноябрьске (Тюменская обл.). Трагическая судьба этого музея, практически все собрание которого погибло в результате пожара в 2000 г., заставила музейную общественность объединить усилия для его восстановления. Существуют детские музеи в структуре "взрослых" музеев, например, детский исторический музей в Музее политической истории в С.-Петербурге. Функционируют в ряде территорий России детские картинные галереи, разрабатывающие образовательные программы для разных возрастных детских групп. Интересно и перспективно работают такие галереи в городах Зеленограде и Волгограде. Одной из интересных модификаций является детский музей "Дом сказок "Жили-были", появившийся в Москве в 1995 г. при Благотворительном фонде "Русская семья". В "Доме сказок" дети - активные участники театрализованной экскурсии, путешествия по сказке, а погружению в атмосферу сказки способствуют переодевания в костюмы сказочного действия, путешествие вместе со сказочным героем, интерьер музея, музыка, сопровождающая сказку. В структуру ряда центров творчества детей и юношества (бывших домов и дворцов пионеров) входят детские музеи исторической, краеведческой и др. направленности, активно участвующие в разнообразной жизни этих центров. В свою очередь, участники многочисленных объединений и кружков деятельно помогают своим музеям - готовят экскурсоводов по залам своего музея и достопримечательностям района, участвуют в археологических, этнографических и др. экспедициях, собирают материал для фондов музея, создают всевозможные поделки для музея из глины, металла, дерева и других материалов. В структуре многих музеев существуют детские экспозиции. Интересен замысел экспозиции "Кукольный дом" (Каргопольский музей-заповедник), предоставляющей широкие возможности для разных форм работы с детьми и семьями. Дети участвуют в театрализованных постановках, знакомящих с обрядами и бытом прошлых эпох, разнообразные творческие задания объединяют детей и родителей. Экспозиция включает ряд комплексов - интерьер крестьянского дома, зрительный зал, кукольный дом, в котором дети с удовольствием играют, выставку традиционных кукол, игровую площадку "Каргопольская глиняная игрушка". Выставочная площадка для посетителей представляет собою забор, на котором можно рисовать, размещать свои поделки. Недалеко от Каргополя, в селе Лядины действует школа-музей. Эта интересная модель была подсказана жизнью, а воплощена благодаря инициативе школьных учителей. Само здание школы - памятник истории, образец сельских начальных образовательных учреждений середины XX века, в которых учились дедушки и бабушки, матери и отцы нынешних школьников. Учителям и детям удалось собрать предметы труда, быта, увлечений старших поколений жителей деревни и создать музей, в котором экспозиционно-тематические комплексы вписаны в интерьер школы, в качестве гидов выступают сами дети, а сама школа, по существу, стала музеем, осуществляющим воспитание культурой и традицией. Отечественный опыт создания детских музеев, экспозиций и выставок обогащается идеями и разработками зарубежных коллег. Так, заслуживает внимания модель передвижного детского музея, разработанная в г. Нюрнберг (Германия) и получившая название "Музей в чемодане". Не имея своего помещения, музей действует на базе школ, детских садов, библиотек. Разработано 20 программ, объединенных по темам, например, "Быт в 1900 году", "Один мир - различные культуры" и т.п. Каждая программа обеспечена наглядным материалом, в том числе подлинными предметами, которые можно брать в руки. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка, а за неделю до его проведения в класс доставляют небольшую выставку, книги, пособия, стимулирующие интерес к будущему уроку. Например, программа "В мастерской переписчика" знакомит детей с историей письменности. Они могут полистать и рассмотреть средневековые фолианты, приготовить чернила по старинным рецептам, взять в руки перо, написать текст готическим шрифтом. В России Детским Открытым Музеем (ДОМ) по этой модели разработан проект "Возможно быть другим". В рамках проекта создана и распространяется настольная интерактивная экспозиция, состоящая из ряда планшетов с картинками, заданиями, играми, раскрывающими механизм формирования предрассудков и негативного отношения к другим культурам и национальным особенностям и традициям. Цель ее - воспитание терпимого и открытого отношения людей друг к другу. Этому проекту предшествовала детская интерактивная выставка "Я и другой", созданная ДОМом совместно с голландскими партнерами из фонда "Образование во имя мира" и объехавшая ряд городов России. Она адресована детям от 10 до 15 лет и пользуется большим успехом у детской аудитории, музейных педагогов и школьных учителей. Каждый ребенок перед началом "путешествия" по