ответы на ВОПРОСЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ. Культурология предмет, метод и задачи культурологи
Скачать 182 Kb.
|
1 2 Стало очевидно, что массовое сознание по своей природе мифологично, и любая культура имеет в основании свой миф. По мнению исследователя Е. М. Мелетинского, «миф – один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концептирования окружающей действительности и человеческой сущности. Миф – первичная модель всякой идеологии и синкретическая колыбель различных видов культуры – литературы, искусства, религии и, в известной мере, философии и даже науки»1. Миф направлен на поддержание гармонии личного, общественного, природного, он осуществляет контроль социального и космического порядка. В мифе превалирует пафос преодоления хаоса в космос, защиты космоса от сохранившихся сил хаоса. Миф удерживает культуру в целостности, она стабильна, пока существует миф. По словам Е. М. Мелетинского, некоторые черты мифологического мышления (в особенности конкретно-чувственное и персональное выражение абстракций, символизм, идеализация «раннего времени» как «золотого века» и настойчивое предположение смысла и целесообразной направленности всего происходящего) сохраняются в массовом сознании, в политических идеологических системах, в художественной поэтической фантазии Согласно исследователю С. Ю. Неклюдову, мифология не является какой-то отдельно существующей частью духовной жизни – ею пронизана вся культурная, художественная и идеологическая практика, включая позитивно-рациональные области (относящиеся к политике, экономике, медицине и др.), т. к. и они в свою очередь опираются на определенные ценностные ориентиры и метафоры обобщенных эмпирических наблюдений. Значения основных мифологических представлений и образов сопоставимы с древнейшими ощущениями человека, с его ориентацией в природной среде и в сообществе себе подобных, с его «базовыми» эмоциями (радость, удивление, гнев, страх, голод, сексуальное влечение и пр.), с психологическими универсалиями и архетипами общественного сознания. При этом если сами эти представления являются общечеловеческими, то традиции национальной мифологии выражаются посредством текста, а строй его образов, воплощающих мифологические смыслы, обусловлен именно особенностями национальной культуры. 8.Общая характеристика «первобытной культуры» Доисторическая культура. Образ мыследействия можно представить как дерево жизни: верх (крона), середина (ствол) и низ (корни). Люди живут на земле. Выше живут предки и духи. Под землей живут мертвые и гады. Мир - картина единства природы. Человек воспринимал себя в единстве с природой, с другими людьми и духами. Человек может нарушать картину мира, если он это сделает нужно просить духов. Героем этой культуры является шаман, позже жрец. Действия шамана происходят в трансе. Таким образом человек защищался от страха жизни. Символом доисторического времени можно считать маску, которая выражала единство человека и природы, единство всех людей. Маска должна была защищать от болезни. Это время политеизма. 9.Культуры древних цивилизаций Характерные особенности: 1. жесткая иерархическая структура общества, с четко выделенными сословиями, между которыми, как правило, существовали непреодолимые преграды; 2. монархическая форма правления, где монарх, помимо политических функций, выполнял также и духовные функции (то есть был одновременно и царем, и первосвященником), причем монархическая власть передавалась по наследству. 3. активное вмешательство в окружающую среду и рациональная организация трудовой деятельности на уровне всего общества. 4. исключительная роль государства в сфере экономики, наличие громоздкого бюрократического аппарата. 5. сильное влияние жреческого сословия. 6. использование регулярной планировки в градостроительстве и в сооружении храмовых комплексов, значительный процент монументальной архитектуры 10.Античная культура Античная культура. Эта культура рассматривается, как древнее для европейской культуры. В этой культуре человек существовал как гражданин. Человек жил в полисах (городах). Человек полиса отличался гармоническим развитием, ярким восприятием мира. Мир мыслился в единстве богов и людей. Люди стали рассказывать истории. Время становится событийным, наполненным событиями. Событием считалась встреча. Во всем присутствовал дух соперничества ( этот дух охватывал общение людей и общение людей с богами). Человек мыслил себя в единстве с миром. Формируются принципы гражданского поведения. Появляется и определение гражданской чести, чести гражданина. Античная культура стала зарей человечества, потому что была осмыслена радость интенсивного труда. Появление героя. Ценности античной культуры - признает естество природы. В это время ценятся знания. Появляются первые школы, академии. Красота синтементального мира отражается в культуре. Скульптурность - особенность античной красоты. Линия очень ценится в синтементальной культуре. Зарождается демократия. 