Главная страница
Навигация по странице:

  • Великий Шёлковый путь

  • через Семиречье и Южный Казахстан

  • Основным товаром был шелк.

  • Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток было Жетысу. Главное направление пути пролегало через юго-восток Жетысу.

  • Тараз и Испиджаб.

  • Отрар был узлом многих караванных путей .Тюргеши в Таразе выпускали монеты

  • В городах Испиджаб, Отрар и Фараб имелись монетные дворы.

  • Шпаргалка культурология. культурология рк. Культурология


    Скачать 87.86 Kb.
    НазваниеКультурология
    АнкорШпаргалка культурология
    Дата27.10.2021
    Размер87.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультурология рк.docx
    ТипДокументы
    #257253
    страница3 из 3
    1   2   3

    Овладение культурным наследием — это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Преодоление этой инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения».
    Комплексное решение обозначенных проблем в рамках Государственной программы «Культурное наследие» продолжает способствовать дальнейшему развитию системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия народа Казахстана

    1. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом.

    ВеликийШёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. 

    В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходив­ший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан.

    На территории Казахстана Великий Шелковый путь брал свое начало у границ Китая. Купцы Поднебесной империи везли через казахские степи на запад, в Европу шелк, оружие, лекарственные препараты, рис, а также экзотические для того времени товары, например, слоновьи бивни.

    В эпоху Средневековья установлению культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом способствовал Великий Шелковой путь.

    Судя по китайским источникам, использование Великого Шелкового пути на международном уровне началось во II в. до н. э.

    Расширению торговли через Шелковый путь в VI в. способствовало установление торгово-дипломатических отношений Тюркского каганата с Византийской империей.

    Из Средней Азии на продажу выставлялись породистые лошади из Средней Азии, из стран Востока – слоны, носороги, барсы, львы, декоративные птицы.

    Основным товаром был шелк. Китай держал в тайне производство шелка.

    Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли.

    Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми (Истеми).

    Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток было Жетысу.

    Главное направление пути пролегало через юго-восток Жетысу.

    Все средневековые города Жетысу располагались в основном вдоль этой торговой трассы. Основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб.

    Из Сыгнака через Аксумбе одна из ветвей Великого Шелкового пути шла в Центральный Казахстан.

    Из Отрара вдоль Сырдарьи шел путь в Золотую Орду.

    Отрар был узлом многих караванных путей.

    Тюргеши в Таразе выпускали монеты. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей были найдены впоследствии в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах.

    В X– II вв. наблюдается рост денежного оборота.

    В городах Испиджаб, Отрар и Фараб имелись монетные дворы.

    Шах Хорезма Мухаммед Текеш в XIII в. в Отраре чеканил монеты.

    В X–XII вв. торговля была главным показателем развития оседлой и городской культуры.

    Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути были прерваны в XIII–XIV вв. из-за нашествия монголов, а также в связи с открытием морских торговых путей.

    1. Аль - Фараби: философские, социально-этические и эстетические взгляды.

    Аль-Фараб, употребительное сокращение имени — аль-Фараби (в латинизированной форме — Alpharabius; 870 или 872, Фараб или Фарьяб, Хорасан — между 14 декабря 950 и 12 января 951, Дамаск, совр. Сирия) — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии.

    Согласно учению Абу Насра аль-Фараби, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.

    Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существования. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.

    Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины — небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.

    Познание по Аль-Фараби начинается с чувственных восприятий. На основе восприятий возникают идеи об единичных предметах. Соединение представлений даёт суждение, которому присуще свойство быть либо истинным, либо ложным. Чтобы выяснить истинность или ложность суждения, надо построить умозаключение и посредством его свести суждение к аксиомам — положениям, не нуждающимся в доказательствах ввиду их очевидности. Поэтому основа логики — учение о доказательстве.

    Универсалии аль-Фараби определяет как «единое о многом и во многом». Они связаны с индивидуальными понятиями. Высшим принципом логики по его убеждению, является закон противоречия. В этом он следовал своему учителю Аристотелю.За глубокие знания и комментарии трудов Аристотеля («Категории», «Аналитики. Первая и вторая», «Софистические опровержения» и другие) ему присвоено имя «Второго Аристотеля», «Аристотеля Востока».

    философским и логическим сочинениям аль-Фараби относятся:

    «Слово о субстанции»

    «Существо вопросов»

    «Книга о законах»

    «Книга о постоянстве движения вселенной»

    «О смысле разума»

    «Книга о разуме юных»

    «Большая сокращенная книга по логике»

    «Книга введения в логику»

    «Книга доказательства»

    «Книга об условиях силлогизма»

    «Трактат о сущности души» и тд.

    Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящён учению об общественной жизни .Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.