выставке получает путеводитель с подробными заданиями по каждому комплексу. Предваряет работу на экспозиции просмотр всеми участниками видеофильма, психологически подготавливающего ребенка к восприятию экспозиции. Авторами проекта разработаны специальные материалы для учителя, которому рекомендуется проведение в школе занятий, углубляющих понимание и осмысление проблем, поставленных на выставке. Проекты ДОМа способствуют введению и распространению интерактивного метода обучения, высоко оцениваемого специалистами школьного и музейного образования. Развитие детских музеев, экспозиций и выставок - знамение времени, свидетельствующее о той большой роли, которую играет музей в воспитании и образовании детей, приобщении их к истокам национальной и мировой культуры. Детский музей - это и культурное пространство для семей, вовлекающее в образовательный процесс взрослую аудиторию, для которой разрабатываются специальные программы. Детские культурные музейные центры Последние годы в России отмечены созданием на базе музеев специальных организационных структур, получивших название детских музейных центров; каждый из них имеет особенности, определяемые спецификой музея, его кадровым составом, территорией. Появляются также центры, не ограниченные только детской аудиторией (и семьей), но выходящие на весь срез музейной аудитории и получившие название "культурно-музейные центры". Условие их возникновения - наличие профессионалов-организаторов, заинтересованной аудитории и поддержка администрации. Их следует рассматривать как самостоятельную организационную структуру, хотя и близкую в ряде случаев детскому музею. Нередко они имеют свое название, например, "Культурно-образовательный центр", "Детский образовательный центр краеведения и музейной педагогики", "Школа искусств" и т.п. Все они имеют свою концепцию, структуру, но, главное - их деятельность направлена на интеграцию образования и культуры, максимальное использование культурной среды музея в образовательных и воспитательных целях. В центрах разрабатывается спектр программ для детей всех возрастов с разной целевой направленностью, ориентированных как на основные экспозиции и выставки музея, так и на специально созданные детские экспозиции. Большое место в программах уделяется региональным аспектам культуры, что находит воплощение в таких формах работы с аудиторией, как школы искусств и ремесел, клубы историков, археологов, краеведов и др. Как правило, программы разрабатывают специальные формы и интерактивные методики "погружения в прошлое". Большинство детских центров имеет специализированные детские экспозиции и выставки, но ими не исчерпываются программы, охватывающие все культурное музейное поле и часто включающие образовательные учреждения - детские сады, школы, колледжи и др. В ряде центров продумывается "выход" музея в школы, где создаются музейно-образовательные комплексы, а программы занятий включены в учебный процесс. Практически все центры взаимодействуют с системой образования района, области, края, республики. С этой точки зрения большой интерес представляет опыт Республиканского детского музейного центра (РДМЦ), созданного при музее-заповеднике "Кижи". Его создание позволило более рационально использовать высокий образовательный потенциал культурного наследия Карелии. При разработке структуры РДМЦ был учтен широкий спектр участников, каждый из которых имеет четко определенные функции. Разработан правовой механизм, определен кадровый состав. Создана система музейно-образовательных баз и комплексов в ряде школ Карелии. На примере музейно-образовательного комплекса одной из школ г. Петрозаводска видно, как постепенно музей входит в жизнь школы: в 1-ом классе реализуется программа "музейного всеобуча"; во 2-4-х классах - "Предметный мир культуры", курс которого основан на краеведческом материале; для 5-6-х классов предназначен курс "Знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами". А уже в 10-11-х классах учащиеся осваивают "Основы материальной и духовной культуры народов Севера". Постепенно увеличивается количество часов, посвященных музейным занятиям: если в 1-ом классе они составляют 1час в месяц, то во 2-4-ом классе - 1 час в неделю. Планируется введение системы непрерывного музейного образования с 1 по 11 класс. Что особенно важно, все музейные программы РДМЦ входят в школьную систему художественно-эстетического и гуманитарного образования. Так, материалы декоративно-прикладного искусства и этнографии используются на уроках изобразительного искусства, а такая школьная тема, как "Музыка народов Карелии" иначе воспринимается в контексте музейно-образовательных программ. Опыт работы карельских специалистов показывает, что создаваемые в школах музейно-образовательные комплексы