культура. Культурнообразовательная деятельность
Скачать 79.04 Kb.
|
Формы культурно-образовательной деятельности музеев К настоящему моменту сложился спектр форм культурно-образовательной деятельности музеев, предназначенных многообразной музейной аудитории, имеющих организационные и методические особенности. Некоторые из этих форм относятся к традиционным, например, экскурсии, лекции; другие формы получили развитие в последние десятилетия в связи с изменением роли музеев в обществе. Экскурсия - одна из основных традиционных форм работы с публикой, получившая развитие в отечественных музеях с конца XIX века и не утратившая своего значения сегодня. Изменения, происходящие в мире, нашли преломления и в новой коммуникационной модели музея, сказавшейся на экскурсии как одной из форм коммуникации, в которой экскурсанты рассматриваются не как пассивные слушатели, молча внемлющие рассказу экскурсовода, но являются активными участниками диалога, организуемого экскурсоводом. Способствует таким партнерским отношениям и разработка новой методики, основанной на интерактивности, развивающей творческие наклонности и активность посетительской аудитории и получающей все большее развитие в отечественном музейном деле. Экскурсию определяют как коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки и т.д. с научными, познавательными, образовательными, воспитательными целями, а также для получения эстетического и эмоционального удовольствия, осуществляемый под руководством специалиста-экскурсовода по определенному маршруту. Музейная экскурсия в течение многих десятилетий, начиная с первых лет XX века, была приоритетной формой работы с публикой. Большую роль в становлении музейного экскурсионного дела сыграла отечественная экскурсионная школа, первоначальный период развития которой приходился на первые десятилетия XX века. К этому времени относится издание ряда журналов, посвященных экскурсионному делу: "Русский экскурсионист" (Ярославль), "Школьные экскурсии и школьный музей" (Одесса), "Экскурсионный вестник" (Москва), "Экскурсионное дело" (Петроград). Большую роль в становлении экскурсионного дела были призваны сыграть Петроградский научно-исследовательский экскурсионный институт (1921-1924) и Московский музейно-экскурсионный институт (1921-1925), в деятельности которых большое внимание уделялось разработке теоретических, методических вопросов самого широкого диапазона. Задачами институтов было изучение экскурсиеведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры для создания "цельной образовательной системы". В период становления экскурсионного дела представителями отечественной экскурсионной школы был разработан экскурсионный метод, который не потерял актуальности и по сей день и используется в практической работе многими музейными специалистами. Суть этого метода состоит в следующем: - превалирование показа над рассказом; - осмотр предметов показа с разных сторон (моторность); - профессиональное мастерство экскурсовода - не только хорошее знание материала, но и умение активизировать экскурсантов, "оживлять" материал экскурсии. Большое значение придавалось сопровождающему процесс экскурсии "духу путешественности", соборности коллективного восприятия и умению экскурсовода влиять на индивидуальное восприятие. Над разработкой экскурсионного метода трудились замечательные ученые (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, Н.П. Анциферов, Б.Е. Китайгородов, А.В. Бакушинский и др.), которые ввели понятие - экскурсиеведение - что само по себе свидетельствовало о значении научного подхода в развитии этого направления работы с публикой. Работы этих музейных деятелей, посвященные разным аспектам экскурсиеведения, не утратили актуальности и сегодня - на них воспитываются новые поколения музейных педагогов. Понимая образовательное значение экскурсии, они самое большое внимание уделяли разработке темы экскурсии, методике ее проведения, учитывая, с одной стороны, "соборность" экскурсии, с другой - личностное, индивидуальное восприятие материала экскурсии. Экскурсии первых десятилетий XX века посвящались изучению мировой и отечественной истории, литературы, искусства. Хотя к началу 1930-х годов сводится на нет творческий, исследовательский подход к решению содержательных проблем музейных экскурсий, а главными темами становятся достижения социалистического строительства, атеистическая, историко-революционная, а после Великой Отечественной войны - военно-патриотическая проблематика, за период 1930 - середины 1980-х годов в экскурсионном