    1. Великие города Шелкового пути на территории Казахстана: Исфиджаб (Сайрам), Баласагун, Отрар, Суяб, Тараз, Шаш (Ташкент), Шымкент, Карашок, Карнак, Екиогуз, Ашнас, Яссы (Туркестан

    Огромная территория до сих пор вспоминает неторопливые шаги верблюжьих караванов, веками передвигавшихся по этому отрезку. Эта часть пути представлена уникальным комплексом исторических памятников архитектуры, градостроительства и искусства.

    Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры.

    Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару.Базар в Таразе был средоточием всей жизни.На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». На протяжении многих веков Тараз оставался одним из важнейших центров цветной металлургии. Медные изделия мастерских Тараза – кувшины, шкатулки, светильники, украшения для оружия и т.д. Примером литейного искусства может служить ритуальный казан мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане, по размеру не имеющий себе равных. Его диаметр – 2,2 метра, вес – две тонны. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде казахские браслеты блезики – из черненого серебра вызвали настоящую сенсацию и были отмечены золотыми медалями.

    Отрар. "Путник! Перед тобой развалины города-крепости, задержавшего на полгода у своих стен полчища Чингисхана от наступления на Среднюю Азию и Закавказье, Великую Русь и восточно-европейские страны, оказывавшего героическое сопротивление иноземным захватчикам и в последующие века", - такая надпись гласит на чугунной плите, установленной у въезда на территорию Отрарского археологического музея-заповедника. Отрарский оазис включал в себя более 150 небольших городков, крепостей, замков и укрепленных поселений, соединенных между собой цепью караван-сараев Великого Шелкового пути.Первое городское поселение на месте Отрар датируется II веком до нашей эры. Его основателями были кангюйцы – потомки саков. Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем Аль-Фараби.

    Туркестан (Яссы). Город насчитывает 1500 лет своего существования. Возник город в 490 году до нашей эры. Наибольшего расцвета город достиг в VII веке. В ту пору он был пестр и многолюден, его базары обильны, череда караванов бесконечна. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмета ибн Ибрагима аль Яссави, дервиша, проповедника суфизма, основателя аскетического братства ясавия, поэта, творившего на языке простого народа. Его стихи, едва успев обличиться в рифму, становились народными, его пламенные проповеди привлекали массы паломников. Именно тогда о Яссах начинают говорить как о «второй Мекке».

    В исторических хрониках XI-X веков Испиджаб назывался первоклассной военной крепостью. За независимость и достоинство арабы величали Испиджаб одним из лучших городов Востока, почтительно именуя его Белым городом. Много бедствий выпало на долю Испиджаба после опустошительных войн с Хорезм-шахом Мухаммедом и каракитиями. Ничего не осталось от прекрасных садов и укреплений, кроме разрушительных стен, погубленных деревьев и исчезнувшего народа. В XV веке город вновь возродился под новым названием Сайрам и снова опоясался мощными крепостными стенами, окопался рвом. После разрушения джунгарским нашествием в 1684 году Сайрам больше уже не смог вернуть своего величия.И теперь о минувшей славе Белого города напоминают разве что оплывшие обводы мощных когда-то крепостных стен и бастионов, чудом уцелевший минарет разрушенной мечети Базалак-ата (XII век) с винтовой лестницей внутри, да полуобрушившийся вход в подземелье, ведущее неизвестно куда. О прошлом Сайрама напоминают некоторые культовые сооружения, построенные после джунгарского разорения, да два мазара, связанные с именем Ходжа Ахмеда Ясави.

    Суяб и Баласагун. Суяб был первой столицей образовавшегося в 581 году на территории современного Семиречья Западно-Тюркского каганата и служил центром оживленной торговли. Сюда ежегодно съезжались на большую ярмарку купцы из разных стран, где обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали товары. Суяб – древняя столица семиреченских тюрков, прародителей казахского этноса, а Баласагун – первый город, где тюрки взяли в руки Коран.

    1. Культура , ее место и роль в жизни и деятельности человека

    Культура– это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

    Роль культуры:

    Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества, выступает средством собирания, хранения и передачи человеческого опыта.

    Именно культура делает человека личностью. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности проявляется в развитии творческих способностей, эрудиции, понимании произведений искусства, свободном владении родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

    Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту, т. к. определяет социальные нормы. Нарушение этих норм приводит в действие определенные санкции. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

    Культуру считают социальной памятью, т.к. кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего опыта, который был накоплен людьми.

    Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Общество интеллектуально настолько, насколько полно использует знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

    Таким образом, культура является исторической памятью народа, своеобразным способом человеческого бытия и универсальным способом творческой самореализации человека.

    Основное назначение культуры - делать человека Человеком. Развитие культуры дает возможность облегчить труд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершенствования и саморазвития личности.

    1. Морфология и анатомия культуры: их роль в исследовании конфигурации культуры

    Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.

    Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением –

    • специализированный,

    • трансляционный,

    • обыденный;

    три функциональных блока специализированной деятельности:

    • культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

    • культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право);

    • культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);

    обыденные аналоги специализованных модальностей культуры:

    • социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль;

    • социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки;

    • трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п.

    В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры.

    Анатомия культуры:

    1. Культурный элемент - простейшая ячейка культуры, «культурный атом» (норма поведения, обряд элемент одежды и другое).

    2. Культурный комплекс сложные комбинации в которых группируются культурные элементы, однородные по содержанию и функционированию.

    3. Культурные конфигурации культурная композиция различных по содержанию и функционированию элементов культуры. сгруппированных вокруг центрального объекта (автомобиля, компьютера).

    4. Культурный лаг (запаздывание) - ситуация, когда один элемент культуры не поспевает за другими, оказывается недостаточно развитым

    5. Субкультура - автономное целостное образование внутри господствующей культуры со своим стилем жизни обычаями и нормами поведения

    6. Контркультура - субкультура, противостоящая фундаментальным принципам господствующей культуры

    1. Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие

    Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда — стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования.

    Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом связаны с философским постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.

    Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

    Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы. Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

    Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.

    Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.

    Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.

    Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, - это различия внутри европейской цивилизации. Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя. Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.

    Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры — это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.

    1. Номадические типы культуры: формы и приемы кодирования культурной информации

    Ученные изучающие образ жизни кочевников и животноводство считают, что в современном обществе существует 6 разновидностей номадов.

    1.бедуины или номады-верблюдоводы находятся в северной Африке и юго-восточной Азии

    2.африканские номады –выращивают крупный рогатый скот территория распространения пустыни южной Сахары

    3.евро-азиатские номады специализируется на разведении коз и овец при этом используют лошадь и крупный рогатый скот для езды верхом.

    4. номады Тибета разводят яков, которые являются главным источником их существования.

    5.народы оленеводы занимаются преимущественно оленеводством и живут в северо-азиаткой тундре.

    6.морские номады- образ жизни связан с рыболовством

    Исследование столь сложной и объемной темы как материальная и нематериальная культура степняков-кочевников занимает не одно поколение ученых и исследователей. Научное сообщество до сих пор находится в дискуссиях и спорах между дифференциацией степной культуры и кочевой культуры. Степная культура и кочевая культуры в определенном смысле понятия идентичные, но есть качественные различия между ними которое не может быть проигнорировано исследователями. В данном исследовании степная культура как социокультурный феномен, рассматривается в историко-культурном процессе развития кочевников. Кочевники (номады) сыграли немаловажную роль в истории и культуре степных народов. При исследовании степной культуры и кочевой культуры, необходимо определить, что такое культура степная и кочевая культуры, хотя это сделать нелегко, но мы попытаться это сделать. У всех монгольских народов была общая древняя культура, своими корнями, уходящая в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. XX век с его темпом жизни изменил мир самым принципиальным образом. Во многих регионах мира произошли социальные революции, разрушившие традиционный уклад и вековые устои кочевников. Передвижение в истории народов мира имеет огромное значение. Завоевание внешней культуры связано с периодическими передвижениями отдельных человеческих сообществ. Местоположение, окружающая среда, ее ресурсы, природные и климатические особенности в огромной степени определяли причины кочевания и размещения кочевых народов, их основные хозяйственные деятельности. В зависимости от географической среды развивалась материальная культура народа, а от уровня его общественно-социального состояния и культура духовная. Кочевье – это особая социокультурная система, специфический культурный тип, связанный с особым образом жизни, мировоззрением, ценностями и т.п. Кочевой образ жизни народов степи сыграл важнейшую роль в создании оригинальной культуры и формировании других социальных систем. Кочевание представляет собой уклад жизни людей, приручивших животных для обеспечения своей жизнедеятельности. Кочуя вместе со своим скотом, пастушеские народы осваивали естественную природу, идентифицируя себя как ее часть. Ментальность кочевников определяется в первую очередь их хозяйственно-трудовой деятельностью – разведением, выпасом и содержанием одомашненных четвероногих животных для получения молока, мяса, кож и т.д. Культурно-историческое развитие мира номадов – это история постоянных конфликтов кочевников с оседлыми земледельческими народами. Оседлость земледельческих культур, которые привязаны к земле это один из базовых элементов противопоставления кочевой культуре степи. Дифференциация между кочевым пастушеским и оседлым земледельческим образом жизни заключается в проблеме территориальности, природных ресурсов и культурно-поведенческих норм. Кочевое сообщество отлично от земледельческого, как свободное животное, которое может передвигаться в окружающей среде, от растения, которое навсегда привязано к одному месту. Территориальное пространство земледельца — это его земля или поселение с ее окрестностями, которое определено и ограничено

    1. Эпическая культура казахов. Мифы и легенды казахского народа

    Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.

    Казахский эпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников.

    Эпические сказания и песни разделяются на два вида: героический и социально-бытовой эпос.

    Главная тема героических эпосов — защита родной земли. Их герои — мужественные батыры.

    Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам, стойкость, отвагу, благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям.

    Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли.

    Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар батыр» и др.

    Центральное место в казахском эпосе занимают героические поэмы-былины. Отличительная черта былин о старших богатырях — преобладание социального, общественного мотива над личным. Богатырь — это носитель концентрированной в одном образе мощи коллектива, олицетворение своего рода, водитель его войск. Свою удаль он проявляет обычно в большом походе против какой-нибудь внешней силы: в одном случае — против завоевателей части его государства (покорение Казани), в другом — против враждебных, соперничающих племен (в поздних вариантах — почти всегда против калмыков), причем род всегда делит с батыром славу победы и военную добычу.

    Непременным атрибутом героя казахского богатырского эпоса является его личное окружение (родня, жена, друзья), конь и доспехи. Почти в каждой былине вступительная глава посвящена многострадальной судьбе престарелых родителей, тщетно жаждущих сына. Батыр появляется на свет при необычных, сказочно-преувеличенных обстоятельствах.

    Первым и обязательным этапом личной судьбы батыра является его женитьба. До женитьбы нет батыра, женитьба — как бы последняя степень его физической зрелости. Это первое испытание богатырских качеств будущего героя проходит нелегко: любимая девушка достается ему ценой тяжелой и опасной борьбы. Жена батыра впоследствии становится необходимым дополнением к личному образу как воплощение разума (такова Куртка, жена Кобланды); если в нем недостаточно развито чувство чести и достоинства, то жена дополняет его личность как воплощение чести (Ер-Таргын и Ак-Жунус). Такую же огромную роль в судьбе героя играют его друзья и особенно его конь — тулпар. В былинах, созданных кочевым народом, конь — ближайший друг человека; былины наделяют богатырских коней сверхъестественными качествами: они птицей перелетают через горы (Тарлан, конь Ер-Таргына), они говорят человеческим голосом (конь Ер-Саина). Имена коней старших богатырей и их отличительные свойства известны казахскому народу наравне с именами их хозяев-батыров.

    Эпос «Кобланды батыр» повествует о стародавних временах, когда на земле кыпчаков, у самого подножия горы Караспан, родился полулегендарный казахский батыр Кобланды. Рос он не по дням, а по часам. И был у него конь – Тайбурыл, такой же сильный и могучий, как его хозяин. Согласно эпосу, бывало так, что Кобланды часто откликался на просьбу о защите со стороны других родов и племен, но вернувшись с походов, заставал свое кочевье разграбленным.

    Эпос «Алпамыс батыр» рассказывает о том, как в древности на земле Жидели-Байсын жил очень богатый человек Байборы. Когда ему исполнилось восемьдесят лет, родила его жена сына, и нарекли его Алпамысом. Вырос Алпамыс сильным и смелым батыром, защищающим свой народ от захватчиков.

    Главная идея эпоса «Камбар батыр» – воспевание трудовых и ратных подвигов батыра. Поступки героя определяются двумя основными целями. Первая – честно трудиться на благо народа, добывать для него пищу, помогать в жизни. Вторая – защищать народ от иноземных врагов.

    Основная идея эпоса «Ер-Таргын» – утверждение единства формирующегося этноса «қазақ». Ер-Таргын прекрасно понимает, что в случае его ухода поверженный враг завтра же предпримет поход и разгромит ногайлинские аулы, захватит земли.

    Социально-бытовой эпос обычно повествует о мирной жизни народа, о его традициях, быте, морали. В таких произведениях как, «Козы Корпеш и Баян сулу», «Кыз-Жибек» рассказывается о борьбе молодых людей за свою свободу и любовь. Героический и социально-бытовой эпос в казахском народе называется жыр. Жыр имеет стихотворную форму, он сказывается нараспев в сопровождении домбры. Народ с уважением относился к сказителям, акынам, исполнявшим эпос. Позже из уст таких исполнителей были записаны образцы эпических произведений.

    Из лирико — эпических поэм более позднего времени надо отметить «Айман-Шолпан». Это — трагикомический эпос, посвященный судьбе двух сестер, уведенных насильно в плен своевольным и корыстолюбивым феодалом-батыром Котибаром, вследствие случайной ссоры его с отцом девушек во время одного тоя.

    Сложилось мнение, что в казахской культуре существуют два вида исполнителей эпических произведений – «жырау» и «жырши». Опираясь на положения, выдвинутые фолькористами-филологами казахстанской науки можно констатировать, что жырау – это представитель древней народной устной поэзии, исполнитель легендарных сказаний, мыслитель, предсказатель. Жырау были известны в народе как общественные деятели, они поддерживали боевой дух сарбазов, были советниками при ханах, участвовали в военных дипломатических советах. Впервые поэзия жырау была зафиксирована на бумаге в ХI веке. Жырау оказали влияние на развитие устной народной поэзии, на народные традиции песен-жыров, искусство риторики, импровизации. Среди «жырау» ХV–XVIII вв., чьи имена запечатлелись в народной памяти развернутыми легендарными сказаниями, известны Казтуган, Шалкииз, Доспамбет, Жиембет, Умбетей, Бухар, Актамберды жырау и т.д.

    Жырши – скорее, хранитель традиции народной устной поэзии, исполнитель, распространитель героического, любовно-романического эпоса. Различают два вида жырши. Первый – просто исполнитель готового текста, второй – импровизатор. Но, не смотря на это, любой исполнитель-жырши вносит свою лепту в исполнение, распространение и сохранение казахского эпического искусства. Жырши обладает уникальными способностями – ёмкой памятью, даром певца и рассказчика, актёра и музыканта, поэтическим талантом. В зависимости от обстоятельств жырши может пространно изложить тот или иной эпизод, сократить его, или вводить новые фрагменты.

    Эпос также может исполняться акынами, иногда можно услышать эпические сказания, исполняемые обычным человеком, не профессионалом. Как правило, он исполняет весь текст без сопровождения, на известный в этой местности напев. Знатоки эпоса пользуются большим уважением и любовью народа. Имена прославленных жырши, акынов живут в народе – Майкота на юге Казахстана, Джанака на Севере, Марабая в Западном Казахстане.

    По своим музыкально-выразительным средствам исполнение эпических сказаний и легенд распределяется на три основных вида: песенно-речитативный, музыкально-иллюстративный (фрагментарный), музыкально-завершённый.

    К песенно-речитативному относится исполнение эпоса в стихотворной форме, называемой жыр (силлабические по строю стихи, чаще всего имеющие 7-8 или 11 слогов в строке), на короткую, небольшую по диапазону, равномерную по ритму речитативную мелодию, предваряемую вступительным возгласом. Жыр – это размер, свойственный эпическим произведениям, а для героического эпоса он является стихотворной формой. В форме жыра созданы такие казахские героические эпосы как «Кобланды», «Алпамыс», «Камбар» и др.

    Второй вид – музыкально-иллюстративный (фрагментарный) характерен тем, что основное содержание эпоса зачастую передаётся в речитации с кантиленными эпизодами. Но в процессе повествования некоторые из них приобретают явные признаки произведений фольклорного песенного жанра.

    Блестящим образцом такого исполнения является «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», состоящий из 17 фрагментов, различных по своим средствам музыкальной выразительности.

    Третьим видом воплощения казахского эпоса являются музыкально-завершённые по форме произведения, имеющие самостоятельное художественное значение. Перед игрой жыршы или кюйши (музыкант) в самом сжатом виде передаёт основное содержание эпоса и, заключая его словами: «А теперь послушаем, как расскажет об этом домбра (кобыз или сыбызгы)», — исполняет кюй, в котором музыкальными средствами воссоздаёт рассказанное. Классическим образцом музыкально-завершённых произведений на темы эпоса является кюй «Камбар батыр» для кобыза народного композитора Ыхласа Дукенова.

    1. Музыкальное творчество акынов и жырау. Музыкальные инструменты

    Издревле, в традиционной культуре казахов значительное место занимала музыка и основные ее носители народные инструменты –кобыз, домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, шертер, жетыген, керей, асатаяк, конырау и др. Их формирование и развитие происходило в тесной связи со становлением музыкальной культуры соседних народов, что было обусловлено общностью языков, уклада жизни, обычаев, обрядов, ритуалов и др.

    Одним из самых ранних музыкальных инструментов казахов можно считать – сыбызгы, который изготавливали из полого стебля растения курай. Очень простая форма и постоянная доступность материала сделали его невероятно популярным среди казахских музыкантов. Звучание его весьма своеобразно и напоминает нечто дрожащее, словно пребывающее в волнении и трепете, будто, где то вдалеке плывут высокие звуки флейты.

    Сыбызгы был излюбленным инструментом на летних пастбищах, отлично вливался в оркестр на свадьбах, обязательно присутствовал при рождении ребенка или прибытии почетного гостя.

    Старинный кылкобыз - двухструнный смычковый музыкальный инструмент, был и остается одним из самых популярных у казахского народа. Само слово “кыл” напрямую связано со струнами из конского волоса. Две струны кылкобыза, состоящие более чем из сотни конских волосков, при соприкосновении со смычком, издают целую гамму необычных звуков. В зависимости от силы удара по струнам, кылкобыз может петь то гнусаво, то пискляво, а то и сочным бархатным баритоном. Вообще для кобызовых кюев (музыкальных пьес) характерна поразительная звукоизобразительность: они могут подражать вою волков, крику лебедей, бегу коней и даже звуку пущенной стрелы.

    Изначально инструмент использовался в религиозно-магических ритуалах у шаманов и народных целителей, но очень скоро был взят на вооружение «жирау» - народными певцами, сказителями национального эпоса.

    Однако, самым излюбленным музыкальным инструментом казахов была и остается красавица-домбра. В далеком прошлом ее струны изготавливали из козлиных кишок, чем и достигалось нежное, мягкое и певучее - бархатное звучание домбры известное многим.

    Домбру было совсем не сложно изготовить в условиях кочевого быта, и история ее возникновения уходит корнями вглубь веков, о чем свидетельствуют археологические находки на территории Хорезма и Казахстана, подтвердившие весьма почтенный возраст этого инструмента.

    Одной из особенностей домбрового исполнения, является сольная форма игры. Домбра не нуждалась в оркестровой поддержке, а потому способствовала выдвижению ярких и талантливых исполнителей в различные исторические эпохи, чьи имена казахский народ бережно хранит и поныне.

    Особое место в музыкальной культуре казахов занимают народные песни.

    Отрадно, что традиции песенно-поэтического искусства дошли до наших дней, во многом благодаря преемственным связям народных музыкантов и исполнителей.

    Ведь их творчество соединяло в себе и музыку, и обряд, и поэзию, а нередко и элементы сценического и драматического искусства. Все народные исполнители - акыны, жырши, домбристы обладали исключительным ассоциативным чутьем, тонким восприятием мира и уникальной памятью, благодаря чему в музыкальной истории казахов и сохранились многие виды традиционного искусства.

    С незапамятных времен повелось, что акынами казахи называли певцов-сказителей, которые с домброй в руках выступали перед публикой или состязались в айтысах - песенно-поэтических «спорах», сопровождавшихся домбристами-кюйши.

    Вообще понятие «акын» включает в себя очень широкий, собирательный смысл. Воистину талантливым считался тот исполнитель, кто умел захватить слушателей филигранным рисунком стиха, стремительной искусной импровизацией и бьющей через край энергетикой происходящего действа.

    Акыны-импровизаторы пользовались заслуженным почетом и уважением, были желанными гостями и любимцами народа. Ведь когда-то хорошая песня ценилась дороже отары овец и табуна лошадей.

    Практически до ХХ века казахи придерживались родового уклада жизни, и любое значимое семейное событие отмечали торжественно, обставляли соответствующими обрядами, которые были поводом для создания напевов, как правило, служившими пояснением происходящего ритуала.

    Очень интересны примеры обрядовых действий, почти полностью построенных на песнях. Например, во время казахской свадьбы непременно проходили айтысы (поэтические состязания). Вначале которых исполнители обязательно заводили песню «Той бастар» («Открытие торжества»). И эта обрядовая песня просто шаг за шагом рассказывала о сути вершащегося действа. Такими же описательными повествованиями являются и песни невесты, совершающей ритуал прощания с отчим домом – «Танысу», «Коштасу». Или «Жар-жар» и «Беташар» - песни-назидания, исполняемые по приезду молодой жены в новую семью.

    Обрядовые песни похоронно-поминального цикла носили не только ритуальный характер, но и эстетические функции. В такой цикл входили произведения, которые в характерной национальной манере показывали печаль, скорбь, тоску, горестное состояние. Отсюда и названия – «Дауыс» (стенать, причитать), «Жылау» (голосить).

    Очень широко были распространены бытовые страдания - напевы об утратах. Яркий пример - плачь по уходящей молодости - «Жиырма бес» (двадцать пять).

    Множество песен связано с жизненным циклом человека, скотоводческим календарем, кочевым образом жизни. Все это находило свое отражение в народной лирике, которая выражалась очень красивыми, пронзительными напевами, например, «Ауылым кошып барады» («Откочевал мой аул»).

    В полной мере казахское народно-песенное творчество также богато любовными песнями, песнями-призывами, песнями-сказками.

    Ведь именно они, испокон веков были для народа непосредственным источником знаний, несшим людям понимание красоты мира и возвышенности чувств.

    1. Великие казахские бии. Риторы казахской степи

    В истории существовали личности, которые сыграли значимую роль в становлении нашего государства. Это конечно же казахские бии. Еще с 14- 15 веков слово «би» с древнетюркского переводилось как «правитель» или же «руководитель». Народ относился к ним с огромным уважением и считали их мудрейшими персонами. Они мoгли пoвлиять нa бaтыров, хaнов и султaнов. Бии были рассудительными, справедливыми людьми в обществе. Также они участвовали в судебных процессах, принимали важные решения в политических и культурных мероприятиях. Важно отметить, что бии принимали участие в составлении «Жеті жарғы»- свод законов. Особое место в истории заняли Казыбек би, Толе би и Айтеке би. Их отличительным качеством являлось ораторское искусство. Невозможно было бы стать бием, не владея искусством красноречия. В их деятельность входило возглавление войск вместе с батырами, здесь они выполняли функцию полководцев. Бии оказывали огромное влияние на государственную политику, как и внутреннюю, так и внешнюю. Также они решали вопросы судебной и военной власти. В целом, можно сказать, что бии- общественные судьи, советники ханов.