способствуют не только углублению проблематики ряда учебных дисциплин, но и созданию программ дополнительного образования, которые воплощаются в работе кружков, клубов, студий, фольклорных ансамблей и др. Музейный комплекс в школе может органично входить в учебно-образовательный процесс и выступать организатором общешкольных праздников и культуротворческих акций. Таким образом, детские музейные центры аккумулируют разные направления образовательной деятельности музеев. При разнообразии структур и названий все они имеют ряд общих признаков: - формируется коллектив, работающий на разных экспозициях по разным программам, объединенный общими взглядами на процессы образования и воспитания; - программы разных направлений создаются специалистами как музеев, так и разных образовательных учреждений; - как правило, центры имеют специальные детские экспозиции, "учебные классы" - культурные пространства, которые могут создаваться как в музеях, так и в образовательных учреждениях под патронажем центров; - проблема организации фонда музейных предметов и их включения в образовательный процесс решается по-разному в зависимости от особенностей структуры центров. Музейные предметы могут храниться в фонде музея, на базе которого создан центр, и по согласованию с фон-довиками включаться в занятия. Как правило, формируется специальный фонд музейных материалов для работы со школьниками. При создании музейных комплексов в образовательных учреждениях фонд материалов музея формируется уже на их базе; оформляется соответствующая документация, за сохранность отвечают конкретные специалисты. Жизнь подсказывает оптимальные решения проблемы и варианты структур; - спектр программ, разрабатываемых центрами, отвечает самым разным интересам и пожеланиям разновозрастной детской аудитории. Создание детских музейных центров стимулирует развитие музеев как дополнительных образовательных структур с разветвленной системой клубов, кружков, студий и других форм культурно-образовательной деятельности; - наблюдается тенденция создания музейных культурных центров, работающих не только с детской, но и многообразной взрослой аудиторией. А это значит, что можно говорить об интеграции системы образования, культуры, музеев, центров социальной защиты и других организаций и ведомств. Взрослая аудитория Взрослую музейную аудиторию составляют посетители разного возраста, профессии, образования, социального статуса, местожительства, национальности, индивидуальных предпочтений. В течение многих десятилетий традиционно считалось, что главная аудитория музеев - школьники. Однако изменения в развитии общества (и, соответственно, музеев) в последние десятилетия XX века привели к разработке новой коммуникационной модели музея, показавшей, что музей может быть притягательным центром культуры, досуга, образовательным центром и для взрослых посетителей. Об этом свидетельствует и изучение международных тенденций. Исследователи прогнозируют, что эти тенденции получат дальнейшее развитие, а музей будет культурным центром для самых разных групп взрослой аудитории. Изучение роли музеев в образовании взрослых является одним из направлений деятельности Европейской ассоциации обучения взрослых, созданной в 1990-х годах. Ассоциацией подготовлен сборник материалов, посвященный обучению взрослых в музеях Европы, включающий и опыт российских музеев. В России складываются определенные направления взаимодействия музеев со взрослой публикой, находящие отражение в культурно-образовательных проектах. Однако, хотя музеями накапливается опыт работы со взрослой аудиторией, в целом эта работа еще не стала системой и носит спорадический характер. Исходя из общемировых тенденций и российского опыта, можно предположить, что в современной социокультурной ситуации эта проблема будет решаться в организационном, методическом и содержательном аспектах. Какие же общие тенденции характерны для включения взрослых посетителей в жизнь музеев? Прежде всего, развитие таких форм, как студии, клубные объединения, музейные праздники, программы семейных посещений, выходного дня и др. На базе музеев как дополнительных образовательных институтов, являющихся хранителями уникальных памятников народного мастерства и традиций, создаются студии, школы народного искусства. В качестве примера можно назвать студию "Роспись по дереву", которая уже более 15 лет действует в Вологодском музее-заповеднике и принимает без ограничений всех желающих. Программа рассчитана на 2 года, занятия проводят опытные профессионалы, разработавшие свою методику обучения. Студийцы уже в период учебы принимают участие в выставках, ярмарках, городских праздниках. По окончании студии выдается диплом, выпускники могут поступать в мастерские по росписи, работать индивидуально. Таким образом, подобные студии помимо образовательных целей имеют и сугубо практическое значение, предоставляя возможность студийцам приобрести новую профессию. В Калужской области, издавна известной изделиями из глины, на базе частного музея ремесла, архитектуры и быта, созданного супругами Л.