11.Европейская культура эпохи Средневековья В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи. Ее материальную основу составляли феодальные отношения. Важнейшим достижением этой культуры стол поворот к осмыслению проблемы личностного становления человека. Время раскалывается, рождается новая система летоисчисления. Из множества мифов формируется единое христианское учение, которое основано на вере в Иисуса Христа. Рождается Новый Завет. Ценится в это время человек духовного восприятия. Крест продолжает идею древа жизни. Центром мира становится человек. Дух выпрямляет человека. Возникает идея ответственности. Человек и его жизнь - высшая ценность. Формируется понятие греха. Человек пользуется молитвой для общения с богом. Это его вера в защиту. Возникает идея жизненного пути, как пути избавления от греха. Формируется идея несовершенства и несовершенства человека. Ценности: совесть и вера. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. 12.Культура эпохи Возрождения ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Гуманизм. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Возник невиданный интерес к чел личности, различным сторон её жизни. По новому реш проблема чел и БОГ. Вместо принципа провиденциализма утвержд принцип чел активности. Неотриц сущ Бога гуманисты пытаются приблиз к нему чел. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. Люди эпохи. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело— это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля (см. Нидерландская школа ). Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной. Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры — в том числе Сервантес и Шекспир — принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко. Идеал культ чел – универсальная всесторон развит личность, сочет в себе дарования учёного и худож. 13.Культура Европы Нового времени Это время когда формируется новое мышление. В это время когда формируется картина мира. Преобладает представление о природе как объекте, который нужно изменить, человек противопоставляется природе. Возникает лозунг покоить природу. Ценности этого времени: наука, знания, практика, опыт, знания, выгода. Человек рисует реалистическую картину мира. Отношения между людьми регулируются законами. Возникает бюрократическая власть. Культура синхронного времени. Время перестало быть сакральным, святым. Его можно измерять. Это такая же ценность как и другие. Время - деньги. Это время взлета науки. В это время господствуют 2 воли: воля человека к власти и воля человека к жизни. Красота - высшее проявление культуры. Это красота разумная, реалистическая. Это время расцвета городов, с массовым поселением. Это время возникновения понятия Homo fuber. Человек - оператор, человек лишился святости, утратил веру в бога, он стал безбожником. Это человек, который на мир смотрит реалистично, он видит изъяны мира. Он хочет преобразовать. Человек - пленник времени. Появляется понятие успеха, представления о массовости. Массовым становится производство. Массы ориентируются на массовое потребление. Отсуда понятие труда переживает кризис. Появляется работа. Человек приставлен к машине. В это время массовым становятся и книги. Общество стало апосредованным. В это время зарождается рынок и рыночная мораль. Рынок - особая сфера деятельности посредников. Это время специализации. Деятельность разделяется. Техническое образование считается высшей ценностью. Впервые возникает понятие лидер на уровне государства. США становится мировым лидером. И вера становится технической. Вера в человека разумного. Время наступления цивилизации на духовную культуру. Память можно зафиксировать. Рождается новая культура. 14.Актуальные проблемы современной культуры Слово проблема имеет несколько пониманий. Мы называем дела, которые нужно сделать. Мы называем проблемами вопросы, которые нужно решить и т. д. В науке существует более узкое понимание. Проблема есть там, где есть противоречие; где не ясно как же разрешить противоречие. Когда не ясно какой выход. Проблема есть там, где человек переживает, чувствует внутреннее напряжение. Проблемы: 1) Сегодня доминируют в культуре рыночные отношения. Экономическая культура или контркультура доминирует. Сегодня товаром становится то, что им не должно быть. Товаром становится и сам человек. Дружба, здоровье, человеческие идеалы теряют свою сокральность происходит десокрализация. Сам по себе рынок это большое благо. Нельзя отрицать рынок. Но он всех помечает своим десокральным знаком. 