Главная страница
Навигация по странице:

  • Музейная педагогика.

  • культура. Культурнообразовательная деятельность


    Скачать 79.04 Kb.
    НазваниеКультурнообразовательная деятельность
    Дата02.02.2023
    Размер79.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультура.docx
    ТипДокументы
    #917769
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Культурно-образовательная деятельность

    Глава VII

    Культурно-образовательная деятельность как важный элемент музейной коммуникации. Немного истории. Музейная педагогика. Разработка образовательной

    концепции музея. Музейная аудитория. Формы культурно-образовательной деятельности.

    Культурно-образовательная деятельность является важным ком­понентом музейной коммуникации и одним из ведущих направле­ний музейной работы. Теоретическую основу культурно-образова­тельной деятельности составляет музейная педагогика. Понятие "культурно-образовательная деятельность" шире понятия "музейная педагогика", так как включает, по существу, все, что относится к орга­низации и проведению многоаспектной работы с самой разнообраз­ной музейной аудиторией. Термин "культурно-образовательная дея­тельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х годов.

    Как социокультурный институт музей всегда был ориентирован на контакты с публикой, но в разные эпохи представления об образо­вательной роли музея прежде всего были связаны с особенностями развития социума в тот или иной период. Лишь в конце XIX - начале XX вв. обществом в полной мере начинает осознаваться значение му­зеев в процессах просвещения, образования и воспитания. В это вре­мя наибольшее распространение для обозначения работы музеев с пуб­ликой получил термин "кулътурно-всоспитательная работа ". В этот период получают развитие экскурсии, лекции, которые мы теперь называем традиционными формами музейной работы. Начинает формиро­ваться отечественная экскурсионная школа, получает широкое развитие экскурсионное дело. Наиболее четко продумывается и решается проблема взаимодействия со средними учебными заведениями - школами, гимнази­ями, училищами. Намечается "выход" на более широкую аудиторию.

    В этом плане интересны впечатления К. А. Тимирязева, высту­павшего с лекцией в Политехническом музее: "Вы встретите здесь толпу самую пеструю, какую могли бы себе представить где угодно, но уже никак не в аудитории. А между тем это факт: эта толпа в аудитории, она составляет аудиторию, внимательно, жадно ловящую слова не сказки, не потешного рассказа, а ставшего доступным ее пониманию научного вопроса. И факт этот невольно озадачивает вас при наглядном столкновении - до того мало возможен он казался еще двадцать, еще десять лет назад". Именно Политехнический му­зей с первых дней своего существования был ориентирован на рабо­ту с самой разнообразной аудиторией.

    К 1910 г. относится выход сборника "Школьные экскурсии, их значение и организация", который, учитывая актуальность материа­ла, был переиздан в 1921 г.

    Со второй половины 1920-х гг. музей, в связи с общими тенден­циями политизации и идеологизации, начинает рассматриваться как центр политпросвещения. На рубеже 1920-1930-х гг. появляется но­вый термин для обозначения взаимодействия музеев с аудиторией - "политико-просветительная работа ", которая провозглашается приоритетным направлением музейной деятельности.

    До середины двадцатых годов в содержание работы с посетите­лем включалось изучение мировой и отечественной истории, природ­ных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. К тридцатым годам основное внимание уде­лялось пропаганде революционных завоеваний и достижений социа­листического строительства. Согласно решениям IV съезда Политпросветов (1926), музейные экскурсии и лекции должны были строиться только на основе марксистско-ленинской методологии.

    Основной задачей становилось внедрение этой государственной доктрины в общественное сознание, а главным критерием всей ра­боты с посетителем - массовость охвата населения. И термин "по­литико-просветительная работа" дополняется словом "массовая". Эта терминология настолько прочно вошла в сознание музейных работ­ников предшествующих поколений, что и по сей день понятие "мас­совая" часто употребляется для обозначения культурно-образователь­ной деятельности.