И. Федоровой и В.А. Ткаченко с детьми, открыта школа народных мастеров, обучение в которой предусматривает работу с семьями по долговременной программе. Целью проекта является приобщение всех желающих к культурному наследию края, реабилитация лиц, имеющих отклонения в здоровье и физическом состоянии, подготовка народных мастеров. В школе изучают историю калужской глиняной игрушки, известной с конца XVI века, учатся лепке, технологическим приемам создания игрушки. Занятия проходят в помещении музея по соседству с экспозиционным залом, интерьер которого воспроизводит обстановку среды бытования игрушки. Принципы обучения, работа с природным материалом - глиной, возможность общения с подлинными изделиями народных мастеров и с единомышленниками - все это оказывает благотворное влияние на обучающихся. Знание философии ремесел, изучение и освоение местных традиций и обрядов благоприятствует гармоничному развитию личности, делая обучающихся вместе детей и взрослых более жизнестойкими, уравновешенными. Возрождение ремесел и промыслов - сложный процесс, требующий изучения и разумного подхода, благотворно влияющий на развитие духовности, нравственности, укрепляющий семейные отношения, связи взрослых и детей. Участие музеев в этом процессе - ответственная миссия. Проблема семьи занимает одно из приоритетных мест в современной культурно-образовательной деятельности музеев. Существует спектр подходов в решении семейного посещения музеев, разрабатываются программы "Музей и семья", включающие разные формы и виды работы с семейными посетителями. Так, в Политехническом музее в Москве разработана программа "Семья в музее", а в городском музее города Тольятти - "В музей всей семьей", целью которой является объединение детей и родителей в залах музея, на выставках, музейных праздниках для проведения досуга и общения. Программа "Семейный лабиринт" разработана в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева (Москва) и осуществляется в выходные дни уже несколько лет. Гости музея - дети и взрослые - попадают в разные "биологические миры": ботанику, зоологию. Здесь они получают разные задания, которые выполняют сообща. Взрослые активно включаются в познавательный процесс, продолжающийся и дома. Перспективной тенденцией представляется создание для семейных посетителей специальных путеводителей, которые содержат краткий рассказ об экспозиции, помогающий родителям при посещении музея быть "гидами" для своих детей. Кроме того, путеводители содержат задания для детей, они выполняются с участием родителей в домашней обстановке. Такие путеводители созданы в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Каргопольском музее-заповеднике, Музее-панораме "Бородинская битва" и др. По статистике, примерно одну треть всех посетителей музеев составляют студенты. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что возможно создание многоуровневой системы взаимодействия студенческой молодежи и музеев. Если ставить вопрос об учебных задачах, то их в первую очередь решают студенты гуманитарных вузов, в программы которых по истории, археологии, этнографии, литературе, искусству и др. предметам включается работа на музейных экспозициях. Работают студенты и в фондах, материал которых является уникальным первоисточником, основой для работы над курсовыми и дипломами. В этой связи открываются перспективы взаимовыгодного сотрудничества вузов и музеев. Интересен опыт сотрудничества Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и музеев. На кафедре отечественной истории в 1970-80-е гг. была разработана программа, апробированная многолетней практикой и дающая прекрасный пример обучения и воспитания студентов на лучших традициях русской истории, культуры и искусства. В программу, включающую теоретический курс, практические занятия, индивидуальную работу с литературой входит работа на экспозициях музеев, изучение мемориальных комплексов, памятников архитектуры. Специальный курс строится на исследовании экспозиций музеев и памятников в соответствии с программой по отечественной истории. Кафедра выработала методический прием, стимулирующий творческую активность студентов. Каждый студент разрабатывает тему экскурсии по своему выбору и по согласованию с преподавателем и музейным специалистом, а затем проводит экскурсию для студентов своей группы. Обсуждение экскурсии проходит в форме дискуссии. Целесообразна организация музейной практики на базе музеев. Например, студенты исторического факультета Казанского университета с первого курса включаются в музейную работу. В соответствии с основными направлениями музейной деятельности музейная практика также состоит из трех направлений — фондового, экспозиционного, культурно-образовательного. В процессе практических занятий изучаются особенности формирования, учета, изучения, хранения музейных коллекций, проектирования экспозиций и выставок. Студенты участвуют в историко-бытовых, археологических, этнографических экспедициях, в организации музейных праздников, учатся проводить экскурсии, разрабатывать другие формы взаимодействия с аудиторией на базе Государственного объединенного музея Татарстана. В течение многих лет музей является учебной базой для прохождения курса "Основы исторического краеведения". Анализ анкетирования студентов показал эффективность музейных занятий. В анкетах отмечалось, что практика в музее дала студентам возможность не только прикоснуться к истокам культуры, искусства, но и познакомиться с людьми, влюбленными в свое дело а "этого не заменят никакие лекции, публикации или фильмы...". Половина состава работников музея сегодня состоит из выпускников университета. Не все студенты станут сотрудниками музея, но именно благодаря музею студенты постигают историю и культуру не только глубоко, но и эмоционально, "пропуская через себя". Для студентов гуманитарных вузов и факультетов "общение" с музеем, памятниками истории и культуры - все-таки необходимая учебная программа профессионального образования, хотя и выходящего за учебные рамки. Но сейчас остро стоит вопрос общей гуманитаризации человека, человеческого знания, науки. Личность может состояться только в сочетании интеллекта и души, духовности и нравственности. Д.С. Лихачев подчеркивал: "Гуманитарные науки, несомненно, приобретают все больший вес на форуме знаний. Обнаруживается основополагающая закономерность, показывающая, что точные науки не могут развиваться без динамического развития гуманитарных наук. Ибо гуманитарные науки обеспечивают должный уровень интеллигентности ученых, занятых исследованиями в любых сферах знания. Ну а в целом, это еще объясняется и тем, что гуманитарные науки тесно связаны с исследованиями сложнейшего в мире механизма - человеческой души". В аспекте вышесказанного особый интерес представляет опыт Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, разработавшего для студентов технических вузов программу эстетического воспитания, которая может рассматриваться как одна из модификаций при создании подобного рода проектов в музеях. Весь курс обучения рассчитан на 4 года и состоит из двух этапов. На первом этапе лекции, семинары, практические занятия проходят в музее. Изучается проблема "Развитие отечественного искусства", представленная шестью темами. Каждая лекция, проходящая в зале музея, сопровождается фонограммой, концертом, что способствует моделированию определенной культурно-исторической среды со специфическими взглядами на пластическое и музыкальное искусство. На этом этапе студентов учат понимать и знать. Девиз второго этапа - уметь. Студенты под руководством опытных специалистов превращаются в активных участников музейной работы - экскурсоводов, лекторов, участвуют в обсуждениях новых экскурсионных тем, лекций, в дискуссиях по разным вопросам музейного дела. Лучший опыт российских музеев убедительно показывает, что музеи самого разного профиля, национальные и областные, районные и общественные, государственные и появляющиеся частные разрабатывают программы, проекты с целью привлечения в музей студенчества и более активного его включения в жизнь музея. Но в целом следует подчеркнуть, что культурно-историческое поле музеев может быть более эффективно и системно предоставлено студенческой молодежи. Начиная с конца XIX - начала XX веков российские музеи уделяли большое внимание школьному учителю, для которого разрабатывались специальные семинары, абонементы. Эта традиция не утратила своего значения сегодня. Учитывая систему взаимодействия культуры и образования можно предположить, что учительская аудитория для музеев станет одной из постоянных и перспективных. В настоящее время в ряде музеев разрабатываются специальные циклы для учителей-предметников, углубляющие преподавание по конкретным курсам школьной программы. Одной из значительных категорий взрослой музейной аудитории (в том числе и потенциальной) являются лица пожилого возраста, пенсионеры. Создание рассчитанных на них культурных программ и проектов в последние десятилетия занимает значительное место в жизни зарубежных и отечественных музеев. Представляется перспективной складывающаяся система взаимодействия музеев в ряде регионов России с социальными центрами по поддержке пенсионеров, инвалидов. Для них создаются специальные программы, включающие посещение музеев, экскурсии по достопримечательным местам района, осмотр исторических и культурных памятников. Традиционным стало проведение рядом музеев "дней пожилого человека". В последние десятилетия во всем мире активизировалось внимание к инвалидам, стремление включить их в жизнь общества, создать условия, достойные человека. Задача сделать культурное наследие, хранимое музеями, доступными для инвалидов, приобретает все большую актуальность. Реализации ее способствует политика, направленная на принятие специальных законов, обучение музейного персонала, а главное - осознание необходимости решения этой проблемы как обществом в целом, так и администрацией и специалистами музеев. С этой точки зрения интересен опыт Великобритании, где разработано "Руководство по работе с инвалидами для музеев и художественных галерей". В преамбуле указывается, что каждый музей на основании этого документа может разработать собственную программу работы с инвалидами. "Руководство..." структурно представлено 6 разделами, в которых рассматриваются разные аспекты работы с инвалидами и подчеркивается, что инвалиды должны иметь право участвовать в административных советах музеев. Необходимо взаимодействие музеев с организациями инвалидов. Специальный раздел посвящен подготовке персонала для работы с инвалидами. В документе речь идет не только об инвалидах-посетителях, но и инвалидах-сотрудниках и указывается на обязанность администрации музеев гарантировать инвалидам равные возможности при устройстве на работу. Отдельный раздел "Руководства" посвящен проблеме доступности коллекций для инвалидов. При этом отмечается, что не следует применять изолированное обслуживание инвалидов, если они сами не высказывают такого пожелания. Много внимания уделяется вопросам рекламы и информации о музее, предназначенной для инвалидов. Подчеркивается, что для них в музее должна быть разработана система ориентации, специальные приспособления при входе, в экспозиционных залах, буфетах и др. "Руководство" получило в стране широкое распространение, его бесплатно рассылают во все музеи. Кроме того, подготовлен справочник, содержащий необходимые сведения для работы с инвалидами, например, источники финансирования, типы инвалидности, профессии и т.д. Опыт Великобритании и других стран может быть использован в отечественной практике, а работа с инвалидами должна стать одним из приоритетных направлений культурно-образовательной деятельности музеев. В настоящее время ряд российских музеев разрабатывает программы, предназначенные инвалидам, являющимся одной из самых благодарных аудиторий. Кроме крупных столичных и областных музеев (Государственный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственный Русский музей, Ярославский музей-заповедник и др.) можно назвать и районные. Внимания и использования заслуживает опыт прекратившего, к сожалению, свое существование небольшого районного музея Москвы "Кунцево". В нем велась многолетняя систематическая работа с инвалидами района, многие из которых стали добровольными помощниками музея. Анализ опыта работы музеев со взрослой аудиторией убеждает в перспективности развития этого направления, что подтверждают практика и исследования отечественных и зарубежных специалистов. Поэтому необходимо акцентировать внимание на изучении запросов, пожеланий взрослых посетителей музеев с целью разработки культурных, образовательных программ для этой многоликой аудитории. Одиночные посетители составляют значительную категорию музейной аудитории, прежде всего, взрослой. Это те, кто пришел в музей самостоятельно, а не в составе уже сформированной группы. Следует отметить, что активизация деятельности музеев как центров образования, культуры, досуга привлекает к ним внимание самых разных категорий посетителей. Число их в последние годы возросло, что объясняется разными причинами - финансовыми, политическими, социальными, культурными. В музеях стремятся к созданию комфортных условий пребывания одиночных посетителей: продумывается система ориентации, наличие аннотаций, грамотного и легко читаемого этикетажа. В вестибюлях устанавливают компьютеры, представляющие экспозицию. В некоторых музеях разрабатываются путеводители по экспозиционным залам на разных языках. Кроме того, к услугам одиночных посетителей - музейные праздники, фестивали, литературные гостиные, информация о которых размещается не только непосредственно в музее, но и в печати, на радио и телевидении. В ряде музеев для одиночных посетителей используются "технические гиды" или "автогиды", которые "ведут" посетителя по залам музея. В последние годы в ряде музеев (в городах Волгограде, Елабуге и др.) разрабатывается система программ индивидуальных экскурсий с учетом запросов посетителей. |