деле были определенные успехи. Они прежде всего определялись личностями, которые работали в этой сфере музейной деятельности и в центральных, и в провинциальных музеях. Их экскурсии превращались в яркое, запоминающееся действо, хотя и вызывали нарекания "руководства", с которым незаурядный экскурсовод нередко вступал в конфронтацию. Умелое использование "эзопова языка", смелое включение в экскурсию "нежелательных" и даже "запретных" тем притягивали слушателей к этим талантливым людям. Значительные успехи были достигнуты в организации экскурсионной работы музеев со школой. К позитивным моментам в развитии экскурсионного дела следует отнести и разработку методической документации на каждую тему экскурсии, введенную в 1970-е годы и получившую развитие, прежде всего, в исторических и краеведческих музеях, хотя жесткая схема, по которой составлялись методические разработки, зачастую сводила на нет творческие поиски экскурсовода. Музейные экскурсии классифицируются в зависимости от: - места проведения и объектов показа (по экспозиции, фондохранилищам, открытому хранению фондов, по территории с осмотром архитектурных сооружений, памятников природы, памятных мест и др.); - широты тематики (обзорные, включающие осмотр всей экспозиции музея и предназначенные, как правило, туристам и так называемым "разовым" посетителям; тематические, посвященные раскрытию конкретной темы, проблемы); - состава экскурсантов с учетом возрастного, социального статуса, профессии, места проживания и т.д. Как проходит процесс подготовки экскурсии? Прежде всего, продумывается и определяется тема экскурсии, изучается литература, источники, экспозиция и экспонаты, производится отбор объектов экскурсионного показа и составляется маршрут. Завершается подготовительный этап методической разработкой экскурсии, которая является основным документом в экскурсионной работе. Методическая разработка экскурсии представляет собою подробный конкретный план экскурсии, составленный по форме, включающей следующие позиции: - зал, раздел, комплекс, часть маршрута; - экспонаты, объекты показа; - краткое содержание (наименование подтем, перечень главных вопросов, акценты); - методические указания; - примечания. Названные позиции позволяют четко выстроить концепцию экскурсии, которая составляется с ориентацией на определенную категорию музейной аудитории. В музеях может быть принята и другая схема разработки экскурсии, но, как правило, они разрабатываются в рассмотренном выше ключе. Главное - экскурсия должна раскрыть заявленную тему, вызвать интерес и эмоциональное восприятие материала, решить задачи, поставленные автором разработки. Большую роль играют приемы, построенные на интерактивной методике, вовлекающей экскурсантов в активную творческую деятельность. Особое значение имеет налаженная система контактов специалистов музея, занимающихся экскурсионной работой, и других сотрудников, в первую очередь, экспозиционеров. Тематическая структура экскурсии, которая строится с учетом ориентации на определенную категорию посетителей и другие факторы, не всегда совпадает с тематической структурой экспозиции. Консультативная помощь специалистов-экспозиционеров способствует созданию оптимального варианта экскурсионной разработки. Очень важны советы педагогов, психологов при разработке методических приемов, учитывающих особенности будущей аудитории. Работа над темой не завершается и тогда, когда экскурсия разработана и включена в тематический план мероприятий музея. В процессе апробации экскурсии автор вносит в нее дополнения, изменения, уточнения как содержательного, так и методического плана. В 1990-е годы получили распространение сценарные разработки экскурсий как реакция на схематическую и нередко обезличенную методическую разработку, в которой никак не проявлялась методика, основанная на диалоговых формах общения с аудиторией. Однако опыт нескольких лет показал, что сценарные разработки сводились, как правило, к написанию текстов экскурсий, которые для индивидуального пользования и ранее (до наступления "эры" методических разработок) составлялись экскурсоводами. На самом деле сценарий - особый жанр, требующий специальной профессиональной подготовки, знания законов сценографии, драматургии и т.д. Развитие сценария экскурсии как особого жанра, думается, дело будущего. Целесообразно создавать авторскую методическую разработку экскурсии, акцентируя внимание на блоке методических приемов, на логических переходах от одного сюжета к другому. Учитывая широкий спектр авторских экскурсий, основанных на игровой методике и театрализации, следует в виде приложения к методической разработке включать сценарные фрагменты игр, театрализации и др. Итак, современное экскурсионное дело развивается, опираясь на коммуникационный подход. 1. Взаимоотношения с музейной аудиторией (экскурсантами) основываются на диалоговом сотрудничестве. 2. Меняется содержание музейных экскурсий - тематика становится более разнообразной, отвечающей запросам и интересам посетителей. В поле зрения музейных специалистов - краеведческая тематика, история религий и церкви, "закрытые" страницы отечественной истории, проблемы экологии, культура и традиции "малых" народов, устное народное творчество, ритуалы, обряды, декоративно-прикладное искусство, ремесла и т.п. 3. Получают развитие авторские экскурсии, дающие специалисту возможность раскрыть материал экскурсии так, как представляется лично ему, используя арсенал различных методических приемов. Это способствует развитию экскурсионного дела, интереса к нему новых групп посетителей, в том числе тех, кто ранее редко или совсем не посещал музеев, а также появлению в среде музейных специалистов ярких творческих личностей, экскурсии которых привлекают посетителей, нередко на них стремятся попасть, как на концерты любимого артиста. Представляется, что сегодня оптимальным является соединение авторского видения экскурсии и ее научного решения. А социологические и психологические исследования восприятия экскурсии с учетом их "рейтинга" посещаемости могут дать приближенное к объективному многоаспектное представление о конкретной экскурсии. 4. Экскурсии-исследования, экскурсии-путешествия, экскурсии-уроки, экскурсии-беседы, экскурсии-спектакли и др. - таково жанровое разнообразие экскурсий, вошедших в практику музейного дела с середины 1980-х годов. Как показывает опыт отечественных и зарубежных музеев, спектр видов экскурсий имеет тенденцию к расширению. 5. Непосредственно с жанровым разнообразием экскурсий связана и получающая все большее развитие в экскурсионном деле интерактивная методика, основанная на активизации посетителей с учетом дифференцированного подхода к ним. 6. С целью развития новых технологий в экскурсионном деле необходимо обобщение лучшего опыта отечественных музеев и учет опыта музеев зарубежных. Этому способствуют публикации в профессиональных периодических изданиях ("Museum", "Мир музея", "Открытый музей"), в изданиях Российского научно-методического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея, Российского института культурологии, ряда музеев России (Государственного объединенного музея Татарстана, Омского областного музея краеведения, Саратовского областного краеведческого музея и др.). Обширный по географическому и тематическому охвату материал представлен в сборниках творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ. Клубные формы музейной работы Современная коммуникационная модель музея позволяет культурному пространству музея служить "ареной" самых разных форм общения с многоликой аудиторией. Развиваются уже апробированные долговременной практикой и ставшие традиционными для отечественных музеев формы работы, а также рождаются новые, вызванные к жизни активизацией роли музеев в культурной жизни общества. Все они могут быть объединены названием - клубные формы музейной работы - и имеют свои определенные признаки, которые корректируются с учетом специфики конкретного музея, музейной аудитории и музейных специалистов. К клубным формам музейной работы относятся лектории, факультативы, музыкальные и литературные гостиные, кружки, музейные праздники, вечера и, конечно же, музейные клубы. Особенностью всех музейных клубных форм является их непосредственная связь с объектами и коллекциями конкретного музея. Изучение культурно-образовательной деятельности современных музеев показывает, что музей становится не только образовательным, культурным центром, но и центром общения, дефицит которого является одной из примет современного развития общества. Именно клубные формы способны объединить людей по интересам - социальным, возрастным, профессиональным, научным, духовным и др. В одном из определений клуба говорится, что это "общественная организация, объединяющая в свободное время людей для удовлетворения и развития их многообразных интересов". Музейный клуб - объединение конкретных групп музейной аудитории на основе общего интереса к памятникам истории, культуры, природы, хранимым музеем. Музейный клуб создает оптимальные условия для неформального общения единомышленников и способствует развитию научного, художественного, технического творчества его членов с учетом индивидуальных наклонностей. Характерными чертами музейного клуба являются: определенная аудитория, четкая программа, рассчитанная, как правило, не менее чем на 2-3 года, которая предусматривает занятия пленарные (всех членов клуба) и секционные, а также совместное проведение досуга - вечера, посещение театров, выставок. Как правило, программой предусматривается проведение конференций, викторин, олимпиад и др. В отличие от других форм клубной работы, музейный клуб является самодеятельной организацией, а научный сотрудник музея является куратором, участвующим в решении всех основных вопросов деятельности клуба. Высшим же органом музейного клуба является общее собрание его членов, избирающее Совет клуба, в свою очередь выбирающий председателя Совета. При этом необходимо иметь в виду, что клуб действует на базе музея, хранящего культурное наследие. Требования сохранности обуславливает значительную степень участия в деятельности клуба не только куратора, но и других музейных специалистов. Существуют различные виды клубов, определяемые профилем музея, особенностями музейных коллекций, традициями взаимоотношений музея с местными жителями, особенностями демографического состава населения региона, спецификой историко-культурного развития территории, заинтересованностью администрации и сотрудников музея. Клубы могут быть краеведческими, историческими, литературными, природоведческими и др. Каждый клуб разрабатывает свое Положение, определяющее цели, задачи, управление. Структура клуба может быть секционной (или кружковой), учитывающей возрастные, профессиональные, социальные особенности его членов. Положение действует в течение ряда лет, а программа клуба более динамичная, гибкая, может быть представлена в виде "Приложения" к действующему "Положению". Практика создания и функционирования музейных клубов насчитывает уже не один десяток лет. Значительная часть их ориентирована на работу со школьниками, но имеется плодотворный опыт деятельности музейных клубов, в состав которых входят люди разного возраста и разных профессий. Их объединяет интерес к определенной сфере культуры, искусства, науки, техники, природы. Среди них можно назвать клубы мореходов, любителей балета "Терпсихора", камня, кактусов, орхидей и т.д. Многие клубы посвящены изучению края ("Краевед"), разнообразных коллекций - нумизматики, филателии, филокартии и др. Проблематика клубов отвечает интересам музейной аудитории, которые формируются в определенной социальной среде, в соответствии со сложившимися в обществе приоритетами. Рассмотрим это на конкретном примере. В ГИМе в 1980-е годы был создан клуб "Юный музеевед", ориентированный на школьников 8-10 классов, принимающих участие в работе школьных музеев, которые в этот период бурно развивались. Создание клуба ставило целью ознакомить учащихся с основами музейного дела, дать знания, необходимые в работе школьного музея. Программа включала общие лекции по музейному делу для всех участников клуба, а также работу по секциям, целью которых являлось изучение основных направлений музейной работы - фондовой, экспозиционной, культурно-образовательной. В клубе проводились также занятия, основанные на активной творческой деятельности: написание рефератов, оппонирование, участие в конференциях, дискуссиях, олимпиадах, викторинах. Большое внимание уделялось совместному отдыху - выездам в заповедные уголки Подмосковья, посещению выставок, театров и т.п. В настоящее время в ГИМе действует семейный клуб "Наш дом - музей" для школьников с 1 по 11 класс, дошкольников, родителей, бабушек и дедушек. В состав клуба входят 180 человек. Впервые придя в клуб в 6-7-летнем возрасте, дети посещают клуб в течение 10-11 лет. Система образования, воспитания - многоступенчатая, секционная. 1 секция - "История славянской сказки" - предназначена дошкольникам и младшим школьникам, а ее программа преследует цель пробудить у маленьких детей (вместе с родителями) интерес к отечественной истории через сказку. На занятиях дети учатся сопоставлять реальные и сказочные события, начинают понимать, как рождается устное народное творчество, фольклор, узнавать на экспозиции предметы, с которыми они познакомились в сказках. Другое направление программы - деятельность историко-этнографического театра, в спектаклях которого дети в игровой форме постигают особенности сказочного и исторического материала. Для подростков (5-9 классы) в клубе создана секция "История в музейном предмете", программа