    На рубеже 1950-х.-60-х гг. получает распространение термин "научно-просветительная работа", что объясняется, прежде всего, усилением внимания к музейному предмету как основе музейной деятельности, а также к научным исследованиям в этом направле­нии работы. Однако музей продолжает рассматриваться как идеоло­гическое учреждение, о чем свидетельствуют постановления партии "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудя­щихся" 1964 г. и "Об улучшении идейно-воспитательной работы му­зеев" 1982 г. Эффективность научно-просветительной работы про­должает оцениваться по количеству "обслуженных" посетителей, проведенных экскурсий и прочитанных лекций. Нормативы опреде­ляют органы управления музейным делом. И вплоть до сер. 1980-х годов незыблемой остается задача показа достижений социалисти­ческого строительства, историко-революционная тематика, а после окончания Великой Отечественной войны одним из ведущих направ­лений тематики культурно-образовательной деятельности становит­ся военно-патриотическая.

    Между тем именно в этот период (1960-1980-е гг.) в работе с аудиторией наблюдаются значительные изменения не только в раз­витии новых (нетрадиционных) форм музейной работы: факульта­тивов, абонементов, устных журналов, уроков мужества, фестивалей, праздников, клубов и др., но и в методических приемах экскурсион­ной работы. Экскурсия начинает рассматриваться как диалог, а экс­курсант - как равноправный его участник. Вводится вопросно-от­ветная, игровая методика, применяется театрализация. Получают развитие цикловые формы работы с аудиторией.

    Большое значение для развития экскурсионной деятельности имели исследования проблем классификации, содержания, органи­зации и методики музейных экскурсий в середине 1970-х гг., пред­принятые НИИ культуры и представленные в сборниках трудов ин­ститута ("Основы экскурсионного дела"). Результаты трудоемкой исследовательской работы нашли преломление в практической ра­боте музеев. Начинают возрождаться лучшие традиции отечес­твенной экскурсионной школы.

    Проявляется тенденция дифференцированного, гибкого подхо­да к различным категориям музейной аудитории - школьникам, сту­денчеству, взрослым посетителям, иностранным туристам, местным жителям и т.д. Способствовало развитию такого продуманного под­хода к посетителю проведение комплексного социологического изу­чения посетителей музеев, которое нашло воплощение в серии тру­дов НИИ культуры ("Музей и посетитель"). С другой стороны, имен­но осознанная необходимость дифференцированно подходить к раз­ным группам музейной аудитории стимулировала эти исследования. В результате масштабное изучение музейного зрителя сыграло зна­чительную роль в разработке новых приемов, методик, используе­мых в практике музейной работы.

    На рубеже 1980-х-1990-х гг. музей рассматривается как важный элемент развития человека, его творческого потенциала, форми­рования ценностных, нравственных, мировоззренческих ориентации, базирующихся, прежде всего на эмоциональной сфере, что связано с общими социальными, культурными процессами, происходящими в стране и мире. Под призмой теории коммуникации переосмыслива­ется модель музея, активно включающегося в жизнь общества. Скла­дывается и новая образовательная концепция музея.

    Все чаще употребляется термин "культурно-образовательная деятельность", что свидетельствует о новом этапе в развитии музеев и отношении общества к культурному наследию. Вместе с тем этот период характеризуется и более тесными контактами с международ­ным музейным сообществом (ИКОМом), один из комитетов которо­го называется Международным комитетом по культурной и образо­вательной деятельности. Продолжают развиваться как традицион­ные, так и новые формы работы с посетителем, построенные на ди­алоговых формах и интерактивной методике. Проблематика куль­турно-образовательной деятельности постепенно уходит от догма­тической идеологизации отечественной истории, культуры, искус­ства, что меняет практически содержание всех ее форм, программ.

    Развитие культурно-образовательной деятельности на современ­ном этапе прежде всего связано с изменением социальной роли музея и повышением эффективности взаимодействия музея и общества. Музей становится культурным, образовательным центром практичес­ки для всей многоликой аудитории, что требует особого внимания к изучению музейного посетителя с целью адекватного ответа на его запросы. В ряде музеев проводятся социологические исследования, способствующие разработке таких программ, проектов, в которых за­интересованы посетители разного возраста, социального статуса, про­фессиональной ориентации. Новые информационные технологии на­ходят применение в культурно-образовательной деятельности.

    Приметой времени становится создание новых интеграционных структур - культурных, образовательных центров, создаваемых, как правило, на базе музеев и основанных на взаимодействии и сотрудничестве с органами образования, социальной защиты, учреждени­ями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов. Главная их цель - образование человека культурой.