2) Отношение культуры и техники. Человечество давно столкнулось с техникой; тогда когда изобрело колесо. Это как и вектор направлено в одну сторону. Что есть НТП с точки зрения культуры, оказывается не безусловной ценностью. Сегодня технические корпорации охватывают всю планету. Глобальная, техническая цивилизация лишает человека уникального существования. 3) Человек - объект технического воздействия. Сегодня манипулирование человеком становится угрожающим. Возникает зомбирование (человек теряет способность контролировать себя). Реклама - это тоже манипуляция. И всякое общение тоже своего рода манипуляция. 4) Проблема экологии. Проблема, связанная с естественной средой, первоначально воспринималась в естественном, природном смысле. Сегодня она развертывается и становится метопонятием. Возникает точка зрения экологического пессимизма. Выделяют: 1. Проблема народонаселения (в одних странах население па дает, в других возрастает). 2. Безграмотность. 3. Проблема истощения ресурсов. Что делать дальше? Газа немного, воды немного... 4. Опыты ядерных и звездных войн. Сегодня проблема экологии и экологического пессимизма отчуждается. Самое страшное это одиночество в толпе. Человек утрачивает единство с миром, природой и другими людьми. 5) Маргинальность. Изначально маргиналом считался человек на обочине. Маргинальная культура - это культура окраин. Сегодня то что было маргинальным стремится к центру. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Он начинает эпатировать (привлекать к себе внимание). 6) Проблемы духовного туризма. Дух - вера. Сегодня чувство веры обновляется. Сталкиваются вера которая одна и веры которых много. Сегодня существует переход из одной веры в другую. Это явление называется духовным туризмом. 7) Проблема дегуманности и агрессивности культуры. Понятие агрессии не однозначно. Это понятие с двойным знаком. Агрессия - это способ решения проблем, доступный человеку неуверенному. Человек внутренне не уверен, но внешне излишне самоуверен. Форма агрессии идеализируется. Агрессия должна быть в гомеопатических дозах. 15.Культура и искусство. Основные художественные эпохи и направления в истории культуры Барокко и классицизм Импрессионизм. Модернизм. Постмодернизм. 16.Специфика отечественной культуры. Русский культурный архетип На характер рус. кул-ры большой влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы – все это формировали основы отечественной кул-ры (мировоззрение народа, характер его расселения, связи с др. землями, тип хоз. деятельности, отношения к труду, организацию соц. жизни, фольклорные образы, народн. философию). Ключевский: природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от рус. людей совместных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями стали: наваливаться всем миром и аврал. Природа вызывала у чел. восхищение – фактическое отношение. Фатализм рус. чел. сочетался с стихийно-реалистич. отношением к жизни. Не рационализм, а интуитивизм доминировал в сознании рус. чел. У рус. чел. больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У рус. людей преобладало наглядно образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе «Заметки о русском». Издавна русская кул-ра считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями. Большое влияние на характер русской кул-ры оказал экономический фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община – с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской кул-ры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство. На своеобразие русской кул-ры оказали влияние особенности политико-правого развития России. В первые века существования славяно-русского гос-ва успешно развивали демократические формы правления (вече). В отличие от запада, где кул-ра впитала правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси всегда существовал приоритет морали над правом. К тому же судебные нормы (Русская правда) были более гуманны. Недооценка правовых норм, их незнание определяли на всем протяжении истории России низкую правовую культуру. На своеобразие русской кул-ры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное положение России между цивилизациями запада и востока. Проблема цивилизации принадлежности России, ее отношение к западу и востоку стало предметом теоретического расследования в 19в. Чаадаев признавал своеобразие цив-ного развития России, но видел его в том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку. Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских традиций. Славянофилы связывали будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культурой. Данилевский наиболее перспективным считал славянский тип кул-ры, наиболее полно выраженный в русской кул-ре Тойнби рассматривал Россию как дочернюю зону православной Византии. Аналогичные мысли высказывал Леонтьев. Большое внимание уделял этой проблеме Плеханов: в России идут 2 процесса параллельных друг другу, но направленные в различные стороны. С одной стороны происходит европеизация высшего культурного слоя, а с др. стороны происходит усиление азиат. способа производства и восстановления деспотии. Это порождает разрыв между народом и интеллигенцией. Россия не объединяет восток и зап., а противопоставляет, даже разрывает эти 2 мира. Н.А. Бердяев считал, что в Росси соединяются вост. и зап. как 2 потока мировой истории, причем это соединение превращает Россию не в некий интеграц. вариант, а в арену столкновения и противоборство западных и вост. элементов. Промежуточное положение России между востоком и зап. порождает глубокую противоречивость в рус. кул-ре ее раздвоенность и внутренний раскол. Существует евразийская концепция цивилизационного развития России. Представители: Трубецкой, Алексеев, Корсаев, Савицкий. Евразийцы отстаивают мысль об исключительности рос. цивилизации, обусловленной спецификой ее место положения. Также как славянофилы они отрицательно относились к реформам Петра 1. Но в отличие от славянофилов они делали акцент на восточном элементе в рус. кул-ре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для строительства гос-ва и сохранения устоев православия в условиях идеологической и военно-политической экспансии Запада. Гумилев считал себя последним евразийцем. Среди духовных факторов, определивших своеобразие рус. кул-ры следует называть прежде всего православие. У древ. славян существовала языческая религия, основанная на вере в множество богов, кот. символизировали различные природные стихии и покровительствовали тем или иным сторонам деятельности чел-ка. В 988 г. Русь приняла христианство в его византийском православном варианте. Пришедшее из вне христианство существенно изменилось под влиянием местных, языч. верований и культов. Христианские и языческие традиции, наслаиваясь друг на друга, образовали со временем некий синтез, получивший название русское православие. Принятие христианства приобщила Русь к кул-ре Византии всего христ. мира. В кон.10 в. на Русь из Болгарии приходит письменность, а вместе с ней на Руси появляются рукописные книги. С 11в. начинается летописание. Русью была воспринята Византийская иконопись, фресковые росписи, искусство мозаики. В кон.10-нач.11в.в. на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии приходит крестово-купольный вид храма. В правлении Ярослава Мудрого на Руси появляется монашество и монастыри, кот. становятся своего рода культ. центрами. В условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига единство русской земли сохранялось благодаря цельности русской кул-ры, сплоченная единством языка, славянской письменности, религиозными воззрениями и христианскими ценностями. В послемонгольский период правосл. церковь сыграла важную роль централизации и укреплении гос. единства. В начале 18в. Нестром1 была проведена церковная реформа, кот. имела своей целью стремление лишить церковь самостоятельности. 17.Проблема периодизации отечественной культуры Культура Руси до монгольского нашествия Русая культура 13-17 веков Русская культура 18 в. Русская культура первой половины 19 в. Русская культура второй половины 19 в. – начала 20 в. Советская культура 1917-1920 гг. Отечественная культура во второй половине 20 в. 18.Культурологическая теория в России Культурологическая мысль в России развивалась с опозданием и имеет ряд особенностей. Культурология в россии развивалась также как и на западе она делала первые шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира. Русский народ отличался патриотизмом.Революционные катаклизмы в России оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в россии отразились на ее культуре. Соловьев (поэт, критик) он проповедовал утопический идеал всемирной теократии,оказал большое влияние на русский идеолизм и символизм. Данилевский-публицист и естествоиспытатель - он выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типах, которые развиваются подобно биологическим организмам. Бердяев определил становление отечественной идеологии. В условиях непремеримой вражды между капитализмом и социализмом Бердяев сделал попытку объективно оценить на сколько и та и другая форма сознания отвечает релегиозному культурному идеалу человечества. Бердяев уделил огромное внимание разработке таких основополагающих тем для нашей дисциплины как культура и познания. Также огромный вклад в развитие Отечественной культурологии внесли такие известные люди как Федоров,Франк,Шестов и другие. Основные культорологические школы 20 в. Основные школы сложившиеся в течении 20в. Можно выделить 4 направления в культурологии.1Общественно историческое. 2Натуралистическое 3Социологическое 4Структурно-символическое. Общественно-историческое направление--имеет наиболее давнии классические традиции и восходит к Канту,Гумбольту группируя возле себя историков и философоф.Ее видными представителями в Зап.Европе были Шпенглер,а в России Донилецкий. Шпенглер-немецкий философ идеолист представитель Философии жизни. Развил учение о культуре,как о множестве замкнутых органов. Концепция Шпенглера проникнута ирроционалистическим фактором судьбы. Тоенби--выдвинул идеологическую теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций,кждая из которых проходит аналогичные стадии роста возникновения,развития. Натуралистическое направление.Ее главная черта это стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно приувеличив ее. Это направление обьединяет медиков,психологов,биологов. Культура представляется им таким же приспособлением человека,как в окружающей среде,так и в животном мире. Наиболее яркие представители направления. Фрейд-австрийский врач,психолог основатель психоанализма (научное направление стремящееся применить психологические концепции) Фрейд и его последователи рассматривали культуру как проекцию индивидуальной психики. Исходя из учений Фейда,Фрейдизм стремится свести формы культуры и соц.жизни к проявлениям первичных влечений.Половой инстинкт Фрейда обозначил термином либидо--главная направляющая сила человеческого влечения.Юнг-психиатр,Философ,идиолист основатель аналитической психологии.Развил учение о количественном и бессзознательном(в образах которого видил источник общей человеческой символики в том числе мифов и сновидений) Цель психотерапии по Юнгу-это осуществление индивидуализации личности. Юнг оказал влияние на культурологию сравнительно елиговедению.Нюредс-австрийский зоолог вместе с Немецким и Голандским ученымиТИМБЕРГЕНОМ и ФРИШЕМ стали создателями левой науки ЭТОЛОГИИ изучающей поведение животных в естественных условиях. Перенеся наблюдения накопленные Этологией на человека ЛОРЕКС и его коллеги разработали теорию инстинктивных основ человеческой культуры. К натуралистической коле примыкает Аглийский ученый малиновский --основатель так называемого функционального направления в этнографии основная идея Малиновского состоит в том что культура первоначально зародилась как ответ на элемент биологической потребности человека. Социологическое направление,представители Элеот-англо-американский поэт и критик модернизского направления автор книги "Заметки к определению культуры".Элеот считал что исчерпанность сознательной энергии чел-ва может быть преодалена лишь на путях поддержки культурных элит. Сорокин-русско-американский историк,социолог.Он выдвиннул 3 возможных типа культуры.1Чувственный(преобладает истина чувства) 2Идециональный (где преобладают сверх чувственные ценности) 3Идеолистический ( представляет некий синтез чувств и идеоналистического,где чувства уравновешиваются верой,наукой,интеллектом,интуицией. Динамика общества и культуры. Вебер-нем экономист,социолог автор труда "Соц история культуры".Он разрабатывал концепцию социальной истории и культуры,на которой ход истории определяется процессом дух.творчества осуществляемого интеллектуальной элитой.Парсонс-амер социолог.Его теория культуры сводится к тому что все духовное-это материальное достижение людей, которое мы обьединяем понятием культура она является результатом общественно-обусловенных действий на уровне двух систем социальной и культурной. Символическая концепция.-самая молодая самая влиятельная из современных школ,которая сложилась в результате могучего развития средств массовой информации.Ученые пришли к мысли что у истоков человеческой культыры лежит свойственная лишь человеку способность создовать знаки его реальности и передовать их во времени и пространстве.Представители напр-я Кисирет-нем философ автор труда "Философия символических форм". Он подходет к культуре с позиции семиотики.К.Леби-Строс-фран этнограф и социолог,создатель структурной антропологии.Мысль Леби-строса сводится к тому что все мы так или иначе живем условностями и мифами,все больше отделяющей нас от реальной жизни.Культурообразующая специфика мифа обьесняет в равной степени как прошлое так и настоящее и будущее. Науки получившие развитие в 19в. В последней трети 19в стали развиваться многочисленные новые науки, такие как Антропология,Этнография,Социология,Психология,Этнопсихология, Семиотика,Демография,Фрейдизм,Информатика.Антропология-наука о происхождении и эволюции человека.Этнография-эта наука научила с пониманием относится к материальным и духовным достижениям чел-ка,как мыслящего и духовного существа.Не зависимо от того к какому этносу он принадлежит (большому или маленькому).Социология-наука об обществе как целостной системе помогает культуроведению правильно понять всю гамму духовных и материальных проявлений.Соц.психология-эта наука изучает закономерное поведение и деятельность людей принадлежащих к отдельным соц.группам.Этнопсихология-помогает обьяснить разнообразие той или иной национальной культурыы.Демография-также имеет прямое отн к развитию культуры.Фрейдизм-психологическое учение созданное выдающимся австрийским врачом,психиатором Фрейдом и его последователями.Семиотика-это наука занимающаяся исследованием знаков и знаковых систем. Место и функции культуры в обществе. Предначертанные культуре задачи-связывать людей в единое целое. Функции культуры.1Функция приспособления людей к среде.2Познавательная 3Комуникативная 4информационная 5Регулятивная 6Оценочная 7Разграничение и интеграции человеческих групп. 8 Человеко-творческая ф-я. 1Мыслители считают самой древней и общей для человека и животного мира функцией.2Позновательная функция находит свое выражение в науке,научном поиске.3Функция обеспечивает историческую приемственность и передачу соц.опыта. У человека нет другого пути сохранения,приумножения,накопления духовных богатств как только через культуру.Каналом передачи информации является духовное и материальное богатство.5Регулятивная функция проявляется как система норм и требований общ по всем своим членам,во всех областях их жизни и деятельности. Древнейшим соц.институтом формирующим и поддерживающим нормы морали-церковь,ее различные религии и конфессии. Основные заповеди крупнейших религий мира во многом совпадают т.е. носят обще-человеческий характер. Следующим уровнем на котором осуществляется регулятивная функция культуры яв-ся нормы права.Нормы права основываются на нормах морали,подробно излагаются в конституциях и законах.При этом они обретают не только нравственную,но и юр/силу. Неотьемлемой частью культуры где проявляется ее нормативная сторона,наряду с моралью и правом выступают обычаи и обряды. Обычай-устойчивая система поведения чел-ка в разных сферах жизни и в разных ситуациях,ставшая нормой передающегося из поколения в поколение. Обычай-весьма устойчивый и консервативный-он сопровождает народы в течении веков несмотря ни накакие общ потрясения.Обычаи в гораздо большей степени национально-окрашены, сохраняют неповторимую самобытность, выражают душу народов.Помимо норм морали,права обычаев и обрядов регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе в быту,в общении,в отн к природе,к этому уровню относятся правила воспитанности,этикета,личной гигиены,культура общения с людьми и т.д. 19.Своеобразие отечественной культуры советской эпохи Культура XX века представляет собой очень сложное и противоречивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, гражданская война, построение социалистического государства. Великая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского неосталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передовых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих событиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей культуры. Больших успехов Россия добилась в области образования После Октябрьской революции проводилась огромная работа по ликвидации неграмотности среди населения. открываются многочисленные культурно-просветительские учреждения - библиотеки, музеи, дворцы и дома культуры. Высокого уровня в XX веке достигла русская наука. Ученые России внесли существенный вклад в развитие различных отраслей науки и техники. Мировую известность получили работы многих выдающихся ученых (А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Н.П. Павлов, С.И. Вавилов, П.Л. Капица, О.Ю. Шмидт, В.И. Вернадский, , М.В. Келдыш, , К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, А.Ф. Иоффе, , И.в. Курчатов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев и др.). Не просто складывалась литературная жизнь России: В начале XX века продолжали работать классики русского реализма -Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В русле демократического движения развивалось творчество А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н, Андреева, В.В. Вересаева, А.С. Серафимовича: В расцвете таланта находились А.М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов, печатают свои произведения А.Н. Толстой, М.М. Пришвин. В литературе этого периода появляются новые направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символисты проповедовали индивидуализм, разрыв с гражданственно-социальными традициями русской литературы. Они объединились вокруг таких печатных органов, как «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Золотое руно». К «старшему» поколению русского символизма принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д, Бальмонт, Ф.К. Сологуб, к «младшему» - А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев. Акмеисты провозглашали освобождение поэзии от символистских образов, возвращали ее к материальному миру, к реальной жизни, единству человека и земли. На акмеистической почве выросло целое соцветие талантов, поэтов «Серебряного века» - А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, Г.В. Иванов, 0.3. Мандельштам. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов». Представители футуризма призывали к анархическому бунту против мещанской обыденности, к радикальной переделке поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский). . ). Октябрьская революция резко разделила русских литераторов. Одни писатели сразу встали на сторону революции (А.А. Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, В.В. Вересаев, М.М. Пришвин и др. ) приветствовали ее (А.М. Горький, А.С. Серафимович, В.В. /Маяковский), другие - не приняли новую жизнь, эмигрировали (Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.). Делались попытки создания особой пролетарской культуры (Пролеткульт), идеологи которой отрицали значение культурного наследия прошлого. Был провозглашен принцип партийности литературы и искусства, оказавший существенное влияние на развитие всей художественной жизни страны. Сформировался особый метод решения художественных задач - социалистический реализм. Наиболее крупными поэтами и писателями советского периода являются А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, , , М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, В 1910-1916 гг. в Москве работало объединение художников «Голубой валет». Они решали проблемы построения формы цветом в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма. Выделившаяся из объединения футуристическая группировка молодых художников под названием «Ослиный хвост» была охвачена анархически-бунтарскими, разрушительными настроениями, доходившими до отказа от изобразительности. В живописи на первый план выдвигается сюжетно-тематическая картина . Важное место занимает портрет. В области пейзажа трудятся многие художники старшего поколения: К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, В.К. Бя-лыницкий-Бируля, Н.П. Крымов, Появляются интересные индустриальные пейзажи Развивается книжная графика В годы Великой Отечественной войны значительные произведения были созданы А.А. Пластовым («Фашист», «Жатва», «Сенокос»), Кукрыниксами (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов и Н.А. Соколов), А.П. Бубновым («Утро на Куликовском поле»), П.Д. Кориным (триптих «Александр Невский»), Н.М. Ромадиным (пейзажный цикл «Волга - русская река»). В русской скульптуре, как и в других видах искусства, на рубеже двух столетий борются разнообразные течения, идет поиск монументального стиля современности, формируются яркие индивидуальности, определившие дальнейшее развитие ваяния в России. В начале XX века в архитектуре появляются новые градостроительные идеи (предпринимаются попытки строительства поселков по типу «города-сада»), развивается стиль «модерн» с широким применением достижений новейшей строительной техники и материалов После революции начинается активная разработка проектов планировки городов; ведется строительство индустриальных и инженерных сооружений, жилых и административных зданий, общественных ансамблей; начинается реконструкция старых городов, появляются новые (Ангарск, Норильск, Волжск и др.). . Значительными архитектурными памятниками советского периода считаются Видное место в истории мировой художественной культуры XX века занимает русское театральное искусство.. . В XX веке продолжает развиваться музыкальное искусство. 1 рубеже двух столетий раскрывается деятельность замечатель-||х композиторов - А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С. Аренского, Революционные настроения отразились в новых операх Н.А. Римского-Корсакова, в произведениях С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина. Появляются сочинения И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева. Достигает расцвета музыкально-исполнительская культура. Выдвигаются такие прославленные артисты, как Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданов, Л.В. Собинов, И.В. Ершов. Величайшим пианистом XX века был С.В. Рахманинов.. На протяжении XX века ведущее место в мировом балетном Искусстве занимает русский балет. Большие успехи были достиг-^ы также в области кино, циркового и эстрадного искусства 20.Особенности российской культуры в постсоветский период Отеч. научно-филос. мысль советского периода демонстрирует несколько этапов освоения понятия К.д. На первых порах развития советской науки и философии акцент делался на преодолении идеалистич. характера явлений К.д., все многообразие к-рой сводилось при этом к таким областям обществ, сознания и практики, как образование, просвещение, искусство, наука, философия. В понимании этих феноменов К.д. наиболее важным считалось преодоление гегелевского подхода к ним как к проявлениям абсолютного духа. Понятие "К.д." долгий период оставалось в советской научно-филос. лит-ре под подозрением, обращение к нему требовало непременного объяснения и оправдания его использования. Всякий раз необходимо было признать, что К.д. рассматривается в качестве вторичного явления, зависимого от материального бытия. Именно материально-трудовая деятельность людей, обусловливающая истор. развитие обществ, человека, признавалась основой всей человеч. культуры. В 60-70-е гг. в рамках советской общественно-научной и филос. мысли акцент переносится на сложность, многообразие проявлений и творч. потенциал К.д. В отеч. обществознании в ходе дискуссий активно переосмысляются такие понятия, как "сознание", "идеальное", "мышление", "психика", "культура"; происходят сдвиги в понимании ряда фундаментальных филос. категорий, относящихся к сознанию. Постепенно понятие К.д. получает все права "гражданства" в советской науке. Анализ позволяет раскрыть его сложное внутр. строение, а сам феномен К.д. определить как явление, развивающееся в рамках обществ., группового, а также индивидуального сознания. Наряду с исследованиями К.д. анализируются такие явления, как "духовные процессы", "духовные блага", "духовное производство", "духовная жизнь". Допускается, что отд. феномены К.д. могут выполнять по отношению к материально-производственной деятельности опережающе-прогностическую функцию. В целом К.д. выводится уже не столько непосредственно из материально-производств. деятельности, сколько рассматривается как имманентная сторона общественно-производств. организма, как функция об-ва в целом. Религ. трактовка К.д. продолжает в этот период считаться узкой и недопустимой. Напротив, понимание К.д. расширяется за счет привнесения в нее элементов политики, идеологии. Происходит сближение трактовки К.д. социалистич. об-ва с пониманием К.д. коммунизма. В качестве общих, сближающих черт выступают такие признаки, как народность, коммунистич. идейность, партийность, коллективизм, гуманизм, интернационализм, патриотизм, обеспечение культурной преемственности и возможности духовного творчества и т.п. Советская социальная и гуманитарно-филос. мысль могла обращаться к рез-там исследований зап. авторов в осн. в критич. ключе. Только через критику отеч. аудитория имела возможность составить опр., далеко не полное представление, в каком направлении шел анализ проблем, обозначенных тематикой К.д. в зап. культурологии, социальной и культурной антропологии. Через подобное опосредствованное влияние зарубежной научной мысли в советских социальных науках (психологии, социологии, педагогике, теории пропаганды и др.) разрабатывается понимание сложной структуры феноменов К.д., к-рые содержат разл. аспекты умственной и психол. деятельности человека. К этому периоду в рамках зарубежной мысли использование понятия К.д. сводится на нет. Здесь противопоставление понятий "культура материальная" и "К.д." теряет свою остроту. Признается, что онтология культуры базируется на материальной, социальной и ценностно-смысловой основе. Боги Древнего Египта:Амон: покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Анубис: бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки); считался покровителем умерших. Апис: символ плодородия, бог в образе быка с солнечным диском; в некоторые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса. Атон: бог солнца; изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями. Баст: богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львицы с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде кошки. Бес: дух, покровитель рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски; изображался в виде уродливого гнома с мордой льва. Гор: бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным воплощением; изображался как человек с головой сокола в короне. Имхотеп: божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей; его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях. Исида: богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина с рогами коровы и солнечным диском на голове, в руке стебель папируса. Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть. Птах: первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе; изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду. Ра: бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра); человек с головой сокола и с солнечным диском. Тот: бог луны, мудрости, письма и счета; изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках. Хатхор: богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран; изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Хнум: бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами. 1 1 2 |