которой строится с учетом возрастных особенностей и направлена на изучение музейного предмета и его жизни в музее - процессов комплектования, хранения, учета, атрибуции. Программа другой секции для учащихся этого возраста называется "Вспомогательные исторические дисциплины" и ставит целью овладение навыками исследовательской работы при изучении палеографии, геральдики, нумизматики и др. Общим увлекательным делом всех членов клуба является формирование и изучение коллекции по отечественной истории и быту XIX-XX вв., что предполагает участие в историко-краеведческих экспедициях. Родители принимают самое активное участие в деятельности клуба - участвуют в экспедициях, занятиях, организации и проведения праздников, оказывают большую помощь во всех направлениях клубной работы. Все члены клуба имеют право на бесплатное посещение музея и его филиалов, а также музейной библиотеки. Итак, музейный клуб- сложившаяся форма культурно-образовательной деятельности, основанная на изучении музейных коллекций и памятников, предназначенная определенной аудитории, которая может быть как однородной, так и разной по возрасту, профессии, социальному статусу. Положение о клубе включает цели, задачи, структуру, управление, содержание. Работа клуба строится с учетом секционного (кружкового) деления, но включает и общие программные мероприятия - лекции, конференции и др. В программу входит также совместное проведение досуга. Музейный клуб может иметь эмблему, девиз, гимн и т.п. Все другие формы клубной работы имеют отдельные признаки клуба. Например, кружки, в отличие от клуба, не являются самодеятельной организацией, а их руководителем обычно назначается сотрудник музея, кружки включают, как правило, однородную и не очень многочисленную аудиторию. Программа кружков ориентируется на занятия, а не совместное проведение отдыха, хотя в зависимости от специфики и пожеланий аудитории и руководителя совместное проведение досуга также возможно. Другие клубные формы - циклы вечеров, абонементы, литературные и музыкальные гостиные, музейные фестивали и праздники - адресованы определенной аудитории, но не предполагают обязательного участия в каждой программе, это делается по желанию участников, которые, в отличие от клубов и кружков, не являются постоянными членами складывающихся коллективов. По желанию участников возможно перерастание этих форм в клубы. Вместе с тем в повседневной музейной практике нередко разные клубные формы называют "клубами", хотя по сути их деятельности, особенностям структуры и управления они клубами не являются. Клубные формы могут быть предназначены конкретной аудитории (кружки, факультативы), а могут быть организованы для самой широкой аудитории местных жителей. К последним относятся музейные праздники, которые являются одной из перспективных форм работы с публикой. Сам термин свидетельствует о том, что музей становится таким центром культуры, который не только учит, образовывает, воспитывает, но и развлекает, все более активно вторгается в досуг, делая его радостным, вызывая положительные эмоции. Музейный праздник - комплексная форма культурно-образовательной деятельности, в структуру которой включаются элементы театрального представления, экскурсии, тематического вечера и др., объединенные единой темой. Организовывают праздник сотрудники музея на основе тщательно продуманного сценария, иногда с привлечением творческих работников театра, музыкальных учреждений, радио, телевидения, других учреждений культуры - домов культуры, библиотек и т.п. В проведении праздника (как и во всех других формах культурно-образовательной деятельности) "участвуют" музейные коллекции, экспозиции, недвижимые памятники истории и культуры, расположенные на музейной территории и вне ее, специально приуроченные к этому событию выставки, памятные места, сама историко-культурная среда города. Праздничность создается общей атмосферой веселья, активностью участников, ярким и красочным оформлением. Тематика праздников очень разнообразна: исторические, этнографические, литературные, фольклорные и др. Их содержание и композиция обычно соответствуют специфике музея, его виду и профилю. Нельзя не отметить все более возрастающую популярность фольклорно-этнографических праздников, устраиваемых в музеях под открытым небом, в которых самое активное участие принимают местные жители. Фольклорные праздники интересны обрядовыми песнями, ритуалами. Наше время отмечено развитием исторического сознания, интересом и вниманием людей к своим национальным истокам, возрастающим в ответ на процессы глобализации и урбанизации, поглощающих своеобразие народных традиций. Подготовка и проведение праздников в разных музеях страны показывает, что, несмотря на кажущуюся легкость, проведению их должна предшествовать тщательная организационная работа и разработка сценария. Изучаются письменные источники, отбираются и исследуются памятники материальной и духовной культуры, просматриваются кино- фотоматериалы, продумывается включение аудиовизуальной техники. Принимаются повышенные меры по обеспечению сохранности памятников и экспонатов, просчитывается возможная нагрузка на территорию и памятники архитектуры, механизмы ее регулирования. Предпринимаются меры по созданию комфортных условий для гостей праздника. Каждый музей самобытен, и все музейные праздники, несмотря на схожесть отдельных структурных элементов, имеют специфические черты, определяемые особенностями музея, территории, своеобразием существующих традиций. Так, в музее-заповеднике "Кижи" ежегодно устраивается Республиканский детский музыкальный праздник, цель которого - постижение подрастающим поколением культуры народов Карелии через активное участие каждого ребенка в освоении исторического, эстетического, нравственного опыта предков через игру, фантазию, творчество. Характерно, что эти праздники стали системой, с 1994 г. они проводятся ежегодно в начале июня. Общий проект праздников называется "Кижи - мастерская детства". Темы ежегодно меняются, открывая разные грани традиционной культуры народов Карелии, например, "Ярмарка глазами детей", "Нить жизни" (ткань, ритуал, человек в традиционной культуре). В 1999 г. праздник был посвящен фольклорному наследию Карелии - 150-летию издания эпоса "Калевала" и русских былин Севера. Таким образом, культурно-образовательная деятельность отечественных музеев представлена широким спектром самых разных форм, предназначенных взрослой и детской аудитории: от традиционных экскурсий, лекций, до новых, получивших развитие в последнее десятилетие (музейные клубы, праздники, студии и т.д.). Значительное внимание музеи стали уделять проблеме включения нематериального культурного наследия - обрядов, ритуалов и т.д. -в различные формы работы с посетителями. Все более широко в практику музейной работы входит интерактивная методика, ориентированная как на детскую, так и на взрослую аудиторию. Музейный посетитель становится активным участником разных событий, происходящих на пространстве музея - вечеров, выставок, праздников. А музей становится научным, образовательным, культурным и досуговым центром, привлекающим самых разных посетителей, изучение которых становится одним из актуальных направлений музейной работы. Разрабатываются научные, методические основы культурно-образовательной деятельности, которая должна адекватно отвечать на требования современного общества, все более тесное взаимодействие с которым характеризует современную музейную жизнь. Литература: 1. Анциферов Н.П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. М., 1925. 2. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. 3. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий. В 3-х частях. М., 1923. 4. Герд В.А. Экскурсионное дело. М.-Л., 1928. 5. Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру. // Экскурсии в культуру: методич. Сб. М., 1925. 6. Коссова И.М. Взаимодействие музея со школой. М., 1990. 7. Коссова И.М. Музей в культурной жизни края. М., 1989. 8. Культурно-образовательная деятельность музеев. Сб. тр. творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ. Сост. И.М. Коссова. М., 1997. 9. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. Сб. тр. творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ Вып. 2. Сост. И.М. Коссова. М., 1999. 10. Музей и общество. Проблемы взаимодействия. Сб. тр. творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ. Вып. 3. Сост. И.М. Коссова. М., 2001. 11. Музей для всех. Сб. тр. творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ. Вып. 4. Сост. И.М. Коссова. М., 2003. 12. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001. 13. Ньюберри К. "Руководство по работе с инвалидами в Великобритании" // "Museum" №180 (№2), 1994. 14. Основы экскурсионного дела в музеях. Вып. 1-2. Сб. тр. НИИ культуры. М., 1976-77. 15. Ребенок в музее. Сб. тр. НИИ культуры. М., 1991. 16. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных факультутов. СПб, 1999. 17. Художественный музей в образовательном процессе. СПб, 1998. 18. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001. МУЗЕЙНАЯ СОЦИОЛОГИЯ |