    Значительное количество таких центров работает с детской ауди­торией. Вместе с тем проявляется тенденция создания культурных музейных центров, ориентированных на взаимодействие со всем спектром музейной аудитории. Как у нас в стране, так и за рубежом начинает четко проявляеться тенденция сотрудничества музеев со взрослой аудиторией, для которой музей становится образователь­ной, культурной и даже развлекательной площадкой.

    Таким образом, культурно-образовательная деятельность музе­ев прошла долгий путь, каждый из этапов которого характеризуется особенностями того или иного исторического периода.

    Музейная педагогика. Термин "музейная педагогика" получил в последние 1,5-2 десятилетия широкое распространение в среде оте­чественных музейных специалистов. Термин пришел к нам в 1970-е гг. из Германии, где его появление зафиксировано в начале 1930-х гг. Разработка понятия "музейная педагогика" восходит к началу 1900-х гг. и связана с деятельностью немецких музеев, спроецированной на работу со школами и участие в учебном процессе.

    Представление о музее как образовательном институте зарож­дается в начале XX в. На конференции в Мангейме в 1913 г. А. Лихтварк, директор Гамбургской картинной галереи, подчеркнул в док­ладе, что "университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XX век присоединил новое высшее воспитательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждения носят каждый отпечаток той эпохи, кото­рая их создала. Музеи, открытые для всех, задающиеся целью слу­жить всем и не признающие никаких различий и разделений, явля­ются выражением демократического разума". Отметим, что похожие мысли высказывал Н.Ф. Федоров, полагавший, что музей должен быть открыт для всех, независимо от уровня образования, социального статуса. Придавая большое значение воспитательной роли музея, Н.Ф. Федоров считал, что "музей будет действовать душеобразовательно".

    А. Лихтварк обосновал образовательное предназначение музея и роль посредника в процессе общения посетителя с экспозицией, пред­ложив новый подход к посетителю как участнику диалога. Благодаря Г. Кершенштейнеру, в педагогической деятельности музеев было об­ращено большое внимание на построение самой экспозиции, а не толь­ко на формы, методы, приемы работы с посетителями. Иллюстрацией такого подхода явилась экспозиция Немецкого музея шедевров есте­ствознания и техники г. Мюнхена, которая стимулировала активность посетителя при восприятии им музейного материала.

    Непосредственно термин "музейная педагогика" впервые был употреблен в книге "Музей - образование - школа" (1931 г.), авто­ром которой был Г. Фройденталь, много внимания в своей деятель­ности уделявший проблемам взаимодействия музея и школы. Им была разработана методика работы музея со школьниками, включавшая несколько этапов - подготовку к посещению музея, работу в музее и закрепление на уроке полученных знаний и впечатлений. Согласно взглядам Г.Фройденталя, значительную роль в музейно-педагогическом процессе играл школьный учитель. Как известно, проблема учас­тия школьного педагога в музейном образовании остается актуаль­ной и в наши дни. Закреплению термина "музейная педагогика" спо­собствовало внимание к проблеме "музей и школа" в немецком му­зейном деле 1930^40-х гг.

    Итак, появление термина" музейная педагогика" в 30-е гг. XX в. в Германии первоначально означало участие музея в учебном, вос­питательном процессе школы, в создании образовательных программ для детей, то есть музейная педагогика была ориентирована на ра­боту со школьниками.

    Как далее развивалось понимание этого термина?

    В послевоенные годы в ГДР музейная педагогика сначала трактовалась так же, как в 1930-е гг., то есть изучались и реализовывались возможности музея в образовательной работе со школьника ми, а в словосочетании "музейная педагогика" внимание акцентиро­валось на слове педагогика. Но постепенно музейные педагоги ГДР пришли к выводу, что для решения музейно-педагогических проблем необходима интеграция педагогики и музееведения.

    Здесь большую роль сыграла деятельность "Рабочей группы музейной педагогики", созданной в 1963 году в Министерстве про­свещения ГДР. Одним из ощутимых результатов деятельности груп­пы явилось регулярное издание сборников "Школа и музей в единой образовательной системе ГДР", на страницах которых публиковался методический материал, также практическая работа музеев со шко­лами. Издание сборников привлекало внимание специалистов обра­зовательной системы, школьных учителей и музейных деятелей к проблемам взаимодействия музея и школы, и уже в работе "Музей­ная педагогика в ГДР", изданной в 1983 году, музейная педагогика определяется как "пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук".