    Толе би (1663- 1756 года). Он объединил казахский, каракалпакский, узбекский народы в период нашествия джунгаров. Соответственно он являлся неким организатором борьбы против джунгар. В идеале знал традиции и обычаи своего народа. Имел место в совете биев, учредителем которого был Тауке ханом. Являлся великим оратором, в народе были известны его пословицы и афоризмы.

    Казыбек би (1667- 1764 года). Его деды и прадеды были мудрейшими людьми, и сам он являлся известным оратором и государственным деятелем. Казыбек би тоже являлся почетным членом совета биев. Он был организатором во время борьбы против джунгарских завоевателей. Он вместе с Малайсары батыром вызволил Абылай хана из плена джунгар. Также во главе Казыбека би Каз.ханство наладило мирные отношения с Россией, Хивой и Бухарой.

    Айтеке би (1689- 1766 года). Обучался у аульного муллы. Изучал религию, право, астрономию, историю и математику, также владел 4 языками. Айтеке би был рассудительным, его суждения были очень мудрыми и острыми. Вошел в состав семи биев по приглашению Тауке хана. Был во главе правопорядка в Казахском ханстве.

    1. Европеизм и типология культур: плюсы и минусы. Запад и Восток. Север и Юг. Культура и цивилизация

    Европоцентризм культур философская установка, благодаря которой известно, что Европа является центром мировой культуры и цивилизации.

    Типология культуры – это способ научного познания, в основе него лежат разделение социокультурных концепций, а также объектов и их группировка с помощью описания и сравнения. Задачей типологии является разъяснение и содержание разнородного по составу множества объектов культуры. Главными же принципами типологии считаются: 1) географический (культура на определенной территории); 2) хронологический ( в определенном периоде, этапе); 3) национальный ( особенность нац. Признаков.) Стоит разъяснить некоторые термины, для того чтобы охарактеризовать последующие этапы. Термин «культура» с латинского переводится «обработка, развитие». Термин «цивилизация» с латинского «гражданский» или «государственный», обозначает идеальное общество, которое основывается на справедливости. Во всех смыслах Восток является колыбелью мировой цивилизации и культуры общества. Здесь характерно стремление к сохранности жесткой дисциплины, устойчивого соц.порядка, религиозных и моральных стандартов поведения. Цивилизация Востока основывается на традиционных позициях. На Востоке выделяют 3 главные структуры: китайскую, индо- буддийскую и арабо- мусульманскую. Запад же представляет собой экономический тип общества. Для этого типа культуры характерна ориентированность на техническое развитие, динамичный образ жизни, и развитие культуры в обществе. Когда же Восток не отвергает старые, традиционные черты культуры. Например даже, наука на Востоке далеко отставала от западной до 20 века, т.к. главным образом здесь развивалась медицина и практические отрасли. Хоть и границы между Севером и Югом трудно четко определить. Однако Юг частично пересекается с Востоком, что означает его глубокую отдаленность от культуры Запада. Значимыми составляющими на Юге остаются традиции, мифы, вера в духов, шаманство и прочее. Важной стихией здесь является не наука, как например на Севере, а искусство- танцы, спорт и музыка.

    Также в данный период имеет важность проблема Севера- Юга. Думаю, важно сказать, что социокультурный мир Севера основан на западной культуре.

    Существует определенная коцепция цивилизаций «Восток- Запад», «Север- Юг». Место представления об их взаимной связи заняло представление о традиционности цивилизаций Востока.

    Соответственно, можно сделать заключение о преимуществах и недостатках данных концепций. Преимущества- увеличение производительности каждой цивилизации по отдельности, развитие мирных международных и территориальных отношений. Недостатки- «отсталость» некоторых частей цивилизаций, для сравнения можно рассмотреть развитость Юга и Севера.

    1. Образование в средневеком Казахстане и Центральной Азии. Развитие науки и медицины

    Развитие науки. Начиная с X века, в Южном Казахстане стала широко распространяться исламская религия, поэтому все литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом.

    Абу Насыр аль-Фараби (870–950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар). Здесь он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Он был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля.

    Абу Райхан аль-Бируни (973–1050 гг.) – ученый-энциклопедист. Знаменитый ученый своего времени, он продолжил научные традиции Абу Насыра аль-Фараби, Габбаса аль-Жаухари. Он автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине и другим отраслям науки. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые па Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения.

    Развитие медицины. В средневековье в Казахстане появилось немало процветающих городов. На древнем шелковом пути стояли казахские города Отрар, Тараз, Жаркент, Туркестан, Сузак и другие. Археологические раскопки свидетельствуют о высоком санитарном благоустройстве городов Казахстана. Например, в городах Отраре и Таразе были глиняные водопроводные системы, бани, канализационные стоки.

    В Отраре (ранее Фараб), одном из культурных центров Казахстана, родился и получил первоначальное образование выдающийся мыслитель, ученый энциклопедист, философ и врачеватель, сын кипчакского воина Абу Наср Аль-Фараби. Наследие Аль-Фараби составляет 160 трактатов, часть из них посвящена медицине. Аль-Фараби рекомендовал соблюдать личную гигиену, содержать в чистоте жилые помещения, выделять для больных отдельную посуду при лихорадящих состояниях.

    В 18 веке в Казахстане появляются первые медицинские работники, обслуживавшие только воинские части. Дипломированных же врачей для лечения казахского населения и проведения санитарных мероприятий на территории Казахстана до конца средней трети 19 века не было. Лишь в 1825-1826 годах хан Жангир – правнук хана Абулхаира, грамотный, образованный человек, добился у царя Николая 1 разрешения об установлении в ханстве должности врача и открытия аптеки.

    1. Формирование казахской традиционной культуры. Формы народной поэзии

    Культура казахов, как и других кочевников, развивалась очень медленно, устойчиво сохраняя традиционные формы, неизменные на протяжении столетий.

    Казахи проживали в юртах двух основных видов, отличавшихся строением купола: полусферических и конусообразных, последние были заимствованы у калмыков. Остов юрты включал четыре части: кереге – сборно-разборная круговая решетчатая стенка; уыки – выгнутые рейки, образующие крышу юрты; шанырак – круглый деревянный обод, являвшийся окном и дымовой трубой, нередко подпиравшийся шестом; есик – двустворчатая дверь. Шанырак считался символом отчего дома.

    Одежда казахов была тесно связана с климатическими, хозяйственными условиями и выполняла опознавательную функцию, являясь индикатором социальных различий, выявлявшихся в количестве одежды, качестве материала и отделки. Материалами были шкуры куланов, сайгаков, овчина, свалявшаяся шерсть овец и верблюдов, мех лисиц, выдр, енотов, соболей, горностаев и др. Для украшения различных утилитарных предметов быта применялось орнаментирование, техника которого была разнообразной (вдавливание, аппликация, мозаичный способ и др.). В прикладном искусстве широко использовались орнаментальные узоры: космогонические, зооморфные (в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц), растительные, геометрические (кривые и волнистые линии, спирали, завитки). Наиболее характерны такие узоры как лунный цветок, звезда, восход солнца, бараний рог, восьмигранные розетки. Орнамент имел ритуальное значение. Широкое распространение получила декоративная вышивка. Ею украшались наволочки, полотенца, сумки, женские головные уборы и т.п. Красочные настенные ковры – тускиизы – изготовлялись путем нашивки на кошму орнамента из материи.

    Получило развитие ювелирное искусство (ожерелья, браслеты, шолпы-подвески). Приемы инкрустации применялись при изготовлении седел, уздечек. Наиболее устойчивым элементом материальной культуры казахов, пожалуй, являлась кухня. Пищевой рацион зависел от социального положения. Если богатые ежедневно употребляли мясо, то у бедняков пища в период лактации весной – осенью состояла в основном из свежего молока, айрана, кумыса, а зимой главным кушаньем являлась жидкая каша и курт.

    Духовная культура преимущественно ограничивалась устными, рассудительными формами. Особенностью художественного наследия казахов является синкретизм - слитность, нерасчлененность. Практически единственным средством выражения народом своих настроений и чаяний, запечатлевшим «достопамятные события» народной жизни, являлся фольклор. Распространенным жанром фольклора были сказки: волшебные, бытовые и сатирические, о животных, небылицы и анекдоты. Социальный и житейский опыт народа вмещают в себя пословицы, поговорки, приметы, поверья, загадки. Наиболее крупный вид народного творчества – эпос, складывающийся из героических и социально-бытовых произведений. Эпосы различались по своей идейной направленности. Одни из них изобличали и высмеивали пороки власть предержащих, прославляли мужество и стойкость защитников родины, отражали стремление к объединению, сплочению, другие же восхваляли правящие круги, воспевали грабительские набеги и войны, идеализировали отсталый быт. Популярны были героические эпосы: «Алпамыс-батыр», «Ер-Таргын» и др.; лиро-эпические поэмы: «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек».

    Народный быт не мыслился без обрядовой поэзии, перелагавшийся на музыку:

    • естирту - печальное извещение о смерти или несчастье;

    • жоктау - причитание, плач по умершему;

    • коштасу - прощание при отъезде из аула;

    • осиет - завет, с которым родители на смертном одре обращались к детям;

    • бесик-жыры - колыбельная.

    Исполнялись свадебные песни: сынсу - прощание невесты с родным домом, аушадияр - наставления молодой чете, жар-жар - наставления невесте во время ее проводов.
    1   2   3


    написать администратору сайта