    Большое значение для разработки термина "музейная педагоги­ка", учитывающего современные тенденции культурной, образова­тельной роли музеев, имела и деятельность музейно-педагогичес­ких центров ФРГ, при своем возникновении базировавшихся на мно­голетних традициях и опыте работы со школой довоенной Герма­нии. Но когда эти центры включили и новые направления, развивав­шиеся под влиянием теории музейной коммуникации, термином "музейная педагогика" в ФРГ стала называться новая научная дис­циплина, рассматривающая проблемы музейной коммуникации. Со­гласно трактовке западногерманских специалистов, в поле зрения музейной педагогики должно быть создание комфортных условий для общения посетителей с культурным наследием, активизация их восприятия музейного материала, выявление и развитие творческих склонностей и способностей.

    Большую роль в определении музейной педагогики как форми­рующейся научной дисциплины сыграла дискуссия, в которой при­няли участие и западногерманские музееведы (Р. Ромедер, А. Кунтц и др.). В процессе дискуссии (1970-е—1980-е гг.) рассматривались проблемы определения предмета музейной педагогики и понятий­ного аппарата. Итогом дискуссии стала более широкая трактовка термина в русле системы музейной коммуникации, осознании ее свя­зи со всеми направлениями музейной работы - исследовательским, фондовым, экспозиционным и выставочным, а также рассмотрение музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины.

    В нашей стране эта дефиниция появилась в 1970-е гг., и термин стали употреблять (и продолжают иногда и в настоящее время) в двух значениях - практической культурно-образовательной деятель­ности и научной дисциплины. Впервые на семинаре "Роль художе­ственных музеев в эстетическом воспитании школьников" прозву­чало предложение о необходимости разработки музейной педагоги­ки, которая бы обеспечила научный подход к интерпретации музей­ных собраний с использованием методов педагогики и психологии.

    Широкому применению понятия "музейная педагогика" в зна­чительной степени способствовало выступление A.M. Разгона, хо­рошо знакомого с работами немецких музееведов и являющегося ак­тивным членом ИКОМа. На конференции "Музей и школа" (нач. 1980-х гг.) A.M. Разгон подчеркнул, что создание такой научной дисцип­лины, как музейная педагогика, "находящейся на стыке целого ком­плекса наук, ныне представляется не какой-то отдаленной перспек­тивой, а насущной практической задачей".

    Таким образом, выделение музейной педагогики в отдельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теорети­ческого осмысления образовательной деятельности музеев с целью выявления приоритетов, тенденций, а также повышения ее качествен­ного уровня с учетом развития музееведения, профильных дисцип­лин, социологии, педагогики, психологии и др.

    По существу, музейная педагогика получила широкое развитие в отечественном музейном деле благодаря глубоким и многоаспект­ным разработкам в конце XIX- начале XX вв., которые нашли вопло­щение в трудах создателей российской экскурсионной школы (И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е. Райкова, Н.А. Гейнике, Б.Б. Кай-городова, В.А. Герда, А.Я. Закс и др.). Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, они обосновали теоретические и организационно-методические принципы экскурсионного дела, становящегося уже в этот период приоритетным направлением культурно-образовательной деятельности. Ими же был разработан и экскурсионный метод.

    Большое значение имели работы А.У. Зеленко, Ф.И. Шмита, Н.Д. Бартрама, М.С. Страхова и др., обосновавших образователь­ную роль педагогических, школьных, детских музеев в образователь­ном, воспитательном процессе. А система эстетического воспита­ния в художественных музеях, разработанная А.В. Бакушинским и поддержанная его последователями, широко используется и в насто­ящее время музейными специалистами.

    Взгляды, разработки наших замечательных предшественников особенно актуальны сейчас, когда создается новая образовательная концепция, в которой идеи гуманизации и гуманитаризации образо­вания, приобщения к мировой культуре, истории, общечеловечес­ким духовным ценностям, развиваются в русле музейной коммуни­кации. А современная музейная педагогика выходит на более широ­кое поле изучения и разработки методики, форм, приемов, предназ­наченных не только детской аудитории, но и всем другим категори­ям музейной аудитории, включая в орбиту своего внимания изуче­ние этой многообразной аудитории.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта